логистической инфраструктуры; Эил - эффект инвестиций в логистику.
Потенциалы логистической системы и инфраструктуры в свою очередь также являются сборными величинами.
Апробация предложенного метода была проведена в ООО «Эркер» - одной из крупнейших компаний-производителей на рынке пластиковых конструкций в г. Саяногорске, Республика Хакасия.
Проведенный анализ структуры себестоимости продукции ООО «Эркер» показал, что почти четверть всех расходов составляют логистические издержки, что почти в три раза превышает уровень, достаточный для признания оценки логистического потенциала предприятия целесообразной.
По полученным расчетам, логистический потенциал ООО «Эркер» в 2013 г. равен 1,976, что относительно предыдущих периодов отражает его рост. Расчеты индикаторов логистического потенциала также показали, что проблемными зонами для исследуемого предприятия являются организация процесса закупок и недостаточная загруженность автотранспорта. На сегодняшний день закупки материалов на предприятии осуществляются хаотично, в зависимости от объема заказа и остатков профиля и фурнитуры определенного производителя на складе. При этом складские площади используются далеко не рационально, не создается резервный запас, и производство часто простаивает из-за отсутствия материалов.
Учитывая, что имеющийся на балансе ООО «Эркер» грузовой автотранспорт кроме оконной продукции перевозит и другие материалы и инструменты на строительные объекты, целесообразно составлять план-график работы автомобилей. Он позволит более продуктивно использовать рабочее время, оперировать попутным грузом и впоследствии снизить расходы на горючесмазочные материалы и обслуживание автомобилей.
Апробация индикаторного метода при оценке логистического потенциала предприятия показала, что основным недостатком предложенного метода является субъективность значений весовых коэффициентов ввиду использования экспертных оценок. Снизить
долю субъективизма возможно за счет привлечения большего количества высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов.
Библиографические ссылки
1. Бродецкий Г. Л. Экономико-математические методы и модели в логистике: потоки событий и системы обслуживания : учеб. пособие. М. : Academia, 2009.
2. Кузнецова Н. П. Логистический потенциал как фактор инновационной активности региона // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1(19). С. 73-80.
3. Петенко И. В., Исиков С. М. Логистический потенциал коммерческого посредничества // Научные труды ДонНТУ. Серия «Экономическая». 2004. № 80. С. 88-93.
4. Плоткин Б. К., Делюкин Л. А. Экономико-математические модели в логистике : учеб. пособие. СПб. : СПбГЭУФ, 2010.
5. Скоробогатова Т. Н. Логистический потенциал предприятия сервиса // Вестник Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. 2006. № 2. С. 87.
References
1. Brodeckij G. L. Jekonomiko-matematicheskie metody i modeli v logistike: potoki sobytij i sistemy obsluzhivanija: ucheb.posobie. M. : Academia, 2009.
2. Kuznecova N. P. Logisticheskij potencial kak faktor innovacionnoj aktivnosti regiona // Vestnik OrelGIJeT. 2012. № 1(19). S. 73-80.
3. Petenko I. V., Isikov S. M. Logisticheskij potencial kommercheskogo posrednichestva // Nauchnye trudy DonNTU. Serija: Jekonomicheskaja. 2004. № 80. S. 88-93.
4. Plotkin B. K., Deljukin L. A. Jekonomiko-matematicheskie modeli v logistike : ucheb. posobie. SPb. : SPbGJeUF, 2010.
5. Skorobogatova T. N. Logisticheskij potencial predprijatija servisa // Vestnik Rossijskoj jekonomicheskoj akademii im. G. V. Plehanova. 2006. № 2, s. 87.
© Стоцкая А. С., Белякова Е. В., 2014
УДК 08.00.05
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ
Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таП:пу8Ыг@таП.ги
Обосновывается возможность использования логистических принципов потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер в организации сетевого взаимодействия вузов.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, академическая мобильность, принципы потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер в образовании.
Решетневскуе чтения. 2014
LOGISTICS TECHNOLOGIES IN THE NETWORK COMMUNICATION OF UNIVERSITIES
N. V. Shirochenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014 E-mail: [email protected]
The possibility of using logistic flow principles, pull, continuous improvement, allocation of functional areas in the organization of network communication among universities is substantiated.
Keywords: network communication; academic mobility; flow principles, pull, continuous improvement, allocation of functional areas in education.
Федеральным законом об образовании предусматривается необходимость организации совместной работы образовательных учреждений в виде сетевого взаимодействия.
Образовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи: расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся; сохранение или расширение контингента учащихся; обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами; внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся; привлечение внебюджетных средств.
В условиях сетевого взаимодействия обучение студентов конкретного образовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов других образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. При этом сетевое взаимодействие может строиться в двух основных формах: ресурсный центр; паритетная кооперация. Оба варианта могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.
Такая организация учебного процесса представляет собой совместную деятельность образовательных учреждений, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций) [1].
В условиях глобализации бизнеса становится ясно, что методы логистики находят свое применение в новых сферах приложения. Одной из таких сфер становится образование, а именно - личностно ориентированный подход в реализации траектории образования, что особенно важно при организации сетевого обучения.
В целом следует отметить, что особых успехов в области реформирования образования пока не достигнуто. Основной недостаток в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным
механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом является логистика. В сфере образования логистические технологии также применимы [2].
Современная логистика руководствуется семью основными правилами (Я7): righrproduct - нужный продукт; rightquality - необходимое качество; rightquantity - необходимое количество; righttime -нужное время; rightplace - нужное место; rightcucstomer - нужный потребитель; rightcost - требуемый уровень затрат. Эти же правила характерны и обязательны для организации современного образовательного процесса.
Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации - совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов учащихся.
При этом ключевая проблема заключается в том, что ограниченные возможности отдельных образовательных учреждений не позволяют им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ и, соответственно, предоставить максимальную свободу выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.
Решение этой проблемы может быть найдено в создании на базе некоторых учебных заведений, имеющих ограниченные ресурсы, инфраструктуры по типу сетевой организации, оказывающей весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающей максимальную свободу выбора. Создание такой инфраструктуры в первую очередь начинается с разработки целого ряда документов: положение об академической мобильности, положения о порядке организации и реализации совместных образовательных программ, порядка поступления на-совместные образовательные программы, регламента перевода студентов на индивидуальный план обучения, положения о признании периодов обучения студентов в других образовательных учреждениях ВПО, регламента о порядке заключения и исполнения соглашений о межвузовском сотрудничестве, положения об организации и ведении совместной научно -исследова-тельской деятельности студентов, положения о филиале кафедры, положения о практике, регламента приглашения преподавателей и специалистов сторонних организаций и учреждений для участия в образовательной и научной деятельности.
Грамотно составить траекторию высшего образования, учитывая ситуацию отдельного обучающегося, возможно с использованием принципов логистики. Применительно к образованию основными являются принципы потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер.
Эти принципы можно использовать и при организации сетевого взаимодействия.
Принцип потока означает переориентацию на потребителя всей цепочки создания ценности (производить не крупными партиями, а в небольшом количестве; быстро переналаживать производство; разные работы производить быстро, друг за другом). В отношении к образованию этот принцип особенно ярко проявляется в организации магистерской подготовки. В настоящее время сотни вузов России выпускают магистров по различным направлениям. Однако магистратура действительно пока не стала привычной формой обучения. Магистратура предполагает углубленную фундаментальную и специализированную подготовку. Большое внимание уделяется формированию умения принимать решения в условиях неопределенности, прогнозировать возможные ситуации развития бизнеса, оперировать большим объемом специализированной информации в процессе управления. Магистерские программы имеют специализированный уклон и более ориентированы на проблематику, современные подходы, инновации в конкретных областях знания.
Принцип вытягивания: право запускать цепочку принадлежит исключительно потребителю (процесс начинается лишь тогда, когда поступает заказ).
Этот принцип просматривается в организации работы магистратуры следующим образом. Магистерская подготовка проводится по программам, определенным вузу лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Организация лицензирования новых магистерских программ осуществляется вузом самостоятельно, на основании представления всех документов, требуемых для процедуры лицензирования. Указанные документы согласовываются с участниками образовательного процесса, в том числе работодателями. Востребованность на рынке выпускников-магистров будет напрямую зави-
сеть от того, как грамотно был составлен учебный план обучения магистра, какие в него были заложены специальные и авторские курсы. По заказу работодателя возможны корректировки подготовки магистранта.
Принцип непрерывного совершенствования (тихой революции): в организации развитие достигается путем небольших, но постоянных изменений. Этот принцип реализуется в возможности составления индивидуальной траектории обучения магистра. Большое значение для составления таких траекторий в магистерской подготовке имеют кредитно-модульная система и организация мобильности в образовании.
Принцип выделения функциональных сфер: рассматривая логистическое управление в организации, традиционно говорят о логистике снабжения, логистике производства, логистике распределения. Применительно к сфере образования в высшем учебном заведении можно говорить о логистике приемной кампании, логистике построения образовательного процесса, логистике трудоустройства выпускников.
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в качестве современного и адекватного средства управления в сфере создания сетевого образования можно использовать логистические технологии.
Библиографические ссылки
1. Еленев К. С., Еленева Ю. Я. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития вузов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
2. Широченко Н. В., Громова Т. А. Логистические технологии в образовании // Казанская наука. 2013. № 4.
References
1. Elenev K. S., .Eleneva U. Y. Network interaction as a factor of innovative development of higher éducation institutions // Modern problems of science and education. 2013, no. 1.
2. Shirochenko N. V., Gromova T. A. Logistics technologies in education // Kazan science. 2013, no. 4.
© Широченко Н. В., 2014