УДК 681.3
Романчева1 Н.И., Юркевич2 Е.В,
1ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Москва, Россия
2Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Россия
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В качестве одного из важнейших условий формирования системы образования предложена модель, определяющая непрерывность технологического развития. Для анализа возможностей построения механизма организации послевузовской переподготовки специалистов предложена система «Образовательное учреждение — Специалист - Работодатель» как логистическая цепь образования. В качестве одного из инструментов управления предложена пятиуровневая модель логистической цепи. Предложены характеристики методологических возможностей выявления общности целеполагания в работе агентов логистической цепи образования. Ключевые слова:
система образования, механизм организации послевузовской переподготовки специалистов, инструмент управления, пятиуровневая модель логистической цепи образования, методологические возможности выявления общности целеполагания.
Введение
Важной чертой Российского менталитета является естественность жизни в обществе созидания. В 90-е годы в нашей стране начался искусственный процесс формирования общества потребления. В это время образование, как и многие важные отрасли хозяйственного комплекса, попало в сферу обслуживания.
После шока 90-х годов наша страна постепенно начинает восстанавливать свой промышленный потенциал. Однако России требуются принципиальные изменения механизмов управления её хозяйственным комплексом. Одним из важных направлений в таких изменениях может рассматриваться стратегия формирования системы регулярной подготовки специалистов, определяющих возможности кардинальной смены технологий.
Можно полагать, что одним из важнейших условий формирования такой системы может стать перевод образования в сферу производства. Образование должно стать производством средств производства интеллектуального продукта.
Непрерывность технологического развития в стране должна определять непрерывность и темпы этого производства. Для анализа возможностей построения механизма организации послевузовской переподготовки специалистов предлагается рассмотреть систему «Образовательное учреждение -Специалист - Работодатель» как логистическую цепь образования [1].
Содержанием традиционной логистики является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях повышения эффективности используемых организационных форм и методов управления материальными и финансовыми потоками. В логистике образования в качестве товара будем рассматривать знания [2].
В данной работе под знаниями понимается информация, воспринятая и структурированная по важности согласно целеполаганию того, кто её воспринимает. Следовательно, образовательные технологии должны строиться по двум критериям: максимизация восприятия передаваемой информации и формирование целей (и желаний) учащихся. При таком рассмотрении ограничениями в работе логистической цепи образования являются характеристики финансовых потоков на каждом из этапов жизненного цикла процесса формирования специалиста.
Будем полагать, что послевузовская переподготовка является одним из этапов логистической цепи, определяющей формирование знающего специалиста. В целом жизненный цикл такой цепи можно представить в виде этапов: начальное образование; неполное среднее образование; полное среднее образование; среднее профессиональное образование; специалитет и бакалавриат (высшее профессиональное образование); магистратура; аспирантура (ординатура, адьюнктура) (соискание учёной степени кандидата наук), докторантура (соискание учёной степени доктора наук), регулярная профессиональная переподготовка.
В соответствии с постановкой задачи обеспечения конкурентоспособности знаний специалиста в
данной логистической цепи определим необходимость их регулярной актуализации. Будем полагать, что связи между агентами логистической цепи образования образуются в результате использования технологий, максимизирующих равновесие оценок подготовки выпускников образовательного учреждения и знаний работников, требуемых работодателем.
Важным фактором, определяющим работу такой цепи, является учет причинно-следственных связей между её агентами.
Работодатель, для расширения своих технологических возможностей и укрепления положения на рынке производимой им продукции, становится потребителем на рынке труда. Желая минимизировать расходы на адаптацию новых сотрудников к условиям производства, он (в терминологии данной работы) покупает строго определенные им знания, используя в качестве критерия собственную выгоду.
Образовательное учреждение формирует программы подготовки специалистов, чтобы в результате освоения учебных курсов они стали обладателями компетенций согласно Федеральным образовательным стандартам. Будем полагать, что эти стандарты разрабатываются и утверждаются согласно государственной политике технологического развития страны.
Особенностью данной логистической цепи является то, что будущий специалист формирует стратегию выбора своей специальности по собственному желанию.
Таким образом, каждый агент избирает собственный критерий: Образовательное учреждение должно строить свою деятельность по макроэкономическому критерию, Работодатель, согласно законам рынка, по микроэкономическому критерию, Специалист - по личностному критерию.
Рассмотрим возможности управления в такой логистической цепи при ограничениях, определяемых необходимостью согласования интересов всех агентов. Под понятием «интерес» в данной работе будем понимать отображение цели агента на ресурсы, необходимые ему для её достижения [3]. Например, допустим, что повышение уровня жизни в данном регионе является общей целью всех трех агентов. В то же время, Образовательное учреждение, являясь бюджетным, заботится о максимизации ресурсов, предоставляемых ему из государственных источников. Следовательно, оно должно заботиться о неукоснительном выполнении государственных программ развития хозяйственного комплекса страны. Интерес Работодателя в максимизации финансовой прибыли в сочетании с обеспечением престижности своей деятельности, укрепляющих его положение на рыке выпускаемой продукции. Обучающийся (Специалист) заботится о комфортности своего существования. Следовательно, каждому из агентов на начальном этапе требуются финансовые ресурсы, далее возможен переход к запросам в совершенствовании общественного признания.
Исходя из названных положений, задача данной работы определится как формирование методологии управления в логистической цепи образования, определяющегося условиями согласования интересов её агентов.
Логистическая модель управления образовательным процессом
В предлагаемом рассмотрении логистической цепи организация образовательных процессов ориентирована на формирование знаний будущих специалистов. В отличие от системы образовательных услуг, ориентированной на обучение технологиям. В нашем понимании образование предполагает сочетание профессиональных знаний с формированием целеполагания их получателя, т.е. на формирование целостной личности. Термин «Целостность» предлагается трактовать как характеристику личности, определившей «цель» своих действий и, соответственно, цель использования полученных знаний.
В качестве одного из инструментов управления в каждом из агентов предложим пятиуровневую модель логистической цепи.
Уровень формулировки целей. Формируются цели образовательного процесса. Например, целью получения знаний является формирование основы для взаимодействия Специалиста с Работодателем. В соответствии со стратегией достижения названной цели формируется причинно-следственная модель деятельности преподавателя, определяются его цели и цели руководства образовательного учреждения.
Анализ условий информационной передачи на данном уровне позволил выявить характеристики, определяющие эффективность деятельности преподавателя: соответствие цели каждого из учебных курсов направлению деятельности данного образовательного учреждения; оценки показателей, позволяющих давать количественные и качественные характеристики полноты достижения целей, поставленных руководством образовательного учреждения в организации послевузовской переподготовки; баланс количественных и качественных оценок уровня достижения поставленных целей.
В качестве ограничений на внешние и внутренние условия принимались во внимание: оценка уровня достижения целей в результате прохождения переподготовки; оценка положительного и отрицательного влияния внешних факторов на полноту переподготовки; оценка важности мероприятий, необходимых для достижения соответствующих компетенций; оценка психологического настроя преподавателя и учащихся помогающего (мешающего) переподготовке; оценка полноты ресурсов, выделяемых для достижения целей переподготовки.
Уровень функций и процессов. Поддерживается целевая деятельность образовательного учреждения по проведению послевузовской переподготовки. Цели этого учреждения декомпозируются до уровня каждого из занятий в каждой из учебных групп, формулируются и уточняются факторы, влияющие на их достижение. На каждом этапе переподготовки определяются основные методические решения по поддержанию функциональной надежности получения ожидаемых результатов в каждой группе, соответственно [4]. Таким образом, характеристиками эффективности переподготовки являются: оценки ответственности каждого преподавателя; оценки фактических трудозатрат на проведение плановых и дополнительных занятий, обеспечивающих достижение установленных целей применительно к специфике каждой группы; оценки показателей, характеризующих степень приближения к каждой из целей; оценки соблюдения ограничений на проведение занятий по данному курсу; оценки эффективности работы учащихся.
В качестве ограничений на данном уровне управления принимались во внимание: условия и факторы, влияющие на достижение цели и их текущее состояние; оценка методических возможностей достижения цели каждого из занятий [5] оценка полноты реализации функций преподавателя и учащихся; оценка рациональности формы проведения занятий, которые приняты для достижения цели изучения курса; оценка рациональности схемы распределения задач преподавателя и учащихся; наличие ресурсов, обеспечивающих рабочие процессы
образования; оценка степени ответственности преподавателя по принятию решений.
Уровень регламентации работ. Формируется содержание процесса проведения занятия по каждой теме. Отношения преподавателя и учащихся оцениваются корректностью и полнотой представления информации на занятиях, в том числе: результатами каждого занятия; применяемыми пособиями и дополнительной информацией; правилами контроля за выполнением заданий; психологическими особенностями преподавателя и его действиями в случае несоответствия установленным требованиям; психологическими особенностями учащихся; базой (технологической, методической);
Информационными особенностями на этом уровне являются содержание документов нормативно-методической базы с требованиями, которыми должен руководствоваться преподаватель.
В качестве ограничений, в соответствии с результатами согласования "ожидания" и "действительности" в учебных процессах, обеспечивающих значимые для изучения данного курса результаты, принимались во внимание балльные оценки: знаний, которыми должен обладать учащийся в начале изучения курса; необходимого ресурсного обеспечения для изучения данного курса; методических документов, определяющих требования к данному курсу; уровня заданий и контрольных работ, разработанных преподавателем для фиксации результатов изучения курса; правил, по которым формируются оценки учащихся; оценка эффективности проверок результатов изучения курса, а также формы, условий и времени этих проверок.
Уровень оперативного управления ведением занятий. Данный уровень обеспечивает схему управления методическим построением учебных занятий, определенную документами, регламентирующими порядок их проведения, проведение их мониторинга, выявление и отработку отклонений. В соответствии с особенностями образовательного учреждения проводится расчет фактических трудозатрат на изучение данного учебного курса по установленным планам, включая организацию рабочего места преподавателя и учащихся.
Для оценки эффективности оперативного контроля технологических процессов, результатов мониторинга ведения занятий требуется формирование статистики по исполнению. Для этого необходимо принимать во внимание: плановые (выполненные, просроченные) работы, выполняемые в данном образовательном учреждении; результаты изучения каждого курса; замечания и предложения по полученным результатам; ресурсы, которые использовались (должны использоваться) в учебных процессах.
Уровень анализа и коррекции. Реализуются процедуры анализа и выработки корректирующих действий. Данный уровень поддерживается выделением знаний из имеющихся накопленных данных. Оценивается эффективность работы преподавателя в различных разрезах, и выявляются тенденции развития как собственно образовательного учреждения, так и его внешней среды. В этом случае эффективность корректирующих процедур оценивается учетом: характеристики «слабых» мест в деятельности образовательного учреждения; уровнем ресурсного обеспечения деятельности образовательного учреждения; тенденциями в деятельности образовательного учреждения и его окружения.
В связи с тем, что особенностью педагогической деятельности является невозможность ввести единицу полезного вложенного труда (возможно выявить лишь его среднестатистическое значение), в методологии использования предлагаемой модели предлагается учитывать функциональную надежность логистической цепи на основании оценок риска получения результата, не соответствующего цели каждого из агентов.
Характеристики методологических возможностей выявления общности целеполагания в работе агентов логистической цепи образования. В нашем рассмотрении каждый агент логистической цепи явля-
ется активным. Следовательно, для анализа эффективности формирования знаний (в понимании, предлагаемом в данной статье) механизм переподготовки специалистов предлагается описывать с помощью следующих характеристик:
1. Ассортимент - совокупность образовательных программ и линий специализации (групп программ, объединенных по специальностям), которые использует образовательное учреждение. Решения относительно ассортимента носят стратегический характер. Они часто являются долгосрочными и создают основу для тактических решений по организации образовательных процессов. Для формирования ассортимента требуется учитывать: ширину (количество линий специализации); глубину (количество программ в одной линии специализации); совместимость (различных линий специализации); высоту (цена образовательного процесса в линии специализации).
2. Линия специализации - группа программ, связанных между собой хотя бы по одной из характеристик ассортимента. С целью максимального приспособления к нуждам Работодателя решения относительно линии специализации могут быть направлены на расширение (удлинение линий специализации "вверх" и "вниз" по составу и цене); прореживание (снятие отдельных программ, не пользующихся спросом); модернизацию (адаптация к новым требованиям).
Удлинение линии специализации возможно, если образовательное учреждение хочет соответствовать запросам новых работодателей или удовлетворять их меняющиеся потребности. Решения по линии специализации рекомендуется принимать исходя из конъюнктуры рынка труда.
3. Финансовые потоки характеризуются внутренней информацией образовательного учреждения по каждой программе. Например, оборот для каждой программы; уровень переменных затрат; уровень затрат на мультимедийное обеспечение; прибыль, приходящаяся на программу.
Анализ конкурентоспособности знаний выпускников позволит принимать решения по развитию и совершенствованию тех их атрибутов, которые определяют выбор работодателя в сравнении с выпускниками организаций-конкурентов. Важной задачей политики образовательного учреждения является своевременное введение инноваций, т.е. усовершенствование существующих и создание новых программ, а также введение новых образовательных технологий формирования специалистов по этим программам.
Совершенствование программы предполагает: уточнение характеристик требуемых специалистов (уровень образования, социальный статус, интересы и т.д.); оценку содержательной стороны программы, ее интерактивности, мультимедийной составляющей и др.; соблюдение сбалансированности методов обучения. Например, соотношения теоретического материала и практикумов; обучающего и контролирующего (тестов) элементов программы; режимов тренинга и свободной навигации по курсу и др.; оценку полноты содержания образования; оценку соответствия уровня профессионализма преподавателей и учебно-вспомогательного персонала усовершенствованным программам; оценку инфраструктурной составляющей программ (удобство интерфейса, возможность скоростной загрузки учебных материалов, консультаций в режиме реального времени, наличие форумов и т.д.).
Предлагаемое представление программ переподготовки специалистов выявляет необходимости их обновления. Новизну образовательной программы предлагается оценивать на основании системы экс-пертно определяемых критериев.
Рыночные критерии: потребность в программе; соответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда в связи с изменениями в технологическом оснащении производств; соответствие подготовки специалистов перспективам развития рынка труда; расширение круга работодателей.
Продуктовые критерии: ценность качества знаний специалистов, отличающихся от выпускников
аналогичных образовательных учреждений; эффективность сочетания качества знаний, получаемых в рамках предлагаемых образовательных программ, и стоимости образовательных процессов по сравнению с образованием того же уровня по традиционным программам.
Производственные критерии: ценность расширения профессиональных возможностей профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения; ценность технологий, разработанных для подготовки и реализации образовательной программы, в использовании другими образовательными программами.
При определении базисных (исходных цен) на образовательные программы возможно использование подходов, основанных на: - издержках (себестоимость плюс наценка, обеспечивающая получение прибыли; не учитывает величину спроса на рынке и цены конкурентов) Популярность данного подхода - в его простоте. - мнении работодателей (какую цену готов заплатить Работодатель за данную переподготовку). Работодатель во многом исходит из привычных цен, т.е. цен, действующих на достаточно широком рыночном пространстве в течение длительного периода времени. Мнение о привычных ценах можно изменить путем улучшения качества образовательных программ. - ценах конкурентов и на их возможной реакции на изменение цен на рынке. Предприятия устанавливают цены, исходя из сложившихся на рынке традиций ценообразования, или, следуя за ценами рыночного лидера. Издержки и спрос перестают быть решающими факторами.
Все три подхода могут использоваться образовательным учреждением одновременно, но роль каждого из них может быть различной.
Заключение
В целом, использование пятиуровневой модели показало наличие минимумов и максимумов оценок эффективности переподготовки при использовании конкретной учебной программы. Такие данные являются базой для определения причин подъемов и спадов в подготовке специалистов рассматриваемого профиля, а также определяют возможности управления ресурсами образовательных процессов в условиях предлагаемого финансирования.
В этом случае образовательные стратегии должны включать:
1. Требования к механизмам подготовки специалистов: требования к построению образовательных процессов, соответствующих специфике перспективных технологий, используемых на производстве конкретной направленности, а также требования к обеспечению квалификации специалиста, соответствующей технологическому оснащению на данном производстве.
2. Требования к эффективности деятельности образовательного учреждения характеризуемые: оценками квалификации выпускников, требуемой работодателями; а также оценками качества программ учебных курсов, обеспечивающих уровень образования, согласно образовательным стандартам, и определяющих качество образования, характеризующее конкурентоспособность выпускаемых специалистов.
Материальное обеспечение логистической цепи и её инфраструктура во многом определяются движением финансовых средств. Органы государственного управления определяют финансирование работы образовательных учреждений. Однако перед работодателем ставится задача спонсирования подготовки специалистов для собственных нужд не только в центре послевузовской переподготовки, но и в школе, колледже и институте.
Формирование норм, определяющих права и ответственность работодателя и органов государственного управления (федеральных и местных). Без правового закрепления таких норм невозможно обеспечение регулярной координации их действий. Предлагаемый подход к оценке информационного взаимодействия определяет глубину обратной связи между преподавателями и слушателями, и, тем самым, определяет надежность получения ожидаемых результатов переподготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трахтенгерц Э.А., Иванилов Е.Л., Юркевич Е.В. Современные компьютерные технологии управления информационно-аналитической деятельностью // М: СИНТЕГ, 2007.- 320 с.
2. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования - наука об управлении передачей знаний// Информатизация образования и науки №4/2011 С.192-203
3. Юркевич Е.В. Функциональная надежность в образовании/ М., ВИНИТИ, 2007.86с.
4. Кемалов В.К. К проблеме структурного синтеза моделирующей среды авиационного тренажера / В.К. Кемалов Б.Ж. Куатов, Н.К. Юрков //Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. -
Т. 1. - С. 103-106.
4. Вьюгина С.В. Синергетизм технологий развития интеллектуального потенциала студентов в педагогической системе технологического ВУЗа //Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2015. - Т. 1. - С. 208-211.
УДК 681.39; 007.001.362
Федотов1 Н.Г., Голдуева1 Д.А., Мокшанина2 М.А.
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
2ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», Пенза Россия
ПРИЗНАКИ ТЕКСТУР, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Предложен метод формирования признаков текстур, представленных в трехмерном пространстве, на основе стохастической геометрии и функционального анализа. Ключевые слова:
признаки текстур, представленных в трехмерном пространстве, распознавание образов, стохастическая геометрия, функциональный анализ.
Введение
Одной из актуальных проблем современной науки и техники является проблема распознавания образов. В ряде прикладных задач распознаванию подлежат изображения поверхностей, представленных в трехмерном пространстве (например, задача анализа рельефа местности, и т.д.). При решении подобных задач одной из основных проблем является проблема формирования признаков, описывающих анализируемые объекты и способных отличать изображения, относящиеся к разным классам.
Подавляющее большинство существующих в настоящий момент времени методов формирования признаков объектов, представленных в трехмерном пространстве, не позволяют остаточно детально описать анализируемые изображения, в силу того, что предполагаю существенное упрощение распознаваемых объектов, заключающееся в приведении к двумерному случаю. Подобное упрощение отрицательно сказывается на точности распознавания.
В настоящей статье предлагается метод формирования признаков текстур, представленных в трехмерном пространстве, предполагающий анализ изображений без предварительного их упрощения. Настоящий метод основан на аппарате стохастической геометрии и функционального анализа. Также следует отметить, что предлагаемый подход к проблеме анализа текстур, представленных в трехмерном пространстве, позволяет конструировать признаки инвариантные к повороту, переносу и масштабным изменениям исходного объекта, что весьма важно для решения большинства практических задач рассматриваемой области. Причем подавляющее большинство методов анализа
1. Теория триплетных признаков
Ключевым элементом теории триплетных признаков является геометрическое трейс-преобразова-ние, связанное со сканированием анализируемого изображения по сложным траекториям, введенное в [1] и исследованное в [1; 4; 5; 6; 7] и последующих работах. Трейс-преобразование сводимо в частных случаях к преобразованиям Радона, Фурье, Хо, Радона-Хо, но не эквивалентно им [2]. Трейс-преобразование является удобным инструментом для распознавания движущихся объектов. На его основе возможно получение нового класса признаков распознавания, позволяющих обеспечить инвариантное или сенситивное распознавание к группе движений и масштабным преобразованиям [7, 9]. С помощью признаков, посредствам которых организовано сенситивное распознавание, можно дополнительно определить параметры преобразования, которое претерпел исходный объект анализа [7]. Признаки изображения в рассматриваемом подходе имеют структуру в виде композиции трех функционалов [1]:
П(Р) = © о Р о Т(Р п 1(0, р)), (1)
где 0, р полярные координаты сканирующей прямой 1(0, р) [2], с которыми связаны функционалы <Э и Р соответственно; функционал Т связан с параметром ^ задающем точку на сканирующей прямой 1(0, р); Л х, у) - функция изображения на плоскости (х, у). Подобное представление признака оказалось продуктивным в силу своей геометричности: многие известные формулы стохастической геометрии и известные преобразования Радона, Хо, Фурье и др. укладываются в такую трехкомпонентную форму. В связи с характерной структурой такие признаки были названы триплетными. Функционал Т называют трейс-функционалом, Р - диаметральным функционалом, <Э - круговым функционалом. Области определения и области значения функционалов Т, Р и <Э являются подмножествами множества действительных чисел. Функционалы Т, Р и <Э выбираются из различных областей математики: теории вероятности, математической статистики, теории рядов и фракталов, стохастической геометрии и т. д. Таким образом, триплетные признаки сохраняют следы генезиса соответствующих областей математики, чем объясняется гибкость и интеллектуальность алгоритмов распознавания, базирующихся на триплетных признаках. Подробное описание формирования триплетного признака бинарного изображения можно найти в [2], для цветных текстур в [8].
2. Формирование триплетных признаков текстур, представленных в трехмерном пространстве
Под текстурой в настоящей работе будет пониматься изображение поверхности с повторяющимися примитивами каким-либо образом распределенными на ней. Текстуры, представленные в трехмерном пространстве, в отличие от двумерных, имеют еще одну группу характеристик, описывающую особенности высот. Поэтому, для анализа текстур, представленных в трехмерном пространстве, целесообразно построить совокупность признаков, учитывающую как особенности проекции точек минимума текстуры на плоскость хОу (или особенности яркости поверхности текстуры), так и особенности высот анализируемых изображения.
В настоящей работе для примера рассматривались текстуры, представленные в трехмерном пространстве, полученные при помощи атомно-силового микроскопа (рисунок 1).
Триплетные признаки текстур, представленных в трехмерном пространстве имеют следующий вид:
П(Р) = © о Р о Т(Р па) , (2)
где а - сканирующая плоскость перпендикулярная плоскости хОу, Лх, у, z) - функция изображения в пространстве (х, у, z), которая каждой точке поверхности текстуры А(х, у, z) ставит в соответствие z. Результат пересечения функции изображения с плоскостью а есть кривая д(0, р, z) (рисунок 2), заданная в цилиндрической системе