Научная статья на тему 'Логистические особенности функционирования газотранспортной системы Ростовской области'

Логистические особенности функционирования газотранспортной системы Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ГАЗОВАЯ СИСТЕМА / GAS DISTRIBUTION NETWORK / EFFECTIVENESS OF THE OPERATION OF GAS-TRANSPORT SYSTEM / LOGISTIC GAS SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипетин Константин Евгеньевич

В статье актуализируется проблема повышения эффективности функционирова-ния газотранспортной системы Ростовской области в рыночных условиях организаци-онного разобщения газовых хозяйств региона и низкой инвестиционной привлекатель-ности строительства газораспределительных сетей. Рассматриваются факторы повыше-ния надежности и безопасности транспортировки газа в логистической газовой системе региона, раскрываются особенности организационной реконструкции регионального сбыта газа и достижения сквозного контроля всей сети газораспределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article it is actualized the problem of increasing the effectiveness of the opera-tion of gas-transport system in Rostov area in the market conditions of organizational abhe-sion of gas economy of the region and low investment appeal of building the gas distribution network. There are examined the factors of rising the reliability and safety of gas transport in logistic gas system of the region, there are opened peculiaritys of organizational reconstruc-tion of regional sale of gas and achievement the total control of all gas distribution network.

Текст научной работы на тему «Логистические особенности функционирования газотранспортной системы Ростовской области»

К.Е. Шипетин

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация

В статье актуализируется проблема повышения эффективности функционирования газотранспортной системы Ростовской области в рыночных условиях организационного разобщения газовых хозяйств региона и низкой инвестиционной привлекательности строительства газораспределительных сетей. Рассматриваются факторы повышения надежности и безопасности транспортировки газа в логистической газовой системе региона, раскрываются особенности организационной реконструкции регионального сбыта газа и достижения сквозного контроля всей сети газораспределения.

Annotation

In the article it is actualized the problem of increasing the effectiveness of the operation of gas-transport system in Rostov area in the market conditions of organizational abhe-sion of gas economy of the region and low investment appeal of building the gas distribution network. There are examined the factors of rising the reliability and safety of gas transport in logistic gas system of the region, there are opened peculiaritys of organizational reconstruction of regional sale of gas and achievement the total control of all gas distribution network.

Ключевые слова

Сеть газораспределения, эффективность функционирования газотранспортной системы, логистическая газовая система.

Key words

Gas distribution network, effectiveness of the operation of gas-transport system, logistic gas system.

Выдвигаемые современной практикой особенности управления логистикой потоков в различных отраслевых системах в настоящее время формируют научно устоявшуюся дифференциацию современного инструментария логистического управления [6].

В частности, в логистике управления потоками газа локализован мощный фундамент дисциплин, обеспечивающих оптимальное управление процессами газораспределения (термодинамика, газовая динамика, теплотехника, гидравлика, теория тепломассообмена, теория компрессоров, поршневых двигателей, турбин). Эти параметры, характеристики оборудования, методы расчета, разработанные на основе перечисленных выше технических дисцип-

лин для всех технологических процессов, применяют в логистических газовых системах (ЛГС) для выработки эффективных комбинаций режимов совместной работы технологического оборудования и других управляющих воздействий при многих логистических активностях [4,7].

Однако этот аспект управления является лишь одним из фрагментов, обеспечивающих эффективное управление в рамках практически сложившейся организационно-экономической конфигурации ЛГС в регионе. Тем самым можно констатировать наличие теоретически условной границы, дифференциацию аспектных плоскостей восприятия и научного анализа логистики транспортировки газа, вокруг которой

позволяет изменять и актуализировать логистический анализ исследуемой проблемы.

Необходимо отметить, что в настоящей статье рассматриваются проблемы подчеркнуто организационноэкономического аспекта построения и развития газотранспортной логистической системы в регионе. В этом смысле доминантная структура рассматриваемых факторов функционирования системы представлена преимущественно проблемами ее институционализации на региональном уровне, которые в современный момент фактически фиксируют недопустимую разобщенность элементов газотранспортной инфраструктуры, что должна быть ликвидирована путем конвергенции и надежного объединения звеньев. Такой методический ориентир априори снимает необходимость акцентирования внимания на общих проблемах развития газовой отрасли и позволяет перенести акцент на исследование практических особенностей институционального развития газовой инфраструктуры региона как доминирующего фактора обеспечения устойчивости ее функционирования.

В качестве отправной точки концептуального анализа в данной статье использовано понятие «газовая логистическая система», под которой следует понимать организационно упорядоченную совокупность всех элементов, синхронизация работы которых обеспечивает эффективную и надежную транспортировку газа в регионе.

В рамках настоящей статьи важно отметить, что не конкурирующее многообразие трактовок и их концептуальное разночтение, а исключительно искомая адекватность методического ракурса научной оценки реальным проблемам региональной практики развития ЛГС методически должна быть переведена в эмпирически значимый контекст логистического исследования.

С позиции инструментального обеспечения последнего, актуализация практических проблем эффективного развития ГЛС в регионе в выше- обозначенном нами аспекте заостряет необходимость использования всего научного багажа и опыта создания логистических систем управления, накопленных за десятки лет эволюции традиционной логистики. В качестве отправной точки такого заимствования в настоящей статье использованы ключевые принципы логистики транспортировки газа, осмысление которых позволило усилить точность и концептуальную ценность анализа [4]. Благодаря этому, сделана попытка проведения широкоаспектной оценки эффективности организационной конвергенции функциональных составляющих процесса газораспределения в Ростовской области, общая концептуальная констатация необходимости которой является общим местом в современных экономических исследованиях [1,9,10,11].

В этой связи особую актуальность представляет исследование всего спектра вопросов, составляющих проблемное поле развития системы газораспределения в регионе.

В настоящее время институциональная инфраструктура газораспределения Ростовской области представлена 9 газораспределительными организациями (ГРО), имеющими в собственности сети газопроводов, осуществляющих их эксплуатацию и имеющих возможность оказывать услуги по транспортировке газа потребителям.

С позиции современной логистики следует выделить ключевые проблемы функционирования газотранспортной инфраструктуры Ростовской области, значимый аспект которых представлен вопросами развития институциональной составляющей. Акцентирование внимания на этой составляющей обусловлено наличием широкого круга проблем, существование которых по-

зволяет констатировать снижение надежности и эффективности логистической системы газораспределения в регионе [12].

Одним из факторов разобщения элементов логистической системы распределения в регионе является акционирование газовых хозяйств, в результате которого в собственность ГРО подлежали приватизации только распределительные газопроводы, а внутридомо-вые газопроводы и газовые приборы оказались в собственности балансодержателей зданий и владельцев квартир. В ретроспективном срезе можно отметить, что до этого времени действовала отлаженная и эффективная система плановопредупредительных ремонтов внутренних газопроводов и газовых приборов. На современный момент затраты на их эксплуатацию не входят ни в тариф ГРО на транспортировку газа, ни в сбытовую надбавку ООО «Ростоврегионгаз».

Как показал анализ, частичную практику составляют предлагаемые ОАО «Ростовоблгаз» возмездные договоры на техническое обслуживание, процент заключения которых собственниками или квартиросъемщиками жилых помещений ничтожно мал. Замыкающее звено цепи газораспределения в регионе - граждане как конечные потребители газа, из-за недостатка финансовых средств, вызывают специализированную организацию только по факту выхода из строя оборудования или обнаружения утечек газа. Тем самым в результате организационной реконструкции сбыта газа, после разрыва договоров с абонентами на поставку газа, большинство ГРО также оказалось без каких-либо юридических рычагов, финансовых и кадровых ресурсов для контроля за безопасным использованием газа в быту [12].

С научной точки зрения, эмпирически сложившаяся система газораспределения в регионе не является эффективной ввиду того, что параметры

безопасности и правильности эксплуатации газопровода в конечных звеньях системы выпали из-под контроля, снизив надежность всей логистики газоснабжения.

В качестве показательного примера, подтверждающего опасность сложившейся ситуации, можно привести проблему диагностирования внутренних газопроводов жилых зданий.

В настоящее время в Ростовской области подлежат диагностированию более 2000 км внутренних газопроводов. С точки зрения оценки надежности и безопасности всей системы газораспределения, эта область представляет наибольшую опасность, так как последствия чрезвычайных ситуаций в густонаселенных и закрытых помещениях намного выше риска последствий аварий на наружных газопроводах.

Пролонгирующим локализованную выше проблему является отсутствие возможности контроля отдельных участков логистической сети газораспределения. В настоящее время на территории, обслуживаемой ОАО «Ростовоблгаз», из 13400 км наружных газопроводов 3700 км (27,61%) являются бесхозными [12].

Основной проблемой является юридическая невозможность принятия этой не контролируемой никем четверти газопроводов на баланс ГРО. С ретроспективной точки зрения, проблема возникновения бесхозных газопроводов возникла как по причине реорганизации и ликвидации предприятий и колхозов в 90-е годы, так и строительства новых объектов за последние 10 лет.

Ежегодно в Ростовской области строится около 1000-1200 км газовых сетей. При этом около 50 % газопроводов строилось за счет средств граждан (кооперативов), и они автоматически попадали в разряд бесхозных.

Согласно действующим нормативным документам в тариф на транспортировку газа включаются затраты на

эксплуатацию только тех газопроводов, которые находятся у ГРО в собственности или на иных законных основаниях.

Тем самым можно констатировать, что бесхозные газопроводы, фактически являясь опасными производственными объектами, никем не эксплуатируются. Это эмпирически фиксирует нерабочее состояние средств защиты от электрохимической коррозии, допуская возможность несанкционированного ведения земляных работ и повреждения газопроводов.

Помимо идентифицированных нами выше организационных дефектов развития сети ГРО, ОАО «Ростовобл-газ» не может включать в тариф логистические затраты на компенсацию поставщику технологических потерь по этим сетям, что влечет нарушение баланса количества поданного - принятого газа региональной газовой компании.

Элиминирующим эту проблему логистическим решением является принятие органами местного самоуправления на баланс бесхозных сетей с последующей сдачей их в аренду ГРО. Однако в связи с федеральной реформой органов местного самоуправления и распределением собственности между множеством администраций мелких сельских поселений данный процесс крайне усложняется, что снижает прикладной потенциал его реализации.

Принципы, закрепляющие и актуализирующие выработку рационального вектора решений проблемы сквозного контроля всей газовой магистрали в регионе, совершенно четко очерчивают условия или требования, налагаемые на механику обеспечения безопасности управляющих воздействий и надежность ГЛС в регионе [3,4]

Тормозящим фактором развития ЛГС в регионе является проблема консолидации ее звеньев, составляющую которой формируют сложности подключения объектов капитального

строительства к газораспределительным сетям.

Существующая в этой области нормативно-правовая база (принятое коллегией администрации Ростовской области решение от 24.05.06 г. №24 «Об утверждении правил подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ростовской области») фиксирует в качестве одного из требований к правообладателю земельного участка (вне зависимости юридическое это или физическое лицо) наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на домовладение.

В настоящее время около 90 % правообладателей земельных участков не имеют правоустанавливающих документов. Данный факт затрудняет работу ОАО «Ростовоблгаз» при заключении договоров на подключение к газораспределительным сетям, так как плата за подключение к газораспределительным сетям согласно вышеуказанным нормативным актам подразумевает строительство газопровода до границ земельного участка.

В результате при существующем порядке плата за подключение после налогообложения и других затрат не превышает 15 % от стоимости газопроводов, что дезавуирует работу всей схемы газоснабжения домохозяйств.

Отдельной проблемой развития ЛГС Ростовской области является сложность оформления охранных зон газопроводов, которое, согласно Земельному кодексу должно проводиться на основании наложения на землепользователей обременений (сервитутов).

Научный анализ этой проблемы позволил выявить ряд обусловливающих ее сложностей, локализованных в разных аспектных плоскостях.

Во-первых, это экономический аспект вопроса. Для выполнения межевых кадастровых земельных дел по всем существующим газопроводам требуется

несколько сот миллионов рублей, включение которых в тариф на транспортировку газа невозможно. Кроме того, собственники земельных участков вправе требовать регулярную плату за наложенное обременение, что также не предусмотрено финансовыми возможностями ГРО.

Во-вторых, периметр большинства межпоселковых газопроводов проходит по землям бывших колхозов, оказавшихся в настоящее время в общей долевой собственности частных лиц, границы землепользования у которых не определены.

В-третьих, органы местного самоуправления и их подразделения, которые обязаны обеспечивать выполнение данных работ, технически не имеют представления о порядке и процедуре оформления указанных сервитутов.

Таким образом, проблема оформления охранных зон влечет за собой отказ органов надзора и контроля в применении мер к лицам, осуществляющим незаконное строительство зданий вблизи газопроводов, что чревато взрывами и гибелью людей, находящихся в данных строениях.

Общим принципом современной теории логистики является обеспечение возможности эффективного функционирования транспортной инфраструктуры на основе обеспечения ее устойчивого функционирования [3,5,8]. Проекция этого принципа на особенности работы ЛГС региона обусловливает необходимость решения задачи приобретения и оснащения производственных баз.

Однако в рамках процесса массовой газификации населенных пунктов Ростовской области как за счет средств ОАО «Газпром», так и за счет средств бюджетного кредита, выделяемого ОАО «Ростовоблгаз» администрацией области, фактически не предусматриваются средства для созданий производственных баз и участков, необходимых для дальнейшей эксплуатации построенных

газопроводов. По сути, имеет место несистемное развитие системы газораспределения, отсутствие механизмов жизнеобеспечения которой резко снижает ее надежность, а значит, и эффективность. Кроме того, существующий размер амортизационных отчислений (которые в основном используются для обновления автотранспортной техники, оборудования, приборов) не позволяет приобретать дорогостоящие объекты недвижимости.

Ретроспективный анализ в рамках оценки возможностей решения этой проблемы показывает, что в условиях социалистической экономики до 20% средств, направляемых на газификацию, использовалось для создания производственных баз [10].

Необходимо подчеркнуть, что включение небольшого размера средств на строительство баз специальной надбавки в 2007 - 2008 гг. есть полумера. Это обусловлено тем, что за счет специальной надбавки не допускается приобретение готовых построенных зданий, а только новое строительство, в то время как строительство зданий с учетом решения всех вопросов землепользования, обеспечения их необходимой инфраструктурой и инженерными коммуникациями несопоставимо со сроками строительства новых газопроводов.

Кроме того, с 2009 г. включение затрат не только на приобретение, но и на строительство производственных баз за счет средств специальной надбавки допускаться не будет, что еще более усугубит вышеизложенную ситуацию.

Затрудняющими развитие газораспределительной инфраструктуры региона являются организационные проблемы, связанные с получением бюджетного кредита, предназначенного для реализации. Программы газификации Ростовской области.

Сдерживающим фактором является низкая окупаемость вновь вводимых в действие газопроводов, что объ-

ясняется социальной направленностью Программы газификации Ростовской области (при газификации небольших населенных пунктов увеличение объемов транспортировки не позволяет получить чистую прибыль, необходимую для возмещения произведенных затрат).

То есть целостная оценка эффективности функционирования ГЛС в условиях рыночной экономики позволяет вскрыть важный аспект рационализации ее функционирования, связанный с порядком финансирования строительства газовой магистрали и учетом бюджетной составляющей в финансировании процессов газоснабжения Ростовской области.

Анализ структуры финансовых потоков показывает, что существовавшая до 2006 г. практика газификации населенных пунктов в Ростовской области предусматривала финансирование строительства подводящих газопроводов за счет средств федерального и областного бюджетов. Строительство внутрипоселковых газовых сетей осуществлялось за счет средств областного и местных бюджетов с привлечением средств населения путем создания кооперативов (взносы членов кооперативов составляли от 25 до 60 тыс. рублей на одно домовладение) [12].

Нарушение существующего порядка финансирования в результате отсутствия в программе газификации населенных пунктов, синхронизации всех источников финансирования, определяющей сроки строительства, зачастую способствовало возникновению социальной напряженности, вызванной в случаях, когда средства с населения собраны, уличные сети построены, а строительство подводящего газопровода еще не начиналось, и источники его финансирования были не определены.

Фрагменты такого рода практики имеют место в регионе и поныне. Подчеркнем, что затраты населения не ограничиваются сбором средств на строи-

тельство газопровода, в дальнейшем ежегодно осуществляется сбор средств на его техническое обслуживание. Зачастую это приводит к тому, что средства не собираются в должном объеме, техническое обслуживание не осуществляется, и безопасность эксплуатации подобных газопроводов ставится под угрозу.

Таким образом, рационализация порядка финансирования должна обеспечить синхронизацию объектов газификации Ростовской области, снижение финансовой нагрузки на граждан при газификации, а также освобождение населения от дальнейшего финансирования работ по техническому обслуживанию построенных газопроводов.

Научная верификация корректности интерпретации проблемы эффективности синхронизации источников финансирования становится возможной, опираясь на базовые принципы логистики, один из которых концептуально закрепляет механику финансового обеспечения управленческих решений в области логистики транспортировки газа [4,7].

В целом выявленные и раскрытые в настоящей статье ключевые проблемы развития газораспределительной инфраструктуры Ростовской области составляют чрезвычайно широкий круг вопросов, которые были раскрыты в ракурсе научного примата базовых принципов теоретической логистики транспортировки газа.

Концептуальное оформление общего контура решения этих вопросов, сформулированного в статье, позволяет заключить, что общая характеристика тенденций развития логистики транспортировки газа в регионе указывает на наличие проблем, связанных с усилением и достижением тотального контроля всей цепочки газораспределения в Ростовской области, а также развития системы производственных баз с целью

обеспечения функционирования газотранспортной системы региона, институционального оформления охранных зон газопроводов за счет рационализации процедуры наложения на землепользователей обременений (сервитутов).

Подчеркнем, что критический посыл научного осмысления практически отлаженных в регионе тенденций развития ГЛС был концептуально сформирован на основе тех концептуальных и категориальных образований, что имеются сегодня в современной логистике транспортировки газа. Безусловно, по мере расширения региональной практики логистического менеджмента в сфере организации движения потоков газа непременно сформируется еще более мощный апостериорный посыл, изучение которого на научном уровне позволит уточнить особенности газовых потоков, специфику ЛГС, их цели и проблемы функционирования в Ростовской области.

Библиографический список

1.Ванчиков О.З. Газ - фактор социальной стабильности // Газовая промышленность. 2008. Июль.

2.Козаченко А.Н., Лопатин А. С.,

Никишин В.И., Поршаков Б.П. Снижение энергозатрат при

транспортировании газа. - М.:

«Потенциал» // Производственно-

технический журнал. 2001. №1.

3.Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Апатцев, С.Б. Левин, В.М.Николашин и др.; Под ред. В.М. Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4.Матвеев В. В. Реализация

логистических принципов управления газовой компанией в системе экстремально экономного

регулирования и управления

крупномасштабными сетями

газопроводов. Доклад на 1-й

Международной научно-технической

конференции DISCOM 2002, Москва, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. 13.11.2002.

5.Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6.Миротин Л.Б., Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления: Учебник для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7.Рутковский И. П., Швабский В. Л., Дятлов В. В. Автоматизация управления газотранспортными предприятиями и ЕСГ в целом // Газовая промышленность. 2000. Октябрь.

8.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.

9.Чернышев Д.А., Хатьков В.Ю. Необходимость и перспектива реформирования рынка газа в России // Газовая промышленность. 2007. Июль.

10.www.gazo.ru

11.www.goon.ru

12.www.rostoblgaz.ru

Bibliographic list

1.Vanchikov O.Z. Gas is a factor of social stability // Gas industry. July, 2008.

2.Kosachenko A.N., Lopatin A.S., Niki-shin V.I., Porshakov B.P. Reduction of energy cost in gas transport. - M.: "Potential" // Production and technical magazine. 2001. 1.

3.Logistic transport-cargo systems: Text-

book for students of institutes of higher education / V.I. Apatzev, S.B. Levin, V.M. Nikolashin and others; Edited by V.M. Ni-kolashin. - M. Publishing center "Academy", 2003. - 304 pages.

4.Matveev V.V. Implementation of logistic principles of managing the gas company in the system of extremely economical control and management the large-scale networks of gas pipe lines. Report on the first International scientific and technical conference DISCOM 2002, Moscow, RSU of oil and gas by Gubkin I.M. 13.11.2002.

5.Mirotin L.B. Transport logistics: Text-

book.- 2nd edition, Stereotype. - M.: Publishing house "Examen", 2005. ô.Mirotin L.B., Bokov V.V. Modern Instrumentarium of logistic management: Textbook for institutes of higher education. M.: Publishing house "Examen", 2005.

7.Rutkovskiy I.P., Shvabskiy V.L., Dyatlov V.V. Automation of control of gas transport enterprises and ESG in general //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gas industry. October, 2000. 8.Sergeev V. I. Logistics in business: textbook.- M.: INFRA - M, 2001.608 pages.

9.Chernishov D.A., Hat'kov V.Y. Necessity and prospect of gas market reforming in Russia // gas industry. July 2007.

10.www.gazo.ru

11. www.goon.ru

12.www.rostoblgaz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.