Второй вывод: современный процесс ценообразования практически полностью отпущен, образно говоря, на волю даже в краткосрочном временном аспекте. А если рассматривать, например, необходимые объемы финансирования при возведении крупных и крупнейших народно-хозяйственных комплексов, то оценить величину этих объемов в современной ценовой ситуации практически невозможно. И не это ли является одной из главных причин того, что долгосрочные планы развития экономики России неоднократно корректируются?
Третий вывод очевиден: государство должно кардинально изменить свое отношение к процессам ценообразования, проявляя реальные властные рычаги в
данной сфере деятельности, а не уповать на квазиобъективную властность рынка, разрушительность которой, кстати, блестяще доказана современным состоянием экономики России в целом.
1. Алёхина О.Ф., Воронов Н.А., Удалов Ф.Е. Оперативное и стратегическое управление производством на промышленных предприятиях. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013.
2. Удалов Ф.Е. Централизованная система управления -добро или зло? // ЭКО. 2013. № 4. С. 149-157.
3. Удалов Ф.Е. Рыночная экономика. А есть ли иная? // ЭКО. 2011. № 8. С. 53-65.
[email protected] Анастасия Андреевна Антонова,
аспирантка кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В статье рассматриваются вопросы использования концепции процессного подхода для управления логистическими процессами промышленного предприятия. Выявлена взаимосвязь между управлением логистическими потоками, процессным подходом и СМК. Предложен механизм расчета фактической результативности логистических процессов, обеспечивающий повышение эффективности их менеджмента. В статье указаны основополагающие требования к использованию процессного подхода в менеджменте логистики.
Ключевые слова: логистика, качество, СМК, процессный подход, менеджмент.
A.A. Antonova
йЭр anastasiya_
УДК 338.24
ASPECTS OF LOGISTICS IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper discusses using the concept of process approach to manage the logistics of an industrial enterprise. The author reveals the interrelation between the management of logistics flows, process approach and QMS. A mechanism for calculating actual efficiency of logistics processes that can help increase the efficiency of their management is presented. The paper lists basic requirements for using process approach in the management of logistics. Keywords: logistics, quality, QMS, process approach, management.
Основа современной логистики - это управление материальными потоками по всей цепи поставок в направлении и в интересах конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности не только транспортных, но и производственных процессов на предприятии. Таким образом, логистика как понятие, определяющее комплексную систему управления материальными потоками на предприятии, предусматривает и тем самым актуализирует систему процессов в организации, направленную на минимизацию затрат при производстве, хранении, распределении и транспортировке товаров. Сегодня наблюдается резкое увеличение выставляемых требований к логистическим процессам промышленных предприятий. Кроме того, внедрение механизма управления логистическими потоками на предприятии является необходимым инструментом системы менеджмента качества (рис. 1).
Анализ показателей, которые отражают долю логистических затрат от оборота, заставляет большинство промышленных предприятий осознавать всю значимость логистики, ее прямое влияние на качество и эффективность производственной деятельности (табл. 1) [4]. Сравнение статистических данных, приведенных в табл. 1, говорит о том, что проблема уменьшения логистических затрат особенно актуальна для таких отраслей, как металлургическая и химическая промышленность.
Для решения проблем снижения операционных затрат, связанных с логистическими процессами на промышленных предприятиях, особое внимание в настоящее время уделяется моделированию логистических процессов и внедрению в них современных концепций менеджмента качества. Ключевым механизмом для достижения этих целей является реинжиниринг бизнес-процессов и процессно-ориентированное управление.
Рис. 1. Схема взаимодействия механизма управления логистическими потоками и СМК
Таблица 1 Доля логистических затрат от оборота, %
Отрасли Затраты
Производство металла и металлообработка 26-27
Химическая промышленность 20-25
Сельское хозяйство, бумажная промышленность, электронные и электротехнические изделия 16-17
Текстильная промышленность и машиностроение 10-15
Однако вопрос разработки эффективных механизмов управления логистическими процессами промышленного предприятия с использованием процессного подхода освещен не в достаточной мере, что обусловило актуальность темы исследования.
Конечной целью использования процессного подхода является повышение качества деятельности. Любая деятельность заканчивается неким результатом, поэтому речь идет о повышении качества как деятельности, так и ее результата. При этом под качеством понимается степень соответствия фактических значений показателей качества нормативным значениям этих показателей. Так, повышение качества перевозки может выражаться в увеличении скорости перемещения груза (показатель качества перевозки), а повышение качества результата перевозок - в сокращении сроков доставки (показатель качества результата перевозки). Отсюда следует, что для оценки качества необходимо применять как нормативные, так и фактические значения показателей качества.
Деятельность может рассматриваться как процесс, если соблюдены три условия:
1. Изменились значения и (или) состав показателей качества деятельности и (или) ее результата. Например, после ремонта склада восстанавливаются до нормативных значений показатели качества процесса хранения продукции. Или после реконструкции склад становится местом, где осуществляется не только хранение, но и
подготовка продукции к погрузке и перевозке (сортировка, комплектация, упаковка и др.), что приводит к использованию новых показателей качества работы такого склада.
2. Изменившиеся показатели качества представляют ценность для потребителя, клиента.
3. Для деятельности, рассматриваемой как процесс, установлены измеримые показатели качества, позволяющие управлять процессом. То есть необходимо:
- устанавливать цели по качеству процесса;
- планировать работы по их достижению;
- оценивать результаты;
- вводить нормативные требования к показателям качества (нормы);
- подтверждать соответствие нормам;
- устанавливать исправляемые и недопустимые несоответствия;
- анализировать причины несоответствий, принимать меры для их устранения и оценивать результативность принятых мер;
- устанавливать показатели результативности и эффективности процесса и определять их.
Это позволяет обеспечить выполнение требования п. 4.1 (с) стандарта ISO 9001 - «определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими».
Качество процессов зависит от качества персонала, расходуемых ресурсов и производственной инфраструктуры, а также от качества менеджмента, которые, в свою очередь, зависят от финансовых возможностей организации. Эти факторы действуют внутри организации, они присущи ей, поэтому в дальнейшем будем называть их внутренними факторами.
В логистике, как и в любой производственной деятельности, в качестве процессов могут рассматриваться маркетинг, планирование, закупки, получение, хранение и перевозки материальной продукции, найм и подготовка персонала, обслуживание инфраструктуры (склады, транспортные средства), контроль и оценка его результатов.
Процессный подход включает следующие действия:
- определение видов деятельности, которые целесообразно рассматривать как процессы, и их взаимосвязи;
- идентификация каждого из определенных процессов, чтобы детально представлять, как он осуществляется, кому нужен его результат, какие показатели качества, результативности и эффективности требуются для управления процессом, кто из персонала в нем участвует, какие расходуемые ресурсы и производственная инфраструктура нужны для процесса, каких затрат он требует;
- анализ результатов идентификации и поиск возможностей улучшить процессы, т.е. повысить их результативность и эффективность;
- разработка и реализация мероприятий для улучшения процессов исходя из результатов анализа;
- анализ результатов реализации мероприятий;
- оценка влияния этой реализации на экономические и финансовые результаты, прежде всего на себестоимость товара, объем поставок и прибыль.
Не следует все виды производственной деятельности определять как процессы, хотя бы потому, что это дорого и не во всех случаях эффективно. В некоторых случаях учитывают важность и серьезность видов деятельности: например, когда крайне высок уровень несоответствий (дефектов, брака). Тогда эту деятельность определяют как процесс, идентифицируют, а затем ищут средства его улучшения. В других ситуациях, когда есть необходимость упорядочить функции и ответственность каких-либо подразделений и должностных лиц, их деятельность описывают и рассматривают как совокупность процессов, связанных с входами и выходами.
При определении процессов необходимо также оценивать возможность установления измеримых показателей качества для деятельности, обозначаемой как процесс.
Объектами идентификации являются факторы, влияющие на успешность каждого из определенных процессов:
- входы и выходы, в том числе информация на входах и выходах;
- поставщики входов и потребители выходов;
- декомпозиция процессов - выделение процессов более низких уровней (подпроцессов) или операций, из которых состоит процесс, определение их взаимосвязи;
- показатели качества процесса, их состав и значения, процедуры и методы контроля;
- документы (инструкции, чертежи, технологические карты), устанавливающие процедуры и (или) методы выполнения процессов (операций) и требования к качеству процесса и качеству его результата;
- затраты на выполнение подпроцесса (операции) и процесса в целом;
- состав, функции, ответственность и полномочия персонала, выполняющего процесс, в том числе руководителя (владельца, хозяина) процесса;
- состав расходуемых ресурсов, необходимых для поддержания процесса в рабочем состоянии (вещества, материалы, энергия, вода и т.п.);
- состав и состояние производственной инфраструктуры, с помощью которой реализуется процесс (земля, помещения, оборудование, средства измерения, информационная техника и т.п.);
- фактические значения показателей качества процесса;
- результативность и эффективность процесса.
Применение процессного подхода в логистике, и в
частности при организации материальных потоков, обусловлено его большим вниманием к описанию разделения задач и потоков информации между структурами, распределению ответственности и полномочий менеджеров, что позволяет целенаправленно улучшать отдельные звенья логистической цепи в сквозной единой системе информационных, материальных и финансовых потоков.
Далее рассмотрим процессную модель организации материальных потоков в производственно-сбытовых системах, которая иллюстрирует связи между всеми имеющимися процессами. Все процессы можно разделить на основные и вспомогательные. В качестве основных выделены процессы, связанные с товародвижением внутри предприятия. Вспомогательными процессами модели являются все действия по созданию нормальных условий для осуществления процесса движения материальных потоков. Общий вид модели представлен на рис. 2.
Как видно из рис. 2, в ходе удовлетворения потребительского спроса, т.е. выполнения поступивших заказов, на предприятиях осуществляется несколько видов операций:
- закупка сырья, материалов и комплектующих;
- операции технологической обработки, связанные с изменением форм, размеров, состояния, взаимного расположения деталей и узлов, составляющих изделие;
- сбыт готовой продукции потребителям.
При этом в процессе их осуществления требуется выполнить работы по погрузке-разгрузке, внутризавод-
Основные процессы
Рис. 2. Процессная модель организации материальных потоков в логистике
скому перемещению материалов и продукции, их складированию и хранению.
Таким образом, перечисленные процессы выполнения заказа дополняются транспортировкой и складированием (с сопутствующими им операциями), которые как бы пронизывают их на всем протяжении - от закупки материальных ресурсов до сбыта готовой продукции.
Основные процессы для более эффективного управления, в свою очередь, можно детализировать на укрупненные задачи. Далее задачи можно расписать по элементарным операциям. Например, закупка состоит из определения размера потребности в материалах, формирования заявки на закупку, выбора поставщика, утверждения заявки на закупку, формирование заявки поставщику, получения счета, получения разрешения на оплату, оплаты по счету, доставки, передачи на склад.
Помимо основных процессов при организации материальных потоков необходимо решить ряд задач по обеспечению нормального его протекания. Они составляют совокупность вспомогательных процессов. В данной модели автором выделены следующие из них: ресурсное обеспечение, управление инфраструктурой, управление средствами труда, обеспечение качества, организация документооборота, управление персоналом, внутренний аудит.
Показатели качества для некоторых процессов представлены в табл. 2 [3].
Таблица 2
Показатели качества производственных процессов
Процесс Показатели
Разработка и проектирование Длительность разработки нового продукта. Новизна продукта (количество использованных патентов). Уровень отказов при использовании продукта из-за проектных ошибок. Доля затрат на разработки и проектирование
Производство Производительность. Длительность производства единицы продукта. Энергоемкость. Материалоемкость. Уровень дефектности при производстве. Уровень отказов при использовании продукта из-за производственных дефектов. Уровень травматизма. Уровень негативного воздействия на окружающую среду. Доля затрат на производство
Управление персоналом Текучесть кадров. Потери рабочего времени. Уровень дефектности из-за ошибок персонала. Доля затрат на обучение
Закупки Уровень дефектности закупаемых товаров (продукции, услуг, работ). Соблюдение сроков поставки. Уровень запасов на складах. Доля сертифицированных поставщиков. Доля затрат на закупки
Важнейшим показателем качества процесса является количество несоответствий, возникающих при его выполнении. Под несоответствиями понимаются недопустимые отклонения фактических значений показателей качества процесса или его результата (продукции, услуги, работы) от нормативных (например, недопустимая величина потерь при перевозке).
По итогам идентификации можно оценить фактическую результативность и эффективность процессов.
Если И - показатель результативности, Г - фактическое значение показателя качества, N - нормативное (плановое) значение показателя качества, то
И = Г / N х 100% (если чем больше Г, тем результативнее процесс),
И = N / Г х 100% (если чем меньше Г, тем результативнее процесс).
Если, например, фактическое значение уровня дефектности составляет 8%, а нормативное - 10%, результативность процесса по этому показателю составляет:
И = Г/N х 100% = 10 / 8 х 100 = 125%.
Однако показатели результативности не отражают цену, которую приходится платить за достигнутые результаты. Для этого можно использовать показатели эффективности, которые являются отношением фактических затрат на результат (выход) процесса к их плановому значению.
Затраты могут быть выражены как в денежных, так и в других единицах. Например, при оценке энергоэффективности они могут измеряться в килоджоулях, киловатт-часах; при оценке ресурсоемкости - в кубических метрах или килограммах; при оценке трудозатрат - в человеко-часах и т.п. Показатели эффективности важны в первую очередь владельцам и руководителям организаций.
Ключевая цель процессного подхода состоит, конечно, не в детальной идентификации процессов, которая лишь фиксирует их существующее состояние. Главное -это поиск и реализация возможностей улучшения процессов на основе анализа информации, полученной в результате идентификации.
Очевидными направлениями работ для улучшения процессов являются:
- повышение качества труда работника, которое характеризуется количеством ошибок, приводящих к дефектам, величиной скрытых потерь рабочего времени, правильностью расхода ресурсов, состоянием используемых средств и орудий труда;
- внедрение принципов и методов бережливого производства. Это позволяет устранить ненужные затраты труда и ресурсов, потери рабочего времени, исключить процессы и операции, которые не повышают результативность;
- использование современных 1Т-технологий для сбора, обработки, хранения и передачи информации, которые позволяют сократить сроки принятия решений и сроки доведения их до исполнителей при управлении процессами.
Менеджмент на основе процессного подхода становится реальностью, когда для каждого процесса:
- определены нормативные показатели качества, результативности и эффективности;
- обеспечены достоверное и воспроизводимое измерение или оценка их фактических значений;
- проводятся анализ и оценка информации, получаемой при различных видах контроля процессов, для поиска и реализации способов их улучшения, т.е. повышения нормативных и фактических показателей качества, результативности и эффективности процессов.
Внедрение предложенного механизма позволит предприятию оптимизировать систему общего корпоративного управления логистическими процессами. Кроме того, предложенная в рамках него система показателей и критериев оценки эффективности управления логистическими процессами позволит сделать ее прозрачной
для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды на каждом этапе производственной управленческой цепочки.
1. ЛевчукЕ.А. Процессный подход в управлении логистикой промышленного предприятия // Економiчний вюник Донбасу. 2011. № 1 (23).
2. Махметова А.Е. Особенности применения процессного подхода в управлении качеством организации // Перспективы и закономерности модернизации современного общества: новый взгляд (экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные аспекты): материалы между-нар. науч.-практ. конф. Саратов, 2014.
3. Тавер Е.И. Использование процессного подхода в менеджменте логистики // Логистика. 2014. № 12.
4. Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. СПб.: Виктория Плюс, 2012.
Галина Борисовна Бессонова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.48 РЭУ им. Г.В. Плеханова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА
ЗА РУБЕЖОМ
В статье рассматриваются основные организационные модели государственного регулирования туристской отрасли за рубежом, а именно в тех странах, которые занимают первые четыре места по международным туристским прибытиям (Франция, Испания, Италия, США). Дается характеристика роли как государства в деятельности индустрии туризма, так и частно-предпринимательской сферы, которая занимает подчиненное положение по сравнению с государством. Подчеркивается, что туристская сфера эффективно развивается в тех странах, государственное руководство которых рассматривает ее как отрасль экономики.
Ключевые слова: туристская отрасль, государственное регулирование, модель управления индустрией туризма.
G.B. Bessonova
ORGANIZATIONAL MODELS OF STATE REGULATION
OF TOURISM ABROAD
The paper examines the organizational models of state regulation of tourism industry in the countries that top international tourism rating (France, Spain, Italy, United States). The author assesses both the state's role in the activities of tourism industry and the role of private business that holds a subordinate position to the state. It is emphasized that tourism sector develops effectively in those countries where the state sees tourism as a sector of economy.
Keywords: tourism industry, state regulation, management model of tourism industry.
besson-valentfaya.ru
Изучение опыта различных стран показывает, что развитие туризма во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль. Любое государство для того, чтобы получать от туристской индустрии доходы в бюджет, должно сначала вкладывать средства в развитие инфраструктуры, подготовку программ развития туризма на различных территориях, обучение кадров для работы в сфере туризма, а также заниматься организацией продвижения национального турпродукта на различных рынках.
Следует понимать, что частный сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях, которые необходимы для развития инфраструктуры туризма (отели, транспортные коммуникации, предприятия питания и др.). Здесь необходима помощь государства, которое может взять на себя решение многих вопросов, связанных с развитием туриндустрии.
Те страны мира, которые пошли по пути государственной поддержки туризма, сегодня имеют от него значительную экспортно-импортную статью торгового