Научная статья на тему 'Логистические аспекты управления товарными запасами в розничных торговых сетях'

Логистические аспекты управления товарными запасами в розничных торговых сетях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ / НАДЕЖНОСТЬ ПОСТАВОК / ПОСТАВЩИКИ / СЕТЕВАЯ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ЛОГИСТИКИ / STOCK MANAGEMENT / RELIABILITY OF SUPPLY / SUPPLIERS / RETAIL NETWORK / FUNCTIONAL ZONES OF LOGISTICS / STOCK RATE FIXING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Дарья Сергеевна

В статье раскрываются организационно-экономические особенности управления товарными запасами на предприятиях сетевой розничной торговли. Рассматриваются основные функциональные зоны логистики в этой сфере, их особенности и связь с уровнем запасов на предприятии сетевой розничной торговли. Особое внимание уделяется структуре запасов в условии функционирования распределительного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The logistics aspects of product stock management in the retail network

The author describes management and economic peculiarities of product stock management at retail network enterprises. The main functional zones of logistics in this sector, their special features and connection with stock-level at retail network enterprises are examined in the article. Special attention is paid to the stock structure under the conditions of a distribution center operation

Текст научной работы на тему «Логистические аспекты управления товарными запасами в розничных торговых сетях»

курентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов, 3-е изд. / под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2008. 736 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2001.

4. ЛамбенЖ.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / пер. с фр. СПб.: Наука, 2000.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 2004.

6. Портер Е.М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб.: Питер, 2002. 240 с.

8. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2000.

9. ФатхутдиновР.А. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2008. 448 с. 10. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: Экономика, 2006.

Д.С. МУХИНА

Дарья Сергеевна Мухина — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2005 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации: логистика (управление запасами

в розничной сетевой торговле и логистическими затратами на предприятиях). ^ ^ ^

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЯХ*

В экономике России, как в любой другой развитой стране, важное значение имеет розничная торговля. Розничная торговля, как наиболее близко расположенная к покупателю сфера, оказывает значительное воздействие на все оставшиеся сферы экономики. Розничная торговля выполняет множество важных маркетинговых функций [3]: изучает и формирует спрос покупателей на готовую продукцию и сопутствующий сервис, отвечает на потребности покупателей. Эволюция развития форм розничной торговли привела к лидированию сетевой розничной торговли.

Розничные сети применяют принципы и методы логистики для повышения собственной конкурентоспособности. В условиях мирового экономического кризиса вопросы экономии издержек становятся все более актуальными.

В качестве тенденции последних лет развития розничных сетей в России и мире можно выделить формирование и активное использование распределительных центров. Система складского хозяйства у розничных магазинов была всегда, каждый магазин располагает собственными складскими мощностями. Однако именно в последние годы происходит усложнение складской системы — выделение распределительного центра. Наличие

ГРНТИ 81.88.10 © Д.С. Мухина, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Щербакова.

такого центра позволяет предприятиям розничной торговли усилить контроль над вторичной дистрибуцией. Наличие собственного распределительного центра позволяет предприятиям сетевой розничной торговли получить относительную независимость от поставщиков, сократить сроки поставки, уменьшить издержки хранения. Здесь стоит отметить, что мировой тенденцией взаимоотношений внутри канала распределения является сокращение цепи поставок путем вытеснения оптовых посредников. Однако возникновение посредников исторически имело экономическое обоснование. Оптовые посредники выполняют целый ряд функций, связанных с распределением продукции [4]: управление запасами, обработка грузов (разукрупнение, консолидация, подсортировка, маркировка и пр.), разработка и поддержание системы заказов. Простое вытеснение оптового посредника из канала распределения является недопустимым. Поэтому перечисленные выше функции берет на себя розничный торговец в рамках контроля над вторичной дистрибуцией. Таким образом, распределительный центр фактически принимает функции оптового посредника, оставаясь под непосредственным экономическим, юридическим и административным контролем предприятия сетевой розничной торговли.

В рамках логистики розничной торговли можно выделить следующие функциональные зоны:

— управление запасами;

— решение вопросов прогнозирования;

— ведение базы поставщиков.

Рассмотрим данные аспекты более подробно. В системе запасов розничной сетевой торговли выделяют три вида запасов:

— запасы на распределительном центре;

— запасы на предприятии сетевой розничной торговли;

— запасы в пути.

Поддержание запасов на распределительном центре позволяет не только застраховать предприятия торговли от неопределенности спроса и поставок, но и сократить зоны хранения в конечных магазинах.

Выделяются следующие основные цепи поставок в рамках предприятий розничной торговли:

1. поставщик — предприятие розничной торговли (П — ТК);

2. поставщик — распределительный центр — предприятие розничной торговли (П — РЦ — ТК).

Таким образом, можно говорить о централизованных и децентрализованных поставках. В рамках цепи «П — РЦ — ТК» можно выделить следующие способы обработки грузов:

— поставка товара крупной партией на распределительный центр с дальнейшим хранением и отгрузкой товара на предприятия сетевой розничной отгрузки мелкими партиями по мере необходимости;

— кросс-докинг в чистом виде: поставка товара на распределительный центр осуществляется грузовыми единицами, предназначенными к отправке на предприятия сетевой розничной торговли без дополнительной переупаковки;

— перевалка с дополнительной комплектацией. Поставка товара на распределительный центр осуществляется в виде, требующем дополнительной комплектации для отгрузки на предприятие сетевой розничной торговли.

Хранение товаров на распределительном центре приводит к формированию дополнительных издержек на содержание и хранение запасов продукции. Однако подобное хранение может быть оправдано в целом ряде случаев:

— закупка возможна и экономически обоснованна только крупными партиями. Причем размер такой партии превышает суммарную эффективную партию поставки в конечные магазины;

— товар является стратегически важным для предприятия. Предприятию сетевой розничной торговли необходимо иметь возможность поставить данную продукцию в магазин в любой момент;

— хранение «сезонных товаров». Зачастую в магазинах остаются запасы сезонной продукции. Такие товары можно или распродать, или вернуть поставщику, или оставить на хранение до следующего сезона;

— предприятие сетевой розничной торговли имеет возможность спекулятивной закупки. Иными словами, компания может закупить продукцию и оставить ее на хранение в распределительном центре, ожидая дальнейшего повышения цен.

Система двойного страхования (поддержание запасов на распределительном центре и непосредственно в местах розничных продаж) увеличивает общий запас товаров в сети, однако позволяет, во-первых, увеличить контроль над системой распределения товаров, а во-вторых, снизить вероятность дефицита (out-of-stock).

Управление запасами непосредственно в местах розничных продаж не претерпело существенных изменений. Однако надежность поставок от внутреннего поставщика, т. е. распределительного центра, выше, чем от внешнего, при условии хранения товаров на РЦ. Стоит отметить, что поставки через распределительный центр по системе кросс-докинг меньше, чем прямые поставки (цепь «П — ТК»). Это обстоятельство объясняется просто. Итоговая надежность поставки товаров в магазин зависит и от надежности поставок поставщика, и от надежности поставок распределительного центра:

Rshop ^sup ' Rdc,

где Rshop — надежность поставки в магазин; Rsup — надежность поставки от поставщика; Rdc — надежность поставки с РЦ.

Важным аспектом является и учет запасов в пути, особенно в условиях функционирования сетевых розничных магазинов на территории Российской Федерации. Тенденцией последних нескольких лет является активная экспансия предприятия сетевой розничной торговли в регионы. Время в пути может достигать нескольких суток, что усложняет процесс управления запасами.

При управлении запасами основной вопрос заключается в нормировании запасов. Под нормированием будем понимать определение верхней и нижней границ запасов в натуральном и денежном выражении для каждого SKU. Отметить, что хотя для вопросов логистики более важным является нормирование в натуральном выражении, невозможно отказаться от нормирования в денежном выражении. Логистика, являясь одним из направлений деятельности компании, также подчиняется общему финансовому плану.

При нормировании важным является определение размера страховых запасов. Существует множество способов определения страховых запасов, но принципиально можно выделить 2 основных подхода [1]:

— расчет страховых запасов статистическими методами;

— расчет страховых запасов с учетом возможных потерь от дефицита.

При расчете страховых запасов статистическими методами необходимыми для анализа параметрами являются данные о продажах, сроках поставок, отклонениях от нормативных (договорных) сроков поставок, плановый уровень обслуживания (SL — service level). Использование статистических методов не всегда возможно, так как подобные методы применяются только при репрезентативных данных. Данные применимы для статистического анализа, если они имеют нормальное распределение.

Расчет страхового запаса с учетом возможных потерь от дефицита имеет меньше ограничений в сфере применения. Однако такой метод требует сложных расчетов, что не является оправданным для всех видов продукции.

Таким образом, для массовых, сравнительно недорогих товаров с частыми и стабильными продажами применимы статистические методы расчета страхового запаса. Наоборот, для дорогих товаров, имеющих нестабильные продажи, более эффективным является расчет норм страховых запасов с учетом возможных потерь от дефицита.

Ведение реестра поставщиков оказывает хотя и не прямое, но также важное воздействие на общий уровень запасов в сети. С точки зрения оптимизации издержек, важным является поддержание долгосрочных отношений с поставщиками. Такие долгосрочные отношения позволяют снизить трансакционные издержки, так как при каждом новом функциональном цикле закупок предприятие не устанавливает новые хозяйственные связи. Однако мало иметь долгосрочные отношения с поставщиками. Для того чтобы оценить необходимый уровень страховых запасов, важна надежность поставщика (R):

R = 1 - P,

где R — надежность поставщика; P — вероятность неисполнения поставщиком своих договорных обязательств.

Одним из преимуществ поддержания долгосрочных отношений с поставщиками является возможность внедрения «эффективной реакции на покупателя» (ECR). В рамках этой концепции все звенья цепи поставок (производители, посредники, предприятия розничной торговли) разворачивают уникальную программу по взаимодействию в целях оптимизации данной цепи, обеспечения конечного потребителя наилучшим качеством обслуживания и широким ассортиментом продукции [2].

Одно из проявлений эффективной реакции на покупателя — управление запасами продавцом (Vendor Managed Inventory — VMI) [там же]. При таком методе производитель или посредник ежедневно отслеживают объем розничных продаж и запас, самостоятельно прогнозируют дальнейший расход и формируют партию отгрузки. Такое пополнение запасов имеет ряд преимуществ:

— поставщик обычно обладает более полной информацией;

— поставщику проще анализировать продажи, так как он обладает более узким ассортиментом;

— сокращается общее время движения в цепи поставок;

— производителю легче планировать загрузку производственных мощностей.

Вне зависимости от того, применяется или нет ECR, вертикальная интеграция помогает сократить запасы, не снижая при этом уровень обслуживания покупателей.

При разработке политики управления запасами на предприятии сетевой розничной торговли важными являются изучение характеристик товаров (логистических, ценовых и пр.), выработка методик нормирования запасов и непосредственно самих норм, определение стратегии и тактики взаимодействия с поставщиками. Данные обстоятельства указывают на то, что управление запасами на предприятии сетевой розничной торговли является сложной многоаспектной задачей, в решении которой должны участвовать все службы и отделы предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: учеб. пос. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. 368 с.

2. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / под ред. Дж. Ферни, Ли Спаркса. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. 263 с.

3. Основы управления розничной торговлей / Р. Варли, М. Рафик. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 456 с.

4. Штерн, Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы, 5-е изд. / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 624 с.

Я.И. ОСКОЛКОВА

Яна Ивановна Осколкова — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — международные экономические отношения.

^ ^ ^

НЕФТЕПРОВОД «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН» КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ*

Российско-китайская проектная деятельность в нефтегазовом секторе обладает длительными и прочными историческими основами. Усиление данного сотрудничества в конце XX — начале XXI в. обусловлено изменением удельного веса России, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом потреблении энергоресурсов.

Общий рост потребления энергоресурсов в АТР в настоящее время и опережающее развитие этого процесса в Китае выдвигают энергетическую проблему для КНР на первое место по значимости. В связи с этим китайское руководство призвало национальные нефтегазовые компании к политике широкой внешней экспансии, что способствует растущему числу совместных проектов, реализуемых в настоящее время КНР в сотрудничестве с другими странами, прежде всего с Россией.

Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества имеет принципиально важное значение и для российского нефтегазового комплекса. Диверсификация экспорта российских энергоресурсов в Китай позволит повысить энергетическую безопасность страны, при этом наращивание экспорта в данном направлении будет происходить путем освоения новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, что придаст дополнительный стимул для развития социальной благоустроенности данных регионов, которые исторически активнее прочих вовлечены в российско-китайское торговое сотрудничество.

Однако в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют развитию российско-китайского сотрудничества. Среди них особо выделим проблему неразвитости инфраструктуры. На данный момент единственной возможностью осуществления экспортных поставок в Китай является железнодорожная перевозка, что, во-первых, повышает себестоимость транспортировки, во-вторых, существенно ограничивает физические объемы перевозок.

ГРНТИ 06.71.09 © Я.И. Осколкова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. С. Селищева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.