A.B. МАТЯШ
Артем Владимирович МАТЯШ — аспирант кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.
В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.
-Ф- -Ф- -Ф-
СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ В СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ*
Отечественная розничная торговля по темпам роста является лидером среди отраслей. Однако ряд ее показателей, например, удельный вес современных форматов торговли, структура каналов розничной торговли и производительность труда, все еще не соответствует европейским стандартам [8]. Это положение, в частности, обусловливается недостаточным развитием сетевой розничной торговли. Хотя удельный вес оборота торговых сетей постоянно возрастает. Причем эта тенденция в целом соответствует прогнозам, которые даны в концепции стратегии развития торговли в РФ (см. рис. 1).
Он
о н
■S
о а
1?
о А
сь
ей
О «
Рис. 1. Прогнозные оценки развития сетевой розничной торговли в РФ [8]
Для розничной торговли РФ характерна крайне неоднородная концентрация торговых сетей в субъектах РФ (см. рис. 2). Причинами такого положения выступают не только особенности урбаниза-ционных процессов, бюджетная самодостаточность только части регионов, отсутствие должной логистической инфраструктуры, наличие административных барьеров в процессе вхождения на рынки розничной торговли на отдельных территориях, но и недостаточная информационная поддержка логистики торговых сетей. Последняя проблема не является сугубо отраслевой. Дело в том, что для большинства отечественных предприятий первоочередной задачей является создание коммуникационных сетей, наличие которых служит необходимым условием для обмена управленческой информацией (см. рис. 3).
ГРНТИ 06.81.55
©A.B. Матяш, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. A.B. Парфенова.
18
&
о и
и К ¡=Г
12
10
до 5,0 % 5,1-10,0% 10,1-15,0% 15,1-20,0% свьгше20,0% Удельный вес оборота розничных торговых сетей
Рис. 2. Региональные позиции розничных торговых сетей [12]
Автомат, погруз.-разгрузки; транспорт-ка МР
Интегрированное управление и контроль
Производств, информационные системы
Аппаратура автомат.наблюд. (контроля)
Проектирование и инжиниринг
Производство, обработка и сборка
Связь и управление
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Удельный вес технологий в % от общего их числа
Рис. 3. Особенности использования отечественными предприятиями передовых производственных технологий в 2011 г. [9]
Построению логистических информационных систем российские предприятия не уделяют должного внимания (см. рис. 4). Причем, согласно данным официальной статистики, наибольшее значение для них имеет информационное обеспечение управления закупками, а не продажами (см. рис. 4, 5). Подобное отношение определяется, по крайней мере, двумя факторами: 1) масштабы дистанционной торговли (электронная коммерция, продажа по каталогам, телемагазины и др.) еще малы (они более чем в 3 раза меньше, чем в ЕС); 2) удельный вес предприятий оптовой и розничной торговли, имеющих веб-сайты, лишь незначительно превышает 30 %.
CRN, ERP, SCM - системы
Дня проектирования
Для управления автоматиз. производством
Для управления продажами
Дня доступа к базам данных через глоб. инф. сети
Для управления закупками
10 15 20 25 30 35 40 Удельный вес предпрнятш! (в %)
Рис. 4. Удельный вес предприятий, использующих специальные программные средства в 2011 г. [9]
] ■ ■
1 1 1
lili
........
П
• Для размещения заказов —■—Дляполучения заказов
Рис. 5. Функциональная специфика использования предприятиями оптовой и розничной торговли сети Интернет [там же]
Требования к информационному обеспечению управления поставками в сетевой розничной торговле носят инвариантный, отраслевой и логистический характер. Первые из них соотносятся с необходимостью учета особенностей показателей качества экономической информации: репрезентативность; содержательность; полнота; доступность; актуальность; своевременность; точность; устойчивость; достоверность; ценность [4]. Требования второго типа обусловлены спецификой источников формирования сведений о ходе торговли: 1) программный модуль, обслуживающий кассовое оборудование; 2) информационная база сетевого магазина — непрерывно пополняемая совокупность сведений о взаимодействии магазина со стейкхолдерами (поставщиками и потребителями), продажах, маркетинговых мероприятиях, товарных запасах, ценообразовании и др.; 3) фокусный программный модуль, аккумулирующий сведения о работе всей торговой сети [11]. Требования третьего типа определяются приоритетами логистического контроллинга работы торговой сети [1].
Следует различать требования к информационному обеспечению со стороны сетевых магазинов и фокусной компании торговой сети. Для первых особое значение имеет получение сведений, позволяющих сделать процесс принятия решений об организации продаж более эффективным. К числу таких решений относятся: 1) внутримагазинное снижение цен; 2) адаптация товарного ассортимента к запросам потребителей; 3) организация маркетинговых мероприятий в магазине; 4) обоснование размеров площади торгового зала, выделяемого под размещение товаров; 5) определение величины текущего товарного запаса [5; 6]. Для сетевых магазинов задача управления товарными запасами характеризуется, прежде всего, уделением особого внимания следующим вопросам: 1) координация работ по приемке разных товарных поставок; 2) обоснование величины товарных запасов в торговом зале, скорости их пополнения и размера товарного запаса, подлежащего возврату по причине брака и т. д.; 3) формирование требований к логистической поддержке со стороны сетевого распределительного центра; 4) обоснование товарного ассортимента, предлагаемого к дистанционной продаже [2]. Необходимо отметить, что современная организация товароснабжения торговых сетей предполагает организацию ежедневных «волновых поставок» магазинам, входящим в эти структуры, силами распределительного центра. Его роль заключается, по сути, в организации вторичной дистрибьюции, которая призвана, в первую очередь, снять с сетевых магазинов обязанности по размещению заказов на поставки на основе классической схемы, предусматривающей анализ рынка поставок, выбор поставщиков и т. п., чтобы магазины сосредоточились на продажах. Требования к информационному обеспечению торговой сети со стороны фокусной компании определяются необходимостью: 1) выполнять экономический анализ деятельности сети в целом и магазинов в частности; 2) осуществлять координацию операционной логистической деятельности (организация поставок в сетевые магазины, перераспределение товарных запасов в сети и др.) и ее контроллинг; 3) планировать стратегию управления базой поставщиков; 4) адаптировать конфигурацию торговых сетей и их структуру к изменениям на рынке розничной торговли; 5) обеспечивать конкурентоспособный логистический сервис и обслуживание покупателей. Уместно отметить, что последние две категории по своей экономической природе различны. Первая из них традиционно соотносится с доступностью к товарным запасам, функцио-
нальностью цикла выполнения заказа и территориальным удобством размещения магазинов [1]. Вторая категория связывается с физическими характеристиками магазина (его внешний вид и персонала, вежливость продавцов и др.), пониманием потребностей покупателей (удобные часы работы и расположение, быстрое разрешение проблем и др.), безопасностью (наличие у продавцов опыта и знаний и др.), деловой репутацией магазина, оперативным информированием покупателей и эффективными сервисными процессами (быстрое удовлетворение претензий, обслуживание покупателей и др.) [6].
Стратегия информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле должна определять направления совершенствования логистического контроля цепей поставок [13]. Необходимые сведения для их обоснования можно получить при визуализации функциональных циклов логистики в цепях поставок, обслуживающих сетевые предприятия розничной торговли, и контроля параметров частных процессов, посредством которых такие циклы исполняются. Причем такая стратегия должна способствовать: 1) ликвидации узких мест в логистических циклах; 2) устранению непроизводительных логистических затрат; 3) исключению на превентивной основе объективных предпосылок для вариации времени исполнения заказов на поставки, т. е. оптимизации логистических процессов, порождающих временные задержки товарных поставок; 4) передачи отдельных логистических процессов на аутсорсинг. Сложность достижения этой цели определяется, несомненно, технологической проблемой учета логистических и временных затрат и контроля логистических процессов на предмет их соответствия установленным критериям. Однако не меньшее значение в этом плане имеет трудность установления потребности в стратегических изменениях концепции управления цепями поставок и прогнозирования продаж товаров с коротким жизненным циклом.
Эффективность информационного обеспечения поставок в сетевой розничной торговле, безусловно, возможно повысить за счет попроцессной калькуляции логистических затрат. Эта идея за рубежом, в частности, была реализована в рамках применения подхода «прямая прибыльность товара», целью которого стала конкретизация логистических расходов [5]. Концептуальной базой для такого решения, как известно, выступает система ABC («activity-basedcosting»), которая учитывает затраты на основе видов деятельности. Однако внедрение такой системы связано с большими издержками. Хотя ее несомненным плюсом является адекватное отражение всех логистических процессов и связей между ними. Более простым решением в этом случае представляется внедрение в практику розничных торговых сетей систем класса RP. Между тем розничной торговле стандартная система ERP в целом не подходит по причине отсутствия учета специфики: отраслевой логистики; управления ассортиментом, ценообразованием; политики скидок.
Одним из необходимых условий информационного обеспечения поставок служит достижение не только прозрачности конфигураций логистических цепей, но и возможности виртуального видения выполняемых в них операций. Достижению этой цели способствует применение технологии ГЛОНАСС, которая позволяет: 1) отслеживать параметры движения транспортных средств в режиме реального времени (местоположение, направление движения, скорость, время стоянок, отклонение от маршрута); 2) контролировать температурные режимы поставок; 3) предотвращать несанкционированный доступ в контейнеры путем использования электронных пломб; 4) обеспечивать безопасность цепей поставок с учетом требований ISO [7]. Однако возможностям применения ГЛОНАСС в сетевой розничной торговле пока уделяется недостаточное внимание [3; 10]. Поэтому раскрытие специфики интеграции ГЛОНАСС с логистической информационной системой предприятий этой отрасли нуждается в специальном обосновании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
2. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. 1184 с.
3. ГригорьевМ.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 240 с.
4. Информатика / под ред. В.В. Трофимова. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 911 с.
5. Кент Т., Омар Т. Розничная торговля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 719 с.
6. Леей М, Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 1999. 448 с.
7. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / под ред. Д. Ферни, Л. Спаркса. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2006. 263 с.
8. Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31.03.2011 г. № 422.
9. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 786 с.
10. Сергеев В.К, Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии. М.: Альфа-Пресс, 2008. 608 с.
11. Терещенко К.А. Основы розничной торговли: международный опыт в практических решениях. М.: ООО «Издательство Жигульского», ООО «Русское профессиональное издательство», 2007. 288 с.
12. Торговля в России. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 519 с.
13. Ферни Дж., Фери С., Мур К. Принципы розничной торговли. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 416 с.