Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.
'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Принятие решения:
теории, концепции, парадигмы
Decision Making: Theories, Conceptions, Paradigms / Entscheidungsfindung: Theorien, Konzepte, Paradigmen
УДК 161.221.2
Егоров Ю.Д. Кузнецов В.1
Ю.Д. Егоров
В.Г. Кузнецов
Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
*Егоров Юрий Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент, Национальный институт бизнеса, профессор кафедры философии
E-mail: [email protected]
**Кузнецов Валерий Григорьевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
В статье исследуются вопросно-ответные методики. Связь вопроса и ответа понимается как форма рассуждения. Особое внимание обращается на виды вопросов и на общие правила коммуникативной деятельности в этой области. Специфика этой деятельности имеет прямое отношение к проблеме принятия решений и к общей стратегии коммуникативной деятельности человека.
Ключевые слова: вопрос, ответ, герменевтика, логика рассуждения, логика вопросов, язык, коммуникативная деятельность, структура вопроса, базисное знание, виды вопросов, правила вопросно-ответного рассуждения, логическая теория, практика.
Вопросно-ответные методики играют важную роль во всех сферах коммуникативной деятельности людей, имеют первостепенное значение в теории и практике принятия решений, в преподавательской деятельности, в общении людей и познании. Вместе с тем, понимание того, какие именно задачи решает вопрос в познании и человеческой деятельности, требует уточнения. Оно тем более необходимо, что значение вопроса в культуре общения часто принижается. А без понимания настоящего значения данного предмета исследования невозможно сущность вопроса и ответа. Кто хочет мыслить, должен спрашивать, писал Г.-Г. Гадамер. Роль вопроса в человеческой культуре многогранна. Поэтому ограничимся рассмотрением сути дела.
Собственно, вопрос предполагает ответ, неразрывно с ним связан. Поэтому изучение вопроса предполагает рассмотрение вопросно-ответной ситуации в целом. Особенно наглядно суть вопросно-ответной ситуации обнаруживается в гуманитарном познании, основным предметом которого являются выраженные в языке тексты и деятельность по их созданию, пониманию и интерпретации. Познается и познает человек. Человек оказывается одновременно объектом познания и тем, кто познает (субъектом познания). Основным методом такого познания является диалог. А диалог осуществляется посредством вопросов и ответов. Тем самым в гуманитарном знании вопрос (и неразрывно с ним связанный ответ) оказывается первоначальным звеном, нацеленным на получение или уточнение знания.
Современный анализ науки показывает, что всякое научное знание включает человека, его отношение к действительности и к объекту своего изучения. Тем самым все научные дисциплины, в том числе физика, биология и, тем более искусство, необозримое множество текстов, психология, лингвистика, история, юридические дисциплины оказываются в той или иной степени соразмерными человеку. Новое понимание природы научного знания проявляется в том, что коммуникативная деятельность приобретает обще познавательный статус. Соответственно, умение ставить вопросы и отвечать на них не только в гуманитарном познании, но и в науке в целом, включается в арсенал общих
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
методологических средств. При этом в качестве непосредственного места обнаружения коммуникативной природы научного знания оказывается текст1.
1 Текст понимается не только как знаковая реальность, существующая в виде письма, книги, чертежа, но и в широком (опять-таки — неклассическом) смысле. Деятельность человека, выраженная посредством языка в процессе общения (коммуникации) может быть названа текстовой деятельностью. Поэтому любая вещь, вовлеченная в такую деятельность, обладает смыслом, т.е. на нее переносятся символические характеристики текста. Знаки языка в коммуникативной деятельности являются заместителями вещей.
Другими словами, вопрос задается не только в общении. Исследователь, работающий с научным текстом, ищет вопрос, вскрывающий ограниченность наличного знания и помогающий открыть знание новое. Студент, например, может задавать вопросы преподавателю в условиях дискуссии, а также при чтении учебной и научной литературы. Суть дела от этого не меняется. Только в первом случае знание фиксируется в живом общении, а во втором — в текстах. Тексты имеют автора, но главное состоит в том, что в них выражается знание. Поэтому вопрос адресуется не столько к автору текста, сколько к самому тексту, относится к области знания, выраженной в тексте. Хорошо заданный вопрос позволяет «оживить» знание, найти ответ, которого, казалось бы, в тексте прямо не существует, однако возможности его обнаружения предоставляет нам интерпретация. Толкование, входящее в аппарат герменевтического инструментария, расширяет внешний горизонт изучения текста и проникает глубоко внутрь семантических глубин текста. Это происходит за счет обращения к условиям создания и «жизни» текстов и их авторов в социальной среде. Именно проблема интерпретации текстов актуализирует технику вопросно-ответного анализа. Умение ставить вопросы не просто повышает эффективность познания и профессиональной деятельности, оно является основополагающим признаком как первого, так и второго.
Обратим внимание на дидактические заблуждения в отношении к вопросам. Тексты (научные, учебные, профессиональные) строятся не в диалоговой (органично включающей вопросы и ответы) форме, а в виде безличного монолога. Заблуждение часто связано с представлением об изучении текстов как уяснения положений текста только как некоторого повествования [Кузнецов, Егоров 2011, с. 195—196].
Особая монологическая форма изложения знания позволяет в кратком виде передавать большой объем информации. Но недостаток такого изложения состоит в том, что оно скрывает динамику развертывания мысли. Монологичный текст состоит в основном из ответов и трудно воспринимается. Конечно, основательная реконструкция вопросно-ответной структуры научного знания — отдельная задача научного исследования. Правда, в той или иной степени она должна воспроизводиться и действительно воспроизводится в обучении, иначе процесс образования был бы механическим, без понимания, т.е. зубрежкой.
Образцом для понимания сути и динамики вопросно-ответной ситуации не только было, но и остается гуманитарное познание. Именно здесь впервые обнаруживается, что вопрос связывается с пониманием своего незнания. Ответ не существует независимо от вопроса в готовом виде. Ответ ищется в контексте и в зависимости от вопроса. Главное не только в ответе, а в умении задавать вопросы. Но многие зависимое от вопросов (и в этом смысле вторичное знание) считают независимым и е существующим знанием (подробнее, см. [Гадамер 1988, 1991]).
Осознание своего незнания или неуверенности и постановка на этой основе соответствующего вопроса в условиях неопределенности коммуникативной ситуации требуют изменения имеющейся у субъекта установки на роль и значение вопроса. В частности, по отношению к образованию умение ставить вопросы есть ключ саморазвития личности. А по отношению к проблеме принятия решений такое умение намечает стратегическую линию успешной управленческой деятельности (см. [Криминалистика... 2008]).
Умело поставленный вопрос является основой нетривиальных решений практически во всех областях человеческой деятельности. В юридической области, например, нахождение нужных вопросов (иногда решающего вопроса) помогает расследовать самые запутанные дела (см. [Алексеев и др., 2015]). Во многих ситуациях удачный вопрос помогает выбрать наиболее эффективное решение, перспективный вариант развития событий.
Конечно, вопросно-ответные ситуации обладают различными степенями и способами выражения новизны. Но мы главное внимание будем обращать не на содержание вопросов и ответов (оно может быть самым простым). Наша главная задача заключается в том, чтобы усвоить логическую форму вопросно-ответной ситуации2.
2 В более широком методологическом плане вопрос исследуется в герменевтике [Гадамер 1988, с. 435—445].
Вопрос, в отличие от дедуктивных или индуктивных умозаключений, не является формой выводного знания. Если в дедуктивных рассуждениях между посылками и заключением существует отношение логического следования, то в отличие от таких рассуждений ответ не может быть логически выведен из вопроса. Ответ не только не дедуцируется, он даже не индуцируется из базисного знания вопроса. Вопрос требует поиска ответа в контексте, находящемся за границами внутренней структуры вопроса. Тем не менее, существует логическая связь между вопросом и ответом. Ее особенности как раз и оказываются актуальным предметом исследования.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
Логика изучает те структуры вопросно-ответной ситуации, которые позволяют правильно переходить к новому знанию и не допускать при этом ошибок. Знание логических структур и правил направляет содержательное познание и тем самым выполняет методологическую функцию.
Изучение логической структуры вопросно-ответной ситуации начнем со следующего определения.
Вопросом в логике называется особая форма рассуждения, проблематизирующая возможность перехода от известного знания к новому знанию, формулируемому в виде ответа и обнаруживаемому в контексте познания и деятельности [Кузнецов, Егоров 2011, с. 197].
В вопросе как особой разновидности рассуждения выражается запрос на поиск нового знания. В нем обнаруживаются также и условия поиска нового знания. Вопрос возникает в естественном языке как средстве коммуникации и выражения мысли, в непосредственном или опосредованном при помощи текстов общении. Заметим, что выделение и анализ логической формы вопроса требует обращения к средствам современной логики. Знание его формы позволяет ясно и четко формулировать вопрос, повышает его эффективность в поиске нового знания, обучении и профессиональной деятельности, способствует творческому развитию личности. Необходимым условием повышения эффективности постановки вопроса оказывается также знание правил и недопущение ошибок в вопросно-ответной ситуации.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение. Например: «Окончил ли Н. университет?», «Следует ли применить по отношению к этому лицу оперативные средства?», «Является ли этот паспорт подлинным документом?», «Может ли быть умысел у подозреваемого в совершении расследуемого преступления?», «Что такое понятие?», «Почему нужно соблюдать правила логики?», «Какую роль играют понятия в познании, обучении и профессиональной деятельности?».
Но не любое вопросительное предложение выражает запрос на поиски нового знания. Другими словами, некоторые грамматические предложения-вопросы по сути дела не являются вопросами. С другой стороны, вопрос не всегда выражается в своей грамматической форме.
Вопросы, не требующие ответа, называют риторическим и. К их числу относятся, например, следующие: «И какой же русский не любит быстрой езды?», «Разве так стреляют настоящие мастера?», «Разве можно считать его совершившим это преступление, если у него подтвержденное многими свидетелями алиби?», «Разве возможно не считать его ответ по логике одним из лучших?». Риторические вопросы служат для повышения выразительности повествовательных предложений, в данном случае: «Каждый русский любит быструю езду», «Так не стреляют настоящие мастера», «Нельзя считать его совершившим это преступление, если у него подтвержденное многими свидетелями алиби», «Невозможно не считать его ответ по логике одним из лучших», и т.п. Понятно, в приведенных вопросительных предложениях нет даже намерения поиска какого-либо ответа, потому что он уже дан в формулировке вопроса.
Кроме того, вопросительные предложения могут выполнять функции просьбы, мольбы или даже приказа: «Может уже пора перестать издеваться надо мной?», «Не следует ли прекратить разговоры?», «Не пора ли научиться выполнять эту работу профессионально?». С другой стороны, в некоторых случаях вопросы могут быть выражены в виде словосочетаний, даже не являющихся предложениями, но которые содержат скрытый вопрос, четко понимаемый тем, кому он адресован. Типичными примерами могут быть формулировки вопросов на занятиях: «Понятие умозаключения»; «Порядок ориентирования на местности»; «Аристотель о правильных и неправильных формах правления».
Является ли грамматическая форма вопросом, может пониматься интуитивно. Но ясное понимание особенностей движения мысли в вопросе основывается на выделении логической структуры вопросно-ответной ситуации. Она включает:
1) базис вопроса, предполагающий существование описательных характеристик исходного знания и наличие в нем неопределенной ситуации;
2) оператор вопроса;
3) новое (по отношению к базису) знание, связанное с существованием определенного контекста, в котором происходит поиск ответа.
Логическая связь между вопросом и ответом может быть сформулирована в виде правил, нормирующих поиски ответа. Нарушение этих правил ведет к неправильному ответу. Значение вопроса не является исчерпывающим в процессе поисков ответа. Обнаруживаемый ответ может привести к коррекции вопроса (подробнее здесь и далее см. [Кузнецов, Егоров 2011; Кузнецов 2010; Канаева и др. 2010]).
Рассмотрим структурные элементы вопросно-ответной ситуации.
Вопрос всегда задается на основании некоторого знания. Известное знание, на основании которого задается вопрос, называется базисом вопроса. Оно выражается в виде суждений. Термины «предпосылки вопроса», «основание вопроса» можно использовать как синонимы термина «базис».
Пусть задается вопрос: «Окончил ли К. курсы повышения квалификации?». Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, по какой специальности работает К., что существуют курсы, повышающие уровень знаний и профессио-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
нальной деятельности по этой специальности. Возможно, придется уточнить смысл слова «окончил». А именно, предполагается ли при окончании курсов получение документа государственного или ведомственного образца? Означает ли, что прослушавший курс, но не сдавший экзамены (скажем, по причине болезни) слушатель считается окончившим его?
Все это базисное знание вместе с уточненным смыслом понятий выражается в суждениях. В данном случае базисное знание выражается в суждении «К. обучался на курсах повышения квалификации». Наличие неопределенной ситуации в рассматриваемом вопросе достаточно очевидно. Ведь данный вопрос не является формой псевдовопроса (риторическим или каким-либо другим из рассмотренных выше).
На основании полученного базисного знания выделяется контекст поиска ответа. Так, некто К. предъявляет документ должностному лицу в отделе кадров, а возможно следователю. В других случаях факт получения образования устанавливается в архивах. Ответ из контекста конструируется и выбирается также в форме суждения. По отношению к поставленному вопросу ответ в конечном итоге выбирается из суждений: «К. окончил курсы повышения квалификации»; «К. не окончил курсы повышения квалификации». Необходимость выбора из альтернативных суждений зависит от частицы «ли», которую именуют также оператором вопроса. Операторы вопроса могут быть и другими. Например, в вопросе «В каком направлении, когда и сколькими лицами была нарушена государственная граница?» посредством известных вопросительных слов выделяются три разных оператора. Более подробно операторы вопроса будут рассмотрены при классификации вопросов.
Основа логической связи между базисом вопроса и контекстом ответа определяется требованиями к базисному знанию. Исходное условие ее наличия состоит в том, чтобы базис вопроса состоял из истинных суждений. Ответ на вопрос с базисом из ложных суждений не является возможным. Он оказывается ложным. Так любой ответ на вопрос «Бросили ли Вы курить?» не может быть истинным, если его базис («Вы курили») является ложным.
Для закрепления результатов анализа рассмотрим логическую структуру такого вопроса: «Установил ли студент К. рекорд университета на соревнованиях по плаванию?» Базис рассматриваемого вопроса как минимум состоит из суждения: «Студент К. участвовал в соревнованиях по плаванию». Пусть оно является истинным. Тогда ответ выбирается из дизъюнкции суждений: «Студент К. установил рекорд университета» или «Студент К. не установил рекорд университета». Выбор производится по фактическим основаниям.
Базис вопроса является ложным, если К. не участвовал в соревнованиях по плаванию. Тогда любой ответ из данного контекста является неприемлемым. Логическая связь между базисом и ответами в этом случае отсутствует. Ведь получается, что в отношении данных противоречивых суждений не действует закон исключенного третьего. Определить, какое из них является истинным нельзя. Определить, какое из них является ложным, также нельзя. Закон непротиворечия неприменим.
Сформулируем все основные требования (правила) к базисному знанию в правильно поставленном вопросе. Базисное знание должно быть, во-первых, осмысленным, во-вторых, истинным, в-третьих, непротиворечивым, в-четвертых, нетавтологичным.
Осмысленный вопрос предполагает, что содержащиеся в нем смыслы известны, определены и согласованы. Вот пример вопроса с неопределенным смыслом: «Знаете ли Вы этого человека?». Неясно, какой смысл содержится в слове «знать»: имеется в виду знание фамилии, должности, биографии, деловых качеств или подразумевается, что с ним поддерживаются дружеские отношения. Примером бессмысленного вопроса является вопрос: «В каком направлении осуществляется функция рекомбинации и переглюцинации на участке вашей работы?». Заметим, что с грамматической точки зрения данное предложение является правильным. Но отдельные его слова или их комбинация лишены смысла3.
3 Это является дополнительным подтверждением того, что грамматическая форма вопроса может не соответствовать его логическому содержанию.
Бессмысленными будут также вопросы, внешне не содержащие непонятных слов. Это вопросы типа: «Каким местом пищит комар?», «Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?». В профессиональном общении знание, кроме того, должно быть ясным и понятным для всех участников коммуникации. Нужно учитывать, что истина не всегда бывает понятной всем. Эффективность профессионального общения зависит от уровня подготовленности его участников.
Необходимость истинного базиса вопроса уже рассмотрена. Здесь добавим, что если спрашивающий явно знает, что базис вопроса является ложным, или недоказанным но, тем не менее, сознательно задает такой вопрос, то вопрос относится к типу провокационных. Такими вопросами могут быть вопросы: «Почему Вы грубо нарушили учебную дисциплину?» или «Почему Вы постоянно делаете мне несправедливые замечания?». Эти вопросы, осознанно или нет, могут задаваться в целях выведения человека из состояния психического равновесия. Приведем известный пример, когда с целью приведения неопытного собеседника в состояние замешательства, его в присутствии многих людей спрашивали: «Вы продолжаете в настоящее заниматься сбытом наркотиков?». А перед этим говорилось примерно так: «Сейчас я задам Вам простейший вопрос, отвечайте на него ясно, «да» или «нет»! Скорее всего, испытуемый не ответит утвердительно, что было бы прямым признанием, но и отрицательный ответ приводит к «уловке»: «Значит, Вы делали это раньше!»
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
Неправильно поставленные (их именуют также некорректными) вопросы с ложным базисом могут быть трех типов. Во-первых, это вопросы, в которых базис логически противоречив. Т.е. он одновременно содержит утверждение чего-либо и его отрицание или противоречит логической теории. Так вопрос: «Каким образом мы решим эту неразрешимую задачу?», — содержит непосредственно-выраженное противоречие (если это только не гипербола). А вопрос «В каком случае при правильном делении понятия члены деления находятся в отношении пересечения?» является противоречивым, так как содержит предпосылку, не соответствующую теории логики.
Во-вторых, это вопросы, базис которых содержит знание, противоречащее теоретическим знаниям, законам природы, принципам морали, действующим нормам права и общепринятым правилам поведения людей в обществе. Например: «Какие способы получения золота из неблагородных металлов Вам известны?»; «Когда будет построен ускоритель, разгоняющий элементарные частицы до сверхсветовой скорости?». Эти вопросы противоречат законам физики. Вопрос, заданный подозреваемому, подсудимому: «Почему Вы не признаетесь в совершении преступления?», — противоречит презумпции невиновности.
И, в-третьих, к некорректным вопросам относятся вопросы, которые противоречат фактам, фактическому содержанию базиса4. Если, например, уже фактически доказано, что гражданин N не является ни участником преступления,
4 Под фактами в профессиональной деятельности понимаются проверенные утверждения о предметах, являющихся принципиально наблюдаемыми (т.е. существовавших или существующих в пространственно-временной реальности). Вместе с тем, они не существуют совершенно независимо от соответствующих теоретических положений и норм.
ни свидетелем, а его доставляют на место преступления и спрашивают: «Покажите, как Вы совершили преступление?», — то этот вопрос противоречит фактическому содержанию базиса, его базис ложен, истинного ответа по отношению к такому вопросу не существует. Вопрос некорректный.
Как уже указывалось, базис вопроса не должен быть тавтологичным. Вопрос является тавтологичным, если он сформулирован таким образом, что ответ уже содержится в его базисе. Т.е. вопрос направлен на собственные предпосылки. Таким будут вопросы: «В каком году началась Отечественная война 1812 года?»; «Сколько углов в треугольнике?».
Важное требование к ответам на вопросы состоит в том, что ответ должен быть связан с базисом не только по истинности, но и по содержанию. Такой ответ называют релевантным. Если ответ не связан с базисным знанием, то он является нерелевантным. Нарушение этой связи хорошо подчеркивается русской пословицей: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька».
Важное место в анализе вопросно-ответной ситуации занимает деление вопросов на виды, поскольку сформулированный вопрос всегда есть вопрос определенного вида.
По формулировке вопросы делятся на две большие группы, включающие частицу «ли» («Будет ли в связи с началом учений изменен распорядок дня?») и вопросы, начинающиеся с вопросительных слов «что», «кто», «почему», «для чего», «какой», «где», «когда», «сколько». Понятно, что вопросительные слова могут быть конкретизированы: «чему», «кому», «для кого», «в чем» и т.д. Кроме того, смысловое содержание вопросительных слов можно расширять за счет добавления модальных терминов: вероятно, необходимо, хорошо, плохо, всегда и др. Частица «ли» и указанные вопросительные слова5 именуются операторами. Виды вопросов называются в соответствии с операторами: «ли-вопросы»,
5 Модальности операторов в работе не рассматриваются.
«что-вопросы», «какой-вопросы» и пр. Особенности видов вопросов описываются в зависимости от смысла операторов, т.е. вербальных единиц естественного языка.
Все виды вопросов могут быть по отношению к «ли-вопросу» дополнительными. Это единственный вопрос, построенный на основе полного суждения (высказывания) и осмысленного предложения. Его базис можно свести к двум высказываниям: утвердительному и отрицательному. Они выступают как альтернатива, и в качестве ответа выбирается одно из них. Смысл этого вопроса — в выявлении существования явления, предмета, события. Именно поэтому все остальные вопросы оцениваются как дополнительные. Только в связи с установлением существования предмета задаются вопросы относительно других его характеристик.
Поскольку базис и ответ в отношении одной из альтернатив совпадают, постольку создается впечатление, что ли-вопрос является тривиальным вопросом. Например, некто помнит, что существует такое число как ж и примерно помнит его величину, но желает ее уточнить и спрашивает: «Не равно ли число п 3,14?», или: «Нет ли у нас в группе людей, владеющих приемами самбо?». На вопросы такого вида очень легко ответить: достаточно сказать «да» или «нет».
Но легкость ответа на эти вопросы определяется базисным знанием. Зададим другие вопросы: «Подготовились ли Вы к экзамену?», — ответ на этот вопрос может определить только преподаватель за отведенное для проверки время. «Колумб ли открыл Америку?». Ответ на этот вопрос оказался не так прост, хотя в школьных учебниках обычно все сложности его поиска не описываются. «Является ли Плутон планетой?». Ответ «нет» до начала XXI в. даже не принимался в расчет. Но теперь с развитием планетарной астрономии в официально принятой планетарной номенклатуры зафиксиро-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
ван именно отрицательный ответ. Будет ли эта коррекция понятия предмета знания (государства, политики, структуры юридической нормы) действительной? Многое зависит от исторического контекста существования знания. Возникающие проблемы подчеркивают принципиальную значимость ли-вопроса.
Посредством вопросов, начинающихся с вопросительного слова, уточняются различного вида сведения о предмете: его причинные или целевые параметры, свойства, пространственно-временные, количественные характеристики.
По смыслу вопросы также делятся и упорядочиваются в иерархическую структуру, состоящую из двух больших групп (типов). Первая группа включает «экзистенциальные», вторая — все остальные «дополнительные» вопросы.
Ли-вопрос является основополагающим вопросом группы экзистенциальных вопросов, его смысл — в выявлении существования явления, события вообще. К экзистенциальным вопросам относятся также что-вопросы, кто-вопросы, по-чему-вопросы, для-чего вопросы.
Другие вопросы экзистенциальной группы выявляют разные аспекты движения мысли в ее фундаментальном основании. Что-вопрос задается на основании ли-вопроса. В ответе на него предполагается получить более подробное знание об экзистенциальных (бытийных) признаках предметов. Это вопросы о сущности предметов. Средствами логики здесь раскрывается родовой или видовой признак предмета мысли (соответственно, главный признак понятия), выделяется универсум рассуждения. Почему-вопрос раскрывает причины данного события, дает ему основательное научное объяснение. В социальной и гуманитарной области ему равнозначен для чего-вопрос (вопрос о цели). Какой-вопрос имеет двойное назначение, его можно использовать как в области экзистенциальных вопросов, так и в отношении пространственно-временных характеристик предметов.
В профессиональной деятельности все эти вопросы задаются на соответствующем уровне, играя на этих уровнях главные роли. Такими профессиональными являются, например, вопросы: «Имеет ли место в этом случае административное правонарушение?»; «В чем состоит цель этих действий (в управлении, в оперативной деятельности, в действиях подозреваемого и т.д.)?».
Вторая группа вопросов зависит от первой (от экзистенциальных вопросов). Так, вопросы с операторами «когда» и «где» — пространственно-временные вопросы — не существуют совершенно самостоятельно. Например, время, каких-либо событий может предполагать существование определенных условий и цели, экзистенциальную логику развития контекста, в котором происходят эти события. Данная логика может быть до конца не проясненной, связанной с конкретикой экзистенциальных предпосылок. Поэтому пространственно-временные вопросы часто требуют прояснения связи с онтологическими основаниями.
Экзистенциальные вопросы в современной методологии определяются также в другом измерении как вопросы, нацеленные на изучение предмета в целом. А дополнительные вопросы — это вопросы, нацеленные на изучение частей предмета (предмета рассуждения).
Особое место при классификации вопросов на основании операторов имеет оператор «если ... то». Благодаря этому оператору, можно выделить базис вопроса. Он располагается между «если» и «то». Например, «Если бандгруппа будет атаковать в этом направлении, то в каком месте целесообразно назначить огневую позицию станковому пулемету?». Или «Если обнаруживается противоречие в рассуждении, то какова оценка правильности этого рассуждения?». Выделение предпосылок предполагает повышение степени понимания вопроса, выражающейся в ответах и действиях, соответствующих нормам профессиональной и познавательной деятельности. Понятно, что выделенный базис вопроса «если ... то» не тождественен основанию условного высказывания, т.к. в качестве основания выступает не любое высказывание.
Далее, по структуре вопросы делятся на простые и сложные. Вопрос является простым, если он не содержит частей, которые, в свою очередь, являются вопросами. При идентификации этих видов вопросов целесообразно анализировать количество операторов в вопросе. Вопрос является простым, если в его структуре выделяется один оператор. Если в его структуре обнаруживается большее количество операторов, то вопрос является сложным.
Понятно, что сложный вопрос состоит из нескольких вопросов. Сложный вопрос экзистенциальной группы: «Кто совершил это преступление и с какой целью?». Сложный дополнительный вопрос: «В каком направлении, где, когда, и каким количеством человек была нарушена государственная граница?». Правило ответа состоит в том, что сложный вопрос необходимо разложить на составляющие его простые вопросы и отвечать на каждый отдельно.
По назначению все вопросы делятся также на проверочные и поисковые вопросы. Проверочные вопросы используются для контроля освоения какого-либо знания в процессе его изучения. Предполагается, что в проверяемом знании никакой неясности не существует. Неопределенность в базисном знании создается намеренно. При этом сознательно моделируется ситуация, когда искомое знание включает в себя возможные истинные и ложные ответы, а проверяющий имеет критерии для оценки ответов.
Поисковые вопросы существенно отличаются от проверочных. Они имеют исследовательский характер и возникают в новых неопределенных ситуациях, когда ответы на формулируемые вопросы заранее не известны. Поиск ответов на такие вопросы нередко требует нетривиальных усилий, выбора методов получения нового знания и его обоснования. В этих условиях возможны существенные открытия и прорывы в научных исследованиях или технические достижения в области практического применения науки.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
В профессиональной деятельности поисковые вопросы определяют содержание и порядок работы специалиста. Они направлены на уяснение ситуации, целей, плана и задач деятельности, порядка и способов их решения. Понятно, что изменение обстановки может изменить все конкретное содержание вопросно-ответной ситуации.
В юридической области поисковые вопросы служат основным средством обоснования и проверки следственных версий. Систематический (неслучайный) подбор вопросов характеризует профессиональный уровень специалиста и часто является гарантией достижения успеха. Точных рекомендаций для непосредственного создания такой системы вопросов дать нельзя. Можно указать общие требования, относящиеся, например, в случае уголовного расследования к выяснению количества пострадавших, обвиняемых и свидетелей, времени и места происшествия, целей и мотивов, алиби, улик и пр.6 Вопросы типа: «Кто пострадал?», «Кто является обвиняемым?», «Имеются ли у обвиняемого соучастники?», «Какие
6 В литературе ^м. [Криминалистика 2008]) предлагаются варианты тактики допросов, когда задаются вопросы, противоречащие один другому, но учитывающие психологию допрашиваемого.
цели и мотивы преследовал обвиняемый?», «Что говорят свидетели?», «Являются ли свидетели заинтересованными в даче показаний?», «Где и когда произошли данные события?», «Какие улики имеются?», «Как совершено преступление?», «Являются ли показания обвиняемого истинными?» и т.п. являются поисковыми и нацелены на сбор информации о происшествии, которая предоставит возможность для обоснования полной системы следственных версий.
В управленческой деятельности предполагается понимание ее общего контекста. Субъект управления всегда является центром сбора информации. Именно он обобщает, оценивает, а во многих случаях и выявляет факты. Поэтому на нем лежит особая ответственность за то, чтобы использовать в управлении достоверную информацию. Необходимо осознать, что важнейшей стороной управления оказывается общение между субъектами деятельности. Ведь руководитель наделяется особыми административными правами, властными полномочиями. А подчиненный обязан подчиняться. Соблюдение моральных норм в отношениях властвования и подчинения является основой управленческой деятельности.
Изучение структуры вопроса и видов вопросов позволяет выделить стратегию вопросно-ответной ситуации. Действительно, в науке, образовании и профессиональной деятельности вопросно-ответная ситуация — объективно необходимая ситуация. Образуется целая совокупность, обширное количество вопросов и ответов. Возникает необходимость охарактеризовать эту ситуацию как процесс.
В познании вопросно-ответные стратегии могут иметь разную направленность:
1. Устранение имеющейся неопределенности и решение возникшей на основе этого проблемы.
2. Поиски недостающей, дополнительной информации.
3. Уточнение уже имеющейся информации.
4. Стремление получить новую информацию, еще больше увеличивающую неопределенность.
Возможно, последний пункт у кого-то может вызвать недоумение. Зачем повышать неопределенность знания? Но дело в том, что зачастую прямые ответы невозможны именно потому, что вся острота, неопределенность ситуации неизвестна. Чтобы лечить болезнь, она должна проявиться. И в познании следует вначале обнаружить всю глубину своего незнания.
Выделим правила, нормирующие стратегию вопросно-ответной ситуации. Поскольку правила резюмируют ситуацию в целом и заключают изучение вопроса, постольку в них в кратком виде содержатся и те, которые уже были сформулированы.
Правила формулировки вопросов
1. Вопросы должны быть логически и семантически корректными, т.е. грамматически правильными, в смысловом отношении определенными, четкими и ясными. В них не должно быть бессмысленных выражений, многозначных слов и неопределенных понятий.
2. Вопросы должны быть онтологически корректными, т.е. соответствовать законам природы и современным научным знаниям.
3. Фактически корректные вопросы должны опираться на истинное знание и не должны содержать опровергнутых положений.
4. Вопросы должны соответствовать моральным и юридическим нормам, должны быть тактичными, не оскорблять честь и достоинство личности7.
7 Так, криминалистика не допускает возможность обмана со стороны следователя на допросах. В ней подчеркивается значение норм права, собранных фактов, версий, на основании которых оказывается возможной постановка вопросов, логически доказывающих допрашиваемому несостоятельность его показаний, и, в особенности, обнаружение в них противоречий. Постановка дополнительных вопросов конкретизирует получаемую информацию. Допрашиваемый в итоге оказывается не в состоянии контролировать весь массив суждений таким образом, чтобы не допускать в нем противоречий. Вместе с тем, как указывается в литературе [Гадамер 1988, с. 405—409], сле-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
дователь может использовать тактику, позволяющую обвиняемому (подозреваемому) свободно выбирать истинные или ложные высказывания в условиях, когда последний не знает (они скрываются) о наличии или отсутствии против него улик.
5. Вопрос должен соответствовать интеллектуальному уровню участников коммуникации. Поскольку вопрос предполагает ответ, то должно быть установлено взаимопонимание между спрашивающим и отвечающим.
6. Сложный вопрос должен быть разбит на его составные части.
7. При постановке вопроса спрашивающий должен быть готов к обсуждению самого вопроса, прояснению его предпосылок, уточнению его отдельных аспектов и даже к его переформулировке.
8. Вопросы должны предполагать множество ответов. Вопрос с пустым множеством ответов прагматически бесполезен.
9. При составлении плана конкретной вопросно-ответной стратегии следует установить очередность постановки вопросов. Наиболее значимые или нежелательные для отвечающих вопросы нельзя задавать вначале, психологически не подготовив адресата.
10. Вопросы, в которых дается список альтернатив предполагаемых ответов, должны формулироваться так, чтобы этот список был полным, т.е. охватывал все возможные варианты ответов.
Правила ответов
1. Ответ должен быть ясным и понятным. При несоблюдении этого правила можно сделать вывод, что отвечающий либо не понял вопроса и почему-то не прояснил его суть, либо он не компетентен в данной области коммуникации, но все-таки стремится дать ответ, либо он по неизвестной причине сознательно уходит от ответа.
2. Ответ не должен даваться в виде вопросительного предложения, потому что он должен быть суждением или совокупностью таковых.
3. Ответы должны снимать или уменьшать неясность или познавательную неопределенность в исходном информативном базисе вопроса. Если ответ не выполняет эту свою важнейшую функцию, то он является бесполезным.
4. Ответ на некорректный вопрос (с ложным базисом) не должен быть прямым. Обнаружив некорректный вопрос, следует сразу же заявить об этом участникам коммуникации, предложить его отбросить или обсудить причины его постановки. Если вопрос оказался провокационным, то следует подумать о целесообразности продолжения диалога.
5. Ответы должны быть содержательно связанными с исходным знанием, которое является предпосылкой вопроса.
Определение стратегии развития вопросно-ответной ситуации невозможно без понимания значения основных законов и принципов логики. Действительно, наличие противоречий между базисом вопросов и знанием, содержащимся в ответах, свидетельствует о ложности по крайней мере одного из компонентов знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
2. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
3. Изер В. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход / / Современная
литературная теория. Антология. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 221 — 224.
4. Канаева Н.А., Кузнецов В.Г., Егоров Ю.Д. Основы логики. М.: МПИ ФСБ России, 2010. 170 с.
5. Кузнецов В.Г. Классическая и неклассическая герменевтика: преемственность и трансформации / / Вест-
ник Московского университета. Серия 7. Философия. 2010. № 3. С. 51 — 64.
6. Кузнецов В.Г. Логика гуманитарного познания / / Философия и общество. 2009. № 4. С. 22 — 63.
7. Кузнецов В.Г., Егоров Ю.Д. Практическая логика. М.: МПИ ФСБ России, 2011. 256 с.
8. Кузнецов В.Г. Логика и логический анализ текстов. М.: Издательский дом «АТИСО», 2010. 245 с.
9. Алексеев А.Ю., Кузнецов В.Г., Петрунин Ю.Ю., Савельев А.В. Нейрофилософия как концептуальная ос-
нова нейрокомпьютинга / / Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 5. С. 69 — 77.
10. Криминалистика: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П.Лаврова. М.: ЮНИТИ-
ДАНА: Закон и право, 2008. 944 с.
11. Сорина Г.В. Вопросно-ответные процедуры в управленческой деятельности / / Ценности и смыслы. 2009.
№ 1. С. 117—130.
12. Фуко М. Что такое автор? / / Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта, Наука, 2004.
С. 69 — 91.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
13. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004, 242 с.
14. Kuznetsov V. "Einfluss der Medien auf das traditionelle Sozialisierungsverschtaendnis." Mediensprache und Medi-
enkommunikation im interdisziplinären und interkulturellen Vergleich. Hrsg. Maja N. Volodina. Mannheim: Institut für Deutsche Sprache, 2013. S. 31-34.
15. Kuznetsov V. "Russian Phenomenology, or The Interrupted Flight." Metaphilosophy 14.1 — 2 (2013): 32 — 36.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Егоров, Ю. Д., Кузнецов, В. Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности [Электронный ресурс] / Ю.Д. Егоров, В.Г. Кузнецов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.24.
THE LOGIC OF QUESTIONS AND ANSWERS IN COMMUNICATIVE ACTIVITY
Yuri D. Egorov, Ph.D., Associate Professor, Professor at Chair of Philosophy of National Institute of Business (Moscow)
E-mail: [email protected]
Valery G. Kuznetsov, D.Phil., Professor, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University, Head of the Chair of Philosophy and Methodology of Science
E-mail: [email protected]
All kinds of communicative works and decision making in all fields of human activity depend on questioning-answering techniques. The ability to raise questions and respond to them not only in human cognition, but in science in general, is a part of the arsenal of common methodological tools.
The subject of our research is questioning-answering techniques in a social context. We understand relationship between question and answer as a form of reasoning. So, our objective was to determine the peculiarities of the issues and the specifics of their rules in communicative activities. In our article, we show specificity of this activity is directly related to the problem of decision making. Preliminary decision-making stage depends on the thoroughness of material and identifies key points that determine the uncertainty and inaccuracy of the basic knowledge. So, we show the logical questioning-answering strategies put similar tasks and can participate in solving such problems.
As conclusions, we formulate a set of rules for both asking questions, and the responses to them.
Keywords: question, answer, hermeneutic, logic of reasoning, logic of questions, language, communicative work, structure of question, basic knowledge, types of questions, logical theory and practice, decision making.
References:
1. Alekseev A.Yu., Kuznetsov V.G., Petrunin Yu.Yu., Saveliv A.V. "Neurophilosophy as the Conceptual Basis of
Neurocomputing." Neurocomputers: Development, Application 5 (2015): 69 — 77. (In Russian).
2. Foucault M. "What Is the Author?." Anthology of Modern Literary Theory. Moscow: Flinta Publisher Nauka Pub-
lisher, 2004, pp. 69 — 91. (In Russian).
3. Gadamer H.-G. Truth and Method: The Basics of Philosophical Hermeneutics. Moscow: Progress Publisher, 1988, 704 p.
(In Russian).
4. Gadamer, H.-G. Relevance of the Beautiful. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1991. 368 p. (In Russian).
5. Iser W. "Changing Functions of Literature. The Reading Process: A Phenomenological Approach." Anthology of
Modern Literary Theory. Moscow: Flinta Publisher Nauka Publisher, 2004, pp. 221—224. (In Russian).
6. Kanaeva N.A., Kuznetsov V.G., Egorov Yu.D. Fundamentals of Logic. 2010, Moscow: Moscow Borderguard Insti-
tute Publisher, 170 p. (In Russian).
7. Kuznetsov V. "Einfluss der Medien auf das traditionelle Sozialisierungsverschtaendnis." Mediensprache und Medi-
enkommunikation im interdisziplinären und interkulturellen Vergleich. Hrsg. Maja N. Volodina. Mannheim:
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Егоров Ю.Д., Кузнецов В.Г. Логика вопросов и ответов в коммуникативной деятельности
Institut für Deutsche Sprache, 2013. S. 31-34.
8. Kuznetsov V. "Russian Phenomenology, or The Interrupted Flight." Metaphilosophy 14.1 — 2 (2013): 32 — 36.
9. Kuznetsov V.G. "Classical and Non-Classical Hermeneutics: Continuity and Transformation." Herald of Moscow
University. Series 7: Philosophy 3 (2010): 51 — 64. (In Russian).
10. Kuznetsov V.G. Logic and logical analysis of texts. M., 2010, the Publishing house "the ATIS", 245 p. (In Russian).
11. Kuznetsov V.G., "Logic of Humanitarian Knowledge." Philosophy and Society 4 (2009): 22 — 63. (In Russian).
12. Kuznetsov V.G., Egorov Yu.D. Practical logic. 2011, Moscow: Moscow Borderguard Institute Publisher. 256 p. (In
Russian).
13. Schleiermacher F. The Hermeneutics. St. Petersburg: Evropeysky dom Publisher, 2004. 242 p. (In Russian).
14. Sorina G.V. "Questioning-Answering Procedure in Management." Values and Meanings 1 (2009): 117—130. (In
Russian).
15. Volynsky A.F., Lavrov V.P., eds. Handbook on Criminalistics. Moscow: UNITY-DANA Publisher, 2008. 944 p. (In
Russian).
Cite MLA 7:
Egorov, Yu. D., and V. G. Kuznetsov. "The Logic of Questions and Answers in Communicative Activity." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space, Time and Decision Making] 9.2 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.24>. (In Russian).