Научная статья на тему 'Логика различия: методологические установки в формировании актуальной стратегии мысли'

Логика различия: методологические установки в формировании актуальной стратегии мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА РАЗЛИЧИЯ / ЛОГИКА ТОЖДЕСТВА / АРХАИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАКА / ОРНАМЕНТ / LOGIC OF DISTINCTION / THE LOGICIAN OF IDENTITY / ARCHAIC CONDITIONS OF FORMATION OF A SIGN / AN ORNAMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ватолина Ю. В., Кребель И. А., Янкова Н. А.

Представлены стилистические приемы, организующие мыслительную форму, показан их статус альтернативы общепринятому рациональному стандарту и обоснована правомерность такой альтернативы для артикуляции опыта живой философии, шире метафизики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic of distinction: methodological installations in formation of actual strategy of thought

In article stylistic receptions, organizing the cogitative form are fixed, their status of alternative is shown the standard rational standard and such alternatives obosnova the legitimacy of an articulation of experience of live philosophy, is wider metaphysics.

Текст научной работы на тему «Логика различия: методологические установки в формировании актуальной стратегии мысли»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 217-221.

УДК 1 (44) (091) 18

Ю.В. Ватолина, И.А. Кребель, Н.А. Янкова

ЛОГИКА РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ АКТУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ МЫСЛИ*

Представлены стилистические приемы, организующие мыслительную форму, показан их статус альтернативы общепринятому рациональному стандарту и обоснована правомерность такой альтернативы для артикуляции опыта живой философии, шире - метафизики.

Ключевые слова: логика различия, логика тождества, архаические условия формирования знака, орнамент.

Бытие - само есть Различие.

Ж. Делёз

В ситуации упрощенных мыслительных стандартов, приводящих к антропологической усредненности и, как следствие, к безразличию человека к человеку, шире - к культуре, особенно востребованной становится такая версия философствования, в которой философ не пророчествует о будущем, но обостряет чувство настоящего. Этот стиль философии был избран Э. Гуссерлем в качестве специфической методологии. Пафос его работ может быть сведен к следующему: предназначение философии не в наращении дополнительных смысловых слоев, а в том, чтобы соорудить орган для обнаружения невидимого, для нахождения точки отсчета иной оптики, которая при этом имеет склонность к постоянному смещению. Потребность в подобной мыслительной стратегии через актуальность вопроса о природе технического обостряет М. Хайдеггер: задача философии - привести вещи к ситуации непонятности, вернуть им их исконную непрозрачность. В этом контексте философ - тот, кто отказывается останавливаться на очевидном, кто увлекаем страстью удерживать грань привычного, «мира», грань чужого, неотрефлексированного порядка, т.е. порядка, принятого только символически, незаинтересованно и от-страненно.

Архаика как реконструкция Логоса. В акценте на архаических структурах рациональности и на условиях их формирования философия задает иную меру Логоса, принуждает к принятию иной точки отсчета в формировании сущностных координат мысли и мышления. Следует обратить внимание на то, что даже в своем проекте фундаментальной онтологии М. Хайдеггер оценивает возможность инора-ционального из уже существующего и утвержденного пространства га1:ю-зреси1ит: «Когда мы указываем, что философия способна касаться и задевать нас, людей, в самой нашей сути, эта способность Работа выполнена в рамках государственного контракта № 14.741.11.0228 от 04.07.2011 с Министерством образования и науки РФ по Федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Организационно-методическое обеспечение проведения всероссийской научной школы “Методология науки”».

© Ю.В. Ватолина, И.А. Кребель, Н.А. Янкова, 2011

может не иметь никакого отношения к тому, что обычно называют эмоциями и чувствами, одним словом, иррациональным» [1, с. 118], равно как и любая речь, привлекающая бинарные оппозиции в формировании тела мысли, есть речь, производная из тотальности спекулятивной традиции. Однако такой режим формирования структур мышления, который в контексте га1го-Бреси1ит не распознается регулярными, заранее приготовленными конструкциями и потому принимается за «ненормальный», иррациональный, в архаической размерности мышления утверждает собственную сущность и тем самым приводит к необходимости заявлять о возможности вести речь об инора-циональном как о самостоятельном Логосе, альтернативном Логосу традиционному, спекулятивно ориентированному, как

о своеобразной норме, утвержденной иным режимом мысли - чувственно ориентированным, проникновенным и принуждающим к проникновению в ускользающие от «чистого разума», от общей матрицы смысла ниши мира, лакуны жизненного порядка.

Телесная определенность Логоса. Тело есть путь к архе мысли, а из архаической размерности мышления становится возможным не предвзятый готовым каноном опыт удержания мысли и опыт ее выражения, письма (т.е. рациональных единиц, доносящих о полноте мысли и вызывающих ее). Здесь архаика не должна быть понята как «исток, остающийся позади»; архаика есть то, что непрестанно при-сутствует, остается при сути, или, как настаивает Хайдеггер, господствует [1, с. 120]. Архаика вводит мышление в определенный настрой. В архаической размерности мышления мысль, существо мира не открывается посредством готового всеобщего (понятийно заданного и определенного Логоса), но прорастает из уникального (посредством приведения слова к конкретике действия, к прозрачному этимологическому орнаменту).

Логос vs. Эстезис. Привлечение опыта телесности, принятие мысли как проживаемого мгновения, удивляющего простотой сущностных структур вещи, провоцирует рациональный сдвиг. Сама рациональность обнаруживает многомерность своих структур, а в целях освобождения от многослойных интерпретаций побуждает провести реконструкцию исконных позиций, вовлечь в повествовательный контекст формы, адекватные

своеобразной размерности мышления. Такой формой обретается идиома эстетического, которая в процессе опрашивания рациональности на предмет подлинности собственного фундаментального ргтсерв’а подвергается и уточнению, и реконструкции (как верно и другое: уточнению через реконструкцию и реконструкции через уточнение). Эстезис как «чувственное реагирование» позволяет фиксировать в знаке первоопыт формирования логического и тем самым выступает первофактом культуры.

Логика тождества и логика различия: иная перспектива мысли. Под «логикой тождества» предлагаем понимать топографическую линейность в выражении фигур мысли, их понятийную формализацию, системность и систематичность, регулярность выводов, их предсказуемость, ориентированность логических паттернов либо на присвоение авторских способов артикуляции, либо на забвение нестандартного образа мысли, либо на его устранение, вытеснение, блокировку контекстом и пр. В этом ключе обнаруживается тоталитарная природа «логики тождества» (см.: [2-4]).

Архаический Логос (или логическое в своем истоке), напротив, нелинеен. В плане артикуляции он сообщает о себе тратой, жертвой, или, по Бодрийару, «моделью символического обмена», «ядром антиполитической экономии, местом, где уничтожается закон» [5, с. 327]. Языку возвращается его поэтическая функция, и сам он становится местом, из которого осуществляется сообщение с телом жизненного космоса. Это язык- анаграмма, (анатема), выводящий на поверхность зазоры смысла, провалы лингвистического опыта. Напротив, зазорами, пустотами он позволяет разрешиться тому, что в линейную сигнификацию не укладывается, но удерживает эффект текста, сообщает косвенным образом об у-словии высказывания. Жертвенность здесь заключается в восполнении исконного избытка, щедрости, т. е. растраченное слово, отдавая, восстанавливает стихийность собственного события. За счет ломаного синтаксиса, посредством столкновения разноконтекстуальных лексем, через преодоление законодательно-нормативного предела слову возвращается его иероглифика-образ-ность, многомерность, высказыванию -множественность семантических перспектив. Язык восстанавливает собственную сущность - перестает быть человече-

ским образованием, но распознается в качестве образования человеческого. Притом что именно в крайней своей плоскости - в поэзии - восстанавливаются линии предела, зазоры «нормальной речи», разоблачается ее инерция и умолчание о сущностном.

В поэтическом режиме (в ро1еБ1з’е) язык ускользает от лингвистики, в то время как именно лингвистика вынашивает претензию на монополию владения ресурсом языка, слова. По сути же ро1еБ1Б языка разоблачает лингвистику, выбивая из-под ее ног избранное ею жизненное основание1. Трата, жертва, безоглядное дарение - практики, позволяющие детально описать то, что прямому предици-рованию не поддается. Анаграмма Сос-сюра - это в некоторой степени подложка текста, темы, его изнанка, поэзия (язык как ро1еБ1Б) же к этой изнанке обращается, поскольку «всем ясно - с очевидностью наслаждения, - что хорошие стихи это те, где ничего не остается, где весь звуковой материал уничтожается без остатка; и напротив, плохие стихи (и вообще не-поэзия) - это там, где есть остаток, где не каждая фонема, или двухзвучие, или слог, вообще не каждый элемент означающего подхватывается своим двойником, где все термины не исчезают и не уничтожаются в отношениях строгой взаимности (или враждебности), как при первобытном обмене/даре; это те стихи, где мы замечаем тяжесть остатка, оставшегося без ответа, т. е. без смерти и разрешения, не сумевшего обменяться непосредственно в работе текста» [5, с. 334]. Текст как воспроизведение архаичной космогонии, утверждаемой ситуацией дара, жертвы, ориентирован на трату, предполагающую (выводящую на поверхность из глубины) избыток, ресурс. Дар/жертва восстанавливают органическое единство языка и пространства, вещи и человека, сообщающегося с нею, причем единство, определяющее исконные условия рациональности, но впоследствии вытесненное и забытое.

Получается, что через трату языковой материи посредством дара, жертвы восстанавливается исконное состояние жизненного порядка, в котором вытесняется случайность, а каждая вещь открывает свое место, и слово, именующее вещь, выводит наружу заветный смысл. В архаике восстановленного жизненного порядка «мир» удерживается вниманием по-эта-мыслителя-художника; через внима-

ние открывается доступ к изнанке символического, или - к чистому символическому, на территории которого не работает формально-логическое членение знака, перестает функционировать сигнифика-ция. «Поэзия, - сообщает Ж. Бодрийар, -воссоздает ситуацию первобытных обществ в области языка: имеется ограниченный набор предметов, непрерывной циркуляцией которых в процессе обмена/ дара обеспечивается неисчерпаемое богатство, празднество обмена. Если мерить первобытные материальные блага их объемом или ценностью, то в итоге получается практически абсолютный дефицит. Поскольку же они неутомимо истребляются в ходе празднества и обмена, то при “минимальном объеме и количестве” они дают тот “максимум энергии в знаках”» [5, с. 338]. В этом контексте достаточно упомянуть бахтинскую версию карнавала и карнавальной культуры, в которой эффект эмоциональной/материальной траты рассчитан на приращение символического. В режиме траты/жертвы слово уже не воспринимается эквивалентом вещи в знаке, но инициирует и интенсифицирует ощущение того, что оно являет себя вещью, отождествляется с вещью и, одновременно, удерживает грань различия, растождествление. Тождественность устанавливается из эффекта ро1еБ1Б’а, из состояния сопричастности; рассеяние же этого состояния выводит грань различия, и, наоборот, через актуализацию грани становится возможной концентрация, ситуация со-присутствия, со-бытия, собирается и восстанавливается топос единения и тождественности, в котором слово переходит в статус ритуально-магической формулы. Амбивалентность слова в режиме ро1еБ1Б’а, с одной стороны, сохраняет (сопБегуа1:) стихию языка и мысли и тем самым предохраняет структуры жизненного порядка от истощения и истончения в многоразовой коммуникативной эксплуатации, с другой, -удерживает сам этот порядок, космос, не дает ему раствориться в ином, в хаосе.

Различие является принципом симметрии, Эроса, драмы - стратегий, удерживающих противоположное в Едином.

Драматизм ситуации (причем ситуации, устанавливающей и закрепляющей форму знака, т.е. формирующей территорию культуры, ситуации, сохраняющей внутреннее напряжение значения) состоит как раз в со-бытии «явного» и «теневого», в пропорции «внешнего» и «внутрен-

него», «стихийного» и конвенционально «ограниченного», «определенного». Драматизм языка - в столкновении расплавленной материи смысла2 (или того, что принято принимать за смысл), «фонетической дикости» и жесткой сигнификативной нормированности, логической строгости. Так заданный контекст позволяет приблизиться к Гераклитову Логосу, а также к стихии мысли, которая не есть та или иная «структура» или ее «иное», но есть самое напряжение, энергия различия, активизированная драмой, или, что изначально есть то же, - диалектикой. Лингвистическая размерность драмы открывает исконное значение драматургии события, приобретающего статус культурного, т.е. вписанного в эпос того или иного народа. Драматургия события заключается в самом опыте пребывания на территории предела, пространстве трансцендентного, выходящего за границы каждой структуры, напряженно сосуществующей с другой, инаковой себе.

Орнамент - знаковый репрезентант «логики различия». Логика орнамента есть сама возможность различия, возможность, приближающая к архаической укорененности языкового тела (а через него и тела культуры) в территориальном ландшафте, в подробностях жизненного уклада (календарного ритма, проявляющего взаимововлеченность физического и метафизического планов). Пространство знака, вплетенного в логику орнамента и освобожденного от институциональных конвенций, удерживает напряжение между пустой формой и семантическим избытком, воспроизводит цельность семиозиса, единство означаемого и означающего, графики и письма, а также пересечение и сцепление этих структур в опыте, действии: орнамент обнаруживает многомерность самого события пути, в котором переплетены и взаимосвязаны многие линии, а рельеф одной территории семиозиса определяет рельеф другой. Орнаментальная манифестация языка делает фронтальным пласт этимологии, позволяет проникнуть к глубинному Логосу. Как Япония вызвала к жизни ситуацию, в которой, для Р. Барта, «личность переживает некоторое потрясение, переворачивание прежнего прочтения, сотрясение смысла, разорванного и обнаруживающего внутри себя не заместимую ничем пустоту» [7, с. 10], так и орнаментальная манифестация языка, сопротивляющегося логическому диктату европейского семи-

озиса, провоцирует выход за грань оппозиций, каузальности сообщения, сообщает возможность иного измерения языковой реалии и культуры, инициированной этой реалией. Орнамент приводит язык к ситуации странности, одновременно сообщает иной порядок, сложенный по законам «иного монтажа, иного синтаксиса», а также дает возможность «обнаружить немыслимое до этого положение субъекта в высказывании, сместить его топологию» [7, с. 13]. Опираясь на актуализированный Р. Бартом опыт чужого языка, смещающего и/ или устраняющего границы европейского семиозиса, можно заметить, что и логика орнамента провоцирует упражнения в «неправильной» грамматике, в гибком синтаксисе, в жонглировании знаком, который в ходе подобных упражнений ставит под подозрение «идеологию самого нашего языка» [7, с. 16].

Узел, вплетенный в орнамент, и орнамент как символическая версия космологии в композиционном единстве вызывают ощущение (у исполнителя и наблюдателя) мыслительной техники, как кружево, провоцирующей трату и тем самым обеспечивающей приращение энергии (энергии как мысли уже не столько в антропологическом преломлении, сколько в универсальном значении). Так, орнамент есть способ интенсификации энергии мысли, одновременно, и ее воплощения, и управления ею. Орнамент дает возможность снять антропологические (форматно-мыслительные) рамки с процессов и явлений, не всегда умещающихся в линейность изложения, в синтаксическую предсказуемость причины и выводов, освобождает от «иллюзии Я», принимает и фиксирует иное, которое становится ощутимым не в «накоплении», а в циркуляции, в трате. Орнамент устраняет предписание языку быть инструментом представления, напротив, восстанавливает сокровенное изначальное языковой субстанции, Логос самого языка, приближает к самой структуре знака, поскольку сообщает мышлению своеобразную топологию, в которой структуры языка приходят в состояние мифопойэзиса, или ие-роглифа-образа-эмблемы (без активности которого «язык накопленный, язык “сокровище”, не растрачиваемое в утрате, в-ращеньи, умирает» [8, с. 11], в то время как «вращенье породило орнамент», равно как и вращенье устанавливает грани кувшина-кокона, внутри которого остается пустота, возможность вмещения сущ-

ности [8, с. 10]3), посредством многовекторной перспективы прочтения преобразуют семиозис, за счет чего выводят напоказ, обнаруживают семиотическую избыточность.

Орнамент, избавляя от «иллюзии Я», унифицирует любые национально-этнические знаковые системы и приводит их к единому знаменателю - к усилию, которое есть не столько переживание, и не столько выражение переживаний, сколько самое напряжение, «открывающее капсулу языка, опрозраченное в представлении будущему... Тому, чего не было, но что заключено уже и всегда в нем как возможность», такая возможность, которая, устраняя зрение («процесс запаздывания»), активирует внезапность понимания-ощущения. Возможностью языка мыслится поэзия, которая «дается в акте предвосхищения факта самой возможности» [8,

с. 10]. «Декоративная решетка китайского интерьера», книга перемен - «И-Цзин», сущностные константы которой не в восприятии ее в качестве пособия по алеаторике, но в том, что она есть «первое исследование в области синтаксиса», добавим, руническая традиция и славянская орнаменталика суть избыточное состояние языка, провоцирующее к тактильноэмоциональному ощущению «есть», и, как следствие, к выпадению из линейной логики, в результате которого обнаруживается «несовпадение, отклонение, остаток, требующий иного подхода» [8, с. 9].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ж. Бодрийар замечает, что гипотеза функционирования поэтического языка (заявленная в «Анаграммах» Ф. де Соссюра) тщательно «забыта» и принижена в лингвистике еще и с той целью, что она своим наличием подрывает основания лингвистики как науки: «только такой ценой лингвистика смогла утвердиться как “наука” и распространить повсюду свое монопольное влияние» (см.: [5, с. 328]).

2 Это «язык, полученный в результате откровения», - настаивает В. Беньямин. И в этом откровении - достоинство языка и жизненная сила культуры (см.: [6, с. 182]).

3 В этом контексте актуально сравнение рукодельного исполнения вещи в архаических практиках (следствием чего является точность расчета, 1ес1те) и языка, сравнение, из которого становится очевидным единение практик, формирующих грани и рельеф жизненно востребованного порядка, космоса; практик, впоследствии распознающихся формами культуры, в то время как в собственном бытии, в своем «есть», haecceitas определяют монолитное тело живого события (жизни как события).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопр. философии. 1993. № 8.

[2] Ватолина Ю. В. Другой в логике тождества: Присвоение, исключение, забвение // Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 41-44.

[3] Кребель И. А. Территория предела: Эстетика мысли русского модерна. М. : Канон+, 2011.

[4] ДелёзЖ. Различие и повторение. СПб., 1998.

[5] Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М. : Добросвет, 2000.

[6] Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М. : Аграф, 2002.

[7] Барт Р. Империя знаков. М. : Праксис, 2004.

[8] Драгомощенко А. Фосфор. СПб. : Северо-Запад, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.