Финансовая система
УДК 336.01
логика финансовой системы: закономерности устройства
в. н. ГОРЕЛИК, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Статья продолжает разработку авторской модели финансов. Рассматриваются базовые проблемы построения и функционирования финансовой системы. Анализируются закономерности ее формирования как системы аккумуляции финансовых ресурсов - инвестирования и резервирования денежных средств, а структура исследуется в качестве системы дискретныхраспределительных потоков, включающей в свой состав локальные, корпоративные и социальные финансы.
Ключевые слова: финансы, сфера, потоки, система, аккумуляция.
Финансовая система складывалась тысячелетиями и в настоящее время каждый ее сегмент объединяет множество разнообразных форм движения денег. Финансы включают налоги и амортизационные отчисления, инвестиционные потоки и межбюджетные трансферты. Финансы — это бюджетные и внебюджетные фонды, фонды инвестиционные и фонды резервные.
Все финансовые потоки и фонды, какими бы особенными они ни казались, одинаково устроены и имеют идентичную структуру. То есть все частицы финансов — это элементы некоторой целостности, в которую они объединены по своей сути: как финансовые потоки, финансовые фонды, финансовые отношения.
Важнейшими продолжают оставаться вопросы, как устроена финансовая система, как соотносятся
ее элементы между собой и как они «составляют» систему? Речь, следовательно, опять идет о структуре. Но если ранее структура финансов рассматривалась как формы движения денег, то теперь стоит задача обосновать структуру финансов как систему.
Актуальна такая задача прежде всего потому, что только определив структуру системы, можно говорить о ее сбалансированности и устойчивом функционировании. Нынешний этап развития глобальной экономики отчетливо показал, что ее денежные сегменты функционируют как относительно независимые подпространства и их обособление достигло критического уровня. Финансовые и кредитные ресурсы не получают прямого выхода в сферы обмена и производства, практически непрерывно «прокручиваясь» в распределительных процессах. Деньги прекращают работать как деньги.
В российской науке финансовую систему традиционно принято рассматривать как систему денежных отношений и классифицировать по их участникам. В ее составе обычно выделяют:
— финансы домашних хозяйств;
— финансы хозяйствующих субъектов;
— государственные финансы.
Эти три части финансовой системы называют ее сферами.
В свою очередь сферы подразделяются на звенья, которые различаются между собой характером
40
финансы и кредит
деятельности своих подразделений. Так, в сферу финансов хозяйствующих субъектов в различных вариациях, как правило, включаются:
— финансы коммерческих предприятий, некоммерческих организаций;
— финансы посредников — кредитных организаций, страховых обществ и т. д. Страхование часто выделяют и как самостоятельное звено финансовой системы в целом.
Затем звенья разбиваются на части. Например, финансы коммерческих предприятий, исходя из их организационно-правовой формы, особенностей финансирования. Так появляются, скажем, финансы бюджетных учреждений. В соответствии с отраслевым признаком выделяются финансы промышленных и торговых предприятий, финансы транспорта.
В сфере государственных финансов как звенья выделяются бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления. Применительно к России — федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты. Как самостоятельные подразделения данного уровня обычно позиционируются внебюджетные фонды и достаточно часто — государственный кредит. Включение специфических кредитных отношений в состав финансовой системы объясняется тем, что денежные средства привлекаются в финансовые фонды государства для «финансирования дефицита» бюджета.
Несколько иначе смотрят на проблему зарубежные экономисты. Например, профессор Гарвардского университета Н. Мэнкью в своей книге «Принципы Экономикс» утверждает: «Финансовая система представляет собой совокупность экономических институтов, помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах в форме инвестиций».
Конечно, финансовая система, как и любая сложная система, может быть структурирована по разным элементам: система потоков, система фондов, система органов управления. Возможны, по-видимому, и другие ракурсы. Но главное — понимать, что каждая система имеет свою логику, и классификация ее элементов должна эту логику воспроизводить.
Структурируя систему, нужно учитывать, что «звено системы» — это часть целого — обособленное подразделение внутренне однородной среды. Каждое звено системы отражает своим содержимым ее существенные признаки и обособляется от других лишь своим специфическим проявлением.
По логике данной модели это означает: если финансы — сегмент денежной сферы, в котором осуществляется аккумуляция денежных средств, то каждое звено финансовой системы — это своеобразный комплекс денежных отчислений в фонды аккумуляционного характера.
При этом базовые подразделения финансовой системы, пользуясь принятой терминологией сферы, обособляются в системе как ее специфические части своим типом движения — тем, как идут отчисления в фонды. Где проходят эти процессы — в домашних хозяйствах или на заводах и фабриках, — здесь не главное, не сущностное. Важно, что идут они «по одной формуле».
«Единство места» — вторичное условие, определяющее особенности именно звена сферы. В пределах общего типа движения звенья различаются между собой уже формами своих элементов. У каждого звена — своя форма фондов и потоков, собственно, и «оформляющая» границы звена.
Предлагаемое решение задачи — системное описание процесса аккумуляции финансовых ресурсов — дискретного распределения. Последовательное отображение финансового движения денег в системе денежного обеспечения потребностей общества позволит получить объективную картину ее финансовой части.
По ходу такого движения «вживую» можно уви -деть и все «сферы и звенья» системы как комплексы однородных потоков и фондов, каждый из которых появляется в результате обеспечения деньгами своих потребностей.
Сакраментальный вопрос — с чего начать в данном случае — решается достаточно просто: распределение начинается там, где создаются первичные доходы. И финансовая система, естественно, берет свое начало из этих «первоисточников».
Первичное финансовое распределение доходов реализуется потоками, обеспечивающими деньгами потребности развития самих «производителей доходов». Иное противоречит не только исторической, но и экономической логике. Хозяйства-производители формируют фундамент экономической системы, и общество прямо заинтересовано в их приоритетном финансовом обеспечении.
Первичное финансовое распределение осуществляется, таким образом, в режиме самофинансирования — внутрихозяйственной аккумуляции собственных денежных средств. Средства распределяются самим хозяйством, и в самом хозяйстве: здесь нет движения денег между субъектами сис-
темы, как нет и денежных отношений между ними в привычном их понимании.
Нет поэтому здесь и особых форм движения. Потоки внутрихозяйственной аккумуляции имеют «первозданный» финансовый вид известных отчислений от доходов. Разнятся лишь источники отчислений и их целевое назначение.
Вместе с тем для целей собственного развития локальным хозяйствам, по сути, необходимы лишь две группы фондов — фонды инвестиционные и фонды резервные. Из первых деньги пойдут «на развитие», а резервы обеспечат его устойчивость.
Потоки отчислений от собственных доходов хозяйств в их инвестиционные и резервные фонды представляют первый структурный комплекс финансовых элементов. Своеобразная — «бесплатежная» механика дискретного распределения позволяет реализовать процессы внутрихозяйственной аккумуляции, образующие первую сферу финансовой системы. Это сфера внутрихозяйственного финансового распределения — сфера финансов локальных хозяйств.
Первичные финансовые процессы, совершающиеся в круге домашних хозяйств и в системе предприятий, естественно делят экономическое пространство своей сферы на две части. Тем самым формируются ее звенья, различающиеся между собой типом потоков и фондов внутрихозяйственной аккумуляции.
Так, все домашние хозяйства аккумулируют финансовые ресурсы для своего развития как сбережения: что не израсходовано — сбережено. И постепенно накапливается.
По своей сути сбережения — классические финансовые фонды. Своеобразная форма этих фондов объясняется особенностями экономической территории, на которой они создаются: сбережения — финансовые фонды домашних хозяйств.
Состав фондов-сбережений необычайно пестрый: от накоплений наличных денег в домашних тумбочках и традиционных банковских депозитов до практически «нематериальных» фьючерсных контрактов на всевозможных биржах.
Но при всем своем многообразии все такие фонды создаются путем отчислений от доходов домашних хозяйств — заработной платы, премиальных выплат, выручки от реализации товаров и услуг. А их целевое назначение не отличается от общих целей формирования фондов развития хозяйствующих субъектов. Любые сбережения используются либо как инвестиции, либо как резервы.
Наиболее распространенными формами сбережений являются:
— целевые некоммерческие накопления домашних хозяйств, обеспечивающие инвестициями конкретные потребности повышения уровня жизни — «деньги на образование», «деньги на строительство дома» и т. д.;
— сбережения (капитал) — инвестиции, предназначенные для увеличения доходов в будущем. Это также целевые деньги, но перспективных планов;
— сбережения-резервы — своеобразные «финансовые запасы» домашних хозяйств, предназначены для предупреждения различного рода рисков или покрытия понесенного ущерба.
И инвестиционные и резервные фонды — неотъемлемые элементы рационального «домоводства», но при этом устойчивой системы их формирования и использования здесь нет. Нет четких границ между фондами: инвестиционные ресурсы домашних хозяйств являются, как правило, для них и страховыми. Нет закрепленных за фондами источников, нет регулярных отчислений.
Нет поэтому здесь и достаточных оснований для более глубокой структуризации этого звена. Аморфность — отличительная черта первого звена внутрихозяйственного распределения — финансов домашних хозяйств. По большому счету, распределение средств в этом сегменте — «дела хозяйские», на структуру «домашних финансов» влияния не оказывающие.
И с позиций логики, и с точки зрения истории контуры второго звена локальных финансов проявляются, когда в продажу начинает поступать не пресловутый излишек продукта, а продукт, специально произведенный для рынка. Когда функции ведения домашнего хозяйства и производства товаров или оказания услуг обособляются и выводятся за пределы дома. Когда появляется и начинает функционировать в качестве автономного субъекта экономики коммерческое предприятие — хозяйство, основной целью которого становится извлечение прибыли.
Без прибыли нет развития, так же, как без развития прибыли, — утверждал создатель эволюционной теории экономического развития Йозеф Шум-петер. Прибыль — не только цель хозяйственной деятельности, но и источник ее развития. Именно поэтому стабильно функционирующее коммерческое предприятие инвестирует определенные части прибыли в свое развитие, аккумулируя их для этого в фондах развития производства.
Через фонды развития отчисления от прибыли проходят не только на расширение и модернизацию технического капитала, но и на поощрение
работников, на социальные нужды. Но в любом случае такие фонды, включая и премиальные, и так называемый «социальный пакет», по своей сути — инвестиционные, а по форме в данном сегменте представляют собой именно фонды развития производства. Потому, что у всех таких фондов общее назначение — обеспечение развития ресурсной базы производства, в том числе и ее трудовой части.
Прибыль — естественный, «природный» источник развития предприятия, но не единственный. Обособленно в составе финансовых ресурсов предприятия в фонды развития идут амортизационные отчисления. Их потоки занимают особое, обусловленное спецификой функционирования основного капитала, но вполне определенное место во внутрихозяйственных инвестиционных структурах предприятия.
И, конечно, устойчивость развития производственных коммерческих единиц в значительной степени определяется системным решением проблемы резервирования ресурсов. Финансовые резервы — вторая группа внутрихозяйственных фондов предприятий. Как правило, основным источником таких фондов также являются отчисления от прибыли.
Как видим, финансовое пространство коммерческих предприятий, как и домашних хозяйств, прежде всего заполняется потоками внутрихозяйственной аккумуляции собственных средств. Но уже из вполне определенных источников.
На уровне коммерческих предприятий процессы внутрихозяйственной аккумуляции финансовых ресурсов приобретают системные признаки. Появляются стабильные источники финансирования, унифицируются финансовые потоки, конкретизируется целевое назначение финансовых фондов. Так, в сфере внутрихозяйственного распределения доходов складывается второе звено — финансы коммерческих предприятий.
Вторая сфера финансовой системы создается в процессах денежного обеспечения солидарных потребностей. После обустройства финансовой базы локальных хозяйств деньги направляются на коллективные или общественные нужды — солидарные потребности продолжают индивидуальные в составе групповых структур социально-экономической системы. Это происходит:
— в рамках экономических групп — объединений хозяйствующих субъектов, которые сплачиваются сообразно общим целям в артели и картели, товарищества и кооперативы, акционерные общества и корпорации...
— в составе социальных групп — объединений граждан. К ним относятся горожане и селяне, собственники жилья и гаражей, пенсионеры и временно нетрудоспособные. И многие другие категории современного социума, объединяемые общим социальным статусом.
Но при всем многообразии объединяющихся и форм их союзов солидарные потребности — это всегда общие потребности, совместные потребности, потребности объединений. И приоритетный путь их денежного обеспечения — объединение доходов носителей совместных интересов — создание фондов общего целевого назначения для всех участников объединения.
Такие фонды формируют финансовое пространство уже за пределами локальных хозяйств и аккумулируют отчисления от доходов своих создателей перечислением финансовых платежей.
Таким образом, проявляются потоки платежных трансфертов, общие финансовые фонды, денежные отношения пайщиков и дольщиков и, следовательно, комплекс финансовых элементов трансфертной аккумуляции. В своем единстве процессы трансфертной аккумуляции представляют вторую сферу финансовой системы — сферу финансового перераспределения доходов. По сути, речь идет о финансах объединений.
На практике устройство второй сферы финансовой системы проявляется множеством разнообразных ячеек. В их числе подсистемы налогообложения и коллективного инвестирования, пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Каждая такая социально-экономическая подсистема своеобразна и комплекс ее финансовых потоков и фондов, отражая это своеобразие, естественно обособляется как некоторая часть системы.
Вместе с тем солидарные потребности в целом имеют лишь два уровня агрегирования: это либо потребности коллективные, либо всего общества (иные варианты кооперации попросту невозможны). И обеспечивающие их трансферты естественно разделяются между собой, наполняя финансовыми ресурсами соответственно корпоративный или общественный сектор.
Каждый сектор, решая свои задачи, определяет направление своих финансовых потоков, целевое назначение своих финансовых фондов и оформляет тем самым границы своего или своих финансовых звеньев.
История показывает: исчерпав возможности локального развития, экономическое сообщество неизбежно вступает на путь хозяйственных
союзов. Объединяются все — отдельные граждане, домашние хозяйства, предприятия. Причем объединяются и между собой, и с государством. В экономических системах появляется сектор хозяйственных объединений.
Хозяйственное объединение — это коммерческий проект. На первый план у новых хозяйственных структур неминуемо выходят коммерческие цели. Собственно, ради этих целей и осуществляется объединение. Речь идет о материальной выгоде, минимизации рисков и в конечном счете — о «преумножении доходов» и прибыли — стандартных коммерческих интересах любого хозяйствующего субъекта. Но на корпоративном уровне — это уже интересы их хозяйственного альянса, каждого и всех участников объединения. Интересы группы, таким образом, естественно продолжая частные интересы, формируют новую структуру потребностей.
Иная структура потребностей — иная механика денежного обеспечения. Аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения солидарных «коммерческих нужд» предваряет собственно финансово-хозяйственную деятельность объединения как коммерческого предприятия «по извлечению прибыли». И не только процессы производства товаров и их реализации, но и реального инвестирования капитала в фонды развития производства. На корпоративном уровне сначала нужно просто «собрать деньги».
Так начинаются вложения и взносы—коллективные потоки финансовых отчислений. Формируются коллективные финансовые фонды — паевые и страховые, акционерный и складочный капитал. Завершая процесс хозяйственного объединения, появляются дивиденды — отчисления от прибыли по результатам коллективных усилий. Возникает система коллективного формирования финансовых ресурсов.
Коллективная аккумуляция финансовых ресурсов, так же, как и внутрихозяйственное фондирование, реализуется процессами инвестирования и резервирования. Но уже в новом формате: эффект хозяйственного объединения достигается новыми механизмами «старых» системообразующих процессов. Теперь начинаются процессы коллективного инвестирования и коллективного резервирования. А именно:
— финансовое инвестирование — совместные вложения капитала в финансовые активы;
— страхование — создание резервных фондов за счет страховых взносов участников страхового объединения.
В целостное звено эти функциональные комплексы финансовых потоков связываются своей единой структурой. Перераспределение доходов как в процессах финансового инвестирования, так и страхования осуществляется как межхозяйственная трансфертная аккумуляция. Первое звено финансового перераспределения представляет, таким образом, систему межхозяйственного движения финансовых ресурсов, систему корпоративных финансов — финансов коммерческих объединений.
В отличие от коммерческих финансов, максимально ориентированных на выгоду, социальные финансы в конечном счете призваны обеспечить деньгами движение «социальных товаров». Речь идет о грамотности и культуре, коммунальном жилье, общественном транспорте и общественном покое. Имеется в виду финансовое обеспечение социальной инфраструктуры государства, создающей своим пользователям — социальным группам граждан необходимые и достаточные ресурсы социального потребления.
В отличие от базовых финансов денежное обеспечение высшего уровня солидарных потребностей регулируется вполне «видимой рукой», рыночные приоритеты здесь неуместны. К делу подключается «второй мегарегулятор» распределительных процессов — государство. Обобществление доходов граждан и их хозяйств осуществляется государством путем императивной трансфертной аккумуляции — безусловного перераспределения доходов в финансовые фонды общественного сектора.
Императивная аккумуляция финансовых ресурсов государством неизбежно делает отчисления от доходов налогами, а фонды, в которые они поступают, — государственными фондами. Обособляясь в финансовой системе персональными элементами такого рода, пространство императивного перераспределения оформляет свое звено как государственные финансы.
Государственные финансы — это система императивного формирования финансовых ресурсов общественного сектора. Императивность — конституирующий принцип такой системы, его «высшее нравственное предписание». Императив социальных финансов предполагает безусловное финансовое поведение каждой стороны финансовых отношений: и хозяйствующих субъектов, и государства. С одной стороны, безусловность налогов и сборов, с другой, — безусловная возвратность собранного.
В первую очередь должны быть наполнены финансовыми ресурсами «резервуары» пенсионной системы, социальной медицины, начального
образования, гарантированно обеспечивая текущие социальные нужды граждан и тем самым защищая их от различного рода социальных рисков — безработицы, безграмотности, бездорожья.
Также необходимо обеспечить перманентное расширение пределов «простого социального воспроизводства», его соответствие каждому следующему экономическому этапу жизни общества и тем самым — развитие социальной среды.
Государственные финансы, по сути, объединяют в своем звене процессы налоговой аккумуляции страховых ресурсов для обеспечения — защиты текущих уровней общественного развития и ресурсов инвестиционных, предназначенных «на завтра». Плюс общегосударственные резервы — «на черный день». В широком смысле звено составляется процессами социального страхования и социального инвестирования — это финансы государства как объединения граждан — финансы социальных объединений.
«Товарное обеспечение» социальных объединений осуществляется государственными и негосударственными школами, поликлиниками, театрами, жилищно-коммунальными и дорожными службами, сетью общественного питания и т. п. Все это — локальные хозяйства общественного сектора.
В социальной сфере «природная» коммерческая ориентация любых автономно хозяйствующих субъектов сводится государством к минимуму: извлечение прибыли не должно являться главной целью их деятельности. Во главу угла поставлен иной круг интересов — некоммерческий. Прежде всего хозяйством должна быть реализована его социальная миссия.
Отсюда и специфические формы аккумуляции средств. Здесь нет и не может быть стандартных для локальных хозяйств процессов внутрихозяйственной аккумуляции: распределения прибыли, амортизационных отчислений. Социальные хозяйства в пределах своей основной непредпринимательской деятельности формируют финансовые ресурсы лишь путем целевого финансирования — перераспределения доходов хозяйств своих собственников и учредителей на общественные нужды.
Финансовые потоки в этом сегменте денежной сферы представляют, таким образом, межхозяйственную часть системы социальных трансфертов. Это трансфертная межхозяйственная аккумуляция
финансовых ресурсов, но некоммерческая. Речь идет о финансах социальных хозяйств, занимающих отдельную нишу в общественном секторе экономической системы и образующих тем самым свое относительно обособленное, особое звено финансовой системы.
Итак, сделаем некоторые выводы. Денежное обеспечение потребностей развития формирует финансовую систему денежной сферы — систему аккумуляции финансовых ресурсов — инвестирования и резервирования денежных средств.
Ее первая часть—сфера внутрихозяйственной ак -кумуляции образуется процессами инвестирования и резервирования в рамках локальных хозяйств — домашних хозяйств и коммерческих предприятий, аккумулирующих финансовые ресурсы для собственного развития. В этих процессах формируются два звена первичного распределения доходов.
Вторая часть системы — сфера трансфертной аккумуляции образуется процессами инвестирования и резервирования денежных средств на нужды коммерческих и социальных объединений. Межхозяйственная и императивная трансфертная аккумуляция доходов формирует два базовых звена финансового перераспределения.
Наконец, есть особое подразделение межхозяйственной трансфертной аккумуляции финансовых ресурсов. Это звено, которое образуется в процессах некоммерческого финансового перераспределения доходов для обеспечения денежными средствами социальных хозяйств.
Список литературы
1. Горелик В. Н. О генезисе форм системы денежных отношений. Сборник трудов Института экономики АН СССР. М. 1987.
2. Горелик В. Н. Финансы в системе денежных отношений // Финансы СССР. 1990. № 4.
3. Горелик В. Н. Методологические аспекты анализа сущности финансов // Финансы и кредит. 2007. № 14.
4. Горелик В. Н. Денежная сфера: анализ движения и генезис форм // Финансы и кредит. 2008. № 29.
5. Горелик В. Н. Финансовая система как подпространство денежной сферы // Финансы и кредит. 2009. № 28.