ЛИЗИНГ В ФОРМАТЕ АНТИКРИЗИСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО РЕСУРСА
Никандрова Л.Ю., старший преподаватель кафедры частного права, филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» г. Чебоксары
В условиях мирового экономического кризиса экономика Российской Федерации испытывает потребность использования инвестиционных ресурсов для широкомасштабного перевооружения производства и внедрение на его основе новых технологий. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов основой к решению социально-экономических проблем как Российской Федерации, так и ее субъектов может стать лизинг.
Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, конвенция, концепция, лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, международный финансовый лизинг.
LEASING IN THE FORMAT OF THE ANTIRECESSIONARY INVESTMENT RESOURCE
Nikandrova L., The senior teacher of chair of private law, branch FGOU VPO «Russian state social university» Cheboksary
In the conditions of a world economic crisis the economy of the Russian Federation feels requirement of use of investment resources for large-scale reequipment ofproduction and introduction on its basis of new technologies. In the conditions of the limited investment resources leasing can become a basis to the decision of social and economic problems as Russian Federation, and its subjects.
Key words: investment resources, the convention, the concept, leasing, leasing giving, leasing receiving, international financial leasing.
Лизинг в формате антикризисного инвестиционного ресурса позволяет безболезненно для сырьевой экономики Российской Федерации задействовать наиболее востребованные отрасли производства.
В свое время именно лизинг был предложен и поддержан Правительством Российской Федерации, как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства.
В Российской Федерации пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но все предпосылки к этому имеются. По крайней мере, динамика объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет на это надеяться. При этом необходимо указать, что прогнозируемые объемы роста лизинга в Российской Федерации полностью не реализовались на практике.
Дальнейшее развитие лизингового бизнеса как в Российской Федерации, так и ее субъектах в значительной степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране и общих налоговых условий ведения бизнеса и развития арендных отношений, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга.
Теоретические аспекты лизинга
Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит ко временам Аристотеля (IV в. до н.э.). Именно ему принадлежат слова «богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», т.е., чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получить доход [2, с.9]. То есть обладание собственностью - это еще не факт обязательного экономического процветания.
Зачастую владения собственности для организации производства недостаточно, для этого нужны и другие показатели, какими могут быть предприимчивость, предвидение ситуации, аналитические способности и другие. Арендатор, по своей природе, обладает этими признаками - он становится арендатором, основываясь на своем решении, своих знаниях. В этом его преимущество перед собственником имущества. Лизинг, как разновидность аренды, призван помочь предпринимателям при реализации их способностей [2, с.10-12].
В то же время любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого кредитного инструмента. О трудности этой работы свидетельствует тот факт, что в Международном институте по унификации международного частного права (UNIDROIT - УНИДРУА) почти 15 лет велась разработка унифицированных норм по международному лизингу.
Согласно ст.1 Конвенции о международном финансовом лизинге (Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (Оттава, 28 мая 1988 г.)) в сделке финансового лизинга участвуют три стороны. Из которых одна (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (пользователем -лизингополучателем), вступает в соглашение (соглашение о поставке) с третьей стороной (поставщиком) в соответствии, с которым лизингодатель приобретает промышленную установку, средства производства или иное оборудование и вступает в соглашение предоставляющее пользователю право использовать оборудование в обмен на периодические платежи.
В России в первой половине 90-х годов применение лизинга было вызвано желанием выделить новый вид аренды - финансовый (слово «лизинг» является русской транскрипцией соответствующего термина «lease», что в переводе означает «аренда» [1, с.187]. Не случайно первый нормативный документ - Указ Президента России от 17.09.94 г. №1929, касающийся лизинга, называется «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».
Финансовый лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающий в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное владение и пользование за определенную плату [3, с.5].
Федеральный Закон Российской Федерации «О лизинге» [5] в отношении лизинга во многом следует Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (Оттава, 28 мая 1988 г.). Целями данного закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
По мнению зарубежных специалистов, для того, чтобы отношения финансовой аренды были экономически выгодными для сторон, первоначальный срок аренды должен составлять 50-75% от срока эффективной службы оборудования. Точно также и в российском законодательстве лизинговые отношения были привязаны к «нормативному сроку службы» (сроку амортизации) и первоначальный срок лизинга, согласно временному положению, должен был быть близким к нормативному сроку службы имущества, а сумма лизинговых платежей - близкой к стоимости передаваемого в лизинг имущества в ценах на момент заключения договора лизинга.
Плата за пользование лизинговым имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размеры, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются по соглашению сторон. Как правило, общая сумма лизинговых платежей включает [3, с.120-124]:
- сумму, возмещающую стоимость лизингового имущества;
- плату лизингодателю за использование кредитных ресурсов на приобретение имущества по лизинговому договору;
- комиссионное вознаграждение лизингодателю;
- плату за страхование имущества, если оно застраховано лизингодателем;
- плату за дополнительные услуги лизингодателю, предусмотренные договором;
- сумму налога на лизинговое имущество;
- иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором.
Вся сумма лизинговых платежей у лизингополучателя относится
на себестоимость производимой им продукции, что снижает налогооблагаемую базу.
Если амортизацию на лизинговое имущество начисляет лизингополучатель, то сумма лизинговых платежей относится на себестоимость выпускаемой им продукции, за вычетом части платежей, предназначенных для возмещения стоимости этого имущества.
Сумма затрат за пользование кредитами для инвестирования лизинговых сделок относится у лизингодателя на себестоимость лизин-
говых услуг в пределах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Лизинг имеет преимущества и в объемах гарантий, необходимых для инвесторов: при кредитном варианте инвестор требует 100%-ной гарантии возврата средств и процентов по кредиту, в то время как при реализации лизингового процесса требования инвестора к гарантиям могут быть снижены до 40% в зависимости от схемы лизинга и условий лизингового контракта.
Концепция формирования лизинга в Чувашской Республике
Лизинг в Чувашской Республике как форма инвестиционной деятельности прочно зарекомендовал себя среди финансовых учреждений и властные структуры тоже убедились, что лизинг - это доступный и эффективный инвестиционный механизм.
Например, в Указе Президента Чувашской Республики «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике» ясно определено, что в целях повышения роли малого предпринимательства в обеспечении динамичного экономического роста, эффективной занятости населения и качественного улучшения уровня жизни населения, создания активной предпринимательской среды необходимо [4, с.41-43]:
- осуществить меры государственной поддержки по обеспечению доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства через субсидирование субъектов малого предпринимательства в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитам, привлекаемым ими в пределах выкупной цены при приобретении оборудования, технологических линий и модулей на лизинговой основе;
- публиковать ежеквартально в средствах массовой информации предложения по взаимодействию с субъектами малого предпринимательства, сведения об оборудовании и помещениях для малого предпринимательства под выкуп, аренду, лизинг;
- рекомендовать банкам, другим кредитным и страховым организациям принимать активное участие в формировании инфраструктуры лизинговой деятельности и кредитовании лизинговых и инвестиционных проектов малого предпринимательства.
Для эффективной реализации лизинга в Чувашской Республике обозначим концепцию формирования лизинга в регионе в виде ряда принципов:
- принцип иерархии есть тип структурных отношений в лизинге, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место, как правило, во всех организациях (в том числе и лизинговых компаниях), для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации определённого круга функций. Необходимость иерархического построения функционального взаимодействия в лизинговом процессе обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причём на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования организации, а на более высокие уровни поступает обобщённая информация, характеризующая условия функционирования;
- принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей лизингового процесса;
- принцип технологичности лизинга заключается в признании того, что все сделки по лизингу и лизинговые платежи распределены во времени, имеют определённую последовательность своего развития, а следовательно, им присуще свойство технологичности;
- принцип открытости лизинга, т.е. наличия возможности внесения в них каких-либо изменений, выполнения сравнительного анализа процессов трансформации, ситуаций, явлений;
- принцип самодостаточности лизинга означает наличие в нем механизма воспроизводства знаний об управлении в адаптированном к условиям современности виде;
- принцип соответствия функциональных пространств лизинга: права, информации, управления, экономики;
- принцип назначения лизинга заключается в инициативном волевом присвоении какого-либо признака выделяемому субъектом элементу (среды) для включения его в состав лизинговой сделки;
- принцип обусловления лизинга заключается в выборе условий для выделенных из среды единиц функционального пространства в соответствии с выбранными (назначенными) для них признаками;
- принцип различия понятий лизинга, лизинговых сделок, лизинговых платежей заключается в чётком (по возможности) отделении содержания одного понятия от другого, выделения так называемых
терминологических формул;
- принцип целенаправленности лизинга определяет наличие цели (целевой установки) в процессе осуществления анализа, некоего прообраза конструкции механизма лизинга, который необходимо выстроить;
- принцип аналитичности лизинга заключается в ориентации на выявление и анализ содержания его свойств как объекта управления, возможностей их использования в реальной практике, способов совместного проявления;
- принцип ресурсного самообеспечения лизинга предполагает определение состава и поиска источников возникновения ресурсов, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности, в том числе и самоуправления.
Для эффективной реализации лизингового процесса в Чувашской Республике существует необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярной оценки на их основе состояния инфраструктуры лизинга и его привлекательности для предпринимателей. При этом необходимо прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных региональных процессов на основании неизменного набора критериев.
Очевидной трудностью является подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет известную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития лизинга в Чувашской Республике.
В рамках оптимизации прохождения лизинговых проектов процесс заключения лизинговых сделок должен проводиться на основе принципа «пять шагов лизинга».
Первый шаг - выбор лизинговой компании.
Второй шаг - необходимо подать заявку с указанием спецификации, производителя или продавца. Для рассмотрения вопроса о предоставлении основных средств в лизинг необходимо предоставить лизинговой компании ряд документов, на основании которых принимается решение о дальнейшем сотрудничестве.
Третий шаг - заключение договора лизинга.
Четвертый шаг - внесение авансового платежа, что является необходимым условием договора лизинга. Размер авансового платежа составляет примерно 20-25% от стоимости оборудования. Остаток выплачивается равными долями на протяжении срока действия договора.
Пятый шаг - выбранная лизинговая компания приобретает оборудование, доставляет, проводит монтаж и наладку, и оформляет необходимые документы.
Применение процедуры экспертизы лизинговых проектов в рамках принципа «пять шагов лизинга» обеспечит эффективный рост инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики.
С целью развития региональных процессов повышающих адаптивные свойства лизинга в условиях нестабильной экономики, необходимо:
- для сокращения потребности в дотационных вливаниях необходимо стимулировать развитие региональной лизинговой инфраструктуры, позволяющей обеспечить условия для пополнения бюджетных средств, тем самым повышения уровня конкурентоспособности Чувашской Республики;
- если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизинговыми компаниями от реализации договоров по лизингу со сроками действия от трёх и более лет;
- стимулировать (покрывать часть процентных ставок за счёт федеральных и региональных инвестиционных программ) банки г. Чебоксары и г. Новочебоксарска для предоставления кредитных ресурсов лизинговым компаниям;
- рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию Чувашской Республики которые являются объектами международного лизинга;
- для эффективного развития лизинговых компаний необходимо принятие корректного закона «О содействии развитию лизинга в промышленности Чувашской Республики» и в качестве обеспечения залоговых требований создать при Правительстве Чувашской Республики своеобразный залоговый фонд, где предметом залога может служить имущественные и другие объекты;
- развить систему страхования лизинговых операций в Чувашской Республике. Основной проблемой развития лизинговых операций как вида инвестиционной деятельности остаётся отсутствие полноценных гарантий возврата инвестиций;
- пересмотреть ряд налоговых аспектов, связанных с Федеральным законодательством, по-прежнему затрудняющих эффективное использование весьма привлекательных экспортных кредитов под поставку оборудования иностранного производства;
- активное предоставление лизинговых услуг по принципу «Лизинг под ключ».
Безусловно, перечисленные выше меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций в регионе и можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в Чувашской Республике будет более доступным для предпринимателя любого уровня.
Литература:
1. Англо-русский и русско-английский словарь [Текст]. Под ред. О.С.
Ахмановой, А.М. Уилсон. Бишкек: КФ МЦ «ТКИСО», 1995. - 672 с.
2. Лещенко М.И. Основы лизинга [Текст]: Учеб. пособие / М.И. Лещенко. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.
3. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика [Текст] / Л.Н. Прилуцкий. - М.: Изд-во «Ось-89», 1997. - 272 с.
4. Указ Президента Чувашской Республики «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике» [Текст] от 3 марта 2003 года. №19 // Собрание законодательства Чувашской Республики, 2003. №3.
5. Федеральный Закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [Текст] (в ред. Федерального закона от
29.01.2002 №10-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от
24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003. №186-ФЗ).
ФОРМИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ
Ересько А.Л.
Для различных видов бизнеса характерны различные стили управления и различные типы корпоративного менеджмента. Исследователи сфокусировались на двух ключевых функциях корпоративного менеджмента: вовлечение корпоративной штаб-квартиры в формулирование бизнес-стратегии и осуществление контроля над деятельностью компании.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, штаб-квартира, стиль стратегического управления, стратегическая бизнес-единица, стиль корпоративного управления.
FORMATION OF ADDITIONAL STRATEGY OF MANAGEMENT IN DIVERSIFICATIVE COMPANIES
Eresko A.
For various kinds of business various management styles and various types of corporate management are characteristic. Researchers were focused on two key functions of corporate management: involving of corporate headquarters in a formulation of business strategy and control over operation of the company.
Key words: transnational corporations, headquarters, style of strategic management, strategic business unit, style of a corporate governance.
По мнению Портера1 , потенциал менеджмента в области увеличения стоимости компании для акционеров возрастает при движении от стратегии портфельного управления к более интегрированным стратегиям общего управления. Свидетельство же эмпирических данных неоднозначно. Англичане Гулд и Кэмпбелл2 проанализировали природу и эффективность различных «стилей стратегического управления» в крупных британских транснациональных корпораций (ТНК). Они обнаружили, что ни один стиль корпоративного управления не преобладал. На основе этих функций были определены три стиля корпоративного менеджмента - финансовый контроль, стратегический контроль и стратегическое планирование, - а также две дополнительные категории - централизация и компания холдинг. Схематически они представлены на рисунке 1.
Принципиально различаются компании, где корпоративная штаб-квартира играет важную роль в формулировании и координировании стратегии стратегической бизнес-единицы (СБЕ) и подразделений (стиль стратегического планирования) и компании, в которых корпоративная штаб-квартира концентрируется на финансовом управлении (стиль финансового контроля). Стиль стратегического контроля в первую очередь ассоциируется с компаниями типа ICI, Plessey, Vickers и является чем-то средним между двумя другими. Он пытается сбалансировать высокий уровень самостоятельности подразделений с выгодами от координации.
Стиль стратегического планирования применяют British Petroleum, Lex, Cadbury-Sweppers, в этих компаниях корпоративная штаб-квартира вовлечена в планирование на уровне СБЕ. Стратегическое планирование включает напряженное обсуждение развития и целей стратегии, важную корпоративную роль в интеграции и координации бизнес-стратегий СБЕ. В силу обсуждения на корпоративном уровне, процесс формулирования стратегии приводит к принятию решений, способствующих созданию долгосрочных конкурентных преимуществ. Это отражается в приоритете стратегических целей (доля на рынке, инновации, лидерство в качестве, проникновение на зарубежные рынки) над финансовыми целями и долгосрочного планирования над краткосрочным планированием. Основные недостатки стиля стратегического планирования:
• недостаток самостоятельности менеджеров СБЕ может деморализовать их;
• у корпоративного менеджмента может сложиться однобокий, односторонний взгляд на компанию;
• процесс построения стратегии может замедлиться, что приведет к потере гибкости и скорости при приспосабливании к новым обстоятельствам и возможностям;
• медленное исправление ошибок.
Стиль стратегического планирования подходит компаниям с небольшим количеством бизнес-единиц, производящих небольшое количество продуктов в ограниченном количестве отраслей, с сильными межпроизводственными связями, которые, в частности, создаются с помощью экономии от диверсификации при использовании общих ресурсов. Этот стиль также подходит компаниям, конкурирующим на зарубежных рынках и для которых очень важны инновации, а следовательно, долгосрочные цели приоритетнее краткосрочных.
Стиль финансового контроля характерен для некоторых крупных английских ТНК типа General Electric, Hanson, BTR, и соединяет в себе стратегии «портфельного управления» и «реструктурирования», в отличие от стиля стратегического планирования, который ориентирован на «общие навыки» и «общее обслуживание».
Корпоративная штаб-квартира имеет ограниченное влияние на формулирование бизнес-стратегии подразделений - это прерогатива менеджеров СБЕ. Основное влияние штаб-квартиры осуществляется путем краткосрочного бюджетного контроля, призванного отслеживать выполнение краткосрочных финансовых задач. Поскольку эти задачи краткосрочны, численны и легко измеримы, они сами по себе являются отличным мотивирующим фактором для менеджеров, призывающим их увеличивать эффективность и наращивать бизнес в прибыльных сферах. Тщательный мониторинг за результатами деятельности, осуществляемый корпоративным центром, с отслеживанием отклонений от поставленных целей, создает постоянное давление на менеджеров подразделений, а значит, и сложную рабочую атмосферу.
Кроме того, что этот стиль управления способствует росту прибыльности, он также имеет три важных преимущества: