Научная статья на тему 'Лизинг как инструмент развития бизнеса в современных условиях'

Лизинг как инструмент развития бизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1246
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ / ЛИЗИНГ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / РЫНОК / ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / БАНК / ОБЗОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОДДЕРЖКА / СТОИМОСТЬ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуртдинов И. И.

В статье проанализирована существующая система применения финансового лизинга в условиях кризиса и в посткризисном развитии экономики РФ. Представлено практическое применение лизинга как инструмента развития бизнеса в современных условиях. Приводится обзор классических подходов к использованию финансового лизинга предприятий малого и среднего бизнеса в регионах России. Установлена роль лизинга и эффективность его использования в приобретении и обновлении основных средств производства в реальном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг как инструмент развития бизнеса в современных условиях»

11 (101) - 2012

Вопросы экономики

УДК 330.142.211

ЛИЗИНГ

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

И. И. НУРТДИНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: ilgiz2010@mail. ru Российский университет кооперации, Казанский кооперативный институт

(филиал)

В статье проанализирована существующая система применения финансового лизинга в условиях кризиса и в посткризисном развитии экономики РФ. Представлено практическое применение лизинга как инструмента развития бизнеса в современных условиях. Приводится обзор классических подходов к использованию финансового лизинга предприятий малого и среднего бизнеса в регионах России. Установлена роль лизинга и эффективность его использования в приобретении и обновлении основных средств производства в реальном секторе экономики.

Ключевые слова: финансовый, лизинг, автомобилестроение, рынок, экономика, анализ, банк, обзор, эффективность, регион, предприятие, поддержка, стоимость, бизнес.

В условиях старения основных производственных фондов, износ которых в тяжелом машиностроении составляет 70 %, возрастает необходимость массовой модернизации, замены и обновления оборудования. Однако в силу отсутствия инвестиционных ресурсов этот процесс идет крайне медленно.

Финансовый лизинг выступает как инструмент обновления основных фондов и развития бизнеса, а также стимулирует спрос на продукцию тяжелого машиностроения, в частности сектора производства

грузовых автомобилей. Традиционные меры, такие как снижение учетной ставки центрального банка, как показывает мировая практика, работают недостаточно эффективно даже при наличии дешевых финансовых ресурсов. Банки не стремятся вкладывать их в обновление основных фондов предприятий реального сектора экономики ввиду проблем с платежеспособностью заемщиков.

В связи с этим необходимо совершенствовать механизмы, связывающие реальный и финансовый секторы экономики, обеспечивая возвратность средств и получение необходимого дохода.

Возьмем для примера положение тяжелого машиностроения, особенно производства грузовых автомобилей, в период кризиса, которое постепенно восстанавливается. Объемы строительства после спада естественным образом повышают спрос на грузовики. В свою очередь, государственный заказ на оборону способствует выпуску данной продукции, что ведет к росту производства, привлечению сокращенного персонала и пересмотру деятельности сектора на последующий период.

Это коснулось двух крупнейших отечественных производителей - «Группы ГАЗ» и ОАО «КАМАЗ». Увеличение продаж компании «Группа ГАЗ» заставило руководство возобновить движение сборочных

конвейеров и пригласить из вынужденных отпусков основную массу рабочих. Далее последовало решение об увеличении производства на 2012 г. и запуске приостановленных инвестиционных проектов ГАЗа с иностранными производителями автомобилей и комплектующих.

Более всех подвергся влиянию глобального финансового кризиса крупнейший российский производитель грузовой техники ОАО «КАМАЗ». Но уже в 2010-2011 гг. объемы производства в Набережных Челнах увеличились по сравнению с кризисными годами. Основное увеличение продаж наблюдается в секторе самосвальной и военной техники.

Финансовые и производственные успехи, достигнутые ОАО «КАМАЗ» за 11 мес. 2011 г., показывают, что компания превзойдет этот период прошлого года более чем на 30 %, говорится в сообщении компании. Реализовав в ноябре 2010 г. товарной продукции и услуг на сумму 10,3 млрд руб., «КАМАЗ» довел тот же показатель с начала 2011 г. до 87 млрд руб.

На российском рынке за 11 мес. 2011 г. реализовано 34,2 тыс. грузовых автомобилей, что на 37 % больше, чем год назад.

Производство двигателей на ОАО «КАМАЗ» также способствовало увеличению выпуска автомобилей: главный сборочный конвейер и внешние потребители завода получили за 11 мес. 2011 г. 46,724 тыс. двигателей и силовых агрегатов, что на 10 700 тыс. (на 30 %) больше аналогичного показателя прошлого года.

В 2012 г. ОАО «КАМАЗ» намерено продать более 48,5 тыс. грузовых машин (этот показатель на 9 % превышает тот, что был в 2011 г.). Из них 42 тыс. автомобилей будут продаваться в России, а остальные направят на экспорт. В соответствии с планами на 2012 г. Торгово-финансовой компании «КАМАЗ» на отечественном рынке продадут более 39 тыс. единиц техники, а 6 тыс. направят на экспорт.

Кроме того, ОАО «КАМАЗ» сформировало объем заказов на поставку моделей на I квартал 2012 г. В рамках заключенных соглашений корпоративные клиенты получат не менее 9 тыс. единиц техники. В основном будут поставлены полноприводные автомобили, которые благодаря своим свойствам пользуются стабильной популярностью у силовых структур страны, а также в компаниях нефте- и газодобывающей сфер [4].

Вместе с тем необходимо производить более современные автомобили с экологически чистыми

двигателями европейского стандарта, но большинство оборудования и оснастки в нашем автопроме устаревшее и требует кардинального обновления основных фондов предприятий.

Для этого нужно уточнить место и роль лизинга в обеспечении мобилизующей и распределительной функций финансов, в организации непрерывного обеспечения ресурсами предприятия реального сектора экономики, а также в ускорении обновления основных средств хозяйствующих субъектов, увеличении объемов реализации основных средств, что приводит к ускорению экономического роста и другим положительным экономическим и социальным последствиям.

Лизинг представляет собой форму инвестиционной деятельности, однако, рассматривая его как форму сбыта продукции, следует подчеркнуть его инвестиционную природу, поскольку средства, полученные в результате лизинговой сделки, в свою очередь служат источником обновления собственной материальной базы лизингодателя, а также способствуют активизации его производственной деятельности, результатом которой является создание новых объектов лизинга.

Актуальным вопросом является определение наиболее перспективных лизингодателей. В лице собственника имущества могут выступать:

- учреждение банка или его филиал, в уставе (положении) которого предусмотрен этот вид деятельности, а также специализированная дочерняя лизинговая компания банка, которая берет на себя весь комплекс услуг, связанных с содержанием, ремонтом и обслуживанием имущества;

- финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, которая законом определяется как коммерческая организация, выполняющая в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателя;

- любая компания, для которой лизинг - не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера деятельности и у которой имеются финансовые источники для проведения лизинговых операций [5, 6].

В настоящее время реальными хозяйствующими единицами, владеющими свободными денежными средствами или имеющими доступ к ним, являются банковские учреждения [1]. К числу главных их преимуществ относится отлаженный механизм

Вопросы экономики

11 (101) - 2012

доступа к государственным кредитным ресурсам через центральный банк.

В современных условиях, по мнению автора, именно лизинг позволяет банкам финансировать потребности реального сектора, поскольку в отличие от обесценивающихся денег оборудование, предоставляемое в лизинг, при прочих равных условиях сохраняет свою стоимость за вычетом износа. Это позволяет сохранять и реальную стоимость активов банка независимо от уровня инфляции, складывающегося в течение периода лизингового соглашения.

Помимо финансовых институтов, активно развивающих лизинг в нашей стране, сами производители реального сектора экономики, в частности российский автопром, также развивают продажу техники через свои дочерние лизинговые компании.

Например, группа компаний «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» реализовала в Тюменской области проект финансирования для компании по перевозке нефтепродуктов на общую сумму по договорам финансовой аренды в 59 млн руб. Переданная в лизинг автомобильная техника будет эксплуатироваться ООО «РусТЭК» в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Томской, Тюменской, Омской, Новосибирской областях и Красноярском крае [2].

На основе анализа данных по финансовому лизингу отдельных видов воздушных судов, грузовых и легковых автомобилей, техники для агропромышленного комплекса, технологического промышленного оборудования показана эффективность лизинга для всех сторон сделки. Особенно следует подчеркнуть выгодность этой формы инвестирования, которая связана с возможностью отнесения лизингополучателем лизинговых платежей на себестоимость продукции, работ и услуг; применения ускоренной амортизации (с коэффициентом три) сдаваемого в лизинг оборудования; перехода оборудования на баланс лизингополучателя по нулевой остаточной стоимости.

Разработана экономическая модель лизинга уникального оборудования, позволяющая определить наиболее эффективные формы организации финансирования для обеих сторон - участников лизингового договора (сроки и периоды платежей, процентные ставки, объемы платежей). Сформулированы требования к организации и обеспечению лизинга уникального оборудования для российских

научных и промышленных предприятий, столь необходимого при модернизации российской экономики на инновационной основе.

Увеличение спроса и обновление изношенных основных фондов в реальном секторе российской экономики делают лизинговые отношения привлекательными не только для предприятий, но и для различных финансовых институтов.

Проведение коммерческими банками лизинговых операций способствует эффективному расширению сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества с целью проведения лизинговых операций, банки вносят свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определяют направления развития лизинга и контролируют ситуацию на этом рынке.

Преимущество лизинговых операций для банка состоит также в достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает не только новый источник дохода в виде комиссионных выплат, но и экономит средства на относительно простом учете лизинговых операций и платежей по сравнению с долгосрочным кредитованием, особенно целевого характера.

Участвуя в лизинговой деятельности и увеличивая конкуренцию, банки тем самым позволяют потребителям добиваться более выгодных условий. Президент компании «Вертекс Консалтинг» Марк Несбит, проводивший обширные исследования автомобильного лизингового бизнеса в Канаде и США, утверждает, что «в США, где банки активно конкурируют на лизинговом рынке, потребители наслаждаются преимуществами более низких ставок лизинговых платежей, чего нельзя сказать о Канаде, где банки не допускаются на лизинговый рынок» [4, с. 60]. Другим выводом данного исследования является то, что в США финансовые институты активно конкурируют с автопроизводителями: последние занимают только 43 % розничного лизингового рынка [1, с. 60].

Существует методика оценки эффективности лизинговой деятельности на уровне компании, включающая показатели качества инвестиционного фонда, текущей эффективности деятельности, своевременности и качества внесения лизинговых платежей. Это позволяет повысить качество управления компанией на основе использования современных методов финансово-кредитных расчетов, дает возможность определить факторы, снижающие

масштабы распространения и эффективность применения лизинга. Такими факторами могут быть:

• отсутствие альтернативы бюджетным источникам финансирования лизинговых операций;

• неэффективная институциональная организация операций;

• недостаточная обеспеченность обязательств лизингополучателей по договорам и недостаточно эффективная система анализа платежеспособности лизингополучателей [3].

Следует отметить, что лизинговые операции банков обладают высокой степенью риска, особенно при оперативном лизинге, когда после окончания договора возникает необходимость возместить остаточную стоимость объекта лизинга при отсутствии спроса на него. В финансовом лизинге существуют не только традиционные риски, рассматриваемые применительно к инвестиционной деятельности, но и специфические (например, риск невозврата предмета лизинга при дефолте, риск ликвидности предмета лизинга, риски, связанные при составлении портфеля договоров лизинговой компании, и т. д.), что требует особого подхода к разработке мер по их минимизации.

Таким образом, применение финансового лизинга является одним из факторов снижения банковского риска. Оценивая угрозы, возникающие при лизинговых операциях, коммерческий банк обычно принимает во внимание следующие факторы:

1) коммерческую репутацию и финансовое положение лизингополучателя;

2) продажную цену объекта сделки, динамику изменения этой цены на вторичном рынке в течение последующих лет;

3) условия эксплуатации объекта лизинга лизингополучателем;

4) универсальность передаваемого в лизинг оборудования;

5) достаточное количество потенциальных потребителей данного оборудования;

6) при международном лизинге - финансово-экономическую и политическую ситуацию в стране лизингополучателя (т. е. риск национализации, запрет на перевод валютных средств за границу, риск осложнений в реализации залогового права и т. д.).

На основе систематизации угроз, которые несут в процессе лизинговой деятельности лизингодатели, лизингополучатели, лизинговые и страховые компании, разработана карта рисков, которая позволяет

определить и учесть риски каждой стороны, возникающие в ходе лизинговой операции, что является одним из наиболее важных условий обеспечения эффективности ее выполнения.

Влияние объективных факторов на банковскую лизинговую деятельность органически взаимосвязано с субъективными факторами внешней среды, которые имеют следующую приоритетность.

1. Финансово-кредитная политика государства -важнейшая составляющая всей государственной экономической политики. Данный фактор имеет первостепенное значение как имеющий самый широкий спектр действия.

2. Денежно-кредитная политика компаний, выступающих в роли прямых (если сами оказывают лизинговые услуги) или косвенных (если обеспечивают лизинговый процесс лишь в качестве кредиторов) инвесторов денежного капитала. Серьезные инвестиции в реализацию лизинговых проектов, которые часто связаны с потребностью использования заемных средств, определяют важность этого фактора, тем более, что существует большой временной лаг между моментами авансирования капитала и коммерческой отдачи от лизинговой операции, а также высока степень риска подобных инвестиций.

3. Конкуренция компаний на рынке лизинга, в том числе государственных структур. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру лизингового рынка, изменять интенсивность конкурентной борьбы или корректировать получение необходимых материальных и финансовых ресурсов. Данный фактор обусловливается первыми двумя факторами. Политика конкурирующих фирм может существенно влиять на активность лизингового рынка, однако при отсутствии необходимых денежных средств лизинговая деятельность в принципе невозможна. Непродуманная денежно-кредитная политика государства может, в свою очередь, свести на нет стимулирующее воздействие объективных рыночных механизмов и привести к снижению активности в области лизинга.

4. Поведение потребителей лизинга. От этого во многом зависит наличие спроса на лизинговую услугу, появляющуюся в результате реализации лизинговой компанией инновационного проекта. Рынок индивидуализированного спроса обусловливает необходимость обязательного

Вопросы экономики

11 (101) - 2012

учета этого фактора при разработке стратегии финансового лизинга. 5. Наиболее актуальные меры государственного стимулирования развития банковского лизинга сосредоточены в следующих областях:

- приоритетное распределение бюджетных и иных государственных ресурсов, направляемых в лизинг;

- льготное налогообложение субъектов этой деятельности [7].

Практическое значение при разработке элементов механизма системного взаимодействия финансовых институтов национального, регионального и корпоративного уровней в программе стимулирования развития лизинга. Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в том, что уточнены место и роль лизинга в обеспечении мобилизующей и распределительной функций финансов, в организации непрерывного снабжения финансовыми ресурсами инвестиционной сферы предприятий; расширен состав функций лизинга; выделена стимулирующая функция, заключающаяся в увеличении общих масштабов инвестирования в экономике, ускорении процессов обновления основных средств хозяйствующих субъектов, увеличении объемов реализации основных средств. Все это приводит к ускорению экономического роста, увеличению темпов научно-технического прогресса, увеличению капитализации хозяйствующих субъектов, появлению новых рабочих мест и другим положительным экономическим и социальным последствиям.

Учитывая современное положение в экономике, государство должно взять на себя дополнительные функции по стимулированию спроса на приоритетные отечественные товары, чье производство обладает значительным мультипликативным эффектом, путем оказания целенаправленной поддержки лизингу данных товаров.

Государством уже оказана значительная финансовая помощь банковскому сектору. Именно оживление банковского лизинга может служить каналом, связывающим финансовые ресурсы с реальным сектором, а также предотвратить давление этих денежных средств на курс рубля, который на сегодня укрепляется.

Финансовый лизинг поможет поддержать малый и средний бизнес на национальном и региональном уровнях, а также стимулировать развитие самого лизинга как одного из важнейших путей модернизации экономики.

В настоящее время большинство регионов реализуют свои программы и проекты помощи в обновлении и приобретении машин, оборудования путем лизинга, в том числе для фермерских хозяйств. Один из таких проектов реализуется в Республике Татарстан, где ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» в рамках программы «Лизинг-Грант» 2011 г. продолжает закупки оборудования для ее победителей. По данным республиканского Агентства инвестиционного развития, интерес предпринимателей к проектам господдержки в последнее время резко возрос.

Это подтверждает даже соотношение поданных заявок от соискателей грантов: на первом этапе их поступило около 800, а на втором - уже около 1 100. Заявки принимались одновременно по трем программам: «Лизинг-грант», а также проекты в социальной и инновационной сферах. По социальному бизнесу было подано 343 заявки, победителями признаны 105. По инновационному бизнесу в рамках второго этапа было отобрано 42 победителя из 83 претендентов. По программе «Лизинг-грант» из 679 заявок 377 вошли в список получивших грант. 146 победителей - из числа сельскохозяйственных проектов, 139 - проекты в сфере ЖКХ, 92 -в производственном бизнесе.

С учетом результатов первого этапа программы 208 предпринимателей, реализующих проекты в сфере социального бизнеса, получат поддержку на сумму 62 млн 400 тыс. руб. Для этого предоставлены субсидии 73 инновационным компаниям. Получат гранты 330 сельскохозяйственных предпринимателей на сумму 140,6 млн руб.; 187 проектов в сфере ЖКХ на общую сумму 152,1 млн руб.; 172 производственных проекта на общую сумму 312,7 млн руб. [8].

Собственного капитала любого регионального банка или инвестиционной компании, как правило, достаточно для кредитования посредством лизинговых операций малого и среднего бизнеса, что сейчас особенно актуально.

Для крупных лизинговых проектов целесообразно организовывать банковские консорциумы на федеральном уровне, привлекать ассоциации производителей, которые будут использовать финансовую поддержку и гарантии Правительства РФ.

Реализация предложенных мер, определяемых необходимостью оживления спроса реального сектора на инвестиционные проекты по модернизации

экономики, позволит обеспечить как поддержку сбыта товаров отечественных производителей, так и надежное и прибыльное вложение банковских средств, что будет иметь в целом мультипликативный позитивный эффект для всех сегментов народного хозяйства.

Список литературы

1. АюповА. А. Инновационный лизинг в банке. Казань: Изд. центр ТИСБИ, 2002.

2. Бизнес-онлайн // Электронная деловая газета. 27.12.2011.

3. Газман В. Д. Лизинг: статистика развития: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

4. Линдваль Н. Лизинг автомобилей в Республике Татарстан: спрос, преимущества, перспективы // Экономический вестник Республики Татарстан, 1998. № 3.

5. О внесении дополнений в ФЗ «О лизинге»: Федеральный закон от 29.01.2002 № 10-ФЗ.

6. О лизинге: Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

7. URL: http://www. finmarket. ru.

8. URL: http://www. lkmb-rt. ru/leasing-grant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.