Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития лизинга в России как источника финансирования инвестиций'

Проблемы и перспективы развития лизинга в России как источника финансирования инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4553
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ОПЕРАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / ПЕРСПЕКТИВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Д. В., Новокупова И. Н., Румянцева Р. Н.

Выполнен анализ проблем и перспектив развития лизинга в России. Исследование основано на анализе статистических данных и результатах опроса лизинговых компаний. Выявлены факторы, влияющие на деятельность лизинговых компаний и развитие лизинга как источника финансирования инвестиций. Исследовано влияние лизинга на объемы инвестиций в экономику страны. Обозначены проблемы, препятствующие и сдерживающие развитие лизинга в стране, и перспективные направления развития лизинговых отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития лизинга в России как источника финансирования инвестиций»

18 (321) - 2013

Инновациииинвесшиции

УДК 339.187

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Д. В. КУЗНЕЦОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и инвестиционного менеджмента Е-mail: publ@pochta. ru

И. Н. НОВОКУПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики Е-mail: novokupovain@mail. ru Финансовый университет при Правительстве РФ, Владимирский филиал

Р. Н. РУМЯНЦЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Е-mail: rimma-vladimir@yandex. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Выполнен анализ проблем и перспектив развития лизинга в России. Исследование основано на анализе статистических данных и результатах опроса лизинговых компаний. Выявлены факторы, влияющие на деятельность лизинговых компаний и развитие лизинга как источника финансирования инвестиций. Исследовано влияние лизинга на объемы инвестиций в экономику страны. Обозначены проблемы, препятствующие и сдерживающие развитие лизинга в стране, и перспективные направления развития лизинговых отношений в России.

Ключевые слова: лизинг, операция, проблема, перспектива, эффективность, структура инвестиций, основной капитал, источники финансирования.

Лизинг является одной из специфических форм финансирования долгосрочных инвестиций, при которой лизинговая компания по поручению лизингополучателя за свой счет приобретает имущество в собственность и за плату предоставляет его в пользование лизингополучателю. В этой сделке участвуют, по крайней мере, три субъекта лизинговых отношений: продавец имущества, лизинговая компания и лизингополучатель.

Исследование проблем и перспектив развития лизинга представляет собой практический и научный интерес. Это связано с тем, что, используя лизинг как источник финансирования инвестиций, лизингополучатели получают возможность обно-

Рис. 1. Проблемы развития лизинга как источника финансирования инвестиций

вить средства производства, снизить удельный вес физически изношенных и морально устаревших основных фондов, повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности за счет внедрения в производственный процесс современных видов оборудования, транспортных средств, машин и других предметов лизинга. Поэтому возникает необходимость исследовать лизинг и выявить перспективы его развития как источника финансирования инвестиций.

Определяющую роль в решении проблем лизинга играют лизинговые компании. Многие лизинговые компании имеют достаточно крупные портфели договоров. В тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 2011 г. вошли ОАО «ВЭБ-Лизинг», ОАО «ВТБ-Лизинг» и ЗАО «Сбербанк Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 43 % объема новых сделок (в 2010 г. - 41,1 %). Крупнейшей лизинговой компанией России по объему портфеля (326,8 млрд руб.) стало ОАО «ВТБ Лизинг» [8].

Однако в результате воздействия ряда факторов выявились проблемы, на которые не обращали внимания при заключении сделок. В систематизированном виде проблемы развития лизинга можно представить в виде схемы (рис. 1).

По данным агентства «Эксперт РА», основными факторами, отрицательно влияющими на деятель-

ность организаций в сфере лизинга, в 2011 г. являлись несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности (50,5 %) и существующий уровень налогообложения (43,5 %). Этой же точки зрения в своих работах придерживаются и ученые, анализирующие проблемы развития лизинга в России. Автор работы [12] М. В. Рязанцева отмечает, что основной проблемой для развития лизинговой деятельности является несовершенство нормативно-правовой базы. Данный фактор в качестве основного выделили в 2010 г. 64,1 % респондентов, а в 2011 г. -50,5 %. В подтверждение этого, А. Ш. Сичинава в статье [14] пишет, что негативно на рынок влияет отсутствие у лизинговых компаний действенных возможностей для внесудебного изъятия имущества у недобросовестных клиентов. Хотя право собственности на имущество и остается у лизингодателя, процесс изъятия предмета лизинга с учетом судебных процедур зачастую занимает полгода и более. Однако ряд ученых по-иному расставляют приоритеты среди выделенных факторов. В работе [7] А. А. Ефремов (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) отмечет, что рейтинг факторов, отрицательно влияющих на лизинговую деятельность, следующий:

- высокий процент коммерческого кредита;

- недостаток финансовых средств;

- несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности;

- сложность получения кредита и др.

Вместе с тем влияние отдельных факторов на деятельность организаций в сфере лизинга за последние годы изменилось. Увеличилось количество респондентов, указывающих на существующий уровень налогообложения (с 27,9 % в 2010 г. до 43,5 % в 2011 г.), конкуренцию со стороны других

организаций, осуществляющих лизинговую деятельность (с 14,4 % в 2010 г. до 18,8 % в 2011г.) и информационную непрозрачность деятельности потребителей (с 8,2 % в 2010 г. до 11,7 % в 2011 г.) [3]. Это связано в той или иной степени с закрытостью лизинговых компаний (в частности лизинговые компании, как правило, используют собственные методики для оценки лизинга), отсутствием доступной, полной информации в области коммерческих вопросов использования лизинга и др. [15].

Анализ работы лизингового рынка выявил целый ряд проблем, порожденных несовершенством нормативной базы. Это такие проблемы, как разноплановость взглядов на структуру лизингового платежа, выкупную стоимость лизингового имущества, правила налогообложения лизинговых операций, соотношение бухгалтерского и налогового учета.

Доктор экономических наук М. А. Вахрушина в своих работах по МСФО указывает, что сравнительный анализ российских правил учета аренды и положений Международных стандартов финансовой отчетности выявляет значительные несоответствия национальной и международной практики учета аренды. Приведение российских стандартов учета и отчетности в соответствие с международными позволит избежать забалансового учета лизингового имущества у экономического собственника -лизингополучателя, т. е. получать точную оценку его финансового положения. Более того, реализация предусмотренной МСФО 17 нормы в части дифференциации обязательств лизингополучателя на две составляющие - чистые инвестиционные затраты и финансовый доход (расход) - приведет к более адекватному отражению финансовой сущности операций лизинга, придаст российской отчетности большую прозрачность и достоверность [2].

Лизинговые компании в процессе становления своей деятельности неизбежно сталкиваются с проблемой выбора приемлемого для себя метода расчета лизинговых платежей. Анализ существующих методик показал, что при совершенно одинаковых исходных данных они дают разные результаты. Существующие же «Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей», разработанные Министерством экономики РФ еще в 1996 г., устарели из-за произошедших изменений в бухгалтерском и налоговом учете. Методические указания, не отвечая объективно сложившейся практике и действующему законодательству о лизинге, не всегда могут помочь адекватно, с использованием единого подхода оценить

эффективность лизинговой сделки, что не способствует развитию лизингового рынка и активизации деятельности как лизинговых компаний, так и потенциальных лизингополучателей, и часто становятся тормозом на пути российского лизинга [15]. Необходимо разработать методику расчета лизинговых платежей, максимально приближенную к российской реальности и учитывающую современные особенности бухгалтерского учета и налогообложения.

В налогообложении лизинговых операций существует значительное количество неясностей и неоднозначных трактовок операций для налоговых целей. Налоговые риски возникают в различной форме по отдельным налогам. Наиболее проблемными в настоящее время являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость [13]. Кроме этого действующее налоговое законодательство не содержит определения понятий «лизинговые платежи», «выкупная стоимость лизингового имущества» и как следствие не урегулирован порядок налогового учета выкупной стоимости лизингового имущества. Спорные вопросы налогообложения лизинговых операций ведут к снижению спроса на лизинговые услуги со стороны потенциальных лизингополучателей.

Несмотря на то, что главным источником инвестиций в основной капитал в РФ, по данным Росстата [8], выступают собственные средства предприятий, отмечался значительный рост (в 24 раза) объемов кредитования инвестиционных проектов в период с 2000 по 2008 г. (см. рис. 2).

Доля кредитов банков в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2008 г. увеличилась на 1,4 п.п. Увеличение доли банковских кредитов в финансировании инвестиций в основной капитал обусловлено, с одной стороны, ростом инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, повышением уровня их кредитоспособности, а с другой стороны - активизацией деятельности банковского сектора по предоставлению инвестиционных кредитных продуктов. Однако доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики по-прежнему невелика. Из-за кризиса она снизилась с 12 до 7 %, в 2009 г. - 9,4 % в общем объеме инвестиций в основной капитал, что на 2,4 п.п. меньше, чем в предыдущем году. В 2010 г. на долю кредитов пришлось только 7 % общего объема финансирования. При этом сумма кредитования в 2010 г. составила 595,8 млрд руб. против 791,9 млрд руб. в 2008 г. Сокращение кредитования можно списать на кризис, отсутствие надежных

800 600' 400 200-

-■■II

Рис. 2. Развитие финансового лизинга и кредитования банков в основной капитал в 2003-2011гг, млрд руб.

2003

2004 2005 2006 2007 2008 2009 Общая стоимость договоров финансового лизинга

2010

2011

Кредиты банков в основной капитал

заемщиков и спроса на кредитные ресурсы. Однако доля банковских кредитов в структуре инвестиций оставалась столь же незначительной (порядка 9 %) даже в докризисный 2008 г.

Наиболее активно в качестве источника финансирования использовали кредитные средства организации, осуществляющие добычу прочих полезных ископаемых (57 %), производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (50 %).

Низкая заинтересованность кредитных организаций в финансировании инвестиционных проектов ограничивает потенциал роста числа клиентов банка и, как следствие, бизнеса самой кредитной организации. Тем не менее лизинг набирает обороты: в 2011 г. общая стоимость финансовых договоров лизинга составила 749,5 млрд руб. против 594,2 млрд руб. кредитов банка в основной капитал.

С 2006 г. рынок лизинга, набравший темпы роста в предыдущие годы, продолжил стремительное развитие (за исключением кризиса в 2008-2009 гг.) [9]. В объеме средств, инвестированных в основной капитал, в докризисном 2007 г. доля лизинга составила 14,9 %, в 2011 - 8,2 % (2006 г. - 8,7 %).

Налогообложение лизинговых компаний с 2006 г. приближено к налогообложению организаций, осуществляющих другие виды предпринимательской деятельности. Это касается налога на имущество и налога на прибыль. Для лизинговой компании имущество, передаваемое лизингополучателю, считается доходным вложением и до 1 января 2006 г. не облагалось налогом на имущество. С отменой этой льготы возрастает налоговая нагрузка на лизинговые компании, что в конечном итоге ведет к росту лизинговых платежей и негативно сказывается на развитии лизинга в стране. Лизинговым компаниям позволено использовать механизм ускоренной амортизации с максимальным значением

коэффициента ускорения, равного трем. С 1 января 2006 г. максимальное значение коэффициента можно применять по любым основным средствам, а не только для предметов лизинга.

Имеются расхождения в бухгалтерском и налоговом учете в отражении доходов и расходов лизингодателя. В бухгалтерском учете сумма лизинговых платежей по договору лизинга отражается в доходах лизингодателя в момент передачи предмета лизинга лизингополучателю, а в налоговом учете - согласно графику погашения. Стоимость приобретения предмета лизинга в бухгалтерском учете у лизинговой компании отражается в расходах в общей сумме, тогда как в налоговом учете указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме лизинговых платежей.

Лизинговые компании сталкиваются с рядом других проблем. Наиболее часто встречающимися являются вопросы процедуры закрытия договора лизинга, управления рисками лизинговой компании и обеспечения исполнения обязательств [10].

Не доработаны некоторые положения Федерального закона от 29.10.1998 N° 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в части использования изъятого имущества для дальнейшего предоставления в лизинг. Согласно закону в лизинговой сделке участвуют, по крайней мере, три субъекта лизинговых отношений: продавец имущества, лизинговая компания и лизингополучатель. При повторной сдаче имущества в лизинг отсутствует продавец имущества.

Для лизинговых компаний характерны специфические риски. Эти риски связаны с тем, что лизингополучатель может прекратить уплату лизинговых платежей до окончания срока договора. Несмотря на то, что лизингодатель в этом случае вправе применить право бесспорного списания денежных средств со счета лизингополучателя, последнему не составляет особого труда закрыть расчетный счет,

0

открыть его в другом банке. Ранее законодательство о лизинге предоставляло лизинговым компаниям право бесспорного изъятия собственного имущества, переданного в аренду. Действующая редакция Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» такого права не дает, а арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя.

Интенсивное развитие рынка лизинга в последние годы привело к тому, что повысилась конкуренция между лизинговыми компаниями.

Так, с 1997 г. объем рынка лизинговых услуг в России стал ежегодно удваиваться. В 2001 г. этот быстро развивающийся сегмент финансового рынка было уже невозможно не заметить. Начиная с 2004 г. на рынке происходят как количественные, так и качественные изменения. Темпы роста лизинговых компаний по разным показателям составили от 50 до 70 % по сравнению с показателями прошлых лет (рис. 3).

В 2005 г. темпы прироста объемов профинансированных средств впервые превысили темпы прироста объемов полученных лизинговых плате-

700 Н

500 4

0 1———\———I——I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

1997 1998 1999 2000 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

жей, что указывало на начало нового этапа развития рынка лизинга. В 2006 г. рынок лизинга входит в фазу быстрого роста. По абсолютному значению превышение составило 1,6 раза: 3,9 млрд долл. в 2006 г. по сравнению с 2,4 млрд долл. в 2005 г. В

2006 г. темпы прироста лизинговых платежей и профинансированных средств увеличились уже почти вдвое по сравнению с 2005 г. (прирост - 78 и 90 % соответственно).

За 2007 г. объем нового бизнеса российских лизингодателей составил 997,5 млрд руб. (рис. 4), увеличившись в 2,5 раза по сравнению с 2006 г. В

2007 г. 6 % общего объема нового бизнеса приходится на новый бизнес за рубежом (лизинговую деятельность за пределами РФ осуществляли пять компаний). Если бы российский рынок показал такие результаты в 2006 г., Россия могла бы претендовать на пятую строчку среди европейских стран по размеру лизингового рынка, уступив лишь Великобритании, Германии, Италии и Франции [3].

В 2008-2009 гг. рынок лизинга под влиянием кризисных явлений в экономике существенно сократился (на 28 и 56 % соответственно).

Рис. 3. Развитие рынка лизинга в России в 1997-2011 гг., млрд руб.

2 000' 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000

400 200 -0

............................. &..У ---------------------- . ^

-1|"" 1 3 1......... .......- 1 11

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Объем нового бизнеса ¡::::::::::1 Объем полученных лизинговых платежей

Объем профинансированных средств ДД Совокупный портфель лизинговых компаний

Рис. 4. Индикаторы развития рынка лизинга в России в 2006-2011 гг., млрд руб.

Объем новых сделок в 2009 г. составил 315 млрд руб., впервые с 2002 г. эта сумма оказалась меньше объема полученных за год лизинговых платежей (320 млрд руб.). Значительное снижение объема заключаемых лизинговых сделок было обусловлено нехваткой финансирования в 2008 -начале 2009 г., повышением процентных ставок по заемным ресурсам, ужесточением требований к потенциальным клиентам и ухудшением финансового состояния лизингополучателей. Лизинг деревообрабатывающего и лесозаготовительного оборудования, энергетического, текстильного, металлургического оборудования, дорожно-строительной техники уменьшился более чем на 80-90 %. Объем заключенных лизинговых сделок в 2009 г. упал до минимального уровня.

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 г. продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 г. Сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 г. Объем нового бизнеса в 2010 г. составил 725 млрд руб., совокупный лизинговый портфель увеличился до 1 180 млрд руб. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам, без учета НДС, составила 450 млрд руб.

Рост рынка лизинга в 2011 г. ускорился - лизингодатели заключили новых сделок на сумму1 300 млрд руб. - на 79 % больше, чем в 2010 г.

Лизинговые предложения становятся доступнее, падает их общий ценовой уровень, уменьшается вознаграждение лизингодателя. В перспективе успех будет сопутствовать тем компаниям, которые умеют контролировать свои издержки и быстро исполнять лизинговый контракт, имеют ценовые предложения рыночного уровня.

Стоимость заключенных договоров на лизинг машин, оборудования, транспортных средств (по материалам обследования деловой активности организаций, осуществлявших в 2009 г. деятельность в сфере лизинга) составила 9,5 % (в 2008г. - 12 %) от общего объема инвестиций в активную часть основных фондов.

Общая стоимость договоров лизинга, заключенных в 2009 г., составила 264,2 млрд руб. Основная часть договоров (59,3 % от их стоимости) заключена на лизинг транспортных средств, на лизинг машин и оборудования приходилось 35 % стоимости договоров.

Среди договоров лизинга транспортных средств 23,5 % составляют договоры на лизинг автомобилей (включая автобусы и троллейбусы), 48,5 % - на ли-

зинг воздушных летательных аппаратов, 26,5 % - на лизинг железнодорожных транспортных средств (в 2008 г. соответственно 50,6; 22,1 и 12,7 %).

Более 80 % договоров лизинга машин, оборудования и транспортных средств заключено с организациями обрабатывающих производств, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Перед лизинговыми компаниями встает проблема сохранения созданного бизнеса и повышения его доходности. Несмотря на увеличение суммы новых сделок в 2011 г., рентабельность лизинговых компаний снизилась (рентабельность активов в среднем по лизинговому рынку сократилась с 1,6 до 1,3 %, а рентабельность капитала - с 13,9 до 12 %). На прибыльность лизингодателей оказывает влияние сильная ценовая конкуренция, в том числе со стороны государственных компаний, а также постепенный рост ставок по заемным ресурсам. Инвесторы обращают внимание на перспективность компании, объем начисляемых лизинговых платежей, его динамику за конкретный период, уровень рентабельности, стоимость заимствований, кредитную историю, деловую репутацию. Непосредственное влияние на повышение доходности лизинговой компании оказывает эффективность лизинговой операции. Проведенный анализ опубликованных методик оценки эффективности лизинга показал отсутствие единой методической базы расчетов, общепризнанных методов определения экономической эффективности [16].

Для собственников и руководства лизинговой компании большое значение имеет проблема оценки ее стоимости. На стоимость лизинговой компании влияет огромное количество факторов. Самым сложным является оценка суммы лизинговых платежей, которые будут собраны от момента оценки до завершения последней сделки в портфеле. Основная сложность заключается в том, что у компании в работе находятся сотни сделок и каждая из них находится в разной стадии ее реализации. Для оценки суммы лизинговых платежей в стране пока не сформирована необходимая методологическая база.

Многие лизинговые компании испытывают трудности в обеспечении своей деятельности достаточным финансированием. Несколько российских лизинговых компаний уже успешно провели эмиссии облигационных займов, рассматривают факторинговые и вексельные способы привлечения средств. Банковские кредиты остаются пока основным инструментом привлечения дополнительных

финансовых ресурсов в лизинговые компании, но их получение сопряжено с известными проблемами.

В процессе заключения сделки возникает проблема оценки реальной стоимости лизинга. Процентная ставка лишь относительно отражает реальную стоимость лизинга, так как существует немало дополнительных затрат. Поэтому лизингополучателю в процессе заключения сделки необходимо оценить весь график платежей и свои финансовые возможности, чтобы избежать в дальнейшем неожиданностей. Кроме того, вследствие изменения законодательства могут произойти и изменения в договоре лизинга.

Лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных секторов экономики (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. Однако доля лизинга в ВВП довольно низкая (в условиях кризиса в 2009 г. - 0,81 %, в 2011 - 2,39 %) по сравнению со странами Европы (в 2009 г. - от 1,4 до 3,2 %, в 2011 -от 2,5 до 4,8 %).

Наиболее активно лизинг развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Воронежской, Московской и Тюменской областях. На долю лизинговых компаний, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, приходилось около 85 % общей стоимости договоров, заключенных в 2009 г.

Доля Москвы в структуре новых сделок выросла в 2010 г. с 28,7 до 38,4 %, в 2011 г. - на 3,7 %, до 42,1 %. В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного федерального округа (с 1,9 до 2,3 %), Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8 до 12,4 %), Приволжского (с 10,24 до 8,4 %), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Необходимость заключения лизинговой сделки для предприятия-лизингополучателя обусловлена недостатком собственных средств для приобретения и обновления имущества, возможностью осуществлять платежи из средств, поступающих от выполнения работ, с применением полученного в лизинг имущества. Эти обстоятельства, как и высокая степень износа основных фондов, будут мощным стимулом для развития лизинга.

По данным Росстата [8], уровень износа основных средств в российской экономике на протяжении 2005-2008 гг. практически не менялся и составлял 45,3 % (рис. 5), при этом объем полностью изношенных фондов оценивался около 13 %.

В 2011 г. почти половина основного капитала страны (47,8 %) изношена физически, до 90 % -морально. Исходя из общей стоимости основных фондов (96,37 трлн руб. на конец 2011 г.), немедленной замене подлежит имущество на сумму 12,5 трлн руб. Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка, для обновления этих фондов потребовалось бы девять лет. Теоретически, кризис должен был простимулировать быстрое обновление, однако на практике коэффициент обновления основных фондов составляет около 4 %, а это значит, что устаревшие фонды удастся обновить минимум за 25 лет.

Высокая степень износа основных фондов в России означает колоссальный потенциал развития

2000 г.

2006 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I Коэффициент обновления основных фондов I Коэффициент выбытия основных фондов

50 т 40 30^ 20 101 0

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Рис. 5. Состояние и движение основных фондов в России, %: а - коэффициенты основных фондов в постоянных ценах; б - степень износа основных фондов (на конец года)

лизинговой сферы деятельности. Основной целью инвестирования в основной капитал в 2011 г., как и в предыдущие годы, являлась замена изношенной техники и оборудования, на это указали 69 % респондентов (в 2010 г. - 67 %, в 2000 г. - 56 %) [6, 8]. Инвестиции для повышения эффективности производства (автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов) осуществляли 39-47 % организаций. Цели, связанные с увеличением производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции, преследовали 32 % организаций, а с расширением номенклатуры выпускаемой продукции - 30 %.

Спрос на лизинг способствует появлению конкурентной борьбы. В ближайшее время конкуренция будет усиливаться, что приведет к укрупнению компаний, удешевлению услуг, формированию новых предложений.

По данным Росстата [6], в последние годы наблюдается рост числа лизинговых организаций (см. таблицу), не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (в 2010 г. на 21 % по сравнению с 2008 г.).

Для роста и укрепления своих позиций на рынке лизинговые компании будут стремиться к диверсификации бизнеса, универсализации объектов лизинга, возможности быстро исполнить лизинговый контракт, снижению риска финансовых потерь при расторжении договора, поиску новых источников финансирования, снижению стоимости привлекаемого финансирования, более подробной оценке финансового состояния лизингополучателя.

Для диверсификации бизнеса лизинговым компаниям необходимо открывать новые филиалы, позиционировать свои услуги в новых сегментах рынка. Эти шаги в конечном итоге должны способствовать завоеванию большой доли рынка и прочного положения на нем.

В последние два года наблюдается активизация филиальных сетей лизингодателей. В 2010 г. количество филиалов увеличилось на 28,4 %, в 2011 г. -выросло примерно на 30 %.

Универсализация объектов бизнеса приведет к тому, что лизинговая компания будет рассматривать сделки с несколькими видами оборудования, разрабатывать сделки по лизингу не только движимого, но и недвижимого имущества.

В последние годы сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника - 39,1 % в 2010 г., рост на 4,6 % в 2011 г. Вторым по объему в 2010 г. сегментом стала авиационная техника, доля которой за год сократилась с 15,3 до 10,5 % (в 2011 г. - рост на 2 %). Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4 и 7,1 % соответственно (в 2011 г. - 9,54 и 6,22 %).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросла доля договоров лизинга машин и оборудования, заключенных с организациями, основными видами экономической деятельности которых являются сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, государственное управление и обеспечение военной безопасности, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность.

На российском рынке лизинга, по данным агентства «Эксперт РА», еще недостаточно развит лизинг недвижимости (доля договоров в 2010 г. составляла 3,1 %, в 2011 г. - 2,7 %), в то время как в западных странах и США доля договоров лизинга недвижимости составляет соответственно 17 и почти 30 %.

С точки зрения клиента, важно, чтобы лизинговая компания имела надежную репутацию на рынке. Для этого лизинговая компания должна иметь возможность быстро исполнить лизинговый контракт.

Если в 2004 г. срок оформления лизинга составлял до года (подготовка договоров в таких секторах, как нефтяная промышленность и авиационный лизинг, требуют значительных временных затрат), то в настоящее время срок оформления и рассмот-

Число организаций, осуществляющих деятельность в сфере финансового лизинга

в 2008-2010 гг.

В том числе

организациями,

Год Всего не относящимися к субъектам средними малыми предприятиями микро-

малого и среднего организациями (без микропредприятий) предприятиями

предпринимательства

2008 889 205 13 116 554

2009 885 242 27 142 473

2010 490 279 24 143 44

рения лизинговой заявки составляет от одного часа до 14 дней.

Средний срок действия договоров лизинга (без микропредприятий), заключенных в 2011 г., составляет 4,4 г. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. значительно увеличился (на 10 %) удельный вес договоров со сроком действия более шести лет, однако относительно 2005 г. он снизился на 4 % (рис. 6). Наблюдается увеличение краткосрочных договоров (менее одного года), доля которых в общем числе договоров в 2011 г. достигла 10 % против 2 % в 2005 г. и 1 % в 2009 г. (рис. 6).

В качестве основных источников финансирования своей деятельности лизинговые компании используют взносы средств в уставный капитал, банковские кредиты.

Хотя структура финансирования в 2011 г. претерпела изменения, все же основным источником финансирования лизинговой деятельности лизингодатели, как и в предыдущем году, называют кредиты российских банков. На их долю в 2011 г. приходится 33,1 % от стоимости заключенных договоров. За счет собственных средств лизинговых компаний финансируется 21,9 % договоров, за счет заемных средств других организаций (кроме банков и кредитных организаций) - 21 %, за счет иностранных кредитов - 13,2 %. Финансирование лизинговой деятельности за счет бюджетных средств сократилось с 1,6 % в 2010г. до 0,2 % в 2011 г.

По мере развития финансово-хозяйственной деятельности лизинговой компании дополнительным источником финансирования могут стать средства от выпуска и продажи облигаций. Это даст возможность несколько снизить стоимость привлекаемого финансирования.

Встречаются ситуации, когда лизингополучатель отказывается от полного исполнения лизингового договора. Это является следствием недостаточно подробной оценки лизингодателем финансового состояния лизингополучателя, его деловой репутации и кредитной истории. Поэтому необходима детальная проработка каждого лизингополучателя. В данном воп-

росе значительную помощь могли бы оказать создаваемые кредитные бюро. Между тем к постоянным клиентам с хорошей кредитной историей возможен индивидуальный подход, в частности возможно снижение процента аванса. В данном случае залогом по сделке будет являться ранее приобретенное и частично оплаченное имущество лизингополучателя.

Перспективным направлением развития лизинга является включение в систему лизинговых отношений реальных опционов. В договорах между субъектами лизинговых отношений могут быть предусмотрены различные виды реальных опционов: - опцион на досрочное прекращение договора лизинга;

опцион на продление договора лизинга; опцион на право приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи в течение срока договора лизинга; опцион на выполнение договора лизинга в заранее установленный срок; опцион на право обратной продажи предмета лизинга поставщику имущества. Реальные опционы, предусмотренные в договорах между субъектами лизинга, делают его более гибким источником финансирования инвестиций в реальный сектор экономики по сравнению с другими источниками [1]. Являясь гибким инвестиционным инструментов, лизинг может обеспечить достаточно высокую эффективность финансово-экономических результатов у всех сторон договора. Однако в настоящее время и это преимущество лизинга используется далеко не полностью [15]. По мнению авторов, перспективным направлением дальнейшего развития лизинга как эффективного инструмента финансирования инвестиций должно стать включение в лизинговый механизм реальных опционов.

Не более 1 г I I От 1 г. до 3 лет

От 3 до 6 лет

Более 6 лет

Рис. 6. Распределение договоров финансового лизинга по продолжительности действия, %:

а - 2005 г.; б - 2009 г; в - 2001 г.

Сокращение вознаграждения лизингодателя

т

Усиление конкуренции между лизинговыми компаниями

Сокращение сроков рассмотрения заявки

В систематизированном виде направления развития приведены на рис. 7.

Таким образом, на протяжении последних лет рынок лизинговых услуг в России динамично развивается. Появление и быстрый рост новых лизинговых компаний обусловлены общими тенденциями развития экономики страны. В то же время рынок лизинговых услуг в России находится еще в стадии формирования. В законодательстве нечетко отражены основные понятия при осуществлении лизинговой сделки, нет достаточно обоснованной методики расчета лизинговых платежей и оценки инвестиционной привлекательности лизинговой компании. Все эти проблемы приводят к снижению инвестиционной привлекательности лизинговых проектов. Вместе с тем анализ статистических данных развития лизинга как эффективного финансового инструмента позволяет сделать вывод о достаточно высоком его потенциале как источника финансирования инвестиций в экономику страны.

Список литературы

1. Баженов А. А., Кузнецов Д.В. Особенности налогообложения лизинговых операций с реальными опционами на продление и прекращение договора лизинга // Налоги и налогообложение. 2012. № 3. С. 15-19.

2. Вахрушина М. А. Отражение лизинговых операций в условиях перехода на МСФО // Финансовая жизнь. 2010. № 2. С. 77-79.

3. Ведущие тенденции на рынке лизинга (по материалам рейтингового агентства «Эксперт РА») // Лизинг: технологии бизнеса. 2011. № 9. С.54-69.

4. Газман В. Д. О пользе лизинга в России: налоговые аспекты // Финансы. 2011. № 1.

5. Газман В. Д. Пропорции в финансировании лизинга // Финансы. 2011. № 10.

6. Деловая активность организаций, осуществлявших деятельность в сфере финансового лизинга в 2011 году. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/B12_ 04/IssWWW. exe/Stg/d02/1-0.htm.

Снижение стоимости привлекаемых источников финансирования

Расширение источников финансирования лизинговой деятельности

Универсализация предметов лизинга

±_

Направления развития финансового лизинга

Повышение требований к платежеспособности лизингополучателей

Включение реальных опционов в систему лизинговых отношений

Снижение риска финансовых потерь при расторжении договора лизинга

Рис. 7. Направления развития финансового лизинга как источника финансирования инвестиций

7. Ефремов А. А. Лизинговые отношения в формировании цепей поставок // Проблемы современной экономики. 2011. № 1.

8. Инвестиции в России. 2011. Стат. сб. URL: http:// www. gks. m/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1136971099875.

9. Лизинг-2006: итоги года. URL: http://http:// www. raexpert. ru/researches/leasing/leasing2006/ part3/-14. 02. 2012.

10. Мишина М. С. Подходы к управлению риском ликвидности в лизинговых компаниях // Проблемы анализа риска. 2012. Т. 9. № 1. С. 50-63.

11. Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 2011 года. URL: http://www. raexpert. ru/ratings/ leasing/2011_itog/-22.01.2012.

12. Рязанцева М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России // Современные научные исследования и инновации. URL: http://web. snauka. ru/issues/2012/09/16756.

13. Попов А. Н., Попова Н. Н. Проблемы налогообложения лизинговых операций в России // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 321-323.

14. Сичинава А. Ш. Факторы, препятствующие развитию рынка лизинга // Российское предпринимательство. 2011. № 3. Вып. 1. C. 160-165.

15. Философова Т. Г. Лизинговые платежи и модель экономической оценки лизинговой схемы // Лизинг: технологии бизнеса. 2012. № 8. С. 6-14.

16. Философова Т. Г. Эффективность использования лизинга в схемах модернизации // Лизинг: технологии бизнеса. 2011. № 9. С. 6-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.