Научное обеспечение АПК. Экономика АПК
ня. Здесь содержится 611 голов свиней. В последней группе наименьшая убыточность.
Таким образом, можно сделать общие выводы.
Практика наглядно показала, что жесткие сроки реорганизации государственных и коллективных хозяйств без учета реальных возможностей по проведению землеустроительных и организационных мер привели к разрушению производственного потенциала в агропромышленном комплексе, обусловили спад производства, снижение его эффективности.
И в настоящее время наблюдается не комплексный подход к аграрной реформе, а попытки опережающими темпами решать политические задачи путем организационных и структурных изменений. Но при этом не решаются экономические и социальные задачи, не учитываются
отрицательные последствия нарушения продовольственного обеспечения населения.
К этому можно добавить, что в условиях Приамурья одни и те же ресурсы для агропромышленного производства в 2-3 раза дороже по сравнению с европейской частью страны. Утрачен государственный контроль за оптовыми и розничными ценами, разрушена система заготовок сельскохозяйственной продукции, практически прекратилось бюджетное финансирование, хроническими стали неплатежи, произошло резкое удорожание кредитных ресурсов, появилось множество посредников. В процессе реформирования доля выплат в виде надбавок к закупочным ценам из федерального бюджета в себестоимости продукции сократилась в несколько раз.
УДК339.187.62:336:63(571.61)
Цветкова Н.М., доцент, ДальГАУ
ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье раскрывается значение и необходимость развития государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Амурской области в форме финансового лизинга на примере государственного унитарного предприятия «АГРО».
Мировой опыт свидетельствует, что государственное регулирование экономических процессов в аграрном секторе -обязательный компонент современной политики, причем вмешательство государства имеет решающее значение, определяющее развитие экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям со стороны государства - объективный процесс, наблюдаемый во всех развитых странах. Так, в Германии, Канаде, США, Франции государство осуществляет от 42 до 52% затрат на производство продукции сельского хозяйства, в скандинавских странах - от 60 до 80%. Более того, бюджетная политика сельского хозяйства в США и государствах Западной Европы увеличивается из года в год. Ее размер исчисля-
ется сотнями долларов на гектар, в России - центами. До начала реализации национального проекта «Развитие АПК» на поддержку сельского хозяйства направлялось менее 1,5% расходов государственного бюджета.
В настоящее время деятельность АПК регулируется Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства», которым определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета могут быть использованы на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, предупреждение и ликви-
118
Научное обеспечение АПК. Экономика АПК
дацию карантинных заболеваний животных, кредитование и страхование в сфере АПК, компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, поддержку рынка сельхозпродукции и другие направления развития сельского хозяйства.
Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка лизинга как основного направления инвестиционной деятельности. Лизинг с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная помощь сельскому хозяйству в Амурской области складывается из поддержки средствами федерального и областного бюджетов. Ежегодно Министерством сельского хозяйства России разрабатывается порядок использования в данном году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства с нормативами определения размера субсидий.
Государственная помощь средствами областного бюджета осуществляется администрацией области ежегодно на основе закона «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Амурской области» в соответствующем году. Субъектами АПК, которым предоставляется государственная поддержка, в первую очередь являются, сельскохозяйственные товаропроизводители.
Основанием для распределения средств областного бюджета является Комплексная программа государственной поддержки агропромышленного производства области, разработка и реализация которой осуществляется департаментом АПК Амурской области. В 2005 году в рамках этой программы из средств федерального и областного бюджетов было выделено 898,2 млн.р., что в три раза превышает уровень 2001 года, но на 6,4% меньше, чем в 2004 году. Сумма ассигнований распределилась следующим обра-
зом: 31% - из средств федерального бюджета и 69% - из средств областного бюджета.
Основными формами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Амурской области за счет средств областного бюджета являются: выплата субсидий, кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, финансирование целевых программ и осуществление лизинговой деятельности. Государственная поддержка лизинговой деятельности в АПК Амурской области осуществляется в соответствий с Постановлением Правительства РФ «Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и «Порядком обеспечения АПК продукцией машиностроения на лизинговой основе», а также Законом Амурской области от 17 октября 2002 г. №138-ОЗ «О государственной поддержке лизинговой деятельности в АПК Амурском области».
Лизинг - это комплекс возникающих имущественных отношении, связанных с передачей в долгосрочную аренду имущества после его приобретения у производителя. Лизингодатель приобретает за полную стоимость у поставщика оборудование в собственность, передает его в аренду лизингополучателю, который возмещает эту стоимость периодическими платежами. Лизингодатель остается собственником объекта лизинга на весь срок действия договора.
Согласно законодательству субъектами государственной поддержки являются юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в сфере агропромышленного комплекса. Конкретными мерами господдержки лизинга в АПК области в последние годы являются: предоставление промышленным предприятиям области, производящим сельскохозяйственную технику инвестиционных кредитив под реализацию лизинговых проектов; размещение госзаказа на поставку продукции для областных нужд на предприятиях области, производящих сельскохозяйственную технику, финансирование из областного бюджета лизинговых проектов, предос-
119
Научное обеспечение АПК. Экономика АПК
тавление сельхозтоваропроизводителям-лизингополучателям права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга.
Средства областного бюджета на государственную поддержку лизинговой деятельности выделяются на возвратной, платной, срочной и конкурсной основах. Государственная поддержка лизинговой деятельности в сельском хозяйстве, наряду с прочими организациями, осуществляется через государственное унитарное предприятие Амурской области «АГРО», являющееся ведущим в данной сфере. В рамках областной программы лизинга оно осуществляет свою деятельность с 2003, по федеральной программе - с 2004 года. Необходимость создания организации возникла в связи с критическим состоянием основных фондов в сельском хозяйстве области и неразвитостью лизинговых отношений: в 2003 - 2004 гг. доля заключенных договоров финансового лизинга в Амурской области составила 0,2% от федерального уровня. Предприятие создано в цепях обеспечения материально-техническими ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания условий для развития продовольственного рынка в Амурской области, бесперебойного обеспечения сельскохозяйственной продукцией населения области. По программе областного лизинга обеспечение АПК комбайнами, тракторами, сельхозтехникой, автомобилями, оборудованием для механизации трудоемких процессов в животноводстве, агрегатами и узлами для сельскохозяйственной техники и племенным скотом производится средствами уставного фонда ГУП Амурской области «АГРО», сформированного за счет средств областного бюджета и возвратных средств в уставной фонд за ранее полученную лизинговую продукцию.
Поставка продукции машиностроения по программе федерального лизинга осуществляется за счет средств федерального бюджета через ОАО «Росагро-лизинг» под гарантию областной администрации на оформление сделки под залог будущего урожая. На региональном
уровне ГУП «АГРО» выступает как лизингодатель, на федеральном - как сублизингодатель.
Организация лизингового процесса предусматривает три этапа. Сначала проводится подробное изучение условий и особенности каждой сделки по заявке хозяйства-лизингополучателя, затем комиссия из специалистов департамента АПК и ГУП «АГРО» принимает решение об осуществления лизинговой операции, утверждаемой начальником департамента АПК администрации области. На втором этапе в трехсторонних договорах производится закрепление лизинговой сделки. Право выбора поставщика предмета финансовой аренды, количества, ассортимента и цены остается за получателем, а ГУП «АГРО» заключает договора купли-продажи с поставщиками и снабженческими организациями на поставку предмета лизинга.
Третий этап лизингового процесса охватывает период использования предмета лизинга: расчет лизинговых платежей, порядок эксплуатации лизингового имущества, страхование. Предметы лизинга переходят в собственность арендополучателя по истечению срока действия договора финансовой аренды и после внесения всех обусловленных договором платежей.
За период функционирования ГУП «АГРО» наблюдается активизация лизинговой деятельности в АПК Амурской области: появляются новые поставщики и статьи лизинга. Растут размеры государственной поддержки финансового лизинга средствами областного бюджета: на пополнение уставного фонда ГУП «АГРО» из областного бюджета в 2005 году было выделено в 6 раз больше, чем в 2003 г., - 160 млн. р. В целом за 2003 -2005 гг. из средств областного бюджета на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей продукцией машиностроения и племенными животными через ГУП «АГРО» предоставлено 238 млн. р., в том числе 95,9% - для лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования и 4,1% - на покупку племенного скота.
120
Научное обеспечение АПК. Экономика АПК
По программе федерального финансового лизинга через ГУП «АГРО» за 2004-2005 гг. было поставлено 72 комбайна и 42 трактора на сумму 199,3 млн.р.
Важной составной частью лизинговых отношений являются взаиморасчеты по операциям долгосрочной аренды. При начислении лизинговых взносов применяется единовременный платеж (10 -20% от стоимости сделки) в сочетании с периодическими взносами. Хозяйстволизингополучатель в течение месяца с момента выставления ГУП «АГРО» счета должно полностью оплатить авансовый платеж. Дополнительно в него включается сумма страховой премии за весь срок финансовой аренды и расходы, связанные с приобретением лизингового имущества. Сроки расчета по договорам различаются по срокам и предметам лизинга. Так, на комбайны, тракторы и комплексы машин устанавливается срок в 7 лет, на прочие виды сельскохозяйственной техники и оборудования - 5 лет. Если стоимость лизингового имущества составляет менее 1 млн. р., срок расчетов по договорам сокращается до трех лет, тот же срок предусмотрен по расчетам по лизингу племенных животных.
Ежегодно в течение срока действия договора аренды с получателей взимается вознаграждение ГУП «АГРО» в размере трех процентов от невозмещаемой стоимости приобретенного по лизингу имущества.
В качестве обеспечения исполнения обязательств хозяйством-
лизингополучателем предоставляется залог ликвидного имущества на оговоренную сумму. Обеспечением ГУП «АГРО» перед ОАО «Росагролизинг» по договору финансового лизинга является гарантия администрации Амурской области на оформление сделки под залог будущего урожая. В течение всего срока действия договора финансовой аренды (субаренды) переданное в лизинг имущество учитывается на балансе хозяйства-лизингополучателя.
Исполнение договоров областного и федерального лизинга по состоянию на 1
января 2006 года сельскими товаропроизводителями составило в среднем по области 71% при сумме к оплате в 63518,3 тыс. р. Практическая оплата составила 44908,6 тыс.р. Сумма задолженности по лизинговым платежам 2005 г. определена в размере 18609,7 тыс.р., задолженности на 1 января 2006 года составила 20,3 млн.р., в том числе задолженность 2005 года - 92%, прошлых лет - 8%.
Оказание услуг по лизингу в рамках областной и федеральной программ через ГУП «АГРО» является весьма эффективной мерой государственной помощи сельхозтоваропроизводителям, поскольку государственная поддержка заключается в предоставлении необходимых средств производства на весьма гибких и лояльных по сравнению с коммерческим кредитом условиях.
В отсутствии финансовых ресурсов лизинг является почти единственной возможностью обновления машиннотракторного парка в сельском хозяйстве Амурской области без больших начальных инвестиций и риска нарушения финансовой устойчивости предприятий-лизингополучателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О государственном регулировании агропромышленного производства». Федеральный закон от 14.07.1997 г. №100-ФЗ.
2. «О финансовой аренде (лизинге)». Федеральный закон от 29.10.1996 г. №164-ФЗ.
3. Закон Амурской области от 17.10.2002 г. №138-ОЗ «О государственной поддержке лизинговой деятельности в АПК Амурской области».
4. Постановление Правительства РФ №1020 от 03.09.1998 г. «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций».
5. Постановление Правительства РФ №686 от 16.06.1994 г. «Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)
6. Гордеев, А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» / А.В. Гордеев //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». -2006. - №1. - С. 4 - 6.
7. Данные Департамента АПК Амурской области «Основные экономические показатели развития АПК в 2005 г.».
8. Годовые отчеты ГУП «АГРО» Амурской области за 2004 - 2005 гг.
121