Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023
Дармилова Э.Н.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.
Северо-Кавказская государственная академия.
Сидаков А.М.
Кандидат политических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин.
Институт деловой карьеры, филиал в Карачаево-Черкесской республике.
Урчукова С.Р.
Кандидат политических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин.
Институт деловой карьеры, филиал в Карачаево-Черкесской республике.
Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий
В информационном обществе в качестве социального источника выделяется информация и знание, а главным считается компьютерная технология. Информационные и коммуникационные технологии оказались частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, области государственного управления, обеспечения обороны страны, безопасности и правопорядка [1, с. 99].
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, была разработана для развития комплексного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий, реализация которой позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства, в том числе за счет взаимодействия ее участников, в области системного развития отрасли.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы отмечено, что в России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий и воздействие на условия
широкомасштабного и эффективного использования этих технологий. Значимость локальных предпосылок цифрового развития хорошо демонстрируют примеры федеральных компаний по сокращению цифрового неравенства регионов [2, с. 7].
Исследователи отмечают, что обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества осуществляется путем реализации таких приоритетов, как: формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне; формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы; реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики [3, с. 65].
В связи с развитием информационных технологий и компьютеризацией экономики одним из важнейших вопросов становится обеспечение информационной безопасности [4, с. 42].
Необходимо отметить, что современные социально политические процессы, протекающие внутри государства, испытывают на себе мощное воздействие процессов внешних факторов, в связи с экономической взаимозависимостью, информационной открытостью, участием государства в деятельности многосторонних международных институтов, увеличением активности нетрадиционных акторов мировой политики. Они усложняют проведение стабильной государственной политики, различные направления которой должны быть обязательно скоординированы с учетом неизбежного внешнего давления и попыток ограничения интересов государства, что приводит к расходу внутренних ресурсов в целях обеспечения своих позиций на международной арене [5, с. 120]. Все это делает особенно актуальной проблему координации целей и инструментов внутренней и внешней политики государства.
По мнению ведущих разработчиков концепции информационного суверенитета России, составляющие идеального цифрового суверенитета это: а) электронный щит - собственная аппаратная платформа (сетевая и ПК), собственные или контролируемые программная (сетевая и ПК) и мобильная платформы;
б) информационный щит - собственные интернет-инфраструктура, медийная структура СМИ (в том числе электронных), ТВ и Интернета (поисковые машины, справочные ресурсы, социальные
Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023
сети, мессенджеры, блоги, форумы, рассылки, видео- и фото- хо-стинги, контентные ресурсы, приложения для социальных сетей и мобильных устройств и т. д.), система и средства пропаганды и ведения информационных войн, развитая идеология, законы, рынок идеологических услуг [6, с. 78]. Государственная политика в рамках национальной и федеральной программ по развитию и внедрению цифровых технологий должна особое внимание уделять такому ключевому аспекту развития цифровой экономики, как подготовка высококвалифицированных кадров [7, с. 491]. С.Б.Халида пишет о том, что конкурентоспособность экономики Российской Федерации во многом зависит от ее цифровизации. Цифровиза-ция экономики Российской Федерации означает эффективное использование во всех ее отраслях информации, информационных технологий и предполагает наличие соответствующего законодательства [8, с. 82].
Вопросы реализации внутренней и внешней политики нашей страны в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, развития информационного общества, высокотехнологической экономи-ки, формирования инновационного человека и компетенций инновационной деятельности возможны при формировании государством благоприятных условий, создания и совершенствования прорывных информационных и коммуникационных технологий, создаваемых в России.
Библиографический список:
1. Потеряева Б.П., Третьяк Н.В. Особенности инновационного развития Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2016. № 6. С. 97-105.
2. Шапошник С.Б. Факторы цифрового развития регионов России: статистическое исследование // Информационное общество. 2022. № 6. С. 7-17.
3. Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В. Роль Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства // Этносо-циум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 63-67.
4. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А.. Понятие и классификация информационных технологий // Достижения науки и образования. 2020. № 12 (66). С. 41-43.
5. Гусевская Н.Ю. Теоретические проблемы координации внутренней и внешней политики // KANT. 2020. № 3 (36). С. 119-125.
6. Алексеева М.В., Линкин В.Н. Особенности стратегии государственного управления в сфере развития информационного общества//Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 76-80.
7. Лятифов Ч.Н., Панов С.В. Векин М.Н., Петров М.А. Методологические основы цифровизации социально-экономических систем // Московский экономический журнал. 2021. № 5. С. 491-497.
8. Биктимирова Х.С. О цифровизации экономики в Российской Федерации// Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 82-84.
References
1. Poteryaeva B.P., Tretyak N.V. Peculiarities of innovative development of the Russian Federation // Bulletin of ChelGU. 2016. № 6. P. 97-105.
2. Shaposhnik S.B. Factors of digital development of Russian regions: a statistical study // Information society. 2022. № 6. P. 7-17.
3. Kochkarov R.S., Uzdenova B.Kh., Alieva Z.Kh., Karabasheva Kh.I., Shebzukhova K.V. The role of the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 in the formation of the information space // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 12 (174). P. 63-67.
4. Volodchenko V.S., Lantsova D.S., Mironova T.A. Concept and classification of information technologies // Achievements of science and education. 2020. № 12 (66). P. 41-43.
5. Gusevskaya N.Yu. Theoretical problems of coordination of domestic and foreign policy // KANT. 2020. № 3 (36). P. 119-125.
6. Alekseeva M.V., Linkin V.N. Features of the strategy of public administration in the development of the information society//North Caucasian Legal Bulletin. 2018. № 1. P. 76-80.
7. Latifov Ch.N., Panov S.V. Vekin M.N., Petrov M.A. Methodological foundations of digi-talization of socio-economic systems // Moscow Economic Journal. 2021. № 5. P. 491-497.
8. Biktimirova H.S. On the digitalization of the economy in the Russian Federation// Education. The science. Scientific personnel. 2019. № 3. P. 82-84.