то такие пользователи финансовых услуг легко могут быть подвержены панике. В свою очередь, массовая паника банковских вкладчиков не облегчит ситуацию на финансовых рынках, а только ее ухудшит. В конечном счете, недостаточная осведомленность рядовых американцев в финансовых вопросах явилась одной из центральных причин мирового кризиса. Поэтому сегодня как никогда необходимо повышение финансовой грамотности населения России.
В финансовых вопросах граждане должны вести себя рационально, а не попадать под влияние эмоций или чужих «авторитетных» мнений. Полагаем, что в этом сейчас в высшей степени заинтересовано и само население, и банкиры, и руководители государства. Банки же должны чувствовать социальную ответственность и в своей деятельности исходить не из стремления нарастить потребительский аппетит населения, а из интересов долгосрочного и устойчивого развития финансовой системы страны.
Библиографический список
1. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
2. О кредитных историях: Федер. закон от 30 дек. 2004 г. № 218-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 44.
3. иКЬ: Ы!р:/^сют.:ги/агкЫу/1ета11сЬе8кп-агкЫу/кет/81^1е/10855.Ь1т1?по_сасЬе= 1&сНазЬ=с7789
4. иКЬ: Ьйр:/^сют.ги/агкЪгуЛета1;1сЬе8ки-агкЫу/кет/8^1е/11042.Ыт1
O.G. Ostapets Licensing of the Russian Transportation Complex Enterprises:
Legal Regulation
and Administrative Barriers
Issues of transportation complex enterprises licensing are considered. A number of organizational-legal measures aimed at reforming the legal licensing regulations are proposed.
Key words and word-combinations: transportation complex, licensing, licensing expertise.
Автором рассмотрены проблемы лицензирования предприятий транспортного комплекса. Предложен ряд организационно-правовых мер, направленных на реформирование лицензионных отношений.
Ключевые слова и словосочетания: транспортный комплекс, лицензирование, лицензионная экспертиза.
УДК 342.9
ББК 67.401 (2Рос)я73
О. Г. Остапец
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ
РОССИЙСКОГО
ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
дним из методов современного государственного воздействия на экономику является разрешительная политика, применяемая для регулирования определенной деятельности. К ее разновидностям можно отнести
систему государственной регистрации субъектов экономической деятельности и их прав, а также лицензирование.
Лицензирование представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, которая выражается в официальном признании за определенными субъектами права на занятие отдельными видами деятельности, а также в реализации контроля за фактически осуществляемыми действиями в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства, защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Лицензирование деятельности, связанной с функционированием транспортного комплекса России, является основой обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок на всех видах отечественного транспорта и предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан, общества и государства. Как отмечает В.Л. Титов, предусмотренные действующим законодательством порядок и условия выдачи лицензий на перевозку нисколько не умаляют прав и интересов предприятий и организаций, осуществляющих данный вид деятельности, а возводят барьеры на рынке для деятельности недобросовестных перевозчиков и создают предпосылки для развития данной отрасли экономики [1, с. 45].
Ведущим нормативным актом в рассматриваемой нами области является Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности [2], который в ст. 17 содержит исчерпывающий перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров, а в ст. 5 определяет полномочия Правительства РФ по осуществлению лицензирования.
Федеральному Правительству предоставлено право утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, которые могут осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, например, на железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с постановлением Правительства РФ [3]. Органом, осуществляющим лицензирование указанного вида деятельности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Для осуществления предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте и, значит, для получения лицензии необходимо соблюдение определенных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых стандартов и иных технических документов [4-5]. Широкий перечень необходимых условий для получения лицензии на осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта свидетельствует о пристальном внимании законодателя к данному виду перевозочной деятельности. Нормативное закрепление указанных положений является гарантом обеспечения безопасности перевозок, соблюдения законных прав граждан во время перевозочного процесса. Аналогичные положения утверждены для всех иных видов транспорта.
Отметим, что новшеством, отразившемся в ряде рассматриваемых нами нормативных положений, является закрепление ответственности за грубые нарушения лицензионных требований и условий. К ним, в частности, относятся человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда окружающей среде.
Лицензия на право осуществления перевозок грузов и пассажиров выдается на срок не менее чем пять лет [2, ст. 8]. В ст. 9 указанного Закона изложен перечень документов, которые соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган. В свою очередь, лицензирующий орган принимает решение о представлении или об отказе в представлении лицензии в срок, установленный законодательством.
Подводя итог анализа отдельных руководящих документов в сфере лицензирования транспортного комплекса, можно выделить отличительные особенности сформировавшихся в настоящее время лицензионно-правовых отношений, имеющих место при государственном регулировании перевозок пассажиров и грузов. К ним относятся следующие:
- лицензированию подлежит не вся перевозочная деятельность (в широком понимании), а лишь те ее виды, которые имеют повышенное общественное значение и широко распространены на практике;
- лицензирование в сфере транспортного комплекса способствует обеспечению единой государственной политики как в экономической сфере вообще, так и в транспортной отрасли в частности;
- лицензионно-правовые отношения, складывающиеся между субъектами лицензионно-разрешительной деятельности в сфере транспортного комплекса, носят многоаспектный и комплексный характер.
Проведенное исследование нормативно-правовых актов, посвященных лицензированию в сфере отечественного транспортного комплекса, позволяет сделать вывод о том, что данный вид правоотношений достаточно развит, рассмотренные положения о лицензировании в основном соответствуют международным нормам и создают благоприятную основу для деятельности перевозчиков на всех видах транспорта. Вместе с тем постоянные изменения административного законодательства, отсутствие единого подхода к правовому регулированию отдельных аспектов лицензионных отношений, не организованная надлежащим образом деятельность лицензирующих органов породили ряд правовых проблем и оставили нерешенными важные задачи, связанные с современным лицензированием транспортного комплекса.
Одним из факторов, тормозящим развитие транспортной отрасли, являются так называемые административные барьеры. Как полагает В.Л. Титов, административный барьер - это социально-правовое явление, которое берет свое начало с момента возникновения государственности и правовой системы. Его основу составляют объективные и субъективные факторы. К первым можно отнести несовершенство нормы права, ее несоответствие сложившимся общественным отношениям или недостаточность их охвата, ко вторым - бюрократизм и нежелание чиновников поступать по закону [1, с. 116].
Административные барьеры не просто препятствуют развитию предприни-
мательства, но и создают некую проблему государственного масштаба, так как способствуют «уходу» бизнеса в теневую экономику с целью снижения непроизводительных затрат и избегания бюрократических рисков. А в случае с перевозочной деятельностью ведут и к несоблюдению неукоснительных условий обеспечения безопасности перевозок, что создает потенциальную угрозу общественной безопасности [6, с. 24].
Рассмотрим административные барьеры, возникающие при осуществлении лицензирования перевозочной деятельности.
Необходимо отметить, что на практике определенные трудности возникают уже при соблюдении условий, которые должны быть выполнены на момент подачи соискателем лицензии документов в лицензирующий орган. Данные условия связаны прежде всего с техническим обеспечением перевозочного процесса (наличием транспортных средств, производственных помещений, специалистов, обладающих необходимой квалификацией, необходимой документации).
Вместе с тем, как отмечает С. С. Пригаров, в различных сферах хозяйственной деятельности (в рассматриваемом нами случае - на транспорте) многие из требуемых условий не являются существенно необходимыми. К ним можно отнести предоставление копий учредительных и иных документов, предусмотренных различными актами о лицензировании, которые, как правило, содержат много иной информации, порой не связанной с получением специального разрешения на занятие той или иной деятельностью. Совершенно естественно, что в таком случае неоправданно возрастают коррупционные риски. Поэтому, считает ученый, пакет лицензионных документов должен быть минимальным и состоять из заявления на предоставление лицензии с подробным указанием всех данных о предприятии (индивидуальном предпринимателе) и приложения, в котором описывается хозяйственная деятельность лицензиата с указанием материальной базы, людских ресурсов и возможности заниматься лицензированной деятельностью. В данном случае акцент делается на квалифицированную работу специалистов лицензирующих органов, которые в результате выездных проверок будут оценивать возможность субъекта заниматься той или иной деятельностью [7, с. 78-79].
Излишний документооборот в лицензирующем органе создает основу для бюрократии и ненужную нагрузку на сотрудников. Кроме того, если не будет проведена выездная качественная проверка наличия всех условий для осуществления лицензируемой деятельности и не будут установлены все обстоятельства, которые впоследствии могут помешать осуществлению лицензируемых видов перевозок пассажиров и грузов, то возникнут большие трудности в осуществлении лицензионного контроля и мотивированном приостановлении действия специального разрешения.
На наш взгляд, процедуру получения лицензий в сфере транспортного комплекса необходимо упростить путем сокращения перечня документов, предъявляемых в лицензирующий орган. Представление заявления о выдаче лицензии с приложением специальной анкеты с указанием всех фактических данных о предприятии-соискателе лицензии на первом этапе позволит компе-
тентным лицам определить наличие лицензионных условий на предприятии-перевозчике.
В целях совершенствования лицензирования перевозочной деятельности, формирования благоприятной среды на рынке перевозок правовыми способами необходимо в отношении каждого соискателя лицензии проводить независимую лицензионную экспертизу. Для проведения подобной экспертизы возможно привлечение независимых экспертов - признанных специалистов в той или иной отрасли перевозочной деятельности. Приведем некоторые данные официальной статистики.
За I полугодие 2008 г. Госавтодорнадзором проведено 59 824 проверки хозяйствующих субъектов, в том числе 37 623 - лицензиатов. По представлениям Госавтодорнадзора за грубые нарушения лицензионных требований и условий, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, решением судов приостановлена деятельность 63 лицензиатов-перевозчиков пассажиров и прекращена деятельность 27 - их лицензии аннулированы. Всего привлечено к административной ответственности 20 872 нарушителя транспортного законодательства [8].
Количество выявленных нарушений и принятых мер свидетельствует: предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность, не выполняют в полном объеме лицензионные требования и условия. Из этого можно сделать вывод, что в ряде случаев ввиду недостаточной эффективности предлицензи-онных проверок транспортные лицензии выдаются необоснованно. Решить данную проблему можно посредством механизма административно-правового регулирования. Для этого необходимо законодательно закрепить проведение предварительной лицензионной экспертизы на предприятиях транспортного комплекса, планирующих осуществление лицензируемых перевозок. В результате проведенной оперативной проверки конкретного транспортного предприятия и составления акта лицензионной экспертизы будут получены объективные данные о возможности осуществлять лицензируемую деятельность на транспорте. Необходимость ее проведения должна содержаться в постановлениях Правительства РФ, регулирующих вопросы лицензирование на транспорте.
В заключение отметим, что лицензирование транспортного комплекса в современных российских условиях является эффективным способом государственного регулирования, обладающим определенным потенциалом для обеспечения безопасности перевозок на всех видах транспорта. Предложенные нами организационно-правовые меры, направленные на реформирование лицензионно-правовых отношений, позволят повысить уровень российских перевозок, сделать их более безопасными, доступными и конкурентоспособными.
Библиографический список
1. Титов В.Л. Транспортная отрасль: перспективы развития в мировом масштабе. М.,
2007.
2. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер. закон от 8 авг. 2001 г. №9 128-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2008 г. № 309-Ф3) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте: постановление Правительства РФ от 15 марта 2006 г. № 134 // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1305.
4. Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте: приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 44 // Таможенный вестник. 2003. № 7.
5. О введении в действие Правил по стандартизации ПР 32.203-2002: указание МПС РФ от 4 дек. 2002 г. № Р-1155у // Экономика железных дорог. 2003. № 3.
6. Буровцев В.В., Мицук И.В. Институт лицензирования в аспекте формирования конкурентной среды в сфере железнодорожного транспорта // Проблемы современной экономики.
2008. № 1.
7. Пригаров С. С. Правовые основы развития малого и среднего бизнеса // Власть и общество: правовые проблемы взаимодействия: сб. науч. трудов. М., 2007.
8. иКЬ: http://www.mintrans.ru/pressa/Novosty_080813_2.htm.