Научная статья на тему 'Лицензирование деятельности грузовых перевозок морским и водным транспортом'

Лицензирование деятельности грузовых перевозок морским и водным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦЕНЗИАТУ / ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЙ ОРГАН / ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исайчева А.

В статье рассмотрено лицензирование перевозок морским и водным транспортом опасных грузов, порядок, процедура проведения и требования, предъявляемые соискателю лицензии(лицензиату). Анализируется действующая нормативная база, а также возможные поправки и изменения законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензирование деятельности грузовых перевозок морским и водным транспортом»

Исайчева А.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК МОРСКИМ И ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Аннотация: В статье рассмотрено лицензирование перевозок морским и водным транспортом опасных грузов, порядок, процедура проведения и требования, предъявляемые соискателю лицензии(лицензиату). Анализируется действующая нормативная база, а также возможные поправки и изменения законодательства.

Ключевые слова: порядок лицензирования, правовое регулирование, требования к лицензиату, лицензирующий орган, перевозка опасных грузов.

LICENSING OF CARGO CARRIAGE ON THE MARITIME AND INLAND TRANSPORT

Summary: The article considered the licensing of carriage dangerous freights on marine and inland transport, system of licensing and requirements to the license applicant(the licensee). In the article were analyzed the current normative-legal base and also possible amendments and changes of the legislation. Keywords: procedure for licensing; legal regulation; requirements for licensee; licensing authority; carriage of dangerous cargo.

Институт лицензирования отдельных видов деятельности - это один из универсальных инструментов государственного регулирования, посредством которого обеспечивается защита прав граждан и общества, защита публичных интересов государства, его безопасность в целом.

Лицензия - это такой разрешительный документ, которым подтверждается возможность юридического лица (индивидуального предпринимателя) действительно исполнить установленные требования для осуществления конкретного вида деятельности.

Отдельно рассмотрим сферу морского и внутреннего водного транспорта. Лицензирование деятельности этой области касается прежде всего обеспечения безопасности грузовых и пассажирских перевозок, недопущения вредоносного воздействия на окружающую среду и во избежание ущерба транспортной отрасли в целом.

Основным источником правового регулирования отрасли является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Конкретные виды перечислены в статье 12 пп.20,21,28 и 29: перевозка пассажиров, перевозка опасных грузов, погрузочно-разгрузочная деятельность, буксировочная деятельность (исключение из правила, когда буксировки организовываются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для собственных

нужд).[1]

Для каждого из вышеуказанных видов приняты положения, утверждённые Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». [2]

Среди обозначенных видов деятельности детально следует рассмотреть особенность лицензирования перевозки опасных грузов, относящиеся к наиболее сложной категории.

Для транспортировки таких грузов морем необходимы высокая квалификация команды и следование специальным требованиям. Сравнить перевозку опасных и экспедирование обычных грузов, то опасные предполагают особые условия перевозки, которые должны быть строго соблюдены (например, специальная тара/упаковка, сроки, допустимый маршрут и другое).

Последовательность такой перевозки является особенностью этой деятельности: устанавливается класс опасности, производится соответствие маркировки самого груза и контейнера(тары), затем проверяется классификация опасности в соответствии с Международными правилами МОПОГ[3], после этого производится оптимизация (выбирается оптимальный вариант маршрута и время).

Самостоятельная перевозка опасных грузов может вызвать трудности и проблемы. Одно из условий успешной организации это соблюдение всех законодательных требований и разрешений. Заметим, что успешность грузоперевозки зависит от своевременного исполнения предписаний и в целом от соблюдения законодательства. Избежание возможных неблагоприятных последствий как раз таки обеспечивается проведением лицензирования такой деятельности.

В силу особенностей таких грузов и специфики их перемещения, процесс перевозки требует индивидуальной организации, поэтому шаблонные правила не применяются.

Как отмечалось выше, каждый этап должен быть качественно продуман, согласован в строгости с мерами безопасности, а также международными правилами. Отступление от требований и правил может нанести серьёзный вред окружающей среде и (или) стоить жизни людей.

Организацией осуществляющей лицензирование деятельности по перевозке опасных грузов является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы.

На основании пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99 для определения соответствия лицензиата установленным требованиям и условиям лицензирующий орган отдаёт распоряжение на выездную проверку, по результатам которой составляется акт на соответствие/несоответствие соискателя необходимым требованиям.

В юридической прессе, а также и государственной думой ставился вопрос о переводе лицензирования отдельных видов деятельности на саморегулирование или же замены на другие формы регулирования[5].

Так на рассмотрение Госдумы был направлен законопроект^] об отмене лицензирования на морском и внутреннем водном транспорте. Главная идея данного проекта - устранение дублирующих функций контрольно-надзорных органов в данной области[7].

Например, в государствах Западной Европы вообще отсутствует лицензирование грузоперевозок морским и водным транспортом, в том числе и пассажирских перевозок.

Требования по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства в целом предъявляются к судам в соответствии с требованиями международных конвенций (МКУБ)[8].

Стоит отметить, что к иностранным судам при их проходе по внутренним водным путям и заходе в морские порты Российской Федерации, не применяются положения российского законодательства. В свою очередь эти конвенции закреплены в нашем законодательстве, и имеют юридическую силу, преобладающую над национальным правом (ст. 14 Конституции РФ).

По мнению авторов проекта (депутаты Александр Меткин и сенатор Николай Власенко) отмена лицензирования на морском и внутреннем водном транспорте уменьшит количество внеплановых проверок и сократит непроизводственные простои судов физических и юридических лиц, связанные с проведением процедур лицензирования, а также будет способствовать развитию конкуренции, пресечению коррупции, будет обеспечивать экономии государственных средств.

Безопасность перевозок в стране обеспечивается действующей нормативной базой, отменив лицензирование, достаточно будет портового контроля, вместе с этим усилив ответственность работников порта. Как отмечают специалисты данной отрасли, состояние морского и внутреннего водного транспорта стабилизировалось (раньше лицензировались все виды деятельности, а в настоящее время только перевозка опасных грузов и пассажиров); контроль осуществляется на достаточном уровне (введение СУБ и института страхования судов) [9].

При этом говорить о полной отмене лицензирования однозначно нельзя. Возможность замены данной процедуры на другие формы регулирования предпринимательских отношений будет, когда альтернатива будет содержать соответствующий набор правовых средств, характерных лицензированию, которые не в меньшей степени смогут обеспечивать защиту прав и интересов юридических лиц, общества и государства. Цели и задачи такой альтернативной формы должны быть соразмерны целям и задачам лицензирования.

На основании вышесказанного логично предположить, что в перспективе необходимо оптимизировать и привести действующее нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в соответствие с нормами международного права, ратифицированными РФ.

Лицензирование на морском и водном внутреннем транспорте в нынешних российских условиях это сложный и эффективный механизм государственного регулирования экономической деятельности с потенциалом, обеспечивающим безопасность перевозок. Значение лицензирования в подтверждении требований и условий хозяйствующих субъектов, соответствие и соблюдение которых и позволяет осуществлять лицензируемую деятельность; выдаваемая лицензия гарантирует качество и безопасность осуществления деятельности, защищает права участвующих и (или) не участвующих в лицензируемой деятельности на внутреннем водном и морском транспорте. Таким образом, замена лицензирования альтернативными формами регулирования в настоящий момент не представляется возможной.

Пристатейный библиографический список:

1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.18). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения 20.08.18.

2. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения 20.08.18.

3. Приказ Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56 «О введении в действие Правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89» (вместе с РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения 22.08.18.

4. Скаридов А.С. Морское право: Учебник для магистров. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2014. С.429

5. Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. №8. 2011

6. Законопроект № 1044618-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Официальный сайт Государственной Думы. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности

7. «В Госдуму внесен законопроект об отмене лицензирования внутренних морских и речных перевозок...» // Лента новостей (Москва). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kommersant.ru/archive/news/2016-04-13. Дата доступа 13.04.2016, 22:15

8. Приказ Роскомрыболовства от 18.10.1995 № 165 «Об организации управления безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения 22.08.18.

9. Статья 34.1. Система управления безопасностью судов // Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения 22.08.18.

Капустина М.А.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова Удовиков И.О.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова

ЛОЦМАНСКАЯ ПРОВОДКА И МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация: В статье рассматриваются основные ошибки лоцманов, а также особенности страхования ответственности при осуществлении лоцманской проводки судов. Ключевые слова: лоцман, морское страхование, судно, лоцманская проводка

PILOTAGE AND MARINE INSURANCE

Summary: In this article the author considers the main errors ofpilots, as well as the features of liability

insurance in the implementation of pilotage

Key words: pilot, marine insuarance, ship, pilotage

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что морские перевозки составляют 62% общемирового грузооборота.1 Очень часто при выборе способа перевозки груза или пассажиров, отправители останавливаются на морской перевозке. Лоцманская проводка является неотъемлемым элементом морских перевозок. Поэтому подробное регулирование, устранение неточностей и проблем, связанных с ошибками при лоцманской проводке, имеет важное значение для перевозок морем.

Лоцманская проводка судна - это оказание морским лоцманом помощи судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем. Основной целью лоцманской проводки исторически считалось обеспечение безопасности мореплавания, поскольку она была направлена на оказание помощи капитану при плавании в недостаточно знакомом районе, в сложных навигационных условиях и т.д. Безопасность мореплавания и сегодня является ее первоочередной задачей,

поскольку с помощью различных мероприятий, в том числе и лоцманской проводки, можно

2

предотвратить происшествие с судами.

Вопросы, связанные с лоцманской проводкой регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ3, так согласно ст.86 - лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также с целью защиты морской среды.

Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в

4

определенных районах.

С позиций морского страхования, работа лоцмана помогает избежать морских аварий и связанных с ней убытков, подлежащих возмещению морским страховщиком, исходя из условий ранее заключенного договора морского страхования.

1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.faktoriall.ru/o-perevozkah/morskie-transportnye-perevozki/

2 Бразовская Я.Е., Скаридов А.С. Лоцманское право. Учебное пособие / Институт по изучению морского права. СПб: Academus, 2018. С. 8

3 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Справочная система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

4 Там же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.