сообщения дипломатических представительств МИД Туркменистана о том, что за рубежом также активно проводятся различные мероприятия по случаю юбилея Махтумкули. Издатели намерены порадовать поклонников поэта новыми сборниками его произведений. К примеру, одно из таких мероприятий не так давно прошло в Баку, где состоялась презентация избранных произведений туркменского поэта на азербайджанском языке. Книга подготовлена к изданию профессором Рамизом Аскером - известным переводчиком стихов Махтумкули.
В Узбекистане же торжества по случаю 300-летия Махтумкули решением Президента Республики будут проводиться на самом высоком уровне. Принята специальная программа, в соответствии с которой намечен ряд конкретных праздничных мероприятий, в том числе готовится к печати книга «Избранных произведений» Махтумкули Фраги.
Список использованной литературы: 1 Мередов Д. - Толковый словарь Махтумкули Фраги, Ашхабад 2010 г.
2. Сборник стихов Магтумкули Фрагы - «Алмазный венец туркменского духа» ТГИС, Ашхабад, 2014 г.
© Машадова Л. Х., Маммедова А. А., 2024
УДК 39
Садиева Э.,
Преподаватель
кафедры английского языка на факультете английского языка и литературы.
Реджепова Г., Преподаватель
кафедры английского языка на факультете английского языка и литературы. Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммеда Азади.
Ашхабад, Туркменистан.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ТВОРЧЕСКИЙ МИР МАХТУМКУЛИ ФРАГИ
Аннотация
Наша Великая Независимость возродила литературные взгляды Махтумкули, его художественное слово. Сегодня в основе творчества каждого поэта ценным примером являются его литературные взгляды и принципы. У Махтумкули нет произведений, выражающих его литературные взгляды. Даже если бы и было, до нас оно не дошло. Поэт вложил в суть своей поэзии свои литературные взгляды. Такой тон был традицией в творчестве великих мастеров слова Востока. Махтумгулу творчески продолжил эту традицию.
Ключевые слова:
Махтымкули Фраги, туркменский народ, туркменская литература, любовная лирика в творчестве.
Sadieva E.,
teacher of the Department of English at the Faculty of English Language and Literature.
Rejepova G.,
teacher of the Department of English at the Faculty of English Language and Literature. Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammed Azadi.
Ashgabat, Turkmenistan.
LITERARY VIEWS AND CREATIVE WORLD OF MAKHTUMKULI FRAGI
Abstract
Our Great Independence revived the literary views of Magtymguly, his artistic expression. Today, the basis of the work of every poet is his literary views and principles. Magtymguly has no works expressing his literary views. Even if there was, it did not reach us. The poet put his literary views into the essence of his poetry. This tone was a tradition in the works of the great masters of the word of the East. Magtymgulu creatively continued this tradition.
Key words:
Magtymguly Fragi, Turkmen people, Turkmen literature, love lyrics in creativity.
Наша Великая Независимость возродила литературные взгляды Махтумкули, его художественное слово. Сегодня в основе творчества каждого поэта ценным примером являются его литературные взгляды и принципы. У Махтумкули нет произведений, выражающих его литературные взгляды. Даже если бы и было, до нас оно не дошло. Поэт вложил в суть своей поэзии свои литературные взгляды. Такой тон был традицией в творчестве великих мастеров слова Востока. Махтумгулу творчески продолжил эту традицию. Он выдвинул уникальные и неповторимые взгляды на природу, цель и обязанности художественного творчества, влияние речи, значение образования, важные средства украшения человеческой души и духовного мира, содержание и образ художественного произведения, их гармония и единство.
В литературных воззрениях Махтумкули глубоко укоренен принцип, согласно которому художественное творчество должно служить народу, на высоком уровне изображать его священные мысли и желания. В своем стихотворении «Пукарайям» поэт, наряду с рассказом о себе, подчеркивает, что творец должен быть «лекарством от болезней», «жизнью для мертвых», «глазами для слепых», «словом для немых», «лицо солнца». Литература Махтумкули представляет в его произведениях беспрецедентный пример служения обществу. Он приблизил литературу к жизни народа и произвел небывалый перелом в восточной литературе. Фирдоуси, Низами, Джами, Новай, Физули и другие известные мастера слова Востока основное внимание сосредоточивали на продолжающейся жизни своего времени, живых событиях, а не на своих современниках.Мифы использовались для изображения событий древних царей и любовники.
Но это коренным образом меняет поток литературы в Восточном Махтумкули. Он бросает якорь своего творчества в море национальной жизни народа. В результате создается совершенно новое направление в творческом мире Востока, совершенно новая национальная школа творчества.
Махтумкули возродил широко распространенный в древности огузско-туркменский поэтический жанр и внедрил его в письменную литературу. Стихотворение, являющееся формой (формой) туркменской национальной поэмы, создает широкие возможности для раскрытия национального поэтического чувства туркмен в его естественности. Иногда название «туркмены» для поэтического жанра не лишнее. Большинство стихотворений Махтумкули относятся к этому жанру. Они на высоком уровне соответствуют стандартам туркменской национальной музыки. Каждый из них гармонирует с туркменской музыкой и отвечает ее тонким требованиям. Тот факт, что большинство стихов великого поэта исполняются туркменскими бакшеми, тесно связан с композицией их национальных стихов.
Стихи Махтумкули выделяются не только образом, соответствующим национальному духу народа, но и тем глубоким национальным содержанием, которое придается этому образу. В его стихах изобилуют идеи построения национального государства и достижения национального единства.
Список использованной литературы: 1. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984.
2. Нуры Байрамов «Долгая дорога», Ашхабад, «Магарыф», 1986. В составе сборника повесть «Долгая дорога» (перевод Михаила Гребнева) о Махтумкули.
3.[Симашко, Морис Давыдович] «Повести красных песков», Алма-Ата, «Жазушы», 1966. В составе сборника повесть «Искушение Фраги» о Махтумкули.
© Садиева Э., Реджепова Г., 2024
УДК 39
Хатджиева О. К.,
Преподаватель Гафурова М. А., Старший преподаватель Мередов С., Преподаватель Куллыева О., Преподаватель
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК НОВРУЗ: ТРАДИЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ И СИМВОЛИКА
Аннотация
Новруз - весенний праздник, отмечаемый во многих странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа. В данной статье рассматривается история, традиции и символика этого древнего праздника, а также его значение для культурного наследия и общественной жизни региона.
Ключевые слова: древний народный праздник, религия региона.
Введение:
21 марта, отмечается Навруз - древний народный праздник, символизирующий наступление весны и нового года по астрономическому солнечному календарю. Для справки: слово «Навруз» в переводе с персидского языка означает 'новый день'. Новруз, или Навруз, является одним из старейших праздников, отмечаемых на протяжении тысячелетий в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа. Этот весенний праздник отмечает начало нового года и приход весны, символизируя обновление, радость и общение.
История Новруза:
Происхождение этого праздника уходит корнями в 1 тысячелетие до нашей эры, когда на территории древнего Ирана существовала религия зороастризма. Древние иранцы почитали культ Солнца как источника жизни и всех благ на земле. Как и другие праздники древнего Ирана, Навруз упомянут в главной книге зороастризма - «Авесте». Согласно священному тексту, каждую весну все жители земли должны были отмечать годовщину возрождения жизни.
Поэтому неудивительно, что в этом регионе возник солнечный календарь, который официально используется в современном Иране и Афганистане. Его началом является день весеннего равноденствия