литературное наследие
августина как
исследовательское направление
... *
в современной науке
ф.в. ПЕТРОВ
Представления о душе в философско-богословской мысли Аврелия Августина (354-430) занимают особое место. Обращаясь практически к любому из его учений — будь то учение о мироздании, времени, памяти, соотношении свободы воли и божественного предопределения; к его философии истории и педагогике, мы неизбежно вынуждены их учитывать или напрямую к ним обращаться. С ними связан и так называемый «психологизм» Августина, отмечаемый многими учеными, изучающими его поистине огромное творческое наследие. Цель настоящей статьи — рассмотреть исследования, посвященные вопросам души (индивидуальной и мировой) у Августина или имеющие к ним отношение, а также отметить те работы, в которых обозначена проблема восприятия представлений о душе Августина в раннем Средневековье (на примере Кассиодора [ок. 487 - ок. 578 гг.]). Исследования, проблемное поле которых охватывает аспекты психологической концепции Августина, рассматриваются по проблемно-тематическому принципу с разделением на следующие группы. I. Исследования, посвященные изучению мироздания у Августина, существования человека и его души (Среди таковых: "Augustine's Philosophy of Mind" Джерарда О'Дейли [1987]; "Augustine: Ancient thought Baptized" Дж. Риста [1994]; "The World Soul and Time in St. Augustine" [1983] и "Augustine's Theory of Soul" [2003] Роланда Теске
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, в рамках проекта № 20-18-00286П «Личность в истории европейских обществ: политические стратегии, культурные ценности и реновации».
HYPOTHEKAI
2024. Вып. 8. С. 135-167
УДК 37.01; 9. 93
HYPOTHEKAI
2024. Issue 8. P. 135-167
DOI: 10.32880/2587-7127-2024-8-8-135-167
и другие). II. Работы, демонстрирующие влияние на Августина ранних учений, традиций, текстов (например, "The Divine Sense. The Intellect in Patristic theology" [2007] Анны Уильяме и "Memory in Plotinus and two Early Texts of St. Augustine" [1976] Джерарда О'Дэйли и др.(Ш. Исследования, направленные на изучение отдельных сочинений Августина применительно к их психологической составляющей (В их числе: "An Analysis of Saint Augustine's De immortalitate animae" [1980] и "The Fall of the Soul in Saint Augustine: a quaestio disputata" [1986] Ричарда Панасковича; "Augustine, Conf. IX, 10, 24" [1958] Джона Тэйло-ра и др.). IV. Работы, указывающие на восприятие и усвоение Кассиодором учения Августина о душе (напр., "The manuscripts of Cassiodorus' De anima" [1959] Джеймса Хэльпорна; "Cassiodoro e la grecita" [1986] Антонио Гарсиа и "Il sottofondo culturale del De anima di Cassiodoro" [1995] Риты Масуло и другие).
Представления о душе в философско-богословской мысли Августина (354-430) занимают особое место. Действительно, обращаясь практически к любому из его учений — будь то учение о мироздании, времени, памяти, соотношении свободы воли и божественного предопределения; к его философии истории и педагогике, мы неизбежно вынуждены их учитывать или напрямую к ним обращаться. С ними связан и так называемый «психологизм»1 Августина, отмечаемый многими исследователями его поистине огромного творческого наследия — до нас дошли 133 отдельных труда, 218 писем, около 400 проповедей2.
Наша цель — рассмотреть исследования, посвященные вопросам души (индивидуальной и мировой) у Августина или имеющие
1 При рассмотрении этой темы исследователи нередко обращают внимание как на узкие вопросы, связанные с понятием «внутреннего человека» (психологическими переживаниями индивида, его чувствами, мыслями, желаниями; воссозданием его внутренней жизни в динамике), представлениями об этике, морали, поведенческих мотивах, так и более широкие, например, относящиеся к теме бытия. См., в частности, автобиографическую «Исповедь» Августина, в которой описаны душевные переживания автора.
2 Степанцов, Фокин (2001). Т. 1. С. 96; Петров (2023). — https://historv.ies.sU/issue.2023.2.4.4-I26/ (февраль, 2024).
136
к ним отношение. Мы отметим и те работы, в которых обозначена проблема восприятия психологических представлений латинского автора в раннем Средневековье.
Литература, посвященная Августину, практически необозрима1. Подробная библиография до начала 70-х гг. XX столетия содержится у К. Андерсена2: его перечень книг и исследовательских статей занимает свыше 200 страниц. Информация библиографического характера (вплоть до современной) имеется в специальном разделе журнала "Revue des Études Augustiniennes", выходящем с 1955 г. по настоящее время3. Из числа словарных и терминологи-ческо-справочных изданий наиболее значительными и информативными представляются "Augustinus-Lexikon"4 и "Specimina eines Lexicon Augustinianum"5 — оба издания (существующие также и в электронном виде) продолжающиеся. Имеется немалое количество обзорных работ о жизни и учениях Августина6, новых комментированных переводов7 его сочинений1, проблемно-тематических
1 Столяров (1991). С. 49-50.
2 Andersen (1973).
3 См., напр.: Descotes (1998). P. 123-149; Idem (2000). P. 121-154. Архив ранних выпусков: Rochais (1955-1977). Vols. 1-23. — https://www. patristique.org/Revue-des-Etudes-Augustiniennes,141.html (февраль, 2024).
4 Mayer (1986- ). — www.augustinus.de (февраль, 2024).
5 Hensellek, Schilling (1987- ). — verlag.oeaw.ac.at (февраль, 2024).
6 См., напр., работы Э. Жильсона (Gilson [31949]) и А.-И. Марру (Marrou [1956]), которые и в настоящее время остаются непревзойденными популярными «введениями» в учения Августина. См. также: Teske (1934, reprint. 2009), Markus (1970), Matthews (2005), Столяров (1991). С. 49-50.
7 См., напр.: Plumer (2003). См. имеющиеся русские переводы отдельных сочинений Августина, а также их сборники: Августин. Монологи, О бессмертии души, О количестве души, О порядке, Об истинной религии, О блаженной жизни — в Авг. Тв. I (1998); О книге Бытия — в Авг. Тв. II (1998); О восьмидесяти трех различных вопросах (2005); О книге Бытия буквально. Книга неоконченная. — http://aleteia.narod. ru/august/genes/ genes0.htm (февраль, 2024); Он же. О свободе воли. — http://filosof. historic.ru/ books/item/f00/s00/z0000121 (февраль, 2024); О страхе Божием (1913). — https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij Avgustin/ propovedi-i-pouchenija/7 (февраль, 2024); Христианская наука (2006); О Троице (2004); Исповедь (1991); Письмо к Целестину (2000); О Граде Божием: в 22 книгах (1905-1910, перепеч. в 1994); Против академиков (1999); его же собрание
137
сборников2 (в числе которых и те, в которых публикуются материалы конференций3), периодических изданий4, а также энциклопедических статей, содержащих общие сведения и специальную информацию как о самом Августине, так и его концепциях5. Из изданий энциклопедического характера следует выделить "Augustine through the Ages6. Оно не только представляет собой аннотированный свод статей об Августине и его текстах, который отражает широкую хронологическую перспективу исследовательской работы ученых (отсюда и название: «Августин сквозь века — энциклопедия»), но и является отправным для тех, кто приступает к изучению творчества Августина в самых разных его аспектах7.
В отечественной историографии есть немалое количество публикаций, посвященных Августину и его трудам, — как до советско-
антипелагианских сочинений позднего периода (2008), трактаты о различных вопросах (2005), а также др. сочинения (Творения [1880-1908]).
1 Сочинения Августина опубликованы в серийных изданиях: CCSL (1954- ); CCEL (1866- ); PL (1844-1865). T. 40; см. также электронные базы данных: CETEDOC (1991); PL (1993-1995 Dat.).
2 См., напр.: Stump, Kretzmann (2003).
3 См., напр.: den Boeft, van Oort (1987); Wiles, Yarnold (2001). Содержание последнего сборника указывает на актуальность тех исследований, которые посвящены преемственности взглядов Августина поздними авторами.
4 Напр., журнал Augustinian Studies, издаваемый с 1970 г. по настоя-
щее время.
6 См., напр.: Matthews (1998).
6 Впервые оно вышло в свет в 1999 г. на английском языке; через несколько лет (в 2005 г.) было переиздано на французском языке. См.: Fitzgerald (1999). См. также отдельные рецензии: Gallaher (2000). P. 191-193; Степанцов (2007). С. 142-146.
7 Помимо обширного справочного материала, включающего в себя перечень сочинений Августина, их различных изданий и переводов на новоевропейские языки, в сборнике имеются статьи о жизни Августина, его учениях, приведены имена исторических личностей, так или иначе с ним связанных; анализируются богословские и философские термины, к которым Августин относился с особым вниманием (напр., «вера», «гордыня», «время» и т. д.). Энциклопедия также содержит статьи по разделам философии и теологии; в конце каждой статьи приводится краткая библиография, имеются перекрестные отсылки к статьям на близкие темы.
138
го времени (это, прежде всего, исследования Е. Трубецкого1, В. Герье2, И.В. Попова3, а также А.И. Бриллиантова4 и др.5), так и
1 Трубецкой (1892).
2 Герье (1910). Этот основательный труд (657 с.) посвящен жизни Августина и становлению его духовной личности.
3 Попов (1916).
4 Бриллиантов (2002). С. 151-192 ( публ. 1898 г.). В исследовании А.И. Бриллиантова (Бриллиантов [1898]) имеется раздел, посвященный Аврелию Августину. Исследователь отмечает, что для Августина преобладающими интересами были религиозно-нравственные; философское знание никогда не было для него целью само по себе, вне отношения к религии (с. 135). По мнению А.И. Бриллиантова, Августин пытался определить, в чем находит выражение непреходящая конституция природы души; найти ту основу, которая скрывается за постоянной сменой явлений психической жизни, как общий закон этой жизни. Существенным определением человеческой души должна быть признана присущая душе способность самосознания, которая основывается на постоянно совершаемой душой постановке перед собой собственного содержания как продукта собственной деятельности. Душа — существо всегда «представляющее», объективирующее свое содержание. Порождаемое душой и объективируемое содержание прежде, чем оно получит какое-либо внешнее выражение, есть «внутреннее слово». В произвольной рефлексии, постановке той или другой части содержания душевной жизни в сознании предшествует некоторое стремление как акт воли, и только после этой постановки является возможность оценки содержания чувством. Таким образом, сущность жизни конечного духа состоит в процессе объективации заключенного в нем содержания, определяемом изнутри волей (с. 139). Говоря об абсолютном духе, А.И. Бриллиантов разъясняет, что Августин имел в виду то, что если человеческий дух — отражение божественного духа именно в том, что составляет основу его природы и жизни, то свойственный ему процесс объективации своего «содержания», которым определяется его самосознание, необходимо предполагать и по отношению к божественному духу. Абсолютный же дух имеет все свое содержание из себя самого. Абсолютный дух, как идеал духа человеческого, есть абсолютная энергия воли и абсолютное совершенство знания (с. 140). В абсолютном духе находятся идеи и основания всех вещей, и они осуществляются его волей. О самом абсолютном духе человек может составить представление только на основании познания собственного духа (С. 141).
5 Ключевые исследования, например, принадлежащие В. Л. Селиверстову («Августин в русской интеллектуальной традиции»), К.И. Скворцову («Августин Иппонийский как психолог»), П.И. Верещацкому («Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме»),
139
Новейшего времени (например, статья А.Ф. Лосева1, монографии Г.Г. Майорова2, исследования В.В. Бычкова3, М.А. Гарнцева4, О.В. Головой5, С.С. Неретиной6, А.А. Столярова7, С.А. Степанцова и А.Р. Фокина8, наши работы9. Кроме того, на русский язык переведены и известные монографии французских ученых (напр., Э. Жильсона10 и А. Марру11).
Зарубежные исследования, проблемное поле которых охватывает аспекты психологической концепции Августина, ниже будут изложены по проблемно-тематическому принципу, с разделением
Е.В. Аничкову («Эстетика и христианство») опубликованы в: Светлов (2002). С. 8-19; 20-89; 193-231; 232-241 (соответственно).
1 Лосев (2002). С. 822-849. В этой работе, со ссылкой на А.А. Столярова, справедливо отмечено, что «...ни на какие античные влияния совершенно невозможно сводить такое сложное творчество, как авгу-стиновское, даже и в период его раннего рационализма <...> проблема ав-густиновского своеобразия исключает <...> всякие насильственно систематические подходы <... > более целесообразным следует признать проблемно-исторический метод, базирующий анализ проблемы на изучении ее эволюции» (с. 848).
2 Майоров (1979). В этом исследовании Г.Г. Майоров рассматривает подход Августина к проблемам чувственного познания. Автором анализируется гносеологическая концепция Августина, решается проблема взаимодействия души и тела; показано, как душа использует свое тело для познания окружающего материального мира; изложено учение Августина о разуме и умопостигаемом. См. также: Майоров (2004), где один из разделов посвящен этической составляющей учения Августина. Анализируя «исповедь», исследователь поднимает вопросы блага, свободной воли, зла и грехопадения; рассматривает дихотомию между телесным и духовным образом жизни человека (с. 233-266).
3 Бычков (2002). С. 807-821.
4 Гарнцев (2002). С. 723-756.
5 См., напр., выше, примеч. 7 (С. 137).
6 Неретина (2002а). С. 757-799; Она же (2002Ь). С. 800-806.
7 См. выше, примеч. 1 (С. 137).
8 См. выше, примеч. 2 (С. 136).
9 См., напр.: Петров (2020); Он же (2021). На английском языке: РеЬ-оу (2011). Р. 263-272.
10 Жильсон (2004). В этом исследовании содержится раздел, посвященный Августину.
11 Марру (1999).
140
на группы1: I. Исследования, посвященные проблемам мироздания у у Августина, существования человека, его души. II. Работы, демонстрирующие влияние на Августина ранних учений, традиций, текстов. III. Исследования, направленные на изучение отдельных сочинений Августина применительно к их психологической составляющей. IV. Работы, указывающие на восприятие учения Августина о душе в ранее Средневековье (на примере Кассиодора [ок. 487 - ок. 578 гг.])2. Мы, не претендуя на исчерпывающий перечень работ по упомянутым вопросам, сосредоточим внимание на современной англоязычной литературе. Наша задача — указать на те штудии, которые позволят получить наиболее полное представление о состоянии обозначенной в нашей статье проблемы.
Исследования, посвященные проблемам мироздания,
существования человека, его души у Августина
Из зарубежных исследований, посвященных изучению вопросов, связанных с сотворением мира и человека у Августина, а также концепцией души, следует выделить монографию "Augustine's Philosophy of Mind" Джерарда О'Дейли3. В ней рассматриваются и общие проблемы теории души Августина (Ч. 1-2), и эпистемологический комплекс вопросов о чувственном восприятии (Ч. 3), воображении (Ч. 4) и памяти (Ч. 5). В контексте антропологической проблематики немалый интерес представляет аналитический раздел о терминологии Августина (Ч. 2, 1), в котором сопоставляются релевантные фрагменты из его сочинений. В этой же части работы О'Дейли рассуждает о теории души Августина, анализирует ее возможные источники, указывает на античных авторов, от которых мог зависеть Августин, проводит параллели между их учением и концепцией Августина. Рассматривая Августиновские представления о душе, О'Дейли отмечает ее неразрывную связь и взаимодействие с человеческим телом.
В монографии "Augustine: Ancient thought Baptized" Дж. Риста4 Дж. Риста4 также анализируется терминология Августина, избран-
1 Это деление условно.
2 Наш выбор обусловлен оценкой М. фон Альбрехтом влияния Августина на авторов раннего Средневековья. См. примеч. 3 (C. 149-150).
3 O'Daly (1987).
4 Rist (1994; repr. — 2001).
141
ная им для описания души (p. 23-40), рассматриваются и разъясняются такие понятия, как «достоверность», «вера и понимание» (p. 41-90), «воля и любовь»1 (p. 148-202), «зло и справедливость» (p. 256-289), которые увязываются с проблемами ума, души, тела и личной идентичности2 (p. 92-147).
Вопросам, связанным с мировой и индивидуальной душой, посвящены статьи Роланда Теске "The World Soul and Time in St. Augustine"3 и "Augustine's Theory of Soul"4. Применительно к психологической составляющей следует отметить монографию Филиппа Кэри "Augustine's Invention of the Inner Self. The Legacy of a Christian Platonist"5, в которой обширный раздел посвящен теме «внутреннего человека» у Августина в сочетании с анализом его этических воззрений (p. 63-139)6. С этими исследованиями тематически связана монография Роберта О'Коннэла "Augustine's Early Theory of Man, A. D. 389-391"7, а также статьи "Augustine and the Life of Man's Body in the Early Dialogues" Роберта Бакенмайера8 и
1 Проблемы метафизики и свободы воли изложены в исследовании: Sontag (1967). P. 297-306; вопросы воплощения в сочетании с метафизикой рассмотрены в работе: Ando (2001). P. 24-54.
2 Отметим, что в 2001 г. в серии Variorum Collected Studies вышел в свет сборник исследований Джерарда О'Дэйли, в котором собраны его работы за многие годы (1973-1999), опубликованные в различных изданиях. См.: O'Daly (2001). Некоторые из таких исследований (напр., Augustine on the Origin of Souls [publ. 1983. P. 184-191]; Did St. Augustine ever Believe in the Soul's Pre-existence [publ. 1974. P. 227-235]; Anima, error, and falsum in some Early Writings of St. Augustine [publ. 1981. P. 1-7]; Sensus interior in St. Augustine, De libero arbitrio 2.3.25 - 6.51' [publ. 1985. P. 528-532]) в переработанном виде вошли в его монографию "Augustine's philosophy of Mind" (см. выше, примеч. 2. C. 141).
3 Teske (1983). P. 75-91.
4 Teske (2003). P. 116-123.
5 Cary (2000). Это исследование продолжает другая монография автора, см.: Idem (2008).
6 Этическим вопросам в сочетании с психологическими посвящены многие работы. См., напр.: Harelton (1947). P. 91-101; Osmond (1973). P. 282-290; Bagger (2002). P. 205-224. Их предваряет обзорная статья начала XX века — см.: Pratt (1903). P. 222-235.
7 O'Connell (1968). См. также рецензию: Bourke (1970). P. 203.
8 Buckenmeyer (1971). P. 197-211; Ibid. (1972). P. 131-146.
142
"Some Remarks with Regard to Augustine's Conception of Man as the Image of God" Корнелии Вольфскил1, обсуждающие проблемы создания «внутреннего человека» по образу Божьему2. Работа Брайэна Шмизека "Augustine's use of 'Spiritual Body' "3 о «духовном теле» дополняет последнее исследование.
Работы Лео Феррари "Augustine's cosmography"4 и Уильяма Христиана "Augustine on the Creation of the World"5 посвящены проблеме создания мира6. В них авторы не только анализируют концепцию Августина об универсуме, но и предпринимают попытку разъяснить представления Августина о месте человека в мире, рассмотреть понятия времени и вечности так, как это делал Августин, обозначить проблему природы и истории человека, его души и тела, материального и нематериального7, добра и зла. Собственно, коррелирующей с умом человека (p. 29-90) проблеме зла во Вселенной (p. 91-111) посвящены монографии Г. Эванса "Augustine on Evil"8 и Чарльза Мэтьюса "Evil and the Augustinian Tradition"9.
Вопросы, связанные с падением души и верой в ее предсуще-ствование, затронуты Робертом О'Коннэлом в статье "Augustine's Rejection of the Fall of the Soul"10. Отдельные работы посвящены критике взглядов Р. О'Коннэла, относящихся к пониманию предсу-ществования души Августином, их переработке и дополнениям.
1 Wolfskeel (1976). P. 63-71.
2 В числе исследований частного характера — работа Энн Мэттер (см.: Matter [1999]. P. 887-892), посвященная вопросам «мужского» и «женского» применительно к образу Божьему, а также роли женщин в жизни Августина. См. также: Петров (2008). С. 7-14. На выявление и изучение гендерных аспектов направлен сборник статей, см.: Stark (2007).
3 Schmisek (2004). P. 237-251.
4 Ferrari (1996). P. 129-177.
5 Christian (1953). P. 1-25.
6 В связи с этим следует обратить внимание на работу Джона Майера, в которой рассматриваются взгляды Августина о мироздании в сочетании с космогонической концепцией манихеев. См.: Maher (1979). P. 91-101.
7 Этой же проблематике посвящены два исследования, см.: O'Meara (1998). P. 181-195; Swift (1998). P. 196-208.
8 Evans (1982).
9 Mathewes (2004).
10 O'Connell (1973). P. 1-31.
143
Одна из них, под названием "Did St. Augustine ever Believe in the Soul's Pre-Existence", принадлежит Джерарду О'Дейли1, другая, озаглавленная "Augustine. The Fall of the Soul"2, — Ронни Ромбсону. ну. В ней исследователь сначала излагает концепцию падения души в понимании Р. О'Коннэла (p. 23-41), затем разрабатывает собственную теорию падения души как психологии греха, опираясь на анализ взглядов Августина о происхождении души и его зависимость от Плотина как в ранний (p. 109-134), так и поздний периоды (p. 135-180) его творчества3.
Немалый интерес вызывают две работы частного характера из журнала "Augustinian Studies". Первая, принадлежащая т. Баркил и озаглавленная "St. Augustine's Notion of Nothingness in the Light of some Recent Cosmological Speculation"4, привлекает внимание к проблеме «ничто»; вторая, написанная Ф. Флэтереном и названная "Augustine's ascent of the Soul in Books VII of the 'Confessions': a Re-considerations"5, направлена на выявление причин изменений психологических настроений Августина и его душевных порывов. К последней работе по теме и затронутым в ней вопросам примыкает исследование Марианны Шаги "Conversio animae"6.
1 O'Daly (1974). P. 227-235 (переизд. в серии: "Variorum Collected Studies Series CS 719", в 2001 г., см. выше, примеч. 2. C. 142). Дж. О'Дейли обращает внимание на тот факт, что Роберт О'Коннэл доказывал, будто Августин в своих ранних сочинениях (386-389 гг.) защищал теорию пред-существования человеческой души, следуя в этом мнениям предыдущих ученых, таких как Дж. Хэссен (J. Hessen), Э. Жильсон (E. Gilson) и Ф. Конэр (F. Korner). О'Дейли приводит его аргумент: «...если, — пишет он, — ранний Августин защищал как тезис реминисценции, так и тезис предсуществования души, то, вероятно, что он придерживался этих взглядов с тех пор, как пришел к их пониманию через неоплатонизм Плотина, а отнюдь не Платона»; О'Дейли ставит перед собой цель — изучить становление представлений Августина на основании его текстов, выстроенных в хронологическом порядке с учетом их композиции: «Против академиков» (II, 9-22) и «Пересмотры» (Retractationes I, 1-3); «О блаженной жизни» (I, 1) «Монологи» (II, 20, 35) и «Пересмотры» (Retr. I, 4, 4); «О бессмертии души», «О количестве души» (XX, 34) и «Пересмотры (Retr. I, 8, 2).
2 Rombs (2006).
3 Ibidem. P. 109-180.
4 Burkill (1974). P. 15-18.
5 Van Fleteren (1974). P. 29-72.
6 Saghy (1995). P. 81-108.
144
Работы, демонстрирующие влияние на Августина ранних учений, традиций, текстов
Существенное значение в изучении творческого наследия Августина имеют темы «Августин и неоплатонизм» и «Августин и стоицизм», которые рассмотрены в статьях Кристины Морман1 и Джерарда Вербеке2. С одной стороны, эти работы продолжают диссертационное исследование (защищенное в Сорбонне в 1955 г.) Эрнеста Фортена "Christianisme et culture philosophique au cinquième siècle. La querelle de l'âme humaine en Occident", с другой, предваряют его публикацию в 1959 г.3 К ним отчасти примыкает работа Джерарда О'Дейли, названная "Augustine on the Measurement of Time: some Comparisons with Aristotelian and Stoic Texts"4.
Монография Анны Уильямс "The Divine Sense. The Intellect in Patristic theology" (2007)5 посвящена становлению традиции христианской теологии от апостолов (p. 21-26) до Августина (p. 143-189) с обзором основных учений, принадлежащих Тертуллиану (p. 36-43), Клименту Александрийскому, Оригену (p. 44-85), каппадокийцам (p. 143-189) и сравнительному анализу их убеждений со взглядами Августина. В исследовании Джерарда О'Дэйли "Memory in Plotinus and two Early Texts of St. Augustine"6 изучается концепция памяти у Плотина7 и ее влияние на Августина. В статье П. Беатрис "Quosdam Platonicorum libros. The Platonic Reading of Augustine in Milan"8 показана зависимость Августина от Плотина и Порфирия (p. 248-250), приведены и рассмотрены цитаты из их текстов (p. 250-261).
Влиянию на Августина ранних авторов посвящены специальные работы: Джерарда О'Дэйли (о сходстве представлений Авгу-
1 Mohrmann (1958). P. 91-103.
2 Verbeke (1958). P. 67-89.
3 Fortin (1959).
4 O'Daly (1981a). P. 171-179. Эта работа в 2001 г. переиздана в академической серии книг по гуманитарным наукам "Variorum Collected Studies Series: CS 719". См.: Ibid. (2001). P. 171-179.
5 Williams (2007).
7 O'Daly (2001). P. 361-369 (publ. 1976, Studia Patristica 13).
7 Применительно к этой проблеме актуальны еще два исследования О'Дэйли: "Plotinus' Philosophy of the Self' [publ. 1973] и "The presence of the One in Plotinus" [publ. 1973] (см. O'Daly [2001]. P. 1-121; 159-169).
8 Beatrice (1989). P. 238-281.
145
тина с таковыми у Варрона; критика Варрона Августином)1, Мэри Кларк (о сходстве и различии представлений Августина и Викторина)2, Джона О'Мары3, Юджина Тэссела4 и Лауса Риши5 (Августин — Порфирий), Уильяма Френда (Августин — Орозий)6, Барбары Бегенки (Августин — Амвросий)7.
Исследования Рэймонда Дилоренцо "Ciceronianism and Augustine's Conception of Philosophy"8 и Джерарда О'Дэйли "Thinking through History: Augustine's Method in the 'City of God' and its Ciceronian Dimension"9 направлены на выявление параллелей Августина на с текстами Цицерона. Вопросам падения индивидуальной души и ее бессмертия, а также влиянию на взгляды Августина теорий Плотина посвящены статьи Роберта О'Коннэла "The Plotinian Fall of the Soul in St. Augustine"10 и Роланда Рамиреса "Augustine's Numbering Number and the Immortality of the Human Soul"11.
В исследовании Р. Ферверды "Two Souls. Origen's and Augustine's Attitude toward the two Souls Doctrine"12 рассматриваются концепции о двух душах у Оригена и Августина и определяется их место в классической и христианской философии. В статье Альберта Утлера "Augustine and the Transvaluation of the Classical Tradition"13 анализируется язык и стиль Августина, показано его знание римской истории, определено влияние на Августина ранних христианских авторов (в числе которых Лактанций). Терминологический анализ «О количестве души» проводится в статье Дональда Морано
1 O'Daly (2001). P. 65-75 (publ. 1994).
2 Clark (1968). P. 147-160.
3 O'Meara (1959). В этой монографии особый интерес представляет глава "Christus vita universalis", посвященная текстуальному сходству между Августином, Макробием и Порфирием.
4 TeSelle (1974). P. 113-147.
5 Richey (1995). P. 129-142.
6 См., напр.: Frend (1989). P. 1-39.
7 Begenka (1974). P. 19-28.
8 DiLorenzo (1982). P. 171-176.
9 O'Daly (2001). P. 45-57 (publ. 1999).
10 O'Connell (1963). P. 1-35.
11 Ramirez (1990). P. 153-161.
12 Ferwerda (1983). P. 360-378.
13 Outler (1959). P. 213-220.
146
"Augustine's Linguistic Success in De quantitate animae"1. Здесь же следует упомянуть работу У. Спенгера "St. Augustine and the Influence of Religion on Philosophy"2, не устаревшую и ныне, в которой обозначена роль Августина в становлении христианской религии Средних веков, и обратить внимание на два аналогичных исследования Джона Моранта "The Emerge^e of a Christian Philosophy in the Dialogues of Augustine"3 и Джона Ньютона "The Importance of Augustine's Use of the Neoplatonic Doctrine of Hypostatic Union for the Development of Christology"4.
Из работ, демонстрирующих влияние на Августина ранних текстов, немалый интерес представляет исследование Юдит Старк "The Pauline Influence on Augustine's Notion of the Will"5, в котором показано следование Августином письмам ап. Павла при изложении концепции о воле в «Исповеди».
Исследования, направленные на изучение отдельных сочинений Августина применительно к их психологической составляющей
Работ, посвященных анализу и «чтению» отдельных сочинений Августина, — также немало6. Из них, применительно к его психо-
7
логическому учению, тесно связанному с этическими воззрениями ,
7
ми , следует выделить те, которые проясняют мысль латинского автора. В числе таковых исследования Ричарда Пенасковича "An Analysis of Saint Augustine's De immortalitate animae"8 и "The Fall of the Soul in Saint Augustine: a quaestio disputata"9, а также работа Джона Тэйлора "Augustine, Conf. IX, 10, 24"10, анализирующая и
1 Morano (1974). P. 101-111.
2 Spenger (1931). P. 461-479.
3 Mourant (1979). P. 69-88.
4 Newton (1971). P. 1-15.
5 Stark (1989). P. 345-361; см. также: Suchocki (1982). P. 365-378.
6 См., напр., обзор манускриптов Дж. Тэйлора (Taylor [1950]. P. 8793) с текстом «О книге Бытия», сопровождаемый выбором по ним чтения отдельных фраз для прояснения мысли Августина.
7 Перечень исследований, входящих в эту категорию, см. выше, в примеч. 2 (С. 143) и библиографическом разделе.
8 Penaskovic (1980). P. 167-176.
9 Penaskovic (1986). P. 135-145.
10 Taylor (1958). P. 66-70.
147
собственно фрагмент из «Исповеди» о видении в Остии, и психологические переживания Августина по поводу случившегося события. Еще одно, уже упомянутое нами ранее, исследование Фридриха вон Флетерена "Augustine's Ascent of the Soul in Book VII of the Confessions"1 затрагивает аналогичные вопросы в рамках этой темы. Поздние сочинения Августина (среди которых «О Троице» [Lib. VIII-XV. P. 17-181], «О духе и букве» [p. 182-250], десять проповедей («Гомилий») к Первому посланию Иоанна [p. 251-348]) рассматриваются в издании Джона Барнаби "Augustine. Later Works"2. Отдельные фрагменты «О Троице» (XV, 12, 21) и «Исповеди» (X, 30), применительно к состоянию души (человека) во время сна, обсуждаются в исследовании Гэрэта Мэтьюза "On Being Immoral in a Dream"3. Словесные параллели (напр., religio, res divina и др.) c ранними авторами (в числе которых Платон, Аристотель, Порфи-рий, Квинтиллиан, Цицерон, Марциан Капелла) на примере десятой книги «О Граде Божием» выявляются и обсуждаются в статье Дж. Дэн Бёфта "Some Etymologies in Augustine's De Civitate Dei X"4.
В исследовании Брайана Брэннана "Augustine's De musica"5 анализируется содержание трактата Августина «О гармонии», относящегося к циклу его сочинений о семи свободных науках (искусст-вах)6 и демонстрирующего влияние на Августина неоплатонической ской и неопифагорейской традиций.
Еще одна работа "Augustine on the Unity and the Interconnection of the Virtues", принадлежащая Джону Лэнгэну7, показывает зави-
1 Van Fleteren (1974). P. 29-71.
2 Burnaby (1955). Это издание включает в себя английские переводы указанных сочинений Августина, сопровождаемые вступительными пояснениями и примечаниями. Здесь же отметим недавнюю публикацию о сочинении Августина «О духе и букве» на русском языке, см.: Смирнов (2020). С. 95-117.
3 Matthews (1981). P. 47-54.
4 Den Boeft (1979). P. 242-259.
5 Brennan (1988). P. 267-281.
6 В связи с этим следует отметить статью Дэвида Чидестера о теории Августина об обучении, см.: Chidester (1983). P. 73-90. На русском языке, см.: Пичугина (2018). С. 172-184.
7 Langan (1979). P. 81-95. Здесь же обратим внимание и на более раннюю работу Терри Пэнера, см.: Penner (1973). P. 35-68.
148
симость Августина от Платона и Плотина в его представлениях о добродетелях, изложенных в «Письме 167».
Рассмотрению ранних диалогов, способам использования Августином их положений в своих более поздних по времени работах посвящено исследование Джона О'Мары "The Historicity of the Early Dialogues of Saint Augustine"1. Изучение содержания позднего сочинения Августина «Пересмотры» имеет место в исследовании Мередит Эллер "The Retractationes of Saint Augustine"2.
Работы, указывающие на восприятие учения Августина о душе в раннем Средневековье (на примере Кассиодора) Влияние Августина на эпоху Средних веков (как и Нового времени) не вызывает сомнений3. В частности, эта тема рассматри-
1 O'Meara (1951). P. 150-178.
2 Eller (1949). P. 172-183.
3 Наиболее ярко об этом пишет М. Фон Альбрехт (см.: Фон Альбрехт [2005]. C. 1844-1848). Исследователь отмечает, что Августина (наряду с Боэцием) следует считать одним из основателей профессионального языка средневековой и новой философии (в частности, указывая и на гибкость и точность его латинского языка, пригодного для любого философского рассуждения, и открытия, которые признавали Б. Расселом и Э. Гуссерлем); что Августин является основателем философии воли, сочетающей ветхозаветные, стоические и римские взгляды, приводя в подтверждение представление Сенеки о том, что animus может быть подвержен аффектам, которое Августин, следуя в этом ап. Павлу, углубляет противопоставлением «доброй воли» [bona voluntas] и «злой» [mala voluntas], выделяя душевно-духовную причину греха и отделяя волю от познания. М. фон Альбрехт обращает внимание и на тот факт, что Шопенгауэр по прошествии времени открыл впечатляющие параллели между своим представлением о «воле к жизни» и представлением Августина, написав: «Я привел многие места из св. Августина, где есть поразительные совпадения со мной». Исследователь также отмечает, что наряду с Дионисием Ареопагитом, Августин является основателем средневекового платонизма; что сочинение "Itinerarium mentis in Deum" Бонавентуры основано на фундаментальной мысли Августина: «...чтобы быть заодно с Богом, человек должен обратиться к самому себе»; что психологический самоанализ Августина оказал влияние на автобиографии, изображавшие жизнь своих творцов как «подражание Августину» (одно из таких произведений в Средние века принадлежит Эльреду из Риво; в Новое время — Руссо и Ренану, черпавшим у Августина идеи для своих психологических изысканий). наряду с этим, согласно М. фон
149
вается исследователями на примере сочинений таких авторов, как Боэций, Фома Аквинский, Майстер Экхардт, Декарт1 и др.). Ниже мы укажем на основные исследования (зарубежные и отечествен-
Альбрехту, прослеживается в Средние века и педагогическая ветвь (напр., у Винсента из Бове и Гильберта из Турна). Платонизм Августина привлекал таких выдающихся средневековых мыслителей, как Иоанн Скотт (Эриугена), Абеляр, Иоанн Солсберийский, Петрарка; историософская мысль Августина была воспринята Гегелем и Тойнби; основные религиозные положения Августиновых концепций проявились у Уиклифа, Майсте-ра Экхарта, Лютера, Кальвина, Паскаля. Вера Августина в предопределение, пережив трансформацию, становится (особенно в Голландии и Англии) спонтанным жизнеощущением, стимулирующим экономическую и политическую экспансию. Разработка Августином темы «труда» на христианском Западе в "De opere monachorum", составленном в духе ап. Павла и патристических традициях, обосновала принципиальное достоинство любого честного труда и его аскетическую ценность. Этим произведением (содержание которого в Средние века воспринималось в виде христианского постулата «молись и трудись» — ora et labora) Августин за сотню лет до Бенедикта Нурсийского наложил отпечаток на трудовую концепцию западного монашества, косвенно подготовив современную высокую оценку труда. Немалое значение имеет тот факт, полагает М. фон Альбрехт, что концепция монашеской жизни была создана Августином в основном под знаком любви, свободы и скромности. Благодаря Августину западное монашество избежало антикультурного фанатизма, направив свои усилия в пользу ближних; его мораль оказалась воспринятой западными христианскими конфессиями. Жизненный и творческий путь Августина показал, что он изначально заботился о научном познании и тем самым ушел далеко вперед. Это выражается в том, что у Августина естественный разум усваивает не только категориальные понятия, математические истины, эстетические и этические нормы, но и собственное бытие и существование Бога (хотя бы и «зерцалом в гадании» — I Cor 13:12). Как представляется, обращение Августина в христианство возможно считать бегством или «жертвоприношением разума» (sacrificium intellectus); хотя и вероятно, что Августин мог сделать это из соображений интеллектуальной добросовестности (тем более что в его эпоху христианство не предполагало опасливого отношения к науке; напротив, оно давало новый импульс занятиям ею). Не вполне оценили Августина и как теоретика труда и основателя семиотики; не обратили должного внимания на его истолкование сотворения мира, которое (в отличие от томистского) оставляет место для учения о биологическом развитии.
1 Menn (1998).
150
ные), направленные на изучение трактата Кассиодора1 «О душе» (De anima)2, в которых обсуждаются вопросы, связанные с влиянием, восприятием и усвоением Кассиодором психологических представлений Августина.
Исследование Джеймса Хэльпорна "The manuscripts of Cassiodorus' De anima"3 посвящено изучению рукописей, содержащих текст Кассиодора (в дальнейшем положенных в основу его критического издания, появившегося в 1973 г.4). Этому же исследователю принадлежит работа, озаглавленная "Magni Aurelii Cassiodori Senatoris Liber de anima: introduction and critical text"5, направленная на детальный анализ трактата Кассиодора «О душе» и его предварительное издание.
Содержательному изучению упомянутого сочинения Кассиодора посвящена работа Марка Весси6, предваряющая английский комментированный перевод этого сочинения, в примечаниях к которому содержатся указания на тексты Августина, от которых зависел Кассиодор при изложении своей психологической концепции. Проблеме общего знания Кассиодором текстов ранних авторов (в числе которых и Августин) посвящено исследование Пьера Курселя "Les Lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore"7. Изучение этой темы, применительно к трактату «О душе», продолжили Антонио Гарсиа в работе "Cassiodoro e la grecità"8 и Рита Масуло в
1 О Кассиодоре и его сочинениях, см.: Уколова (1989). С. 73-144; Шкаренков (2005a). С. 607-640; Он же (2005b). — http://www.nivestnik.ru/ 2005 2/1.shtml (февраль, 2024).
2 Среди изданий «О душе» Кассиодора: Migne (1844). PL 70. Col. 1279 - 1308; Halporn (1960). P. 39-110; Fridh, Halporn (1973), CCSL 96. P. 533575. Текст «О душе», подготовленный Дж. Хэльпорном (Liber Magni Aurelii Cassioori Senatoris de anima). — http://www9. georgetown. edu/faculty/jod/texts/animlathtml (февраль, 2024). Комментированный перевод «О душе» на английский язык, выполненный Дж. Хэльпорном, см.: Halporn (2004). P. 237-283.
3 Halporn (1959). P. 385-386.
4 См. выше, примеч. 2 (C. 151).
5 Halporn (1960). P. 39-110.
6 Vessey (2004). P. 19-22.
7 Courcelle (11943; 21948). См. также перевод на английский язык этой работы: Courcelle (1969). P. 339-354.
8 Garzya (1986). P. 118-134.
151
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИОГРАФИИ
исследовании "Il sottofondo culturale del 'De anima' di Cassiodoro"1. Исследователи не только отметили точные и опосредованные параллели между Кассиодором и латинскими христианскими авторами (в числе которых Лактанций, Августин2 и Клавдиан Мамерт), но и показали, что Августин не только обозначил вектор развития религиозно-философской европейской мысли, но и сформировал тем самым особенности этой мысли и в вопросе о душе.
В заключение заметим, что хотя и в зарубежной, и в российской историографии существуют яркие и выдающиеся работы, посвященные изучению представлений о душе у Августина, интерес исследователей к этой теме не иссякает. Можно предположить, что такое пристрастие, отчасти связанное с пониманием души самим Августином как невероятно сложной субстанции и вряд ли до конца определимой3, окажется стимулом для появления новых изысканий не только в области изучения этой темы, но и творческого наследия Августина в целом.
Материал поступил в редакцию 01.02.2024 Материал поступил в редакцию после рецензирования 15.02.2024
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
CETEDOC (1991). — Cetedoc Library of Christian Latin Texts (Database).
CCSL (1954- ). — Corpus Christianorum. Series Latina. Turnhout.
CCEL (1866- ). — Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien.
PL (1844-1865). — Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, ed. J.-P. Migne. Paris, t. 1-225.
PL (1993-1995 Dat.). — Patrologia Latina Database, 1993-1995 (CD-version).
1 МаБи1о (1995). Р. 181-192.
2 Эти исследователи выделили те тексты Августина, из которых мог заимствовать Кассиодор. Среди них: «О количестве души», «О Книге Бытия», «Письмо к Иерониму (132)», «Против академиков», «О порядке», «Монологи», «О свободе воли», «О Троице» и др. О зависимости Кассио-дора от Августина, см. также: Ре^оу (2011). Р. 263-272; Петров (2009). С. 63-93; Он же (2011). С. 125-129.
3 Выдержки из сочинений Августина об этом, см.: Петров (2009). С. 70-74 (примеч. 24-29).
152
Авг. Тв. I (1998). — Блаженный Августин. Творения. Том I: Об истинной религии [Монологи, О бессмертии души, О блаженной жизни, О количестве души, О порядке, Об истинной религии], сост. С.И. Еремеев. СПб. -Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс [Blazhennyj Avgustin. Tvorenija. Tom I: Ob istinnoj religii (Monologi, O bessmertii dushi, O blazhennoj zhizni, O kolichestve dushi, O porjadke, Ob istinnoj religii), sost. S.I. Eremeev. SPb. - Kiev: Aletejja - UCIMM-Press]. Авг. Тв. II (1998). — Блаженный Августин. Творения. Том II: Теологические трактаты [О книге Бытия], сост. С.И. Еремеев. СПб. - Киев: Але-тейя - УЦИММ-Пресс [Blazhennyj Avgustin. Tvorenija. Tom II: Teologicheskie traktaty (O knige Bytija), sost. S.I. Eremeev. SPb. - Kiev: Aletejja - UCIMM-Press].
БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES
Оригинальные тексты, переводы на русский и новоевропейские языки сочинений Августина, кроме случаев оговоренных особо, см. в любых доступных изданиях, или в сети «Интернет».
Andersen, C. (1973). Bibliographia Augustiniana. 2 Aufl. Koblenz: Darmstadt.
Ando, Clifford (2001). "Signs, Idols, and Incarnation in Augustine Metaphysics", Representations 73, 24-54.
Bagger, M.G. (2002). "The Ethics of Belief: Descartes and the Augustinian Tradition", Journal of Religion 82 (2), 205-224.
Beatrice, P.F. (1989). "Quosdam Platonicorum libros. The Platonic Reading of Augustine in Milan", Vigiliae Christianae 43, 248-281.
Begenka, B. (1974). "The Names of St. Ambrose in the Works of St. Augustine", Augustinian Studies 5, 19-28.
Bourke, V.J. (1970). "[Rev.] Saint Augustine's Early Theory of Man, A.D. 386-391", Journal of the History of Philosophy 8 (2), 203.
Brennan, B. (1988). "Augustine's De musica", Vigiliae Christianae 42 / 3, 267-281.
Buckenmeyer, R. (1971). "Augustine and the Life of Man's Body in the Early
Dialogues", Augustinian Studies 2, 197-211. Buckenmeyer, R. (1972). "Augustine and the Life of Man's Body in the Early
Dialogues", Augustinian Studies 3, 131-146. Burkill, T.A. (1974). "St. Augustine's Notion of Nothingness in the Light of some Recent Cosmological Speculation", Augustinian Studies 5, 15-18.
153
Burnaby, J. (1955). Augustine. Later works, ed. John Burnaby.Westminster John Knox Press.
Cary, Ph. (2000). Augustine's Invention of the Inner Self: the Legacy of a Christian Platonist. New York: Oxford University Press.
Cary, Ph. (2008). Inner Grace. Augustine in the Traditions of Plato and Paul. Oxford University Press.
Chidester, D. (1983). "The Symbolism of Learning in St. Augustine", The Harvard Theological Review 76 (1), 73-90.
Christian, W.A. (1953). "Augustine on the Creation of the World", The Harvard Theological Review 46 (1), 1-25.
Clark, M.T. (1968). "Victorinus and Augustine. Some Differences", Augus-tinian Studies 17, 147-160.
Courcelle, P. 1943; 21948). Les Lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. Paris: E. de Boccard.
Courcelle, P. (1969). Late Latin Writers and their Greek sources, trans. by Harry. E. Wedeck. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 339-354.
Den Boeft, J. (1979). "Some Etymologies in Augustine's De civitate Dei X", Vigiliae Christianae 33 (3), 242-259.
Den Boeft, J., Van Oort, J. (1987). Augustiniana Traiectina. Communications présentées au Colloque International d'Utrecht 13-14 Novembre 1986, éd. par J. den Boeft et J. van Oort. Paris: Etudes Augustiniennes.
Descotes, P. (1998). "Comptes rendus bibliographiques", ed. Pierre Descotes, Revue des Études Augustiniennes 44, 123-149.
Descotes, P. (2000). "Comptes rendus bibliographiques", ed. Pierre Descotes, Revue des Études Augustiniennes 46, 121-154.
DiLorenzo, R.D. (1982). "Ciceronianism and Augustine's Conception of Philosophy", Augustinian Studies 13, 171-176.
Eller, M.F. (1949). "The Retractationes of Saint Augustine", Church History 18 (3), 172-183.
Evans, G.R. (1982). Augustine on Evil. Cambridge: Cambridge University Press.
Ferrari, L. (1996). "Augustine's Cosmography", Augustinian Studies 27 / 2, 129-177.
Ferwerda, R. (1983). "Two Souls. Origen's and Augustine's Attitude toward the two Souls Doctrine: its Place in Greek and Christian Philosophy",
Vigiliae Christianae 37 (4), 360-378.
Fitzgerald, A.D. (1999). Augustine through the Ages. An Encyclopedia, ed. Alan D. Fitzgerald. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company.
154
Fortin, E. (1959). Christianisme et culture philosophique au cinquième siècle. La querelle de l'âme humaine en Occident. Paris: Études Augustiniennes.
Frend, W.H.C. (1989). "Augustinus and Orosius: on the End of the Ancient World", Augustinian Studies 20, 1-39.
Fridh, J.À., Halporn J.W. (1973). Magni Aurelii Cassiodori Variarum libri XII. De anima, cura et studio À.J. Fridh, J.W. Halporn, CCSL 96: Magni Aurelii Cassiodori Senatoris Opera. Pars I. Turnholti, 533-575.
Gallaher, A. (2000). "[Rev.] Augustine through the Ages: An Encyclopedia. Allan D. Fitzgerald (General Editor). John Cavadini, Marianne Djuth, James J. O'Donnell and Frederick Van Fleteren (Associate Editors). Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1999. Pp. il+902", The Journal of the School of Religious Studies 28, 191-193.
Garzya, A. (1986). "Cassiodoro e la grecità", in Atti della settimana di studio su Flavio Magno Aurelio Cassiodoro (Cosenza-Squillace 19-24 settembre 1983), a cura di S. Leanza, 118-134.
Gilson, E. (31949). Introduction à l'étude de Saint Augustin. Paris: J. Vrin.
Halporn, J.W. (1959). "The Manuscripts of Cassiodorus' De anima", Traditio 15, 385-386.
Halporn, J.W. (1960). "Magni Aurelii Cassiodori Senatoris liber de anima, introduction and critical text", ed. by J.W. Halporn, Traditio 16, 39-110; text. — http://www9.georgetown.edu/faculty/jod/texts/ animlat.html (февраль / Febr., 2024).
Halporn, J.W. (2004). Cassiodorus. Institutions of Divine and Secular Learning and On the Soul, trans. by J.W. Halporn. Liverpool: Liverpool University Press, 237-283.
Harelton, R. (1947). "God and Soul: Augustine on the Devotional Life", The Journal of Religion 27 (2), 91-101.
Hensellek, W., Schilling, P. (1987). Specimina eines Lexicon Augustinianum, Werner Hensellek, Peter Schilling (eds.). Vienna, 1987-. — verlag.oeaw.ac.at (февраль / Febr., 2024).
Langan, J.P. (1979). "Augustine on the Unity and the Interconnection of the Virtues", The Harvard Theological Review 72 (1 / 2), 81-95.
Maher, J.P. (1979). "Saint Augustine and Manichaean Cosmogony", Augus-tinian Studies 10, 91-101.
Markus, R.A. (1970). Saeculum: History and Society in the Theology of St. Augustine. Cambridge University Press.
Marrou, H. (1956). Saint Augustin et l'augustinisme. Paris: Editions du Seuil.
155
Masulo, R. (1995). "II sottofondo culturale del De anima di Cassiodoro",
Cuadernos de Filologia Clásica. Estudios latinos 8. Madrid, 181-192.
Mathewes, Ch. T. (2004). Evil and the Augustinian Tradition. Cambridge University Press.
Matter, E.A. (1999). "Augustine on women", in Augustine through the Ages. An Encyclopedia, ed. Alan D. Fitzgerald. Grand Rapids: William B. Eerd-mans Publishing Company, 887-892.
Matthews, G.B. (1981). "On Being Immoral in a Dream", Philosophy 56 (215), 47-54.
Matthews, G.B. (1998). "Augustine", in Routledge Encyclopedia of Philosophy, ed. E. Graig. London: Routledge, tt. 1 - 10.
Matthews, G.B. (2005). Augustine. Bluckwell Publishing LTD.
Mayer, C. (1986). Augustinus-Lexikon, ed. C. Mayer. Basle - Stuttgart: Schwabe, 1986-. — www.augustinus.de (февраль / Febr., 2024).
Menn, St. (1998). Descartes and Augustine. Cambridge University Press.
Migne, J.-P. (1844). M. Aurelii Cassiodori de anima, ed. J-P. Migne, PL 70, cols. 1279 -1308D.
Mohrmann, Chr. (1958). "Augustine and Neoplatonism", Recherches Augustiniennes 1, 91-103.
Morano, D. (1974). "Augustine's Linguistic Success in De quantitate animae", Augustinian Studies 5, 101-111.
Mourant, J.A. "The Emergence of a Christian Philosophy in the Dialogues of Augustine", Augustinian Studies 1, 69-88.
Newton, J.T. (1971). "The Importance of Augustine's Use of the Neoplatonic Doctrine of Hypostatic Union for the Development of Christology", Au-gustinian Studies 2, 1-15.
O'Connell, R.J. (1963). "The Plotinian Fall of the Soul in St. Augustine", Traditio 19, 1-35.
O'Connell, R.J. (1968). Augustine's Early Theory of Man, A. D. 389-391. Cambridge: Harvard University Press.
O'Connell, R.J. (1973). "Augustine's Rejection of the Fall of the Soul", Augustinian Studies 4, 1-31.
O'Daly, G. (1973). "Plotinus' Philosophy of the Self" [publ. 1973], in Plato-nism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustine [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 1-121.
O'Daly, G. (1974). "Did St. Augustine ever Believe in the Souls' PreExistence", Augustinian Studies 5, 227-235; Ibidem, in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustine [Variorum Collected
156
Studies Series: CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 227-235.
O'Daly, G. (1974). "The Presence of the One in Plotinus" [publ. 1974], in
Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 159-169.
O'Daly, G. (1976). "Memory in Plotinus and two Early Texts of St. Augustine" [publ. 1976], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot -Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 461-469.
O'Daly, G. (1981a). "Augustine on the Measurement of Time: some Comparisons with Aristotelian and Stoic Texts", in Neoplatonism and Early Christian Thought. Essays in Honour of A.H. Armstrong, Henry J. Blumenthal, Robert Austin Markus (eds.). London: Variorum Publications, 171-179; Ibidem, in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustine [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 171-179.
O'Daly, G. (1981b). "Anima, error, and falsum in some Early Writings of St. Augustine" [publ. 1981], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augusts [Variorum Collected Studies Series: CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 1-7.
O'Daly, G. (1983). "Augustine on the Origin of Souls" [publ. 1983], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series: CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 184-191.
O'Daly, G. (1985). "Sensus interior in St. Augustine, De libero arbitrio 2.3.25 - 6.51" [publ. 1985], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series: CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 528-532.
O'Daly, G. (1987). Augustine's philosophy of Mind. London: University of California Press.
O'Daly, G. (1994). "Augustine's Critique of Varro on Roman Religion" [publ. 1994], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 65-75.
O'Daly, G. (1999). "Augustine's Method in the City of God and its Ciceronian Dimension" [publ. 1999], in Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustim [Variorum Collected Studies Series CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney, 2001, 45-57.
157
O'Daly, G. (2001). Platonism Pagan and Christian. Studies in Plotinus and Augustine [Variorum Collected Studies Series: CS 719]. Aldershot - Burlington USA - Singapore - Sydney.
O'Meara, J.J. (1951). "The Historicity of the Early Dialogues of Saint Augustine", Vigiliae Christianae 5 (3), 150-178.
O'Meara, J.J. (1959). Porphyry's Philosophy from Oracles in Augustine. Paris: Études augustiniennes.
O'Meara, J.J. (1998). "The Immaterial and the Material in Augustine's Thought", in Nova & vetera: Patristic Studies in Honor of Thomas Patrick Halton. Washington: Petruccione, John [Publ.], 181-195.
Osmond, R.E. (1973). "Body, Soul, and the Marriage Relationship: the History of an Analogy", Journal of the History of Ideas 34 (2), 282-290.
Outler, A.C. (1959). "Augustine and the Transvaluation of the Classical Tradition", The Classical Journal 54 / 5, 213-220.
Penaskovic, R. (1980). "An Analysis of Saint Augustine's De immortalitate animae", Augustinian Studies 11, 167-176.
Penaskovic, R. (1986). "The Fall of the Soul in Saint Augustine: a quaestio disputata", Augustinian Studies 17, 135-145.
Penner, T. (1973). "The Unity of Virtue", Philosophical Review 82, 35-68.
Petrov, Ph. V. (2011). "The Teaching on the Soul in Cassiodorus, Augustinus and Macrobius in the Aspect of Intellectual History", in The Traditional Mediterranean: Essays from the Ancient to the Modern Era, eds. Jayoung Che, Nicholas C.J. Pappas. Athenae: Atiner, 263-272.
Plumer, E. (2003). Augustine's Commentary on Galatians, introduction, text, translation and notes by Eric Plumer. Oxford University Press.
Pratt, J.B. (1903). "The Ethics of St. Augustine", International Journal of Ethics 13 (2), 222-235.
Ramirez, J.R. (1990). "Augustine's Numbering Number and the Immortality of the Human Soul", Augustinian Studies 21, 153-161.
Richey, L.B. (1995). "Porphyry, Reincarnation and Resurrection in the De civitate Dei", Augustinian Studies 26 / 1, 129-142.
Rist, M.J. (1994). Augustine: Ancient thought Baptized. Cambridge University Press.
Rochais, H. (1955-1977). Revue des Etudes Augustiniennes, par H. Rochais, vols. 1-23. — https://www.patristique.org/Revue-des-Etudes-Augustiniennes,141.html (февраль, 2024).
Rombs, R.J. (2006). Saint Augustine and the Fall of the Soul: beyond O'Connell and his Critics. The Catholic University Press, 2006.
158
Saghy, M. (1995). "Conversio animae", Augustinian Studies 26 / 2, 81-108.
Schmisek, Br. (2004). "Augustine's Use of 'Spiritual Body' ", Augustinian Studies 35 / 2, 237-251.
Sontag, Fr. (1967). "Augustine's Metaphysics and Free Will", The Harvard Theological Review 60 / 3, 297-306.
Spenger, W.W. (1931). "St. Augustine and the Influence of Religion on Philosophy", International Journal of Ethics 41 / 4, 461-479.
Stark, J.C. (1989). "The Pauline Influence on Augustine's Notion of the Will", Vigiliae Christianae 43, 345-361.
Stark, J.C. (2007). Feminist Interpretations of Augustine, ed. J.C. Stark. The Pensylvania State University.
Stump, E., Kretzmann, N. (2003). The Cambridge Companion to Augustine, ed. E. Stump and N. Kretzmann. Cambridge University Press.
Suchocki, M. (1982). "The Symbolic Structure of Augustine's Confessions",
Journal of the American Academy ofReligion 50 (3), 365-378.
Swift, L.J. (1998). "Augustine onfama", in Nova & vetera: Patristic Studies in Honor of Thomas Patrick Halton. Washington: Petruccione, John [Publ.], 196-208.
Taylor, J.H. (1950). "The Text of Augustine's De Genesi ad litteram", Speculum 25 / 1, 87-93.
Taylor, J.H. (1958). "Augustine, Conf IX, 10, 24", The American Journal of Philosophy 79 / 1, 66-70.
TeSelle, Eu. (1974). "Porphyry and Augustine", Augustinian Studies 5, 113147.
Teske, R. (1934). Augustine of Hippo. Philosopher, Exegete, and Theologian. Marquette University Press, repr. 2009.
Teske, R. (1983). "The World-Soul and Time in St. Augustine", Augustinian Studies 14, 75-91.
Teske, R. (2003). "Augustine's Theory of Soul", in The Cambridge Companion to Augustine, ed. E. Stump and N. Kretzmann. Cambridge University Press, 116-123.
Van Fleteren, Fr. (1974). "Augustine's Ascent of the Soul in Book VII of the Confessions: a Reconsiderations", Augustinian Studies 5, 29-72.
Verbeke, G. (1958). "Augustine et le Stoïcisme", Recherches Augustiniennes 1, 67-89.
Vessey, M. (2004). "Introduction", in Cassiodorus. Institutions of Divine and Secular Learning and On the Soul, trans. by J.W. Halporn. Liverpool: Liverpool University Press, 19-22.
159
Wiles, M.F., Yarnold, E.J. (2001). Papers Presented at the Thirteenth International Conference on Patristic Studied Held in Oxford 1999, ed. M.F. Wiles, E.J. Yarnold [Studia Patristica, vol. 38]. Leuven: Peeters.
Williams, A.N. (2007). The Divine Sense. The Intellect in Patristic Theology. Cambridge University Press.
Wolfskeel, C.W. (1976). "Some Remarks with Regard to Augustine's Conception of Man as the Image of God", Vigiliae Christianae 30, 63-71.
Августин. О восьмидесяти трех различных вопросах, пер. Д. Смирнова, в: Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. М.: Импе-риум-Пресс, 2005 [Avgustin. O vos'midesjati treh razlichnyh voprosah, per. D. Smirnova, v: Blazhennyj Avgustin. Traktaty o razlichnyh voprosah. M.: Imperium-Press, 2005].
Августин. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная [Avgustin. O knige Bytija bukval'no. Kniga neokonchennaja]. — http://aleteia. narod.ru/august/genes/ genes0.htm (февраль / Febr., 2024).
Августин. О свободе воли [Avgustin. O svobode voli]. — http://filosof. his-toric.ru/ books/item/f00/s00/z0000121 (февраль / Febr., 2024).
Августин. О страхе Божием, пер. с лат. прот. Дм. Садовского, в: Аврелий Августин. Проповтди блаженнaго Августина. Серпевъ Посадъ: Типографш Св.-Тр. Сергеевы Лавры, 1913 [Avgustin. O strahe Bozhiem, per. s lat. prot. Dm. Sadovskogo, v: Avrelij Avgustin. Propovidi blazhennago Avgustina. Sergiev# Posad#: Tipografija Sv.-Tr. Sergievy Lavry, 1913]. — https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij Avgustin/propovedi-i-pouchenija/7 (февраль / Febr., 2024).
Августин. Христианская наука, в: Блаженный Августин, епископ Ип-понский. Христианская наука или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. СПб.: BIBAIOPOLIE, 2006 (11835) [Avgustin. Hristianskaja nauka, v: Blazhennyj Avgustin, episkop Ipponskij. Hristianskaja nauka ili Osnovanija svjashhennoj germenevtiki i cerkovnogo krasnorechija. SPb.: BIBAIOPOLIE, 2006 (11835)].
Аврелий Августин. Исповедь, пер. с лат. М.Е. Сергеенко, изд. подг. А. А. Столяров. М.: Renaissance, 1991 [Avrelij Avgustin. Ispoved', per. s lat. M.E. Sergeenko, izd. podg. A.A. Stoljarov. M.: Renais-sance, 1991].
Августин Аврелий. О Троице, пер. с лат. А. А. Тащиана. Краснодар: Глагол, 2004 [Avgustin Avrelij. O Troice, per. s lat. A.A. Tashhiana. Krasnodar: Glagol, 2004].
Аврелий Августин. Письмо к Целестину. Epistola VIII ad Caelestinum, пер., предисл., примеч. С.А. Степанцова. М.: ГЛК, 2000 [Avrelij Avgustin. Pis'mo k Celestinu. Epistola VIII ad Caelestinum, per., predisl., primech. S.A. Stepancova. M.: GLK, 2000].
160
Аничков, Е.В. (2002). «Эстетика и христианство», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 232-241 [Anichkov, E.V. (2002). "Jestetika i hristianstvo", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 232-241].
Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. М.: Центр библейско-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, 2008 [Blazhennyj Avgustin. Antipelagianskie sochinenija pozdnego perioda. M.: Centr biblejsko-patrologicheskih issledovanij Sinodal'nogo otdela po delam molodezhi Moskovskogo Patri-arhata, 2008].
Блаженный Августин. О Граде Божием в 22 книгах, т. I-IV. М., 1994 (репр.; Киев, 1905-1910) [Blazhennyj Avgustin. O Grade Bozhiem v 22 knigah, t. I-IV. M., 1994 (repr.; Kiev, 1905-1910)].
Блаженный Августин. Против академиков, пер. и коммент. О.В. Головой. М.: ГЛК, 1999 [Blazhennyj Avgustin. Protiv akademikov, per. i komment. O.V. Golovoj. M.: GLK, 1999].
Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Богословие. Экзегетика. Этика. М.: Империум-Пресс, 2005 [Blazhennyj Avgustin. Traktaty o razlichnyh voprosah. Bogoslovie. Jekzegetika. Jetika. M.: Imperium-Press, 2005].
Бриллиантов, А.И. (1898). Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб.; репр. М.: Мартис, 1998 [Brilliantov, A.I. (1898). Vlijanie vostochnogo bogoslovija na zapadnoe v proizvedenijah Ioanna Skota Jerigeny. SPb.; repr. M.: Martis, 1998].
Бриллиантов, А.И. (2002). «Блаженный Августин и его значение на Западе» (публ. 1898), в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб.: РХГИ, 151-192 [Brilliantov, A.I. (2002). "Blazhennyj Avgustin i ego znachenie na Zapade" (publ. 1898), v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb.: RHGI, 151-192].
Бычков, О.В. (2002). «К проблеме "Эстетики Августина": о пределах интерпретации средневековых текстов», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 807-821 [Bychkov, O.V. (2002). "K probleme 'Jestetiki Avgustina': o
161
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИОГРАФИИ
predelah interpretacii srednevekovyh tekstov", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 807-821].
Верещацкий, П.И. (2002). «Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 193-231 [Vereshhackij, P.I. (2002). "Plotin i blazhennyj Avgustin v ih otnoshenii k trinitarnoj probleme", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 193-231].
Гарнцев, M.А. (2002). «Августин», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 723756 [Garncev, M.A. (2002). "Avgustin", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 723-756].
Герье, В. (1910). Блаженный Августин. M.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева» [Ger'e, V. (1910). Blazhennyj Avgustin. M.: T-vo "Pechatnja S.P. Jakovleva"].
Жильсон, Э. (2004). Философия в Средние века. M.: Республика [Zhil'son, Je. (2004). Filosofija v Srednie veka. M.: Respublika].
Лосев, А.Ф. (2002). «Августин», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 822-849 [Losev, A.F. (2002). «Avgustin», v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 822-849].
Mайоров, Г.Г. (1979). Формирование средневековой философии. Латинская патристика. M.: Mысль [Majorov, G.G. (1979). Formirovanie srednevekovoj filosofii. Latinskaja patristika. M.: Mysl'].
Mайоров, Г.Г. (2004). «Моральное сознание античного христианства», в: Философия как искание абсолюта. M.: УРСС, 233-266 [Majorov, G.G. (2004). "Moral'noe soznanie antichnogo hristianstva", v: Filosofija kak iskanie absoljuta. M.: URSS, 233-266].
Mарру, А. (1999). Святой Августин и августианство. Долгопрудный: Вестком [Marru, A. (1999). Svjatoj Avgustin i avgustianstvo. Dolgoprudnyj: Vestkom].
Неретина, С.С. (2002a). «Аврелий Августин: исповедь как философствование. Онтология личности, знания, свободы», в: Августин: Pro et
162
Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 757-799 [Neretina, S.S. (2002a). "Avrelij Avgustin: ispoved' kak filosofstvovanie. Ontologija lichnosti, znanija, svobody", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgu-stina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 757-799].
Неретина, С.С. (2002b). «Время», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 800-806 [Neretina, S.S. (2002b). «Vremja», v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 800-806].
Петров, Ф.В. (2008). «"Мужское и женское" в учении Августина о душе», Адам & Ева 16, 7-14 [Petrov, F.V. (2008). " 'Muzhskoe i zhenskoe' v uchenii Avgustina o dushe", Adam & Eva 16, 7-14].
Петров, Ф.В. (2009). «"Учение" о душе у Кассиодора и его зависимость от Августина», Диалог со временем 26, 63-93 [Petrov, F.V. (2009). " 'Uchenie' o dushe u Kassiodora i ego zavisimost' ot Avgustina", Dialog so vremenem 26, 63-93].
Петров, Ф.В. (2011). «Элементы классического знания в христианской традиции раннего Средневековья (по трактату Кассиодора "О душе")», Вестник Новосибирского государственного университета 9 / 2 (2011). Серия Философия, 125-129 [Petrov, F.V. (2011). "Jelementy klassicheskogo znanija v hristianskoj tradicii rannego Srednevekov'ja (po traktatu Kassiodora 'O dushe')", Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta 9 / 2 (2011). Serija Filosofija, 125-129].
Петров, Ф.В. (2020). «Представления о человеке у Августина», Электронный научно-образовательный журнал «История». Вып. 9 (95). Т. 11. Источниковедение и историческая память в контексте Digital Humanities [Petrov, F.V. (2020). "Predstavlenija o cheloveke u Avgustina", Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal "Istorija". Vyp. 9 (95). T. 11. Istochnikovedenie i istoricheskaja pamjat' v kontekste Digital Humanities].
Петров, Ф.В. (2021). «Представления Августина об уровнях и ступенях индивидуальной души», Электронный научно-образовательный журнал «История». Вып. 4 (102). Т. 12. Культура — наука — образование: проблемы и вызовы [Petrov, F.V. (2021). "Predstavlenija Avgustina ob urovnjah i stupenjah individual'noj dushi", Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal "Istorija". Vyp. 4 (102). T. 12. Kul'tura — nauka — obrazovanie: problemy i vyzovy].
163
Петров, Ф.В. (2023). «Личность Августина в контексте источниковедения: основные исследовательские направления XIX-XXI веков», Электронный научно-образовательный журнал «История». Вып. 4 (126). Т. 14. Выдающиеся личности Запада от древности до наших дней [Petrov, F.V. (2023). "Lichnost' Avgustina v kontekste istochnikovedenija: osnovnye issledovatel'skie napravlenija XIX-XXI vekov" Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal "Istorija". Vyp. 4 (126). T. 14. Vydajushhiesja lichnosti Zapada ot drevnosti do nashih dnej]. https://historv.ies.su/issue.2023.2.4.4-126/ (февраль / Febr., 2024).
Пичугина, В.К. (2018). «Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина», в: Религия. Церковь. Общество, под ред. А.М. Прилуцкого. СПб.: Скифия-принт. Вып. 7, 172-184 [Pichugina, V.K. (2018). "Mnogogrannost' pedagogiki Avrelija Avgustina: postroenie pajdeji dlja hristianina", v: Religija. Cerkov'. Obshhestvo, pod red. A.M. Priluckogo. SPb.: Skifija-print. Vyp. 7, 172184].
Попов, И.В. (1916). Личность и учение бл. Августина. Т. 1. Ч. 2. Гносеология и онтология бл. Августина. Сергиев Посад [Popov, I.V. (1916). Lichnost' i uchenie bl. Avgustina. T. 1. Ch. 2. Gnoseologija i ontologija bl. Avgustina. Sergiev Posad].
Светлов, Р.В. (2002). Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб.: РХГИ [Svetlov, R.V. (2002). Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb.: RHGI].
Селиверстов, В. Л. (2002). «Августин в русской интеллектуальной традиции», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб.: РХГИ, 8-19 [Seliverstov, V.L. (2002). "Avgustin v russkoj intellektual'noj tradicii", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb.: RHGI, 8-19].
Скворцов, К.И. (2002). «Августин Иппонийский как психолог», в: Августин: Pro et Contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология, сост. Р.В. Светлов. СПб., 20-89 [Skvorcov, K.I. (2002). "Avgustin Ipponijskij kak psiholog", v: Avgustin: Pro et Contra. Lichnost' i idejnoe nasledie blazhennogo Avgustina v ocenke russkih myslitelej i issledovatelej. Antologija, sost. R.V. Svetlov. SPb., 20-89].
164
Смирнов, Д.В. (2020). «Трактат блж. Августина "О духе и букве": исторический фон и идейное содержание текста», Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III. Филология. Вып. 64, 95-117 [Smirnov, D.V. (2020). "Traktat blzh. Avgustina 'O duhe i bukve': istoricheskij fon i idejnoe soderzhanie teksta", Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija III. Filologija. Vyp. 64, 95-117].
Степанцов, С.А. (2007). "[Рец.]: Augustine through the Ages: An Encyclopedia / A.D. Fitzgerald, ed. W.B. Eerdmans (Grand Rapids, Michigan), 1999. 902 p.; Encyclopédie Saint Augustin. La Méditerranée et l'Europe IVe - XXIe siècle. Sous la direction de A.D. Fitzgerald. Édition française sous la direction de M.-A. Vannier. P.: Cerf, 2005. 1516 p.", Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 3 / 19, 142-146 [Stepancov, S.A. (2007). "(Rec.): Augustine through the Ages: An Encyclopedia / A.D. Fitzgerald, ed. W.B. Eerdmans (Grand Rapids, Michigan), 1999. 902 p.; Encyclopédie Saint Augustin. La Méditerranée et l'Europe IVe - XXIe siècle. Sous la direction de A.D. Fitzgerald. Édition française sous la direction de M.-A. Vannier. P.: Cerf, 2005. 1516 p.", Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta 3 / 19, 142-146].
Степанцов, С.А., Фокин, А.Р. (2001). «Августин Аврелий», в: Православная энциклопедия. Церковно-научный центр, т. 1, 96 [Stepancov, S.A., Fokin, A.R. (2001). "Avgustin Avrelij", v: Pravoslavnaja jenciklopedija. Cerkov-no-nauchnyj centr, t. 1, 96].
Столяров, A. A. (1991). «Августин. Жизнь, учение и его судьбы», в: Августин Аврелий. Исповедь, пер. с лат. М.Е. Сергеенко, изд. подг. A.A. Столяров. М.: Renaissance, 49-50 [Stoljarov, A.A. (1991). «Avgustin. Zhizn', uchenie i ego sud'by», v: Avgustin Avrelij. Ispoved', per. s lat. M.E. Sergeenko, izd. podg. A.A. Stoljarov. M.: Renaissance, 49-50].
Творения Блаженного Августина [Библиотека творения св. отцов и учителей церкви западных]. 1-е изд. Киев, 1880-1908. Ч. 1-2; 2-е изд. доведено до Т. 8 [Tvorenija Blazhennogo Avgustina [Biblioteka tvorenija sv. otcov i uchitelej cerkvi zapadnyh]. 1-e izd. Kiev, 1880-1908. Ch. 1-2; 2-e izd. dovedeno do T. 8].
Трубецкой, Е. (1892). Религиозно--общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. М. [Trubeckoj, E. (1892). Religiozno-obshhestvennyj ideal zapadnogo hristianstva v V-m veke. Ch. I. Mirosozercanie bl. Avgustina. M.].
Уколова, В.И. (1989). Становление нового типа организации культурной жизни. Кассиодор // Античное наследие и культура раннего Средневековья. М.: Наука, 73-144 [Ukolova, V.I. (1989). Stanovlenie novogo
165
tipa organizacii kul'turnoj zhizni. Kassiodor // Antichnoe nasledie i kul'tura rannego Srednevekovja. M.: Nauka, 73-144].
Фон Альбрехт, М. (2005). «Августин», в: История римской литературы, т. 3, пер. с нем. А.И. Любжина. М.: ГЛК, 1844-1848 [Fon Al'breht, M. (2005). "Avgustin", v: Istorija rimskoj literatury, t. 3, per. s nem. A.I. Ljubzhina. M.: GLK, 1844-1848].
Шкаренков, П.П. (2005a). «Квинт Аврелий Симмах и Кассиодор Сенатор», в: История через личность: историческая биография сегодня. М.: Кругъ, 607-640 [Shkarenkov, P.P. (2005a). "Kvint Avrelij Simmah i Kassiodor Senatof', v: Istorija cherez lichnost': istoricheskaja biografija segodnja. M.: Krug#, 607-640].
Шкаренков, П.П. (2005b). «Translatio imperii: Флавий Кассиодор и римская традиция в Остготской Италии», Новый исторический вестник 2 / 13 [Shkarenkov, P.P. (2005b). «Translatio imperii: Flavij Kassiodor i rimskaja tradicija v Ostgotskoj Italii», Novyj istoricheskij vestnik 2 / 13]. — http://www.nivestnik.ru/ 2005 2/1.shtml (февраль / Febr., 2024).
Philipp PETROV
AUGUSTINE'S LITERARY LEGACY AS RESEARCH FOCUS IN CONTEMPORARY SCHOLARSHIP
The views on the soul in the philosophical-theological thought of Aurelius Augustine (354-430 AD) hold a special place. When considering practically any of his teachings — whether it be his doctrine on the cosmos, time, memory, the relationship between free will and divine predestination, or his philosophy of history and pedagogy — we are inevitably compelled to take them into account or directly engage with them. His works are also associated with the so-called "psychologism" of Augustine, a concept highlighted by numerous scholars delving into his truly vast creative heritage. The purpose of this paper is to explore the research devoted to the concepts of the soul (both individual and cosmic) in the works of Augustine or related to them. Additionally, it aims to identify works that address the issue of how Augustine's ideas about the soul were perceived in the early Middle Ages, using Cassiodorus [c. 487 - c. 578 AD] as an example. The studies, which encompass the aspects of Augustine's psychological conception, are examined according to thematic principles, and divided into the following groups: (I) Studies dedicated to the exploration of Augustine's cosmology, human existence, and soul (Among them: "Augustine's Philosophy of Mind" by Gerard O'Daly [1987]; "Augustine: Ancient Thought Baptized" by J. Rist
166
[1994]; "The World-Soul and Time in St. Augustine" [1983] and "Augustine's Theory of Soul" [2003] by Roland Teske, and others).
(II) Works demonstrating the influence of early teachings, traditions, and texts on Augustine (for example, "The Divine Sense: The Intellect in Patristic Theology" [2007] by Anna Williams and "Memory in Plotinus and Two Early Texts of St. Augustine" [1976] by Gerard O'Daly, among others). (III) Studies focused on the examination of individual works of Augustine with regard to their psychological aspects (Including: "An Analysis of Saint Augustine's De immortalitate animae" [1980] and "The Fall of the Soul in Saint Augustine: A Quaestio Disputata" [1986] by Richard Penaskovic; "Augustine, Conf. IX, 10, 24" [1958] by John Taylor, and others). (IV) Papers indicating Cassiodorus's reception and assimilation of Augustine's teachings on the soul (e.g. "The Manuscripts of Cassiodorus' De anima" [1959] by J.W. Halporn; "Cassiodoro e la grecita" [1986] by A. Garzya, "Il sottofondo culturale del De anima di Cassiodoro"
[1995] by R. Masulo, etc.).
167