С.И. Толстое. К вопросу о методике группировки алтайских приписных крестьян..
В.А. Муравскан, Т.А. Тужикова"
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ г. ТОМСКА ( ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ШКОЛЫ № 12)
' Томский областной краеведческий музей " Школа № 12 г. Томска
Изучение музейного дела с позиций современной теории музейной коммуникации позволяет рассматривать музей как в его внутренних связях, так и внешних, — т.е. через сотрудничество с учреждениями культуры, науки, образования, производства, что находит воплощение в музейных концепциях и практической работе.
Знакомство с опытом работы музеев, как зарубежных, так и российских, убеждает нас, что со школами можно работать творчески.
Музейная педагогика, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, позволяет ТОКМ решать проблемы практического значения - создавать и апробировать новые методики и программы для различных категорий посетителей.
Нетрадиционные формы работы находят живой отклик у школьников. Выступления сотрудников музея на конференциях и совещаниях в педагогических коллективах с информационными материалами о его фондах, режиме работы и возможных формах сотрудничества убедили учителей, что музей имеет специфические образовательные возможности. Введение регионального компонента в учебные программы позволяет педагогам широко использовать эти новые возможности на уроках.
В 1998 г. на совместном совещании учителей русского языка и литературы, проблемной группы по литературному краеведению, библиотекарей ОУ и сотрудников литературного отдела музея было принято решение разработать программу долговременного сотрудничества.
Цель программы:
- активизация работы по литературному краеведению в школах города;
- методическое и информационное обеспечение реализации вариативной части базисного плана (спецкурсы, факультативы, кружки по литературному краеведению).
Базовой школой для разработки и апробирования программы стала школа № 12.
1998/99 уч. г. - год творческих наработок и поиска, Скорректированные планы выставочной работы музея и программы курса «Томск литературный», рассчитанной на 3 года, позволили приступить к разработке и проведению музейных уроков.
С осени 1999 г. были проведены уроки по творчеству Н.В. Татаурова (по материалам «Томских сказаний») на базе выставки «Таежные великаны». Передвижная выставка «Н, Клюев. Штрихи к портрету» позволила перелистать страницы томского периода в жизни поэта.
Музейные фонды, используемые на уроках, дали возможность учащимся; познакомиться и поработать с первоисточниками, позволили почувствовать дух времени.
Первые музейные уроки, система работы в данном направлении показали, что путь сотрудничества выбран верный.
Методические рекомендации, подготовленные к началу нового учебного года, могут стать базой для широкого применения данной формы работы по литературному краеведению в школах города.
С.И. Толстое
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГРУППИРОВКИ АЛТАЙСКИХ ПРИПИСНЫХ КРЕСТЬЯН ПРЕДРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА XIX ВЕКА
Томский государственный педагогический университет
Содержание социально-экономических процессов в алтайской приписной деревне предре-форменного периода XIX в., с точки зрения характера эволюции внутреннего строя и уровня социальности, еще не получило в исторической литературе убедительных характеристик и оце-
нок. Одним из сложных моментов исследовательской практики в этом направлении является необходимость осуществления классификации крестьянства или, иными словами, группировки крестьянских хозяйств, т.е. выделения в общей массе крестьянских хозяйств качественно отличных