Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ г. ТОМСКА ( ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ШКОЛЫ № 12)'

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ г. ТОМСКА ( ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ШКОЛЫ № 12) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literacy study of local lore at schools in Tomsk.

The results of cooperation of the Tomsk museum of regional studies with school Ns 12 are represented in the given paper. The program of long-term cooperation since 1998 includes museum lessons* methodical and information support of special courses, optional courses, circles for studying literary history and economy.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ г. ТОМСКА ( ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ШКОЛЫ № 12)»

С.И. Толстое. К вопросу о методике группировки алтайских приписных крестьян..

В.А. Муравскан, Т.А. Тужикова"

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛАХ г. ТОМСКА ( ИЗ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТОМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ШКОЛЫ № 12)

' Томский областной краеведческий музей " Школа № 12 г. Томска

Изучение музейного дела с позиций современной теории музейной коммуникации позволяет рассматривать музей как в его внутренних связях, так и внешних, — т.е. через сотрудничество с учреждениями культуры, науки, образования, производства, что находит воплощение в музейных концепциях и практической работе.

Знакомство с опытом работы музеев, как зарубежных, так и российских, убеждает нас, что со школами можно работать творчески.

Музейная педагогика, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, позволяет ТОКМ решать проблемы практического значения - создавать и апробировать новые методики и программы для различных категорий посетителей.

Нетрадиционные формы работы находят живой отклик у школьников. Выступления сотрудников музея на конференциях и совещаниях в педагогических коллективах с информационными материалами о его фондах, режиме работы и возможных формах сотрудничества убедили учителей, что музей имеет специфические образовательные возможности. Введение регионального компонента в учебные программы позволяет педагогам широко использовать эти новые возможности на уроках.

В 1998 г. на совместном совещании учителей русского языка и литературы, проблемной группы по литературному краеведению, библиотекарей ОУ и сотрудников литературного отдела музея было принято решение разработать программу долговременного сотрудничества.

Цель программы:

- активизация работы по литературному краеведению в школах города;

- методическое и информационное обеспечение реализации вариативной части базисного плана (спецкурсы, факультативы, кружки по литературному краеведению).

Базовой школой для разработки и апробирования программы стала школа № 12.

1998/99 уч. г. - год творческих наработок и поиска, Скорректированные планы выставочной работы музея и программы курса «Томск литературный», рассчитанной на 3 года, позволили приступить к разработке и проведению музейных уроков.

С осени 1999 г. были проведены уроки по творчеству Н.В. Татаурова (по материалам «Томских сказаний») на базе выставки «Таежные великаны». Передвижная выставка «Н, Клюев. Штрихи к портрету» позволила перелистать страницы томского периода в жизни поэта.

Музейные фонды, используемые на уроках, дали возможность учащимся; познакомиться и поработать с первоисточниками, позволили почувствовать дух времени.

Первые музейные уроки, система работы в данном направлении показали, что путь сотрудничества выбран верный.

Методические рекомендации, подготовленные к началу нового учебного года, могут стать базой для широкого применения данной формы работы по литературному краеведению в школах города.

С.И. Толстое

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ГРУППИРОВКИ АЛТАЙСКИХ ПРИПИСНЫХ КРЕСТЬЯН ПРЕДРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА XIX ВЕКА

Томский государственный педагогический университет

Содержание социально-экономических процессов в алтайской приписной деревне предре-форменного периода XIX в., с точки зрения характера эволюции внутреннего строя и уровня социальности, еще не получило в исторической литературе убедительных характеристик и оце-

нок. Одним из сложных моментов исследовательской практики в этом направлении является необходимость осуществления классификации крестьянства или, иными словами, группировки крестьянских хозяйств, т.е. выделения в общей массе крестьянских хозяйств качественно отличных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.