ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х ВЕКА
Дарья Геннадьевна РОДИОНОВА,
доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств Российской академии музыки имени Гнесиных, Москва, Россия e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена деятельность литературно-музыкальных салонов, которые существовали в России в первой половине XIX века. Руководители салонов - выдающиеся представители аристократического общества, передовой интеллигенции - выполняли менеджерские функции. Они занимались планиро -ванием, отбором содержания деятельности салона, приглашали выдающихся мастеров в области литературы, музыки, других искусств, продвижением мо -лодых, талантливых мастеров, вкладывая в проведение салонов немалые материальные средства, заботясь о микроклимате, творческих контактах, о том, чтобы посетители салонов приобретали новые знания, формировали представления, убеждения, получали новые впечатления. В статье представлена просветительская деятельность лучших салонов России, среди руководителей которых были граф И. И. Шувалов, братья Виельгорские, семья Карамзиных, княгиня З. А. Волконская (супруга Н. Г Волконского, брата декабриста С. Г. Волконского).
Ключевые слова: духовная культура, салон, музыка, музицирование, просве -тительская деятельность, организация, управление, творчество, выдающиеся музыканты, руководители, музыкальный менеджмент.
THE LITERARY-MUSICAL SALON AS A FORM
OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY
IN RUSSIA IN THE FIRST HALF OF THE NINETEENTH CENTURY
D. G. Rodionova, Associate Professor of the Department of production and management of performing arts, the Gnessin Russian Academy of Music, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
the article deals with the actual problems of functioning of literary and musical salons organized by outstanding representatives of aristocratic society, nobility, advanced intelligence. The leaders of the salons by their selfless work done the me-nedzelskli functions. They were engaged in planning, selection of the content of the activities of the salon, Inviting outstanding masters in the field of literature, music, other arts, promoting young, talented Mas-Ter, investing in the conduct of salons considerable material resources, taking care of the microclimate, creative contacts, allowing visitors to fat-new, acquire new knowledge, form ideas, beliefs, giving them the opportunity to get new impressions, true admiration. The article presents the educational activities of the best salons in Russia, including I. I. Shuvalov, brothers Vielgorsky.
Key words: spiritual culture, salon, music, music making, educational activity, organization, management, creativity, emerging musicians, managers, music management.
Музыкальное искусство России всегда опиралось на богатейшую духовную культуру, которая особенно активно развивалась в XIX веке. На неё оказывали влияние общественно-исторические явления, среди которых: европейские идеи Просвещения, Отечественная война 1812-1814 годов, декабрьское восстание 1825 года, отмена крепостного права, становление капитализма, развитие финансово-экономической сферы, рост патриотизма и самосознания народа и т.д.
Всё это, вместе взятое, давало возможность налаживать деловые и творческие контакты с другими странами, осваивать другие культуры, сохраняя национальную самобытность и целостность, что способствовало становлению духовно-нравственных основ общества, духовно-творческому поиску в области науки, искусства, в том числе и в сфере музыкального управления.
Изменялись и возникали новые формы познания, проведения свободного времени в различных сословиях. Так, одной из форм просвещения высшего дворянского сословия были литературно-музыкальные салоны, форма которых была заимствована из глубокой древности. Салон - общность, кружок, школа, объединение людей по определённым интересам. Их своеобразным прообразом стали существовавшие в Древней Греции такие организации, как школа Пифагора (VI век до нашей эры), воспитанники которой назывались пифагорейцами; кружок «эпиграмматистов» Асклепиада (III век до нашей эры); кружок Гая Мецената (I век до нашей эры), объединявший любителей жанра классической элегии Горация, Вергилия и т.п.
В России в XVIII веке стали возникать различного рода салоны не только в столице, но и в провинциях, отдельных усадьбах и имениях богатых людей. Одним из первых наиболее значимых, по историческим данным, можно считать салон графа И. И. Шувалова, который возник в 50-х годах XVIII века. Он отражал французские традиции проведения и функционирования салона. Его содержание имело аристократическую, про-светительско-развлекательную направленность, отличалось утончённым следованием французской моде, общались на этих встречах только на французском языке. И. И. Шувалов сам представлял собой своеобразный феномен ревностного следования французским традициям, особенностям новой моды: выписывал из Парижа убранство, обстановку интерьера, модную одежду и французских лакеев, обученных аристократическим манерам Версаля.
По данным П. Н. Беркова [1, с. 118], данный салон часто посещал и М. В. Ломоносов, обучал его хозяина основам стихосложения. Как любитель литературы, изобразительного искусства, музыки Шувалов, не став поэтом или музыкантом, научился грамотно оценивать мастерство других, часто давал им толковые советы и помогал продвижению в обществе.
Характерно было то, что он относился с уважением к талантам, был внимателен к иному мнению - всё это создавало атмосферу доверия, благоприятного самочувствия у новичков и завсегдатаев салона. Это было необходимо, как показала дальнейшая практика руководства салонами, без доброжелательного отношения к своим посетителям не мог обойтись ни один руководитель. Уже в то время хозяин салона выполнял менеджерские функции: планировал и воплощал свои творческие идеи, просвещал и удовлетворял духовно-нравственные и духовно-эстетические потребности тех, кто к нему приходил, заботился о том, чтобы каждой гость мог раскрыть свои возможности, творческие способности и просто приятно провести время, уютно ощущая себя в окружении посетителей салона.
По мнению Е. Н. Палий, эти традиции достигли наибольшего расцвета в XIX веке. В этот период создавались различные по содержанию, по типам и видам салоны, к ним относились аристократические, демократические, а также философские, политические, литературные, художественные, музыкальные и т.п. [4, с. 8].
Содержание салона соответствовало интересам своего создателя. Так, салон, принадлежавший графу И. И. Шувалову - общественному деятелю, любителю литературы, искусств, покровителю писателей, поэтов, имел политическую и литературно-музыкальную направленность. В его салоне можно было встретить многих государственных деятелей и даже августейших особ, среди которых и Екатерина II, познакомиться со многими писателями, художниками, музыкантами, например - с творчеством поэта А. П. Сумарокова, увидеть богатейшую коллекцию картин выдающихся художников.
В сфере музыкального искусства огромным авторитетом пользовался салон братьев Виельгорских. Здесь постоянно звучала музыка, собирались выдающиеся композиторы, исполнители, которые отбирались братьями с большим вкусом. Этот салон существовал более 40 лет. Старший брат- Михаил Юрьевич - высокообразованный сановник, композитор, написал две симфонии, оперу «Цыганы», хоровые, симфонические и камерно-инструментальные произведения, много романсов, среди которых некоторые на стихи А. С. Пушкина. Особой популярностью пользовались его романсы: «Любила я», «Бывало», «Чёрная шаль», фортепианные произведения, а также произведения для виолончели с оркестром, которые часто исполнял его брат.
Младший брат - Матвей Юрьевич Виельгорский - выдающийся вокалист, виолончелист. «Матвей играет на виолончели так, как должно быть ангелы в концертах у Господа Бога в раю» [9, с. 22], - так говорил о его игре декабрист М. С. Лунин. Его мастерством восхищались многие музыканты, выдающиеся представители художественной интеллигенции, среди них М. Огинский, Ю. К. Арнольд, В. Ф. Одоевский. Организовывая
концерты в своем салоне и за его пределами в Петербурге и в Москве на протяжении нескольких десятилетий, братья показывали пример просветительской музыкальной деятельности, знакомя слушателей с мировой и русской музыкой, выдающимися музыкантами-исполнителями. Граф В. А. Соллогуб писал в своих воспоминаниях: «Приёмы Виельгорских имели совершенно другой отпечаток; у них редко танцевали, но почти каждую неделю... устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости» [8, с. 328].
Братья Виельгорские оказали огромное влияние не только на развитие собственного салона, но и на становление российского музыкального искусства в целом. Благодаря их усилиям в России прозвучали все симфонии Бетховена, в 1840 году было образовано «Симфоническое общество», которое просуществовало 11 лет, пока не закрылось из-за недостатка материальных средств.
Братья Виельгорские организовали концертные выступления в России выдающихся музыкантов, среди которых Ф. Лист, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, П. Виардо, К. Вик, Р. Шуман, С. Тальберг, Дж. Фильд и многие другие.
В первой половине XIX века содержание деятельности музыкальных салонов в основном составляло музицирование, которое принимало самые различные формы. К ним относились организованные сольные концерты знаменитостей, домашнее любительское исполнение романсов, классических произведений, выступления различного рода музыкальных ансамблей, которые часто сопровождались дискуссиями об искусстве. Удовлетворяя потребности и интересы посетителей, салоны активно осуществляли просветительскую деятельность. Они формировали новые знания, духовно-нравственные и духовно-эстетические ориентации, ценности, представления и идеалы. Всё это, по мнению В. И. Полищук, отражало творческую функцию культуры, объединяющую её познавательную, информационную, коммуникативную, регулятивную и оценочную составляющие. «Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность» [6, с. 36].
Россия переняла у Франции и традиции создания салонов под женским руководством: saloniere - так называли хозяйку салона. Как правило, это была светская дама привлекательной внешности, высокообразованная и отличающаяся незаурядным умом и творческими способностями, которая могла виртуозно поддерживать светскую беседу. Более того, как опытная собеседница, она продумывала всё содержание и ход проведения салона: кто должен открыть вечер, что должно происходить. Для этого продумы-валась даже расстановка мебели. Тем, кто должен пользоваться наибольшим вниманием, выделялись центральные места, лёгкие стулья для слушателей ставились вокруг этих кресел. Продумывались даже группы собеседников, кто и с кем должен более тесно общаться, им выделялись
места рядом. Всё, что происходило в салоне, подчинялось воле хозяйки: выбор тем для разговора, содержание музыки, поэзии, так же как и финансирование всего мероприятия, включая обстановку и оформление интерьера, его обслуживание, угощения, напитки и т.д.
В качестве примера можно привести литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Александровны Волконской, поэтессы, писательницы, одарённой множеством различных талантов. Благодаря ей встречи в салоне, располагавшемся в Москве на Тверской с 1824 по 1829 год, носили своеобразный, возвышенно утончённый характер. Различные творческие встречи сопровождались литературными чтениями, концертами, постановками опер, главным образом итальянских композиторов, при этом особое предпочтение отдавалось произведениям Д. Россини, которые любила хозяйка салона. На свои вечера З. А. Волконская приглашала различных представителей общества: дипломатов, вельмож, офицеров, музыкантов, поэтов, писателей, художников. Среди них были и выдающиеся представители русской культуры: А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев, А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский и многие другие.
Ключевым условием для приглашения в салон З. А. Волконской было не «положение в свете», а высокий интеллект, образованность, результаты творческой деятельности, которые могли действительно заинтересовать других.
Образ Волконской был воспет многими поэтами и музыкантами, всех восхищала её высочайшая культура, образование, обаяние, редкой красоты оперный голос, знания в области литературы, живописи, музыки -всё привлекало и притягивало к ней.
Одним из наиболее популярных был и салон Карамзиных, который функционировал около 40 лет - с 1810 по 1850 годы - и начинал свою просветительскую деятельность ещё при жизни выдающегося историка Н. М. Карамзина. Салон Карамзиных вскоре после его открытия стал центром передовых и прогрессивных идей духовной культуры России XIX века, его называли «семейным центром муз». Вечерами «за самоваром» на набережной Фонтанки в доме 25 собирался весь цвет Петербурга. После смерти Н. М. Карамзина в 1826 году руководить салоном стала его вдова Екатерина Андреевна, ей помогали две дочери София и Екатерина. Они были высокообразованными и творчески одарёнными людьми, радушно принимали своих гостей, для которых всегда стоял самовар, звучала только русская речь. Это был единственный салон в Санкт-Петербурге, где никогда не говорили на французском и других иностранных языках и никогда не играли в карты. Как писал князь А. В. Мещерский, «находясь в этой милой и гостеприимной семье, я сразу очутился в самой интеллигентной среде петербургского общества... и где, по преданию, собирались как
прежние друзья покойного историографа, так и молодые поэты, литераторы и учёные нового поколения» [3, с. 101].
В разное время салон Карамзиных посещали известные деятели русской культуры: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, Е. А. Баратынский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, П. А. Плетнев, С. А. Соболевский, В. А. Соллогуб, Е. П. Ростопчина, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, К. П. Брюллов, М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский и другие. Писатель Иван Панаев, высоко оценивая деятельность салона, писал: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной» [5, с. 19]. Следует отметить, что этот салон в период своего расцвета был уникальным явлением русской духовной культуры. Он являлся образцом менеджерской деятельности, всё больше в этом качестве привлекая современных учёных для осмысления культуры XIX века и изучения позитивного опыта.
Так, по мнению Е. Н. Палий, салон как феномен культуры России XIX века оказывал сильнейшее влияние на просветительскую деятельность общества, однако имел не только позитивное, но и негативное воздействие. «.русская салонная культура XIX века имеет целый ряд позитивных моментов, имеющих и сегодня большую ценность. удовлетворяя потребности людей в интеллектуальном, культурном общении, даёт знания в области искусства, формирует их эстетические вкус и идеалы, играет огромную роль в выработке мировоззренческих ориентиров, влияет на развитие тех или иных видов искусства и пр. ... служит воспитанию определённых манер и моделей поведения, даёт возможность обмениваться мнениями профессионалам и непрофессиональной аудитории, что служит их взаимному обогащению» [4, с. 18]. Наряду с позитивными факторами Е. Н. Палий отмечает и негативные тенденции, которые соответствовали требованиям того времени и сегодня рассматриваются как старомодные пережитки прошлого. Среди них консерватизм мнений, поведения, манерность, жеманство, сословная дифференциация посетителей, бездумное следование французской моде.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что содержание творческой, просветительской деятельности в литературно-музыкальных салонах XIX века носило подражательный характер, заимствовало западноевропейскую модель развития, использовало главным образом французские традиции. Но самобытная культура русского дворянства, складывавшаяся веками, не могла быть полностью забыта. На становление и функционирование салонов воздействовали и русские традиции. Под этим двойным влиянием развивалось русское аристократическое общество, которое отличалось особым мировоззрением, стилем и манерой поведения, этическими и эстетическими нормами и т.п. Аристократия
первой половины XIX века отличалась высоким уровнем интеллектуального развития. Об этом писал П. А. Вяземский, акцентируя внимание на том, что многие наши писатели по духу своему аристократы и в этом их достоинство. «Дворянские гостиные наши также не вертепы мрака и невежества: они соединяют нас с образованной Европою; в них читаются русские и чужеземные книги; в них иностранные путешественники, каковы: Гумбольдт, г-жа Сталь, Статфордт Канинг, граф Сегюр находят сочувствие и соответствие своим понятиям; в них раздаются отголоски европейского просвещения, в них, а не в домах купеческих, не в жительствах мещан, ремесленников наших» [2, с. 138].
Всё это подтверждает тезис о том, что литературно-музыкальные салоны первой половины XIX века представляли собой выдающееся явление русской духовной культуры, создавая вокруг себя особую интеллектуальную атмосферу взаимодействия, свободного общения, взаимопомощи, обмена мыслями и чувствами.
Литература
1. Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750-1765.
- Москва ; Ленинград, 1936. - 339 с.
2. Вяземский П. А. Объяснение некоторых современных вопросов литературных. Статья I. О духе партий; о литературной аристократии // Избранное.
- Москва, 2010. - С. 138-139.
3. Из моей старины. Воспоминания князя А. В. Мещерского. 1841 // Русский архив. - 1901. - № 1.
4. Палий Е. Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора культурологи : 24.00.01 / Палий Елена Николаевна. - Москва, 2008. - 48 с.
5. Панаев И. Литературные воспоминания. - Москва, 1988. - 448 с.
6. Полищук В. И. Культурология : учебное пособие. - Москва : Гардарики, 1999.
- 446 с.
7. Теребенина Р. Е. Пушкин и З. А. Волконская // Русская литература. - 1975.
- № 2.
8. Соллогуб В. А. Повести, воспоминания / сост. И. С. Чистова. - Ленинград : Xудожественная литература, 1988. - 693 с.
9. Три века русской музыки. - Москва : Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, 2002. - 99 с.