И Н Н О В А Ц И И И Т Е Х Н О Л О Г И И
УДК 371.65 (470.51)(045)
О. И. Мальгинова
ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. Г. А. ХОДЫРЕВА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 20 г. ИЖЕВСКА
В статье автор делится опытом организации школьного литературно-краеведческого музея, в деятельности которого можно обнаружить практически все направления музейной деятельности. Именно в школе учащиеся получают навыки поисковой и собирательской работы, а главное, уроки патриотизма, любви к своей малой родине, ее культурному наследию.
Ключевые слова: школа, музей, краеведение, научно-исследовательская деятельность учащихся, патриотизм.
В 1976 г. формирующаяся музейная сеть Удмуртии пополнилась еще одним музеем, созданным при средней школе № 20. Называется он литературно-краеведческим. Инициатор создания музея - учитель русского языка и литературы Сталина Георгиевна Добровольская. За 40 лет несколькими поколениями детей был собран богатый материал по истории удмуртской литературы (книги с автографами писателей и поэтов, фотографии из личных архивов, рукописи литературных работ).
Начиналась история музея с подготовки к литературной олимпиаде, проводившейся по инициативе Управления образования Горьковской железной дороги. Разрабатывая по заданию учителя тему «В. В. Маяковский и удмуртская литература», ученики С. Г. Добровольской встретились с удмуртскими писателями Аркадием Клабуковым и Андреем Бутолиным, которые на заре своей юности присутствовали на сценических выступлениях В. В. Маяковского (позднее переводили его стихи на удмуртский язык), писали свои стихи сами, подражая поэтической лесенке революционного поэта. Ученики, собравшие материал, оказались победителями в районной олимпиаде. 19 февраля 1976 года на организационном заседании совета музея учащиеся решили создать в школе свой литературно-краеведческий музей. Главной задачей его ставилась активная пропаганда книг писателей Удмуртии. Это предопределило возможности расширения кругозора
Литературно-краеведческий музей им. Г. А. Ходырева..._
детей и углубления их знаний по истории Родины через изучение истории и литературы родного края. Так, научно-исследовательская деятельность учащихся предшествовала созданию в школе музея.
Одно из важнейших направлений деятельности Музея - комплектование фондов: выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения. Основной фонд музея насчитывает сегодня 515 предметов, научно-вспомогательный - 276 предметов. Фонды школьного музея непрерывно пополняются в результате литературных и историко-бытовых экспедиций, а также даров и закупок у населения. Это один из наиболее зримых результатов поисковой работы учащихся и основа для всех видов деятельности музея, например экспозиционной и экскурсионной. Комплектуя фонды, мы обращаемся за консультациями в государственные музеи, архивы и другие учреждения, а также к частным лицам. Музей способствует развитию поисковых и исследовательских навыков сегодняшних учащихся. Они используют материалы фондов при написании рефератов, сочинений, докладов, сообщений по учебным предметам. Вся исследовательская работа строится на местном краеведческом материале.
Сталина Георгиевна была лично знакома со многими поэтами, писателями и литературными критиками Удмуртии. В литературной гостиной музея проводились творческие встречи учащихся с видными литераторами: Степаном Широбо-ковым, Николаем Байтеряковым, Олегом Поскрёбышевым, Флором Васильевым, Василием Ванюшевым, Владимиром Михайловым, Алексеем Ельцовым, Татьяной Черновой, Люзой Бадретдиновой, Фомой Ермаковым, Зоей Богомоловой. Фотографии и кадры кинопленки - яркие свидетельства этих встреч - входят в экспонаты музея. И, конечно же, особенно ценны книги с дарственными надписями и автографами гостей музея.
Частым гостем музея был удмуртский детский поэт Герман Алексеевич Ходырев. В 1995 г. музею было присвоено его имя. В своих произведениях поэт поднимал проблемы, связанные с воспитанием личности ребенка. В своих воспоминаниях учитель начальных классов Мария Ивановна Шаклеина писала о нем (2007): «Первая встреча с Германом Алексеевичем Ходыревым была необычной. Я и дети готовились к ней: читали, учили наизусть его стихотворения, старались интонацией голоса передать те события, о которых он писал. Короткие яркие сюжеты дети не просто понимали, а чувствовали, рисовали события в своем воображении, а кто мог, и на бумаге.
И вот поэт в школе. Зал полон. Вошел в зал, заговорил, и сразу образовалась какая-то ниточка, связующая его с детьми. Атмосфера доброжелательная, уважительная. Ученики читали его стихи, и Герман Алексеевич отметил: он доволен тем, как дети сумели выразить те чувства, которые он вложил в свои стихотворения».
Дочь поэта Марина Германовна Ходырева передала музею на хранение рукопись отца «Кузь тубон» («Трудный подъем», 1974) и личные вещи поэта (фотографии из семейного архива, портфель, очки, авторучку).
Важным итогом изучения и популяризации творчества Германа Алексеевича Ходырева можно считать победу учащихся в Республиканском конкурсе «История одного экспоната» (январь 2009). Была представлена образовательно-
воспитательная экскурсия «Листая пожелтевшие страницы...», в основу которой положили рукопись поэта «Кузь тубон». К 80-летию со дня его рождения музей (при поддержке администрации школы) издал календарь с рисунками учащихся как иллюстрациями к стихам Г. А. Ходырева.
Бесценный экспонат музея - письмо поэта Филиппа Григорьевича Кедрова, направленное им домой из военного госпиталя. Вот несколько строк из письма, обращенного к семье и жене Татьяне Еремеевне: «Добрый день мои дорогие!!! Танюша, из госпиталя уже посылаю второе письмо, чтобы ты не беспокоилась, чтобы ты знала о состоянии моего здоровья. В данное время чувствую себя ничего, пока операцию еще не произвели, ходить не могу, хорошо ем - это основное, говорят ничего, повреждены мышцы. Через месяца полтора, наверное, опять вернусь в строй буду бить сволочей фашистов...». Письмо написано 23 января 1943 года. А в 1944 году Филипп Григорьевич погиб под Витебском. Это письмо подарил музею сын поэта журналист Юрий Филиппович Кедров.
В экспозиции можно увидеть книгу стихов «Чукдор», еще одного поэта-фронтовика - Степана Павловича Широбокова, с его автографом: «Литературно-краеведческому музею 20-й железнодорожной школы. 26.01.1981 год». Степан Широбоков - личность историческая. Крестьянин по рождению, учитель по профессии, воин по гражданскому самосознанию, он аккумулировал в себе опыт удмуртского народа, национальной интеллигенции. Всю Великую Отечественную войну он провел за баранкой полуторки - возил артиллерийские снаряды на передовую. Степан Широбоков первым в национальной литературе получил почетное звание народного поэта Удмуртии. Произошло это 14 марта 1963 года. Сталина Георгиевна вспоминала: «Совет музея школы № 20 обратился к Степану Павловичу с просьбой помочь в сборе литературного материала к очередной литературной олимпиаде. Это было 26 января 1981 года. Он был очень болен. Но семья приняла нас очень тепло. После беседы на интересующую нас тему, он подарил нам свою книгу с автографом».
Активисты музея вели переписку и с замечательным поэтом-лириком, тоже фронтовиком Николаем Семёновичем Байтеряковым. Приезжая в Ижевск, поэт часто приходил в наш музей. Теперь здесь хранятся его письма, рукописи стихов и автобиография.
Круг поисково-исследовательской деятельности заметно расширяется. Помимо сбора и систематизации материалов по истории культуры Удмуртии, музей пополняется материалами для этнографической экспозиции (предметы быта, орудия труда, национальный костюм удмуртского народа). Непреходящий интерес вызывает у ребят поиск информации по истории Великой Отечественной войны. Военно-историческое направление в поисково-исследовательской деятельности актив музея ведет совместно с Советом ветеранов Ленинского района г. Ижевска. Школьники собирают материал об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, участниках локальных войн. В преддверии очередного юбилея Великой Победы музей принимает участие во Всероссийском проекте видеороликов «Наша общая Победа». Цель проекта - сбор воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится
Литературно-краеведческий музей им. Г. А. Ходырева..._
все меньше. Так, ребята записали интервью с узницей концлагеря Майданек В. Г. Мавлыгой, участником военных действий СССР и Японии с А. И. Щени-ным, с жительницей блокадного Ленинграда В. Г. Гуниной. Итоги поисковой работы по увековечиванию памяти нашего земляка Василия Михайловича Останина отражены в съемках документального фильма «Героям земли удмуртской посвящается». До войны В. М. Останин работал в кинотеатре «Спартак» бухгалтером. Погиб он в самом начале войны, в Белоруссии, после 5-часового боя с колонной немецких войск. По инициативе Совета ветеранов и актива музея 18 октября 2013 г. на ДНТ «Спартак» была установлена мемориальная доска, посвященная его памяти.
В практике школьных музеев выработано немало форм и методов поиска учащимися музейных материалов: походы, экспедиции, текущий сбор по горячим следам событий, знакомство с местными архивами, переписка, опрос местного населения, анкетирование, интервью и др. Собранный материал обрабатывается самими учащимися; оформляется в экспонаты: так пополняются фонды музея. Результат поисковой и исследовательской работы учащихся -создание музейной экспозиции как центра воспитательной и учебной работы в школе. Школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады, пишут рефераты, которые используется на уроках истории («Великая Отечественная война в истории моей семьи») и краеведения («Крестьянские промыслы», «Культура и быт удмуртского народа», «Удмуртская национальная кухня», «Удмуртские календарные праздники»). Актив музея организует передвижные выставки, готовит литературные праздники, участвует в создании настенных календарей, посвященных творчеству удмуртских писателей.
Музей - это и своеобразная «кухня» подготовки юных экскурсоводов. Много лет работает кружок «Школьный экскурсовод», в котором участвуют ребята в возрасте от 10 до 15 лет. Экскурсоводы музея - регулярные участники районных, республиканских и всероссийских конкурсов исследовательских работ («История одного экспоната» (2012), «Писатели Удмуртии» (2013), «К вершинам науки» (2014), «Юный архивист» (2014)).
Музейная работа строится по разным направлениям с учетом возраста и мотивации юных экскурсоводов: литературно-краеведческое (сбор материалов о жизни и творчестве писателей и поэтов Удмуртии); историко-краеведческое (сбор этнографических материалов); военно-историческое (сбор материалов об участниках военных событий). Есть в музее и свои летописцы. Фотолетопись наглядно отражает различные стороны работы музея и сама становится «живым» источником по истории музея.
В заключение заострим внимание на том, что школьный музей был и остается центром интеллектуальной, поисковой, научно-исследовательской деятельности учащихся, развивающей навыки к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщающей к изучению истории и культуры родного края и получению профессиональных навыков в музейной работе.
Поступила в редакцию 14.04.2015
O. I. Malginova
From Experience of School Regional Museum named after G. A. Khodyrev
The author shares the experience of organization of school regional museum, which represents all areas of museum work. Pupils receive skills of search and gathering work, and most importantly, they attend lessons of patriotism that teach to love their homeland and its cultural heritage.
Keywords: school, museum, local lore, scientific-research activity of pupils, patriotism.
Мальгинова Ольга Ивановна,
магистрант кафедры археологии и истории первобытного общества, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E-mail: [email protected]
Malginova Olga Ivanovna,
Undergraduate,
Department of Archaeology and History of primitive society,
Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]