ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
УДК 82-4 ББК Ш301.446
И. Н. Минеева
Петрозаводск, Россия
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖАНРА
Аннотация. Статья посвящена теории и практики жанра академического эссе. Автор знакомит с понятием, историей развития данного жанра, его типами и моделями, раскрывает роль в современном мире и образовательном процессе. Особое внимание уделяется жанровым признакам, структуре, стилю академического эссе. Приводятся рекомендации научного сообщества по подготовке, написанию и оцениванию подобного вида работ. Разработана система заданий и вопросов, позволяющих студенту на практике овладеть мастерством вопрошания, понимания себя и другого в культуре и через культуру, совмещения субъективного знания с объективным, создания текстов по изучаемому предмету, корректного участия в «профессиональном разговоре» и т. д.
Ключевые слова: эссе, академическое эссе.
I. N. Mineeva
Petrozavodsk, Russia
THEORY AND PRACTICE OF ACADEMIC WRITING
Abstracts. The paper presents the theory and practice of the academic essays's genre. The author introduces the notion, genre's history, its types and models, reveals the role in the modern world and the educational process. Particular attention is paid to the academic essay's genre features, structure and style. The article provides scientific community's recommendations on the preparation, writing and evaluation of the type of work. The tasks and questions is developed. It will allow the student to master the skill of questioning and understanding of oneself and others in culture and through culture, combining the knowledge of the subjective to the objective, the creation of texts on the subject studied, the correct participation in the «professional conversation», etc. Keywords: Essay, Academic Writing.
ПОНЯТИЕ ЭССЕ 1
Родоначальником жанра эссе считается французский мыслитель М. Монтень. В его книге «Опыты» (Essais), изданной в 1580 году, впервые был заявлен феномен «я сам», усиленный самоанализ, «рефлексия, направленная на постижение автором в самом себе всеобщих универсалий», «изображены» движение мысли и процесс думания, подчиненный «внутренней» индивидуальной «мелодии», стремление к чистоте, искренности и естественности, создан эффект непритязательного субъективного стиля, непосредственности и спонтанности [Кайда 2008: 821; Дмитровский 2013: 43]. В русскоязычных изданиях слово эссе первоначально переводилось как «опыт», «проба», «набросок», «испытание», «очерк». Почти через столетие к жанру эссе обратился английский философ Ф. Бэкон, озаглавив свое произведение Essays [Зыкова 1980; Кайда 2008: 8-21; Королева 2013: 137-139].
Между тем в XVII—XVIII вв. эссе не относилось к сфере художественного или научного, поскольку в эпоху рационализма и систем превалировал тезис «философ — это тот, кто мыслит, а не тот,
* Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 годы.
1 Выражаю глубокую признательность коллегам поэту, эссеисту, основателю и лидеру «фреганской поэтической школы» Ш. Аб-дуллаеву (Узбекистан), специалисту в области эссеистики к.ф.н., доц. К. А. Зацепину (Самара), докторантке Оксфордского университета Е. М. Ивановой (PhD in Political Theory, Department of Politics and International Relations, Oxford University), чьим советам и помощи эта работа обязана.
кто пишет книги» [Зацепин 2010: 191-201]. Поэтому большее внимание уделялось не «процедурам письма и чтения» и способам самовыражения, а философскому смыслу произведения, что в свою очередь предопределило его критерии — содержательную ясность, прозрачность, систематичность и законченность формы [Зацепин 2010: 191-201].
Ситуация начинает меняться в XIX столетии, когда бурное развитие собственно «литературы» сопровождалось значительными сдвигами в философской мысли, а именно рождением культа гения и индивидуальности, разработкой понятий субъект / «Я», стремлением к «асистемности», незавершенности, развитием форм интеллектуального письма, поиском новых, принципиально иных языковых стратегий и средств [Зацепин 2005: 79; Зацепин 2010: 191-201]. Теперь текст как «целостность, упорядоченная идеей», перестал устраивать философов. Потенциал эссеистского жанра с его саморефлексией, семантической многозначностью, «внутренней неструктурированностью» снова оказался востребованным. В эпоху «золотого века» происходит его жанровая кристаллизация [Зацепин 2010: 191-201]. На новом этапе своего развития он обретает свою идентичность и маркированность в новых границах — философского, научного и литературного [Зацепин 2010: 191-201].
В XX в. вектор развития жанра эссе меняется — от его расцвета в литературе Серебряного века до полного неприятия советской идеологией. В СССР долгое время считалось, что такого жанра в литературе не существует. По воспоминаниям фи-
лолога и культуролога М. Эпштейна, за жанр эссе признавалась только публицистика. В «эссе» видели «нечто чуждое» советскому народу, «сугубо западное» явление [Эпштейн 2010: 223-224]. «В главной литературной энциклопедии того времени так и было сказано: «Для русской и советской литературы жанр эссе нехарактерен ...» [Эпштейн 2010: 223224]. Однако, несмотря на идеологический запрет, жанр эссе сохранился в отечественной словесности благодаря представителям неофициальной культуры и созданным ими литературным объединениям («Клуб эссеистов») [Эпштейн 2010: 223-224].
На рубеже XX—XXI вв. в постсоветской России вновь наблюдается активное обращение к жанру эссе философов, писателей, журналистов, ученых [Дмитровский 2013: 37-51; Кайда 2008: 8; Ратькина 2010: 5]. Сегодня эссе называют «жанром XXI века», жанром «вечным и космополитическим», «интеллектуальным ускорителем», соединяющим разных людей и национальные культуры [Кайда 2008: 4, 6, 32]. По мнению А. Л. Дмитровского, растущий к данному жанру интерес обусловлен разными социокультурными причинами — общим кризисом проблемы «человека в истории», разрушением «советской империи», возросшим интересом общества к «конкретному, живому человеку», его «личному, честному, неангажированному» слову [Дмитровский 2013: 49]. Более того, свое особое развитие жанр эссе получил в образовательной сфере. В последние годы в школьных и вузовских аудиториях, на страницах специализированных журналов все чаще стало использоваться определение академическое эссе. В американских и европейских вузах данный жанр давно обрел черты «дисциплины, занимающейся не столько особенностями самих текстов, сколько изучением процесса их написания» [Азов 2014: 411414]. В России академическое эссе с определенными оговорками постепенно становится частью учебного процесса, новым способом педагогической работы [Азов 2014: 411-414], формой промежуточной и итоговой аттестации при проверке знаний любых предметов, компетенций, необходимых школьнику или студенту для успешного и интересного обучения. В этом убеждает возросшая в последние годы статистика статей, монографий по проблемам использования жанра эссе на занятиях по истории, праву, философии, экономике, социологии, журналистике, иностранному языку, математике, химии, физики [Антипов 2010: 43-50; Владимиров 2007: 300-301; Губин 2008: 370-372; Занина 2011; Ларионова 2010: 34-42; Новиков 2012: 1; Румянцева 2007: 53; Социология 2005; Тупик 2009: 55-57].
Что же такое эссе? В международной гуманитарной традиции данный жанр рассматривается в контексте и терминах разных научных дисциплин — антропологии, философии, аксиологии, литературоведения, лингвистики и т. д. [Зацепин 2007: 195209; Зацепин 2010: 191-201]. С точки зрения дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования, эссе — «одна из форм самосознания культуры», «преимущественно в связи с проблематикой поиска индивидуальной идентичности», «осмысления традиции или критики
идеологий» [Зацепин 2007: 195-209; Зацепин 2010: 191-201]. С позиций же литературоведения и лингвистики, эссе — прозаический текст, «непосредственно отражающий субъективные, экзистенциально окрашенные, автопсихологические размышления автора над наиболее актуальными для него проблемами внутренней и социальной жизни в относительно свободной, зачастую парадоксальной форме» [Дмитровский 2013: 48; Кайда 2008: 4; Климов 2007: 21; Эпштейн 1998]. Несмотря на «нестрогую» за-данность жанровых характеристик и внешнее композиционное разнообразие, эссе имеет внутренний, неизменяемый в течение нескольких столетий «стержень» — содержание [Дмитровский 2013: 4748]. Оно предопределено личным мифом автора и его картиной мира [Дмитровский 2013: 47-48]. Кроме того, эссе имеет свой особый «метод», «способ объединения формы и содержания (их организации, соединения, слияния)». Наконец, эссе помогает человеку в поиске смысла жизни, становясь для него «путеводной нитью», «маяком», «местом уединения» и «тихого созерцания» и «самоосознавания» [Дмитровский 2013: 49].
В настоящее время существует множество композиционных типов и моделей реализации данного жанра, воплощенных в различных формах [Бу-зальская 2013: 123-125]. В отечественной гуманитарной практике выделяют следующие типы эссе: 1) с точки зрения типа речи и функционирования — академическое и неакадемическое; 2) с точки зрения содержания — литературно-художественное, научно-художественное, журналистское / публицистическое [Дмитровский 2002], философское [Алендеев 2007: 17-20], философско-правовое [Синченко 2010], лингвистическое [Пугачева 2011: 344-346], литературно-физическое [Румянцева 2007: 53], математическое [Тупик 2009: 55-57], педагогическое [Муллагалеева 2006: 2-3], искусствоведческое [Куз-мина 2014: 6], кинематографическое, телевизионное [Шестеркина 2012] и т.д.; 3) с точки зрения формы — рецензия, заметка, письмо, страница из дневника и пр.; 4) с точки зрения типа речи — описание, рассуждение, повествование [Семина]. Западная гуманитарная школа предлагает другую классификацию: Opinion Essay (выражение и аргументация своего мнения по какому-либо спорному вопросу), Response (Reaction) Essay (отзыв на литературное произведение / фильм ), Reseach Essay (эссе-исследование, близкое по цели и задачам к курсовой или дипломной работе), Persuarsive Essay (эссе-убеждение), Argumentative Essay (эссе-аргументация), Compare and Contrast Essay (эссе-сравнение или сопоставление), Analisis (Interpretation) Essay (эссе-осмысление, толкование) и др. [Кузмина 2014: 6-7].
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ:
ОТ ТЕМЫ К САМОЦЕННОМУ МНЕНИЮ
Академическое эссе является одним из научных жанров наравне с курсовым и дипломным (квалификационным) проектами, статьей, рефератом, конспектом, аннотацией к статье, рецензией, докла-
дом. В русском языке слово «академический» означает «относящийся к академии как научному учреждению или высшему учебному заведению». Название «академическое письмо» пришло в Россию из западных университетов, которые предлагают студентам цикл занятий, в число которых обязательно входят Academic Reading and Writing или Introduction to Effective Reading, Introduction to University Writing. В английском языке слово academic означает ориентацию на определенный круг людей, их сообщество, обладающее своими правилами поведения, общения и формами передачи информации [Шестак 2011: 117].
В настоящее время академическое эссе все больше привлекает внимание педагогической общественности. Данный вид письменной работы применяется в качестве промежуточной и итоговой отчетности в силу того, что подлежит «объективному измерению» [Гришина]. Преподаватели, имеющие большой практический опыт в сфере академического письма, отмечают самоочевидные его достоинства. Работа над научным эссе 1) заставляет обучающегося «систематически порождать связные тексты по изучаемому предмету»; 2) приучает его к умственной дисциплине, требует от него «медленного, вдумчивого вникания в предмет и упорядочивания своих мыслей при письменном их изложении», способствует закреплению материала; 3) помогает освоить язык данной предметной области и выработать навыки академической «грамотности», тренирует наблюдательность, аналитичность, «цепкость взгляда»; формирует навыки корректного участия в «профессиональном разговоре», «терпимость к другому мнению», индивидуальную ответственность;
4) развивает межпредметные и междисциплинарные связи, исследовательские и коммуникативные компетенции, формирует индивидуальный стиль;
5) студент учится совмещать субъективное знание с источниками объективного знания; 6) позволяет наблюдать над его постепенным интеллектуальным взрослением [Азов 2014: 411-414: Бакин 2013: 112-116; Вене-диктова 2013: 116-119; Короткина 2013: 99-100].
Целесообразность и эффективность использования академического эссе явна при сопоставлении некоторых принципов организации образовательного процесса в европейских, американских и отечественных вузах:2
Европейская и американская образовательная система Российская образовательная система
Учебный процесс: Самостоятельная работа (исследование); Семинары (дискуссии); Интерактивные лекции Учебный процесс: Поточные лекции; Семинары (teacher-centered); Самостоятельная работа
Европейская и американская образовательная система Российская образовательная система
(по списку)
Отчетность: Эссе (письменная работа, структурированная речь) Отчетность: Экзамен (устная форма, структурированная речь)
Текст: 30-40 эссе (4 года) + диссертация Текст: 2 курсовые (5 лет) + дипломная работа
Эссе — выдвижения и обоснование собственных идей. Результат — авторское научное творчество Реферат — изложение чужих мыслей Результат — мысли преподавателя, монографии, статьи
В вузах Западной Европы и США организация учебного процесса кардинально отличается от российского варианта. Главный акцент делается на самостоятельную работу студентов, ориентированную на создание письменных работ [Шестак 2011: 117]. Однако, на наш взгляд, все же нельзя игнорировать опыт коллег из других стран. Обращение к жанру академического эссе дает много положительных результатов, значительно обогащает учебный процесс, делает его более осознанным и интересным.
В мировой теории и практике выработаны каноны жанра научного эссе, методика его подготовки и написания. Рассмотрим подробнее:
1) Структура академического эссе:
Академическое эссе состоит из следующих частей:
Заголовок (Title) — отражает основную научную проблему, которой посвящено эссе. Заголовок должен быть оформлен эстетично.
Вступление (Introduction) — тезис-проблема. Вступление содержит 1) общее введение; 2) основная информация / сведения по истории вопроса; 3) описание того, о чем конкретно будет говориться в основной части.
Аргументация (Body) — аргументированное раскрытие проблемы на основе собранного материала. Анализ данных и аргументация должны точно соотноситься с поднятыми в эссе проблемами. Данная часть работы включает соотношение и обобщение других точек зрения с изложением собственной и ее обоснование. В ходе аргументации /
В таблице использованы материалы презентации Гришина И. В., Короткина И. Б. Опыт реализации концепции «академической грамотности» в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. Режим доступа: http://tempus.novsu.ru/flle.php/1/pictures/News/19-23.09.2011.KHmelnickii_/Grishina.ppt (Дата обращения 01.09.2014)
При общении использованы материалы: Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» // НЛО. 2014. № 1 (125). С. 411-414.; Бенедиктова Т. Д. Уроки письма в траснациональной перспективе: опыт Чикагского университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 116119.; Дубина Б. Как писать эссе. Режим доступа: http://www.msses.m/Файлы%20для%20скачивания/ess2012_ak.pdf (Дата обращения 01.09.2014); Короткина И. Б. Академическое письмо. Уч.-метод. пос.: Lambert Academic Publ. 2011. 184 с.; Требования к диссертации и эссе. Режим доступа: http://www.msses.ru/students/requirements/ (Дата обращения 01.09.2014)
рассуждения рекомендуется использовать в качестве иллюстративного материала эмпирические сведения. В данной части работы следует придерживаться строгой структуры и иерархии (от главного к второстепенному, от более к менее важному). Доказательства должны быть сильными, убедительными, взвешенными, эффективными, самостоятельными, непротиворечивыми. Их количество зависит от обсуждаемой проблемы, избранного плана и логики развития мысли. Для выделения главных моментов аргументированного изложения, обозначения его основных пунктов и соблюдения логики в раскрытии проблемы рекомендуется использовать параграфы / подзаголовки (их можно озаглавить). Один параграф / подзаголовок отражает одну главную мысль.
Заключение (Conclusion) — краткое обобщение и изложение основных аргументов. Заключение может содержать также такой важный, дополняющий эссе элемент как указание на применение вашей работы, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Академическое эссе отличает «резкая персона-лизация», рефлексичность, критичность (главная цель — высказать свое мнение, убедительно доказать и аргументировать его), академический стиль, точность, четкость, ясность, богатство мысли, логичность и легкость изложения мыслей (не забывайте, что о вас «судят по тексту»). Объем — от 1 5000 до 4 000 слов.
2) Рекомендации научного сообщества по подготовке и написанию академического эссе.
Критерии оценки:
Знание фактического материала в рамках обсуждаемой проблемы (ее места и роли в контексте современного научного знания), шире — программы подготовки специалитета / бакалавриата / магистратуры; способность построить и доказать собственную позицию на основе приобретенных вами знаний; при этом необходимо помнить, что в гуманитарной сфере не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы. Есть более или менее аргументированные точки зрения.
Качественная подготовка необходимых для эссе материалов (конспекты научной литературы, лекции, записи дискуссий и собственных размышлений, приобретенный опыт) их обобщение и изложение. Лучшей предварительной работой при подготовке эссе является конспект статьи, монографии и т. д.
Что такое конспект? Конспект — это «не анахронизм, а анализ прочтенного» [Дубина], «стратегическое интеллектуальное умение и дисциплина», а «не механический процесс составления краткого изложения» [Требования]. В процессе осознанной и структурированной фиксации рекомендуется обращать внимание на ключевые мысли. В процессе отбора необходимого материала синхронно развивается ваше «понимание теоретических положений и/или эмпирических аргументов» [Требования].
Существует много путей и способов организации подготовительных записей. Наиболее эффективным методом конспектирования видится метод, предложенный специалистами Московской Высшей
школы социальных и экономических наук. Приведем высказанные рекомендации: а) разделите блокнот на две колонки — в левой можно делать конспект того материала, который читаете, в правой — сравниваете содержание данного конспекта с другими фактами, о которых вы «ранее читали, слышали (на лекциях), которые обсуждали на занятиях или в неформальной обстановке, а также с вашими собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту, который вы читаете. Иными словами, вы используете ваши заметки для построения перекрестной ссылки, исходя из собственных соображений, формулировок, данных, а также включая свои собственные комментарии относительно высказываний других» [Требования]. Другой метод: а) проработайте необходимый материал и б) письменно структурируйте его по схеме: проблема — аргументы (аргументация) — примеры — вывод.
Оптимально выбранная стратегия проработки научных источников. Рекомендуется сначала прочитать две или три актуальных, недавно изданных энциклопедических/словарных статьи (в качестве отправной точки), научной статьи, монографии ведущих в данной области ученых («в каждой теме есть крупные имена, которые нельзя обойти молчанием») и дающих ясное представление о трактовках изучаемой проблемы (теория и эмпирические сведения). Стратегическое чтение позволит увидеть ключевые ориентиры по теме (какие существуют дискуссии между исследователями подходы в изучении), что послужит некой основой для направления и развития дальнейшего чтения [Дубина; Требования]. Подбирать специальную литературу лучше всего для каждого раздела. Далеко не все источники заслуживают того, чтобы быть использованными, необходимо прорабатывать наиболее значимые, проверенные и авторитетные. В зависимости от обсуждаемой проблемы количество научных источников — от 15 до 30 [Дубина; Требования].
Предварительное составление подробнейшего плана каждой части эссе — Вступление. Аргументация. Заключение. Продуманный подход к решению проблемы и способ его защиты/аргументации. Корректное использование основных терминов и понятий и оперирование научными данными [Требования].
Четкое обоснование и отстаивание своей позиции. При формировании собственной точки зрения по той или иной проблеме в центре внимания оказывается ваша «способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов» [Требования].
Соблюдение научной этики. Все имеющиеся в работе сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Все случаи плагиата должны быть исключены. Библиографический спи-
сок должен быть оформлен по правилам. См. правила оформления библиографических записей — http://library.petrsu.ru/activity/GOST7.82-2001. shtml, http://library.petrsu.ru/activity/sbo_metod.pdf
Следование нормам и правилам русского языка.
Проверка текста эссе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Подготовьте сообщение на темы 1) «Происхождение и история жанра эссе»; 2) «Понятие эссе: версии и варианты». Предварительно составьте и проработайте библиографический список (15-20 источников).
На основе анализа статей В. Кругликова, К. Зацепина сформулируйте в виде тезисов ответ на вопрос: в чем заключается разница между текстами — эссеистским, научным, философским и публицистическим [Зацепин 2010; 191-201; Кругли-ков 1995: 161-182]?
Познакомьтесь со статьей А. Л. Дмитровского «Жанр эссе: к проблеме теории» [Дмитровский 2013: 37-51] и ответьте на вопросы: 1) в чем разница между жанром эссе и близкими ему жанровыми формами дневника, исповеди, автобиографии? 2) в чем отличие между понятием «образ эссеиста» и «образ автора»?
Прокомментируйте слова А. Эльяшевича: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» [Эльяшевич 1998: 15-19].
Прокомментируйте слова главного героя из незавершенного «романа идей» австрийского прозаика, эссеиста, драматурга Роберта Музиля «Человек без свойств»: «Примерно так же, как эссе чередою своих разделов берет предмет со многих сторон, не охватывая его полностью, ибо предмет, охваченный полностью, теряет вдруг свой объем и убывает в понятие, — примерно так же следовало, считал он, подходить к миру и к собственной жизни. Ценность какого-либо действия или какого-либо свойства, даже их сущность и природа зависят, казалось ему, от обстоятельств, которые их окружают, от целей, которым они служат, одним словом, от устройства целого, к которому они принадлежат» [Музиль 1994: 291].
Какие признаки литературно-художественного эссе иллюстрируют следующие примеры: a) М. Бланшо из книги «Пространство литературы»: «Чарующее царство безвременья» — о литературе; А. И. Введенский из книги «Серая тетрадь»: «Оно пупок, оно тень листа, оно скольжение по поверхности» — о пограничном состоянии между жизнью и смертью; b) Ш. Абдуллаев из эссе «Поэзия и местность»: «пространство неминуемо разлито в наблюдателе», «взор моментально застревает в собственной распахнутости», отклик упирается в отклик», «Монета выпала из рук, покатилась в угол комнаты и лишь там догнала себя». Приведите другие примеры из зарубежной и отечественной эссеистики и прокомментируйте их.
Познакомьтесь с зарубежной и отечественной эс-сеистикой (см. европейская, американская, русскоя-
зычная линии жанра — основные имена) и обсудите ее тематику и специфику поэтики на семинаре.
Изучите a) дополнительные рекомендации автора и разработчика курсов Academic Writing (на анг. яз.) и «Академическое письмо» (на рус. яз.) И. Короткиной о том, каким образом можно организовать идеи в эссе и сформулировать гипотезы, какими должны быть его структура и язык; b) статью Г. Н. Немца о логических основах эссе, способствующих созданию предварительной концепции текста. c) статью К. А. Зацепина об определении жанровой формы эссе в параметрах художественного. Сделайте полезные для себя выписки, попытайтесь осмыслить и апробировать рекомендации на практике [Короткина 2011; Немец 2012: 48-53; Зацепин 2005: 77-80].
Познакомьтесь с академическими работами: М. Эпштейна [Эпштейн 1987] и В. И Новикова [Новиков 2000: 125-130; Новиков 2013: 88-92]. Какие новые возможности жанра академического эссе вы для себя открыли? Оформите свои наблюдения письменно в виде заметки, конспекта и обсудите на семинаре.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание № 1. Академическое эссе. Эссе
Е. М. Ивановой «Теория травмы — первое знакомство»
Прочитайте текст академического (магистерского) эссе Е. М. Ивановой «Теория травмы — первое знакомство», в котором отразилась рефлексия автора на проблему травмы в жизни человека (см. Текст 1). Эссе было написано по материалам авторского курса лекций д.ф.н., проф. Е. Г. Трубиной «Травма, память, нарратив», прочитанного в рамках магистерской программы по специальности «Ген-дерные исследования» в Европейском гуманитарном университете.
Ответьте на следующие вопросы:
В чем заключаются проблемность, «изюминка» и значимость эссе?
Насколько логических и причинно-следственных частей можно условно разделить данный текст?
1) Каким образом формируется основной тезис-проблема эссе? 2) Какие аргументы использует автор в ходе его иллюстрации? 3) В чем особенность итоговой части работы?
Как бы вы охарактеризовали авторский стиль?
Проанализировать суждения Е. М. Ивановой о значении травмы, выскажите свою точку зрения по поводу обсуждаемой проблемы. В чем обнаруживается сходство вашей позиции с позицией автора эссе? В чем отличие? Аргументируйте собственную позицию. Оформите свой ответ письменно в форме тезисов.
Прослушайте лекцию по курсу «История русской литературы XX—XXI вв.» на тему «Культурная и историческая травма в современной русской литературе». По материалам лекции и рекомендованных научных источников подготовьте академическое эссе (№ 1), в котором бы вы a) поделились об
услышанных на занятии новых знаниях о феномене травмы, задали вопросы преподавателю; Ь) отразили собственные суждения. Лекция — своеобразный «толчок». Тема и концепция эссе формируются самостоятельно. Необходимо соблюдать правила научной этики. Объем 3 000—4 000 слов.
Изучив рекомендованную вам научную и художественную литературу, подготовьте эссе (№ 2) по проблеме «Культурная и историческая травма в современной русской литературе». Тема и концепция эссе формируются самостоятельно. Рекомендации — в работе должны быть отражены следующие моменты: а) специфика осмысления природы травмы в русской литературе и ее причины; Ь) авторские стратегии описания травмы; с) своеобразие метафорики травмы. Необходимо соблюдать правила научной этики, объем 3 000—4 000 слов.
Проведите подробный самоанализ эссе. Обсудите выполненную работу с преподавателем на индивидуальной консультации. Учитывая высказанные им рекомендации и «ошибки», переделайте ее и сдайте снова на проверку.
Используя предложенную выше схему анализа академического эссе, подробно обсудите работы своих однокурсников в группе.
Текст 1. Эссе Е.М. Ивановой «Теория
травмы — первое знакомство»4
Весь опыт каждой человеческой жизни (своей или окружающих) так или иначе, всегда связан с травмой, с травмирующими событиями. Не всегда это понятно, пока трагедия не коснется лично. Ведь человеку так трудно слушая, услышать другого. Услышать — и значит понять, понять не разумом, но всем своим существом. Как будто травма позволяет открыть в человеке, его психике нечто новое, доселе неизвестное. Как будто проникая через глаза «внешние», физические, она раскрывает глаза «внутренние», психические. Наверное, поэтому часто именно те, кто пережили травму, но нашли в себе силы перейти с «языка смерти» на «язык жизни», т.е. услышать этот императив жить (в котором и состоит смысл внутреннего возврата к травмирующему событию снова и снова) посвящают свои жизни помощи другим «потерпевшим». Такие люди не только помогают подвергшимся травмирующим событиям изжить их травму, но и тем, кто лишь слышал о ней. Во-первых, это позволяет узнать больше о человеческой психике вообще, во-вторых, это обогащает каким-то жизненным опытом (пусть и не личным), а, значит, в определенной мере подготавливает человека к возможной встрече с травмой, что тоже не маловажно. И, в-третьих, позволяет каждому познать себя и, быть может, найти в себе то, что «мешало», но не было понято до конца.
Знакомство с теорией травмы было, несомненно, интересным в познавательном плане, но больше оно поразило тем, что стало своеобразным «пусковым механизмом» для воспоминания обо всех тех
Благодарю Е. М. Иванову за предоставленный текст эссе на рус. яз. «Теория травмы — первое знакомство». Текст публикуется с согласия автора.
размышлениях, ситуациях и беседах, которые касались темы травмы и толчком к новым. Как будто кто-то собрал все книги одного автора и поставил их на одну полку, а полку подписал — и всем стало удобнее ими пользоваться. «Полка», на которую все объединилось, получила название «Травма». А «книги» на нее попали даже такие, о которых я и понятия не имела, что они у меня есть, и такие, которые я бы и не подумала объединить «Травмой».
Несколько идей, услышанных на лекциях, меня поразили. Например, идея о том, что травма, механизм травмы — это тот шанс, который дан нам психикой, чтобы выжить. Тот защитный механизм, который «включается», когда наше сознание не способно постичь реальность, пройти сквозь шок от встречи со смертью или катастрофическими для индивида событиями. В таком случае осознание этого факта должно изменить отношение к травме, как к негативному явлению, пугающему и бессмысленному. Страдания, которые причиняются повторением, характерным для данного явления, не мучение или наказание, а призыв к новому, призыв к жизни с новым смыслом, которые только и может быть постигнут таким образом. Смерть (реальная или символическая), с которой сталкивается сознание в результате травмирующего события, — это то, что должно оттенить Жизнь, сделать ее краски более яркими к восприятию, показать всю ее красоту и желанность, но одновременно хрупкость и быстротечность, а значит и необходимость ее защиты.
Каждая лекция вызывала много вопросов, на которые я пыталась ответить сама, размышляя по дороге домой, либо, обсуждая с Вами. Каким-то из моих предположений я находила подтверждение в разговоре с Вами или на Вашей следующей лекции — оказывалось, что надо было лишь немного подождать и дослушать лекции до конца.
Особое чувство у меня вызвали размышления о тех муках и страданиях, которые испытывают люди при травме. Может ли травма быть изжита до конца? Насколько это возможно? Кто может помочь человеку пройти через травму, услышать призыв «Жить!»? Мы говорили о том, что человек сам не справляется с этим, ему нужна помощь. Мне бы хотелось перефразировать Вашу реплику. Только сам человек может с этим справиться, но ему нужна помощь, толчок. Необходима помощь психоаналитика либо просто сочувствующий и внимательный слушатель. Но понятно, что не любой может стать именно тем Слушателем, который поможет. Травму можно проговорить, и даже не один раз, но существенно ничего не измениться. Но достаточно то же самое рассказать определенному человеку и достаточно услышать от него/нее одну фразу, чтобы все сдвинулось с «мертвой точки», что бы обрести тот особый слух, который услышит голос травмы, и обнаружить в себе ту силу воли, которая заставит жить. Я думаю, нет определенного правила определения именно тех людей. Но есть какой-то закон, такой же защитный механизм, как и сама травма, который «сводит» нас именно с теми, необходимыми нам людьми. (Либо «сознательно» не «сводит», что тоже имеет свое обоснование).
Но особую боль приносит и сама необходимость проговаривания своей травмы, перевода ее в язык.
Я вспомнила несколько случаев, когда травмирующие события в языке выражались в грубых, жестких словах. И возникало ощущение, что эти слова причиняют дополнительную боль, но одновременно и облегчение. Как будто именно от причинения нового страдания становилось легче. Быть может, эта новая боль отодвигала, заслоняла — хотя бы на миг — старую, истинную, причинную рану. Казалось, привычные, обычные слова не могли быть использованы, они не могли выразить/отразить всего (боли, страха, страданий, всех оттенков) их ситуации, ситуации травмы. Это состояние похоже на состояние немоты, насильственного молчания. Когда очень хочется сказать, а слов, с которыми боль можно вытолкнуть во вне, нет, они потеряны, забыты, осталось лишь легкое воспоминание о них, которое как паутина — его невозможно ухватить. Но молчание это — лишь внешнее, физическое. А внутри идет разговор, похожий на крик, что бы быть услышанным. «Говоришь», а звуки не выходят. И это новое мучение. Чувствуешь, что надо проговорить, выговорить свое гнетущее, чтобы открыть его и понять. Но «слушателя» нет, и травму не выпустить, не отпустить. Вернее он/она есть, но не слышит — ведь не словами говоришь. А если и словами, то все равно сложно быть понятым/понятой. Ведь хотя травме надо быть высказанной словами, суть ее словами же и закрывается — одни и те же слова могут по-разному пониматься. И получается: слушаем, но не слышим. И возможно такое нарочитое употребление несвойственных какому-то человеку слов, грубых, жестких, резких — это способ быть услышанным. И тут урок и тем, кто слушает, урок понимания и сочувствия.
ЛИТЕРАТУРА
Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» // НЛО. — 2014. — № 1 (125). — С. 411-414.
Алендеев П. В. Эссеистический тип текста в контексте особенностей современной науки // Известия Рос. гос. педаг. унив. им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 16. — № 40. — С. 17-20.
Антипов Г. А., Донских О. А. Эссе об эссе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 1. — С. 43-50.
Бакин Е. В. Центр академического письма: опыт создания // Высшее образование в России. — 2013. — № 89. — С. 112-116.
Бузальская Е. В. Эссе: общая типология жанра // Вестник Орловского гос. унив. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 5 (34). — С. 123-125.
Венедиктова Т. Д. Уроки письма в транснациональной перспективе: опыт Чикагского университета // Высшее образование в России. — 2013. — № 8-9. — С. 116-119.
Владимиров И. Философское эссе о науке // Философия хозяйства. — 2007. — № 1. — С. 300-301.
Гришина И. В., Короткина И. Б. Опыт реализации концепции «академической грамотности» в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. — Режим доступа:
http://tempus.novsu.ru/file.php/1/pictures/News/19-23.09.2011.KHmelnickii_/Grishina.ppt.
Губин В. А. Эссе о кризисе: Острый преодолимый кризис // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 4. — С. 370-372.
Дмитровский А. Л. Эссе как жанр публицистики: дис. ... канд. филол. наук. — СПб., 2002. — 23 с.
Дмитровский А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 3 (24). — С. 37-51.
Дубина В. Как писать эссе. — Режим доступа: http://www.msses.rUФайльIo/o20дляo/o20скачивания/ess2012_a k.pdf (Дата обращения 01.09.2014).
Занина Е. Л. Английский язык. Эссе: темы и аргументы. — М., 2011. — 512 с.
Зацепин К. А. Жанровая форма эссе в параметрах художественного // Вестник СамГУ — 2005. — № 1 (35). — С. 77-80.
Зацепин К. А. Мыслить литературой или эссе как художественный феномен // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». —
2007. — № 2. — С. 195-209.
Зацепин К. Эссе: от философии к литературе // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 191-201.
Зыкова Е. П. Опыты М. Монтеня и проблема зарождения жанра эссе // Филологические науки. — 1980. — № 4. — С. 14-21.
Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. — М.,
2008. — 181 с.
Климов Л. А. Проблемы жанровой поэтики эссе И. А. Бродского // Язык и культура - основа общественной связности. — СПб., 2007. — Ч. 2. — С. 14-28.
Королева О. А. Жанр эссе в творчестве Ч. Лэма (На материале «Очерков Элии») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 1 (2). — С. 137-139.
Короткина И. Б. Академическое письмо. Уч.-метод. пос. — Lambert Academic Publ., 2011. — 184 с.
Короткина И. Б. Академическое письмо: новые события, новые перспективы // Высшее образование в России. — 2013. — № 8-9. — С. 99-100.
Кругликов В. Возможности эссеизма в понимании культуры // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. — М., 1995. — С. 161-182.
Кузмина Е. С. Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения // «Magister Dixit»: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — 2014. — № 2 (14). — С. 6.
Ларионова Н. К. Эссе как особый жанр школьного сочинения // Сибирский учитель. — 2010. — № 72. — С. 34-42.
Музиль Р. Человек без свойств / Пер. с нем. С. Апта. — М., 1994.
Муллагалеева О. И. Педагогическое эссе: разговор наедине // Химия в школе. — 2006. — № 9. — С. 2-3.
Немец Г. Н. К вопросу о логическом методе в эссеи-стике // Вестник Адыгейского гос. унив. Серия 2. Филология и искусствоведение. — 2012. — № 3 (105). — С. 4853.
Новиков В. И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики // Медиаскоп. — 2012. — № 2. — С. 1.
Новиков В. Роман русского литератора с итальянским языком (академическое эссе)» // Мат-лы межд. науч. конф. «Диалог культур: "итальянский текст" в русской литературе и "русский текст" в итальянской литературе». — М., 2013. — С. 88-92.
Новиков В. Бродский — Соснора — Кушнер: Академическое эссе // Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность. — СПб., 2000. — С.125-130.
Пугачева О. В. Лингвистические аспекты жанра эссе в публицистическом дискурсе // Вестник Брянского гос. университета. — 2011. — № 2. — С. 344-346.
Ратькина Т. Э. Никому не задолжав ... Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского. — М., 2010. — 232 с.
Румянцева Л. Н. Используем литературно-физические эссе // Физика в школе. — 2007. — № 3. — С. 53.
Семина В. В. Особенности классификации эссе в дискурсе. — Режим доступа: Ы1р://птс-rybnoe.narod.ru/Li4nie_str/Semina/raznoe/osbennosti_i_klass _esse.doc (Дата обращения 01.09.2014).
Синченко Г. Ч. Парадокс правоблюстителя. Фило-софско-правовые эссе. — Омск, 2010. — 203 с.
Социология и социологическая эссеистика. — М., 2005. — 256 с.
Требования к диссертации и эссе. — Режим доступа: http://www.msses.ru/students/requirements/ (Дата обращения 01.09.2014).
Тупик Н. В. «Несколько» — это сколько? (Математическое эссе) // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 4. — С. 55-57.
ШестакВ. П., ШестакН. В. Формирование научно-исследовательской компетенции и «академическое письмо» // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 117.
Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики. — М., 2012. — Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/shestjorkina.htm (Дата обращения 01.09.2014).
Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. — 1998. — № 4. — С. 15-19.
Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX—XX веков. — М., 1988. — 416 с.
Эпштейн М. Эссе об эссе. — Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/esse_esse.html (Дата обращения 01.09.2014).
Эпштейн М. Клуб эссеистов и коллективная импровизация: творчество через общение (Из интеллектуальной истории 1980-х) // НЛО. — 2010. — № 104. — С. 223-235.
Данные об авторе
Минеева Инна Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета. Адрес: 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33. E-mail: InnaV2003@yandex.ru
About the author
Mineeva Inna Nikolaevna is a Candidate of Filology, Associate Professor of Filology Department of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk).