Научная статья на тему 'Лирическое волшебство природы в творчестве Всеволода Петрова-Маслакова'

Лирическое волшебство природы в творчестве Всеволода Петрова-Маслакова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
живопись / природа / лирический пейзаж / личность художника / В. М. Петров-Маслаков. / painting / nature / lyrical landscape / artist’s personality / Vsevolod Petrov-Maslakov.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бундин Юрий Иванович

В статье рассматривается творчество известного петербургского живописца В.М.Петрова-Маслакова, раскрываются особенности его изобразительного стиля, образных решений и композиционных приемов, показывается тесная взаимосвязь с личностью художника и его духовным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lyrical Magic of Nature in the Work of Vsevolod Petrov-Maslakov

The work of the famous Petersburg painter V. M. Petrov-Maslakov is considered, the features of his pictorial style, solutions of images and compositional techniques are revealed, the close relationship with the artist’s personality and his spiritual world is shown.

Текст научной работы на тему «Лирическое волшебство природы в творчестве Всеволода Петрова-Маслакова»

УДК 75.03

Ю. И. Бундин

Лирическое волшебство природы в творчестве Всеволода Петрова-Маслакова

В статье рассматривается творчество известного петербургского живописца В. М. Петрова-Маслакова, раскрываются особенности его изобразительного стиля, образных решений и композиционных приемов, показывается тесная взаимосвязь с личностью художника и его духовным миром. Ключевые слова: живопись; природа; лирический пейзаж; личность художника; В. М. Петров-Маслаков.

Yury Bundin

Lyrical Magic of Nature in the Work of Vsevolod Petrov-Maslakov

The work of the famous Petersburg painter V. M. Petrov-Maslakov is considered, the features of his pictorial style, solutions of images and compositional techniques are revealed, the close relationship with the artist's personality and his spiritual world is shown.

Keywords: painting; nature; lyrical landscape; artist's personality; Vsevolod Petrov-Maslakov.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Для того чтобы живописать природу, надо вжиться в нее, прорасти ею, прочувствовать ее тонкие вибрации и услышать их

отзвуки в своем сердце. Известная система Станиславского об искусстве актера вполне применима к творчеству живописца, к его способности воспринять предустановленную гармонию в художественном познании окружающего мира и себя в нем, будь то лирический пейзаж, парадный портрет, историческая драма или хроники повседневности. именно такие слова первыми приходят на ум, когда знакомишься с творчеством известного петербургского художника Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова.

Пейзаж - отдельный и особый жанр живописного искусства, овладеть которым дано далеко не каждому художнику. Всегда существует соблазн соскользнуть в сторону декоративной иллюстративности, которая неумолимо ведет к утрате смысла этого жанра, его вырождению в самоцель творчества. В то же время, пейзаж - это прежде всего выражение любви к Родине, к ее главному и неиссякаемому богатству - родной природе. Именно из этого проистекает выбор художником образных живописных средств.

Искусством пейзажа невозможно овладеть в мастерской: для этого надо жить в природе и самому быть неотъемлемой частью природы, быть человеком неравнодушным к ней, романтиком и бескорыстным авантюристом. В. М. Петров-Маслаков родился и вырос в Ленинграде, мальчишкой пережил блокаду, после войны закончил среднюю художественную школу и творческую мастерскую В. М. Орешникова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его, городского пацана с Московской стороны, навсегда связал с природой отец. Так уж случилось, и, наверное, это была предтеча творческой судьбы, отец болел туберкулезом. Будучи врачом и понимая, что нужно чаще и больше бывать на свежем воздухе, увлекся охотой и приучил к ней сына.

К охоте можно относиться по-разному. Один видит в ней промысел, другой - развлечение, приятное времяпрепровождение, третий - «убегает от забот». И только художник, щедрый душой, «едет за туманом и за запахом тайги», ищет свой «край вдохновения», свою единственную живописную музу. Таков В. М. Петров-Маслаков.

Природа - суровая и строгая на Крайнем Севере, в тундре и тайге, за тысячи километров от городской суеты, расцвеченная бликами осенних охристых дождей и розовых весенних туманов; мягкая и скупая в родных краях Северо-Запада России, с ее характерными серо-лиловыми и сине-коричневыми тонами, весенними проталинами и осенними ледоставами, перемежающимися буйной палитрой красно-зеленого короткого лета, - альфа и омега творчества художника.

Немногие портреты жителей Крайнего Севера - тоже скорее своеобразный пейзаж, чем собственно портрет, это звучащая симфония природы, в которой солирует неразрывно связанный с ней человек. Это и «Охотник с мыса Биллингс», и «Вечер (Чукотка)», и «Песня эвенка». Даже в таких казалось бы чисто жанровых композициях, как «Пути-дороги», «осенняя тропа», не говоря уже о «Заповедное Беломорье» или «Тропа вдоль реки», прежде всего воспринимаешь природу, а уже потом прочитываешь сюжет.

Художник удивительно точно пластически вписывает человека в природный ландшафт, его мелодии и ритмы, делает его соучастником промокшей пожухшей листвы («осенняя тропа»), усталой сырости осени («Пути-дороги»), тревожно-звонкого гомона чаек («Заповедное Беломорье»). А природа, проникаясь человеческой душой, отвечает взаимностью и оживает: становятся слышимыми биения сердец встревоженных чаек и гулкое громогласие морских волн, разбивающихся о береговой гранит («Заповедное Беломорье»), звонкая перекличка речных перекатов («Тропа вдоль реки»), трепетная мелодия багряных листьев под сенью осенних дождей («осенняя тропа»), цветочное щебетанье необозримых просторов тундры, оживающей после зимней спячки.

Классическим примером пейзажа В. М. Петрова-Маслакова может служить картина «Заповедное Беломорье». Композиционный центр - гнездо чайки на каменистом выступе берега моря. Встревоженные птицы заполняют собой пространство холста, со всех сторон влетают в него, стремятся защитить свой дом от непрошеных гостей. Контрапунктом этому звучит квадратная форма холста, спокойная вода, неспешные и нежно-бережные фигуры

девушек-оринтологов, пластика которых архитектонична формам каменистой береговой местности и ритмически, вкупе со скупой палитрой и тонким колоритом, завершает всю композицию.

Особенность картин художника - в нескольких композициях, наслаивающихся друг на друга на холсте. Таким образом время обращается в пространственную координату и становится ощутимым. Протяженность и продолжительность события сливаются в единую сущность в четырехмерном мире пространства-времени. Это хорошо видно на картине «Пути-дороги», где первый план сферической композиции отдыхающих у костра геологов разворачивается на фоне обратной перспективы группы тех же персонажей, еще двигающихся к этому бивуаку. Двухслойная композиция делает пластические формы подвижными, текучими в бесконечном кружении времени. Эффект подвижности усиливается фактурным мазком различной интенсивности и направленности, который дает зернистую микротень, вибрирующую синхронно с изменением освещенности.

Проводя различия между графикой и живописью, о. Павел (Флоренский) писал, что первая призвана передать движение, вторая - ощущение. Инструментом графики служит линия, живописи - пятно [3]. Продолжая эту идею на примере творчества В. М. Петрова-Маслакова, можно заключить, что различное сочетание чисто графических и чисто живописных приемов, с использованием всего арсенала изобразительных средств - формы, цвета, света, палитры, колорита, контраста, ньюанса и техники мазка, - позволяет восходить от абстрактного к конкретному, выражать ощущение движения, показывать событие в единственной, только ему присущей интонации, во всем многообразии обертонов.

Не случайно значительное число полотен автора имеет развернутый по горизонтали, необычно увеличенный размер, призванный подчеркнуть динамизм представленного сюжета, вечное движение жизни («На Свири»). Графический ритм прибрежного леса в контрасте с практически монохромными пятнами фона неба и реки, с летящей в геометрическом центре композиции уверенно

выписанной парой лебедей создает впечатление живого стоп-кадра, готового вновь продолжить полет гордых птиц, являющих собой вечную преданность и любовь.

Творчество В. М. Петрова-Маслакова сродни иконописи: каждое событие представлено как центр мироздания, как «пуп земли», в котором, как в капле воды, отражаются вечные духовные ценности. Герои его полотен - неотъемлемая часть целостного мира, словно телесная проекция светлых и непорочных душ, живущих, в своей нетленной плоти, одновременно в двух мирах: горнем и дольнем.

Острое чутье охотника и живописный глаз художника, резонируя, выхватывают удивительные по красоте мгновения бытия природы. Художник пишет то, что его изумляет: чистые краски нетронутой природы, прозрачный воздух, дивный колорит цвета гор, зеленых долин, бурных потоков, скуластых скал, таежных россыпей осенних листьев в вересковых лесах и разливах брусничных соков. Впечатляет убедительность красочных решений, декоративных по своей природе и в тоже время лишенных декорационной впечатлительности.

Собака - друг человека, «самый человечный человек» - частый герой его картин. И это тоже следствие увлечения охотой. Вот усталый вожак в картине «Вечер (Чукотка)», стерегущая его сон самка с нежным взглядом вечной спутницы, рядом выросший, но еще юный душой щенок, сидящий рядом с дремлющим отцом. Удивительно живые по почти человеческой пластике и взглядам, в которых угадываются гендерные собачьи различия, они являют собой мир, в котором все взаимосвязано и дополняет друг друга, образуя непреходящее единство жизни.

Определенное исключение из общего контекста творчества художника составляет небольшая серия работ, посвященных Великой Отечественной войне, которую он видел школьником в блокадном ленинграде, слышал воем немецких фугасов, всем телом ощущал мертвецкую тишину пустынного города, смерть и страдания его защитников. каждая из работ - воспоминания детства, связанные с судьбой художника и переосмысленные много лет спустя. Портрет тети даши, которая спасла от голодной смерти, деля хлеб, маму

будущей жены художника. одинокий ветеран, с узнаваемыми чертами отца художника - хирурга, умиравшего в первый год блокады в больнице и усилиями знакомых мобилизованного прямо на носилках в военный госпиталь, что спасло ему жизнь. Как символ непокоренной отчизны, плотно вросший в ледяное пространство холста, посиневший вместе со всем городом в своем яростно-неприступном до судорог напряжении противотанковый еж («Пулковский меридиан»).

Как очень тонко подметил известный искусствовед А. Ф. Дми-тренко, «образы, созданные художником, сродни его характеру, за сдержанностью и внешней строгостью которого проявляется доброе, по-своему даже трогательное» [2, с. 5]. «Люди, пространства и краски россии, ее дивные пейзажи» - смысл и содержание творчества живописца, вторит ему друг художника по изобразительному цеху Э. В. Козлов [2, с. 7].

В картинах В. М. Петрова-Маслакова нет ни будней великих строек, ни драматических надрывов истории, ни изощренной самовыразительности «записного гения», характерных для многих его современников. Есть тонкая лирика философа, есть природы волшебство, есть вечное кружение жизни. Есть звездные миры Заполярья, цветения тайги и тундры карусели. Художник-философ строит проекции трансцендентных горизонтов бытия в наш бренный мир и раскрывает его непреходящие ценности. Мы чувствуем, ощущаем всем телом космические коммуникации бытия и в «Песне эвенка», и в «Вечере (Чукотка)», и во многих других завораживающих портретах природы и человека в ней.

Художник - поэт. В его творчестве - ритм стиха-сказания о землях на краю Ойкумены, там, где в недоступных для человеческой цивилизации и не тронутых ею измерениях бьет неиссякаемый источник всего живого на земле, там, где космические пульсации горнего Духа проникают в наш дольний мир. Силовые поля произведений В. М. Петрова-Маслакова притягивают зрителя, не оставляют его равнодушным, делают соучастником творчества, духовно очищают и возвышают над бренностью повседневной суеты. «Личность творца запечатлевается в художественном об-

разе. Чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение» [1, с. 171]. Таков народный художник России Всеволод Михайлович Петров-Маслаков.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Русь-Олимп ; АСТ ; Астрель, 2005. 829 с.

2. В. М. Петров-Маслаков. Природы вечный зов : каталог выставки. Санкт-Петербург, Выставочный центр С.-Петерб. Союза художников, 19 окт. - 12 нояб. 2000 г. СПб. : СПбСХ, 2000. 15 с.

3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М. : Прогресс, 1993. 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.