УДК 359 (091)
DOI:10.24411/2658-3437-2019-11013
Олейник Мария Сергеевна, искусствовед, научный сотрудник. Центральный военно-морской музей, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69А. 190000. [email protected]
Oleinik, Maria Sergeevna, art historian, researcher. Central Naval Museum, Bolshaya Morskaya ul., 69A, 190000 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]
«ВДОХНОВЛЕННЫЕ МОРЕМ».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ-МАРИНИСТОВ МАСТЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННО-МОРСКОГО МУЗЕЯ
"INSPIRED BY THE SEA THE ACTIVITY OF MILITARY ARTISTS-MARINISTS OF THE WORKSHOP OF CENTRAL NAVAL MUSEUM
Аннотация. В статье рассматривается история создания и деятельность Мастерской художников-маринистов Центрального военно-морского музея (ЦВММ). Руководителем мастерской является И. Н. Деменьтьев. В состав мастерской на сегодняшний день входят скульптор З. Г. Абашвилли, живописцы А.А. Алешин, С. А. Макаров, М. В. Петров-Маслаков, В. П. Яркин, графики В. И. Овчинников и А. А. Тронь. Творческий коллектив работает в жанре морского пейзажа, создает произведения искусства на исторические и современные темы. Важным условием их создания является не только мастерство художников, но и научный подход к изображаемой военной технике, вооружению и обмундированию. Для художников музея это возможность на основе документальных источников и моделей кораблей создать исторически правдивые произведения искусства. Большая часть произведения художников мастерской экспонируется в ЦВММ и его филиалах, являясь ее неотъемлемой частью.
Ключевые слова: Центральный военно-морской музей; музей; маринистика; Дементьев; Абашвилли; Алешин; Макаров; Овчинников; Петров-Маслаков; Тронь; Яркин.
Abstract. In the article, the author examined the history and the activity the Workshop of marine painters of Central Naval Museum. I. N. Dementiev is the head of the Workshop. The Workshop includes the sculptor Z. G. Abashvilli, the painters A. A. Aleshin, S. A. Makarov, M. V. Petrov Maslakov, V. P. Iarkin, the graphic artists V. I. Ovchinnikov and A. A. Tron'. The creative team works in the marine genre, creating art works on historical and contemporary themes. The researcher underlined that the important part of such pieces of art is not only mastership of the artists, but also the scientific approach to the depicting of military equipment, weapons and uniforms. For the museum artists, this is the opportunity to create historically authentic works of art based on documentary sources and ship models. The exposition of Central Naval Museum and its branches presents most of the Workshop of the marine painters creative production which is the integral part of its collection.
Keywords: Central Naval Museum; museum; marinistic; Dementiev; Abashvilli; Aleshin; Makarov; Ovchinnikov; Petrov-Maslakov; Tron';
Романтика флотской жизни, жажда приключений и открытий множество жанров и направлений. С изменениями в государ-всегда увлекала за собой людей, а живопись и графика в свою ственной национальной политике Российской Федерации на пе-очередь становились зеркалом действительности. В совре- риод до 2025 г. «патриотизм, служение Отечеству...» выделяется менном изобразительном искусстве сосуществует огромное в отдельную национальную идею [15]. Таким образом, особенно
Илл. 1. С. Г. Пен. Строительство потешной флотилии Петром I на Плащеевом озере. 2005. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Илл. 2. И. Н. Дементьев. Линейный корабль «Святой Евстафий Пла-кида» в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 2018. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
актуальным сегодня является развитие морского пейзажа и батального жанра.
Целью данного исследования является изучение истории и творческого наследия Мастерской военных художников-маринистов Центрального военно-морского музея (далее ЦВММ), где художники в своих произведениях не только раскрывают исторические темы, но и создают сегодня «художественную документацию» действующего Военно-Морского Флота.
История создания ЦВММ наиболее полно приводится А. Л. Ларионовым, С. Ю. Курносовым, Р. Ш. Нехаем, С. Д. Климов-ским в монографии «История Центрального военно-морского музея. 1709-2019» [8]; развитие маринистки, вместе с творчеством художников Морского ведомства исследуется В. Б. Морозовой в альбоме «Морская слава России» [10], К. П. Губером, А. А. Тронем в книге «Морской музей России» [3], в статье О. К. Цеханов-ской «Морской пейзаж от Айвазовского до Бенуа» [16]. Тем не
Илл. 3. А. А. Тронь. Приход первого иностранного судна в Санкт-Петербург 1703 г. 2003. Картон, смешанная техника. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
менее, история создания и деятельности Мастерской военных художников-маринистов, менявшей свое подчинение и название на протяжении более шестидесятилетней истории несколько раз, в отечественном искусствознании изучена недостаточно полно. В 2002 г. была опубликована статья В. А. Печатина в каталоге выставки «Летописцы Флота России. 50 лет студии художников маринистов ВМФ» [13], а также отдельные монографические статьи, посвящённые творчеству художников-маринистов Мастерской.
Особенно важным является тот факт, что художники мастерской ЦВММ являются приемниками традиций, заложенных И. К. Айвазовским (1817-1900), А. П. Боголюбовым (1824-1896),
A. К. Беггровым (1841-1914), Л. Д. Блиновым (1867-1903). С введением при Главном морском штабе должности художника в 1844 г. разрабатывались сюжеты на морскую тему, активно развивались жанры «портрет корабля», «морская баталия». Вплоть до начала ХХ в. ведется активное освоение новых земель, изучение морей и Мирового океана. Морские офицеры в этих походах выполняли многочисленные зарисовки, что было востребовано при составлении альбомов-отчетов с изображением военных портов, фиксации фортификационных сооружений, жилых и хозяйственных построек Морского министерства Российской империи.
Полноценная работа как профессиональных художников, так и художников-офицеров в Морском ведомстве прекратилась после Октябрьского переворота 1917 г. Лишь в 1930-е гг. это забытое правило было вновь востребовано. Начали работать такие художники, как Н. Е. Бубликов (1871-1942), Г. В. Горшков (1907-?). Во время Великой Отечественной войны в батальном жанре начинается новый виток развития. В коллекции ЦВММ хранятся многочисленные графические листы 1941-1945 гг. — рисунки
B. Г. Старова (1925-2013) с изображением военных действий на Балтийском море, альбомы акварельных этюдов с изображением кораблей Краснознаменного Балтийского флота, выполненные
C. С. Боимом (1899-1978), Я. Д. Ромасом (1902-1969).
Студия художников-маринистов организована по приказу № 236 от 10 сентября 1952 г., подписанному военно-морским министром, адмиралом Н. Г. Кузнецовым [1, с. 8]. В ее состав были зачислены художники, знающие и любящие морской жанр и Военно-Морской Флот. Общее руководство осуществлялось
Илл. 4. М. В. Петров-Маслаков. Подводные лодки в базе Владивостока 1905 года. 2005. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Главным политическим управлением ВМФ. Перед студией были поставлены следующие задачи: средствами изобразительного искусства отражать историю, героические подвиги военных моряков прошлого, жизнь, быт и боевую подготовку современного Военно-Морского Флота, вести средствами изобразительного искусства пропаганду Военно-Морского Флота среди советского народа и воспитывать личный состав флота в духе беспредельной преданности своей Родине, создавать талантливые произведения изобразительного искусства, повествующие о подвигах моряков, для экспозиций военно-морских музеев страны, исполнять высокохудожественные копии с картин маринистов-классиков для украшения интерьеров культурно-просветительных учреждений флота и вновь строящихся боевых кораблей.
Студию возглавил М. И. Авилов (1882-1954), и в ее состав вошли живописцы: Л. П. Байков (1918-1994), С. Ф. Бабков (1920-
1993), А. С. Бантиков (1914-2001), А. И. Васильев (1917-1994),
A. А. Ефимов (1905-1964), Б. Г. Ершов (1917-1996), А. Г. Еремин (1919-1998), Г. А. Калинкин (1915-1983), В. А. Печатин (19202006), К. М. Соболевский (1908-1970), график Н. Т. Куликов (1910-1985) и скульптор В. С. Чеботарев (1915-1992). Особенно важно, что с флотов были приглашены самодеятельные художники — мичманы
Б. М. Бельтюков (1926-?) и А. Н. Вощинин (1929-?). Деятельность копиистов сменилась авторской работой. Бывшие мичманы были приняты в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ) [13, с. 8].
В 1954 г. студия была объединена с московской студией военных художников имени М. Б. Грекова. В этот период довлеющей тенденцией стала пропагандистская деятельность на флотах, частях ВМФ и подразделениях Советской Армии. В это время художники-маринисты Ленинграда создали ряд значительных произведений живописи и графики, вошедших в экспозиции Центрального военно-морского музея и других музейных собраний страны. «С 1952 по 1963 г. за более чем 10-летний период существования студии художников-маринистов было создано больше 300 больших тематических картин, около 250 авторских эстампов, общий тираж которых составил без малого 3000 листов, почти 150 высокохудожественных копий с работ известных маринистов прошлого, около 50 скульптурных произведений» [13, с. 12].
В декабре 1962 г. приказом начальника Студии военных художников имени М. Б. Грекова ленинградская студия была распущена, а ее офицерский состав демобилизован. Художник
B. А. Печатин в феврале 1963 г. направляет секретарю ЦК КПСС Л.Ф. Ильичеву и Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу флота С. Г. Горшкову письма, в которых излагает обоснования необходимости восстановления в интересах Военно-Морского Флота творческой организации художников-маринистов.
По решению Главнокомандующего в марте 1963 г. [13, с. 12] студия художников-маринистов была создана на базе ЦВММ. Главной задачей художников обновленной студии становится создание произведений изобразительного искусства для экспозиции ЦВММ, а также исполнение высокохудожественных копий с картин маринистов прошлого для интерьеров культурно-просветительных учреждений Военно-Морского Флота.
Илл. 5. С. А. Макаров. «Аврора» на Кронштадтском рейде. 2018. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Илл. 6. З. Г. Абашвили. Командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, 2018. Гипс. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
По новому штатному расписанию студии ее коллектив состоял из пяти живописцев, графика и скульптора. Руководителем студии был назначен В. А. Печатин. В состав студии помимо него вошли живописцы А. Г. Еремин, А. С. Бантиков, К. Г. Молтени-нов, С. Ф. Бабков, график Н. Т. Куликов, скульптор В. С. Чеботарев. Кроме произведений живописи, графики и скульптуры для Центрального военно-морского музея маринисты выполняли работы для Главного штаба ВМФ.
В 1974 г. в стенах Центрального военно-морского музея прошла выставка «Художники-маринисты ВМФ» с участием девяти мастеров студии. Представленные на выставке полотна А. И. Васильева, О. С. Гадалова, А. Г. Еремина, К. Г. Молтенинова, К. Н. Славина, А. П. Байкова, В. А. Печатина, графические работы Н. Т. Куликова
Илл. 7. А. Г. Еремин. У берегов Баренцева моря. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург дата
(1910-1985) и В. А. Емельянова (1937) ярко отразили их большой вклад в развитие отечественной маринистики, в утверждение темы героизма и патриотизма, в разработку образа военного моряка — защитника государства и его национальных интересов. Выставка стала своеобразным творческим отчетом и смотром достижений студии художников-маринистов Военно-Морского Флота за более чем десятилетний период ее работы при ЦВММ.
Художники-студийцы регулярно отправлялись в творческие командировки, выполняли натурные работы на кораблях
Илл. 8. В. И. Овчинников. Морское инженерное училище в г. Кронштадте. 2001. Автолитография. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
флотов Советского Союза. Богатейший этюдный материал активно использовался в творческой деятельности и публиковался в журналах «Морской сборник», «Советский моряк», «Старшина-сержант» и флотских газетах.
В 1987 г. мастерскую возглавил С. В. Пен, ныне заслуженный художник Российской Федерации. За прошедшие полтора десятилетия изменились условия деятельности студии, расширилась тематика работ, стало больше создаваться произведений на исторические сюжеты.
Итоги более чем 35-летней деятельности студии художников-маринистов в стенах музея нашли отражение в выставке «Маринисты — флоту», посвященной 290-летию ЦВММ и открытой в июле 1999 г. На ней были представлены работы студийцев: живописцев
В. А. Печатина, С. В. Пена, В. П. Яркина, М. А. Кузнецова, М. В. Петрова-Маслакова, графика В. И. Овчинникова, скульптора З. Г. Абашвили, а также акварели главного художника ЦВММ А. А. Троня, который принимал активное участие в работе студии и впоследствии влился в ее ряды. Выставка художественных произведений мастеров студии в полном составе проводилась в стенах музея впервые. Большинство экспонировавшихся работ было создано в 1990-е гг. и явилось своеобразным творческим отчетом мастеров за этот период.
Художники студии ЦВММ работают, сохраняя традиции. Их произведения дополняют экспозицию и фондовые коллекции. В 2006 г. было принято решение о переводе Центрального военно-морского музея из здания Биржи на Васильевском острове в помещения бывших Крюковских Морских казарм. Художники занимались подготовкой вариантов художественного оформления нового музейного пространства. В 2014 г. для посетителей открылось реконструированное здание Крюковских казарм, где разместилась новая экспозиция ЦВММ. За полтора года поэтапно были открыты все 19 залов постоянной экспозиции Центрального военно-морского музея. Художники Мастерской ЦВММ создали ряд новых произведений для каждого из 19 залов экспозиции, встав в один ряд со знаменитыми маринистами XIX в.
В результате двух этапов широкомасштабной реконструкции полностью преобразился филиал ЦВММ «Дорога жизни», было возведено новое здание музея, стилизованное под глыбу
Илл. 9. П. В. Яркин. Подводная лодка Д-2 во вражеской противолодочной сети. 1942 год. 2006. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
ладожского льда. При подготовке экспозиции филиала художниками-студийцами были созданы произведения на тему «Открытие и работа ледовой трассы в 1942-1943 гг.». В 2016 г. Мастерскую возглавил И. Н. Дементьев, а новое время привнесло в работу художников Мастерской желание осмыслить события сегодняшнего дня. Одним из актуальных сюжетов, нашедших отражение в живописи художников мастерской, стала операции Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике. Художники-маринисты создали несколько живописных полотен на данную тему.
Илл. 10. А. А. Алешин. Портрет морского летчика лейтенанта А. Н. Прокофьева-Северского. 1916 год. 2018. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В 2016 г. для петербуржцев и гостей города открылась новая экспозиция филиала ЦВММ на крейсере «Аврора». Был вручен приз губернатора Санкт-Петербурга за создание новой экспозиции филиала ЦВММ, признанной лучшей в городе. Этой наградой отмечен большой вклад создателей, в том числе и вклад художников-маринистов, проиллюстрировавших историю легендарного корабля.
В январе 2019 г. исполнилось 310 лет со дня образования ЦВММ — одного из крупнейших и старейших морских музеев мира. К юбилею музей была подготовлена выставка «Сокровищница Российского флота. К 310-летию Центрального военно-морского музея», включающая в себя раздел выставки «Вдохновленные морем», который представляет ретроспективу работ сотрудников Мастерской — от основателей до произведений нового поколения художников-маринистов ЦВММ.
Илл. 11. В. А. Печатин. Штурм крепости Корфу 18 февраля 1799 г. 1954. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Мастерская военных художников-маринистов является 1954 — студия была объединена с московской Студией во-
единственным государственным творческим коллективом страны, енных художников имени М. Б. Грекова
работающим в жанре марины. Важным условием создания произ- 1962 — приказом начальника Студии военных художников
ведений является не только мастерство живописцев, графиков и имени М. Б. Грекова Студия художников-маринистов распущена скульпторов, но и научный подход к изображаемой военной тех- 1963 — по решению Главнокомандующего ВМФ Студия
нике, вооружению и обмундированию. Для художников музея это художников-маринистов была создана на базе Центрального во-возможность на основе документальных источников и моделей енно-морского музея
кораблей создать исторически правдивые произведения искусства. 1994 — Студия военных художников (маринистов)
2006 — Студия художников-маринистов Исторические наименования Мастерской 2007 — Студия военных художников-маринистов
1952 — создана Студия художников-маринистов по приказу, 2010 — Мастерская военных художников-маринистов
подписанному военно-морским министром, адмиралом Н. Г. Кузнецовым
Список литературы:
1. Губер К. П., Раздолгин А., Тронь А. А. Война на море. 1904-1905. СПб: Морской Петербург, 2005. 552 с.
2. Губер К. П. Андрей Тронь. О морях. Кораблях. Моряках. Каталог выставки. СПб: Аврора-дизайн. 2010. 80 с.
3. Губер К. П., Тронь А. А. Морской музей России. СПб.: Морской Петербург. 2007. 288 с.
4. Доценко В. Д., Макаров С. И. Во славу флота России. СПб: Аврора-дизайн, 2012. 352 с.
5. Императорский флот России. Вячеслав Овчинников. Библиотека Морского собрания. СПб: Санкт-Петербургское Морское Собрание, 2018. 98 с.
6. Козырь И. В. Душой и кистью предан морю // Морское наследие. 2014. № 3-4. С. 70-74.
7. Корякин В. И. Российский императорский флот. Атлас военных кораблей и судов. Рыбинск: Оффицин, 2017. 260 с.
8. Ларионов А. Л., Курносое С. Ю, Нехай Р. Ш, Климовский С. Ю. История Центрального военно-морского музея. 1709-2019. Центральный военно-морской музей. СПб.: ЦВММ, 2018. 760 с.
9. Максимович Н, Иваненко Ю. М. Романтика и поэзия графики. Владимир Емельянов. Каталог выставки. СПб, Сосновый бор: Ассоциация искусствоведов (АИС), 1999. 8 с.
10. Морозова В. Б. Морская слава России. СПб: Белый город, 2003. 384 с.
11. Памятка художнику, командированному Военно-санитарным музеем Красной Армии на Фронт // Архив военно-медицинских документов (филиал ЦАМО РФ). Ф.2. Оп. 69530. Д 1. Л. 141.
12. С любовью к морю. Вячеслав Овчинников, акварель-графика. Каталог посвящен 300-летию Свято-Троицкой Александро-Не-вской Лавры. СПб: Александро-Невская Лавра, 2019. 146 с.
13. Печатин В. А. Летописцы Флота России. 50 лет студии художников маринистов ВМФ. СПб.: ЦВММ, 2002. 58 с.
14. Тронь А.. А. Волны, мачты, облака. СПб.: Аврора-Дизайн, 1995. 72 с.
15. Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703. О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. URL: http://kremUn.ru/acts/bank/43843/pageA (дата обращения 28.01.2019)
16. Цехановская О. К. Морской пейзаж от Айвазовского до Бенуа. Каталог учебно-методической выставки. М.: Изд. Академии акварели и изящных искусств, 2016. 65 с.
References:
Dotsenko V. D.; Makarov S. I. Vo slavu flota Rossii (For the Glory of the Russian Navy). Saint Petersburg, Avrora-dizain Publ., 2012. 352 p. Guber K. P. Andrey Tron'. O moriakh. Korabliakh. Moriakakh. Katalog vystavki (Andrey Tron'. On Seas. On Ships. On Seamen. Exhibition catalog Saint Petersburg, Avrora-dizain Publ., 2010. 80 p.
Guber K. P.; Razdolgin A.; Tron' A. A. Voina na more. 1904-1905 (Sea War. 1904-1905). Saint Petersburg, Morskoi Peterburg Publ., 2005. 552 p. Guber K. P.; Tron' A. A. Morskoi muzei Rossii (The Naval Museum of Russia). Saint Petersburg, Morskoi Peterburg Publ., 2007. 288 p. Imperatorskiiflot Rossii. Viacheslav Ovchinnikov. Biblioteka Morskogo sobraniia (The Imperial Russian Navy. Viacheslav Ovchinnikov. The Library of Naval Collection). Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskoe Morskoe Sobranie Publ., 2018. 98 p.
Koriakin V. I. Rossiiskii imperatorskii flot. Atlas voennykh korablei i sudov (The Imperial Russian Navy. Atlas of Warships and Ships). Rybinsk, Offitsin Publ., 2017. 260 p.
Kozyr' I. V. Dushoi i kist'iu predan moriu (The Soul and. Brush Devoted, to the Sea). Morskoe nasledie (Naval Legacy), 2014, no. 3-4, pp. 70-74. Larionov A. L.; Kurnosov S. Iu.; Nekhai R. Sh.; Klimovskii S. Iu. Istoriia Tsentral'nogo voenno-morskogo muzeia. 1709-2019 (The History of Central Naval Museum. 1709-2019). Saint Petersburg, Central Naval Museum Publ., 2018. 760 p.
Maksimovich N.; Ivanenko Iu. M. Romantika i poehziia grafiki. Vladimir Emel'ianov. Katalog vystavki (Romance and. Poetry of Graphics. Vladimir Emelianov. Exhibition catalog). Saint Petersburg, Sosnovyi bor, AIS Publ., 1999. 8 p.
Morozova V. B. Morskaia slava Rossii (Naval Glory of Russia). Saint Petersburg, Belyi gorod Publ., 2003. 384 p.
Pechatin V. A. Letopistsy Flota Rossii. 50 let studii khudozhnikov marinistov VMF (Chroniclers of the Russian Navy. 50th Anniversary of the Marine Painters Studio of the Russian Navy). Saint Petersburg, Central Naval Museum Publ., 2002. 58 p.
S lyuboviu k moriu. Viacheslav Ovchinnikov, akvarel'-grafika (With Love to the Sea. Viacheslav Ovchinnikov, Watercolors and. Graphics). Saint Petersburg, Aleksandro-Nevskaia Lavra Publ., 2019. 146 p.
Tron' A. A. Volny, machty, oblaka (Waves, Masts, Clouds). Saint Petersburg, Avrora-Dizain Publ., 2007. 72 p.
Tsekhanovskaia O. K. Morskoi peizazh ot Ayvazovskogo do Benua. Katalog uchebno-metodicheskoi vystavki (Marines from Aivazovsky to Benua. Catalog of study and. methodical exhibition). Moscow, Izdatelstvo Akademii akvareli i izyashchnykh iskusstv Publ., 2016. 65 p.