В его глубоко символичном стихотворении «Даг саяр» («Горы») горы - не просто часть пейзажа, они наперсники поэта, которым он поверяет свои самые сокровенные мысли и тайны. Их мощь, их надежность, их неколебимость - залог силы и мудрости поэта. Список использованной литературы:
1. Магтымгулы хакында. Роваятлар ве легендалар. - Ашгабат: «Ылым», 1983.
2. Магтымгулы. Шыгырлар: 3 томлык. - 1 т. - Ашгабат: «Туркменистан», ДНЧБ, 1992.
3. Магтымгулы. Шыгырлар. Уч томлук. 2 том. - Ашгабат. "Туркменистан" 1994
4. Махтум-Кули. Избранное (стихи). - М.: Художественная литература, 1960.
© Илмурадова М., Аллагулыев А., 2023
УДК 8.1751
Чарыярова М.,
Преподаватель Ханова Э.,
Преподаватель ТГУ имени Махтумкули
ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ Аннотация
Махтумкули Фраги - пожалуй, самая загадочная личность не только туркменской литературы, но и истории. Одни называют его гениальным классиком, признанным гением слова, чья лирика смогла объединить туркменский народ.
Ключевые слова:
Махтумкули Фраги, поэт, вселенной слова, мыслитель.
Charyyarova M.,
Teacher, Hanova E.,
Teacher.
TSU named after Makhtumkuli
LYRIC POETRY OF MAKHTUMKULI FRAGI Annotation
Makhtumkuli Fragi is perhaps the most mysterious person not only in Turkmen literature, but also in history. Some call him a brilliant classic, a recognized genius of the word, whose lyrics were able to unite the Turkmen people.
Key words:
Makhtumkuli Fragi, poet, world of words, thinker.
У каждого народа есть свои величайшие поэты, о которых помнят все, поэтические строки, которые уходят в народ и остаются в памяти. Для туркменского народа - это великий Махтумкули, отразивший особенности духовного облика, национального самопознания народа в своем творчестве.
Махтумкули Фраги - пожалуй, самая загадочная личность не только туркменской литературы, но и истории. Одни называют его гениальным классиком, признанным гением слова, чья лирика смогла
объединить туркменский народ. Другие называют его выдающимся мыслителем, философом-государственником, а для кого-то он богослов и наставник, стихи которого - не больше, чем просто наказ потомкам, образец изящества поэзии и лирики.
Туркмены издавна любили и умели ценить песни бахши, но страстное внимание и любовь к Махтумкули особые. В его стихах впервые с такой живостью, полнотой и сопричастностью отразилась трагедия жизни туркменского народа, его чаяния и думы, скорби и мечты.
Соловью - цветок любимый, Мне, Фраги, - народ родимый.
Стих мой скромный, стих гонимый, Правнук мой произнесет. [1;150]
(«Певец». Перевод А. Тарковского)
Литературное наследие поэта составляет в основном песни и газели. Песни созданы в древней форме - каждая представляет собой произвольное количество четверостиший, объединенных рифмой по схеме: абаб-вввб-гггб и т.д.
В последнем четверостишии стоит, как правило, имя поэта или иногда его литературный псевдоним - Фраги, что значит Разлученный. Общий объем его поэзии не установлен, сохранилось приблизительно 16-18 тысяч строк, часть наследия погибла безвозвратно.
Махтумкули писал не только о народе и для народа, но и на языке народа. В его поэзии завершился процесс освоения арабо-персидской поэтики туркменской словесностью. Поэт доказал, вопреки господствовавшему в то время на Востоке мнению, что не только персидский и арабский, но и туркменский язык годен для высокой поэзии.
В своих стихах Махтумкули создает образ идеального джигита, бесстрашного в бою, беспощадного к врагу, противопоставляя его жалкому трусу, презренному торгашу, способному ради наживы на любую низость.
Поэт критикует пороки людей, которые, по его мнению, обедняют высокий моральный уровень, ослабляют неукротимый дух народа.
Мечтой жизни поэта было видеть свой народ объединенным, забывшим вражду, свободным от иноземного ига:
Как плоть возврата бытия, Изведав смертный сон, желает, Окровавленная моя
Душа иных времен желает.
Фраги недугом истомлен: Объединителя племен Прихода благостного он, В Туркмению влюблен, желает. [1;165]
(«Желание». Перевод А.Тарковского)
Бессмертные строки великого туркменского поэта и гуманиста повествуют о ценности человеческой жизни, о гармонии в отношении человека и природы, затрагивают извечные вопросы бытия.
Список использованной литературы:
1. История всемирной литературы: в 9 томах. Под редакцией И.С.Брагинского и других. - М., 1983-1984гг.
2. Избранное. Махтумкули Фраги. Составители Б.А.Каррыев, М.Овезгельдыев. - Ашхабад: Институт языка и литературы имени Махтумкули Академии наук Туркменской ССР, 1983г.
3. https://turkmenistan.gov.tm/ru
© Чарыярова М., Ханова Э., 2023