УДК 371.8: 316.6 ББК 74.58: 88.5
ЛИМИНАЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
| И.А. Остапенко
Аннотация. В статье рассмотрено состояние личности современного педагога высшей школы с позиций лиминальности. Выявлено, что ли-минальность личности педагога обусловлена начавшимися в 90-х годах прошлого века реформами высшей школы и продолжающимся до настоящего времени переходом от образования старого типа к образованию нового, европейского образца. Лиминальное состояние — это переходное, «пороговое» состояние, которое обязательно для личности в условиях значительных социальных и индивидуальных изменений. Лиминальное состояние казывает благотворное влияние на личность, стимулирует саморазвитие и раскрытие ее потенциала. Однако в условиях современного высшего образования состояние лиминальности является затянувшимся, а его кризисность провоцирует такие негативные последствия для личности педагога, как профессиональная деформация, эмоциональное выгорание и кризис профессиональной идентичности.
Ключевые слова: лиминальность, лиминальное состояние, высшая школа, педагог высшей школы, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, кризис профессиональной идентичности.
35
LIMINALITY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT
OF THE CONTEMPORARY HIGHER SCHOOL TEACHER'S IDENTITY
| I.A. Ostapenko
Abstract. The article considers the personality of a contemporary teacher of higher school from the standpoint of liminality. It has been revealed that the liminality of a teacher's personality is conditioned by the reforms of the higher school which began in the 90s of the last century and continue to the present time. There has been a transition from the formation of the old type to the new European pattern. The liminal state is a transitional, "threshold" state, which is indispensable for the individual in conditions of significant social and individual changes. The liminal state has a beneficial effect on the individual, stimulates self-development and the disclosure of its potential. How-
ever, in conditions of modern higher education, the state of liminality is protracted, and its crisis provokes such negative consequences for the teacher's personality as professional deformation, emotional burnout and a crisis of professional identity.
Keywords: liminality, liminal state, higher school, higher school teacher, professional deformation, emotional burnout, crisis of professional identity.
В современной гуманитарной науке все больше внимание начинает уделяться исследованиям ли-минальности и лиминальных состояний. В справочной литературе лими-нальность трактуется как «промежуточная, в определенном смысле переходная социальная ситуация развития личности в системе общественных отношений, характеризующаяся потерей прежнего социального положения и сопряженной с ним статусно-ролевой позиции в условиях невступления в новую социальную роль» [1]. Изучение лиминальности восходит к исследованиям французского антрополога Арнольда ван Геннепа, посвященным ритуалам перехода, которые проходит в своем 36 существовании индивид. По А. ван Геннепу, вся жизнь человека представляет собой последовательность состояний (рождение, взросление, половое созревание, брак, смерть), каждое из которых не наступает сразу, а предусматривает состояние лиминальности. Находясь в данном состоянии, человек уже избавляется от связи с предыдущим состоянием, но еще не переходит в следующее [2].
Лиминальное состояние — это пороговое состояние, являющееся по своей природе кризисным и служащее развитию личности индивида. В современной гуманитарной науке лими-нальность является предметом иссле-
дования философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии, медицины и других наук. А.И. Бобков анализирует с позиций лиминально-сти кризис в духовном развитии современного общества [3]. Д.С. Мартьянов заявляет о лиминальности науки и профессионализма, состоящей в изменении института профессии [4]. Н.Г. Щербинина характеризует как лиминальный феномен современной российской политики, существующей в условиях «недостаточной легитимности» российской власти [5]. Ряд исследований посвящен проявлению лими-нальности в художественном тексте, в изображении писателями состояний своих героев [6; 7], а также в кинематографе [8]. Л.И. Фусу рассматривает состояния лиминальности, важные с точки зрения психологии и формирования социальной структуры общества — переходный возраст, состояния болезни, вступление в брак и др. [9]. В то же время проблема лиминально-сти применительно к современному высшему образованию, его состоянию и к личности педагога ВШ в научных исследованиях является недостаточно изученной.
Цель статьи — выявить признаки лиминальности как составляющие элементы личности педагога современной высшей школы; определить значение лиминального состояния для личности педагога.
У состояния лиминальности есть масса положительных моментов. Оно вызывает у личности необходимость активного саморазвития, стимулирует саморефлексию, вызывает потребность осознания своего места в социуме, построения перспектив собственной профессиональной деятельности на ближайшее и более длительное время. Лиминальность становится важной категорией психологии саморазвития — «современной динамично развивающейся области психологии, призванной раскрыть возможности человека в самоорганизации и самоуправлении с помощью имеющихся у него психических ресурсов для самореализации и воплощения его личностного и интеллектуального потенциала» [10, с. 45]. Состояние лиминальности заставляет человека пересмотреть представления о себе, сложившиеся у него на предыдущем этапе развития личности, и обнаружить скрытый потенциал — интеллектуальный, эмоциональный, ментальный. Именно пребывая в состоянии лиминальности, педагог начинает стремиться к повышению своего профессионального уровня, овладению активными и интерактивными способами и приемами обучения [11], развитию высшего образования, например, его гуманитаризации [12].
При этом кризисный характер лиминальности вызывает у личности необходимость в выходе из состояния лиминальности и переходу к новому состоянию личности. Индивидуум понимает, что постоянно находиться в состоянии кризиса невозможно, и необходим переход к более стабильному и менее напряженному для психики состоянию.
В условиях затянувшейся реформе высшей школы (ВШ), лиминальность стала неотъемлемым компонентом существования современного педагога ВШ. Как отмечает Л.И. Фу-су, важнейшими этапами лиминаль-ности являются «пограничность, кризис и его преодоление» [9, с. 153]. Реформа высшей школы была начата еще в 90-х годах прошлого века, когда была создана ситуация погра-ничности, приведшая к кризису. Педагоги были поставлены в условия, когда им пришлось переосмыслить суть своей работы в высшей школе. Очень быстро ушло в прошлое представление о важности системы высшего образования для государства, адекватной замены этому представлению не найдено до сих пор. Современные исследователи все чаще заявляют о негативных последствиях реформы высшего образования. К примеру, В.Г. Макаренко отмечает такие отрицательные результаты реформ, как «присоединение России к Болонской конвенции (2003), платность высшего образования, текучесть, миграция и эмиграция специалистов, низкая заработная плата научно-педагогических кадров» [13, с. 53]. Хочется отметить, что у реформ ВШ есть негативные последствия и на психологическом уровне, связанные с личностью педагога.
Для индивидуума, находящегося в состоянии лиминальности, несомненно, что это именно «пороговое», переходное состояние, в которое он вошел и из которого в ближайшем будущем выйдет. Индивид осознает, что являлось «точкой входа» в лими-нальность (для педагога ВШ ясно, что это — начало реформ высшей школы и перестройки всей системы
37
ВЕК
38
высшего образования), а вот «точка выхода» является вариативной. Индивид понимает, что возможны различные способы его перехода в новое состояние. Сравним: в ситуации с таким лиминальным состоянием, как гражданский брак, возможные выходы — заключение официального брака и прекращение сожительства; в ситуации полового созревания возможные выходы — гетеросексуальная или гомосексуальная ориентация личности. Если говорить о лиминаль-ности современного педагога ВШ, то он тоже представляет себе несколько вариантов выхода из затянувшегося лиминального состояния. Во-первых, педагог ВШ предполагает, что только его выход из системы российского высшего образования станет нормальным завершением его собственной лиминальности. Во-вторых, педагог ожидает, что реформы, наконец, завершатся, положение высшего образования в России определится, угроза увольнения будет устранена. В то же время длительность лими-нального состояния может вызвать у педагога уверенность в том, что оно будет всегда, что это состояние не ли-минальное, а обычное, и поэтому следует смириться и осуществлять педагогическую деятельность в состоянии сильнейшего личностного кризиса. Последний выход приводит к наиболее разрушительным последствиям для личности педагога, способствует профессиональной деформации, эмоциональному выгоранию и кризису профессиональной идентичности педагога.
М.С. Голубь определяет профессиональную деформацию как «деструкции, возникающие в процессе выполнения профессиональной дея-
тельности, негативно влияющие на ее продуктивность» [14, с. 48]. Применительно к профессии педагога профессиональная деформация приводит к усложнению педагогического общения, склонности педагога к агрессии в общении с коллегами и студентами, к конфронтации. Естественно, в результате профессиональной деформации снижается эффективность педагогической деятельности. Уровень образования студентов, степень их воспитания и развития перестают быть для педагога первичными целями работы.
Эмоциональное выгорание педагога относится к проблемам психологического благополучия личности. В.В. Бойко определяет его как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмиру-ющие воздействия» [15, с. 64]. Эмоциональное выгорание влияет «на психофизическое здоровье, снижает эффективность деятельности педагогов» [16, с. 52]. Оно может выражаться в снижении любви к профессии; в равнодушном отношении к студентам (а ведь ни для кого не секрет, что педагог должен быть неравнодушным), к перспективам своего карьерного роста, к повышению собственной профессиональной квалификации; в появлении нервных реакций на различные раздражители, провоцировании педагогом конфликтов с коллегами, студентами и администрацией и т. д.
Профессиональная идентичность современного педагога ВШ имеет определенные сложности и отражает воздействие лиминальности на лич-
ность преподавателя. Рассматривая ранее проблему профессиональной идентичности педагога ВШ, мы выявили, что ее затрудняют такие факторы, как «сочетание в структуре данной профессии составляющих нескольких профессий — ученого, педагога и воспитателя, из которых педагогом ВШ признается первичной роль ученого, а роли педагога и воспитателя чаще всего игнорируются; наличие конкурирующей профессиональной идентичности специалиста — экономиста, юриста, историка, инженера и т.п.», а также «снижение престижности данной профессии в современной России, связанное с отрицательными следствиями реформ высшей школы» [17, с. 132]. К числу таких факторов относится и лими-нальность педагога ВШ, нахождение его личности в условиях затянувшегося «порогового», кризисного состояния. Лиминальность становится фактором, подрывающим стабильность педагогической профессии, расшатывающим восприятие ее как престижной и важной для общества.
Итак, в условиях современного высшего образования сложилась ситуация лиминальности. Начавшиеся в 90-х годах прошлого века реформы высшей школы привели к тому, что педагог ВШ оказался в ситуации кризиса. Он вышел из прежней системы высшей школы, но не обрел прочного места в новой системе, так как реформы продолжаются и не во всем стали позитивными для высшего образования. В настоящее время лиминальность перестала быть фактором, стимулирующим развитие личности педагога. Позитивные факторы лиминальности (стимуляция личностного развития, раскры-
тие потенциала личности, переосмысление человеком своих взглядов и поступков, самоопределение индивида) перестают действовать, если лиминальное состояние затягивается. Кризисность, свойственная лиминальности и ставшая для современного педагога ВШ обыденным явлением, стимулирует негативные изменения в его личности: появление профессиональной деформации, профессионального выгорания, кризис профессиональной идентичности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://translate.academic. га/Энциклопедический%20словарь%20 по%20психологии%20и%20педагогаке% 202013/ru/ (дата обращения: 08.04.2018).
2. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов [Текст] / А. ван Геннеп; пер. с франц. — М.: Восточная литература РАН, 1999. — 198 с.
3. Бобков, А.И. Социальная лиминальность и сконструированная этноархаика: различие смыслов [Текст] / А.И. Бобков // Вестник Томского государственного универси- 39 тета. — 2015. — № 394. — С. 74-78.
4. Мартьянов, Д.С. Лиминальность науки и профессионализма в политологии и социологии [Текст] / Д.С. Мартьянов // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов: Юком, 2015. — С. 82-83.
5. Щербинина, Н.Г. Лиминальность как феномен современной российской политики [Текст] / Н.Г. Щербинина // Тоталитаризм и тоталитарное сознание: Мат. 18-й регион. ежегод. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.С. Шутов. — Томск: Кит, 2016. — С. 146-150.
6. Колмакова, О.А. Лиминальность как принцип поэтики романа А. Королева «Эрон» [Текст] / О.А. Колмакова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 10. — С. 193-197.
40
7. Седов, А.Ф. Топос «Сибирь» в художественном мире Ф.М. Достоевского («Записки из мертвого дома») [Текст] / А.Ф. Седов // Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сб. научн. тр. Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Д. Беловой. — Саратов: Саратовский источник, 2017. — С. 57-60.
8. Гамзатова, П.Р. Лиминальность как архетип в творчестве Ф. Феллини [Текст] / П.Р. Гамзатова // Обсерватория культуры.
— 2015. — № 3. — С. 70-78.
9. Фусу, Л.И. Переходные состояния личности и общества: пограничность, кризис и его преодоление [Текст] / Л.И. Фусу // Фундаментальные аспекты психического здоровья. — 2017. — № 2. — С. 153-155.
10. Щукина, М.А. Стадия лиминальности в саморазвитии личности [Текст] / М.А. Щукина // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2017. — № 1 (27). — С. 45-51.
11. Крылова, М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Текст] / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 4 (22). — С. 39-46.
12. Магомедова, Е.В. Гуманитаризация высшего образования как обязательное условие профессиональной мобильности [Текст] / Е.В. Магомедова, И.А. Остапенко // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — Т. 23. — С. 51-54.
13. Макаренко, В.Г. Высшее образование в России (1992-2016 гг.): к оценке последствий реформ [Текст] / В.Г. Макаренко // Образовательный потенциал Тихоокеанской России. ХУШ-ХХ1 вв.: Мат. Восьмых Крушановских чтений (2016 г.). — Владивосток: Дальнаука, 2017. — С. 53-59.
14. Голубь, М.С. Профессиональная деформация педагога высшей школы [Текст] / М.С. Голубь // Вестник Академии знаний.
— 2015. — № 13 (2). — С. 47-50.
15. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие [Текст] /В.В. Бойко. — М.: Наука, 2003. — 154 с.
16. Кроливецкая, И.Е. К вопросу об эмоциональном выгорании педагогов (на приме-
ЕК
ре ГБПОУ РО Зерноградский техникум агротехнологий) [Текст] / И.Е. Кроливецкая, А.Н. Романюк // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2017. — Т. 23. — С. 52-56.
17. Остапенко, И.А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования [Текст] / И.А. Остапенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 132-135.
REFERENCES
1. Bobkov A.I., Sotsialnaya liminalnost i skonstru-irovannaya etnoarkhaika: razlichie smyslov, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2015, No. 394, рр. 74-78. (in Russian)
2. Boiko V.V., Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh: uchebnoe poso-bie, Moscow, Nauka, 2003, 154 р. (in Russian)
3. Entsiklopedicheskii slovar po psikhologii i pedagogike. 2013, available at: https://trans-late.academic.ru/Entsiklopedicheskii%20sl-ovar%20po%20psikhologii%20i%20peda-gogike%202013/ru/ (accessed: 08.04.2018). (in Russian)
4. Fusu L.I., Perekhodnye sostoyaniya lichnosti i obshchestva: pogranichnost, krizis i ego preodolenie, Fundamentalnye aspekty psikh-icheskogo zdorovya, 2017, No. 2, рр. 153155. (in Russian)
5. Gamzatova P.R., Liminalnost kak arkhetip v tvorchestve F. Fellini, Observatoriya kultu-ry, 2015, No. 3, рр. 70-78. (in Russian)
6. Gennep A. van. Obryady perekhoda. Siste-maticheskoe izuchenie obryadov; Per. s frants. Moscow, Vostochnaya literatura RAN, 1999, 198 р. (in Russian)
7. Golub M.S., Professionalnaya deformatsiya pedagoga vysshei shkoly, Vestnik Akademii zna-nii, 2015, No. 13 (2), рр. 47-50. (in Russian)
8. Kolmakova O.A., Liminalnost kak printsip poetiki romana A. Koroleva "Eron", Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No. 10, рр. 193-197. (in Russian)
9. Krolivetskaya I.E., Romanyuk A.N., K vo-prosu ob emotsionalnom vygoranii peda-gogov (na primere GBPOU RO Zernograd-skii tekhnikum agrotekhnologii), Nauchno-
metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2017, Vol. 23, pp. 52-56. (in Russian)
10. Krylova M.N., Interaktivnye metody v sisteme prepodavaniya gumanitarnykh distsip-lin v tekhnicheskom vuze, Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2016, No. 4 (22), pp. 39-46. (in Russian)
11. Magomedova E.V., Ostapenko I.A., Guman-itarizatsiya vysshego obrazovaniya kak oby-azatelnoe uslovie professionalnoi mobilnos-ti, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2016, Vol. 23, pp. 51-54. (in Russian)
12. Makarenko V.G., "Vysshee obrazovanie v Rossii (1992-2016 gg.): k otsenke posledst-vii reform", In: Obrazovatelnyi potentsial Tikhookeanskoi Rossii. XVIII - XXI vv.: Collection of scientific papers Vosmykh Krusha-novskikh chtenii (2016 g.), Vladivostok, Dal-nauka, 2017, pp. 53-59. (in Russian)
13. Martyanov D.S., "Liminalnost nauki i profes-sionalizma v politologii i sotsiologii", in: Ak-tualnye voprosy v nauchnoi rabote i obrazo-vatelnoi deyatelnosti: Collection of scientific papers of the International Conference, Tambov, Yukom, 2015, pp. 82-83. (in Russian)
14. Ostapenko I.A., Psikhologicheskii analiz problemy professionalnoi identichnosti ped-agoga vysshei shkoly na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya, Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 2017, Vol. 6, No. 4 (21), pp. 132-135. (in Russian)
15. Sedov A.F., "Topos 'Sibir' v khudozhestven-nom mire F.M. Dostoevskogo ("Zapiski iz mertvogo doma")", in: Mezhdistsiplinarnye svyazi pri izuchenii literatury: Collection of scientific papers, Proceedings of the VlIrd International Conference , ed. T.D. Belovoi, Saratov, Saratovskii istochnik, 2017, pp. 5760. (in Russian)
16. Shcherbinina N.G., "Liminalnost kak fenomen sovremennoi rossiiskoi politiki", In: Totalitarizm i totalitarnoe soznanie, Proceedings of the XVIIIrd Conference, ed. V.S. Shutov, Tomsk, Kit, 2016, pp. 146-150. (in Russian)
17. Shchukina M.A., Stadiya liminalnosti v samorazvitii lichnosti, Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo in-stituta psikhologii i sotsialnoi raboty, 2017, No. 1 (27), pp. 45-51. (in Russian)
Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Азово-Черноморский инженерный институт, филиал Донского государственного аграрного университета, г Зерноград, [email protected] Ostapenko I.A., PhD in Philosophy, Associate Professor, Humanitarian Disciplines and Foreign Languages Department, Azov-Black Sea Engineering Institute, Branch of the Don State Agrarian University, Zernograd, [email protected]
41