Научная статья на тему 'Ликвидация неграмотности в Красноярском крае в 1934-1940 гг'

Ликвидация неграмотности в Красноярском крае в 1934-1940 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / НЕГРАМОТНЫЕ / МАЛОГРАМОТНЫЕ / ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желенкова Наталья Олеговна

В статье на основе архивных данных рассматривается организация ликвидации неграмотности в Красноярском крае с 1934 по 1940 гг. Причины неудовлетворительной работы различных организаций в данном направлении, пути решения возникавших проблем и итоги. По плану партии и правительства неграмотность и малограмотность среди населения должны были быть полностью ликвидированы уже в 1937 г., однако и в 1940 г. полностью устранить данную проблемы не удалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Желенкова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ликвидация неграмотности в Красноярском крае в 1934-1940 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

В 1934-1940 ГГ. Желенкова Н.О.

Желенкова Наталья Олеговна - магистрант, направление: отечественная история, кафедра истории России, Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье на основе архивных данных рассматривается организация ликвидации неграмотности в Красноярском крае с 1934 по 1940 гг. Причины неудовлетворительной работы различных организаций в данном направлении, пути решения возникавших проблем и итоги. По плану партии и правительства неграмотность и малограмотность среди населения должны были быть полностью ликвидированы уже в 1937 г., однако и в 1940 г. полностью устранить данную проблемы не удалось.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, неграмотные, малограмотные, школы для взрослых.

Актуальность исследования заключается в том, что в XXI в. система образования России, в частности школьное образование, реформируется, что связано в первую очередь с ориентацией на развитие рыночной экономики и более активную интеграцию страны в международные социально-экономические процессы. После распада советского союза в декабре 1991 г. российское образование претерпевало множество изменений, и они продолжаются до сих пор.

Происходит множество споров о нужности различных нововведений в сфере обучения, в частности современные образовательные реформы в большей степени касаются именно школьного образования. Изучение и анализ исторического опыта важны для понимания современных реалий.

Целью данной работы является рассмотрение процесса ликвидации неграмотности в Красноярском крае, выделение причин не полной ликвидации безграмотности в крае, а также рассмотрение принципов работы школ для взрослых.

Ликвидация неграмотности взрослого населения получила огромный размах в годы первой пятилетки. В начале 1934 г. Центральный совет общества «Долой неграмотность» в своем воззвании отмечал, что «культурный подход поднимается на более высокую ступень». В связи с этим была сокращена сеть ликпунктов и значительно расширялась сеть школ для неграмотных и малограмотных.

Решением партии и правительства в 1937 г. должна быть полностью ликвидирована неграмотность и малограмотность трудящихся Советского Союза. 2-й Чрезвычайный Съезд Советов Красноярского края постановил задачу -полностью ликвидировать неграмотность и малограмотность, чтобы к двадцатой годовщине Великой Октябрьской революции в крае не было ни одного не грамотного. Следовало организовать обучение всех неграмотных и малограмотных с таким расчетом, чтобы к первому мая 1937 г. все неграмотные были обучены и сдали государственный экзамен.

Однако, Красноярский край, по сравнению с другими краями, являлся отсталым в части обучения неграмотных и малограмотных. В некоторых районах, Ингашском, Пировском, Партизанском, Саянском и вовсе не выполняли в срок государственные планы по обучению взрослых1.

1 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 48. Л. 8.

Постановлением Бюро Крайкома ВКП (б) и Президиума Крайсполкома от 1936 г. предполагалось коренным образом изменить систему обучения взрослых. Был утвержден план обучения взрослых за счет государственного бюджета, в 1936 г. было выделено, миллион сто тысяч рублей на эти цели. Следует заметить, что по сравнению с предыдущим годом ассигнования увеличились, что говорит о том, что правительство действительно понимало насколько важно решить проблему безграмотности.

Была установлена единая форма обучения неграмотных и малограмотных граждан. Для сельской местности срок обучения неграмотных составлял 7 месяцев, по 12 дней в месяц, по 4 часа в день, с сеткой часов 330, из них на изучение русского языка отводилось 190 часов, арифметики - 130 часов. Срок обучения малограмотных 7 месяцев, по 12 дней в месяце, по 4 часа в день, с сеткой часов 330, из них на изучение русского языка отводится 145 часов, арифметики - 125 часов, географии - 60 часов. В городах для обучения неграмотных в школах установлен срок 10 месяцев по 10 дней в месяц, по 3 часа в день. Сетка часов 330, из них на изучение русского языка отводится 200 часов, арифметики - 130 часов. Срок обучения малограмотных совпадает со сроком обучения неграмотных с сеткой часов 330, из которых на русский язык отводится 145 часов, на арифметику - 125 часов и на географию - 60 часов1.

По плану членов профсоюзов и членов их семей в 1936-1937 учебный год должно быть обучено 55854 человека, из них неграмотных 21574 человека и малограмотных -34280 человек. На первое сентября профсоюзами организовано 415 школ и охвачено обучением 8157 неграмотных и 11280 малограмотных граждан.

В Красноярске с первого сентября приступило к работе 35 школ для неграмотных, 79 малограмотных и 43 смешанных школ. Всего 157 школ с охватом обучением неграмотных - 2013 человек, малограмотных - 5137. Итого в городе Красноярске за парту сели 7150 человек. Учителями, в так называемых школах для взрослых, были как учителя обычных школ, так и студенты педагогического института. В городе Красноярске в школы для взрослых было привлечено 136 учителей.

В городе Ачинске с первого сентября было организовано 32 школы неграмотных и малограмотных с охватом 1060 человек. В городе Минусинске с 10 сентября было

открыто 18 школ для взрослых с охватом 160 человек неграмотных и 510

2

малограмотных .

С первого сентября началась учеба в Канске, Боготоле, Енисейске, Абакане.

По положению о школах для неграмотных и малограмотных их учащихся следовало научить читать популярные книги и газеты, самостоятельно писать с соблюдением орфографических требований, решать задачи на арифметические действия, расширить их политический кругозор, дать основные пространственные представления и навыки сознательной ориентировки по географической карте. В данных школах должно обучаться население города и деревни в возрасте от 18 до 50 лет без отрыва от производства. Такие школы создавались профсоюзными и кооперативными организациями. Нормальным количеством учащихся в классе считалось в школе для неграмотных 20-25 человек, в школе для малограмотных - 2530 человек. Преподавателем школы для неграмотных и малограмотных имеет право быть человек, имеющий среднее образование, в исключительных случаях допускаются лица, окончившие неполную среднюю школу, проверенные общественными организациями3.

Руководство делом обучения взрослых в крае осуществляется непосредственно через инструкторов-методистов по школам взрослых. Однако в 1935-1936 учебном году из 50 районов только в 21 аппараты РОНО были укомплектованы инструкторами по школам взрослых. Методическая работа в крае в данный период была поставлена

1 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 48. Л. 9.

2 ГАКК.Ф.1383 Оп. 1 Д. 48. Л. 11.

3 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 49. Л. 28.

неудовлетворительно. Одним из недостатков школы взрослых также является низкое качество обучения, что объясняется тем, что школы взрослых не имели наглядных пособий. Например, не было географических карт, таблиц умножения и т.п. Учителя формально относились к своим обязанностям, не заинтересовывали учащихся1.

В Красноярске, Ачинске, Боготоле, Игарке и Тюхтетском районах в начале 19351936 учебного года отделами народного образования были проведены краткосрочные курсы-семинары учителей школ взрослых, РОНО разработало и разослало по школам учебные и производственные планы. Данные районы были обеспечены в полной мере программами и учебниками.

В июле и августе 1937 г. был переучет неграмотного и малограмотного населения края, который выявил 109476 человек неграмотных и 106711 - малограмотных2. Соответственно, можно сделать вывод о том, что в 1937 г. в Красноярском крае не удалось полностью ликвидировать неграмотность.

XVII съезд ВКП(б) предложил осуществить завершение во второй пятилетке не только ликвидацию неграмотности среди населения союза, но и ликвидацию малограмотности, а также и проведение всеобщего начального обучения.

Президиум Красноярского краевого исполнительного комитета города Красноярска признал работу по ликвидации неграмотности и обучения малограмотности неудовлетворительной. Из 46848 человек на первое декабря 1939 г. по краю обучается 18404 человека. Особенно плохо обстояло дело в Абанском районе, в котором из 2346 человек неграмотных обучалось 280 человек, в Бирилюсском из 1744 человек - 163, в Каратузском из 1034 человек - 200, в Березовском из 1258 - 68, в Емельяновском из 602 ни один не обучался. Президиум Крайисполкома также отмечал, что Райисполкомы и Горсоветы делом ликвидации неграмотности и малограмотности занимались неудовлетворительно, а профсоюзные организации самоустранялись3.

Чтобы повышать уровень грамотности в крае, было решено организовать общеобразовательное заочное обучение взрослых.

Было установлено, что предельный срок заочного обучения не должен превышать трех лет. По окончании курса заочникам выдались отделом народного образования удостоверения о прохождении курса заочного обучения. Затраты, связанный с обучением заочников (консультации, рецензирование, приемные и переводные испытания и др.) производились за счет государства. Также постановили организовать консультационные пункты при существующих школах повышенного типа в городах - Красноярске, Ачинске, Канске, Абакане, Минусинске, Енисейске, для устной помощи заочникам и проведении практических занятий по естествознанию, физике, химии и другим предметам4. За период с 1934 по 1939 гг. в Красноярском крае было обучено 150 000 взрослого населения.

Но и эти мере не смогли полностью ликвидировать неграмотность. В 1939 г. в крае 46 000 трудящихся продолжали оставаться неграмотными и 82 000 малограмотных. В Абанском районе из 2346 неграмотных обучалось 260 человек, а из 4396 малограмотных проходили обучение всего 267 человек. В Краснотуранском районе из 717 неграмотных обучалочь 74, из 5464 малограмотных - 28 человек. В Березовском и Больше-Муртинском районах ситуация складывалась еще хуже, там из более чем двух тысяч неграмотных и малограмотных никто не проходил обучения5.

По состоянию на 16 января 1940 г. в крае числилось: неграмотных - 46848 человек, малограмотных - 82684 человека, из них обучалось в школах неграмотных -

1 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 48. Л. 16.

2 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 48. Л. 13.

3 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 49. Л. 10.

4 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 49. Л. 13.

5 ГАКК. Ф.1383 Оп. 1 Д. 49. Л.115.

19371 человек, малограмотных - 21528 человек. В 1940 г. работало 84 неполные средние школы и средние школы для взрослых. Всего обучение проходило 7900 человек взрослого населения без отрыва от производства. Преподаватели в школах для взрослых в большинстве своем являлись совместителями, работниками детских школ, но в 36 из 84 школ директора были «освобожденными», то есть работали только в школе для взрослых.

Проверка хода обучения неграмотных и малограмотных в 1940 г. показала, что ряд районов (Ермаковский, Рыбинский, Абанский, Емельяновский, Ирбейский, Краснотуранский) плохо выполнял возложенную на них задачу ликвидации неграмотности.

Несмотря на то, что полностью неграмотность устранить не удалось, за период с 1936 по 1940 г. удалось добиться больших результатов. Процент грамотных вырос с 43 до 96, были организованы во многих районах школы для взрослых, содержащиеся за счет государства и профсоюзов.

Список литературы

1. Государственный архив Красноярского края Ф. 1383 «Краевой отдел народного образования» Оп. 1. Дд. 48, 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.