УДК 316.46
Яманова Анна Леонидовна
аспирант. Московская международная высшая школа бизнеса. Институт
vorno@mail.ru
Anna L. Yamanova
graduate student. Moscow international higher school of business. Institute vorno@mail.ru
Лидерство в управлении: основные понятия, сущность и роль Leadership in management: main concepts, the nature and role
Аннотация. В данной статье автор рассматривает базу основных понятий лидерства в контексте их сущностного значения, а также роли, которые они играют в процессе управления.
Abstract. In this article the author examines the basis of the main concepts of the leadership in the context of their essential values and the roles that they play in the governance process.
Ключевые слова: база, значение, контекст, лидер, лидерство, основа, основные понятия, понятие, процесс, роль, сущность, управление.
Keywords: base, meaning, context, leader, leadership, the foundation, the main concepts, concept, process, role, entity, management.
Для того, чтобы в данной статье рассмотреть лидерство в управлении в контексте его основных понятий, сущностных значений и ролей, необходимо, прежде всего, показать пути к разрешению выявленного и сформулированного автором противоречия, усматривающегося им между требованиями настоящего этапа общественного и экономического развития нашей страны, вызовами и трендами процесса глобализации и существующим пониманием сущности управления бизнесом, его теоретического осмысления и практической реализации в развитии современного российского социума и выбранным путем решения одного из аспектов проблемы, заключающейся в необходимости дальнейшей модернизации системы и процесса управления бизнесом за счет активизации применения концепций и моделей лидерства. В аспекте высказанной цели автор исследования претворяет в реалии работы следующую логическую цепочку рассмотрения темы статьи, а именно:
[Понятие, сущность и роль лидерства в управлении]
V
[Соотношение лидерства и руководства]
[Подходы к формированию лидерства в высшем звене управления компанией]
Исходя из цели исследования, в данном разделе статьи решаются следующие задачи:
> определяются основные характеристики в трудах отечественных и зарубежных ученых к определению понятия, сущности и роли лидерства в управлении;
> выявляются и рассматриваются соотношения лидерства и руководства;
> характеризуются основные подходы к формированию лидерства.
При этом используются следующие методы, а именно:
- общенаучные, базирующиеся на диалектическом методе познания (анализ, синтез; дифференциация, интеграция; описания; обобщения и т.д.);
- частно - научные (логический, исторический, системно-структурный, метод сравнительного анализа и т.д.).
Прежде, чем рассматривать понятие «лидерство» и его характеристики, автор исследования дает определение коренному понятию «Лидер» в контексте его прямого перевода с английского языка, а именно от «Leader», то есть - «... ведущий, первый, идущий впереди». [Энциклопедический словарь 1890-1907]
В транскрипции настоящего исследования, этот термин может быть трактован как «...лицо (субъект) в какой-либо организованной группе, пользующееся наибольшим признанным авторитетом и
обладающее реальным влиянием на членов данной группы, проявляющееся в форме управляющего воздействия» [1, с. 259].
Еще одно определение понятия «лидер» может быть сформулировано следующим образом, а именно: «лидер» - это член организованной группы, за которым эта группа признает определенное право принимать и диктовать значимые для группы решения в ситуациях любого уровня, то есть, по сути дела, «лидер» - есть главная авторитетная личность в группе, занимающая системообразующую роль в совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [11, с.302].
Данное определение автор принимает за исходное для дальнейшего исследования.
Итак, основываясь на трактовке «лидер», данной выше, перейдем к рассмотрению понятия «Лидерство». Автор исследования понимает и трактует это понятие как «. механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального/неформального лидера».
Парыгин Б. Д. в своей работе «Социальная психология» дает следующее определение понятия лидерства, отмечая, что «Лидерство - это, прежде всего, отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе» [7].
С точки зрения философии, Подопригора С.Я. в «Философском словаре», говоря о трактовке понятия лидерства, отмечает следующее: «В контексте отношений власти лидерство подразумевает продолжительное, а не
спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера» [8].
Суммируя и интерпретируя понятие «Лидерство», автор данной работы дает его личностное композиционно--интегративное осмысление в виде следующих взаимосвязанных качеств, а именно
Рис. 1 Основные элементы лидерства [15]
В итоге рассмотрения понятия «лидерство», его основной сущностью, то есть системообразующим «ядром», автор считает главный, на его взгляд, компонент - позицию главенствования, воздействия и подчинения лидеру в организованной упорядоченной совокупности межличностных взаимоотношений в группе.
Однако, говоря о воздействии на членов группы одним лидером, мы органично приходим к мысли о том, что это влияние и есть управление, то есть налицо возможность и необходимость рассмотрения лидерства как одного из компонентов менеджмента. В некоторых позитивных случаях такая позиция определяет так называемый «успешный менеджмент», в других, негативных, как один из способов «выделиться из толпы», где управленец показывает свою реальную или кажущуюся значимость.
Отсюда возможен не совсем правомерный вывод о том, что лидерство -это и есть менеджмент. Однако это далеко не синонимические понятия. Рассмотрим их более подробно с точки зрения анализа основных сущностных высказываний ведущих ученых - экономистов, социологов, психологов и управленцев-практиков.
Анализируя общеэкономическую и специальную литературу по проблеме исследования, мы можем отметить, что современные исследования
базируются на том же утверждении, что лидерские задачи коренным образом различаются от управленческих, как в широком, так и в узком смысле данного утверждения.
Нужно отметить, что еще в середине прошлого, ХХ века, Ф. Селзник систематизировал цели и систему их достижения тех людей, которые
профессионально управляют всем процессом жизнедеятельности организации и тех, кто лидирует в отдельных структурных подразделениях.
Ученый рассматривает сущность лидерской роли в трех смыслах:
> Смысл №1 - ценностно-формирующий.
> Смысл №2 - институционно-изменчивый.
> Смысл №3 - высокий уровень зрелости.
Согласно данной теории, в процессе управления переход от менеджмента к лидерству представляет собой эволюционное движение от «управленческого контроля» к выявлению и формулировке «институциональных ценностей».
При таком подходе усиливается социализирующая общественная роль организации [10].
А. Залезник в своем исследовании утверждал, что лидеры обладают следующими характеристиками, а именно:
> Имеют четкие пристрастия во властных взаимоотношениях с членами своей и других групп.
> Обладают осознанной позицией риска, как для себя, так и для других членов групп.
> Представляют собой образ созидателя, реформатора, трансформатора и т.д.
> Смело и безоглядно трансформируют традиционные и устаревшие, по их мнению, идеи, мнения, ценности, структуры и т.д.
> Инициативно привлекают ко всей своей работе окружающих их людей и т.д. [13, с. 67].
У. Беннис, в свою очередь, являясь ученым, который принял и продолжил в развитии основные идеи А. Залезника, вносит дополнительные уточнения в специфику и особенности характеристик лидеров, а именно:
> Лидер - это есть революционер со своими институциональными или структурными идеями и технологиями их воплощения в жизнь организации.
> Лидер - это тот, кто обладает свойством реалистического видения организационных, управленческих и коррекционных перспектив эволюции своей организации.
> Лидер - это человек, который знает КАК стимулировать деятельность организации по достижению ее основных целей и т.д..
Резюмируя, можно сказать, что вклад данного ученого - исследователя заключается в фиксировании значения факта нужных современных организаций в личностях, которые представляют собой, в идеале, совокупность лидерских качеств в форме традиционного менеджерства [12, с.21].
Г. Фейрхольм, в свою очередь, предложил мировому научному сообществу характеристические особенности лидеров, которые возможно систематизировать следующим образом, а именно:
Таблица 1
«Характеристические особенности лидеров»
(по Г. Фейрхольму)_
__;_Характеристические особенности_
/п
0
Владеют широким рационально-образным стилем мыслительной деятельности
Имеют взгляд на жизнедеятельность, в целом, в трансформационных тенденциях_
Используют в своем арсенале такие средства воздействия, как поощрение, одобрение, помощь, подсказку, веру в исполнителя и одобрение его деятельности
Мыслят исключительно на перспективу и на дальние прогностические цели развития организации_
Распространяют свое позитивное влияние на всех работников любого уровня организации_
Распространяют свое воздействие последователей без статусных различий_
на
всех
Прекрасные конфликтологи
В своей практике широко используют личностные приемы, работающие на интуицию_
Индивидуальный подход - одна из системообразующих их личностного воздействия на всех окружающих_
Совершают «правильные» поступки вне их результативности_
Основываясь на вышеизложенном, определив основные понятия лидерства в контексте его сущности, переходим к рассмотрению роли лидерства в управлении.
Прежде всего, отметим, что управление есть менеджмент, и мы рассматриваем лидерство именно в его рамках. Однако, как мы уже установили из анализа основной и специальной литературы, лидерство - это не есть менеджмент, так как традиционное управление лежит в плоскости совокупности понятий: продуктивность, упорядоченность, проверка, система нормирования производственно-организационных процессов и т.д. Следовательно, ведущая цель любой управленческой деятельности -превратить любую организацию, предприятие, политику концептуальных установок в процесс, который может быть и должен просчитываться, контролироваться и коррелироваться в соответствии с объективными и субъективными развивающимися факторами жизнедеятельности, как внешними, так и внутренними.
Если мы проведем процедуры компаративного (сравнительного) анализа управленческой деятельности и системы лидерства, то увидим, что вступают в силу несколько разные ценности и транспонирования целеполагания, то есть перенос его в другую плоскость. Тем самым, осуществляется процесс
трансформации понятия лидерства продвижением от той позиции, в которой мы его рассматривали выше с точки зрения личностно-психологических и социальных оснований, к трактовке лидерства в контексте функционала координации организационного процесса. В этом случае понятие меняет свою конфигурацию и приобретает структурно-ограниченные черты в аспекте упорядоченного множества, то есть, системы.
И здесь со всей значимостью проявляется различие ролей лидера и управленца.
Трактуя «роль» как «стартовое» определение в виде того, что это «...поведение, которое предписывает человеку занимаемая им социальная позиция», автор исследования не останавливается только на нем и дополняет его авторской интерпретацией в интегративном виде, рассматривая его, прежде всего, в так называемом «широком» смысле, как «отображение интервально-дифференцированной совокупности процедур, осуществляемых кем-либо в контексте какого-либо процесса». При этом не оставляется без внимания и социальная характеристика роли, которая предстает в виде того, что роль, в ее социальном значении, «.есть описание особенностей и специфики системы поведенческих действий личности (индивида) в конкретных условиях множества социальных институтов, а также как комплект функций для выполнения четко очертанных задач, располагающихся в определенном интервале действий». Итак, роль в данном исследовании понимается и трактуется в авторской интерпретации как «отображение интервально-дифференцированной совокупности процедур, осуществляемых кем-либо в контексте поведенческого процесса, определяемым социальным статусом личности (индивида) в конкретных условиях функционального множества социальных институтов» [2, с. 249].
Однако, данное выше интеграционное определение роли должно быть трансформировано с позиции различных теорий и концепций лидерства. Существует несколько теорий лидерства:
о «Теория ценностного обмена» Р.Л. Кричевского, которая характеризуется тем, что ценностные показатели членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера [3].
о «Теория лидерских ролей» Р. Бейлса, в рамках которой лидер представлен как профессионал, ориентированный на решение деловых проблем или решающий проблемы человеческих отношений [9].
о «Когнитивная теория» рассматривает лидерство как образ, но при этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа - внешним [4].
о «Интерактивная теория». С точки зрения интеракционистов, лидером может стать любой, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Интеракционисты рассматривают лидерство как процесс [6].
Рассмотрев некоторые основные теории лидерства в зарубежной науке, отметим тот факт , что в отечественной психологии теорию лидерства изучали:
М. А. Дмитриева, Р.Л. Кричевский, Левин, Э.Э. Линчевский, Г.С. Никифоров, В. М. Снеткова и др. [5].
Исходя из анализа их научных трудов, возможно определение основных и специфических черт роли лидера, а именно: Прогностическо-перспективное видение развития событий. Открытость. Мужественность. Решительность. Энергичность. Позитивность. Внимательность. Желание и умение слушать других. Уверенность. Харизматичность [14].
Итак, рассмотрев в статье основные понятия исследования, а также определив их сущность и роль лидерства в управлении, автор полностью достигает своей цели.
Литература:
1. Адизес Ицхак. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей = Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management and Handle People Whose Style Is Different From Yours. — М.: Альпина, 2008. - С. 259.
2. Глоссарий по политической психологии / под ред. ... И., Лаптева Л.Г. - М.: Академический проект / Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 249.
3. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985.
4. Кудряшова Е.В. Лидер. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск. 1996. - 226 с.
5. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. - СПб.: Речь, 2002.
6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 2000.
7. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010.- 533 с.
8. Подопригора С.Я. Философский словарь. М.: Издательство: Феникс. 2013.- 562 с.
9. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
10. Селзник Ф. Лидерство в управлении. Нью-Йорк. 1957.
11. Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах = Principie Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона// Лидер: в 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907CenteredLeadership. — М.: Альпина. 2009. - С. 302.
12. Bennis W. The Artform of Leadership //International Management. 1982., - С. 21;
13. Zaleznik A. Managers and Leaders: Are They Different?//Harvard Business review. 1977. - С. 67.
14. Психологический словарь http://www.psychologist. ru/dictionaryof_terms/index. htm ? id=999 (дата обращения 14.06.2014)
15. Характер. Что такое лидерство. http://www.xapaktep.net/virtues/roman/authority/desc.php (дата обращения 14.06.2014)
Literature:
1 . Adizes Yitzhak. Development of leaders: How to understand the management style and effectively to communicate with carriers of other styles = Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management and Handle People Whose Style Is Different From Yours. — M.: Alpina, 2008. - Page 259.
2 . The glossary on political psychology / under the editorship of... And. Lapteva L.G. - M.: The academic project / Yekaterinburg: Business book, 2003. -Page 249.
3 . Krichevsky R. L. Ryzhak M. M. Psikhologiya of the management and leaderships in sports collective, M., 1985.
4 . Kudryashova E.V. Lider. Leadership researches in modern western political thought. Arkhangelsk. 1996 . - 226pages.
5 . Linchevsky E.E. Masterstvo of administrative communication: the head in daily contacts and the conflicts. - SPb. : Speech, 2002.
6 . Myers D. Social psychology. SPb. ; M.: St. Petersburg, 2000.
7 . Parygin B. D. Social psychology. Sources and prospects. — SPb: cmrm, 2010. - 533 pages.
8 . Podoprigora S. Ya. Filosofsky dictionary. M.: Publishing house: Phoenix. 2013 . - 562 pages.
9 . Psychology. A-I. The dictionary reference / Lane with English K. S. Tkachenko. — M.: FAIR-PRESS. Mike Korduell. 2000 .
10 . Selznik F. leadership in management. New York. 1957 .
11 . Stephen R. Kovi. The leadership based on the principles = by Principle the Encyclopaedic dictionary of Brockhaus and Efron//the Leader: in 86 volumes (82 t. and 4 additional). — SPb. 1890-1907Centered Leadership. — M.: Alpina. 2009 . - Page 302.
12 . Bennis W. The Artform of Leadership//International Management. 1982 - Page 21;
13 . Zaleznik A. Managers and Leaders: Are They Different? // Harvard Business review. 1977. - Page 67.
14 . Psychological http://www .psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm dictionary? id=999 (date of the address 14.06.2014)
15 . Character. What is the leadership. http://www.xapaktep.net/virtues/roman/authority/desc.php (date of the address 14.06.2014)