Микроистория и культура повседневности
УДК 930.2 DOI: 10.22378/he.2018-3-2.289-293
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Ш. МАРДЖАНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Р.А. Абзалина
Национальный музей Республики Татарстан
Казань, Российская Федерация
historical.ethnology@gmail.com
Публикация посвящена 200-летию со дня рождения Шигабуддина Марджани - известного татарского просветителя, богослова, историка, этнографа, археографа, востоковеда и педагога. В статье рассмотрены сохранившиеся до наших дней личные вещи Ш. Марджани, бережно хранимые десятилетиями его потомками. Коллекция реликвий Ш. Марджани хранится в Национальном музее Республики Татарстан.
Ключевые слова: Шигабуддин Марджани, Национальный музей, семейные реликвии.
Для цитирования: Абзалина Р.А. Личные вещи Ш. Марджани в Национальном музее Республики Татарстан // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 289-293. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.289-293
В Национальном музее Республики Татарстан хранятся коллекции личных вещей татарского просветителя XIX в. Шигабуддина-Харуна Марджани, поступившие в музей от его прямых потомков во второй половине XX в.1 В это время в музее идет подготовка к открытию экспозиции, посвящённой истории татарской литературы и просветительства. Первым экспонатом из семьи в книгу поступлений записан посох - палка для проповеди имама Шигабуддина Марджани. Ее сохранила внучка Ш. Марджани Зайнап Абдулловна Апанаева, проживающая в то время (28 августа 1945 г.) по адресу: г. Казань ул. Комсомольская, дом 44, кв. 1 (ныне улица Ш. Марджани).
В 1972 г. Зайнап Абдулловной Апанаевой была передана в музей печать из горного хрусталя, изготовленная в 1281-х - 1864-65 гг. по легенде в Стамбуле. По стилистике она схожа с произведёнными на Урале печатями в городе Екатеринбурге. На завещании, которое было написано Шига-
1 См. иллюстрации к статье на цв. вклейке.
буддином Марджани 13 июля 1880 г. (5 шаабана 1297 г.), им собственноручно была поставлена именно эта печать: «Дзлил итеп исемем язылган мвhеремне бастым (тYгэрэк мвhердэ язу: Ш^абеддин бине Баhаведдин эл-Мэрщэни) «Марджани» [1, 2].
Парчовое одеяло, как оно было названо в документах поступления (на самом деле является подстилом под скатерть для чайной церемонии по-мусульмански - «дастархан»), было сохранено семьей и передано в музей 22 марта 1975 г. для той же литературной экспозиции.
Заведующая литературном отделом НМ РТ Дания Бургановна Багаут-динова помимо того, что в документах поступлений старалась, по возможности, описать «легенду о предметах» в определенной графе актов, старалась получить подтверждение достоверности принадлежности мемориальных вещей владельцу. «В ответ на ваше письмо от 4/Х11 сего года сообщаем следующее», - пишет Зайнап Апанаева, - «личная печать и стеганое одеяло, переданное мной в литературный фонд музея, принадлежали моему дедушке Шигабуддину Марджани. После его смерти печать перешла его дочери, моей матери - Хавве Шигабуддиновне Апанаевой, а она в свою очередь передала её мне. Одеяло же было отдано ей, когда она выходила замуж, как приданое, и сохранилось у меня. 15.XII.1974 г. Подпись». «Сохранилось у меня» - так определяет свой статус по поводу принадлежащим ей вещам Зайнап Абдулловна Апанаева, внучка всемирно известного ученого. Одеяло сохранено в прекрасном состоянии, как сокровенная реликвия.
Подобная справка была получена Данией Бургановной по поводу настенных часов: «Уважаемая Дания Бургановна. На ваше письмо от 4/Х11 сего года отвечаю: часы, переданные мной в литературный фонд музея, принадлежали моему деду (отцу моего отца) Шигабуддину Марджани. После смерти дедушки эти часы передали по наследству моему отцу. Когда я выходила замуж (в 1924 г.), моя мать передала их мне, сказав при этом, что часы эти раньше принадлежали дедушке Марджани, и их надо беречь как память о нем. Вот, пожалуй, и все что мне известно об этих часах. 13/Х11-1974 г. Р. Амирханова». Часы настенные Московской фирмы Моргуновых, поступили в музей 21.11.1973 г., датируются концом XIX в., хранятся под номером 16453.
Подробное подтверждающие письмо было получено 22 декабря 1974 г. о секретере - книжном шкафе Ш. Марджани от Назии Тагировны Ильясовой, правнучки ученого-просветителя. «Уважаемая тов. Багаут-динова! О секретере, переданном мною в ГосМузей, могу сообщить Вам только следующее. Моя мама, внучка Ш. Марджани, много раз говорила, что этот секретер - книжный шкаф дедушки Марджани. Мама рассказывала: «Книжный шкаф входил в приданое моей бабушки Нагимы, урожденной Апанаевой, этому книжному шкафу очень много лет, в доме дедушки он с 1852 г.», т.е. с г. женитьбы его на Н. Апанаевой. Все время или после смерти прабабушки Нагимы, по словам мамы, секретерем пользовался Ш. Марджани сам, а после его смерти секретер унаследовала бабушка Галия, старшая дочь Ш. Марджани. Еще я помню, как сноха
Абзалина Р.А. Личные вещи Ш. Марджани в Национальном музее Республики Татарстан
Марджани, жена его сына, будучи у нас в гостях, смотря на этот секретер сказала, что при жизни самого Марджани за стёклами были голубые шелковые драпировки. Сноха Махисервер пришла в дом Марджани за несколько лет до его смерти и спустя много лет после смерти прабабушки. Таким образом, секретер принадлежал Ш. Марджани. После его смерти унаследовала Галия Шигабуддиновна. После нее секретер перешел к ее дочери, т.е. моей маме Нагиме Сафиулловне Ильясовой, внучке Ш. Мард-жани. После смерти мамы с разрешения своего брата, я решила этот уникальный предмет принести в дар госмузею ТАССР. 22.XII.1974 г.»
Секретер - книжный шкаф в 80-е гг. XX в. был отреставрирован художниками-реставраторами музея под руководством Балясова Юрия Дмитриевича и хранится в музее под номером 16454.
Интересно то, что Шигабуддин Марджани сам очень трепетно относился к личным вещам - семейным реликвиям. Это нашло особое внимание в завещании, написанном им в 1880 г. перед отправлением в Хадж [2].
«Кайчан мин фэкыйрьгэ эщэл ирешсэ, варисларым минем васыять-лэремне тулаем Yтэрлэр вэ моннан алда да язылган васыятьнамэлэрем берлэ hэм бу васыятьнамэм сыйдырган кадэренчэ гамэл итеп Yтэлэдер. Вэ тагын гадел шаЫтлар хозурында икърар итэмен, минем исемемдэ алтмыш ике мец щиде йвз сиксэн дуртенче номерда Вольский банкысына салган бер мец ике йвз илле тэцкэлек билет ике углым вэ бер кызым: Мвхэммэд, МэхмYд вэ Хаува милкедер. Бишкэ бYленеп, ирлэргэ ике влештэн, кызга бер влештер. Вэ тагын алтмыш ике мец щиде йвз сиксэн алтынчы номерда дYрт мецлек билет щэмэгатем Бибифатыйма бинте эл-Хвсэен милкедер. Вэ тагын Y3 милкем булучы барлык китапларымны Y3 балаларыма вэкыф иттем, алар бер дэ сатылмаслар. Кулланып файдаланудан башка урында тотылмас. Файдалана торган ышанычлы кешегэ дврес документ берлэ аз вакытка алып торырга бирелеп торылыр. Алла сакласын, Y3 нэселем киселсэ, туганнарыма вэ балаларына шул юл белэн вэкыф булыр. Бу китапларныц hэркайсына исемем белэн бизэлгэн, «балаларыма вэкыф» дип яздырган мвhерем басылыр вэ щентеклэп дэфтэрдэ исемнэре илэ язылып, саннар берлэ билгелэнер.
Вэ тагын шкафымда булган барлык шкаф эсбабым, касэ вэ чынаяк вэ чэйнек hэм табаклар, ^бесе Y3 бабаларымнан калган твслэре дип хврмэтлэп сакланган нэрсэлэр булганы вчен, ул нэрсэлэр беркайчан да сатылмасын, кешегэ бирелмэсен. Балалар вэкыфы булып, балаларым вэ хатыным Yзлэре тагын шулай калдырырлар. Бу нэрсэлэр вэ югарыда эйтелеп Yтелгэн акчалардан башка банкта вэ башка урында булсын. Акчалар hэммэсе Y3 хезмэтем берлэ тапкан милкемдер. Акчадан ике углыма икешэр мец, ике кызыма берэр мец тэцкэ, тагын хатыныма тиешле мирас влеше бирелеп, эйберлэрдэн гайре, Аллаh хвкеме hэм Мвхэммэд шэригатенэ муафыйк булганча бYленеп, шэригатькэ каршы бер эш кылынмас. Бу васыятьлэремне Y3 кулым илэ язып, шэригатьчэ YтэY hэм башкаруга йвклэдем газизлэрем Казан сэYдэгэре Мвхэммэдсадыйк бине Сафа вэ Казан вязе Ашыт авылыныц Габделвэли бине Габдел-
басыйрны. Дэлил итеп исемем язылган мвhеремне бастым (тYгзрзк мвhердэ язу: «Шиhабеддин бине Баhаведдин эл-Мэрщани»). Шэгъбаннъщ 5 нче квне, 1297 / 13 июль, 1880 ел. Мин, фжыйрь Ш^абеддин бине Баhаведдин эл-Мэрщани. ШаЫт булып кулым куйдым: Борhанеддин бине Габдеррэхим. Казан сэYдэгэре Зэйнулла бине Госман. Чуаш Иле авылында имам Габделвэли бине Мвхэммэдрэхим» [1].
«Завещание. Бисмиляхир-рахманир-рахим. Я, слабый раб Аллаха мулла Шигабуддин сына Багауддина сына Субхана сына Абдулкарима аль-Марджани при здравом теле, и совершенном здравом уме завещаю следующее: когда наступит смерть, надеюсь, что мои наследники выполнят данное завещание и то, что было написано раньше, что смогло вместиться в их содержание, последуют им полностью. Еще в присутствии праведных свидетелей заявляю, на 62784 номере Волжского банка тысяча двести пятьдесят рублей, что положено на мое имя принадлежат двум сыновьям и одной дочери: Мухаммаду, Махмуду и Хавве. Разделяя на пять частей, распределить мужчинам по две, женщинам по одной части. Еще под номером 62786 билет на четыре тысячи рублей являются собственностью жены Бибифатыймы дочери Хусаин. Так же все книги, являющиеся моей частной собственностью, дарю - делаю «вакуф» своим детям. Пусть они не будут проданы, не будут хранится без пользы. Можно дать на временное пользование надежному человеку посредством правильного составленного документа. Не дай Бог, прервется моя родовая цепь, таким же образом будет сделан «вакуф» родственникам и их детям. На каждой из этих книг будет поставлена моя печать, украшенная моим именем и словами «вакуф детям» с подробным списком названий и нумерацией.
А еще все принадлежности шкафа: пиалы, чашки, чайник и тарелки из-за того, что большинство из них сохранены с уважением к памяти дедов - эти вещи не будут продаваться другим людям. Пусть будут «ваку-фом» детям. В свою очередь дети и моя жена таким же образом передадут дальше.
Эти вещи и выше названная сумма денег, даже если и в банках, вся добыта своим трудом. Из денег двум сыновьям по две тысячи и двум дочерям по одной тысяче, и должная часть жене - все будет разделено по правосудию Аллаха в соответствии шариату. Мухаммада салли Аллаху галейхи вассалям. Это завещание написано собственноручно. Осуществить выполнение, не отступая от законов шариата, поручил доверенному Казанскому купцу Мухаммадсадыку сыну Сафы и Абдулвали сыну Абдулбасыра из деревни Ашит Казанского уезда. В доказательство ставлю круглую печать». На круглой печати надпись: «Шигабуддин бин Багауддин Марджани. 5 шаабан 1298 г.х.» (13 июля 1880 г.) (перевод с татарского - авт.).
После такого завещания становиться ясно, почему потомки Шигабуд-дина Марджани считали себя ответственными хранителями семейных реликвий.
Государственный музей во второй половине XX в. был практически единственным местом хранения движимых памятников материальной и
Абзалина Р.А. Личные вещи Ш. Марджани в Национальном музее Республики Татарстан
духовной культуры народов, населяющих Казанское Поволжье, в том числе татар. Деятельность музея и сотрудников его литературного отдела позволили потомкам передать наглядные объекты, чтобы они использовались, как это указано в завещании Ш.Марджани, во благо общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мэр^ани. Фэнни-популяр ^ыентык. Казан: Жыен, 2010. Б. 141-142.
2. Юбилейный сборник «Марджани». Казань: Магариф, 1915. С. 135-136.
Сведения об авторе: Абзалина Рамзия Асраровна - старший научный сотрудник Национального музея Республики Татарстан (420111, ул. Кремлевская, 2, Казань, Российская Федерация); historical.ethnology@gmail.com
SH. MARJANI'S PERSONAL THINGS AT THE REPUBLIC OF TATARSTAN NATIONAL MUSEUM
R.A. Abzalina
The Republic of Tatarstan National Museum
Kazan, Russian Federation
historical.ethnology@gmail. com
The paper is dedicated to the 200th anniversary of Shigabuddin Marjani, a well-known Tatar enlightener, religious scholar, historian, ethnographer, arhegrapher, orientalist scholar, and educator. The article examines Sh. Marjani and his family's memorabilia that have been carefully preserved to the present by his descendants. The collection of Sh. Marjani's personal things is being stored in the Republic of Tatarstan National Museum.
Keywords: Shigabuddin Marjani, National Museum, family memorabilia.
For citation: Abzalina R.A. Sh. Marjani's personal things at the Republic of Tatarstan National Museum. Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 289-293. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.289-293
REFERENCES
1. Marjani. Fanni-populyar ^yentyk [Marjani. Popular science publication]. Kazan, Jyien Publ., 2010, pp. 141-142. (In Tatar)
2. Yubilejnyj sbornik Mardzhani [Marjani's Anniversary Collection]. Kazan, Magarif Publ., 1915, pp. 135-136. (In Russian)
About the author: Ramziya A. Abzalina is a Senior Research Fellow at the Republic of Tatarstan National Museum (2, Kremlevskaya St, Kazan 420111, Russian Federation); historical.ethnology@gmail.com