Психология
УДК 154.4 Е.Н. Арбузова*
Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
The most important problems of research of motivation at present are the problems connected with definition of its basic maintenance and structure. Model of motivation which is recommended by the author, orient to the system’s principle and focused on development of the measures warning development of not constructive forms of motivation. In research some data of the correlation analysis are cited.
Ключевые слова: мотивация, нормативная и ненормативная мотивация, конструктивное и неконструктивное поведение, системный подход.
В любой науке имеется ряд проблем, образующих ее ядро, позволяющих фокусироваться на самом важном, а также обеспечивающих ее практическую направленность. К ряду таких проблем в психологии можно смело отнести проблемы, связанные с поведением человека, а также со всем тем, что это поведение обусловливает.
Психологические исследования последних лет показывают, что изучение любых особенностей человека было бы неполным без анализа различных параметров его мотивации. Однако, исследуя данное явление, необходимо учитывать следующие моменты: его многокомпонентность, наличие огромного количества теоретических подходов к исследованию феномена, а также неоднородность понимания его структуры и содержания. На современном этапе теоретические подходы к изучаемой проблеме являются весьма многообразными. Однако следует иметь в виду, что именно в зависимости от теоретической концепции, как правило, и вырабатывается рабочее определение феномена, а также выстраивается структура исследования любого явления [1-9].
*Кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальник кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Анализ наиболее общих определений, существующих в литературе, позволяет предположить, что на данный момент под мотивацией принято понимать целый комплекс зачастую абсолютно разнородных явлений. Это позволяет охарактеризовать ее как некую совокупность различного рода побуждений, направляющих наше поведение на определенные объекты. Однако суть и характеристика конкретных побуждений рассматривается различными авторами с совершенно различных точек зрения.
Более детальный и структурный анализ данного явления приводит к пониманию того факта, что понятие мотивации зачастую включает в себя целый ряд различных составляющих, таких как: потребности, влечения, желания, склонности, интересы, ценностные ориентации, цели, установки, намерения и сам мотив. При этом вряд ли вся совокупность указанных понятий может быть отнесена лишь к сфере побуждений субъекта. Подобная схема, как правило, может быть разбита не несколько блоков. А именно, потребностный, когнитивный и поведенческий. Каждый из блоков, входящих в структуру мотивационного акта, выполняет собственную функцию, отличную от функций других блоков. Так, результатом работы первого блока является активизация побуждений субъекта. При этом побуждения не всегда могут быть осознанны. Однако они являются энергетической основой функционирования мотивационной системы [5, 8]. Функция второго блока системы заключается в структурировании и анализе информации, поступающей из внешней среды. На данном этапе мотивационного акта особое значение приобретает когнитивная оценка ситуации. При этом оценка ситуации может быть полной, исчерпывающей, либо частичной, в зависимости от структуры и особенностей уже самой когнитивной системы человека. И, наконец, результатом работы третьего блока является поведенческий акт (действие или бездействие). Исходя из анализа и функциональной сложности мотивационного акта, можно предположить, что каждый из указанных блоков мотивационной системы обеспечивается работой различных механизмов, в частности, эмоционального, когнитивного и волевого, в зависимости от уровня задействованности мотивационной системы. При этом реализация мотива возможна как в случае активизации одного из блоков мотивационной системы, так и в случае участия всех ее элементов. Характер задействованных блоков определяет и характер мотивации субъекта [5].
В зависимости от того, какой блок мотивационной системы активизируется в процессе взаимодействия человека со средой, можно говорить об осознанном (мотивированном) поведении субъекта, либо о неосознанном (импульсивном или немотивированном) поведении субъекта. Исходя из этого, можно сказать, что уровневый характер мотивации может определять содержание и направление развития различных ее видов.
Схематически данную структуру мотивационного акта можно было бы представить следующим образом.
Таблица 1
Структура мотивационного поля
Динамические составляющие Эмоции Когниции Воля
Название блока мотивационной цепочки Потребностный Когнитивный Поведенческий
Содержательные составляющие Потребности, желания, склонности и т.д. Ценностные ориентации, цели, интересы и т.д. Побуждения, установки и т.д.
А вот результатом работы подобной мотивационной цепочки, вне зависимости от включенности определенных составляющих (а также обеспечивающих их механизмов), практически всегда можно считать акт поведения, который по сути своей и является результирующим показателем, завершающим мотивационный акт. При этом бездействие (или акт, противоположный действию) также может рассматриваться как итоговый показатель ее работы.
Следует заметить, что анализ поведения зачастую является неотъемлемой частью мотивационного акта, поскольку может рассматриваться как некий интегративный (и что самое главное - регистрируемый) показатель деятельности мотивационной системы. Именно поведение зачастую является единственным источником, позволяющим нам анализировать изменения, происходящие в структуре мотивов человека. Однако точки зрения на поведенческий компонент мотивационного акта расходятся. Так, Е.П. Ильин полагает, что мотивационный акт заканчивается тогда, когда формируется намерение человека. Д. Узнадзе придерживается противоположной точки зрения, включая категорию поведения в структуру мотива [5, 7].
В отличие от юриспруденции, которая ориентирована исключительно на анализ конечной точки мотивации - поведенческого акта, с точки зрения юридической психологии является важным, какие звенья мотивационной цепочки инициируют конечный акт поведения. Так, мотивационный акт может включать в себя как менее дифференцированные его составляющие (такие как потребности, желания и влечения), так и более дифференцированные составляющие (ценностные ориентации, цель деятельности, нормативный или ненормативный способ достижения цели), а также составляющие, в наибольшей мере связанные с личностью (ценностные ориентации и цели) и не зависящие от личностных особенностей (потребности, влечения и т.д.). Структура мотивационного акта может подразумевать и наличие у человека сразу нескольких ситуативных (оперативных) мотивов. При этом каждый отдельный мотивационный акт может представлять собой совокупность различных «рабочих единиц». Вне зависимости от этого, конечным итогом работы процесса мотивации всегда является определенное поведение (либо отсутствие такового), представляющее собой совокупный результат, индивидуальное сочетание различных составляющих работы мотивационной системы.
Принципиально важным моментом работы мотивационной системы в юридической психологии является анализ и оценка работы его когнитивной и волевой составляющей, которая в конечном итоге и является показателем того, в каком направлении будет идти реализация мотива. При этом максимально возможная включенность познавательных процессов в структуру поведения гарантирует минимальную вероятность развития отклоняющихся форм поведения и мотивации. Отсутствие адекватной оценки ситуации, снижение интеллектуальных возможностей критично оценивать действительность или наличие определенных отклонений в структуре интеллектуальной оценки ситуации может повышать возможность формирования различных отклоняющихся форм мотивации и соответственно приводить к таким формам поведения, как аффекты, различные формы импульсивного, а также асоциального поведения.
При этом необходимо учитывать, что особенности когнитивной оценки могут быть затруднены такими внутренними и внешними факторами, как эмоциональная нестабильность, функциональная незрелость структур головного мозга, отсутствие возможности нормального развития и рядом других факторов. В качестве внешних детерминант развития нестандартной мотивации может выступать отсутствие соответствующих средовых условий: асоциальная среда, отягощающие экологические факторы, отсутствие родителей, алкоголизация ближайшего окружения и т.д. Однако все это в определенной мере может рассматриваться лишь в качестве отягощающих причин как мотивированного, так и немотивированного поведения человека, не определяя при этом содержательную суть самого процесса мотивации. Содержательные аспекты мотивации непосредственным образом связаны с личностными особенностями субъекта, по нашему мнению, всегда определяющими само направление реализации мотивации. При этом конкретные мотивы в результате активности субъекта по составлению программы их достижения приобретают черты личности человека [3, с. 256].
Отсутствие возможности регулировать свое поведения также рассматривается большинством юридических психологов как фактор, повышающий риск возникновения различных форм отклоняющегося поведения. Так, В.К. Вилюнас полагает, что значительную часть волевой активности нормативного человека занимают именно старания изменить соотношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации. При этом санкционированные субъектом мотивы автоматически побудительного преимущества перед другими составляющими мотивации не получают. В ней обычно сохраняются основания для искушений, пороков, слабостей, подчиненности чужой воле или случайным обстоятельствам. Тем не менее они выделяются среди других мотивационных образований как нечто предпочитаемое и произвольно поддерживаемое субъектом [3, с. 254].
Недостаточная развитость данной структуры в силу ряда причин означает невозможность нормальной работы волевого механизма. Функциональная зрелость структур, обеспечивающих волевое поведение, приходится на возраст ранней взрослости.
В зависимости от задействованности волевых компонентов, все виды мотивации можно условно разделить на внешне организованную мотивацию, складывающуюся под влиянием других людей или группы лиц, и внутренне организованную мотивацию, складывающуюся под влиянием актуализации собственных потребностей и мотивов.
В целом для характеристики детерминант мотивационного процесса Е.П. Ильин использует понятие так называемых мотиваторов, к которым относит следующие: нравственный контроль, предпочтения (интересы и склонности), внешние особенности ситуации, собственные возможности (знания, умения и навыки), собственное состояние в данный момент, условия достижения цели, последствия своего действия или поступка.
Таким образом, анализ структурных составляющих мотивационной системы позволяет предположить неоднородность изучаемого понятия, а также влияние составляющих мотивационного акта на его содержательную сторону. Структурная сложность явления обусловливает и сложность определения феномена. При этом можно однозначно констатировать лишь тот факт, что мотивация
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Психология
является сложно организованным регулятором человеческой жизнедеятельности, отражающим в своем структурном строении и содержании особенности объективной действительности, в которую включаются как внешний для человека мир, так и сам человек. Важной характеристикой мотивации является ее процессуальный характер, что, однако, не отрицает того факта, что на данный конкретный момент возможно анализировать лишь актуальные мотивы субъекта деятельности.
Отсутствие четкости в определении и структуре мотивации определило и ряд других проблем, связанных с изучением данного феномена. Так, эмпирические проблемы исследования мотивации в большей мере связаны не только с невозможностью четко определить само понятие, но и с недостаточностью данных для выделения классификационных оснований явления. Так, сегодня существует огромное количество классификаций мотивации, направленных на выделение совершенно различных сторон мотивационного процесса. В современной психологии принято выделять следующие классификации мотивов [4, 5]:
- мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач;
- социальная и биологическая мотивация;
- социальная и житейская направленность и т.д.
И это далеко не полный перечень классификаций мотивации. Существуют классификации, ориентированные на исследование потребностей и ценностных ориентаций субъекта, направленности его интересов. При этом исследование каждой из указанных составляющих в различных классификациях не позволяет охватить структуру мотивационных предпочтений человека в целом. Именно отсутствие целостного подхода к процессу мотивации и можно считать наиболее важной проблемой на данный момент.
На наш взгляд, с эмпирической точки зрения наиболее целесообразным является личностно ориентированный подход к проблемам мотивации. В рамках проводимых на кафедре прикладных исследований были выявлены некоторые интересные факты.
В различных исследуемых группах (исследования проводились на нормативных и ненормативных выборках) исследовались пять видов мотивации: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, направленность личности на себя, направленность личности на взаимоотношения и направленность личности на задание (которые, однако, не охватывали всего комплекса мотивационных явлений). Кроме этого, в нормативной и ненормативной выборке был проведен тест ПДО для определения акцентуаций характера исследуемых.
Анализ корреляций показал, что мотивация как самостоятельно формирующийся, независимый социально-психологический показатель не всегда связан с личностными особенностями исследуемых, что соответствует некоторым теоретическим концепциям. Однако, являясь личностным образованием, она зачастую входит в состав некоторых типов личности как их составляющая.
Максимальные связи отдельных типов мотивации наблюдаются лишь с определенными типами личности. Так, к примеру, для циклоидного типа личности характерно присутствие значимой отрицательной связи с показателем направленности на взаимоотношения. Для психастенического типа личности характерно наличие значимой отрицательной связи с показателем направленности на дело. Неустойчивый тип личности характеризуется наличием отрицательной связи с показателями направленности на задание и т.д., то есть в структуре каждого типа личности можно определить специфический (часто четко определенный) вид мотивации. Более того, когда речь идет о некоторых типах личности, может иметь место ослабление мотивационных структур в целом. Это характерно для таких типов личности, как циклоидный, психастенический, неустойчивый. Количество подобных типов личности среди правонарушителей не исследовалось. Однако можно предположить, что именно это и является основанием для различных форм делинквентного поведения. Кроме того, в литературе можно найти подтверждение тому факту, что некоторые типы личности менее склонны именно к определенным формам отклоняющегося поведения.
Необходимо сказать, что прямых значимых связей между склонностью к различным формам делинквентного поведения и мотивационными структурами обнаружено не было, что может быть связано как с флуктуациями в структуре мотивационных образований на этапе принятия решения, так и с тем фактом, что формирование мотивационных структур сильно подвержено влиянию социально-психологических (внешних) факторов.
Однако именно факт взаимосвязи с рядом личностных показателей испытуемых может рассматриваться как основание для направленного формирования условно конструктивной мотивации субъекта.
Этот же факт позволяет предположить, что для большинства исследуемых (в особенной мере это касается ненормативной выборки) характерна не столько криминальная мотивация (которая редко заявляется открыто), сколько изменения общей личностной направленности и общих направляющих мотивационных образований, обеспечивающих генерализованную (обобщенную) реакцию на ситуацию и теснейшим образом связанных с особенностями личности субъекта.
В рамках юридической психологии долгое время проблема мотивации являлась лишь предметом прикладных исследований в области определения общей направленности (социальной, либо асоциальной), а также служила основанием для исследования и анализа некоторых специфических видов мотивации (в частности, криминальной). В рамках юриспруденции данная проблема долгое время вообще оставалась забытой. Так, анализ Уголовного кодекса, например, позволяет предположить, что проблема мотивации хоть и заявляется в рамках некоторых научных исследований (в частности, в области криминологии), но тем не менее не нашла своего отражения на уровне анализа реальных форм поведения преступника. Так, проблема мотивации фигурирует лишь в статьях, касающихся подготовки и проведения террористических актов. В остальных случаях данная проблема, как правило, представлена лишь формально. В то же время, будучи связанной с личностными особенностями субъекта, именно мотивация зачастую может определять не столько характер, сколько меру его участия как в социально одобряемых, так и в ненормативных ситуациях. На данный момент этот аспект проблемы представлен в литературе по психологии и юриспруденции крайне незначительно.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе проблемы деформации мотивационной системы и криминализации поведения можно рассматривать и как явление, являющееся результатом общей деформации мотивационной системы вследствие нарушений в области психофизиологических и личностных особенностей, т.е. имеющее общепсихологические корни, и как проблему юридической психологии. Более того, знание психологического контекста мотивации может стать основой для решения некоторых юридических проблем в области криминального поведения.
Список литературы
1. Арбузова Е.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. - СПб.: СПбАА, 2005.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2005.
7. Узнадзе Д. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.
8. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003.
9. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003.
УДК 157.2 В.А. Комлев*
Социальный конфликт как основная детерминанта суицидного поведения осужденных
В статье дается описание основных видов конфликтов среди осушенных, способствующих формированию суицидного поведения. Приводятся и подробно анализируются примеры конфликтного поведения осушенных, закончившихся суицидом.
In clause is given the description of the basic kinds of conflicts among condemned, promoting formation of suicidal behavior. Examples of disputed behavior condemned ended are resulted and are in detail analyzed by a suicide.
Ключевые слова: суицидное поведение, конфликт, предиспозивная фаза, аутоагрессивная фаза, дисперсонолизация.
* Старший психолог управления федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, соискатель по кафедре юридической психологии.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008