УДК 796.01:159.9
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ю. М. Босенко, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, А. С. Распопова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: annar25@mail.ru
Для эмоциональной жизни современного человека характерной тенденцией является увеличение частоты и интенсивности психических нагрузок. Этому способствуют современные условия: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпа жизни; негативное отношение к эмоциям, которым приписывается дезорганизующая роль в различных сферах деятельности человека. Это приводит к росту количества дисгармоний в эмоциональной сфере. Эти тенденции могут быть характерны и для спорта как вида деятельности, с высоким уровнем эмоционального напряжения, основанного на его соревновательной сущности. Эмоциональная составляющая спорта связана с тем, что спортсмен неизбежно сталкивается с опытом успехов и неудач, побед и поражений. В юношеском возрасте продолжается интенсивное развитие личности, именно поэтому актуально исследование эмоциональной сферы спортсменов для определения ориентиров формирования личностных предпосылок конструктивного эмоционального реагирования.
В статье представлены новые данные о личностных регуляторах эмоциональной сферы спортсменов юношеского возраста. Показатель эмоционального интеллекта недостаточно сформирован у спортсменов, что приводит к трудностям распознавания эмоций, понимания эмоционального состояния окружающих, затрудняет способность справляться с требованиями среды. У девушек более выражены эмоциональная осведомленность и эмпатия. Как юноши, так и девушки больше ориентированы на внутренние переживания, при этом юноши более эмоционально устойчивы.
Регуляторами эмоциональной сферы у девушек-спортсменок являются эмпатические способности, а именно: низкие показатели установок, способствующих эмпатии, и высокие значения проникающей способности в эм-патии. У юношей в качестве регуляторов эмоциональной сферы выступают нейротизм и рефлексивность, а именно: эмоциональная устойчивость и высокая рефлексивность. Необходимым является развитие способности к управлению своими эмоциями, к рефлексии, эмпатии с целью повышения эмоциональной компетентности и устойчивости к высоким требованиям, предъявляемым спортивной деятельностью.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эмпатические способности; рефлексивность; экстраверсия; интро-версия; нейротизм; спортсмены; юношеский возраст; пол.
Актуальность. Эмоциональная сфера человека является одной из проблемных зон в современной культуре. Спорт как вид деятельности имеет разнонаправленное воздействие на развитие и формирование личности спортсменов, их взаимоотношений с окружающими [6]. Широкая распространенность психологических дисгармоний среди спортсменов отрицательно влияет и на становление личности, и на здоровье человека, и на эффективность деятельности [1, 7]. Формированию эмоциональной культуры и способам конструктивного эмоционального реагирования в юношеском возрасте не уделяется должного внимания, что приводит к проблемам, так как эмоции, не находящие своего выражения, являются предпосылками трудностей оптимального эмоционального реагирования [5]. Несмотря на выше обозначенные трудности,
исследования эмоционального интеллекта в спорте немногочисленны [1]. В качестве личностных регуляторов эмоциональной сферы рассматриваются эмпа-тические способности, рефлексивность, экстраверсия - интроверсия, нейротизм [2].
Объект исследования - эмоциональный интеллект спортсменов юношеского возраста. Предметом исследования являются взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных свойств спортсменов.
Цель - выявить личностные регуляторы эмоциональной сферы спортсменов юношеского возраста.
Методика и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы: метод анализа научной и методической литературы; методы психологической диагностики («Оценка эмоционального интеллекта» (опросник БО), Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (БРО), «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Диагностика уровня рефлексивности»). В качестве методов математической статистики использовались метод корреляционного анализа по Пирсону и анализ достоверности различий по критерию Стьюдента.
Исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма и ГБУ ДО КК ДЮСШ «Академия футбола» г. Краснодара. Общая выборка - 121 человек, из них 70 юношей, 51 девушка.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования эмоционального интеллекта, являющегося проявлением эмоциональной компетентности человека, его способности выражать эмоции адекватно ситуации, управлять ими, правильно распознавать, выявлен низкий уровень его развития у 74 % юношей и 86 % девушек. Средний уровень развития эмоционального интеллекта установлен у 26 % юношей и 14 % девушек. Стоит отметить, что высокий уровень эмоционального интеллекта у спортсменов не выявлен. Это свидетельствует о сложностях при обращении спортсмена к своим эмоциональным переживаниям, связанным с ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.
Компоненты эмоционального интеллекта по-разному сформированы у юношей и девушек (табл.1). У юношей все показатели эмоционального интеллекта имеют низкий уровень развития. Управление своими эмоциями имеет наименьший уровень развития у спортсменов обоего пола. Для девушек характерно низкое развитие всех компонентов эмоционального интеллекта, за исключением эмоциональной осведомленности и эмпатии, которые являются средневыраженными. Именно по этим параметрам девушки превосходят юношей, что подтверждено анализом достоверности различий. Таким образом, девушки имеют больший спектр эмоциональных переживаний, осведомлены о многообразии эмоциональных проявлений, способны к идентификации эмоций других людей, сопереживанию, готовы поставить себя на место другого человека.
Трудности выражения эмоций у юношей могут быть связаны с их сосредоточенностью на собственной
личности, что приводит к неспособности замечать и правил ьно оценивать эмоциональное состояние других людей; с чувством собственного превосходства; с чувством тревоги, связанным с эмоциями других людей или собственными. Например, тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции [3, 4]. Кроме того, особенности гендерной социализации юношей обуславливают отсутствие усвоения принятых в обществе форм выражения эмоций; боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным) [7].
Таким образом, эмоциональный интеллект девушек выше по сравнению с юношами, они более осведомлены в многообразии эмоциональных переживаний, более склонны к сопереживанию и сочувствию. При этом для спортсменов обоего пола характерны трудности в управлении своими эмоциями.
В результате исследования рефлексии выявлено, что у большинства спортсменов обоего пола выявлен средний и низкий уровень данного параметра. Только 2 % девушек имеют высокий уровень рефлексии. У юношей высоких значений не выявлено. Девушки превосходят юношей по уровню развития рефлексии, что определяет их способность к выработке пошаговой стратегии достижения цели, учету и осмыслению обратной связи о результатах собственных действий, то есть девушки более способны к анализу собственного опыта, в большей степени стремятся к самопознанию [4].
У большинства спортсменов способность к эмпатии является заниженной. Постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека, характеризующее суть эмпатии, недостаточно выражены как девушек, так и юношей. При этом девушки превосходят юношей по сформированности интуитивного канала эмпатии, а у юношей выше проникающая способность в эмпатии (табл. 2).
Для юношей более значимы установки, способствующие эмпатии, и проникающая способность в эмпатии, в то время как рациональный, эмоциональный, интуитивный канал эмпатии и идентификация в эмпатии менее значимы. Эффективность эмпатии юношей может снижаться, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности. Проявление неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпати-ческому постижению, что имеет особенное значение в командном взаимодействии.
У девушек в структуре эмпатии ведущую роль играют эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии и установки, способствующие ей. Рациональный канал эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии менее значимы. Таким образом, девушкам для понимания внутреннего мира другого чел овека, прогнозирования его поведения нужно на интуитивном уровне подстроиться к партнеру. Девушки превосходят юношей по развитию интуитивного ка-
Таблица 1
Средние значения эмоционального интеллекта у спортсменов юношеского возраста
Показатели Юноши (n=70) Девушки (n=51) Достоверность различий
Эмоциональная осведомленность 4,60±6,14 8,66±5,44 p<0,05
Управление своими эмоциями 3,32±6,13 1,04±6,71 -
Самомотивация 4,06±6,76 4,02±5,68 -
Эмпатия 5,04±5,98 7,16±5,32 p<0,05
Распознавание эмоций других людей 3,38±6,16 6,26±5,68 -
Таблица 2
Средние значения по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко
Показатели Юноши (n=70) Девушки (n=51) Достоверность различий
Рациональный канал эмпатии 2,93±1,38 2,44±1,34 -
Эмоциональный канал эмпатии 2,61±1,05 3,07±1,56 -
Интуитивный канал эмпатии 2,14±1,30 3,69±1,45 p<0,05
Установки, способствующие эмпатии 3,01±1,06 3,34±1,25 -
Проникающая способность в эмпатии 3,45±1,03 2,17±1,23 p<0,05
Идентификация вэмпатии 2,94±1,48 2,99±1,39 -
Таблица 3
Средние значения показателей экстраверсии - интроверсии, нейротизма у спортсменов юношеского
возраста
Показатели Юноши (n=70) Девушки (n=51) Достоверность различий
Экстраверсия - интроверсия 12,92±3,62 12,34±3,40 -
Нейротизм 11,88±3,59 16,88±3,89 p<0,05
нала эмпатии, в то время как последние превосходят в проникающей способности в эмпатии. Следовательно, девушки более склонны использовать предвидение в анализе поведения партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт. Спортсменам более свойственна коммуникативная способность, позволяющая создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Они могут расположить партнера по общению, что способствует проявлению эмпатии во взаимодействии с тренером, с коллегами по спортивной команде.
Исследование таких черт личности, как экстраверсия - интроверсия, нейротизм, позволило выявить, что спортсмены обоего пола являются интровертами, то есть более замкнутыми или обращенными внутрь себя.
Для интроверта характерны следующие особенности поведения: погруженность в себя, трудности в установлении контактов с людьми, затруднения социальной адаптации. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, его действия продуманы и рациональны.
Интроверт высоко ценит этические нормы, планирует будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям,
придерживается жизненного порядка, контролирует свои чувства. Такие качества позволяют спортсмену управлять своей спортивной карьерой, так как они согласуются с критериями личностной зрелости.
Анализ показателей нейротизма, определяющего меру эмоциональной неустойчивости спортсменов, позволил установить, что юноши являются эмоционально устойчивыми, уравновешенными, менее импульсивными по сравнению с девушками. Для девушек в большей степени характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в тревожности, беспокойстве, лабильности, импульсивности, восприимчивости, неуверенности. Проявление такой черты существенно усложняет способность девушек-спортсменок к управлению своими эмоциями.
Анализ результатов исследования личностных особенностей показал, что эмоциональный интеллект девушек выше по сравнению с юношами, несмотря на его недостаточную сформированность. Девушки более осведомлены в многообразии эмоциональных переживаний, более склонны к сопереживанию и сочувствию. При этом для спортсменов обоего пола характерны трудности в управлении своими эмоциями. Для спортсменов характерен в основном средний или низкий
уровень рефлексии, способность к эмпатии является заниженной. При этом девушки превосходят юношей по развитию интуитивного канала эмпатии, в то время как последние превосходят в проникающей способности в эмпатии. Исследуемые спортсмены - интроверты. Юноши превосходят девушек в уровне развития эмоциональной устойчивости.
Анализ взаимосвязей исследуемых показателей показал, что в группе девушек-спортсменок показатель эмоционального интеллекта «самомотивация» отрицательно связан с показателем «установки, способствующие эмпатии» (г= - 0,29, р<0,05), и положительно связан с показателем «проникающая способность в эмпатии» (г=0,33, р<0,05). Произвольное управление своими эмоциями ведет к тому, что спортсменки стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, но способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, что конструктивно влияет на способность к установлению контактов с коллегами по спортивной команде, с тренером.
У юношей выявлены отрицательные корреляционные взаимосвязи между показателем «эмоциональная осведомленность» и «нейротизм» (г=-0,28, р<0,05) и положительная связь между рефлексивностью и эмоциональным интеллектом (г=0,29, р<0,05). Низкий уровень самопознания юношами своих внутренних психических актов и состояний может усилить неуравновешенность нервно-психических процессов и перенаправить личность на окружающих людей и события. Развитые способности по распознаванию собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей увеличивает способность к рефлексии, что позволяет глубже анализировать свои эмоциональные состояния, управлять ими, осуществлять осознанное планирование своей деятельности и анализировать ее.
ВЫВОДЫ.
У спортсменов обоего пола выявлен недостаточный уровень эмоционального интеллекта, особенно такого компонента, как управление своими эмоциями. Для девушек более характерна эмоциональная осведомленность и эмпатия.
В структуре эмпатических способностей, которые также недостаточно сформированы, выявлено, что девушки превосходят юношей по развитию интуитивного канала эмпатии, в то время как последние превосходят в проникающей способности в эмпатии.
Уровень развития рефлексии как способности к самоанализу является недостаточным, при этом девушки превосходят юношей по уровню развития рефлексии, что определяет их большую способность к анализу собственного опыта.
Спортсмены являются интровертами, они более ориентированы на свой внутренний мир, сосредоточены на себе, замкнуты. Юноши более эмоционально устойчивы, тогда как для девушек характерен нейро-тизм, определяющий эмоциональную нестабильность в поведении.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что у девушек произвольное управление своими эмоциями ведет к тому, что спортсменки стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, но способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, что конструктивно влияет на способность к установлению контактов с коллегами по спортивной команде, с тренером. Для юношей низкий уровень самопознания может усилить неуравновешенность и перенаправить личность на окружающих людей и события. Развитые способности по распознаванию собственных эмоций, владению эмоциями, пониманию эмоций других людей увеличивают способность к рефлексии, что позволяет глубже анализировать свои эмоциональные состояния, управлять ими, осуществлять осознанное планирование своей деятельности и анализировать ее.
Полученные данные могут стать основой для разработки программ психологического сопровождения подготовки спортсменов юношеского возраста. Особенно важно учитывать формирование эмоционального интеллекта спортсменов, навыков саморегуляции, развитие коммуникативной компетентности, самоанализа, расширение представлений о себе. Комплекс мероприятий по личностному развитию спортсменов может стать основой для повышения их соревновательной надежности за счет совершенствования эмоциональной сферы личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Берилова Е. И. Стратегии преодоления стресса / Е. И. Берилова, Ю. М. Босенко. - Краснодар, 2012. - 248 с.
2. Босенко Ю. М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю. М. Босенко, Е. И. Берилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 106-110.
3. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. -Краснодар, 2008. - 209 с.
4. Горская Г. Б. Конструктивность реагирования высококвалифицированных тхэквондистов на стрессовые ситуации: психологические предпосылки / Г. Б. Горская, Ю. М. Босенко, А. С. Распопова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 4. - С. 41-48.
5. Кабанов Ю. Н. Личностные факторы спортивной деятельности / Ю. Н. Кабанов, О. А. Белобрыкина // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3 (15). - С. 201-205.
6. Пархоменко Е. А. Особенности формирования мо-тивационной направленности субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте / Е. А. Пархоменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 2. - 2013. - С. 66-69.
7. Распопова А. С. Роль перфекционизма в личностном развитии спортсменов / А. С. Распопова // Материалы X юбилейной Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» //Акмеология. - 2015. - № 1-2. -С. 144-145.
PERSONAL REGULATORS OF AFFECTION OF YOUNGER AGE ATHLETES
Y. Bosenko, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Psychology Department,
А. Raspopova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Psychology Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: annar25@mail.ru
Increasing the frequency and intensity of mental stress is a characteristic trend for the emotional life of modern person. Modern conditions contribute to this: rapid change in social and physical environment, increase in the pace of life; negative attitude to emotions, which play disorganizing role in various fields of human activity. This leads to the increase in the number of disharmonies in the affection. These tendencies may be distinctive for sport as a type of activity, connected with a high level of emotional stress, based on its competitive nature.
The emotional component of sport is related to the fact that athletes unavoidably meet with experience of successes and failures, victories and defeats in it. In adolescence, intensive development of personality continues, that is why affection research of athletes to determine the cues for the formation of personal prerequisites of constructive emotional response is relevant.
The article presents new data about personal regulators of adolescent athletes' affection. Athletes' indicator of emotional intelligence is not sufficiently formed, which can lead to difficulties in recognition of emotions, understanding of the emotional state of others, which makes it difficult to cope with the demands of the environment. Girls show more expressed emotional awareness and empathy. Both boys and girls are more focused on their inner feelings, while young men are more emotionally stable. Empathic abilities of female athletes are the regulators of the affection, in other words, low indicators of attitudes working towards empathy, and high indicators of ability to seep into in empathy. Regulators of young men's affection are neuroticism and reflexivity, specifically emotional stability and high reflexivity. It is necessary to develop the ability to manage your emotions, reflections, empathy to increase emotional competence and resistance to high demands, made by sport activity.
Keywords: emotional intelligence, empathic abilities, reflexivity, extraversion, introversion, neurotism, athletes, adolescence, gender.
References:
1. Berilova E. I., Bosenko Ju. M. Strategii preodolenija stressa [Strategies for coping with stress]. Krasnodar, 2012, 248 p. (in Russian)
2. Bosenko Ju. M., Berilova E. I. Personality and cognitive factors stress high-class athletes Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma state university of N. A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sotsiokinetika], 2015, vol. 21, no 2, pp. 106-110. (in Russian)
3. Gorskaja G. B. Psihologicheskoe obespechenie mnogolet-nej podgotovki sportsmenov [Psychological support for long-term preparation of athletes], Krasnodar, 2008, 209 p (in Russian).
4. Gorskaja G. B., Bosenko Ju. M., Raspopova A. S. Construc-tibility of response of high-class tkhekvondist to stressful situations: psychological prerequisites. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2010, no 4, pp. 41-48. (in Russian)
5. Kabanov Ju. N., Belobrykina O. A. Personal factors of sports activity. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2009, no 3 (15), pp. 201205. (in Russian)
6. Parhomenko E. A. Features of formation of a motivational orientation of a subject position of athletes at youthful age. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Education Training], no 2, 2013, pp. 66-69. (in Russian)
7. Raspopova A. S. Perfectionism role in personal development of athletes. Proceedings of the 10th an Anniversary International Scientific Conference "Akmeology: personal and professional development of the person". - Special release SV№1-2/2015 practical journal «Akme-ologija», pp.144-145.