Научная статья на тему 'Личностные особенности как фактор учебной активности студентов-медиков'

Личностные особенности как фактор учебной активности студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITY / PERSONAL TRAITS / GENDER-SPECIFIC LEARNING ACTIVITY / MEDICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хавыло А. В., Галюк К. С.

В работе рассмотрена взаимосвязь личностных особенностей и учебной активности студентов медицинского профиля. Работа проведена на базе медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ, выборку составили студенты первого курса в количестве 163 человек. Установлено, что учебная активность взаимосвязана с отдельными личностными особенностями. Показано, что эта взаимосвязь имеет определенную гендерную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS AS A FACTOR OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF MEDICAL STUDENTS

The paper examined the relationship of personality iraits and educational activity of students of a medical profile. Work carried out on the basis of the Faculty of Medicine INPE MEPhI, the sample amounted to first-year students in the amount of 163 people. It was found that the educational activity linked with individual personal features. It is shown that this relationship has a certain gender-specific.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности как фактор учебной активности студентов-медиков»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-242-248

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Хавыло А.В., ГалюкКС.

ORCID: 0000-0003-2739-0136, ORCID: 0000-0003-3095-1125, НИЯУ МИФИ, Российская Федерация

В работе рассмотрена взаимосвязь личностных особенностей и учебной активности студентов медицинского профиля. Работа проведена на базе медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ, выборку составили студенты первого курса в количестве 163 человек. Установлено, что учебная активность взаимосвязана с отдельными личностными особенностями. Показано, что эта взаимосвязь имеет определенную гендерную специфику.

Ключевые слова: учебная активность; учебная деятельность; личностные особенности; гендерные особенности учебной активности; медицинская психология.

PERSONALITY TRAITS AS A FACTOR OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF MEDICAL STUDENTS

Khavylo A.A, GalyukKS.

ORCID: 0000-0003-2739-0136, ORCID: 0000-0003-30951125, National Research Nuclear University «МЕРЫ», Russian Federation

The paper examined the relationship of personality iraits and educational activity of students of a medical profile. Work carried out on the

basis of the Faculty ofMedicine INPE МЕРЫ, the sample amounted to first-year students in the amount of 163 people. It was found that the educational activity linked with individual personalfeatures. It is shown that this relationship has a certain gender-specific.

Keywords: educational activity; personal traits; gender-specific learning activity; medical psychology.

Введение

Учебный процесс протекает в условиях совместной деятельности преподавателей и студентов. В процессе учебной деятельности студент выступает не как пассивный объект педагогического воздействия, а как субъект познавательной деятельности. В настоящее время проблема активности студентов является крайне актуальной, привлекая большое внимание как с теоретической, так и с практической стороны вопроса. Изучение личностных детерминант активности студентов представляет собой одну из задач в решении глобальной проблемы повышения результативности учебного процесса и качества подготовки специалистов.

Проблема активности рассматривалась такими авторами как Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, К.А. Абульханова-Славская, Б.А. Вят-кин, А.А. Волочков, В.А. Якунин и другими [1—4, 6].

Тема учебной активности занимает центральное место в исследованиях активности субъекта А.А. Волочшва. Учебная активность им представлена как сложная динамическая система, характеризующая преимущественно субъектное по источникам детерминации развертывание учебной деятельности по пути от ее потенциала к регулируемой и наблюдаемой реализации, приводящей к ее результатам.

Целью исследования настоящего являлось изучение взаимосвязи личностных особенности и компонентов учебной активности студентов медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Методологической и теоретической основой исследования является концепция активности субъекта (А.А. Волочков, Б.А. Вят-кин).

Материалы и методы

Исследование проводилось в 2015-2016 годах в Обнинском институте атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Были обследованы 163 студента 1 и 3 курсов медицинского факультета, из них 116 девушек и 47 юношей.

Психодиагностика проводилась с использованием вопросника учебной активности студентов (ЕАС^) А.А. Волочкова [2] и методика СМИЛ в адаптации Л.Н. Собчик [5]. Обследование проводилось в течении полутора астрономических часов.

Полученные данные были обработаны в соответствие с рекомендациями авторами методик. Статистический анализ проводился с использованием коэффициента ранговой корреляции Кендалла (Яэ) и непараметрического и-критерия Манна-Уитни. В качестве критерия статистической достоверности полученных выводов в работе принята величина уровня значимости р<0.05. Корреляционный анализ проводился с использованием процедуры статистического бутстрепа (Ьоо1з1гер) с п = 5000 псевдовыборок. Данная процедура позволила нам получить доверительные интервалы для полученных коэффициентов корреляции.

Результаты

В силу того, что выборка исследования являлась однородной по возрасту, но неоднородной по тендерному признаку, был проведен сравнительный анализ оцениваемых показателей у обследованных юношей и девушек.

Для сравнительного анализа показателей учебной активности и выраженности личностных особенностей у юношей и девушек, обучающихся на младших курсах медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ был использован непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни. Результаты приведены в Таблицах 1-2.

Для анализа показателей учебной активности была использована интегральная шкала опросника ЕАС^ и. По результатам сравнительного анализа статистически значимых различий в уровне учебной активности у юношей и девушек не было выявлено.

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа показателей учебной активности у

юношей и девушек

Регулятивный ком- Динамика поненг учебной учебной ак-активности тивности

Потенциал учебной активности

Учебная активность

U Манна-Уитни 3319.00 3907.50 3665.50 3714.00

p-level 0.08 0.90 0.42 0.50

Таблица 2.

Результаты сравнительного анализа показателей методики СМИЛ у юношей и девушек

о г п

s

в.

О

Ov

U

3148.50 2506.00 3365.50 3547.50 2926.00 3301.00 3006.00 3692.00 3142.50

p-level 0.07

<0.01 0.22

0.48

0.01

0.16

0.02

0.77

0.06

По очевидным причинам для сравнительного анализа показателей по методике СМИЛ не использовались шкалы достоверности (Ь, Б, К) и шкала 5 (мужественность-женственность).

Были выявлены статистически значимые различия между обследованными юношами и девушками по показателям шкалы 2 (пессимистичность), шкалы 6 (ригидность), шкалы 8 (индивиду-алистичность).

Исходя из результатов проведенного сравнительного анализа, мы приняли решение оценивать взаимосвязь личностных особенностей и показателей учебной активности отдельно для юношей и девушек. Мы предположили, что структура взаимосвязи между личностными особенностями и компонентами учебной активности может иметь гендерную специфику.

Оценка взаимосвязи проводилась с использованием непараметрического рангового критерия Кендалла. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты корреляционного анализа показателей учебной активности и личностных особенностей у юношей и девушек

Учебная активность

Девушки, п=116 Юноши, п=47

1. Сверхконтроль т, р-1еуе1 -0.04; 0.55 0.14; 0.20

соп£ии -0.17 : 0.10 -0.07 : 0.33

2. Пессимистичность т, р-1еуе1 -0.17* ; 0.01 0.22*; ; 0.04

соитий -0.29 : -0.04 0.01 : 0.42

3. Эмоциональная лабильность т, р-1еуе1 -0.07; 0.28 0.17; 0.10

соитий -0.21 : 0.07 -0.07 : 0.39

4. Импульсивность т, р-1еуе1 0.03; 0.69 0.16; 0.12

соп£ий -0.12 : 0.17 -0.06 : 0.39

6. Ригидность т, р-1еуе1 -0.02; 0.79 0.27*; ; 0.01

соп£пи -0.17 : 0.13 0.06: 0.47

7. Тревожность т, р-1еуе1 -0.08; 0.23 0.29" ; 0.01

соп£ии -0.21 : 0.06 0.07: 0.51

8. Индивидуалистичность т, р-1еуе1 -0.03; 0.62 0.16; 0.13

соитий -0.18 : 0.11 -0.06 : 0.37

9. Оптимистичность т, р-1еуе1 0.19**; 0.004 0.11; 0.29

соп£ий 0.05 : 0.32 -0.13 : 0.34

10. Интроверсия т, р-1еуе1 -0.21**; ; 0.001 0.10; 0.35

соп£ий -0.33 : -0.09 -0.11 : 0.29

Примечание — т — коэффициент корреляции Кендалла, р-1еуе1 - уровень значимости, соп£ий — доверительный интервал для коэффициента корреляции.

Результаты корреляционного анализа подтвердили наше предположение о различиях в структуре взаимосвязей особенностей личности и учебной активности у юношей и девушек.

Было выявлено, что интегральный показатель учебной активности у девушек положительно связан с такой личностной особенностью как оптимистичность: т = 0.19, р = 0.004 и отрицательно связан с пессимистичностью: т = -0.17, р = 0.01 и интроверсией: т =-0.21, р< 0.001.

На выборке юношей были выявлены положительные связи показателя учебной активности с пессимистичностью: т = 0.22, р = 0.04, ригидностью: т = 0. 27, р = 0.01 и тревожностью: т = 0.29, р = 0.01.

Обсуждение и выводы

Проведенный статистический анализ показал существенную разницу в структуре связей интегрального показателя учебной активности и особенностей личности у студентов медицинского факультета различного пола.

Была установлена взаимосвязь учебной активности студентов с показателями по шкале пессимистичности. Примечательно, что на выборке девушек эта взаимосвязь носит отрицательных характер, а на выборке юношей эта связь положительная.

У девушек, исходя из полученных нами результатов, личностной особенностью, положительно сказывающимися на учебной активности, является оптимистичность.

Отрицательно на учебной активности сказывается высокий уровень показателя интровертированности личности. Материалы исследования могут быть использованы при профессиональной ориентации абитуриентов, а также в работе психологической службы вуза.

По результатам проведенного исследования, у юношей, обучающихся по специальности «лечебное дело», учебная активность обеспечивается такими личностными особенностями как ригидность и тревожность.

Таким образом было установлено, что учебная активность студентов медицинского факультета взаимосвязана с отдельными личностными особенностями. Показано, что эта взаимосвязь имеет определенную тендерную специфику.

Выражаем благодарность руководству медицинского факультета в лице декана, д.м.н., профессора A.A. Котлярова за оказанное содействие в проведении исследования. Также благодарим

студентку ИАТЭ НИЯУ МИФИ А.Н. Морозову за оказанную помощь в сборе данных для исследования.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, JL: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегральный подход / А.А. Волочков, Пермь: Перм.гос.пед.ун-т., 2007. 376 с.

3. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. № 3 (18). С. 125-141.

4. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин, М.: Педагогика, 1986. 253 с.

5. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик, СПб.: Речь, 2000. 219 с.

6. Якунин В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной деятельности студентов // Вестник ЛГУ. 1977. (23). С. 72-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.