12. Корбут, Е.В. Теннис: техника и тактика чемпионов / Е.В. Корбут. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
13. Сологуб, Б.Б. Комплексная оценка типологических особенностей и тактического мышления при адаптации высококвалифицированных боксеров к специализированной деятельности / Б.Б.Сологуб, В.А.Таймазов // Комплексная диагностика и оценка функциональных возможностей организма и механизмы адаптации к напряженной мышечной деятельности высококвалифицированных спортсменов. - М:, 2000.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 152.32
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ 0 СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показано, что для спортсменов различных специализаций характерен определенный комплекс личностных качеств. Соответствие особенностей нейродинамических качеств характеру выполняемых спортсменом движений является главным фактором достижения высоких результатов. Занятие спортом, не соответствующим индивидуальной организации и психологическим характеристикам личности, приводит к перенапряжению психических функций. Результаты исследования можно использовать для прогноза успешности спортивной деятельности.
Ключевые слова: Спортивная психология, психология личности, общие и специальные свойства личности, характер, спортивная мотивация, направленность личности.
Формирование успешных достижений в спортивной деятельности предполагает учет как собственных индивидуальных психофизиологических особенностей личности в целях мобилизации резервов психофизической активности, так и требований самой спортивной деятельности. Спортивная деятельность включает в себя несколько видов подготовки: физической, технической, психологической, тактической, теоретической. Как показывает практика, только тот, кто в равной степени овладел всеми видами подготовки, способен достичь в спорте высоких результатов. Изучение личности спортсмена - одна из важнейших проблем, поскольку существует теснейшая связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и спортивными достижениями.
Структура личности имеет иерархическое строение, иерар-хичны и личностные механизмы регуляции спортивной деятельности. Поэтому попытки «однослойного» истолкования личностных детерминант эффективности и надежности, например, в духе модельных, «идеальных» характеристик, дают ограниченные результаты [1]. Разделение общих и специальных психических структур принято во многих сферах психологии и в педагогике. Выделяются общие и специальные способности, общие и парциальные свойства нервной системы, общие и специальные качества. Общие и специфические свойства личности спортсменов могут играть различную роль в тренировочной и соревновательной деятельности [1; 2]. Учет взаимодействия общей и специальной структур личности спортсмена позволяет более гибко истолковывать влияние личностных характеристик на результаты деятельности.
Общие свойства личности представляют собой целостные характеристики человека, определяющие его поведение во всей сфере жизненных условий или в большей части этих условий. К общим свойствам личности можно отнести свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства, связанные с социальными взаимодействиями, и ряд других. В аспекте поведенческих проявлений это основные свойства нервной системы — генетически обусловленные нейрофизиологические предпосылки качеств личности [3].
Если общие свойства личности являются тем, что принято называть личностными чертами (Г. Оллпорт), то специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества. В целом общие свойства личности ограниченно влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях [4]. Это можно объяснить их функциональной ролью в общей структуре деятельности, которая состоит в том, что они представляют собой внутренние условия деятельности и функционируют как бы независимо от субъекта деятельности [5; 6]. Иначе следует рассматривать роль специальных свойств. Специальные свойства личности отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества этого типа.
Соревновательная эмоциональная устойчивость является, возможно, наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому, вероятно, эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом. Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.
В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. Специфика спортивной де-
ятельности предъявляет к мотивационной сфере спортсмена особые требования. Успех в соревновании может зависеть от таких мотивационных проявлений, как общая интенсивность мотивов, соотношение мотиваций достижения успеха и избегания неудач, устойчивость основных потребностей и интересов, - всего, что составляет «оптимум» мотивации. Соревновательная мотивация - это соревновательный дух спортсмена.
Стабильность-помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех, как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации [7].
Если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства можно рассматривать как внутренние средства, которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений. Однако эти влияния также нельзя считать однозначными, а между специальными свойствами и параметрами деятельности можно выделить еще один «слой» - личностной регуляции.
Если говорить об индивидуальном стиле соревновательного поведения спортсмена в целом, то стиль следует рассматривать как способ организации специфических средств деятельности, где в качестве специфических средств выступают специальные свойства личности спортсмена и их отдельные компоненты, в частности динамика эмоционального возбуждения, характер эмоциональной регуляции соревновательного поведения. Кроме того, важнейшими параметрами стиля соревновательного поведения являются структура распределения внимания, характер ориентации в деятельности [8]. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма организации психических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств в целях достижения высокой эффективности и надежности деятельности [6].
Таким образом, влияние личности в спорте чрезвычайно велико, и этот вопрос имеет немаловажное значение при оценке перспективности спортсмена. Целью исследования был комплексный анализ некоторых личностных качеств у спортсменов различной специализации. Были изучены потребность в достижениях, общении, мотивационной направленности.
Материал и методы оценки личности спортсмена. Обследование проведено среди практически здоровых испытуемых - студентов факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета (385 чел., мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет), имеющих высокие спортивные достижения, не менее 1 спортивного разряда, кандидаты в мастера, мастера спорта, и 135 человек - контрольная группа испытуемых-студентов обоего пола и того же возрастного диапазона, однако не имеющих спортивного разряда и занимающихся в группе общефизической спортивной подготовки. Испытуемые были объединены в однородные группы согласно общепринятой классификации движений в спорте. В зависимости от физиологических характеристик совершаемых движений все спортсмены были разбиты на три группы: 1 группа - со стереотипными, стандартными циклическими движениями (125 чел.); 2 группа -
со стереотипными, стандартными ациклическими движениями (125 чел.); 3 группа - с ситуативными нестандартными движениями (135 чел.). Всего обследовано 275 мужчин, 245 женщин.
При выборе методики оценки личности исходили из того обстоятельства, что для ее характеристики в целом наиболее существенное значение имеет отношение к себе, к обществу и выполняемой деятельности, то есть личная, коллективистическая и деловая направленность. Основное внимание уделяли изучению конституциональных особенностей спортсмена, его потребностей в достижениях, в общении, общую направленность личности. Все эти качества имеют важное значение при прогнозировании поведения человека в спорте.
Потребность в достижениях — стремление человека превзойти уже достигнутый уровень исполнения или реализации, соревнование в этом с самим собой «или» с другими. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха в любой (значимой и незначимой) деятельности, стремление закончить работу во что бы то ни стало, сделать ее наиболее эффективно, что дает ему особое удовлетворение. Для изучения потребности в достижениях был использован одноименный тест, основанный на изучении вербального (словесного) отражения установок и доминирующих потребностей личности. Распределение вероятностей словесных реакций испытуемых может выражать установки и доминирующие потребности независимо от того, знает ли о них испытуемый: он реагирует на семантическое содержание утверждения, а не на изучаемую потребность. Последнее устраняет влияние побочных фактов, снижающих прогностическую ценность теста.
Потребность в общении (ПО) возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит: потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. Потребность в общении проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях, стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми; при этом общение выступает как цель этой деятельности. Для изучения потребности в общении применялся одноименный опросник.
Мотивационную направленность личности оценивали с помощью опросника, разработанного чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучера в модификации Н.М. Пейсахова [9]. Тест основан на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой и участием в ней других людей. Выделяется три основных вида направленности личности: личную коллективистическую, деловую.
Личная направленность (направленность на себя - НС) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя: игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания: нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Анализ анкеты производится с помощью специального ключа, по которому подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности.
Результаты. Так, при анализе уровня потребности в достижениях размах индивидуальных баллов по стандартному тесту оказывается довольно широк: от 3 до 22 (рис. 1).
Потребность в достижениях
Гр. 1 Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4 □ Мужчины □ Женщины
Рис. 1
Статистическое сравнение средних величин показывает, что у женщин потребность в достижениях достоверно выше, чем у мужчин (р < 0,001). Потребность в достижениях выше у женщин не только во всей выборке, но и при сравнении испытуемых разных спортивных направлений. Так, у представителей циклических, существенно различающихся по условиям тренировок от игровых, потребность в достижениях выше у женщин (р < 0,05). У студентов, занимающихся в группе общей физической подготовки (ОФП), уровень потребности в достижениях достоверно ниже, чем у студентов из 1 и 2 группы, при (р < 0,05), хотя сравним с таковым у студентов игровых видов спорта.
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличались следующими чертами: настойчивостью в достижении своих целей, неудовлетворенностью достигнутым, постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше, склонностью сильно увлекаться работой, стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха, неспособностью плохо работать.
Известно, что потребность в достижениях является общим качеством личности, необходимым, вообще говоря, при любом виде трудовой деятельности человека, не только при физическом, но и умственном труде. Особенно велико значение этого качества у спортсменов тех специализаций, в которых каждый отвечает за себя. Менее важно оно в групповых видах спорта. Этот факт подтверждается также и индивидуальным анализом потребности в достижениях. Все студенты игровых видов спорта ответили положительно на утверждение: «Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат». Для них важнее процесс, игра, в которой происходит самореализация личности. Они характеризуются отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата, готовностью принять помощь и помогать другим при решении
трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха. Потребность в достижении имеет также и важный психологический смысл, обеспечивая целенаправленную регуляцию человеком его активности. Вне ситуации достижения происходит нарастание эмоционального напряжения, тревоги, беспокойства и неудовлетворенности жизнью. Активность - реализуемая способность преобразования внешней и внутренней среды человека в соответствии с поставленной им целью. Регуляция активности происходит как проявление деятельности определенных структур мозга и взаимодействия его полушарий [3; 4].
По-нашему мнению, потребность в достижениях является одной из важнейших личностных характеристик спортсмена. Чем она выше, тем потенциально результативнее спортсмен.
Потребность в общении
35 30 25 20 15 10 5 0
При изучении потребности в общении (социогенной потребности) в нашем эксперименте диапазон индивидуальных различий находился в зоне от 3 до 33 баллов (см. рис. 2). И в этом испытании женщины в целом показывают более высокие результаты (р < 0,005). Более высокая потребность в общении наблюдалась у спортсменов всех обследованных групп, по сравнению с группой ОФП, и при статистическом сравнении средних величин при разных спортивных специализациях: самая высокая потребность в общении у спортсменов игровых специализаций (р < 0,01).
Людей с высокой потребностью в общении отличались такими чертами: стремление к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми, сильные переживания при разрыве хороших отношений с ними, способность простить проступок ради восстановления хороших отношений, стремление помогать другим, способность отказаться от собственных удобств ради других, с ними можно поделиться переживаниями, и от этого станет легче, склонность проявлять участие, стремление установить добрые отношения со многими людьми, стремление расширить сферу своего общения, склонность к участию в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.
Высокая потребность в общении, в узком смысле слова, на наш взгляд, не является профессионально значимой для спортсмена, разве что в командных видах спорта, хотя это важное качество приводит человека в спорт. Изначально для личности потребность в общении является пусковым моментом для поиска спортивной деятельности. Потребность в общении - это часть «поисковой активности» [10]. Высокая поисковая активность способствует лучшей адаптации и, в конечном итоге, выживанию. С другой стороны, люди с высокой потребностью в поиске плохо переносят условия монотонии. Низкая потребность в поиске и связанные с этим апатия, безразличие снижают устойчивость организма к любым вредным воздействиям.
Гр. 1 Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4
□ Мужчины □ Женщины
Рис. 2
Таким образом, высокая потребность в общении является косвенным личностным качеством, способствующим спортивной деятельности вообще.
При изучении уровня и степени мотивационной направленности личности (рис. 3, 4, 5) диапазон индивидуальных различий весьма широк: в направленности на себя - от 6 до 44, в направленности на взаимное действие - от 10 до 45, в деловой - от 14 до 48. В статистическом сравнении средних величин обнаруживаются вполне достоверные различия между студентами и студентками по направленности на себя (эта тенденция больше развита у первых р < 0,001) и направленности на взаимные действия (р < 0,001). Вторые отличаются более высокими показателями по ВД. При сравнении показателей тех и других внутри разных спортивных специализаций выявилось, что различия существуют только по НС. Так, достоверно более высокие показатели по этому виду направленности у студентов 1-ой группы (р < 0,01) и 2-ой группы (р < 0,005).
Спортсмены игровых видов спорта отличались от других более высокой направленностью на взаимные действия (р << 0,01), что и следовало ожидать, а от группы ОФП более низкой направленностью на задачу (р < 0,05). Студентки разных групп разделялись только по направленности на задачу: 1-я группа имела более высокий уровень (р < 0,05) по сравнению с 3-ей, но уступала 2-ой (р < 0,01). 2-я группа отличалась более высоким уровнем НЗ, то им в этом виде направленности уступала группа ОФП (р < 0,001).
Мотивационная направленность личности: направленность на себя
50
40
30
20
10
0
Гр. 1 Гр. 2
□ Мужчины
Гр. 3 Гр. 4 □ Женщины
Рис. 3
Мотивационная направленность личности: направленность на взаимные действия
50
40
30
20
10
0
Ж
Гр. 1 Гр. 2
□ Мужчины
Гр. 3 Гр. 4 □ Женщины
Рис. 4
Мотивационная направленность личности: направленность на задачу
50 -40 -
30 -|— 20 -10 -|— 0 -
Гр. 1 Гр. 2
□ Мужчины
Гр. 3 Гр. 4 □ Женщины
Рис. 5
Лица с направленностью на себя имели, в основном, такие черты характера: больше всего заняты собой, своими чувствами и проблемами, делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях, пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно, не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать, нельзя понять, любят ли они других людей. Эта мотивационная направленность благоприятна для индивидуальных видов спорта.
Лица с направленностью на взаимные действия: избегали прямого решения проблем, уступали давлению группы, не высказывали оригинальных идей и нелегко было понять, что такой человек хочет выразить, не работали интенсивно сами и не помогали группе подойти к сути вопроса, не принимали на себя руководство, когда речь шла о выборе задач, не помогали отдельным членам группы выражать свои мысли и мало содействовали достижению общей цели. Спортсмены с направленностью на взаимные действия оказались наиболее успешными в игровых и командных видах спорта.
Лица, получившие много баллов по деловой направленности: помогали отдельным членам группы выражать свои мысли, поддерживали группу, чтобы она достигла поставленной цели, помогали группе дойти до сути вещей и имели хорошие идеи относительно того, как продолжать работу, легко было понять, что такой человек хочет выразить, брали в свои руки руководство, когда речь шла о выборе задач, работали интенсивно, правильно оценивали, когда, нужно говорить, а когда промолчать, в их присутствии все чувствовали себя свободно и непринужденно, не уклонялись от непосредственного решения проблем.
Направленность личности формирует ее мотивацию и глобальное свойство мотива - как вектора активности, желания и стремления, его целемоделирующую функцию, задающую активность сознанию по построению образа того, что может удовлетворить потребность, с учетом прошлого, настоящего и будущего личности, что опять-таки затрагивает особенности функционирования полушарий мозга. Направленность личности играет огромную роль в спортивной деятельности. Надо предполагать, что наибольших результатов достигнут команды с членами, максимально направленными на задачу и на взаимные действия. При низкой направленности на задачу, даже при высокой направленности на взаимные действия результат не будет высоким.
Вывод. Для спортсменов различных специализаций характерен вполне определенный комплекс личностных качеств. Соответствие особенностей нейродинамических качеств характеру выполняемых спортсменом движений является основополагающим в достижении им высоких результатов. Занятие спортом, не соответствующим индивидуальной организации и психологическим характеристикам личности, приводит к перенапряжению психических функций. Результаты исследования можно использовать для прогноза успешности спортивной деятельности.
Библиографический список
1. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. - М.: Физкультура и спорт. -1983.
2. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях /Б.А. Вяткин //Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
3. Симонов, В.П. Мотивированный мозг / В.П.Симонов. - М.:На-ука, 1987.
4. Лебедев, В.М. Теоретическое и прикладное значение феномена асимметрии в спорте /В.М. Лебедев // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 4.
5. Киселев, Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности / Ю.Я.Киселев // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
6. Мерлин, В.С. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психологии / В.С.Мерлин, И.М. Палей // Проблемы дифференциальной психологии и ее генетические аспекты. - Пермь, 1975.
7. Алексеев, А.В. Метод объективной оценки навыков психической саморегуляции / А.В. Алексеев // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
8. Найдиффер, РМ. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения / РМ. Найдиффер // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
9. Пейсахов, Н.М. Краткие методы и портативная аппаратура для изучения индивидуальных различий / Н.М.Пейсахов, А.П.Кашин, Г. Г. Баранов, Р Г. Вагапов. - Казань, 1976.
10. Аршавский, В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных районах северо-востока СССР) / В.В.Аршавский. - Владивосток, 1988.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 159.923
Т.Г. Опенко, н. с. Научно-исследовательского института терапии Сибирского отделения Российской
академии медицинских наук, г. Новосибирск
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск
В.П. Леутин, д-р пед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций НГПУ, г. Новосибирск
СПОРТИВНЫЙ туризм как способ реализации аддиктивности
На основании наблюдений, сделанных среди туристов-спортсменов в условиях тренировок и походов, было высказано предположение, что спортивный туризм часто является способом реализации зависимого, аддиктивного поведения. Была проанализирована мотивация занятий туризмом в зависимости от возраста спортсмена и ее видоизменение с увеличением спортивного стажа. Были выявлены и описаны признаки психологической и физической зависимости у спортсменов.
Ключевые слова: спортивный профессиональный туризм, экстремальные виды спорта, аддиктивное поведение, мотивация спортивной деятельности.
Спортивный туризм как вид спортивной деятельности связан с перемещением в экстремальные географические зоны (горный туризм, спелеотуризм, аридная зона) и зачастую эта деятельность сопровождается высоким риском для жизни и даже бывает смертельно опасной (например, горные походы, походы в зимнее время, сплавы по горным рекам). Участие в походах так же предполагает немалые финансовые затраты на покупку снаряжения, затраты времени на тренировки и экспедиции, перестройку системы социальных ценностей личности. Все это приводит к нарушению социального функционирования спортсмена. Проведенный нами психологический анализ личности у туристов-спортсменов позволил выявить признаки нарушений поведения, которые можно характеризовать как аддиктивность.
Важнейшей характеристикой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальной жизни и насущных проблем с помощью химических веществ с психотропным действием или таких видов деятельности, которые помогают сделать более комфортным свое базовое психическое состояние. Аддиктивное поведение может быть способом выхода из состояния фрустрации, когда возникает навязчивое непреодолимое стремление к аддиктивной реализации. Часто при этом нарушается социальная адаптация. Имеются научные сообщения, в которых исследователи аддиктивного поведения говорят о правомочности выделения своеобразной аддикции упражнений - workaholism [1; 2; 3; 7]. Спорт, а особенно экстремальный, несёт в себе выраженный аддиктивный потенциал,
поскольку сопровождается облигатной возможностью вхождения в изменённое состояние сознания с выраженной стимуляцией дофаминового звена нейромедиаторного обмена. Как показывают наблюдения, ангедония, как проявление симптома отмены, наиболее выражена именно у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, сопряженными с рискованными ситуациями и даже смертельной опасностью - дельтапланеризм, сплав по горным рекам, спелеотуризм, горный туризм и др. В современной литературе имеются описания клинических случаев возникновения спортивной аддик-ции при занятиях разными видами спорта - бег, восточные единоборства, тяжелая и легкая атлетика, бодибилдинг и др. [3; 4; 6]. Аддикция выявлена и у лиц, занимающихся спортом для здоровья [5]. Однако в отношении спортивного туризма таких исследований нам не встретилось. Поэтому мы считаем заслуживающим внимания исследование этого аспекта данной проблемы более подробно.
Цель исследования: исследование психологических особенностей и мотивации спортивного поведения у туристов-спортсменов.
Материал и методы исследования. Обследование туристов (п=98, возраст 18-35 лет, 62 мужчины и 36 женщин) проводилось в реальных условиях горных туристических походов 1 категории сложности. Все участники походов имели спортивные разряды по туризму или другим видам спорта, имели медицинский допуск к занятиям, образование не ниже среднего, стаж занятий спортивным туризмом от нескольких