Научная статья на тему 'Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников'

Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
853
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / PERFECTIONISM / PERSONALIZATION / SELF-DETERMINATION / BASIC NEEDS / INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION / ADOLESCENCE / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Галина Борисовна, Мантачка Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена исследованию личностных ресурсов конструктивного реагирования юношей и девушек на предельно высокие требования социума, которые являются одной из его особенностей в современных условиях. Приводятся эмпирические данные о том, что в качестве ресурса такого рода выступают субъектные свойства личности, обеспечивающие способность самостоятельно принимать решения, находить пути достижения значимых целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горская Галина Борисовна, Мантачка Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal factors of the constructive perfectionism manifestation of the senior pupils

The article studies the personality resources of the teenagers’ constructive reaction to the extremely high requirements of the society, which are peculiar to the current stage of its development. The authors adduce the empirical data showing that as a resource of such a type can act individual characteristics allowing a person to make independent decisions and find ways to accomplish relevant goals.

Текст научной работы на тему «Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников»

УДК 159.923-053.6 Горская Галина Борисовна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [email protected]

Мантачка Екатерина Владимировна магистр психологии,

педагог-психолог Лицея Института современных технологий и экономики (ИСТЭк) [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОНСТРУКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Gorskaya Galina Borisovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Head of the Psychology Subdepartment, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism [email protected]

Mantachka Ekaterina Vladimirovna

Master of Psychology, Educational Psychologist at the Lycée under the Institute of the Contemporary Technologies and Economics

[email protected]

PERSONAL FACTORS OF THE CONSTRUCTIVE PERFECTIONISM MANIFESTATION OF THE SENIOR PUPILS

Аннотация:

Данная статья посвящена исследованию личностных ресурсов конструктивного реагирования юношей и девушек на предельно высокие требования социума, которые являются одной из его особенностей в современных условиях. Приводятся эмпирические данные о том, что в качестве ресурса такого рода выступают субъектные свойства личности, обеспечивающие способность самостоятельно принимать решения, находить пути достижения значимых целей.

Ключевые слова:

перфекционизм, субъектность, самодетермина-ция, базовые потребности, внутренняя и внешняя мотивация, юношеский возраст, гендерные различия.

Summary:

The article studies the personality resources of the teenagers’ constructive reaction to the extremely high requirements of the society, which are peculiar to the current stage of its development. The authors adduce the empirical data showing that as a resource of such a type can act individual characteristics allowing a person to make independent decisions and find ways to accomplish relevant goals.

Keywords:

perfectionism, personalization, self-determination, basic needs, internal and external motivation, adolescence, gender differences.

Одной из актуальных и часто обсуждаемых представителями различных наук о человеке является проблема адаптации и самореализации молодого поколения в современном мире. Интерес к ней порожден произошедшими за последние десятилетия резкими изменениями условий взросления молодежи, следствием которых оказались как расширение возможностей для самореализации, так и появление разного рода факторов, осложняющих вхождение молодого поколения в социум и порождающих многочисленные формы дезадаптации [1; 2; 3; 4].

В качестве причин, способствующих распространению трудностей социальной адаптации молодежи, рассматривается резкое возрастание темпов радикальности изменений жизненного мира современного человека при сохранении традиционных путей социализации молодого поколения. В то же время не всегда своевременно отслеживаются социальные явления, становящиеся источниками проблем, осложняющих включение молодого поколения в жизнь социума. Первые указания на радикальные социокультурные изменения, определяющие особенности вхождения молодежи в современную жизненную среду, относятся к середине прошлого столетия, как, например, высказывание А. Маслоу о том, что современный мир требует нового человека [5, с. 61-62]. До признания необходимости осмысления реалий современного детства [6] прошло не одно десятилетие.

Одним из факторов, накладывающих отпечаток на социальную адаптацию молодежи, являются ценностно-смысловые приоритеты общества. На их роль обратили внимание А.Б. Холмогорова и Н.К. Га-ранян [7], показавшие, что регулятором психологического здоровья современных людей оказываются характерные для западных стран и приобретающие значимость в нашей стране такие явления, как культ успеха, силы, разума, провоцирующие тревогу, депрессию, другие нарушения эмоциональной сферы человека. Признаком значимости для многих людей успеха как индикатора личностной состоятельности является распространение, особенно среди молодежи, негативного эпитета «лузер». Чрезмерная значимость достижения успеха превращает здоровое стремление к достижениям, к раскрытию своих возможностей в перфекционизм, приводящий к невротизации, повышению уровня стресса [8; 9; 10].

Феномен перфекционизма привлекает к себе внимание как психологов-исследователей, так и практиков в связи с неоднозначностью его влияния на деятельность и эмоциональный статус человека. Его активное исследование началось с 80-х гг. XX в. Наиболее широкое понимание перфекционизма - его

характеристика как стремления человека к совершенству, к безупречности в действиях, к максимальному уровню достижений [11; 12]. Это стремление сочетается, как правило, с установлением жестких критериев достижения успеха, при которых даже незначительное отклонение от намеченного результата рассматривается как неудача.

Современными исследователями перфекционизм рассматривается как многомерный феномен. Представления о его структуре содержатся в концепциях Дж.Л. Флетта, П.Л. Хьитта [13] и Р.О. Фроста [14]. Дж.Л. Флетт и П.Л. Хьитт являются сторонниками трехкомпонентной концепции перфекционизма, согласно которой его составляющими являются перфекционизм, ориентированный на себя, на других и социально предписанный перфекционизм. Первый заключается в предъявлении предельно высоких требований к себе, второй - в их предъявлении к другим. Социально предписанный перфекционизм заключается в восприятии личностью требований со стороны социума как чрезмерных. Авторы данной концепции рассматривают его как негативный фактор, усиливающий эмоциональную напряженность деятельности, повышающий уровень стресса. Все же они дифференцируют выделенные параметры перфекционизма по степени их негативного влияния на поведение. Как наиболее конструктивное проявление данного убеждения они рассматривают перфекционизм, ориентированный на себя, а как наиболее неконструктивный - социально предписанный перфекционизм.

Автор другой концепции перфекционизма - Р.О. Фрост - склонен подразделять выделенные им компоненты перфекционизма на конструктивные и деструктивные. К первым из четырех выделенных он относит организованность и высокие личностные стандарты успеха в сочетании с родительскими ожиданиями. Ко вторым компонентам Фростом отнесены показатели «озабоченность ошибками» и «родительская критика, сочетающаяся с неуверенностью в собственных действиях».

Констатация неоднозначности влияния перфекционизма на поведение и эмоциональный статус человека приводит к постановке вопроса о том, каковы факторы повышения вероятности конструктивных проявлений перфекционизма и снижения вероятности его деструктивных влияний. К ним вполне обоснованно относят свойства личности [15]. Среди широкого спектра свойств личности в рассматриваемом контексте особое место занимают те, которые могут быть отнесены к субъектным. Они характеризуют личность как способную самостоятельно ставить цели, определять средства их достижения, планировать пути реализации цели и нести ответственность за события собственной жизни [16; 17].

Роль субъектных свойств личности как ресурса повышения вероятности конструктивности перфекционизма проводилась в исследовании, в котором как субъектные свойства личности рассматривались такие параметры, как самооценка, автономный стиль саморегуляции, внутренняя мотивация. Помимо этого, исходя из теории самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райана [18], к субъектным характеристикам были также отнесены показатели удовлетворенности базовых потребностей, под которыми в теории самодетерминации подразумеваются потребности в независимости, в компетентности, во включенности в межличностные отношения.

Особый интерес представляет исследование психологических предпосылок конструктивности перфекционизма в юношеском возрасте, в период жизни, когда молодым людям свойственна постановка высоких, а иногда и завышенных целей, с одной стороны, и недостаточная личностная зрелость, с другой [19].

В проведенном исследовании приняли участие 48 юношей и 57 девушек в возрасте 15-18 лет, обучающиеся в МБОУ «гимназия № 44» г. Краснодара. Показатели перфекционизма определялись по методике Фроста [20]. Диагностика самооценки выполнялась по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [21, с. 549-551]. Параметры стиля саморегуляции деятельности определялись по методике Прыгина [22]. Показатели мотивации учебной деятельности устанавливались по «Шкале академической мотивации» Р.Дж. Валлеранда [23], позволяющей установить параметры внутренней и внешней мотивации учебной деятельности, а также показатель мотивации, указывающий на отсутствие у человека явных и осознаваемых побуждений к определенной деятельности, в данном случае, учебной. Как компоненты внутренней мотивации рассматриваются стремление через включение в деятельность к получению новых знаний, стремление к обретению компетентности в избранном виде деятельности, удовольствие от новых впечатлений, связанных с включением в деятельность. Разновидности внешней мотивации обозначаются в данной методике как собственно внешняя регуляция включения в деятельность, интроективная регуляция, идентификационная регуляция. Перечисление разновидностей внешней мотивации сделано в последовательности, указывающей на степень сближения внешних и внутренних мотивов. Внешняя регуляция означает включение в деятельность под влиянием внешних факторов, рассматриваемых личностью как давление. Интроек-ция характеризуется как ситуация включения в деятельность, содержащая в качестве элемента внутренней регуляции чувство ответственности, страха не оправдать их ожидания, стыда за возможные неоправданные ожидания. Идентификационная регуляция рассматривается как инициированная внешними факторами, но включающая понимание субъектом деятельности ее пользы, определенной личностной значимости. Показатели удовлетворенности базовых потребностей устанавливались по методике Э.Л. Деси и Р.М. Райана. Три последние методики адаптированы на кафедре психологии КГУФКСТ.

Ниже представлены данные одного из компонентов анализа эмпирических данных: рассмотрение корреляционных связей показателей перфекционизма и показателей субъектных свойств личности в подгруппах девушек и юношей. Рассмотрение корреляционных связей отдельно в группах обусловлено тем, что в гендерных стереотипах мужественности и женственности необходимость достижения успеха занимает различное место. Если успешность является одним их значимых критериев мужественности, то в гендерном стереотипе женственности этот критерий в явном виде не представлен. Следовательно, можно ожидать различий в корреляционных связях исследуемых показателей в группах девушек и юношей.

Данные корреляционного анализа в группе девушек представлены в таблице 1. Они в целом подтверждают предположение о том, что субъектные свойства личности должны повышать вероятность конструктивных проявлений перфекционизма. На это указывают положительные корреляционные связи показателей самооценки, внутренней мотивации приобретения знаний, удовлетворенности потребностью включен-

ности в межличностные отношения с показателями личных стандартов, сочетающихся с родительскими ожиданиями, организованности, рассматриваемых как конструктивные проявления перфекционизма.

Таблица 1 - Коэффициенты корреляции показателей перфекционизма и субъектных свойств личности в группе девушек

Корреляционный анализ Показатели перфекционизма

Обеспокоенность ошибками Личные стандарты, родительские ожидания Родительская критика, сомнения в действиях Организован- ность

Самооценка -0,038 0,384 -0,140 0,329

Автономный стиль саморегуляции -0,290 -0,031 -0,427 0,182

Внутренняя мотивация (знания) 0,230 0,250 -0,054 0,347

Идентификация 0,361 0,405 0,103 0,444

Внешняя мотивация 0,168 0,424 0,224 0,281

Удовлетворенность базовых потребностей:

в независимости -0,260 0,053 -0,300 0,171

в компетентности -0,256 0,177 -0,311 0,195

во включенности в межличностные отношения 0,173 0,201 -0,214 0,310

Примечание: Жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции (р < 0,05).

Отрицательные корреляционные связи показателей автономного стиля саморегуляции с показателями перфекционизма «обеспокоенность ошибками», «родительская критика, сомнение в собственных действиях», показателей удовлетворенности потребностей в независимости и компетентности с показателем перфекционизма «родительская критика, сомнение в собственных действиях» указывают на то, что субъектные свойства личности снижают вероятность деструктивных проявлений перфекционизма. В то же время следует отметить положительные корреляционные связи показателей мотивации идентификации и внешней мотивации с показателями перфекционизма «личные стандарты, родительские ожидания» и «организованность», которые рассматриваются как конструктивные. Мотивация идентификации близка к внутренней и корреляции ее показателей с конструктивными параметрами перфекционизма являются ожидаемыми. Они также согласуются с данными других исследований, указывающих на обусловленность конструктивных проявлений перфекционизма личностной зрелостью [24]. Положительные корреляции конструктивных проявлений перфекционизма с показателем внешней мотивации не вполне согласуются с положениями теории самодетерминации. Но обусловленность таких проявлений требованиями окружающих соответствует теоретическим представлениям об этом феномене.

Корреляционные связи показателей перфекционизма и субъектных свойств личности в выборке юношей (таблица 2) подтверждают тенденции, обнаруженные в данных выборки девушек, но имеют и некоторые особенности.

Таблица 2 - Коэффициенты корреляции показателей перфекционизма и субъектных свойств личности в группе юношей

Корреляционный анализ Показатели перфекционизма

Обеспокоенность ошибками Личные стандарты, родительские ожидания Родительская критика, сомнения в действиях Организован- ность

Самооценка -0,299 -0,083 -0,184 0,060

Автономный стиль саморегуляции -0,368 -0,156 -0,393 0,043

Внутренняя мотивация (знания) 0,006 0,269 0,004 0,286

Идентификация -0,052 0,318 -0,047 0,216

Интроекция 0,470 0,354 0,424 0,229

Внешняя мотивация 0,290 0,311 0,273 0,286

Удовлетворенность базовых потребностей:

в компетентности 0,319 0,311 0,286 0,459

во включенности в межличностные отношения -0,430 -0,167 -0,313 -0,056

Примечание: Жирным шрифтом выделены статистически достоверные коэффициенты корреляции (р < 0,05).

Данные корреляционного анализа в группе юношей подтверждают, положение о том, что субъектные свойства личности повышают вероятность конструктивных проявлений перфекционизма и снижают вероятность деструктивных, что согласуется с данными подгруппы девушек. Отличительной особенностью результатов корреляционного анализа в группе юношей является большее количество достоверных корреляцион-

ных связей исследуемых показателей по сравнению с данными в группе девушек, а также многочисленность корреляционных связей показателей субъектных свойств личности и показателей деструктивных проявлений перфекционизма.

Еще одной особенностью данных группы юношей является наличие корреляционных связей показателей перфекционизма с показателем мотивации интроекции, указывающих на то, что вероятность усиления перфекционизма во всех его проявлениях возрастает у юношей под влиянием чувства ответственности перед значимыми лицами из их социального окружения. В группе девушек корреляционные связи этих показателей не установлены.

Многочисленность и характер корреляционных связей в группе юношей по сравнению с группой девушек, указывает на большую напряженность личностной регуляции перфекционизма, обусловленную давлением на юношей гендерного стереотипа мужественности.

Таким образом, результаты исследования приводят к трем основным выводам:

1. Субъектные свойства личности (самооценка, автономный стиль саморегуляции, внутренняя мотивация, удовлетворенность базовых потребностей) повышают вероятность конструктивных проявлений перфекционизма.

2. Различия корреляционных связей в группах девушек и юношей указывают на то, что в качестве регулятора проявлений перфекционизма могут выступать гендерные стереотипы, в частности, успешность как компонент стереотипа мужественности, повышающая напряженность личностной регуляции перфекционизма в группе юношей.

3. Способность к самодетерминации является важным ресурсом конструктивного включения юношей и девушек в социум.

Ссылки:

1. Руденский Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения // Мир психологии. 1998. № 3. С. 189-196.

2. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочный эффект социализации // Национальный психологический журнал. 2006. С. 20-27.

3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психологопедагогических проблем развития // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 45-54.

4. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Экспертная оценка психологического состояния российского общества: 1981-2011 гг. // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 30-44.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 245 с.

6. Фельдштейн Д.И. Указ. соч.

7. Холмогорова О.Б., Гаранян Н.К. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.

8. Тарханова П.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и не-

удовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52-60.

9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной деза-

даптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16-26.

10. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М. 2007. С. 23.

11. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. № 6 (29). URL: http: //psystudy.ru/index.php/num/2013v6n291896-yasnaya29.html (дата обращения: 27.07.2013).

12. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-167.

13. Flett G.L., Hewitt P.L., De Rosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills // Personality and Individual Différences. 1996. V. 20. № 2.

14. Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research. 1990. P. 449-468.

15. Золотарева А.А. Дифференциальная диагностика перфекционизма // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 117-128.

16. Брушлинский А.В. Психология субъекта в меняющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 30-37.

17. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 16-28.

18. Deci E.L., Ryan R.M. The «What» and «Why» of goal pursuits: Human needs and self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. P. 327-368.

19. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Указ. соч.

20. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке // Психологическая диагностика. 2009. № 1. С. 101-120.

21. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001. 688 с.

22. Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 25-34.

23. Vallerand R.J, Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. The academic motivation scale: a measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. V. 52. P. 1002-1017.

24. Распопова А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2012. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.