Научная статья на тему 'Личностное здоровье профессионала'

Личностное здоровье профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1242
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / HEALTH / PERSONALITY / PERSONALITY HEALTH / SUBJECTIVE WELL-BEING / LEVELLED STRUCTURE / INTEGRATIVE CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сокольская М. В.

Предлагается авторская профессионально ориентированная концепция личностного здоровья профессионала, интегративным критерием которой является субъективное благополучие личности. Рассматривается теоретическая модель уровневой структуры субъективного благополучия и эмпирическое ее использование на примере представителей различных профессий: поездных диспетчеров, педагогов и врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality health of a professional1, Far East State University of Railway Transport Service, Khabarovsk

The article offers an original professional training oriented concept of personality health based on the criterion of subjective well-being. The author examines the theoretical model of the levelled structure of subjective well-being and its empirical application to professionals in different fields: traffic controllers, teachers and doctors.

Текст научной работы на тему «Личностное здоровье профессионала»

УДК 159.923.378

М. В. Сокольская ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Предлагается авторская профессионально ориентированная концепция личностного здоровья профессионала, интегративным критерием которой является субъективное благополучие личности. Рассматривается теоретическая модель уровневой структуры субъективного благополучия и эмпирическое ее использование на примере представителей различных профессий: поездных диспетчеров, педагогов и врачей.

The article offers an original professional training oriented concept of personality health based on the criterion of subjective well-being. The author examines the theoretical model of the levelled structure of subjective wellbeing and its empirical application to professionals in different fields: traffic controllers, teachers and doctors.

Ключевые слова: здоровье, личность, личностное здоровье, субъективное благополучие, уровневая структура, интегративный критерий.

Key words: health, personality, personality health, subjective well-being, levelled structure, integrative criterion.

Признавая особую актуальность изучения здоровья человека в свете современной науки и практики и отмечая недостаточную разработанность этой проблематики в психологии — методологическую неоднозначность и как следствие категориальную, которая не позволяет достаточно эффективно использовать разработки в области психологии здоровья в практической деятельности, была определена цель настоящего исследования — разработать психологическую концепцию личностного здоровья человека, раскрыв одновременно и содержательную сущность личностного здоровья и как психологического явления, и как процесса, выявить характерологические особенности и показатели.

Очевидно, что, исследуя проблему здоровья на индивидуально-личностном уровне, некорректно сводить понятие здоровья к «нормальному функционированию» определенных подсистем организма или психики, как и ограничиваться рассмотрением отдельных измерений (уровней) человеческого существования. Также очевидно и то, что достижение вершинного, высшего уровня в иерархическом развитии человека происходит не вдруг и не сразу — это постепенный процесс, ему предшествует ряд этапов, уровней, на которых развитие происходит тоже нелинейно и не всегда последовательно: возможны как остановки на каких-то этапах развития, так и регресс, но и это не фатально, ведь при активной позиции личности — ее субъектности — дальнейшее личностное развитие не только не пострадает, но и, возможно, будет более точным, «очищенным», осознанным, нравственным. И именно знание, понимание особенностей протекания развития человека на том или ином этапе и даст нам целостное представление о развитии человека — это положение

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 21-29.

и руководило нами при разработке модели личностного здоровья как одного из уровней психического здоровья человека.

«Поуровневый подход» имеет весьма давнюю историю. Деление на душу и тело, которому тысячи лет, можно рассматривать как первую попытку такого рода. Не менее почтенный возраст имеет и трехчленное деление на телесное, душевное и духовное. Двух- и трехчленное деление, наполненное, разумеется, иным содержанием, остается наиболее распространенным и сейчас. Напомним лишь некоторые примеры: индивид — личность (А. Н. Леонтьев); субъект — личность (П. Я. Гальперин); индивид — личность — индивидуальность (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ас-молов); индивид — субъект — личность (Ш. А. Надирашвили); организм — индивид — личность (М. Г. Ярошевский).

Хотя, как отмечает Б. С. Братусь, применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным. Об уровнях уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни. В нашем же случае речь идет, скорее, о составляющих, параметрах, «этажах» человека как родового существа, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязанно и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга.

В. Н. Мясищев определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как биопсихосоциальное единство. Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А. Н. Леонтьев: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс». И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

В русле нашего исследования здоровье рассматривается в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения и в конечном счете его самоосуществления. Главный смысл здоровья заключается в том, чтобы оно позволило, дало силы реализовать свою жизненную миссию.

Исходя из проведенного теоретического анализа подходов к пониманию психического здоровья, его уровневой структуры и критериев мы выявили, что во всех существующих уровневых структурах психического здоровья человека практически не представлен непосредственно личностный (социально-психологический) уровень психического здоровья, его качественные характеристики учитываются либо на психофизиологическом уровне психического здоровья человека, либо на духовно-нравственном, либо разделяются (учитываются на обоих названных уровнях) — в зависимости от концепции автора. Мы посчитали необходимым восполнить этот пробел и определить, во-первых, содержание понятия «личностное здоровье», во-вторых, его критерии, основания и структуру.

Так же как мы не сможем «подойти» к личностному здоровью, обойдя психофизиологическое, так мы не сможем говорить и о духовном здоровье без здоровья личностного. Но, как отмечает Б. С. Братусь, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней здоровья, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества здоровья, т. е. психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Поэтому целесообразно рассматривать личностный уровень психического здоровья человека, придерживаясь отечественной традиции — принципов целостности, системности, детерминизма, активности сознания личности в рамках системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов.

Предлагаемая нами концепция личностного здоровья основывается на понимании человека как сложной саморазвивающейся системы, что предполагает стремление к тем или иным целям и адаптацию к окружающим условиям, включая взаимодействие с внешним миром и осуществление внутренней саморегуляции.

Мы предлагаем следующее определение понятия «личностное здоровье» — это целостная, интегративная, динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью личности и проявляется в субъективном благополучии в рамках своей принадлежности к определенному социокультурному и профессиональному сообществу.

При таком понимании личностное здоровье оказывается не константой, раз и навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень, но необходимо подчеркнуть, что этот уровень будет индивидуален для каждой личности. Можно говорить о состоянии личностного здоровья человека аналогично тому, как говорят о состоянии его телесного, соматического здоровья, отмечая, например, что человек под влиянием условий своей жизни и деятельности утрачивает или укрепляет свое здоровье.

Мы предлагаем рассматривать личностное здоровье в динамике — как результат продуктивного разрешения человеком задач, которые можно назвать психогигиеническими и психопрофилактическими.

Среди широкого круга психогигиенических задач мы выделяем три типа: коррекция целеполагания; оптимизация взаимодействия с социокультурной и профессиональной средой; повышение уровня саморегуляции.

В качестве основного интегративного критерия личностного здоровья выступает, как показал теоретический анализ психологической литературы, субъективное благополучие личности; условием, при наличии которого возможно говорить о личностном здоровье, является субъектная активность личности.

В пилотном эмпирическом исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 28 до 63 лет: 25 человек — поездные диспетчера, 20 — учителя и 20 — врачи. Все испытуемые имели высшее образование.

Как интегральный показатель жизни человека субъективное благополучие (СБ) представляет собой многомерную многоуровневую динамическую систему субъективных отношений личности к различным

аспектам своей жизни. Данное положение предполагает выделение разных уровней проявления субъективного благополучия, которые в зависимости от степени их обобщенности и актуализированности составляют разные аспекты его измерения [1].

1. Уровень единичных элементов — свойств, состояний, качеств и отношений личности, представляющих актуальный портрет личности посредством когнитивных составляющих (представления, ожидания, оценки, рефлексии), конативных (готовности, намерения, предпочтения, интересов) и эмотивных (удовлетворения, беспокойства, тревоги, эмоционального настроя, переживания, самочувствия).

2. Следующий уровень теоретической модели — уровень обобщенных компонентов субъективного благополучия, объединяющих совокупность единичных, частных индикаторов благополучия в отдельный комплексный его показатель. Данные обобщенные компоненты выступают как самостоятельные психологические феномены сознания, отражающие разные психологические критерии личности. Каждый из них, с одной стороны, отражает наиболее значимые аспекты благополучия личности и поэтому составляет основание его психологического измерения, с другой — выступает не как отдельный элемент, а как составляющая единого интегрального феномена

— субъективного благополучия личности. Предполагается, что их формирование определяют процессы идентификации, антиципации и когнитивной интерпретации в сфере жизнедеятельности личности.

3. Уровень интегральных характеристик субъективного благополучия. В их число входят основные измерения субъективного благополучия, каждое из которых имеет свое содержание, определяемое особенностями композиции компонентов второго уровня. Интегральные измерения объединяют базовые элементы в общее субъективное пространство проявлений субъективного благополучия, заданного общим эмоциональным фоном (баланс позитивных или негативных состояний) самочувствия и интегральной оценки своего статуса индивидом.

Процедура эмпирического исследования состояла из нескольких этапов. На начальном этапе изучались показатели субъективного благополучия каждой из профессиональных групп. Затем в соответствии с показателями шкалы ВОЗКЖ-100 «Субъективная удовлетворенность жизнью» и методики «Удовлетворенность работой» были выявлены «удовлетворенные» и «неудовлетворенные» респонденты в каждой из групп — с низким и высоким уровнем СБ. На втором этапе проводился факторный анализ первичных данных в соответствии с теоретической моделью СБ групп респондентов в каждой профессиональной группе

— выделение обобщенных критериев СБ. На третьем — выявленные обобщенные критерии подверглись повторной факторизации, что позволило выделить интегративные критерии СБ. На четвертом — проводился сравнительный анализ в профессиональных группах с высоким и низким уровнем субъективного благополучия, а также статистическая обработка и интерпретация полученных результатов.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психологической диагностики: «Ценностные ориентации» М. Рокича; всемирный опросник здравоохранения «Качество жизни» (ВОЗКЖ-100);

тест-опросник уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Го-лынкина, А. М. Эткинд); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Готовность к риску» (Шуберт); шкалы самооценки Спилберга — Ханина; Самоактуализационный тест (Э. Шост-ром); многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттела; тест «Удовлетворенность работой»; методы первичной и вторичной обработки результатов обследования.

При выявлении в каждой из профессиональных групп «благополучных» и «неблагополучных» респондентов учитывались только крайние показатели благополучия и неблагополучия. В результате количество наиболее «неблагополучных» испытуемых в каждой группе составило по 1 — 2 человека, а количество «благополучных» — по 6. Учитывая, что осуществить факторный анализ на таком количестве «неблагополучных» испытуемых невозможно, факторизации подверглись только результаты «благополучных» испытуемых, а для выявления различий между «благополучными» и «неблагополучными» респондентами был проведен сравнительный анализ.

Анализ структуры субъективного благополучия поездных диспетчеров

В результате факторного анализа «благополучных» поездных диспетчеров выделилось пять обобщенных показателей субъективного благополучия (СБ): удовлетворенность своей жизнью; образованность; сен-зитивность к себе; поддержка; мудрость.

В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ поездных диспетчеров: удовлетворенность своей жизнью; сензитивность к себе; мудрость.

Анализ интегративных характеристик СБ поездных диспетчеров

Фактор «удовлетворенность своей жизнью» характеризуют представления индивида о своих личных взаимоотношениях; о возможности оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них; о своем здоровье; об уровне доверия по отношению к другим людям; о самоуважении; о готовности к риску; о защищенности; о своих ожиданиях и реальных достижениях; об эмоциональной устойчивости, выдержанности, работоспособности; о способности ориентироваться во времени; об активности; эффективности в работе, собранности, энергичности.

Данные показатели находятся в обратной зависимости с показателями мотивации к избеганию неудач, самоконтроля, жизнерадостности, беспечности, терпимости, мотивации к успеху, продуктивности, независимости, обеспеченности, развития.

Фактор «сензитивность к себе» отражает уровень самодостаточности, независимости, самостоятельности, воспитанности, наличия хороших и верных друзей, здоровья, стремления к познанию, отношение к внешним условиям жизни.

Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости с уровнем гибкости, честности, смелости, жизнерадостности, беспечности, воображения, творчества и уверенности, потребности в красоте природы, аккуратности, принципиальности, восприятия природы человека в целом как положительной, исполнительности, контроля.

Фактор «мудрость» характеризуют зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; личные убеждения людей; активность; формирование отношений с другими людьми; чувствительность и общительность. Подавляемыми являются следующие составляющие: целостное восприятие мира и людей, консерватизм, самостоятельность, свобода.

Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» поездных диспетчеров, проведенный с помощью Ь-критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. У «благополучных» испытуемых выше готовность к риску, ниже уровень личностной и ситуативной тревожности и степень ответственности за семейные отношения. Они ценят активность, красоту природы, возможность развлечься и отдохнуть; имеют высокий уровень запросов, терпимости, гибкости поведения, спонтанности; склонны принимать себя такими, какие есть: принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. У них выше уровень самооценки и ниже степень беспокойства. Они в большей степени склонны оказывать помощь ближним и принимать помощь от других людей. Они выше оценивают качество своей жизни, здоровье и благополучие. Они более сдержанны, самостоятельны, независимы, имеют собственное мнение, их сложнее обмануть; менее склонны к плохому настроению, мрачным предчувствиям и размышлениям. Средний показатель напряжения говорит о собранности, энергичности, удовлетворенности, невозмутимости.

Для «неблагополучных» испытуемых ценностями являются: честность, интересная работа, любовь, воспитанность, жизнерадостность, образованность.

Анализ структуры субъективного благополучия педагогов

В результате факторного анализа «благополучных» педагогов выделилось четыре обобщенных показателя субъективного благополучия: субъективная оценка качества жизни; продуктивность; эффективность в делах; зависимость от группы — самостоятельность.

В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ педагогов: субъективная оценка качества жизни, эффективность в делах, зависимость от группы — самостоятельность.

Интегративные характеристики субъективного благополучия педагогов

Фактор «субъективная оценка качества жизни» характеризуют воспитанность, удовлетворенность своим здоровьем, аккуратность, подозрительность, уровень субъективного контроля, внешние условия жизни; стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способность преодолевать боль, дискомфорт, усталость; наличие высокой

жизненной активности и энергии; удовлетворенность своей жизнью; жизнерадостность, самопринятие, способность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной; наличие близких личных взаимоотношений; возможность оказывать поддержку другим и получать поддержку от них; сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность.

Эти характеристики находятся в обратной зависимости по отношению к уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями; ответственности за события, происходящие в семейной жизни; независимости; мотивации к успеху; ответственности за свое здоровье; беспокойности, контролю формальных и неформальных отношений с другими людьми; воле, терпимости, контролю по отношению к отрицательным событиям и ситуациям.

Фактор «эффективность в делах» характеризуется способностью переживать прекрасное, гибкостью, мудростью, чуткостью, широтой взглядов, здоровьем, исполнительностью, активностью, обеспеченностью.

Данные показатели находятся в обратной зависимости со смелостью, работой над собой, принятием своего раздражения, мягкостью, семьей, ответственностью, избеганием неудач, сензитивностью к себе, необременительным времяпровождением.

Фактор «зависимость от группы - самостоятельность» характеризуют самостоятельность, беспечность, честность, высокие требования к жизни и высокие притязания, напряженность, свобода, самоуважение, склонность к риску, духовные убеждения, непринципиальность, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

При этом снижаются показатели готовности к риску, образованности, непримиримости к недостаткам в себе и других, ценности друзей, умственных способностей.

Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» педагогов. «Благополучные» педагоги относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами; разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; имеют высокий уровень жизненной активности и энергии, самоуважения, креативности; способны преодолевать боль, дискомфорт и усталость, соответственно, у них выше уровень самооценки и ниже уровень беспокойства. Они более подвижны, способны выполнять повседневные дела и свою работу, менее зависимы от лекарств и лечения; высоко оценивают качество своей жизни, здоровья и благополучия; сдержанны, спокойны и не подверженны различным страхам. Им в большей степени присуще умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки.

Анализ структуры субъективного благополучия врачей

В результате факторного анализа «благополучных» врачей выделилось пять обобщенных показателей субъективного благополучия: компетентность во времени; самоконтроль; социальные взаимоотношения; уровень ситуативной тревожности; честность.

В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ врачей: самоконтроль; честность; компетентность во времени.

Интегративные характеристики субъективного благополучия врачей

Фактор «самоконтроль» характеризуют: способность преодолевать боль, физический дискомфорт, усталость, недостаток энергии и сил, свобода от внутренних противоречий и сомнений, ощущение жизненного благополучия, необременительное времяпрепровождение, мотивация к успеху, интернальность в области производственных отношений, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.

Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости с неумением понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; уровнем контактности; интересом к развитию и совершенствованию других людей; эффективностью в делах; гибкостью поведения, жизнерадостностью, уровнем личностной тревожности, непримиримостью, интересом к работе.

Фактор «честность» характеризуется: смелостью в отстаивании своего мнения и своих взглядов; самостоятельностью, независимостью в своих суждениях и поступках; контролем своих формальных и неформальных отношений с другими людьми, которые находятся в обратной зависимости с потребностью в постоянной работе над собой, физическим и духовным совершенствованием, расширением своего образования, кругозора, интеллектуального развития.

Фактор «компетентность во времени» характеризуется: гибкостью поведения; независимостью в поступках; стремлением руководствоваться в жизни собственными целями; счастливой семейной жизнью; стремлением к самоактуализации; наличием хороших и верных друзей; способностью принимать себя; творческой направленностью; умением содержать в порядке вещи и дела; готовностью к риску; удовлетворенностью своей жизнью; влиянием личных убеждений на качество жизни; высокой оценкой качества своей жизни, внешних условий жизни, физического и психического здоровья; образованностью, рационализмом, способностью к целостному восприятию мира и людей.

Перечисленные показатели находятся в обратной зависимости с возможностью творческой деятельности; умением настоять на своем и не отступать перед трудностями; максимально полным использованием своих возможностей и способностей; умением прощать другим их ошибки и заблуждения; уровнем зрелости суждений и здравого смысла; полнотой и эмоциональной насыщенностью жизни, воспитанностью.

Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» врачей. Для «благополучных» врачей важны: ответственность, чувство долга, терпимость к взглядам других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Данные респонденты в большей степени обладают способностью к целостному восприятию мира и людей.

У них выше показатели удовлетворенностью качеством своей жизни и субъективной оценки качества жизни.

Для «неблагополучных» врачей высокую ценность имеют широта взглядов, ответственность и работа.

Проведенное эмпирическое исследование выявило различия между основными интегральными составляющими субъективного благополучия у представителей разных видов профессий, что, без сомнения, доказывает влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование субъективного благополучия личности специалиста, но показало и общее в качественном составе субъективного благополучия для всех «благополучных» респондентов из разных профессиональных групп.

По выявленным показателям мы можем сказать, что стремление к самоактуализации несколько выше у врачей по сравнению с педагогами и существенно выше, чем у поездных диспетчеров, хотя всем «благополучным» представителям рассмотренных профессиональных сообществ присуще стремление к самоактуализации, уважение и принятие как своих собственных взглядов и убеждений, так и других людей.

Поездные диспетчера рациональны, организованны, собранны, самостоятельны и независимы, готовы к риску, тогда как педагоги и врачи — чувствительны, эмоциональны и осторожны. Безусловно, данные различия объясняются не только особенностями профессиональной деятельности, но и половым составом специалистов: поездные диспетчера — преимущественно мужчины, а педагоги и врачи — женщины.

Список литературы

1. Хащенко В. А. Модель субъективного экономического благополучия / / Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 38 — 50.

Об авторе

М. В. Сокольская — канд. психол. наук, доц., ДВГУПС, г. Хабаровск, e-mail: [email protected].

About author

Dr. M. Sokolskaya, Associate Professor, Far East State University of Railway Transport Service, Khabarovsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.