Вестник Томского государственного университета. 2014. № 382. С. 188-195
УДК 159.9+316
С.Г. Плотников, А.В. Шперлинь
РАЗЛИЧИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу взаимосвязи субъективного экономического благополучия с ценностными ориентациями личности. Выявлены общие и специфические особенности ценностных ориентаций в зависимости от уровня субъективного экономического благополучия. Установлено, что с ростом субъективного экономического благополучия в качестве ведущих жизненных целей большее значение начинают приобретать ценности индивидуального и нематериального характера, затрагивающие качество межличностных взаимоотношений, направленных на реализацию личностного потенциала, саморазвитие, самореализацию и утверждение собственной индивидуальности.
Ключевые слова: субъективное экономическое благополучие; материальное благосостояние; ценности; ценностные ориентации; личность.
Социально-экономические преобразования последних десятилетий, происходящие в российском обществе, характеризуются изменением отношения к материальной стороне жизни, что проявляется в возрастании значимости для личности собственности и материальных благ, росте дифференциации социума по имущественному признаку, уровню и качеству жизни. Отношение людей к своему социально-экономическому статусу и материальному благополучию оказывает влияние как на формирование новых стандартов жизни и способов поведения, так и на изменение системы ценностей и жизненных целей личности. В связи с этим проблема взаимосвязи экономического благополучия с ценностной сферой личности приобретает особую актуальность в жизни современного российского общества.
В отечественной психологической науке первенство в выделении субъективного экономического благополучия в отдельную категорию анализа принадлежит В.А. Хащенко, рассматривающего данное явление как «базовый конструкт или (компонент) экономического сознания, который выражает личное отношение человека к своему актуальному и будущему материальному благосостоянию» [1. С. 43]. По мнению В.А. Хащенко [1], в ценностно-смысловом измерении экономическое благополучие является самостоятельной ценностью в соответствии с целями, убеждениями и идеалами личности. Экономическое благополучие может иметь разное смысловое значение в зависимости от его места в системе ценностей личности [Там же].
Ценности, согласно известному определению М. Рокича, являются «убеждением в том, что данный предмет, состояние вещей или способ действия является нужным и социально принимаемым объектом желаний и стремлений человека. Ценности составляют основу человеческих действий, а точнее, совершенного выбора» [2. С. 13]. Ведя речь о ценностных ориентациях, Н.А. Журавлева определяет их как «относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличной ситуации» [3. С. 28].
Таким образом, принятие личностью определенных ценностей ведет к построению индивидуальной цен-
ностной иерархии, формированию целевой направленности и выбору поведенческих стратегий. Ценностный аспект экономического благополучия проявляется здесь в существовании различий ценностных ориентаций в зависимости от отношения людей к социальноэкономическим условиям своего существования и от уровня их материального благосостояния. Указанные различия и радикальное изменение ценностей в современном обществе можно объяснить, основываясь на гипотезе «ценностной значимости недостающего» Р. Инглхарта, согласно которой индивидуальные предпочтения отражают социально-экономическое состояние социума, и наибольшая субъективная ценность принадлежит тому, чего недостает в большей степени [4].
Исходя из этого, мы предполагаем, что доминирование ценностей материального и прагматического характера и зависимость ценностной сферы личности от уровня ее экономического благополучия являются выражением актуальной потребности человека в повышении уровня своего материального благосостояния. По нашему мнению, субъективное экономическое благополучие является одним из важнейших факторов, определяющих мировоззрение, ценностные ориентации, целевую направленность и особенности поведения личности в современных условиях. Анализу взаимосвязи указанных явлений посвящена данная работа.
Цель настоящего исследования - анализ влияния субъективного экономического благополучия на ценностные ориентации личности.
Гипотезы исследования:
1. Субъективное экономическое благополучие связано с ценностными ориентациями и оказывает влияние на формирование структуры ценностей личности.
2. Существуют общие и специфические особенности ценностных ориентаций у лиц, отличающихся по уровню субъективного экономического благополучия.
3. С возрастанием субъективного экономического благополучия снижается значимость материальных ценностей, и большее значение приобретают ценности нематериального характера.
Организация исследования.
Выборка. Исследование было проведено на выборке 214 взрослых респондентов, жителей г. Новосибирска: студентов, сотрудников государственных и коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Средний возраст респондентов 34,42 года. Среди
опрошенных 76 мужчин (35,51%) и 138 женщин (64,49%), представляющих различные группы по уровню субъективного экономического благополучия.
Методики исследования. При обработке данных использовались ответы респондентов по следующим методикам:
1. Опросник «Субъективное экономическое благополучие» В. А. Хащенко [1], позволяющий определить уровень субъективного экономического благополучия личности. Оценки респондентами своего экономического благополучия, распределившиеся после подсчета интегрального показателя между 22 пунктами опросника, были разделены на три равные в процентном отношении категории: низкую, среднюю и высокую.
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, (в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова) [5], использование которой позволяет изучить структуру ценностных ориентаций личности, которая включает в себя терминальные ценности («ценности-цели») и инструментальные ценности («ценности-средства») и определяется посредством прямого ранжирования ценностей самим участником опроса. Участникам исследования было предложено проран-жировать по степени важности 18 терминальных и
Данные ранжирования терминальных ценностей, приведенные в табл. 2, показали следующее. Наиболее значимыми (по степени предпочтения) терминальными ценностями для респондентов с высоким уровнем субъективного экономического благополучия являются: здоровье, любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь. Наименее важными (по степени отвержения) для представителей данной группы являются терминальные ценности: развлечения, счастье других, красота природы и искусства, творчество, общественное признание, познание.
Наиболее существенными (по степени предпочтения) терминальными ценностями для лиц с низким уровнем субъективного экономического благополучия являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, интересная работа.
Наименее значимыми (по степени отвержения) для них представляются терминальные ценности: счастье других, развлечения, творчество, красота природы и искусства, общественное признание, развитие. Обращает на себя внимание совпадение по ряду наименее значимых терминальных ценностей у представителей обеих групп. Отвержение альтруистических, эстетических, интеллектуальных и этических ценностей является доминирующим и, по нашему мнению, негативным трендом в ценностной сфере социума, обусловленным особенностями социально-
экономического развития общества на современном
18 инструментальных ценностей. Итоговый рейтинг ценностей определялся следующим образом: 1-
3-е место - явное предпочтение; 4-6-е место - предпочтение; 7- 12-е место - нейтральное отношение; 1315-е место - отвержение; 16 - 18-е место - явное отвержение [5].
Методы анализа данных. Обработка и анализ данных проводились с помощью пакета статистических программ 8Р88 7.5. Использовались: описательная статистика, метод сравнения средних показателей по
1-критерию Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ - ЛМЮУЛ.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с целью исследования были выделены группы лиц, различающихся по уровню субъективного экономического благополучия. В результате данного разделения по крайним группам субъективного экономического благополучия респонденты распределились достаточно равномерно: к низкому уровню субъективного экономического благополучия относится 33,65% респондентов, к высокому - 32,71%. Общее распределение респондентов в соответствии с уровнем субъективного экономического благополучия указано в табл. 1.
этапе и приводящим к обеднению и упрощению целей человеческого существования.
В результате проведенного ранжирования и однофакторного дисперсионного анализа АМОУЛ были установлены различия значимости терминальных ценностей у лиц с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
С возрастанием уровня субъективного экономического благополучия повышается значимость ценности активной деятельной жизни (Б = 19,82 при р< 0,0001). С 12-го места в структуре терминальных ценностей лиц с низким уровнем субъективного экономического благополучия она перемещается на 9-е место в иерархии ценностей опрошенных, принадлежащих к средней группе, а для представителей группы с высоким уровнем субъективного экономического благополучия она является уже 3-й по важности, входя, тем самым, для респондентов, оценивающих себя как экономически благополучные, в число явно предпочитаемых ценностей как целей жизнедеятельности.
Сходным образом изменяется степень значимости ценности развития (Б = 4,58 при р = 0,0112), занимая 13-е место в иерархии ценностных ориентаций лиц, относящихся к наименее благополучной в экономическом плане группе. На следующем уровне она выходит на 11-ю позицию и для индивидов, наиболее высоко оценивающих степень своего экономического благополучия, она является 7-й по степени значимости. Хотя в отличие от активной деятельной жизни развитие как терминальная ценность не является предпочитаемой ни
Т а б л и ц а 1
Распределение респондентов по уровню субъективного экономического благополучия
Уровень субъективного экономического благополучия Абсолютное число / Удельная доля, %
Низкий 72 / 33,65
Средний 72 / 33,65
Высокий 70 / 32,71
Всего 214 / 100
Примечание. Все проценты указаны от общей выборки.
для одной из рассматриваемых групп, тем не менее с собственной жизни наблюдается непрерывное повы-ростом удовлетворенности материальными аспектами шение ее рангового веса.
Т а б л и ц а 2
Распределение рангов терминальных ценностей респондентов с различным уровнем субъективного экономического благополучия
(ранговые места и статистика, п = 214)
Терминальные ценности Уровень субъективного экономического благополучия
низкий (п = 72) средний (п = 72) высокий (п = 70)
Ранг М ЗБ Ранг М ЗБ Ранг М ЗБ
Активная деятельная жизнь* 12 10,27 4,43 9 9,21 4,38 3 5,90 4,10
Жизненная мудрость 10 10,02 5,00 8 8,80 4,96 11 9,24 5,23
Здоровье* 1 3,12 4,13 1 2,98 2,78 1 5,24 4,55
Интересная работа 6 7,82 3,68 6 7,72 4,06 12 9,64 4,11
Красота природы и искусства 15 12,66 4,75 17 13,75 3,54 16 13,85 3,86
Любовь 3 5,97 3,96 2 6,29 4,38 2 5,83 3,97
Материально обеспеченная жизнь 4 7,07 4,50 4 6,59 3,85 6 8,24 4,68
Наличие хороших и верных друзей 7 8,41 4,74 7 8,30 4,67 10 9,23 5,00
Общественное признание 14 12,26 3,84 13 10,72 4,60 14 11,21 4,07
Познание 9 9,79 3,40 14 10,77 3,75 13 10,04 4,04
Продуктивная жизнь* 8 9,62 4,04 12 10,69 4,37 8 8,46 5,22
Развитие* 13 10,33 4,03 11 10,21 4,14 7 8,31 5,09
Развлечения 17 13,43 4,34 18 14,68 3,65 18 14,24 4,28
Свобода 11 10,11 5,25 10 9,32 4,77 9 9,03 5,20
Счастливая семейная жизнь* 2 5,68 4,39 3 6,55 5,01 5 8,01 4,90
Счастье других 18 13,93 3,77 16 13,26 4,82 17 14,03 3,31
Творчество 16 12,85 4,90 15 13,18 4,92 15 12,63 4,50
Уверенность в себе 5 7,48 4,73 5 7,65 3,92 4 7,93 3,83
* Указаны наиболее значимые различия.
На каждое из указанных уровней субъективного экономического благополучия возрастает важность ценности свободы, несмотря на то что данная ценность не входит в число ведущих для рассматриваемых групп респондентов и по ней не установлено статистически значимых различий. Тем не менее следует отметить, что, как и в предыдущем случае, ее ранговый вес непрерывно повышается, с 11-го места в группе с низкой степенью экономического благополучия ее значимость поднимается до 10-го и 9-го мест в группах среднего и высокого уровней субъективного экономического благополучия.
Материально обеспеченная жизнь как терминальная ценность является ведущей для всех рассматриваемых групп, входя в число шести наиболее важных жизненных ценностей-целей.
Несмотря на то что установлена невысокая степень значимости различий (Б = 2,678 при р = 0,071), данные ранжирования свидетельствуют о том, что наиболее приоритетной ценность материально обеспеченной жизни является для респондентов с низким и средним уровнем субъективного экономического благополучия, занимая 4-е место в структуре их ценностных ориентаций. Тогда как лица с высоким уровнем экономического благополучия ставят данную ценность на 6-е место по степени значимости. По нашему мнению, высокий ранг ценности материально обеспеченная жизнь сочетается с низкой степенью материальной удовлетворенности, что согласуется не только с нашей гипотезой, но и с данными других исследований [1, 3].
Существенные различия связаны с ценностью здоровья (Б = 7,47 при р = 0,0007). Представители всех рассматриваемых групп ставят его на первое место в иерархии ценностей, вместе с тем установленные различия позволяют утверждать, что данная ценность наименее значима для представителей благополучной в материальном отношении группы и наибольшую важ-
ность имеет для лиц со средним уровнем экономического благополучия.
Несмотря на то что в целом отношение респондентов к ценности продуктивной жизни можно обозначить как нейтральное, полученные различия позволяют сделать вывод о том, что значимость продуктивной жизни (Б = 4,26 при р = 0,0153) наиболее выражена у представителей полярных групп. Как респонденты, наименее удовлетворенные материальными аспектами своей жизни, так и лица с высокой степенью экономического благополучия отводят ей 8-е место в иерархии терминальных ценностей.
Со снижением степени экономического благополучия и удовлетворенности материальными условиями жизни повышается важность ценности семейной жизни, значимость различий (Б = 4,31 при р = 0,0145). С 5-го места для наиболее благополучных респондентов она перемещается на 3-ю позицию в группе лиц со средним уровнем экономического благополучия и в конечном счете оказывается на 2-м месте по значимости для опрошенных, наименее удовлетворенных материальными условиями своего существования. В то же время значимость любви как терминальной ценности, напротив, несколько повышается с ростом субъективного экономического благополучия.
Мы считаем, что данную закономерность можно объяснить тем, что с ростом проблем в материальной сфере, характерных для низкого уровня экономического благополучия, возрастает степень беспокойства и ответственности за благополучие семьи и близких, а также тем обстоятельством, что семья выполняет защитную функцию, сглаживая негативные воздействия материальных сторон жизни. Тогда как в условиях материального благополучия более значимо удовлетворение индивидуальных интересов, а также характер и качество взаимоотношений в личной жизни.
Значимость ценности уверенности в себе, предпочтительной для всех групп респондентов, также имеет
тенденцию к повышению по мере роста субъективного экономического благополучия. Так, представители групп с низким и средним уровнями благополучия отводят ей 5-е место, а на следующем уровне ее значимость повышается до 4-го места в иерархии ценностных ориентаций. По нашему мнению, рост удовлетворенности личности материальными аспектами собственной жизни способствует не только более позитивному восприятию окружающей действительности, но и повышает степень оптимизма и уверенности в оценке своих способностей и возможностей.
По мере снижения уровня субъективного экономического благополучия повышается значимость ценности интересной работы: с 12-й позиции для благополучных респондентов, смещаясь на 6-ю в группах со средним и низким уровнем экономического благополучия, соответственно, переходя из категории нейтральных в разряд предпочитаемых ценностей. Подобная тенденция характерна и для ценности наличия хороших и верных друзей, ценность дружеских отношений менее важна для материально благополучных респондентов (10-е место), тогда как лица со средним и низким уровнем экономического благополучия отводят ей 7-е место. По нашему мнению, большая значимость ценности интересной работы для наименее благополучных респондентов обусловлена актуальной потребностью в повышении своего материального благосостояния и склонностью связывать с трудовым поведением решение данной проблемы. Меньшая важность
Данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о наличии отличий в значимости инструментальных ценностей между респондентами с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
С возрастанием уровня субъективного экономического благополучия повышается значимость ценности, независимости, которая входит в число явно предпочитаемых средств достижения целей в группе с высоким уровнем материального благополучия, занимая 2-е место по степени значимости. Тогда как представители
ценности дружеских отношений для представителей наиболее благополучной в материальном отношении группы свидетельствует о их направленности на достижение индивидуальных интересов, большей надежде на собственные силы и возможности и низкой склонности искать поддержку у окружающих.
Данные ранжирования инструментальных ценностей, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее значение (по степени предпочтения) для респондентов с высоким уровнем субъективного экономического благополучия имеют следующие ценности: честность, независимость, эффективность в делах, ответственность, жизнерадостность, твердая воля.
В число наименее значимых (по степени отвержения) инструментальных ценностей для респондентов с высоким уровнем субъективного экономического благополучия входят: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность, аккуратность, чуткость.
В качестве наиболее важных (по степени предпочтения) опрошенные с низким уровнем субъективного экономического благополучия отмечают инструментальные ценности: ответственность, жизнерадостность, образованность, честность, рационализм, независимость.
Наименее значимыми (по степени отвержения), представители данной группы считают ценности: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля.
групп с низким и средним уровнями субъективного экономического благополучия хотя и отмечают независимость в качестве предпочитаемой ценности, отводят ей только 6-е и 5-е место.
Наряду с независимостью ядро ценностей-средств у благополучных в материальном плане респондентов составляют: эффективность в делах - 3-е место и честность - 1-е место. Различия значений ценности эффективность в делах (Б = 10,53 при р < 0,0001) свидетельствуют о большей практической направленности мате-
Т а б л и ц а 3
Распределение рангов инструментальных ценностей респондентов с различным уровнем субъективного экономического благополучия (ранговые места и статистика, п = 214)
Инструментальные ценности Уровень субъективного экономического благополучия
низкий (п = 72) средний (п = 72) высокий (п = 70)
Ранг М ЗБ Ранг М ЗБ Ранг М ЗБ
Аккуратность* 7 8,69 4,04 3 7,30 4,81 14 10,61 4,66
Воспитанность 8 9,00 4,91 4 7,72 5,50 9 9,30 4,98
Высокие запросы 17 13,82 4,92 17 14,07 4,78 18 14,81 4,22
Жизнерадостность 2 6,44 4,97 6 8,00 5,40 5 7,54 5,16
Исполнительность 10 9,30 4,46 12 9,72 5,18 15 11,18 5,68
Независимость 6 8,19 5,46 5 7,88 5,21 2 6,23 4,58
Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 15,27 4,58 18 14,87 3,20 17 14,17 3,74
Образованность* 3 7,30 4,60 7 8,40 4,53 11 9,57 5,14
Ответственность 1 6,05 4,15 1 6,82 3,66 4 6,77 4,32
Рационализм 5 8,07 4,40 8 9,09 4,72 10 9,45 4,83
Самоконтроль 11 9,54 4,69 11 9,60 4,80 7 9,08 4,50
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 14 10,03 4,65 15 10,57 4,74 16 11,73 4,37
Твердая воля 13 10,02 4,43 10 9,48 4,43 6 8,81 4,44
Терпимость 16 11,44 5,01 14 10,19 4,81 12 10,20 4,55
Широта взглядов 15 10,48 4,39 13 10,02 5,05 8 9,18 5,06
Честность* 4 7,89 4,81 2 6,90 4,96 1 5,14 4,17
Эффективность в делах* 9 9,25 4,54 9 9,26 4,80 3 6,43 3,13
Чуткость 12 9,72 5,43 16 10,87 4,91 13 10,21 4,75
* Указаны наиболее значимые различия.
риально благополучных респондентов, в отличие от опрошенных, входящих в менее благополучные в экономическом отношении группы, которые отводят ей 9-е место в иерархии ценностей, отмечая тем самым нейтральное отношение к деловой эффективности как средству достижения целей.
Несмотря на некоторую близость рангов, значимые статистические различия установлены в отношении ценности честности (Б = 6,28 при р = 0,0022). Являясь для представителей всех рассматриваемых групп предпочитаемой ценностью, наибольшее значение она имеет для лиц с высоким и средним уровнем субъективного экономического благополучия: соответственно 1-е и
2-е место в структуре ценностных ориентаций. В группе респондентов, оценивающих уровень своего экономического благополучия как низкий, ей отводится
4-е место по степени значимости.
Обращает на себя внимание более высокий ранг ценностей: твердая воля (6-е место) и самоконтроль (7-е место), используемых в качестве средств достижения целей жизнедеятельности лицами с высоким уровнем субъективного экономического благополучия; респондентов из других исследуемых групп отличает от них нейтральное или отрицательное отношение к указанным ценностям, что может свидетельствовать о более высокой степени волевой регуляции деятельности у респондентов, благополучных в материальном плане.
По мере снижения уровня субъективного экономического благополучия повышается значимость ценности ответственности: с 4-й позиции в иерархии ценностей материально благополучных респондентов она переходит на 1-е место по степени значимости для лиц, входящих в группы с низким и средним уровнем экономического благополучия. Предположительно это связано с тем, что усложнение материальных условий существования способствует более ответственному отношению человека как к жизни в целом, так и к ее финансовой и материальной сфере в частности. Вместе с такими ценностями, как жизнерадостность и образование, ответственность образует ядро ценностей-средств в группе лиц, наименее благополучных в материальном плане.
Так, значимость ценности образования наиболее выражена у представителей данной группы, входя в
Статистические данные, полученные с помощью 1-критерия Стьюдента, свидетельствуют о том, что лицам, высоко оценивающим собственное экономическое благополучие, в большей степени характерны ориентации на терминальные ценности активной деятельной
число наиболее важных для них ценностей-средств и занимая 3-е место в иерархии ценностных ориентаций.
Различие значений ценности образования (Б = 4,02 при р = 0,0193) свидетельствует о большей склонности наименее благополучных респондентов использовать получение образования в качестве средства достижения жизненных целей, связывая с образованием в том числе и надежды на улучшение своего материального положения и повышение социальноэкономического статуса. В отличие от них представители более благополучных в экономическом отношении групп не включают образование в число ведущих ценностей. Так, для опрошенных, принадлежащих к группе со средним уровнем экономического благополучия, характерно нейтральное отношение к ценности образования, о чем свидетельствует 7-е место в иерархии ценностей, а для наиболее благополучных респондентов оно и вовсе входит в число отвергаемых инструментальных ценностей, занимая лишь 13-е место по степени значимости.
В число предпочитаемых ценностей опрошенные с низкой степенью субъективного экономического благополучия включают ценность рациональности, отводя ей 5-е место в иерархии ценностей-средств, в отличие от более благополучных респондентов, нейтрально относящихся к рациональности как средству достижения жизненных целей.
Статистически значимые различия установлены также в отношении ценности аккуратности (Б = 9,58 при р =
0,0001). Явное предпочтение ей отдают лишь представители средней группы, ставя аккуратность на 3-е место по степени значимости среди ведущих ценностей-средств. Респонденты из менее благополучной группы выражают свое нейтральное отношение к аккуратности как инструментальной ценности, а лица с высоким уровнем субъективного экономического благополучия и вовсе относят ее к числу отвергаемых ценностей-средств.
Для того чтобы определить степень значимости различий ценностных ориентаций у респондентов с низким и высоким уровнем субъективного экономического благополучия, был проведен статистический анализ различий с использованием 1-критерия Стьюдента. Данные проведенного анализа представлены в табл. 4, 5.
жизни (1-критерий Стьюдента равен 6,103 при р < 0,0001) и развития (1-критерий Стьюдента равен 2,623 при р = 0,010), в отличие от респондентов, относящихся к группе с низким уровнем субъективного экономического благополучия.
Т а б л и ц а 4
Значимые различия между структурами ценностных ориентаций у испытуемых, отличающихся по уровню субъективного экономического благополучия
Терминальные ценности Средние значения и ранги Значение 1-критерия Стьюдента Уровень значимости
Уровень субъективного экономического благополучия
низкий (п = 72) высокий (п = 70)
Активная деятельная жизнь 10,27* (12)** 5,9* (3)** 6,103 0,000
Здоровье 3,12* (1)** 5,24* (1)** - 2,905 0,004
Интересная работа 7,82* (6)** 9,64* (12)** - 2,783 0,006
Развитие 10,33* (13)** 8,31* (7)** 2,623 0,010
Счастливая семейная жизнь 5,68* (2)** 8,01* (5)** - 2,998 0,003
* Среднее значение ранга. ** Присвоенный ранг.
Представителям данной, менее благополучной группы свойственно придавать большее значение ценностям здоровья (1-критерий Стьюдента равен 2,905 при р = 0,004); интересной работы (1-критерий Стью-дента равен 2,783 при р = 0,006) и счастливой семейной жизни (1-критерий Стьюдента равен 2,998 при р = 0,003).
Более высокий уровень значимости ценностей активной деятельной жизни и развития у респондентов с высоким уровнем субъективного экономического бла-
Согласно полученным данным, для респондентов, относящихся к группе благополучных, большую значимость имеют ценности честности (1-критерий Стью-дента равен 3,627 при р < 0,0001) и эффективности в делах (1-критерий Стьюдента равен 4,302 при р < 0,0001). В отличие от них опрошенные из группы с низким уровнем субъективного экономического благополучия в большей степени придают значение таким ценностям, как образованность (1-критерий Стьюдента равен 2,770 при р = 0,006), аккуратность (1-критерий Стьюдента равен 2,623 при р = 0,010), исполнительность (1-критерий Стьюдента равен 2,195 при р = 0,030), смелость в отстаивании своего мнения (1-критерий Стьюдента равен 2,243 при р = 0,026).
Интерпретируя данные факты, можно отметить, что ориентация респондентов из группы с высоким уровнем субъективного экономического благополучия на ценности деловой эффективности и честности в качестве средств достижения жизненных целей свидетельствуют об их большей практической направленности и прагматичном подходе к решению возникающих проблем, а также о выраженной заботе, о своей социальной репутации, способствующей, по их мнению, достижению жизненных целей. В отличие от них представители группы с низкой степенью экономического благополучия связывают свои надежды относительно достижения жизненных целей с повышением качественных требований к себе и ценностями-средствами, способствующими профессиональной самореализации: образованностью, исполнительностью, аккуратностью; также они более склонны к принятию существующих норм и предписаний и конвенциональному поведению.
Обращает на себя внимание, что представители всех исследуемых групп отвергают такие терминальные ценности, как красота природы и искусства, общественное признание, развлечения, счастье других, творчество. Низкий уровень значимости принадлежит
гополучия объясняется, по нашему мнению, большей выраженностью у них активно-деятельностного потенциала, направленностью на саморазвитие и самореализацию и утверждение собственной индивидуальности.
В отличие от них представители группы с низкой степенью экономического благополучия в большей степени социально ориентированы, отдают приоритет качеству отношений с окружающими и направлены не на саморазвитие, а на самосохранение и поддержание стабильности существующего положения.
ценности познания, нейтральное отношение к познанию отмечают опрошенные с низким уровнем экономического благополучия, представители более благополучных в материальном плане групп включают его в число отвергаемых ценностей. Вне зависимости от уровня субъективного экономического благополучия респонденты указывают на нейтральное отношение к ценности жизненной мудрости как цели своего существования. Из числа инструментальных ценностей в данную категорию относят: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость, чуткость. Отрицательное отношение к ценности широты взглядов отмечают представители групп со средним и низким уровнями субъективного экономического благополучия.
По нашему мнению, в таком отношении к вышеперечисленным ценностям проявляется доминирующая в обществе ориентация на финансовый и деловой успех, материальную обеспеченность и индивидуальные интересы. Отвержение либо безразличное отношение к ценностям альтруистического, эстетического, интеллектуального и этического плана отражает наличие дисбаланса ценностных ориентаций в жизни личности, характерного для современных социально-экономических условий.
Однако, несмотря на приоритет ценностей индивидуалистического и прагматического характера, ценностей профессиональной и личной самореализации, существуют различия ценностных ориентаций в зависимости от уровня субъективного экономического благополучия. Так, благополучные в материальном плане респонденты более ориентированы на ценности деловой активности, саморазвития и самореализации, индивидуальные интересы, характер взаимоотношений с ближайшим окружением и используют для этого комплекс средств, в который входят, прежде всего, прагматические и волевые ценности-средства: эффективность
Т а б л и ц а 5
Значимые различия между структурами ценностных ориентаций у испытуемых, отличающихся по уровню субъективного экономического благополучия
Инструментальные ценности Средние значения и ранги Значение 1-критерия Стьюдента Уровень значимости
Уровень субъективного экономического благополучия
низкий (п = 72) высокий (п = 70)
Аккуратность 8,69* (7)** 10,61* (14)** - 2,623 0,010
Исполнительность 9,30* (10)** 11,18* (15)** - 2,195 0,030
Образованность 7,30* (3)** 9,57* (11)** - 2,770 0,006
Смелость в отстаивании своего мнения 10,03* (14)** 11,73* (16)** - 2,243 0,026
Честность 7,88* (4)** 5,14* (1)** 3,627 0,000
Эффективность в делах 9,25* (9)** 6,43* (3)** 4,302 0,000
* Среднее значение ранга; ** присвоенный ранг.
в делах, твердая воля, самоконтроль. Для них же в большей степени значима ценность честности как средства сохранения социальной репутации и независимости как способа самоутверждения.
В отличие от них лица с низким уровнем субъективного экономического благополучия отдают предпочтение ценностям самосохранения, позитивного психологического самочувствия, отношения с окружающими людьми как близкого (семья), так и дальнего (друзья) социального окружения, а также указывают на большую значимость ценности материально обеспеченной жизни. Для достижения данных целей ими используется комплекс ценностей-средств, в который входят: ценности профессиональной самореализации, положительного психологического самочувствия, социальной ответственности. Для них более актуальна ценность образования как средства достижения жизненных целей, в том числе повышения уровня своего материального благополучия.
Изучение влияния субъективного экономического благополучия на ценностные ориентации личности позволяет сделать следующие выводы:
1. Лица с высоким уровнем субъективного экономического благополучия ориентированы, прежде всего, на здоровье, любовь и активную деятельную жизнь, к достижению которых они стремятся посредством честности, независимости и эффективности в делах. Это свидетельствует о большей выраженности у них активно-деятельностного потенциала, направленности на саморазвитие и самореализацию, утверждение собственной индивидуальности, практической направленности и прагматичном подходе к решению возникающих проблем. Им в большей степени свойственно использование прагматических и волевых ценностей-средств, а также значимость ценности честности как средства сохранения социальной репутации и независимости как способа самоутверждения.
2. Наиболее приоритетными для респондентов с низким уровнем субъективного экономического благополучия являются ценности здоровья, любви и семейного благополучия, ради достижения которых они особое значение придают таким ценностям-средствам, как ответственность, жизнерадостность, образованность. Им свойственны ориентация на ценности самосохранения и поддержания стабильности существующего положения, позитивного психологического самочувствия, отношения с окружающими людьми как близкого (семья), так и дальнего (друзья) социального окружения, а также большая значимость ценности материально обеспеченной жизни.
Представители данной группы более склонны к принятию существующих норм и предписаний и конвенциональному поведению. Для достижения своих целей ими используется комплекс ценностей-средств, в который входят: ценности профессиональной самореализации, положительного психологического самочувствия, социальной ответственности. Для них более актуальна ценность образования как средства достижения жизненных целей, в том числе повышения уровня своего материального благополучия.
3. С ростом уровня субъективного экономического благополучия снижается значимость ценностей материальной обеспеченности, счастливой семейной жизни и интересной работы как целей жизнедеятельности, а также аккуратности, исполнительности и образованности как средств осуществления целей. В качестве ведущих жизненных целей большее значение начинают приобретать ценности индивидуального и нематериального плана, как затрагивающие характер и качество межличностных взаимоотношений, так и направленные на реализацию личностного потенциала, саморазвитие и самореализацию и утверждение собственной индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М. : Ин-т психологии РАН, 2012. 426 с.
2. RokeachM. The nature of human values. N.Y. : Free Press, 1977. 438 p.
3. ЖуравлеваН.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М. : Ин-т психологии РАН, 2006. 335 с.
4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 6-32.
5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. : Смысл, 1992. 17 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 11 марта 2014 г.
THE DIFFERENCE BETWEEN VALUE ORIENTATIONS DEPENDING ON THE LEVEL OF SUBJECTIVE ECONOMIC WELFARE
Tomsk State University Journal. No. 382 (2014), 188-195.
Plotnikov Sergei G. Siberian Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shperlin Abo V. Independent Siberian Institute (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: subjective economic welfare; material welfare; values; value orientations; personality.
The article represents the results of the empirical research dedicated to the analysis of the interconnection between subjective economic welfare and the value orientation of a person. The research was based on the sampling of 214 adult respondents, residents of Novosibirsk city, i.e. students, state and commercial organizations employees, and sole traders. The average age of the respondents is 34.42. Among the questioned people, there are 76 men (35.51%) and 138 women (64.49%), representing different social groups with regard to their level of subjective economic welfare. The results of the carried out research allow us to come to the following conclusions. People with a high level of subjective economic welfare are first of all guided by health, love and active energetic life they are striving to achieve by means of honesty, independence and efficiency in their business. This is the evidence of a more expressed active potential, orientation towards self-development and self-realization, assertion of their own individualities, practical orientation and pragmatic approach to problem solving. They are more likely to use the pragmatic and volitional values-means, and they understand the value of honesty as a means to protect social reputation and independence as way to self-assertion. The first-priority values for the respondents
with a low level of subjective economic welfare are health, love and prosperity of the family. To achieve them they attach importance to such values-means as responsibility, cheerfulness, and education. They tend to focus on the values of self-preservation and maintenance of stability of the existing condition, positive psychological self-perception, relationships with people around (both close (family) and far (friends) ones), and the substantial significance of prosperity. The representatives of this group are more prone to accept the existing norms, instructions, as well as to behave conventionally. To reach their goals they use a complex of values-means, i.e. the values of professional self-realization, positive psychological self-perception, social responsibility. The value of education is more urgent to them as a means to increase their level of material welfare. As the level of subjective economic welfare grows, the significance of the values of material welfare, happy family life and interesting job as life goals, conscientiousness, endeavour and education as means for achieving these goals decreases. Individual and non-material values as leading life goals are becoming more significant. They may affect the character and quality of the interpersonal relationships or be directed at the realization of individual potential, self-development, selfrealization, and assertion of one's own individuality.
REFERENCES
1. Khashchenko V.A. Psikhologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Psychology of prosperity]. Moscow: RAS Institute of Psychology Publ., 2012.
426 p.
2. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1977. 438 p.
3. Zhuravleva N.A. Dinamika tsennostnykh orientatsiy lichnosti v rossiyskom obshchestve [Dynamics of the individual's value orientations in Russian
society]. Moscow: RAS Institute of Psychology Publ., 2006. 335 p.
4. Inglehart R. Postmodern: menyayushchiesya tsennosti i izmenyayushchiesya obshchestva [Postmodern: Changing Values and Changing Society].
Translated from English. Politicheskie issledovaniya — Polis Journal, 1997, no. 4, pp. 6-32.
5. Leontiev D.A. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsiy [Method for studying the value orientations]. Moscow : Smysl Publ., 1992. 17 p.
Received: January 25, 2014