УДК 316.42
doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-2-9-14
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Серёжникова Раиса Кузьминична
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Россия, г. Биробиджан, е-mail: seryozhnikova@mail.ru
В статье на основе анализа сущности ноосферы обоснована важность формирования в процессе образования ноосферной личности. Рассмотрены менталеобразующая и культу-рообразующая функции образования, которые приведут к утверждению ноосферной этики, гармонизации духовности личности студента-будущего педагога. В пространстве ноосфер-ного образования большое внимание уделяется самоуправляемому развитию личности, возможности предоставить ей альтернативные пути развития. Раскрыты четыре процесса акмесинергетического самосовершенствования педагога: самоопределение, самопрогнозирование, самоподготовка и самореализация. Доказана необходимость создания индивидуальной акмеограммы как траектории индивидуального саморазвития будущего педагога.
Ключевые слова: ноосфера, ноосферное образование, ноосферная личность, педагог, акмесинергетичное самосовершенствование, креативная самоактуализация, индивидуальная акмеограмма
Сегодня, в контексте реализации стандартов третьего поколения, ориентированных на формирование педагогической компетентности, предполагающей видение педагогом целостной научной картины педагогической деятельности в ее современном понимании, при минимальной совокупности компетенций, способствующих управлению образованием обучающихся, становится необходимым формирование человека креативного типа (homo creator), что предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления. А это значит, что важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн) [1].
Новое мировоззрение обучающегося предполагает формирование новых целей и ценностей образования, созвучных современному состоянию человеческой цивилизации, представленных общенаучным сферным подходом.
При этом ноосфера понимается как сознательно создаваемое обучающимся состояние непрерывного образования личности, основой которого является интеграция особенностей образовательной среды и внутреннего потенциала личности, используемых в своих общих целях, становление творцом своего бытия.
В интерпретации ноосферы Т. Шарденом исследуется качественно новый феномен, новое состояние концентрации сознания, которое образует сферу духа, «мыслящий пласт», покрывающий землю [2]. И если человек как рефлектирующее существо, как продукт природной эволюции взаимосвязан с окружающей средой, то его индивидуальная и коллективная мысль направлены на преобразование среды, на совершенствование созданного им человеческого мира и совершенствование самого человека, что налагает на него ответственность за возможное влияние на естественный процесс бытия природы и общества.
Необходимо указать, что понимание ноосферы современными учеными неоднозначно, поэтому мы придерживаемся точки зрения тех ученых, которые полагают, что ноосфера есть «проявление коэволюционного процесса материальных и духовных систем, совокупности сферы духа и сферы разума [3]. Ноосфера как высшая ступень саморазвития природы в сфере практики отражает гуманистически нравственное и интеллектуально организуемое соразвитие общества и природы» [3, с. 164]. З. И. Колычева посвятила свое исследование проблеме ноогенеза, акцентируя внимание на целях и ценностях образования [3]. Подчер-
кивая, что проблема формирования духовного человека - это проблема педагогическая, исследователь выявляет те закономерности но-огенеза, которые имеют непосредственное отношение к формированию ноосферного человека. По мнению ученого, образование должно предоставить человеку новые ценностные ориентиры, новое отношение человека к миру. В основе должны лежать базовые общечеловеческие ценности, согласованные с русским космизмом. Исследователь называет те качества, которые характеризуют ноосфер-ную личность: духовность, творчество, цельность, свобода.
Говоря о ноосферной личности, остановимся на обусловленности ее формирования. Современные тенденции в развитии образования характеризуются его неразрывной связью с теми ценностями, которые определяют социум, его менталитет и его духовность. Б. С. Гершунский пишет: «Образование и только образование способно поддерживать на должном уровне ментальные ценности социума и гарантировать их обогащение и развитие. Образование и только образование, выступая своеобразным посредником, духовным коммивояжером между ментальным пространством, духовными ценностями социума и средой потребления этих ценностей, призвано способствовать тому, чтобы не только стихийно сложившийся в социуме спрос определял ментальное предложение, но и сами ментальные предложения активно формировали спрос» [4, с. 69-70].
Анализируя сущность кризиса образования, который обусловлен пассивной трансляцией достижений наук и отсутствием диалога ментальности, диалога культур, духовной интеграции, ученый обозначает задачу создания духовного и ментального пространства. При этом само образование приобретает ментале-образующую и культурообразующую функцию. Реализацию этих функций ученый видит в сфере образования, которая является наиболее технологичной и эффективной из всех сфер социума, а способом влияния на менталитет он признает веру, религию, что, по нашему мнению, проявляется в духовной зрелости человека. Б. С. Гершунский приходит к выводам, которые по своей сути близки идеям ноосфериз-ма, в частности, справедливо утверждая, что преодоление кризиса современного образования возможно лишь на пути духовной конвергенции различных социумов [4], в том числе
профессионально-педагогического образовательного пространства.
Итак, речь идет о менталеобразующей и культурообразующей функциях, и именно они приведут к утверждению ноосферной этики, формированию ноосферной личности, гармонизации духовности личности студента. В качестве условий мы видим организацию взаимодействия субъектов образовательной среды в пространство ноосферного образования, созданное педагогами - мастерами, как приобщение будущего педагога не только к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации и самоактуализации, но и к изменяющемуся педагогическому социуму в контексте акмесинер-гетического самосовершенствования.
Самореализация понимается как основной механизм становления духовности личности. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореализация - это своеобразная высшая стадия развития зрелой личности, результат личностного роста и развития. Причем, самосовершенствование понимается как процесс приобщения к культуре, непрерывное повышение уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни [5]. Как отмечает Л. А. Коросты-лева, самореализация - это определенное стремление к самосовершенствованию, то есть «одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности» [6, с. 39]. Педагог в системе образования в течение своей сознательной жизни должен стремиться самореализоваться через самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование и самоорганизацию. Он неустанно стремится к своему акте в личностном и профессиональном развитии. Будучи синергетическим субъектом, самоактуализирует (творит) себя как новую неповторимую личность.
Воспитание ноосферной личности, обладающей соответствующим уровнем духовной, материальной, интеракциональной культуры, начинается с постановки цели.
Как известно, энергоинформационный обмен, который имеет место в любом образовательном пространстве, предполагает, что коренным образом изменяется цель образования. И если общепедагогическая цель образовательного пространства определена нами как формирование ноосферной личности, то сама
личность формулирует эту цель иначе. Новая цель звучит следующим образом: профессиональное и личное достоинство.
Самое широкое значение понятия «достоинство» состоит в уважении других и уважении самого себя. В. Гюго писал: «Когда я говорю о себе, я говорю о вас», т. е. писатель имел в виду, что описывая себя, он рассказывал обо всем человечестве, его «Я» приобретает универсальный характер [7]. В профессиональном плане речь идет об уважении, как собственной профессии, так и любой другой, направленной на благо человека, что проявляется в творческой позиции.
Мы полагаем, что пространство ноосфер-ного образования должно быть нацелено на возрождение духовной культуры через нравственные законы, побуждающие к истине и добру, формирующие нравственное сознание и нравственное чутье каждого индивида. При этом пространство ноосферного образования создает предпосылки для акцента на максимальном использовании не только личностных, социальных качеств студента, но и его креативное развитие. В пространстве ноосферного образования большое внимание уделяется самоуправляемому развитию личности, возможности предоставить ей альтернативные пути развития, и как следствие, уход от жесткого планирования и предоставление самим студентам возможностей выбора своего пути [8]. Тем самым совершенствуется культура познавательной и созидательной деятельности студента, проявляющаяся в субъектной самореализации, в дальнейшем в акмесинергетическом самосовершенствовании.
Акмесинергетическое самосовершенствование предусматривает четыре процесса: самоопределение, самопрогнозирование, самоподготовку и самореализацию. Самоопределение педагога как субъекта педагогической деятельности включает самоанализ и составление аутохарактеристики. Самопрогнозирование состоит из целеполагания и планирования возможных результатов. Самоподготовка является формированием и последующим развитием атрибутивных личностно-профес-сиональных качеств педагога. В состав самоподготовки входят самообразование и самовоспитание. Самореализация является воплощением запланированного в жизнь. Очень важный процесс - самореализация - представляет собой комбинацию самовыражения, самоутверждения и самокоррекции.
Все это требует представления, что в основе содержания образования, ориентированного на овладение профессиональной деятельностью на уровне ее компетентного исполнения, базируется акмеологическое управление образовательной деятельностью, а все другие «процессы» следует актуализировать в соответствии с их местом и ролью, которую каждый из них играет в конструировании целостного образа этой деятельности, ее ориентировочной основы в сознании будущего педагога.
Изучение современных педагогических технологий показало, что их эволюция происходит одновременно с эволюцией субъектов образовательного процесса. Это дает нам основание предположить, что введение инновационных технологий творческой самоактуализации студентов повлечет за собой изменения субъектов образовательного процесса, которые могут стать предметом управления с позиций синергетической педагогики. А креативность - это способность генерации нового знания путем расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т. е. креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации.
Целостная картина педагогической деятельности выступает метапредметным, собственно профессиональным содержанием образования, овладение которым и делает будущего педагога компетентным. Это и побудило к проектированию пространства ноосферного образования в университете.
В связи с тем, что образовательный процесс - это система, включающая: содержание предметно-деятельностой сферы; содержание сферы функциональной деятельности; содержание сферы личностного роста, ориентированной не просто на знакомство будущего учителя начальных классов с педагогической деятельностью, а овладевал ею, для реализации профессиональной подготовки приглашены учителя начальных классов - мастера педагогической деятельности. В такой организации и видится нам сущность ноосферного образования в системе непрерывного регионального образования при актуализации роли лучших педагогов.
Презентация творческой самореализации педагога-мастера в педагогической деятельности мотивирует к совместной деятельности студентов, обнажая положительное отноше-
ние как к опыту обучаемого, так и к познавательной деятельности в целом, что обеспечивает успешность профессионального становления студентов. Так происходит раскрытие внутренних, скрытых резервов педагогического взаимодействия. Следовательно, само взаимодействие приобретает черты реальной педагогической ценности.
Наибольшего развития креативная самоактуализация личности достигает, когда студент сознательно выбирает ценность профессионального творческого бытия. Это стало основанием для определения, как базы, так и содержания педагогической практики в сотворчестве с педагогом-наставником в профессиональной подготовке бакалавров профиля начальное образование.
Процесс акмесинергетичного самосовершенствованию будущего педагога предусматривает прохождение следующих стадий:
неосознаваемая потребность в самосовершенствовании (наличие еще не осознанной внутренней конфликтной ситуации);
- осознание наличия внутренней конфликтной ситуации;
- перерастание потребности самосовершенствования в процессуальную мотивацию;
- целеполагание;
- прогнозирование; проектирование (создание авторской
системы самосовершенствования);
планирование (ресурсы - бюджет времени - ресурсно-календарное планирование);
- пошаговая реализация запланированного;
анализ текущих результатов, корректировка процесса самосовершенствования;
- осознание новой внутренней несогласованности;
повторение процесса самосовершенствования (начиная с третьего шага) на новом уровне.
Безусловно, мы учитывали, что акмеси-нергетическое самосовершенствование целесообразно осуществлять в рамках соответствующей технологии, предусматривающей создание индивидуальной акмеограммы, авторской системы профессиональной деятельности как траектории индивидуального саморазвития и реализации запланированного. Для этого педагогу-мастеру и педагогу-наставнику помогали в организации акмесинергетическо-го обеспечения (организация встречи педагогов со студентами «Я в мире профессии»,
оформление выставки «Династии педагогов в Еврейской автономной области», олимпиада школьников «Высшая проба» и др.). При этом за основу брали то, что на процесс акмесинер-гетичного самосовершенствования влияют благоприятные и препятствующие факторы, которые подразделяются на объективные и субъективные. В структуре объективных как благоприятных, так и препятствующих факторов выделяются социальные (общественные) и служебные. При этом, все благоприятные субъективные факторы можно разделить на психические образования и субъектные качества. К психическим образованиям относятся общие и специальные знания, навыки, умения и опыт. А к субъективным благоприятным факторов относятся: индивидуально-типо-логические качества (темперамент и его проявления, характер, направленность, способности), профессионально-важные качества, рефлексивная культура и акмеологические инварианты (эмпатийность, профессиональная рефлексия, креативность, аттракция, ответственность и др.) [8].
Взяв за основу выделенные факторы, в процесс профессионально-педагогической подготовки в университете внедряются дисциплины: «Акмеология», «Акмеологический подход в педагогике», «Акмесинергетические основания педагогической деятельности», «Акмеология творчества», «Акмеология в развитии профессионального творчества», «Акмесинергетические основы профессионального педагогического образования», «Педагогическое проектирование», «Проектирование образовательной среды в школе». Содержание программного материала дисциплин представляется в виде творческого задания, способствующего выходу за пределы своей определенности - внешней (социокультурная ситуация) и внутренней (рефлексия), в зону свободной самодетерминации, студент-будущий педагог сам должен осознанно культивировать ценности и цели профессионально-педагогического бытия, наращивая адекватный для него творческий педагогический потенциал от репродуктивного исполнителя до мастера, творца.
С учетом вышеизложенного, критериями эффективности образования (обучения и воспитания) в процессе профессиональной подготовки могут быть определены содержание и уровень сформированности у студентов-выпускников основных функций акмесинер-
гетического самосовершенствования, проявляющихся как социально и профессионально значимые качества личности. При этом социальное и профессиональное становление личности студента рассматривается как форма его психического развития.
Итак, для того чтобы будущий педагог не просто знакомился с педагогической деятельностью, а овладевал ею, должна быть организована деятельность по акмеологическому сопровождению педагогического взаимодействия, профессиональной деятельностью, проявляющаяся в акмесинергетическом самосовершенствовании. В организации таковой и видится нам сущность пространства ноосфер-ного образования, задаваемого новым образовательным стандартом.
Разумеется, рассмотренная концепция еще нуждается в доработке и дополнительной апробации. Но при реализации компетентностно-деятельностного подхода в формировании профессионально-педагогической компетентности она может служить действенным индикатором в организации пространства ноосфер-ного образования, а организаторы профессионально-педагогической подготовки получат ориентиры субъектного становления студента в процессе его креативной самоактуализации.
Литература
1. Серёжникова Р. К. Становление субъектно-сти будущего педагога в образовательном пространстве университета // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2(17). С. 86-96.
2. Шарден Т., Де Леруа Э. Феномен человека. М., 1987.
3. Колычева З. И. Ноогенез. Цели и ценности образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. № 4. С. 162-169.
4. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия. М. , 2001.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
7. Молодиченко Т. А. Основы ноосферной педагогики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 2.
8. Серёжникова Р. К. Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 127-133.
References
1. Seryozhnikova R. K. Stanovleniye sub"yektnosti budushchego pedagoga v obrazova-tel'nom prostranstve universiteta [Formation of subjectivity of future teacher in educational space of university] // Professional'noye obrazovaniye v so-vremennom mire. 2015. № 2(17). S. 86-96.
2. Sharden T., De Lerua E. Fenomen chelove-ka [Phenomenon of the person]. M., 1987.
3. Kolycheva Z. I. Noogenez. Tseli i tsennosti obrazovaniya [Noogenesis. Purposes and values of education] // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvenno-go universiteta. 2003. № 4. S. 162-169.
4. Gershunskij B. S. Obrazovaniye kak religiya tret'yego tysyacheletiya [Education as religion of the third millennium]. M., 2001.
5. Abul'khanova-Slavskaya K. А. Strategiya zhizni [Strategy of life]. M., 1991.
6. Korostyleva L. А. Psikhologiya samoreali-zatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noj sfere [Psychology of self-realization of the personality: difficulties in the professional sphere]. SPb., 2005.
7. Molodichenko T. А. Osnovy noosfernoj pe-dagogiki [Fundamentals of noosphere pedagogics] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. 2008. № 2.
8. Seryozhnikova R. K. Kompetentnostno-deyatel'nostnyj podkhod v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii [Competence-based and activity approach in professional pedagogical education] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2015. № 3. S. 127-133.
* * *
PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF FUTURE TEACHER IN SPACE OF NOOSPHERE EDUCATION
Seryozhnikova Raisa Kuzminichna
Amur State University named after Sholom Aleichem, Russia, Birobidzhan, e-mail: seryozhnikova@mail.ru
In article the author proved importance of formation of the noosphere personality in the course of education on the basis of the analysis of essence of a noosphere, considered mental forming and culture forming functions of education which will lead to the statement of noosphere ethics, harmoni-
zation of spirituality of the identity of the student future of the teacher, in space of noosphere education paid much attention to self-governed development of the personality, an opportunity to provide it alternative ways of development, opened four processes of acme synergistic self-improvement of the teacher: self-determination, self-forecasting, self-preparation and self-realization and proved need of creation of an individual acmeogram as trajectories of individual self-development of future teacher.
Key words: noosphere, noosphere education, noosphere personality, teacher, acme synergistic self-improvement, creative self-updating, individual acmeogram
Об авторе:
Серёжникова Раиса Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан
About the author:
Seryozhnikova Raisa Kuzminichna, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Pedagogics Department, Amur State University named after Sholom Aleichem, Birobidzhan