Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 50-54.
удк 378 В.В. Дубровский, Т.Д. киричЕнко, В.и. климов, Т.В. Петриченко
Личностно-ориентированный подход в эстетическом воспитании студентов вуза
В данной работе рассмотрены актуальные проблемы личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании студентов высшего учебного заведении, уточнена сущность и содержание понятия «эстетика» и «эстетическое воспитание», выявлены и представлены эстетические ценностные ориентиры, такие как: (общеметодологические) и принципы (аксиологический, синергетический, природосообразности, продуктивности), которые предоставляют студенту вуза раскрыть свой творческий, личностный потенциал. В ходе исследования были определены специфические, методологические принципы личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании студентов вуза, (герменевтический, рефлексивный, интенциональный и интегративный принцип), а также уточнены обязательные навыки и умения эффективной коммуникации, которыми необходимо обладать преподавателю высшей школы. К ним относятся: коммуникационные или речевые навыки и умения, перцептивные навыки и умения и интерактивные (взаимодействие в процессе общения) навыки и умения.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, эстетика, воспитание, эстетическое воспитание, эстетическое ценностные ориентиры
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 13 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 50-54.
V. V. Dubrovskii, T. D. Kirichenko, V. i. Klimov, T. V. Petrichenko
Personality-oriented approach in the aesthetic education of students
Current problems of the personal oriented approach in esthetic education of students higher educational an institution are considered, the entity and the maintenance of the concept "aesthetics" and "aesthetic education" is specified, esthetic valuable reference points, such as are revealed and provided: (all-methodological) and the principles (axiological, synergy, nature conformity, productivity) which provide to the student of higher education institution to realize the creative, personal potential. During the research the specific, methodological principles of the personal oriented approach in esthetic education of students of higher education institution were defined, (the hermeneutical, reflexive, intentional and integrative principle) and also mandatory skills and abilities of effective communication which the teacher of the higher school needs to possess are specified. Treat them: communication or speech skills and abilities, perceptual skills and abilities and interactive (interaction in the course of communication) skills and abilities.
Keywords: personality-oriented approach, aesthetic, education, aesthetic education, aesthetic values
ля обоснования актуальности использования личностно-ориентированно-го подхода в эстетическом воспитании студентов вуза важно определиться в вопросе о стратегической цели образования в современной гуманитарной парадигме, которая характеризуется тенденцией гуманизации отечественного образования, проявляющейся в осознанном и сопереживающей отношении к человеку, «овладение различными способами взаимодействия с миром, на основе которого происходит обогащение, развитие личности обучающегося», а также в определении сущности и содержании понятий «эстетика» и «эстетическое воспитание» [1, с.55].
В настоящее время существует несколько основных точек зрения, раскрывающие понятие «эстетика».
Известный немецкий философ А. Баумгартен, рассматривал данный феномен как низший уровень познания - чувственное познание.
Философы ХVNI-ХIХ вв., И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг рассматривали эстетику, как науку о прекрасном.
Последняя точка зрения основывается на категории выразительного (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Л.П. Печко, А.Ф. Лобова (Яфальян)) [3].
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:
- эстетика, это наука, которая изучает чувственную культуру человека;
- эстетика связана с основными эстетическими категориями;
- эстетика рассматривается с позиций выразительного.
Рассмотрение понятия «эстетика» позволило акцентировать внимание на несколько важных для нас позиций в понимании сущности эстетического воспитания студентов вуза:
1) развитие личностных эстетических качеств человека (В.Г. Крысько, Н.В. Савин, В.А. Сухом-линский, В.Н. Шацкая), т.е. «эстетическое воспитание», это личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств [3];
2) эстетическое воспитание рассматривается с позиции как личностного, так и деятельностного подходов, нацеленность на развитие эстетической деятельности (Ю.К. Чабанский, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, Л.П. Печко) [3];
3) последняя точка зрения опирается на ценности, выработанных наукой, идеологией и теорией художественно-эстетического познания, которые определяют особенности эстетического мышления, эстетических установок, оценок и самооценок личности (С.П. Баранов, А.Ж. Овчинникова).
Обобщая различные точки зрения, мы рассматриваем эстетическое воспитание студентов вуза как целенаправленный процесс развития и формирования личности, способной эстетически воспринимать и оценивать явления в жизни,
природе, искусстве как совершенные, гармоничные, жить и творить «по законам красоты» [3].
Таким образом, основной целью личност-но-ориентированного подхода в эстетическом воспитании студентов вуза является то, что он должен представить каждому обучающемуся, опираясь на его природные эстетические творческие способности и связанные с ними эстетические ценностные ориентиры и принципы, возможность раскрыть свой личностный, творческий потенциал.
К таким эстетическим ценностным ориентирам и принципам относятся:
1) общеметодологические ориентиры эстетического воспитания, направленные на развитие личности студента;
2) аксиологический принцип;
3) синергетический принцип;
4) принцип природосообразности;
5) принцип продуктивности.
С позиций аксиологии личностно-ориентиро-ванное эстетическое воспитание можно рассматривать как процесс преодоления противоречия между предлагаемыми студенту универсальными (творчество, переживания, отношения) и художественно-эстетическими ценностями, с одной стороны, и его собственными переживаниями и оценками, с другой.
Таким образом, аксиологический принцип в личностно-ориентированном эстетическом воспитании предлагает субъективацию объективно существующих эстетических ценностей, то есть создание условий свободы их выбора и принятия самим студентом.
Большая роль в личностно-ориентированном подходе принадлежит синергетическому принципу, который, с одной стороны, позволяет рассматривать личностно-ориентированное эстетическое воспитание как сложноорганизованную систему, обладающую способностями к самоорганизации, саморазвитию, а с другой стороны, синергетический принцип предполагает высокий уровень культуры коммуникации педагога и студентов в процессе художественно-эстетической деятельности, создание в эстетическом воспитания условий предоставления каждому обучающемуся возможности индивидуального развития эстетических способностей.
В основе принципа природосообразности лежит учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Принцип продуктивности нацеливает на продуктивную художественно-творческую деятельность в процессе эстетического воспитания студентов вуза. Все вышеперечисленные ориентиры и принципы обеспечивают развитие креативности студентов вуза.
В качестве специфических методологических ориентиров личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании нами выделены:
1) герменевтический;
2) рефлексивный;
3) интенциональный;
4) интегративный принцип.
Принципы педагогической герменевтики в личностно-ориентированном эстетическом воспитании. Философская герменевтика, основоположниками которой являются Х.Г. Гада-мер, М. Хайдеггер, П. Рикер, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей и др., трактуется как наука понимания «текста», которым принято считать: «не только все то, что создано человеком (книги, произведения искусства, здания), но и самого человека и его поступки» [2], т.е. как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака. Как замечает в своем исследовании Л.П. Самойлов, становится очевидным тот факт, что: «концепции личностно-ориентированного подхода в своих обоснованиях не в полной мере учитывают развивающий потенциал рассматриваемого феномена, хотя известно, что понимание - это работа сознания, направленная на смысл» [5, с.123].
Правомерность герменевтического подхода объясняется спецификой педагогики как науки и сферы практической деятельности «с ее преимущественным вниманием к единичным фактам действительности» [7].
Принципы рефлексивного подхода в лич-ностно-ориентированном эстетическом воспитании.
Этот термин означает процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, склонность анализировать свои переживания, размышлять о своем психическом состоянии. В то же время в социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания субъектом того, как другие понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
В педагогическом понимании рефлексивный подход предполагает следующие трактовки этого понятия:
1) осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменений (К.Я. Вазина, Г.А. Голицын, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Н.В. Самоукина и др.);
2) процесс установления отношений между деятельностями и их структурными образованиями - действиями, средствами (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, А.Я. Найн, В.И. Слободчиков и др.);
3) выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта (О.С. Анисимова, О.А. Коноп-кин, А.А. Тюков, Г.Н. Щедровицкий).
А.В. Хуторской выделяет в рефлексии как образовательной деятельности две сферы: «онтологическую, относящуюся к содержанию предметных знаний, и психологическую, обращенную к обучающемуся и его деятельности, определяя ее как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности» [8, с.58].
Другая точка зрения принадлежит А.Я. Найну рассматривающему педагогическую рефлексию как: «способность педагога осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыслению то, как его действия и поступки, приемы управления образовательным процессом воспринимаются обучающимися, способствуют реализации обучения и воспитания» [3, с.94].
Вышеприведенное положение предоставляет ответ на вопрос: каковы особенности личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании студентов вуза?
К данным особенностям относятся личност-но-ориентированные интегративные технологии эстетического воспитания, которые включают следующие составляющие: 1) технология учебных художественных творческих задач; включающая межсистемные (междпредметные) - творческие задачи; 2) технология «Коммуникативной триады».
Равноправными составляющими коммуникативной триады являются студент, преподаватель и эстетический объект. В основе коммуникативной триады лежит учебный диалог, который считается одним из центральных технологических аспектов концепции личностно-ориентирован-ного подхода в образовании.
Процесс взаимодействия преподавателя и студента в учебном диалоге технологически сложен и неоднозначен в силу многогранности и неповторимости диалогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.
Рассматривая эстетико-воспитательный потенциал учебного диалога Е.К. Тепишкина, отмечает, что его основой, базой является «вопрос, подталкивающий студента к диалогу, направленный на разрешение того или иного противоречия» [6]. Именно вопросам принадлежит исключительное место в процессе личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании: пронизывая всю учебно-воспитательную деятельность, они формируют творческое мышление студентов, их эстетические интересы; помогают осмыслить различную эстетическую информацию, выработать эстетические вкусы обучаемых; совершенствуют организационные формы эстетического воспитания.
Необходимость изучения и проектирования новых форм коммуникации приобретает наибольшую актуальность для задачи развития эстетических творческих способностей личности. С одной стороны, никакая деятельность человека не имеет такого опыта и стольких средств для манипуляции с информационными элементами с целью превращения их в объекты коммуникации. С другой стороны, эффективное использование личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании должно основываться на использовании ряда обязательных навыков и умений эффективной коммуникации. К ним мы относим:
1. Коммуникационные или речевые навыки и умения, такие как:
- умение ясно, четко и эмоционально рассказывать о «прекрасном»;
- умение использовать в своей речи разнообразные сенсорно окрашенные слова;
- умение анализировать высказывания о различных научных фактах, творческих произведениях и давать им аргументированную оценку.
2. Перцептивные навыки и умения, такие как:
- умения слушать и слышать высказывания студентов, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек;
- умение правильно (в том числе и на невербальном уровне) понять чувства и настроение;
- умение сопереживать, понимать состояние, соблюдать чувство такта (способность к эмпа-тии);
- умение анализировать реакции студентов и свои собственные (способность к рефлексии и саморефлексии).
3. Интерактивные (взаимодействие в процессе общения) навыки и умения, такие как:
- умение устанавливать контакт со студентами;
- умение проводить беседу, обсуждение;
- умение корректно излагать свое мнение;
- умение задавать вопросы;
- умение сформулировать требование;
- умение общаться в конфликтных ситуациях.
Таким образом, личностно-ориентирован-
ный подход в эстетическом воспитание студентов вуза является частью их профессиональной подготовки и осуществляется как в учебной деятельности в процессе изучения следующих дисциплин (вокальная подготовка, хоровой класс и практическая работа с хором, коллективное исполнительство, элементарная теория музыки и так далее), так и в системе дополнительного образования.
В соответствии со стандартами ВО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» оно связано с формированием общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и осуществляется на основе положений музыкально-педагогической деятельности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин). В связи с этими положениями акцент делается на использования личностно-ориентированного подхода в эстетическом воспитании и организацию такого процесса эстетического воспитания студентов вуза, который направлен на раскрытие внутренних резервов духовно-нравственного, эстетического, творческого развития и саморазвития личности в образовательном процессе высшего учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. - 2006. - № 5. - 66с.
2. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
3. Климов В.И. Специфика эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 306-310. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54321. htm.
4. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. - Шадринск: Исеть, -1999. - 325 с.
5. Овчинникова, А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников [Текст]: монография / А.Ж. Овчинникова. - М., 1997. - 105с
6. Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск - М., 2008. - 363с.
7. Семашко, А. Система и принципы эстетического воспитания: под ред. М.Ф. Овсянникова. - М., 1980. - 248 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.:, 2000. - 512 с.
9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
REFERENCES
1. Beloshitsky A.V., Berezhnaya I.F. Formation of subjectivity of students in educational process of higher education institution. Pedagogics. 2006. No. 5. 66 p.
2. Gadamer H.G. Truth and method: Bases $u.noc. hermeneutics: The lane with him. / General edition B.N. Bessonov. Moscow, Progress, 1988. 704 p.
3. Klimov V.I. Specifics of esthetic education of students of higher education institution means of the Russian musical folklore. Kontsept. 2014. T. 20. pp. 306-310. URL: http://e-koncept.ru/2014/54321.htm (accessed 14.12.2017)
É. Nayn A.Ya. Reflexive management of educational institution: theoretical bases. Shadrinsk: Iset, 1999. 325 p.
5. Ovchinnikova, A.Zh. Esthetic attitude towards reality as development factor younger school students [Text]: monograph / A.Zh. Ovchinnikova. Moscow, 1997. 105 p.
6. Oven, L.P. Vyrazitelnost of an esthetics of the nature and culture of the personality. Ulyanovsk - Moscow, 2008. 363 p.
7. Semashko, A. Sistema and principles of esthetic education: under the editorship of M.F. Ovsyannikov. Moscow, 1980. 248 p.
8. Slastenin V. A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov of E.N. Pedagogics: manual for students of pedagogical educational institutions. Moscow, 2000. 512 p.
9. Khutorskoy A.V. Key competences as a component of the personal focused education paradigm. National education. 2003. No. 2. pp. 58-64.
Информация об авторах Климов Владимир Игоревич
(Россия, г. Елец) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования институт истории и культуры Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Кириченко Татьяна Дмитриевна
(Россия, г. Елец) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования институт истории и культуры Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Петриченко Татьяна Викторовна
(Россия, г. Елец) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования институт истории и культуры Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Дубровский Владимир Викторович
(Россия, г. Елец) Доцент кафедры музыкального образования институт истории и культуры Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Information on authors
Klimov Vladimir Igorevich
(Russia, Yelets) Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of music education Institute of history and culture Yelets State University of I.A. Bunin
Kirichenko Tatyana Dmitriyevna
(Russia, Yelets) Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of music education Institute of history and culture Yelets State University of I.A. Bunin
Petrichenko Tatyana Viktorovna
(Russia, Yelets) Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of music education Institute of history and culture Yelets State University of I.A. Bunin
Dubrovsky Vladimir Viktorovich
(Russia, Yelets) Associate professor of music education Institute of history and culture Yelets State University of I.A. Bunin