ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.036-057.875 ББК Ч448.900.54
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Перевалова Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: tat4758@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстетические качества; эстетическое воспитание; воспитательная работа; студенты; педагогические вузы; методы воспитания; средства воспитания.
АННОТАЦИЯ. В статье отражены вопросы развития эстетических качеств личности студентов в воспитательной работе педагогического вуза. Проведен анализ работ, посвященных проблеме эстетического воспитания студентов, на основе чего сформулировано рабочее определение понятия. Под эстетическим воспитанием будем понимать развитие эстетических качеств личности (восприятия, эстетического вкуса, переживания), потребности в эстетическом освоении действительности, активизации деятельности по преобразованию окружающей действительности в соответствии с эстетическими нормами. Также установлено рабочее определение понятия «эстетический вкус». Выделены социальные и материальные условия развития эстетического вкуса студентов как одного из эстетических качеств личности. Предложены методы и средства воспитательной работы, направленные на развитие эстетических качеств личности студентов педагогического вуза.
Perevalova Tatyana Valentinovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Physics, Technology and Multimedia Didactics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DEVELOPMENT OF AESTHETIC QUALITIES OF STUDENTS IN EDUCATIONAL WORK OF HIGHER PEDAGOGICAL INSTITUTION
KEY WORDS: aesthetic qualities; aesthetic education; educational work; students; pedagogical universities; educational methods; educational means.
ABSTRACT. The article discusses the questions of development of aesthetic qualities of the identity of students in educational work of higher pedagogical institution. We give an overview of the studies devoted to various aspects of aesthetic education in Philosophy, Psychology and Pedagogy. On the basis of this analysis we give our definition of the concept. Aesthetic education is development of aesthetic qualities of the personality (perception, aesthetic taste and experience), the needs for aesthetic development of reality, activities for transformation of the surrounding world according to aesthetic standards. We also provide definition for the concept of "aesthetic taste". Social and material conditions of development of aesthetic taste of students as one of aesthetic qualities of the personality are allocated. Methods and means of educational work aimed at the development of students' aesthetic qualities of Institute of Physics, Technology and Economy of USPU are offered.
И
нтерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании студентов в последние годы в педагогической среде значительно возрос. Одним из основных направлений развития воспитательной системы является эстетическое развитие личности студента. Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важно осуществлять эстетическое воспитание личности целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, особенно будущих педагогов, так как студенты
педагогических вузов должны обладать такими качествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного у подрастающего поколения. Эстетический вкус является одним из внутренних регуляторов, направляющих деятельность личности в социально позитивное русло. Именно поэтому в рамках системно-деятельност-ного подхода, декларируемого официальными органами системы образования как основного, формирование эстетического вкуса учащихся является важной задачей, что прямо указывается в законе «Об образовании в Российской Федерации» [6].
Эстетическое направление воспитательной работы вуза включает в себя формирование у студентов определенной си-
© Перевалова Т. В., 2017
стемы эстетических знаний и впечатлений. Эстетическое развитие личности осуществляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Проблема эстетического воспитания обучающихся остаётся актуальной на всех этапах развития современной системы образования.
В философской, психолого-педагогической литературе достаточно полно рассмотрены различные аспекты проблемы эстетического воспитания.
Общие вопросы эстетического воспитания, определение его сущности представлены в работах А. И. Бурова, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. А. Кондрашова, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова [6; 10].
Вопросы эстетического воспитания в психологическом аспекте исследовались В. Г. Асеевым, Л. И. Божович, И. А. Джи-дарьян, В. С. Ильиным, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым [5].
Педагогические аспекты эстетического воспитания молодежи нашли свое отражение в работах Е. И. Бурдиной, А. В. Кудрявцевой, Г. А. Петровой, Л. Н. Столович и др.
Анализ работ авторов позволил сформулировать рабочее определение: под эстетическим воспитанием будем понимать развитие эстетических качеств личности (восприятия, эстетического вкуса, переживания), потребности в эстетическом освоении действительности, активизации деятельности по преобразованию окружающей действительности в соответствии с эстетическими нормами.
Важно подчеркнуть, что многие авторы, рассматривая вопросы эстетического воспитания, выделяют различные задачи, одна из важнейших задач - развитие эстетического вкуса. Эстетический вкус является результатом длительного эстетического развития личности, целенаправленных воспитательных воздействий и самовоспитания человека. К настоящему времени не сложилось общепринятого понятия «эстетический вкус», поэтому для его определения мы воспользовались методикой контент-анализа, применив ее как исследовательский метод. В результате контент-анализа указанных определений в трудах Ю. Б. Борева, В. С. Безруковой, А. И. Бурова, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева, А. В. Сарже установлено рабочее определение понятия «эстетический вкус». Эстетический вкус -это способность личности воспринимать и субъективно оценивать эстетические свойства объектов, которая формируется и проявляется в процессе преобразовательной деятельности.
Высшая школа должна позволять студенту осознать себя субъектом, добровольным участником процесса: ему предостав-
ляется возможность определить круг изучаемых предметов, спецкурсов в рамках эстетического направления, выбрать формы своего участия в художественно-творческой жизни университета, института; студенту дается возможность проявить свой интерес, реализовать свои желания для совершенствования своего «я». Активная позиция студента способствует осмыслению приобретаемого опыта эстетической деятельности. При этом ответственность становления эстетического «я» задается и интересом студента, и отношением преподавателя [14]. В связи с этим нами выделены условия, которые должны быть обеспечены для успешного развития эстетического вкуса студентов. К ним, на наш взгляд, относятся социальные и материальные условия.
Социальные условия. Эффективность процесса развития эстетического вкуса студентов зависит от его социального окружения.
Важную роль играют педагог, его эстетические ценности, умения использовать образовательный и воспитательный потенциал для наполнения этих процессов эстетическим смыслом. Эффективность воспитательного воздействия будет значительно выше, если при постановке дидактических целей обучения он будет нацелен на эстетические аспекты. Внешний вид обучающихся, сотрудников и преподавателей должен соответствовать профессионально-этическим, корпоративным требованиям, отражающим принадлежность к образовательному учреждению. Это определяет необходимость соблюдения эстетических норм, формирует эстетические предпочтения в выборе стиля одежды.
Влияние других людей, непосредственно не связанных с учебным процессом, также является существенным фактором, учет которого необходим для успешного воспитания. В полной мере это относится и к развитию эстетического вкуса. Именно поэтому важно обеспечить общение со специалистами, так или иначе связанными с эстетическим преобразованием действительности (дизайнерами, мастерами различных видов декоративно-прикладного творчества и др.). Это общение благотворно влияет на объективное восприятие и эстетическое развитие студентов, служит способом передачи знаний и опыта.
Материальные условия. В развитии эстетического вкуса студентов важны и эстетические характеристики окружающего пространства (архитектура зданий, оформление территории вуза и учебных помещений) и материальной базы (информационное обеспечение воспитательной работы, наглядные пособия и т. п.). Человек не только приспосабливается к окружающему
112
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
миру, но и преобразует его, подчиняя своим целям и обеспечивая оптимальные условия для своей жизни и деятельности. На основе работы В. Н. Солдатова нами выделены следующие элементы эстетической среды: интерьер помещений образовательного учреждения, оформление его территории, учебно-материальная база.
В интерьерах современных помещений образовательных учреждений уют и красоту создают цветы, зеленые уголки с элементами декора в сочетании с различными комнатными растениями.
Оформление территории учебного заведения также должно соответствовать эстетическим требованиям: цветовое решение элементов дворовой архитектуры должно создавать уютную обстановку, перед зданием необходимо устроить газон, в непосредственной близости высадить невысокие группы деревьев, возле входа посадить цветущие кустарники и расположить различные ландшафтные композиции.
Должны выполняться и основные эстетические требования к учебно-материальной базе. Рекреации помещений оформляются стендами, плакатами (по профессиональной ориентации, здоровому образу жизни и др.), которые должны соответствовать эстетическим требованиям. На основе требований, выделенных А. В. Смирновым, нами предложены следующие требования: равновесие отдельных элементов стенда, пропорциональность частей, достигаемая применением соразмерности соотношений элементов, разнообразие размеров, видов шрифта и техники его выполнения, гармоничное цветовое единство стенда и его важных элементов, соотношения цвета букв и фона.
Важным фактором, определяющим эффективность всего воспитательного процесса, в том числе и развития эстетического вкуса, является включенность студентов в создание уютной обстановки в вузе. Участие студентов в преобразовании окружающего мира, их трудовые усилия, вызываемые эстетическими потребностями, имеют для педагога большую ценность, чем сам конечный результат деятельности.
Для развития эстетических качеств личности студентов целесообразно использовать различные методы и средства воспитательной работы. В частности, на базе Института физики, технологии и экономики
УрГПУ эстетическое развитие личности студентов реализуется в следующих формах:
- организация деятельности по благоустройству территории, прилегающей к вузу, создание «зеленых зон», экологических «оазисов», работа по посадке зеленых насаждений и разбивке цветников;
- организация и проведение конкурсов студенческих проектов на эстетическое оформление интерьеров, рекреаций, на эстетику учебных помещений с акцентом на сохранность имущества, культуру использования оборудования («Новогодний марафон ИФТиЭ», фотовыставка «Материнская любовь»);
- создание материалов наглядной агитации на высоком эстетическом уровне, с учетом эстетических норм (плакаты о здоровом образе жизни);
- проведение профессиональных, творческих, научных и спортивных мероприятий среди студентов (региональный конкурс «Я - Учитель!»);
- организация досуговой деятельности студентов (творческие кружки, спортивные секции, встречи с представителями производства и сферы услуг).
При этом проводится постоянная работа над повышением общей культуры общения и взаимоотношений сотрудников и студентов. Ведется борьба со сквернословием, грубостью, нарушениями требования этикета, режима работы учреждения и правил общественного культурного поведения.
Использование широкого спектра различных форм воспитательной системы вуза будет способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребностей и возможностей студентов создавать прекрасное в своей жизни и жизни окружающих. Преобразующая деятельность студентов по эстетическому изменению окружающей среды, приобретение ими умений и навыков в этой сфере приводят к формированию новой потребности - стремления к красоте, желания изменить окружающий предметный мир в соответствии со своими эстетическими идеалами. Кроме того, расширяется социальный круг общения субъектов обучения, который позволяет создать условия для передачи эстетических ценностей, сохранения народных традиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аничкин С. А. Очерки по истории эстетического воспитания в русской педагогике второй половины XIX - начала XX века : учеб. пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003.
2. Антонова Т. И. Системообразующие характеристики эстетического воспитания будущих учителей средствами математики // Пед. образование и наука. - 2011. - № 7. - С. 89-92.
3. Байлук В. В. Эстетическая самореализация личности: эстетическое воспитание и самовоспитание студентов / / Эстетическая самореализация личности: эстетическое воспитание и самовоспитание студентов : мат-лы студ. науч.-практ. конф. (19 марта 2008 г., г. Екатеринбург) / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования ; под ред. Б. М. Игошева и др. - Екатеринбург, 2008. - С. 7-21.
4. Бычков В. В. Эстетика : учебник. - М. : Гардарики, 2008. - 573 с.
5. Джидарьян И. И. Эстетическая потребность. - М : Наука, 1976.
6. Закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29 дек. 2012. - Ст. 66.
7. Кондрашов В. А. Этика. Эстетика : учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998.
8. Лопаткин Б. В. Подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 12. - С. 161-167.
9. Назарова З. Сущность и содержание профессиональной подготовки будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников // Вестник Педагогического университета. - 2012. - № 1 (44). -С. 329-335.
10. Орлова А. В. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию в системе высшего образования // Тр. Братского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - Т. 1. - С. 157-162.
11. Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе. - М. : Знание, 1974. - 95 с.
12. Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и искусстве. - М., 1987. - 136 с.
13. Шайдурова Н. В. Теоретические основы подготовки педагогических кадров к управлению эстетическим воспитанием, осуществляемым средствами этнокультуры // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21) -С. 166-175.
14. Шмырева Н. А. Эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2000. - 194 с.
15. Яфальян А. Ф. Творческое самовыражение педагогов как условие эстетического развития детей // Цивилизация - культура - образование: из прошлого в будущее : мат-лы заоч. междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 30 марта 2009 г.) : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. Ф. Яфальян. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 2. - С. 233-240.
REFERENCES
1. Anichkin S. A. Ocherki po istorii esteticheskogo vospitaniya v russkoy pedagogike vtoroy poloviny XIX -nachala XX veka : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2003.
2. Antonova T. I. Sistemoobrazuyushchie kharakteristiki esteticheskogo vospitaniya budushchikh uchiteley sredstvami matematiki / / Ped. obrazovanie i nauka. - 2011. - № 7. - S. 89-92.
3. Bayluk V. V. Esteticheskaya samorealizatsiya lichnosti: esteticheskoe vospitanie i samovospitanie studen-tov // Esteticheskaya samorealizatsiya lichnosti: esteticheskoe vospitanie i samovospitanie studentov : mat-ly stud. nauch.-prakt. konf. (19 marta 2008 g., g. Ekaterinburg) / Ural. gos. ped. un-t, In-t sotsial. obrazovaniya ; pod red. B. M. Igosheva i dr. - Ekaterinburg, 2008. - S. 7-21.
4. Bychkov V. V. Estetika : uchebnik. - M. : Gardariki, 2008. - 573 s.
5. Dzhidar'yan I. I. Esteticheskaya potrebnost'. - M : Nauka, 1976.
6. Zakon ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii №273-FZ ot 29 dek. 2012. - St. 66.
7. Kondrashov V. A. Etika. Estetika : ucheb. posobie. - Rostov n/D. : Feniks, 1998.
8. Lopatkin B. V. Podgotovka budushchikh uchiteley k esteticheskomu vospitaniyu mladshikh shkol'ni-kov // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2013. - № 12. - S. 161-167.
9. Nazarova Z. Sushchnost' i soderzhanie professional'noy podgotovki budushchikh uchiteley muzyki k estet-icheskomu vospitaniyu shkol'nikov / / Vestnik Pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 1 (44). - S. 329-335.
10. Orlova A. V. Eksperimental'naya rabota po esteticheskomu vospitaniyu v sisteme vysshego obrazovani-ya // Tr. Bratskogo gos. un-ta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. - 2014. - T. 1. - S. 157-162.
11. Skatershchikov V. K. Ob esteticheskom vkuse. - M. : Znanie, 1974. - 95 s.
12. Stolovich L. N. Esteticheskoe v deystvitel'nosti i iskusstve. - M., 1987. - 136 s.
13. Shaydurova N. V. Teoreticheskie osnovy podgotovki pedagogicheskikh kadrov k upravleniyu esteti-cheskim vospitaniem, osushchestvlyaemym sredstvami etnokul'tury // Nauchnyy dialog. - 2013. - № 9 (21) -S. 166-175.
14. Shmyreva N. A. Esteticheskoe vospitanie studentov v vospitatel'no-obrazovatel'nom protsesse vuza : dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 2000. - 194 c.
15. Yafal'yan A. F. Tvorcheskoe samovyrazhenie pedagogov kak uslovie esteticheskogo razvitiya detey // Tsivilizatsiya - kul'tura - obrazovanie: iz proshlogo v budushchee : mat-ly zaoch. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 30 marta 2009 g.) : v 2 ch. / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. A. F. Yafal'yan. - Ekaterin-burg, 2009. - Ch. 2. - S. 233-240.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало.