ББК 74.03 УДК 371.671
Наталья Владимировна Степанова,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Личностно ориентированные учебники для школы: исторический аспект
В статье рассматриваются представления современных отечественных учёных о личностно ориентированном образовании. Данные идеи становятся предпосылкой для создания личностно ориентированных учебников. Представлено описание содержания и структуры учебника в личностно ориентированной парадигме. Такой учебник должен учитывать личностные и индивидуальные качества каждого ученика и помогать школьнику в обеспечении его развития по отношению к изучаемому курсу. Для этого в структуре и в содержании учебника предусматриваются средства организации продуктивной деятельности учеников.
В разные исторические периоды были предприняты попытки создания учебников с личностно ориентированной направленностью. Анализ содержания и структуры школьных учебников конца XIX - начала XXI вв. позволяет увидеть реализацию идей личностно ориентированного образования, способствующих развитию и саморазвитию личностных качеств ребёнка, накоплению им субъектного опыта. Целью такого образования становится свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.
Ключевые слова: личностно ориентированное образование, обучение, содержание и структура учебника личностной направленности.
Natalia Vladimirovna Stepanova,
Graduate student, Trans-Baikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Person-oriented school textbooks: historical aspects
The article deals with the presentation of modern scholars about the personality of domestic-oriented education. These ideas become a prerequisite for the creation of personality-oriented textbooks.
The description of the content and structure of the textbook in personality-oriented paradigm. This tutorial should take into account the personal and individual qualities of each student and help the student to ensure its development in relation to the studied course. For this purpose, the structure and content of the textbook provides a means of organizing productive activity of students.
In different historical periods have been attempts to create books with the personality-oriented focus. Analysis of the content and structure of school textbooks late XIX - early XXI centuries. Let’s see the implementation of the ideas of personality-oriented education that foster self-development and personal qualities of the child, the accumulation of their subjective experience. The purpose of such education is becoming a free person, capable of self-determination in the world of culture.
Keywords: personality-oriented education, training, content and structure of the personal orientation of the textbook.
В российском образовании, реализующем личностно ориентированный подход, происходят качественные изменения. В последнее время появился ряд работ, заслуживающих внимания педагогической общественности. В. В. Сериков рассматривает личностно ориентированный подход в образовании как построение педагогического процесса, способствующего развитию и саморазвитию личностных свойств индивида [6]. Е. В. Бондаревская утверждает, что целью личностно ориентированного образования становится человек
культуры, под которым понимается свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры [1]. Признание индивидуальности, самоценности, самобытности каждого человека, его развития как индивида, который наделён своим неповторимым субъектным опытом, по мнению И. С. Якиманской, лежит в основе личностно ориентированного обучения [10]. Таким образом, представления современных отечественных учёных о сущности личностно ориентированного образования и обучения рассматриваются с разных пози-
© Н. В. Степанова, 2012
101
ций и являются предпосылкой для дальнейшей разработки личностно ориентированных учебников.
В начале XX в. А. В. Хуторским предпринята попытка описать учебник, целевой и структурной основой конструирования которого «служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности» [9].
Содержание и структура учебника в лич-ностно ориентированной парадигме, считает
А. В. Хуторской, должна обеспечивать учёт личностных и индивидуальных качеств каждого ученика. Структура такого учебника должна быть выстроена в логике деятельности учащихся, конструирующих в ходе обучения систему личностных смыслов по отношению к изучаемому предмету. В связи с этим в структуре лич-ностно ориентированного учебника отражены такие процедуры обучения, как «выяснение смысла изучаемого учебного предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и её результатов» [9, с. 8]. Учебник должен помочь учащемуся в обеспечении его личностного развития по отношению к изучаемому курсу. Данная задача решается специальными средствами, организующими образовательную деятельность учеников (исследовательская, творческая деятельность учащегося, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного). Результатом деятельности становится образовательная продукция, создаваемая школьником.
Таким образом, в структуре и в содержании учебника личностной ориентации предусматриваются средства организации продуктивной деятельности учеников. Критериями такого учебника становятся следующие содержащиеся в нём соотношения: информационный и деятельностный компонент; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и «готовых» знаний о нём [9, с. 11].
Автор считает, что для обеспечения продуктивного образования учебник должен со-
держать виды деятельности из научной или других сфер, которые включены в контекст образовательной деятельности по соответствующему учебному предмету. Идеи, представленные в концепции личностно ориентированного образования, имели место в истории педагогики. В разные её периоды были предприняты попытки создания учебников с личностно ориентированной направленностью. Рассмотрим некоторые из учебников для школ.
В 1871 г. появилась учебная книга Н. Ф. Бунакова «Азбука и уроки чтения и письма» и «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу» для учителей. Эти книги стали для педагога первой попыткой создания учебника и руководства для народных школ [2; 3].
«Азбука и уроки чтения и письма» состояла из трёх книг, предназначенных для обучения детей грамоте по аналитико-синтетическому звуковому методу. Первая книга представляла собой «чтение и письмо отдельных слов», во второй преобладало «чтение и письмо фраз...». а в третьей книге - «связные статейки,. повествовательные и описательные, прозаические и стихотворные». Наряду с обучением грамоте в «Азбуке» содержались наглядные беседы, благодаря которым дети получали средствами родного языка субъектный опыт по исследованию окружающих предметов. Сначала они с помощью учителя рассматривали предмет, выясняли его название, слово, затем раскладывали слова на звуки и выделяли звук для изучения. По мнению педагога, соединение обучения грамоте с наглядными беседами способствовало на первых ступенях образования более сознательному усвоению азбуки и развитию мышления детей. В «Руководстве по обучению грамоте по книжке “Азбука и уроки чтения и письма”» Н. Ф. Бунаков рекомендует учителям познакомить учеников с азбукой на самом чтении, тогда они «посредством чтения научались бы читать и писать не после прохождения азбуки, а одновременно с ним, чтобы они, окончив азбуку, уже умели читать и писать, не только механически, но сознательно» [3, с. 3].
В содержание книг педагог поместил небольшие рассказы, способствующие развитию духовных качеств ребёнка, как одному из личностных свойств индивида. Они давали детям представления об общечеловеческих ценностях (жалости, сострадании, любви и др.) и возможности их выбора для себя. В результате изучения азбуки учащиеся овладевали жизнен-
но важными навыками сознательного и беглого чтения. Теоретическое обоснование аналитикосинтетическому звуковому методу, а также указания по проведению уроков Н. Ф. Бунаков подробно изложил в методическом руководстве, которое помогало народным учителям освоить данный метод и использовать его в своей практической работе. Таким образом, анализ «Азбуки» Н. Ф. Бунакова позволяет увидеть реализацию идей личностно ориентированного обучения в практике образования конца XIX в. С помощью наглядных бесед, содержащихся в книгах, дети средствами родного языка получали субъектный опыт по исследованию окружающих предметов. Содержание рассказов из учебных книг способствовало развитию духовных качеств ребёнка, являющихся одним из свойств личности. Всё это позволяет выделить личностную направленность «Азбуки».
В советский период становления новой школы (20-е гг. XX в.) появились комплексные программы Государственного учёного совета (ГУСа), которые вобрали в себя идеи передовых педагогов, в том числе связанные с саморазвитием, самоопределением личности, накоплением ею субъектного опыта, а также развитием врождённого языкового чутья. Эти идеи нашли отражение в школьных учебниках.
В 1924 г. вышли две книги для чтения «Смена», составленные коллективом сотрудников детских учреждений ВЦИК под редакцией К. Свердловой и рекомендованные для школ I и II ступени. Они написаны в соответствии с программами ГУСа, в основе которых лежало изучение трудовой деятельности людей и её организации. Первая книга, по утверждению составителей, являлась опытом создания «нового учебника для новой школы», в ней собраны индивидуальные и коллективные работы детей школ Москвы [7]. Содержанием книги для второго года обучения стала «трудовая жизнь деревни или городского квартала, неразрывно связанная, с одной стороны, с изучением общественных учреждений деревни или города, с другой - с изучением природы, т. е. домашних животных, культурных растений, почвы, воды, воздуха» [8, с. 414]. С целью организации осознанного усвоения детьми содержания материала во второй книге даётся подробная инструкция, как ею пользоваться.
Первая книга состояла из нескольких разделов («Осень», «Октябрьский праздник», «Зима», «21 января 1924 года», «Весна»,
«Лето»), во второй - разделов больше, поэтому увеличивалось количество важных для послереволюционного времени разделов («Детское и юношеское движение», «Октябрьская революция», «Начало первой русской революции», «Владимир Ильич Ленин», «Красная Армия» и др.), которые встраивались в привычные для детского восприятия разделы, связанные с временами года. Составители книги для чтения в большей мере хотели обратить внимание в содержании на два момента: на организацию учебной деятельности детей и усиление их мотивации к изучению природы, окружающей жизни и к работе взрослых с помощью использования исследовательского подхода. В связи с этим авторы книги для чтения соединили классические произведения известных писателей и поэтов с образовательной продукцией учащихся школ, т. е. с индивидуальными и коллективными работами детей. Например, в содержании раздела первой книги «Осень» данное время года представлено не только известными рассказами и стихотворениями Н. А. Некрасова, Белоусова и др., а также творческими и исследовательскими работами учащихся: («Как у нас рубили капусту» (из «Детского»); «Осенний садик» («Из детского альманаха»); «Что мы записали об осени» (из коллективного сочинения 1 гр. Б); «Как мы изучали осень» (из коллективной работы детей в обработке Черной). То же самое наблюдалось и во второй книге для чтения. В разделе «Лето» представлены стихи таких известных русских и советских поэтов, как Н. А. Некрасов, И. Суриков, Д. Бедный и др., которые сочетаются с коллективными («Жизнь пресных вод», «Болото», «Стрекоза») и индивидуальными («Вид торфяного болота») исследовательскими работами учащихся.
Данные книги для чтения можно назвать экспериментальными, поскольку в их содержании соединяются не только произведения известных писателей и поэтов, но и индивидуальные и коллективные работы учащихся школ творческого и исследовательского характера. Такое смешение разных жанров, традиционно недопустимое в книгах для чтения, представляет интерес с точки зрения личностно ориентированного подхода, поскольку учащиеся школ представили в книги для чтения осмысление прочитанного ими материала, а также результаты своей учебной деятельности.
Продолжением работы учёных и педагогов начала XXI века в области личностно
ориентированного образования стал учебнометодический комплект (УМК) по русскому языку под редакцией С. И. Львовой и
В. В. Львова для учащихся 5-9 классов, выпущенный в 2004 г. Учебник русского языка из данного УМК имеет ряд особенностей, придающих ему новизну и являющихся основой для реализации идей личностно ориентированного образования.
Во-первых, в учебнике усилено внимание к культуроведческому аспекту в преподавании русского языка. В результате целью работы становится поэтапная отработка у учащихся метапредметных умений и навыков наряду с формированием коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции, овладением предметными умениями и навыками;
во-вторых, ведётся целенаправленная работа по формированию у школьников всех видов речевой деятельности;
в-третьих, с помощью учебника у учащихся формируются навыки учебной рефлексии, навыки самостоятельной деятельности путём отработки соответствующих умений в области самоконтроля, самоанализа и речевой самокор-рекции;
в-четвёртых, происходит активизация детей, развитие у них врождённого языкового чутья и опора на него при обучении;
в-пятых, учебник помогает при реализации межпредметных связей;
в-шестых, в нём представлены функции родного языка в качестве компонента культурного опыта нации [4].
В учебнике реализуются современные дидактические идеи построения учебного процесса с ярко выраженной личностно ориентированной направленностью. Одна из особенностей заключается в том, что «система целеполага-ния в учебнике и всех компонентах учебно-
методического комплекта эксплицирована, т. е. вынесена во внешний план, открыта не только для учителя, но и для ученика» [4, с. 6]. Это позволяет усилить мотивационный аспект преподавания, добиться от учащихся понимания практической важности овладения родным языком и системой предметных и метапредметных умений, а также осознания планируемых результатов обучения, способности самостоятельно оценивать собственный труд, следить за продвижением в усвоении предмета.
Вторая особенность учебника с личност-но ориентированной направленностью заключается в том, что объектом анализа становится личный опыт ученика, его эмоции, чувства, разнообразные экстралингвистические явления (например, произведения искусства, природа, исторические события и т. п.), наряду с традиционными компонентами (теоретический материал, языковые явления и речевые произведения). Всё это обеспечивает усвоение культурно-исторического опыта России и способствует формированию критического мышления.
Итак, учебник русского языка из УМК под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова является полифункциональным дидактическим средством организации учебного процесса, в котором решаются предметные и метапредмет-ные задачи, связанные с обучением, развитием и воспитанием ребёнка.
Таким образом, анализ школьных учебников конца XIX - начала XXI вв. позволяет увидеть реализацию идей личностно ориентированного образования, способствующих развитию и саморазвитию личностных качеств ребёнка, накоплению им субъектного опыта. Целью такого образования становится свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д
2000.
2. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения и письма. СПб.: Изд. Д. Д. Полубояринова, 1883.
3. Бунаков Н. Ф. Руководство по обучению к грамоте по книжке «Азбука и уроки чтения и письма». СПб.: Изд. Д. Д. Полубояринова, 1899.
4. Львова С. И. Современный учебник русского языка как основа формирования метапред-метных умений и навыков // Русский язык и проблемы современного образования: материалы междунар. науч. конф. URL: http://www.narfu.ru/sevgi/departments/rus/science/conf_rus.php (дата обращения 01.01.2012).
6. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
7. Смена. Первая книга для чтения / под ред. К. Светловой. М., 1924.
8. Смена. Вторая книга для чтения / под ред. К. Светловой. М., 1924.
9. Хуторской А. В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. 2005. № 4.
С. 10-18.
10. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
Spisok literatury
1. Bondarevskaja E. V Teorija i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovanija. Rostov n/D., 2000.
2. Bunakov N. F. Azbuka i uroki chtenija i pis'ma. SPb.: Izd. D. D. Polubojarinova, 1883.
3. Bunakov N. F. Rukovodstvo po obucheniju k gramote po knizhke «Azbuka i uroki chtenija i pis'ma». SPb.: Izd. D. D. Polubojarinova, 1899.
4. L'vova S. I. Sovremennyj uchebnik russkogo jazyka kak osnova formirovanija metapredmetnyh umenij i navykov // Russkij jazyk i problemy sovremennogo obrazovanija: materialy mezhdunar. nauch. konf. URL: http://www.narfu.ru/sevgi/departments/rus/science/conf_rus.php (data obrawenija 01.01.2012).
6. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost': Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem. M.: Logos, 1999. 272 s.
7. Smena. Pervaja kniga dlja chtenija / pod red. K. Svetlovoj. M., 1924.
8. Smena. Vtoraja kniga dlja chtenija / pod red. K. Svetlovoj. M., 1924.
9. Hutorskoj A. V. Mesto uchebnika v didakticheskoj sisteme // Pedagogika. 2005. № 4.
S. 10-18.
10. Jakimanskaja I. S. Tehnologija lichnostno orientirovannogo obuchenija v sovremennoj shkole. M.: Sentjabr', 2000. 176 s.
Статья поступила в редакцию 27.02.2012 г.