ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Львова Светлана Ивановна
гл. научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, д.п.н., профессор. Лауреат премии Правительства РФ в области образования, Почётный работник общего образования РФ
г.Москва
E-mail: [email protected]
J ^
УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Л_____________________________________________г
Аннотация. Автор описывает особенности методической системы, представленной в комплекте учебников, опирается на современные педагогические идеи развивающего, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного обучения школьников и реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивает единство процесса овладения системой лингвистических знаний, умений и навыков и формирования способности применять их в повседневной речевой практике, в ходе активной коммуникативной деятельности, организованной в учебном процессе.
Ключевые слова: образование, воспитание, развитие, системно-деятельностный подход, метапредметность, методическая система, русский язык, социальная адаптация и социальная мобильность.
Современный этап развития школьного образования в России характеризуется повышенным вниманием к проблеме формирования подрастающего поколения, способного адаптироваться к условиям современной жизни. Одним из важнейших условий, способствующих достижению социальной адаптации и социальной мобильности, является свободное владение русским языком в разных ситуациях и сферах общения. Именно эту цель, связанную с социально-коммуникативной подготовкой школьника к жизни, с приобщением его к отечественной культуре, с развитием речевой культуры, интеллектуальных, творческих способностей, навыков самостоятельной учебной деятельности, ставит и реализует комплект учебников по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений С. И. Львовой и В. В. Львова (издательство «Мнемозина»).
Отличительной особенностью данного комплекта является то, что он, с одной стороны, воплощает современные идеи, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, а с другой стороны, является итогом многолетней исследовательско-экспериментальной и практической работы и прошёл многолетнюю проверку, которая подтверждает возможность реализации этих идей в практике преподавания русского языка в массовой школе.
На наш взгляд, очень важно то, что данный учебный комплект создан на основе экспериментальных
учебников, по которым в 1996-2004 годах успешно работали многие школы России. Основная цель проводимого в те годы широкого педагогического эксперимента состояла в проверке разработанной методической системы, обеспечивающей целенаправленное и поэтапное развитие речемыслительных способностей учащихся и овладение предметными компетенциями в их единстве и взаимосвязи (коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой). В результате эксперимента были определены условия, при которых русский (родной) язык максимально реализует свою метапредметную функцию, выполняя роль «предмета предметов» (Ф. И. Буслаев), поскольку от уровня владения родным языком во многом зависит успешность обучения в школе, способность реализовать себя в жизни.
На основе проведённого эксперимента была разработана концепция «Русский язык - основа образования, развития и воспитания современного школьника», ориентирующая на усиление метапредметной функции родного языка в школе, а затем были созданы учебники, которые с 2004 года входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в школах России, и публикуются в издательстве «Мнемозина». В течение девяти лет школа работает по этим учебникам, обучение даёт стабильно хорошие результаты, о чём свидетельствуют не только отзывы методистов, учителей, учеников и родителей, но и материалы проверок, систематически проводимых в ре-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
гионах, а также результаты итоговой аттестации учащихся по русскому языку в 9 и 11 классах.
Методическая система, представленная в комплекте учебников, опирается на современные педагогические идеи развивающего, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного обучения школьников и реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивает единство процесса овладения системой лингвистических знаний, умений и навыков и формирования способности применять их в повседневной речевой практике, в ходе активной коммуникативной деятельности, организованной в учебном процессе.
Основными инновационными особенностями данных учебников являются следующие их характеристики:
• реализация метапредметной функции русского языка в системе школьного образования, направленность на формирование функциональной грамотности, универсальных учебных действий;
• нацеленность на развитие врождённого чувства языка и речемыслительных способностей учащихся;
• ярко выраженная семантическая направленность грамматико-орфографического материала; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты);
• дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности, что позволяет обучать школьников любого уровня способностей и учитывать индивидуальные потребности ребёнка;
• развитие творческих способностей учащихся, расширение культурологического кругозора, формирование эстетического вкуса учащихся средствами самого языка и широким использованием в учебнике материала, имеющего ценностно-смысловую направленность.
Разработанная методическая система, реализованная в данных учебниках, нацелена на формирование умений, обеспечивающих овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня, например, способностью организовывать свою речемыслительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации. При таком подходе системообразующей доминантой курса становится не только система языка и развитие речи в классическом понимании этих терминов, но и речевая деятельность во всём многообразии её проявлений. В учебниках реализуется многоуровневая система отработки всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, формируется функциональная грамотность, отрабатываются универсальные учебные действия, связанные прежде всего со способностью извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её и преподносить в разных видах, а также создавать
собственные высказывания в устной и письменной форме.
Именно поэтому особое внимание в учебниках уделяется поэтапному формированию таких метапредметных навыков, как чтение учебно-научного текста. Школьники последовательно овладевают разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим и др.), развивают способность сознательно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи, поставленной перед учеником. Работая с учебно-научным текстом, школьники учатся извлекать информацию, предъявляемую в разнообразной форме: в виде связного текста, таблицы, схемы, простого, сложного или тезисного плана, рисунка лингвистического содержания и т.п. Кроме того, используются и разнообразные источники информации, представленные в Интернете, что помогает не только развивать необходимые для современного школьника умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе, но и даёт возможность в определённой степени регулировать стихийное и бесконтрольное использование детьми современных технических средств и по возможности подчинить этот процесс образовательным целям.
Особое значение приобретает работа с различными видами словарей.
Среди них и традиционно использующиеся в школьном обучении словари, и словари, редко используемые или совсем не используемые в школьном обучении (орфоэпический, этимологический, идеографический словари; словарь эпитетов, словарь омонимов, словарь мимики и жестов, словарь крылатых слов и выражений, словарь цитат и др.).
Усилено внимание в учебниках и к устной речи, к таким видам речемыслительной деятельности, как аудирование и говорение. В связи с этим под особым контролем оказываются орфоэпические, интонационные навыки, развитие способности выразительно читать тексты разных функциональных стилей. Систематически предлагается учащимся 5-9 классов серия заданий «Устное высказывание», которые нацеливают на создание собственного сообщения на заданную тему.
Метапредметные умения тесно связаны с понятием функциональной грамотности как способности самостоятельно получать новые знания и адекватно применять их в учебной, учебно-проектной деятельности. Основные компоненты функциональной грамотности по сути своей являются интегрированными способностями, которые формируются при обучении разным предметам, но базируются они, прежде всего, на речемыслительных способностях, успешное развитие которых зависит от особенностей преподавания родного языка, которое во многом определяет ме-
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Пр форме ■
использования
яшма
■ устная
■ Письменная
РиЗнйб-ИднОСГи р*чи
по /слояий м н задачам общения
разговорная
■ ражяоривч
рень
КНИЖКЯЙ
■ научный стипь
ш п^блйцистнчесош СГИНЬ
я официально-ДВТЮПОЙ СТИЛЬ
■ х^дсжветвеннан речь
по характеру речевой деятельности участников общения
монолагичвекзп (один говорят-другие слушают) диалогическая («ввдый говорит н слушает ИОЛеде^вилО)
по обойща^нпму (типовому) зна'инкнз
т
iHLifl
I изобразительное | иифйрМЛГийиОв
ОПЧ'"1ЙИО
о места О Г)№1М££Й
■ внешности человек?
■ кар актера
человек
■ СОСТОЯНИЯ
человека а состояния среды
рассу^/фние i доказательстве i объяснение i размышление
тодическая система, реализованная в школьных учебниках.
Метапредметная направленность данных учебников выражается также и в том, что в них целенаправленно и разнообразно реализуются межпредметные связи с дпугзми дисциплинами: литературой, иностранным языком, математикой, историей, биологией, химией, физикой и т.п. С этой целью используются тексты, зотрагивающие проблемы других науо; обращается вниаание на значение, строение, написание, произношение и этимологию созтветитвующих терминов изучаемых в школи науз; анализируется существующая связь разнообразных явлений мира, отражённая в родном языке.
Указанные направления реализуются на всех этапах обучиния, что потеебовало, прежде асего, усиление? деательностной составляющей курса. Это определило и особенности предъявления теоретического, практического материала, и структурирование содержания иаждого раздела, парафафа, и отбор наглядных средств, ши роко использующихся в учебниках этей линии. Коммуникативно-деятельностная нап-авленноить курса приовляется т в усилении еии-мания к формированию навыков правильного, точного в смысловом отношении, стилистичесии уместного и оыразителпного уиатребления средств языка в соооветствии а целями, содеижанием и условиамг речи. Навыки культмпы рмчи формируются не тольоо путём вкрапления в разные темы курса, но и при изучении специального раздела «Культура речи», который впервые представлен в 5-9 клаисах в системном, самоитоятильном виде, что придаёт всей работе целенаправленность и практический смысл, а обучение русскому языку в 10-11 классах выводит на новый уровень. При этом на всех этапах обучения большое
внимание уделяется развитию навыков использования элемонтов русского |эечевога этикета, овладению аравилами вечевого повтдения (в том числе при ис-пользооании Интернета, мобильной связи), а также формированию навыков оценивания уровня речевой культуры, проявляющейся в разнообразных речевых образцах.
Коммугикаттвно-деятельностная направленность пурса не только не исключает пзуееиня системы языка, а напротив, предполагает именно системное изучение омнов лингвистики на Неятмльностной ос-ново. При таком подходе классические компоненты курса «язык» и «развитие речи» объединяются в об-разивательном прюцессе на деятельоостной основе, то есть в результате специально организованной рече-мыслительноа деятельности в учеаео-коммуникатив-ном зростраостве. Реализуется такой подход путём особого предъявления лингвистического материала, г резулотате чеао процеса изучания теории стано-питая одновдемення процессом совершенствования всех видов речевмй деятвльности (чтения, говорения, аудироиания и письма). Используются специальные дидектические приёмы, обеспечивающао целенаправленное и поэтапное развитие речемыслительных способностей на каждом уроке руссаого яз ыма, совершен-ствовхние навыков пользования родным языком во всеи сферах его применения кия в устной, так в письменной формах.
Таким обоазом, системно-деятельнаотный подход, провозглашённый ФГОС второго поколения ведущим е образовании, реализован с данной предметной линии с пеавых лет её существования и выражается в единстве процессов овладения системой лингвистических знаний, умений и навыков и формирования способности применять их в повседневной речевой
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
65
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
практике, в ходе активном коммуникативном деятельности. В связи с этим учебный процесс строится таким образом, что развитие связной речи происходит на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён, поскольку изучение языка и речи происходит на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.
В учебниках широко и разнообразно используются не только традиционные формы, обеспечивающие системность и преемственность в усвоении теоретического материала (обобщающе-повтори-тельные разделы в начале и в конце каждого учебного года; система вопросов и заданий, нацеливающих на повторение и систематизацию, и т.п.), но и нетрадиционные формы. К последним можно отнести, например, приём системно-блоковой презентации нового теоретического материала, выражающийся в том, что изучение новой темы, как правило, начинается с предъявления материала в виде обобщающей информации, которая в течение длительного времени становится объектом пристального изучения, анализа и опорой в практической деятельности учеников. При этом каждый конкретный материал темы, изучаемый впоследствии, рассматривается как компонент заданной в обобщённом виде системы понятий. Усилить данное направление в обучении позволяют специальные задания, которые регулярно предъявляются ученикам на всех этапах обучения в 5-9 классах. Системность в восприятии и усвоении материала достигается также широким внедрением приёма пропедевтического и поэтапного введения трудных для усвоения учащимися понятий курса, что способствует системному усвоению материала, осознанию внутрипредметных связей и развитию способности учитывать их в практической деятельности.
Системно-деятельностный подход, положенный авторами в основу учебников, даёт возможность обогатить новыми приёмами традиционные подходы к обучению правописанию. Работа по орфографии опирается на системную основу, предполагающую освоение ключевых принципов русского правописания, что даёт возможность учащимся рассматривать конкретное правило на фоне действия общих законов письма. Целенаправленное использование специальных приёмов помогает выработать способность «видеть» в процессе написания слова его морфемный состав, зрительный образ каждой морфемы, что помогает ученику лучше осознать основные закономерности письма.
В учебниках реализованы принципы уровневой дифференциации. Это проявляется в том, что в каждом параграфе учебника теоретический материал делится на основной (обязательный для изучения и контроля) и дополнительный (предлагаемый для
изучения, но не включённый в систему контроля на данном этапе обучения). Вместе с тем учебники позволяют значительно активизировать познавательные способности и слабых учащихся, формировать у них положительные мотивы учения, сознательное отношение к учебной деятельности. Принцип доступности учебного материала особенно для слабых учеников последовательно и целенаправленно реализуется в учебниках с 5 по 9 класс.
Для этой цели в учебниках представлена система разнообразной дифференцированной педагогической помощи: памятки для подготовки устного сообщения на уроке, сочинения-миниатюры, изложения -в том числе и сжатого; для проведения различных видов языкового разбора и т.п.; разные виды словарей, с помощью которых проверяется правильность выполнения упражнения; инструкции для выполнения конкретного упражнения или серии упражнений; предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания; развёрнутые или краткие планы устных или письменных высказываний; речевые образцы различных жанров, образцы письменных работ и устных высказываний; указание на правило, которое нужно применить при выполнении упражнения; дополнительная помощь в виде рисунка, схемы; предъявление алгоритма выполнения задания; ссылка на аналогичные задания, выполненные ранее; выдача ответа (ключа) или результата выполнения задания; подсказка решения в виде указания на определённую ассоциацию (работа с фотоколлажами, рисунками-задачами); постановка наводящих вопросов; программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях (ряд вопросов внутри задания дифференцирующего характера); выделение составных частей в сложном задании и т.п. Такие подсказки помогают ученику правильно организовывать учебную деятельность, сознательно избегать типичных ошибок при выполнении определённого вида деятельности и овладевать рациональными способами проверки результатов выполнения работы. Принципиально важным является также использование упражнений, в которых учащимся предлагается самостоятельно выбрать для выполнения одно задание из ряда предлагаемых или выбрать для анализа языковой материал. При этом учитель получает дополнительную педагогическую информацию об оценке учеником своих индивидуальных возможностей и, если это необходимо, корректирует деятельность школьника.
Ключевым моментом при разработке учебников явилась идея ориентации процесса обучения на планируемые результаты. Это требование реализуется в рамках дифференцированного подхода и выражается в том, что в учебники с 5 класса вводятся материалы, направленные на формирование умений и навыков, являющихся объектом проверки и оценивания на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. При
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
экспериментальные плоуа.цки
MriiKJL ]□ j4d Ык1уй1л Hj W4W нити ro^in
этом материал предъявляется таким образом, чтобы он был усвоен и слабыми учащимися.
Для этого вводятся специальные графические приёмы, облегчающие, например, проведение структурно-смыслового анализа текста, на основе которого ученикам предстоит писать изложение; даётся информация, учёт которой поможет и слабым детям усвоить алгоритм действия при выполнении какой-либо учебной задачи (например, при написании сжатого изложения, сочинения малой формы).
В учебниках реализовано современное требование ФГОС, связанное с формированием у учащихся элементарных навыков проведения исследовательской деятельности. эта работа проводится на всех этапах обучения в 5-9 классах с учётом возрастных, психологических, индивидуальных особенностей учащихся. В результате; постепенно, поэтапно формируется способность проводить самостоятельную работу на лингвистическую тему и оформлять её результаты в виде небольших по объёму высказываний (устных и письменных), схем, таблиц, рисунков, перечней слов, мультимедийных презентаций и т.п. Эти умения становятся стартовыми для учащихся, которые приступают к изучению предмета в 10-11 классах.
Личностно ориентированный характер процесса обучения, его направленность на конечные результаты достигаются ещё и тем, что в учебниках эксплицирована система целеполагания, то есть, вынесена во внешний план, открыта не только для учителя, но и для ученика. Это позволяет усилить мотивационный аспект преподавания, добиться от учащихся понимания практической важности овладения родным языком и системой предметных и метапредметных умений, а также осознания планируемых результатов обучения на определённом фрагменте учебного процесса, способности самостоятельно оценивать свой собственный труд, следить за продвижением в усвоении предмета.
В учебниках многопланово и разнообразно представлен культуроведческий аспект: формируется представление о родном языке как духовной ценности, национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры; широко используются сведения по истории языка и истории русистики, материалы по этимологии; через тексты учебника, словарные статьи выявляются единицы языка с национально-культурным компонентом значения, объясняются их значения, особенности употребления в разные языковые эпохи.
Культуроведческая составляющая курса реализуется в иллюстративном
материале учебников, где разнообразно используются репродуиции произведений рисских художн иков. Специальные тексты знакомят ученииов с некоторыми биографичникими сведениями из жизни деятелей искусств. Подобная информация даёт возможность решать воспитательно-эстетические задачи, которые возложены на курс родного язына.
Каждая страница учебника - это знакомство с окружающим миром, с речевой действительностью в самых разнообразных её проявлениях в родном языке: в текстах разных стилей и жанров, пословицах и поговорках, фразеологических оборотах, крылатых словах и выражениях; в текстах социальной рекламы; в песнях, стихах, отрывках из драматических произведений; в языковых играх, каламбурах и т.п.
Цветные репродукции, картины и картинки, фотографии и фотоколлажи - всё это продуманная методическая система, способствующая заинтересованному вхождению школьника в речевую проблему, которую необходимо осознать, проанализировать и решить. Содержательный и иллюстративный аппарат учебников направлены на то, чтобы обеспечить необходимый уровень умственного и эмоционального напряжения ребёнка, что во многом определяет результативность работы, связанной с развитием речемыслительных спосоНностей ребёнка.
Муниципальное образование:инновации и эксперимент №1, 2013
67
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Учебники последовательно и целенаправленно демонстрируют эстетическую функцию родного языка и направлены на то, чтобы сформировать речевой вкус ребёнка. В связи с этим организуется систематическое и целенаправленное наблюдение за изобразительными возможностями русского языка, за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, а также в современных текстах публицистического стиля речи.
Продумана и система предъявления учащимся важнейших фоновых знаний, сопровождающих процесс освоения программы по предмету и помогающих овладеть культурным наследием страны, сформировать целостную картину мира. При этом авторы и издатели пытаются соблюдать интересы школьника, включая элементы современной культуры.
Давая общую характеристику данному комплекту учебников, нужно подчеркнуть, что целесообразность и эффективность реализованной в них методики доказана многолетней практикой использования в школах России комплекта, который неизменно получает высокую оценку и поддержку учителей, методистов, родителей и учеников. Отмечается повышение уровня культуры речи школьников, более успешное речевое развитие детей и развивающий характер результатов обучения в целом; успехи учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности; устойчивый интерес школьников к изучению предмета; достаточно высокий уровень подготовки, который демонстрируют учащиеся на экзаменах в 9 и 11 классах.
Уже накоплен положительный опыт работы школ по данным учебникам. Он отражён в многочисленных публикациях и разработках, представленных в методических журналах, сборниках, а также на профессиональных сайтах Интернета. Во многих регионах России проводятся конференции, постоянно действующие семинары, практические занятия, вебинары, на которых обобщается опыт работы школ по данной методической системе. Учителя проводят открытые уроки, мастер-классы, демонстрируя обучающие, развивающие и воспитательные возможности данных учебников и достижения своих детей.
Результаты многолетней работы школ Российской Федерации по данному комплекту были проанализированы и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку под ред. С. И. Львовой». эта конференция состоялась в сентябре 2010 года в Москве. В работе приняли участие 180 человек из 83 регионов России. По итогам конференции был выпущен сборник статей (М.: Мнемо-зина, 2012), в котором представлен передовой опыт учителей, методистов и учёных-педагогов, связанный с исследованием учебного процесса, организованного на базе этих учебников, с анализом их содержания и структуры, с овладением профессиональными се-
кретами реализации современных идей преподавания русского языка в школе XXI века. Отмечены высокие учебные результаты, повышение качества знаний при позитивной динамике учебных достижений школьников, обучающихся по данным учебникам. Участники конференции утверждали, что данный комплект учебников позволяет строить обучение не столько как процесс, направленный на овладение определённой суммой знаний о русском языке и речи и системой соответствующих языковых и речевых умений и навыков, сколько как процесс речемыслительного, интеллектуального, коммуникативного, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащегося.
В результате такого обучения, по мнению учителей, методистов, ученики не только усваивают учебную программу и успешно справляются с экзаменами в 9 и 11 классах, но и не теряют интереса к изучению родного языка, постепенно овладевают способностью думать, следить за рождением, формированием мысли, по возможности управлять этим процессом; точно и грамотно выражать мысли в письменной и устной форме, бережно относиться к русской речи. Дети овладевают навыками самостоятельной учебной деятельности, с интересом относятся к разнообразной информации о родном языке, способны получать эту информацию из разных источников и перерабатывать её разными способами. Уроки родного языка становятся не столько уроками, где изучается родной язык, его законы и особенности функционирования в речи, сколько уроками, на которых ребёнка учат думать, в том числе и в рамках грамматических и правописных проблем. Школьник учится уважительному отношению к речи, осознаёт её как мысль, как способ выражения своих суждений, своего отношения к действительности, своих чувств и эмоций. И во всех случаях, прогнозируемых учебником, субъектом обучения, основным действующим лицом учебного процесса становится ученик. Он может быть лингвистически одарённым и недостаточно подготовленным с коммуникативной точки зрения, он может быть школьником «средних» способностей - в любом случае ребёнок становится активным участником образовательного процесса.
Учителя отмечают также, что данные учебники становятся полифункциональным дидактическим средством организации учебного процесса, в котором решается огромное количество предметных и метапредметных задач, связанных с обучением, развитием и воспитанием подрастающего поколения начала XXI века. Такой учебник, по сути дела, становится источником и стимулом повышения профессиональной квалификации учителя, вооружает его современными перспективными подходами в преподавании русского языка как дисциплины, выполняющей в школе метапредметную функцию.
68
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В заключение отметим, что с 2012 года издаётся существенно переработанный вариант учебника, в котором более полно, последовательно и разнообразно реализуются современные требования ФГОС второго поколения. В связи с этим значительно усилена направленность курса на систематизацию получаемых знаний и формируемых умений и навыков (более разнообразно представлен приём системно-блоковой презентации нового материала, введена серия заданий «Приводим знания в систему», которая регулярно предъявляется ученикам на всех этапах обучения; более последовательно внедрён приём пропедевтического и поэтапного введения трудных для усвоения учащимися понятий курса); внесены необходимые уточнения в предъявление теоретического материала и систему работы с ним, что позволяет более последовательно учесть закономерности и этапы речевого развития учащихся разных классов и выстроить многоуровневую систему отработки всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо) в их единстве и взаимосвязи (усилена работа, направленная на овладение разными видами чтения, на формирование способности сознательно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи; систематизирована работа с информацией, предъявленной в виде таблиц, схем, рисунков лингвистического содержания; увеличено количество заданий на преобразование информации, сопоставление разных способов предъявления информации; введены специальные задания «Обращаемся к Интернету»). Значительно усилена направленность курса на формирование навыков аудирования (введены задания серии «Слушаем и анализируем звучащую речь», приведены в систему упражнения, связанные с написанием изложений; с 5 по 9 класс организуется работа со специальными памятками, которые помогают поэтапно формировать навыки аудирования).
В переработанных вариантах учебника усилена направленность обучения на достижение планируемых результатов обучения по русскому языку, сформулированных в Примерной программе в виде личностных, метапредметных и предметных результатов (увеличено количество упражнений, ориентирующих на развитие способности самостоятельно оценивать свой собственный труд, следить за продвижением в усвоении предмета; усилена работа, обеспечивающая подготовку к ГИА и ЕГэ на всех этапах обучения). Более глубоко и разнообразно реализована идея дифференцированного обучения (наведён порядок в обозначениях упражнений повышенной сложности; введены обозначения трудных заданий внутри упражнений); усилена дифференцированная педагогическая помощь слабоуспевающим ученикам (даны новые памятки для подготовки устного сообщения на уроке, для написания сочинения-миниатюры, изложения - в том числе и сжатого и др.; проводится работа с образцами
ученических работ; во все планы языкового разбора введены примечания, в которых даётся информация о трудных случаях разбора, предлагаются советы, помогающие избежать типичных ошибок в разборе; все образцы разбора языковых единиц дифференцированы по классам, что даёт возможность слабому ученику последовательно осваивать материал разной сложности).
В новом варианте учебников более последовательно и активно внедрены продуктивные формы организации учебной деятельности, целенаправленно и поэтапно формируются элементарные навыки проведения исследовательской деятельности (введение серии упражнений «Проводим самостоятельное мини-исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)», позволяющих постепенно, поэтапно формировать способность проводить самостоятельную работу на лингвистическую тему и оформлять её результаты в виде небольших по объёму высказываний, схем, таблиц, рисунков, перечней слов, мультимедийных презентаций и т. п.); формируются навыки самостоятельной работы с использованием справочников, энциклопедий, словарей (в том числе и в режиме онлайн), мультимедийных средств, ресурсов Интернета и др.; указанные навыки становятся стартовыми для учащихся, которым предстоит в 10-11 классах участвовать в разнообразных формах проектной деятельности.
Более разнообразно и последовательно представлено систематическое повторение изученного на каждом этапе обучения (введены дополнительные задания в упражнения, особенно в 8 и 9 классах; с помощью специального задания целенаправленно реализуется приём многоаспектного анализа слова, что позволяет совершенствовать разные виды разбора, устанавливая при этом внутрипредметные связи). И наконец, произведена разгрузка учебников, значительно сокращён их объём за счёт более тщательного соотнесения дидактического материала с количеством часов, отведённых на его изучение (за пределы учебника выведен дополнительный, несущественный, повторяющийся материал, который будет представлен в других пособиях УМК; отрегулировано и значительно уменьшено количество типовых упражнений «Сочинение-миниатюра», «Письмо по памяти», «Изложение», «Сочинение»); изъят избыточный иллюстративный материал (рисунки, фотографии, фотоколлажи), некоторые рисунки и фотографии усовершенствованы или заменены.
Таким образом, учебники данной линии характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к род-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
69
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешного обучения и будущей трудовой деятельности.
Литература
1. Львова С. И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы.- М., Мнемозина, 2008.
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.- 453 с.
3. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2005 г).
4. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2006 г).
5. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2007 г).
6. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2008 г).
7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы.- М., Мнемозина, 2003.
8. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы.- М., Мнемозина, 2003.
9. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями.- М., Мнемозина, 2004.
10. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника.- М., Мнемозина, 2004.
J
л
Окуненко Людмила Андреевна
директор МБОУ СОШ № 32 Тагильцева Наталья Григорьевна
зам. директора по НМР МБОУ СОШ № 32, д.п.н.
г.Екатеринбург E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
____________________________________________________________________С
Аннотация. В проекте рассмотрены возможности взаимодействия школы, детского сада и вуза, в которых приоритетным направлением является художественное образование. Раскрыты основные направления программы общеэстетического развития дошкольников, компоненты инновационных содержательных основ художественного образования школьников, а также возможность внедрения научно-исследовательской деятельности в русле педагогики художественного образования. Показаны пути взаимодействия в этих процессах всех трёх образовательных учреждений: детского сада, школы и вуза.
Ключевые слова: Творческое сотрудничество, взаимодействие, художественное образование, научно-исследовательская деятельность, общеэтетическое и художественное развитие детей и юношества.
С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнёров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных
образовательных и информационных технологий» [2,3,4,5,8,9] ведётся системная инновационная деятельность по ряду актуальных направлений государственной политики в сфере образования.
В её основу положены следующие соображения:
• Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.
70
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013