Л. А. Высоцкий
(г. Волхов)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье анализируются возможности применения личностно-ориентированных педагогических технологий в учреждениях среднего профессионального образования на основе разработки и применения модели многоуровневого интегративного образовательного центра
Главными задачами работы учреждений профессионального образования всех уровней в современных условиях является создание оптимальных условий для умственного, нравственного, эмоционального и культурного, личностного и профессионального развития каждого человека, освоение студентами знаний об экономике, производстве, обществе, приобретение специальности, соответствующей интересам и способностям личности, потребностям общества и государства, необходимой для успешной личностной и профессиональной социализации и адаптации.
Решение задач, связанных с модернизацией содержания и организацией образовательного процесса на новой технологической основе с учетом социально-экономических требований, активизирует проблему внедрения новых технологий обучения в практику учреждений профессионального образования разных уровней и профилей.
Технологии обучения основываются на новых моделях педагогической деятельности и рассматриваются «как организация предметной деятельности студентов через адекватное варьирование предметной ситуации» [1, с. 21].
Технология определяется как совокупность операций, осуществляемых определенными способами и в научной последовательности операций, из которых складывается процесс. Можно утверждать, что педагогические технологии, в свою очередь, представляют систему действий субъектов учебного процесса, которые необходимо осуществить для его оптимальной организации [5].
Как показывает анализ литературы и практической деятельности (Г. П. Волкова, Т. Ф. Гурова, И. С. Ладенко, В. Н. Монахов, И. Е. Нелисова, В. И. Качуровский, Г. К. Селев-
ко, В. В. Сериков и др.], технологии обучения направлены на решение следующих основных задач:
- модификацию и адаптацию передового педагогического опыта к конкретным условиям деятельности учебного заведения;
- внедрение авторских проектов и научно-методических разработок;
- развитие технологического мышления субъектов;
- приобретение умений и навыков организовывать, планировать и проектировать учебную и самостоятельную деятельность;
- формирование аналитической, исследовательской компетентности студентов за счет овладения технологическим инструментарием;
- обеспечение самореализации, самоуправления, творческой деятельности личности для профессиональной и личностной успешности.
Многие авторы (А. А. Вербицкий, В.И.Качу-ровский, Е. А. Крюков, М. Н. Монахов, В. В. Сериков и др.]особую роль уделяют личностному подходу к организации процессов обучения и усиления значения технологий для решения проблем, связанных с формированием ключевых компетентностей у студентов.
В монографии В. В. Серикова [6] отмечается, что личностный подход предполагает учет гуманистических традиций в педагогической деятельности. Т. Ф. Гурова считает, что применение технологий обучения наиболее эффективно, если эти процессы организованы на основе не только осознания самой сути идеи, но и осмысления «функций и строения образовательной системы» через создание проблемных ситуаций [1, с. 22].
Поэтому применяемые таким образом технологии обучения носят личностно-ориенти-
рованный характер и характеризуются следующими аспектами: нравственный выбор; самостоятельная постановка цели; реализация роли соавтора учебного процесса; препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия; ощущение собственной значимости, самоанализ и самооценка, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание ответственности за явления природной и социальной действительности [1].
Личностно ориентированное обучение реализуется через совместную, специально организованную деятельность субъектов профессионально-образовательного процесса, имеющего не только внешние атрибуты совместимости, но и внутреннее содержание, предполагающее сотрудничество и саморазвитие участников процесса обучения, а также применение оптимальных педагогических технологий.
Т. Ф. Гурова выделяет следующие основные черты личностно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке студентов колледжа, позволяющие в дальнейшей общественной и производственной деятельности бескризисно и успешно пройти социализацию и адаптацию:
- новые принципы обучения: модуль-
ность, последовательное усвоение модулей, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от подготовленности личности, опора на самостоятельность, обучение в «команде» и «команд»;
- новые формы обучения, ориентированные на совершенствование и решение профессиональных задач, активные виды деятельности;
- дискуссии, проблемные ситуации, круглые столы, интегративные и бинарные занятия, различные игры, компьютерные обучающие системы, дистанционное обучение;
- новые режимы обучения (индивидуальные программы, гибкость состава учебных групп; свобода в выборе части предметов, сроков и темпов обучения; минимизация обязательных аудиторных занятий];
- новые принципы контроля и управления профессионально-образовательным процессом (распределительный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных образовательных программ; консультирование и профориентация];
- новые средства обучения (компьютерные программы, унифицированные алгорит-
мы решения задач, интегральные и персональные базы данных, интеллектуальные обучающие системы, тренажеры].
Отдельные модули и образовательные программы могут разрабатываться в следующих основных вариантах в соответствии с целями обучения:
- обзорный модуль, ориентирующий студентов в проблеме;
- базовый модуль, представляющий основу для обучения по проблеме;
- продвинутый, характеризующий исследовательский характер проблемы.
- унифицированные обучающие модули.
Каждый модуль оформляется в виде пакета материалов: общая характеристика, содержание, рациональная технология и перечень занятий с указанием конкретных средств обучения.
Опишем опыт использования инновационных систем и технологий в Волховском алюминиевом колледже. В настоящее время в колледже обучаются студенты по следующим специальностям и профессиям: экономика и бухгалтерский учет (по отраслям]; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования; металлургия цветных металлов; химическая технология неорганических веществ; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
В рыночных условиях хозяйствования необходимы были новые формы работы, технологии в организации и управлении образовательным процессом на основе оптимальных видов социального партнерства со всеми заинтересованными сторонами. В первую очередь с коллективами ОАО «Волховский алюминий», школ, профессионально-технических училищ № 1 и № 29, Волховским техникумом транспортного строительства, а также с администрацией муниципального образования «Волховский район».
В ходе исследования мы обосновали, что в настоящих условиях возникла необходимость создания в Волховском районе на базе ФГОУ СПО «Волховский алюминиевый колледж» многоуровневого профессионального образовательного учреждения для подготовки специалистов по программам НПО (базовый и повышенный уровень], СПО (базовый и повышенный уровень] и по программе бакалавриата ВПО.
В основе данной модели заложена идея личностно-деятельностного подхода. Колледж является центром профессионального образования студентов, созданы условия для приобретения специальностей по интегрированным образовательным программам: от начальной подготовки до вузовской, а также подготовки специалистов конкурентоспособных на рынке труда, умеющих бескризисно пройти профессиональную и личностную социализацию, способных пополнять свои знания на протяжении всей сознательной жизни.
Создание на базе колледжа интегративной системы, представляющей центр по подготовке специалистов, дает дополнительные возможности для осуществления вертикальной взаимосвязи ступеней образования. Такая организация процесса подготовки специалистов, обеспечивает поступательность и преемственность развития личности, позволяет обеспечить горизонтальную координацию, внутреннюю согласованность и преемственность в профессиональном обучении, помогает выстроить гибкую профессиональную подготовку, позволяющую быстро реагировать и перестраивать образовательный процесс в соответствии с изменяющимися запросами личности и общества, требованиями работодателя и рынка труда.
В новых социально-экономических условиях становления рыночных отношений Волховский алюминиевый колледж проводит многоплановую инновационную деятельность с целью поиска путей укрепления имиджа и статуса учебного заведения, достижения качественных результатов по подготовке специалистов, профессионально компетентных и конкурентоспособных на региональном и отраслевом рынках труда.
Основными направлениями инновационной деятельности коллектива колледжа стали следующие:
- разработка и внедрение новых функций, связанных с прогнозированием процессов подготовки специалистов на основе анализа и оценки состояния и ситуации на региональном и отраслевых рынках труда;
- совершенствование и внедрение форм государственно-общественного управления как важнейшего фактора эффективности и результативности деятельности колледжа;
- разработка и внедрение модели регионального многоуровневого профессионального образовательного учреждения;
- применение в образовательном процес-
се подготовки специалистов инновационных педагогических технологий на основе личностно-деятельностного подхода.
В колледже разработана на основе сравнительного анализа социально-экономических условий города и региона, учета требований к проведению инновационной деятельности программа перспективного развития, представляющая систему поэтапного перевода в многоуровневое, многопрофессиональное и многофункциональное учебное заведение по подготовке специалистов для промышленности региона.
В результате анализа и исследования спроектирована, экспериментально проверена модель регионального многоуровневого и многопрофессионального учебного заведения - центра, отвечающего настоящим и перспективным запросам и требованиям личности, социума, работодателей и рынка труда.
Использование модели позволяет:
- создать многоуровневую интегрированную систему подготовки специалистов, в основе которой идея непрерывного профессионального образования;
- предусмотреть возможность получения студентами высокого профессионально-образовательного уровня в соответствии с наклонностями и возможностями с учетом полученного ранее образования и подготовки;
- реализовать принципы опережения, инновационного характера содержания, направленности образовательных программ, гибкости и многообразия средств, способов и организационных форм, открытости образовательной системы к дальнейшему совершенствованию и развитию выпускников с учетом региональных особенностей и требований;
- осуществить построение модели по схеме «профессиональное училище - колледж -вуз - предприятие». В центре образовательного пространства - будущий специалист;
- положить в основу управления моделью идеи об ассоциативном взаимодействии и интеграции партнеров.
Выпускник школы, по состоянию здоровья пригодный для получения специальностей и профессий, аккредитованных в колледже, может получить следующее образование: среднее (полное] общее, начальное и среднее профессиональное (базовый и повышенный уровни] и высшее профессиональное образование по интегрированным программам.
Наряду с основной образовательной программой студенты осваивают программу до-
вузовской подготовки, которая им необходима для последующего обучения на третьей ступени на базе вузов, с которыми заключен договор о сотрудничестве, по сокращенному варианту обучения (филиалы Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права и Северо-Западного государственного заочного технического университета].
Мы отмечаем следующие основные качества, характеризующие профессионализм специалиста, которые формировались на основе личностно-ориентированного подхода в ходе профессиональной подготовки выпускника колледжа, необходимые для успешной производственной деятельности: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, креативность мышления, эмоциональность, самооценка и самоконтроль результатов деятельности.
Важной характеристикой конкурентоспособности выпускников является их социальное и профессиональное самоопределение. Выяснено, что уровень личных и социальных притязаний, способность различать идеаль-
ные и реальные цели, а также устойчивая степень ценностных ориентаций в экспериментальных группах выше, чем в контрольных (до 70 и 40% соответственно].
Из анкет, личных бесед, диагностики мы получили следующие результаты. Наиболее высокий интерес у студентов вызвали факторы, влияющие на мотивацию обучения: возможность получить высшее образование в центре «ПУ - колледж - вуз - предприятие» (55%]; высокий познавательный интерес (50%]; возможность работать на ОАО «Волховский алюминий» (40%]; местонахождение учебного заведения (40%].
Динамика качества знаний в экспериментальной группе имела тенденцию к устойчивому росту и опережала цифры по контрольной группе: уровень знаний студентов по профессии «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» (25 и 12%], по профессии «Механик» (28 и 16% соответственно]. В экспериментальных группах по годам выпуска наблюдается рост уровня компетентности выпускников в сравнении с результатами в контрольных группах.
Литература
1. Гурова Т. Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения : обзор // Среднее профессиональное образование. - 1998. -№ 5. - С. 21-27.
2. Ладенко И. С., Волкова Г. П. Развитие интеллекта в образовании и освоении интеллектуальных технологий. - Новосибирск : ИФиПр, 1994. - 48 с.
3. Монахов В. Н. Новые педагогические технологии // Педагогический вестник. - 1996. - № 5 ; № 6 ; № 7.
4. Нелисова И. Е. Личность в условиях совместной учебной деятельности при интенсификации обучения. - М., 1984. - 98 с.
5. Качуровский В. И. Новые технологии при многоуровневом университетском образовании. - Пермь, 1994. - 164 с.
6. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград : Перемена, 1994. - 152 с.