ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.4 ББК 74.20
Асриева Ольга Олеговна
соискатель
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Коваленко Татьяна Владимировна
соискатель
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск Asrieva Olga Olegovna Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogics and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk
Kovalenko Tatyana Vladimirovna
Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogics and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk
Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия
школы и родителей
Personality Focused Training: New Interaction Model of School and Parents
В статье описываются принципы взаимодействия педагогов и родителей в условиях личностно-ориентированного обучения. Рассматриваются условия его эффективности, обсуждаются требования к личности педагога и позиция родителей.
The article describes the principles of interaction between teachers and parents in the conditions of personality focused training. Conditions of its efficiency are considered; requirements to a teacher’s identity and parents’ position are discussed.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, взаимодействие, педагоги, родители, условия эффективности
Key words: personality focused training, interaction, teachers, parents, efficiency conditions.
В динамично меняющемся российском обществе все ярче проявляется тенденция возрастания значимости потенциала личности, необходимого для ее реализации в самых разных областях жизнедеятельности, при этом стремление к личному успеху становится частью национальной культуры [5]. Воспитание
успешного человека, способного к полноценной самореализации в обществе, обладающего развитыми социально значимыми качествами, являющегося субъектом мировой и национальной культур, становится новой задачей институтов социализации и, конечно, школы. Сегодня она не только утверждается новой личностно-ориентированной парадигмой, но и легитимно установлена Федеральными Государственными Образовательными стандартами.
Вопрос не формального, а реального перехода к личностноориентированному обучению - это, прежде всего, вопрос о новом операциональном оснащении педагога, о новых педагогических инструментах, основанных на идеях подхода и соответствующих новым стандартам. По мнению идеологов личностно-ориентированного подхода: Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., они должны отвечать таким требованиям как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставления ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов учения и поведения [2, 7, 10]. Обращаясь к практике разработки и применения личностноориентированных педагогических инструментов, ученые подчеркивают роль нового, субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, которое отличается высокой степенью активности всех заинтересованных сторон: педагога, ребенка, родителей и т.д.
Являясь одной из базовых категорий философии, «взаимодействие» выступает в роли интегрирующего фактора, посредством которого происходит объединение частей в различные виды целостности. Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, В.Я. Ляудис и др. признают сущностью взаимодействия в педагогических системах систематическую, постоянную коммуникативную деятельность одних субъектов, вызывающую ответную реакцию других [4, 6]. Отметим, что в этом определении речь идет о совместной, заинтересованной и продуктивной деятельности учителя, ученика, родителей и др. субъектов. В.Я Ляудис определяла
продуктивное взаимодействие как «... специфическое средство решения продуктивных задач и овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений» [4, С. 49].
В современных трактовках взаимодействие рассматривается как развивающее и развивающееся (Н.Ф.Родионова), как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (В .Г. Рындак, А.П. Тряпицина), как условие актуализации человеческой субъектности (В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова) и в др. вариантах. Отметим, что внимание отдельным аспектам проблемы взаимодействия в педагогических исследованиях распределено не равномерно. Большая часть работ посвящена взаимодействию учителя и ученика, тогда как в настоящее время особую актуальность приобретает вовлечение в этот процесс родителей, расширение их участия в образовании детей.
В специальных педагогических исследованиях Е.А. Бердичевской, Л.П. Качаловой, Н.Е. Щурковой и др. ученых воспитание в семье и в школе рассматривается как часть единого процесса развития социально значимых качеств личности [1, 3, 9]. Авторы вообще не разграничивают процесс взросления и становления ребенка на школьную и семейную составляющую, они даже указывают на отрицательный характер последствий такого разграничения. Чаще используя понятие «семья», исследователи указывают на ряд основных направлений взаимодействия школы и родителей. Мы, в свою очередь, попытаемся дополнить эти направления наблюдениями из собственной педагогической практики.
К числу направлений развития взаимодействия с родителями, наиболее эффективных по нашему мнению можно отнести:
- педагогическое просвещение родителей. Это направление предусматривает формирование теоретических и прикладных знаний родителей в области воспитания ребенка, создания благоприятной ситуации его развития. Кроме того, взаимодействие как форма организации совместной деятельности по развитию социально значимых качеств ребенка не возможна без понимания родителями основных целей, форм и методов обучения и воспитания ребенка. Даже
задача поиска и утверждения общих интересов в образовании ребенка решается только через информативно-разъяснительную работу с родителями;
- формирование открытости образовательного учреждения для родителей. Придать образовательному учреждению открытость — значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. В условиях открытого образовательного учреждения родители не только могут контролировать образовательный процесс, но и участвовать в его управлении. Выступая носителями образовательного заказа они формируют общественный контроль за качеством образования. Кроме того, в условиях передовых образовательных учреждений практикуется привлечение родителей не только к различным формам внеклассной работы, но даже, в отдельных случаях, к преподаванию. Взаимодействие в условиях открытого образовательного учреждения, таким образом, делает родителей членами педагогического коллектива;
- совместную деятельность детей, родителей и учителей в условиях школы или вне ее. К этому направлению можно отнести: совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения образовательного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений;
- ведение индивидуальной работы с дисфункциональной семьей. Эта деятельность актуальна тогда, когда педагогом предполагается не благополучная социальная ситуация развития ребенка. Работа с дисфункциональной семьей предусматривает, прежде всего оказание помощи и устранение причины дисфункции. На поверку оказывается, что данное направление часто связано с педагогической неграмотностью родителей, отдельными затруднениями в отношениях с ребенком, которые родители не в состоянии разрешить самостоятель-
но. Это комплексная деятельность, предусматривающая работу педагогов, психологов, медицинских и социальных работников;
- привлечение родителей к управлению образовательным учреждением. Родители, семья, являясь одними из социальных заказчиков образовательных услуг, должны быть реально включены в систему управления образовательного учреждения, принимать более активное участие в оценке его деятельности.
Содержание взаимодействия учителя и родителей включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы; общение, отношение, связь, предполагающие коммуникацию как обмен информацией; познание личности учащихся и их родителей; постоянный двусторонний контакт (связь). Практика показывает, что полноценное и эффективное взаимодействие возникает тогда, когда начинает меняться сам педагог. Большая часть условий организации взаимодействия в духе личностно-ориентированного обучения в триаде «педагог -ученик - родители» относится к личности педагога.
Первое условие: осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса.
Второе условие: реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов в организации обучения школьников.
Третье условие — высокий уровень коммуникативных умений у педагога. Коммуникативные умения, согласно анализу психолого-педагогической литературы, главный компонент общения. Педагог в процессе взаимодействия с родителями должен реализовать все функции общения — выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога ряда коммуникативных умений.
Четвертое условие — способности к эмпатии и рефлексии. Данное условие связано с третьим. Для установления обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы. Эмоциональная обратная связь достигается через способности передавать партнеру по общению понимание его пережива-
ний и внутренней ситуации, что будет способствовать более эффективному процессу взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Способность к эмпатии предполагает наличие у педагога другой способности, рефлексивной, выражающейся в обобщенном умении углубляться в свой собственный психический мир, в особенности своей личности, своего общения с родителями и учащимися.
Однако, во взаимодействии, основанном на идеях личностноориентированного подхода, не менее актуальной остается задача формирования родительской позиции. Здесь уместно вспомнить, что кроме моральной есть еще и нормативно установленная ответственность родителей, которая закреплена в частности в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором утверждается, что «..родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» [8].
Собственно, формирование новой позиции родителей в образовательном процессе предусмотрены самими ФГОС. Они предусматривают, например:
- совместную проектную деятельность, партнерство «учитель- родитель-ребенок» в творческой, научно-исследовательской и поисковой работе;
- активное участие в досуговой и внешкольной работе, которая в новых условиях организуется не школой, а с помощью школы;
- введение в учебно-методические комплекты заданий, которые заведомо должны выполняться совместно. Практика показала, что это обстоятельство обязало учителя учить, в первую очередь родителя, а уж затем ученика;
- активизацию позиции родителя в информационном взаимодействии «родитель - ученик - ребенок»
Новая модель взаимодействия основана на объединении совместных усилий семьи и школы, когда педагоги и родители, дополняя и поддерживая друг друга, стремятся к одной и той же цели, к благу детей, к их полноценному и гармоничному развитию. Ее реализация основана на следующих идеях:
- родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психоло-го-педагогической поддержки семьям;
- установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
- обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.
В сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное - «живых», некнижных психологопедагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.
Для запуска новой модели взаимодействия педагогов и родителей необходимы:
- создание переговорной площадки, удобной для обеих сторон;
- выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;
- инвентаризация организационно-структурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;
- формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов (добровольности, кооперативности, взаимного доверия, взаимной ответственности и контроля, открытости и т.д.);
- формирование управляющей системы социального партнерства;
- разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.
Библиографический список
1. Бердичевская, Е.А. Семья и школа как партнеры [Текст] / Е.А. Бердичевская //Классный руководитель. - 2005. - №5. - С. 106-112
2. Бондаревская, Е.В. теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Р\Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
3. Личностно-ориентированный подход: теория и практика. Социальная модель - проект интеграции школы и семьи /Под ред. Л.П. Качаловой, Е.В, Телеевой - Шадринск, 2004. - 127 с.
4. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалев, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37—52.
- С. 49
5. Медведев, Д. А. Послание Федеральному Собранию РФ, Москва, 19 ноября 2009 г. [эл.ресурс]. - ЦКЬ: http://www.kremlin.ru (дата обращения 10.11.2012)
6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М. : Прайм-Еврознак, 2008. -576 с.
7. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Сериков. - М. : Логос, 2012. - 448 с.
8. Федеральный Закон «Об образовании» [Эл.ресурс] / Министерство
Образования и Науки РФ. Официальный сайт. - ЦКЬ:
http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (дата обращения 10.11.2012)
9. Щуркова, Н.Е. За гранью урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с.
10. Якиманская, И.С. Основы личностно-ориентированного образова-
ния [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 224 с.
Bibliography
1. Berdichevskaya, E. Family and School As Partners [Text] / E. Berdichevskaya // Class Teacher. - 2005 . - No. 5. - P. 106-112.
2. Bondarevskaya, E. The Theory and Practice of Personality Focused Education [Text] / E. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov Pedagogical University, 2000. - 352 p.
3. Lyaudis, V. Structure of Productive Educational Interaction // Psychological-Pedagogical Problems of Interaction Between Teacher and Pupils / Under the Editorship of A.Bodalev, V.Lyaudis. - Moscow, 1980, P. 37 — 52. - P. 49
4. Medvedev, D. Message to Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, on November 19, 2009 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.kremlin.ru (Date of Address 10.11.2012)
5. Personality Focused Approach: Theory and Practice. Social Model - the Project of Integration of School and Family / Under the Editorship of L.Kachalova, E. Teleeva - Shadrinsk, 2004. -127 p.
6. Rean, A. Kolominsky, Ya. Socio-Pedagogical Psychology [Text] / A. Rean, Ya.Kolominsky. - Moscow: Prime-Evroznak, 2008. -576 p.
7. Serikov, V. Personality Progress in Educational Process [Text] / V.V. Serikov. - Moscow: Lagos, 2012. - 448 p.
8. Shchurkova, N. Beyond the Lesson [Text] / N.Shchurkova- Moscow: TsGL, 2004. -192 p.
9. The Federal Law "About Education" [Electronic Resource] / the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Official site. - Access Mode: http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ (Date of Address 10.11.2012)
10. Yakimanskaya, I. Bases of Personality Focused Education [Text] / I. Yakimanskaya. - Moscow: Binomial. Laboratory of Knowledge, 2011. - 224 p.