УДК 15.9:37.015.3
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.С. Невзорова
Статья описывает личностно ориентированную технологию воспитания ответственного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности
Ключевые слова: личностно ориентированная технология, обучающиеся, учебно-познавательная деятельность
Сегодня одним из магистральных направлений теоретической и практической педагогики становится воспитание
ответственности у подрастающего поколения, поскольку уровень образования, жизни, личностный и карьерный рост, семья все в большей степени переходят в зону персональной ответственности личности. Воспитание у обучающихся ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности имеет целью не только освоение знаний, умений и навыков, предусмотренных Г осударственными образовательными
стандартами среднего полного общего
образования, но и формирование у них
готовности к самостоятельному и ответственному отношению к своему будущему и общечеловеческим ценностям. Нам представляется, что наиболее благоприятным периодом для воспитания ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности является окончание
подросткового и начало юношеского возраста,
приходящиеся на старшие классы
общеобразовательной школы.
В психолого-педагогической литературе воспитание ответственного отношения школьников к учебе активно обсуждается (Л.И.Божович, М.В.Борцова, Л.И.Дементий,
А.Г.Крупнов, В.П.Прядеин и др.). В силу многообразия подходов и массовой востребованности воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебнопознавательной деятельности представляется необходимой разработка соответствующей педагогической технологии. По-видимому, это направление воспитания должно быть рационализовано и технологизировано в целях применения в различных образовательных системах следующим образом.
Технология воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебно-
Невзорова Мария Сергеевна - МГАУ, ассистент, e-mail: [email protected], тел. 84754554468
познавательной деятельности основана на
методологии личностно ориентированного подхода, позволяющего наиболее полно учитывать и осуществлять интеграцию методов и средств воспитания и образования. Именно личностно ориентированное образование, как справедливо утверждает В.В.Сериков, рассматривает механизмы личностного
существования человека - рефлексию,
смыслотворчество, избирательность,
ответственность, автономность и др. - как
самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты [1]. Технология исходит из того, что ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности понимается как интегральное качество личности, позволяющее осуществлять сознательное, целенаправленное,
обусловленное ценной мотивацией и волей познавательное поведение, а также конструктивно варьировать способы и
рефлексировать результаты своего учебного труда, инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, формировать потребность, предвосхищать и гарантировать результат деятельности. Результативность применения педагогической технологии предполагает повышение уровня
сформированности компонентов
ответственного отношения к учебнопознавательной деятельности по
соответствующим критериям и показателям
(табл.).
Основываясь на вышесказанном, а также на теоретических положениях личностно ориентированного образования,
сформулированных В.А.Сухомлинским,
В.А.Караковским, Г.К.Селевко и другими, сформулируем основные принципы
организации учебно-воспитательного процесса:
- принцип гуманизма в отношениях педагога и учащегося, проявляющийся прежде всего во взаимном их уважении, в ориентации на положительный результат, в вере педагога в
высокие возможности ученика и постоянном поиске путей их активизации, в создании усилиями обоих сторон благоприятной психологической атмосферы в классе;
- принцип целостности педагогического процесса, реализующийся в
интерпредметности, интегративности
воспитантельной и образовательной
составляющих технологии, а также в стремлении процесса воспитания
- принцип свободы выбора и личной ответственности обучающегося за результаты своей учебно-познавательной деятельности, проявляющийся также и в переходе от тотального контроля и управления учебно-познавательной деятельностью со стороны педагога к самоуправлению учащегося;
- принцип ценностной среды реализуется в привлечении максимального числа субъектов (дополнительных педагогов, родителей) в целях приобщения максимального числа сред существования ребенка к ценностям ответственного отношения к учебнопознавательной деятельности.
Помимо магистральной цели
предлагаемой педагогической технологии -воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности, разрешались следующие задачи: формирование у старшеклассников мотивации проявления ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности;
формирование у учащихся знаний, умений и
ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности к самоорганизации;
- принцип диалогичности учебновоспитательного процесса, дающий
возможность организовать среду для беспрепятственного обмена информацией,
опытом, ценностями в диаде «педагог-учащийся»;
навыков в области ответственного планирования своей учебно-познавательной деятельности (планирование оценки и времени выполнения учебного задания); подготовка педагогов к реализации технологии воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности.
Представляется, что один из продуктивных путей определения психологопедагогической технологии личностного подхода к воспитанию ответственного отношения старшеклассников к учебнопознавательной деятельности - это выявление законообразной системы развивающих личностно-формирующих ситуаций. Модели таких ситуаций создаются в учебнопознавательной деятельности (введение многоуровневой системы заданий в сочетании с планированием обучающимися результатов учебно-познавательной деятельности и времени их достижения), а также в ходе применения психологических тренингов и их элементов (тренинговые занятия по модифицированным Программе «Тренинг профессионально-
Диагностический инструментарий воспитанности ответственного отношения старшеклассников
к учебно-познавательной деятельности
Критерии Показатели Методики
ценностно- мотивационный Мотивация ответственного отношения к учебнопознавательной деятельности Опросник Т.В.Невзоровой, М.С.Невзоровой «Мотивация ответственного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности»
Ответственность Опросник В.П.Прядеина «Ответственность»
рефлексивный «правильность» самооценки своих возможностей в разрешении учебнопознавательной задачи Экспертная оценка, наблюдение, анкетирование (устанавливается степень соответствия самооценки оценкам, данным педагогами, родителями, товарищами)
прогностический «перспективность» прогноза учебно-познавательной деятельности Экспертная оценка, наблюдение, анкетирование (устанавливается степень соответствия перспективной самооценки оценкам, данным педагогами, родителями, товарищами)
мобилизационный обоснованность прогноза учебно-познавательной деятельности Экспертная оценка, наблюдение, анкетирование (устанавливается степень обоснованности самооценки)
личностного роста» О.А.Мальцевой и системе нравственно-формирующих интерактивных игр для старшеклассников А.Дедушки). Как показала практика, именно через личностно ориентированные педагогические ситуации, их актуализацию, осмысление, а затем сознательное конструирование, быстрее всего постигается старшеклассниками и учителями школы сущность педагогической технологии воспитания ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности.
Отмечается, что педагогическая технология - есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) операций и процедур, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания [2]. Опираясь на это знание, мы включили в технологию три содержательных блока: внеучебный, учебный, педагогический. Технология воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебнопознавательной деятельности рассчитана на три года.
На первом этапе внедрения технологи в учебно-воспитательный процесс школы
ставились следующие задачи: формирование начальных форм мотивации проявления ответственного отношения к учебно-
познавательной деятельности; систематизация понятий об ответственности и ее поведенческих проявлениях. Задачи
разрешались последовательно: сначала в ходе освоения внепредметного, затем предметного блоков. Внепредметный блок обеспечивал вхождение в технологию, поскольку именно он специально направлен на формирование мотивации проявления старшеклассниками ответственного отношения к учебно-
познавательной деятельности. На этом этапе использовались методы объяснительноиллюстративный; проблемного изложения знаний; частично-поисковый. Внепредметная подготовка проводилась по I части специально разработанной Программы «Я хочу - Я знаю -Я могу», представленной системой внеклассных занятий по темам «Что такое ответственность», «Ответственность в поведении человека», «Психологическая категория «мотивация». Мотивация
ответственности личности», «Волевые качества личности», «Ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности»,
«Планирование времени». Занятия
предполагали сочетание лекционных,
семинарских и практических форм работы по каждой из тем: сначала педагоги и учащиеся делали доклады, затем теоретические вопросы подвергались обсуждению и, в завершение, предлагались практические методики по определению или самовоспитанию
компонентов ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности.
Работа с предметным блоком технологии разворачивалась следующим образом: в
программы учебных дисциплин учителями были введены многоуровневые системы
заданий, каждое из которых было дополнено заданиями по планированию оценки и времени выполнения. К каждому учебному заданию давались вопросы, связанные с прогнозированием оценки и времени выполнения задания: Какую отметку
(объективно) ты получишь за подготовку задания (доклада, реферата) к уроку?; Сколько времени ты затратишь на подготовку задания (доклада, реферата)? Еженедельно учащиеся получали задания на долговременное планирование и также отвечали на вопросы: Какую отметку ты получишь за подготовку задания (доклада, реферата) по новой, еще не изученной, теме?; (задание также
предлагалось); Сколько времени ты затратишь на выполнение задания по новой теме?; Ты будешь выполнять его с желанием? Также учащиеся давали краткие обоснования по каждому пункту. Прогнозы сравнивались с
полученными результатами и
интерпретировались с помощью метода
экспертной оценки.
Задачи второго этапа внедрения педагогической технологии воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности: развитие у старшеклассников мотивации проявления ответственного отношения к учебнопознавательной деятельности; выработка
поведенческих навыков ответственного
отношения к учено-познавательной
деятельности. На втором этапе ведущую роль играл метод упражнений (приучения). В целях углубления теоретических знаний об ориентирном качестве и отработки приемов планирования учебно-познавательной
деятельности применялись новые формы работы: учебно-исследовательские проекты,
опНпе-планирование по системе Д.Литвака и электронный ресурс http://neverlex.com.
включавшие «Планарий», «Календарик-пинарик», ресурс по организации самовоспитания «А^1гШ8». Работа в опНпе-
режиме, еще и с возможностью общения, вызвала особенный интерес у учащихся и показала свою эффективность в воспитании их ответственного отношения к учебнопознавательной деятельности.
На третьем этапе решались задачи подведения итогов внедрения педагогической технологии воспитания ответственного
отношения старшеклассников к учебнопознавательной деятельности и перехода воспитания ответственного отношения
старшеклассников на уровень саморазвития. Значительно увеличилась доля
самостоятельной работы старшеклассников как в познании и совершенствовании приемов самовоспитания ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности, так и в предметной подготовке. Учителя, работавшие
по технологии воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебнопознавательной деятельности, перешли к самостоятельному совершенствованию методов и приемов технологии, разработке ее предметных компонентов и технологических карт. Количественный и качественный анализ показал высокую эффективность применения предлагаемой педагогической технологии в условиях массового обучения по всем показателям.
Литература
1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика педагогических систем. М.: Логос, 1999. С. 7.
2. Николаева М.В. Основы профессионального саморазвития педагога: учеб. пособие. М.-Волгоград: Перемена, 2005. С. 45.
Мичуринский государственный аграрный университет
PERSONAL AND ORIENTED TECHNOLOGY OF RESPONSIBLE RELATION STUDENTS EDUCATION TO ACADEMIC AND INFORMATIONAL ACTIVITY
M.S. Nevzorova
The paper represents personal and oriented technology of responsible relation students education to academic and informational activity
Key words: personal and oriented technology, students, academic and informational activity