Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313117
УДК 37.022 ББК 74.02
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В САМОУПРАВЛЕНИЕ
О.Р. Шефер, профессор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,
e-mail:shefer-olga@yandex. ru
Аннотация
Статья раскрывает содержание понятия «самоуправление обучающимся внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью», а также специфическую роль преподавателя в процессе перевода управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности в самоуправление. Материал адресован интересен специалистам в области высшего образования.
Ключевые слова: содействие, управление, самоуправление, внеаудиторная учебнопознавательная деятельность.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования (ВО) связан с необходимостью учета перспективных отечественных и международных тенденций реформирования и развития высшего образования, стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. В концептуальные основания стандартов ВПО нового поколения вошли важные идеи, отражающие связь проектируемых новых норм для отечественной высшей школы с ведущими общемировыми тенденциями в развитии высшего образования и придающие российским образовательным стандартам и программам «международное измерение». Одним из таких отличительных признаков является возрастание ответственности преподавателей и обучающихся за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности. Это выражается, в частности, в необходимости методического и дидактического обеспечения самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся как в аудитории, так и вне ее; в совершенствовании управления ею со стороны преподавателей и самоуправления ею обучающимися. Последнее, на наш взгляд, возможно через содействие, в том числе и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов по изучаемым общеобразовательным и профильным дисциплинам.
Процесс содействия внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов выступает как взаимодействие двух подсистем: преподавателя и обучающегося. Его эффективность зависит от образовательной активности обучающегося как саморегулирующейся подсистемы. На определенной стадии опосредованное управление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся через содействие со стороны преподавателя должно перерастать в самоуправление данной деятельности самих студентов. При этом перед преподавателем правомерно встает вопрос: «Как, реализуя идеи ФГОС ВО, осуществить процесс перевода управления внеаудиторной учебно-
118 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
познавательной деятельности студента в самоуправление данной деятельностью?». То есть, как сформировать познавательную, а потом и профессиональную самостоятельность обучающихся в освоении знаний, умений и формировании, предусмотренных ФГОС компетенций, за счет внеаудиторной учебно-познавательной деятельности? Без самостоятельности не может быть творчества, без творческого роста немыслим прогресс общества в профессиональной деятельности, в развитии производственных технологий, в реализации потенциала личности.
Для эффективного перевода управления через содействие в самоуправление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся необходимо выяснить:
- сущность познавательной самостоятельности личности;
- предпосылки формирования познавательной самостоятельности обучающихся во внеаудиторной деятельности по изучаемой дисциплине;
- факторы и условия формирования познавательной общеучебной и профессиональной самостоятельности во внеаудиторной образовательной деятельности;
- средства и методы формирования познавательной самостоятельности обучающихся во внеаудиторной самостоятельной образовательной деятельности.
В философии самостоятельность рассматривается через «самоорганизацию», «самосознание», «саморазвитие», «самоуправление», «саморегуляцию». Следовательно, в основе самостоятельности понимается «самость». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова самостоятельность рассматривается в нескольких значениях: как независимость, как инициативность, как деятельность без чужой помощи. Познавательная самостоятельность понимается как действия субъекта без посторонней помощи1.
Под самостоятельностью в психологии, по мнению К.К. Платонова, понимают волевое свойство личности, ее способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без практической помощи из вне. Самостоятельность личности трактуется как самоуправление личностью своей самодеятельностью2.
В «Российской педагогической энциклопедии» самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, способность принимать нестандартные решения3. Следовательно, и в психологии, и в педагогике самостоятельность понимается как качество личности. Поэтому одной из важнейших целей при организации внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся является превращение личности из объекта в субъект самостоятельной деятельности.
Системообразующим понятием самостоятельности является самоуправление. Оно связано с взаимодействием субъекта с объектом педагогического процесса, воздействием субъекта на объект, с включением объекта в педагогический процесс содействия. Таким
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 119
образом, формируется база для перевода управления в самоуправление, а в нашем случае база для формирования самостоятельности обучающихся в осуществлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности. Соотношение понятийного аппарата развития самостоятельности личности обучающегося, можно представить схематически, как это показано на 1 рисунке.
Для того чтобы понять механизм перевода управления в самоуправление внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся, необходимо рассмотреть сущностный аспект понятийного аппарата, характеризующего развитие самостоятельности обучающегося в осуществлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности.
Самопознание личности в процессе обучения происходит не сразу, оно связано с рефлексией (от лат. - обращение назад). В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния, психических процессов. Рефлексия - это не только знание и понимание себя, но и выяснение того, как другие понимают и воспринимают личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Рис. 1. Соотношение понятийного аппарата, характеризующего развитие самостоятельности
обучающегося
В «Психологическом словаре» отмечается, что рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступают воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга4.
Самопознание связано также с «Я-концепцией», в которой отражается образ собственного Я и которую можно характеризовать как установку по отношению к самому себе, включающую в себя: когнитивный компонент (образ своих качеств, способностей,
120 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
социальной значимости); эмоциональный компонент (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.); оценочно-волевой компонент (стремление повысить самооценку, завоевать уважение, поднять менталитет и т. д.).
То есть, самопознание - есть процесс познания и понимания самого себя, познания того, как другие воспринимают и понимают личность со всеми ее особенностями. Самопознание имеет естественный выход на самоорганизацию и связано с самовоспитанием, самообучением, самообразованием, самоконтролем и самооценкой.
Самоорганизация выступает как теория и как процессуальное явление. В своей первой ипостаси она возникла во второй половине XX в. и в ее основу был заложен системный подход. Личность выступает как самоорганизующаяся биофизическая, психосоциальная система, способная к саморегуляции (самоорганизации, самообучению, самовоспитанию). Самоорганизация как процесс связана с определением целей самоорганизации, содержания и этапов самоорганизующейся деятельности.
Самовоспитание связывается с выработкой принципов поведения и отношений, ценностными ориентациями, с развитием личностных качеств.
Самообучение нередко рассматривается как самообразование. Следует учитывать, что самообразование шире самообучения, включает в себя и самовоспитание5. Самообучение студентов во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности базируется на самостоятельном выполнении уровневых заданий различного характера: подготовке к семинарским занятиям, лабораторно-практическим работам, выполнении микрозаданий по лекциям, реферативных работах, докладах и сообщениях.
Самообучение студентов связано с расширением и углублением знаний по изучаемой дисциплине, формированием познавательной направленности личности, предметных и профессиональных умений и переводом их во владение. Самообучение лежит в основе формирования общекультурных и профессиональных компетенций, пополнения портфолио, являясь непрерывным процессом, непосредственно связанным с самоконтролем.
Самообразование выступает как результат обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания. Это целостный, взаимосвязанный процесс, отражающий становление целостной, общекультурно и профессионально компетентной личности.
Самоконтроль включает управление состоянием системы, взаимодействием ее составных элементов, выполняемых функций образовательной деятельности. Самоконтроль внеаудиторной предметной учебно-познавательной деятельности со стороны обучающегося связан с самооценкой личности самой себя, своих качеств и возможностей, в том числе и в профессиональном плане. Самоконтроль имеет выход на саморегуляцию, более того, он необходим для коррекции процесса саморегуляции системы, поэтому всегда целенаправлен, обусловлен потребностями обучающегося, вуза, социума.
Самооценка выступает в форме самоанализа внеаудиторной учебно-познавательной деятельности, обобщения результатов изучения дисциплины, сформированных общекультурных и профессиональных компетенций, оценки в целом своей образовательной деятельности. Она является стимулятором активности личности во внеаудиторной учебно-
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313121
познавательной деятельности. Самооценка выступает как исходная база регуляции поведения обучающегося, взаимодействия с окружающими людьми.
Саморегуляция (от лат. - «приводить в порядок») включает в себя цель, программу, исполнительскую деятельность, оценку результатов на основе выбранных критериев и принятие решения.
Самоуправление обучающимся внеаудиторной учебно-познавательной деятельностью мы будем рассматривать как обобщенное понятие, характеризующее личность обучающегося, связанное с самопознанием, самообразованием, самовоспитанием,
самообучением, самоконтролем, самооценкой, саморегуляцией, самоформированием общекультурных и профессиональных компетенций, находящее отражение в его портфолио.
Формирование у обучающихся способности и готовности к внеаудиторной учебнопознавательной деятельности по изучаемому предмету связано не только с наличием у них опыта самостоятельной учебной деятельности, осуществления целеполаганий в овладении знаниями и умениями, лежащими в основе будущей профессиональной деятельности, но и с самоуправлением данной деятельностью, и носит этапный характер, включающий в себя:
1) определение степени готовности преподавателя содействовать внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся: владение им методами содействия в организации и опосредованном управлении внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся по преподаваемому курсу. Со стороны обучающихся готовность можно охарактеризовать наличием установки на внеаудиторную самостоятельную деятельность по изучаемому предмету, ценностными ориентациями в учебном познании, владением необходимыми умениями и навыками самостоятельной учебной работы;
2) содействие формированию у обучающихся алгоритма учебно-познавательной деятельности, ориентированного на выбор средств выполнения заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу;
3) содействие обучающимся в переносе умений и навыков учебно-познавательной деятельности, сформированных в школе и формируемых в вузе, на решение проблем, связанных с общекультурными и профессиональными компетенциями.
Самоорганизация внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся носит уровневый характер:
- первым (низшим) уровнем самоорганизующей деятельности является выполнение работы по образцу;
- вторым - выполнение работы на основе реконструирования процессов, явлений, деятельности, рассматриваемых на аудиторных занятиях;
- третьим - решение познавательных предметных задач, в том числе и профессиональной направленности на основе вариативного подхода;
- четвертым - выполнение творческих, исследовательских заданий в рамках научноисследовательской работы студентов и/или выпускной квалификационной работы.
Для формирования у обучающихся навыка самоорганизации внеаудиторной учебнопознавательной деятельности необходимо наличие определенных факторов и выполнение
122 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
ряда условий. Сами факторы и условия можно разделить на внешние (педагогические) и внутренние (психологические), отражающие познавательную деятельность студента.
К внешним факторам относятся:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, то есть система требований, которая предъявляется к обучающимся в области овладения ими общекультурными и профессиональными компетенциями и пополнению своего портфолио;
- учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, его стиль и режим работы с учебно-познавательными ценностями, культом знаний, с общим психическим настроем на серьезное отношение к внеаудиторной самостоятельной учебнопознавательной деятельности обучающихся;
- состояние микросреды, ее интересы и потребности, направленность на совершенствование самоорганизующей учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Внутренние факторы обеспечивают направленную деятельность по переводу образования в самообразование по средствам внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся:
- обучение целепологанию, планированию различных видов внеаудиторной образовательной деятельности;
- наличие познавательных интересов и потребностей в переводе предметных знаний и умений во владения;
- обучение умениям принимать оптимальные решения;
- самоанализ по выполнению заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, с точки зрения продвижения в самоорганизующей деятельности;
- постепенное усложнение задач и заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, побуждение к учебно-познавательной внеаудиторной деятельности, позволяющей обучающимся самостоятельно расширять зону своего актуального развития, в том числе и профессиональном плане.
Эффективность факторов самоуправления обучающимися внеаудиторной учебнопознавательной деятельностью зависит от наличия необходимых условий, которые также делятся на внешние и внутренние.
К внешним по отношению к студентам, то есть к педагогическим условиям познавательной деятельности, можно отнести, по мнению М.Е. Дуранова, несколько групп условий:
- прогностический подход к формированию познавательной самостоятельности, обучение студентов видению результатов своей самостоятельной познавательной деятельности на этапе определения цели образования;
- комплексный подход к процессу перевода образования в самообразование (на основе содействия - О.Ш.). Сам перевод как процессуальное явление реализуется на основе преемственности программ, теории и практики, обучения выбору рациональных способов познавательной деятельности;
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 123
- координирующую деятельность по переводу студентов с низкого уровня познавательной самостоятельности на более высокий, что связано с коррекцией цели, переводом мотивов на цель деятельности, ориентацией студентов на решение более ценных, с точки зрения развития профессионализма личности, задач и способов познавательной деятельности6.
Проводимая нами работа по содействию самообразовательной внеаудиторной деятельности обучающихся позволила к выделенным М.Е. Дурановым внешним условиям добавить еще ряд условий:
- наличие достаточного объема уровневых предметных заданий профессиональной направленности, предлагаемых студентам для внеаудиторной самостоятельной проработки, способствующих переводу предметных знаний и умений во владения, т.е. формирования общекультурных и профессиональных компетенций;
- наличие методических рекомендаций для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучаемой дисциплине';
- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью расширения зоны актуального развития по средствам перевода процесса самостоятельной внеаудиторной учебно-познавательной деятельности в процесс творческий;
- выработка критериев познавательной самостоятельности студентов на основе инспирации компетенций8;
- контроль за результатом внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов и наличие поощрений за качество и своевременность предоставления результатов данной деятельности. Это условие, в той или иной форме, должно присутствовать в первых трех, выше приведенных, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов в целом.
К внутренним, то есть психологическим условиям перевода образования в самообразование обучающихся во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности следует отнести следующие группы условий:
- целеполагание на формирование познавательной самостоятельности;
- осмысление обучающимися значимости внеаудиторной учебно-познавательной деятельности по изучаемым предметам для своего становления как будущего специалиста;
- владение методами системного подхода и установление причинно-следственных
связей;
- продуктивность деятельности студентов, связанных с решением образовательных задач на стартовом срезе знаний;
- психологическую готовность студентов к самостоятельному решению познавательных задач профессионального содержания во внеаудиторной учебнопознавательной деятельности по изучаемому общеобразовательному предмету;
- потребность во внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной
124 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
деятельности, уровень ее развития;
- уровень владения студентом предметными знаниями и умениями, определяющими самостоятельность в создании алгоритма своей внеаудиторной учебно-познавательной деятельности;
- умение находить и формировать алгоритм при решении предметных задач (в том числе и творческих) имеющих профессиональную направленность, вынесенных на внеаудиторную самостоятельную работу;
- характер развития рефлексивной сферы при самооценке результативности внеаудиторной учебно-познавательной деятельности;
- развитость ответственности за принимаемые решения.
Формируя у обучающихся умение самоорганизовывать внеаудиторную учебнопознавательную деятельность преподавателю необходимо не только учитывает выделенные выше факты и условия, но, и иметь определенные средства и владеть методами для содействия внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся, включающие в себя:
- информирование обучающихся о рациональном планировании организации
процесса познания и методах самоконтроля;
- систематическое закрепление познавательных умений и навыков, вырабатываемых во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при решении предметных уровневых задач профессионального содержания;
- систематическое стимулирование познавательной самостоятельности обучающихся на основе их включения в различные формы внеаудиторной учебнопознавательной деятельности;
- обучение оперативному самоконтролю и оценке внеаудиторной учебнопознавательной деятельности.
К наиболее общим умениям, формируемым у обучающихся во внеаудиторной учебнопознавательной деятельности, следует отнести:
- умение ориентироваться в предметных знаниях и умениях, необходимых для выполнения уровневых заданий, предлагаемых для внеаудиторной проработки;
- умение организовать свою внеаудиторную учебно-познавательную деятельность;
- умение выбрать необходимые средства для разрешения конкретной ситуации, предложенной преподавателем для внеаудиторной работы по предмету;
- умение делать обобщающие выводы;
- умение экстраполировать свои приемы учебно-познавательной деятельности на однородные познавательные ситуации, возникающие как в аудиторной, так и в неаудиторной работе по предмету;
- умение адаптировать познавательные способы деятельности для решения нестандартных предметных задач профессионального содержания9.
Важным моментом в содействия со стороны преподавателя внеаудиторной учебнопознавательной деятельности является формирование у обучающихся умения осуществлять
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 125
как целеполагание, так и систематичность ее выполнения, которое осуществляется в несколько этапов:
I этап. Выделение в учебном материале дисциплины по конкретному направлению подготовки в вузе ведущих проблем, идей, категорий и понятий, обобщенных умений и навыков, которые могут быть освоены обучающимися самостоятельно во внеаудиторной учебно-познавательной деятельности.
II этап. Совместное (преподаватель + обучающийся) выдвижение целей внеаудиторной учебно-познавательной деятельности и приведение их в систему.
III этап. Совместная (преподаватель + обучающийся) в рамках консультационного содействия разработка алгоритма внеаудиторной учебно-познавательной деятельности для достижения конкретной образовательной цели.
IV этап. Реализация обучающимися алгоритма учебно-познавательной деятельности, исходя из целей самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине и отражение ее результатов в портфолио студента.
V этап. Проверка достигнутых результатов обучения в ходе внеаудиторной учебнопознавательной деятельности обучающегося и коррекция их, при необходимости.
В начале изучения (первый месяц обучения) любого вузовского курса прохождение студентами I и II этапов идет при непосредственном содействии преподавателя, в дальнейшем обучающиеся самостоятельно со III по IV этапов осуществляют свою внеаудиторную учебно-познавательную деятельность по предмету, содействие преподавателя опосредовано. В этом и есть суть содействия, как одного из способов перевода управления внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся в самоуправление.
Примечания
1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. язык, 1990. - 921 с.
2 Платонов, К.К. Словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
3 Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. / под ред. В.В. Давыдова - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - Т 1. - А-М. - 608 с.
4 Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
5 Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. - Казань, Изд-во: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
6 Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов и др.: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. -356 с.
7 Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы среднего и высшего образования: XI межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.
8 Коробейникова, И.Ю. Аспекты подготовки бакалавров через инспирацию компетенций / И.Ю. Коробейникова, О.Р. Шефер //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических наук: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов г. Челябинск. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - С. 185-189.
9 Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер //
126 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
Актуальные проблемы среднего и высшего образования: XI межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2015. - С. 112-117.
THE ASSISTANCE OF THE TEACHER AS TRANSFER OF CONTROL EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY
OF STUDENTS IN GOVERNMENT
O.R. Shefer, professor, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
The article reveals the content of the notion "self-government students outside-classroom training-cognitive activity". Description of features of the process of transfer of management by a teacher of extracurricular educational activities in the self-government students this activity is based on the author selected conditions and levels. Such a view would be of interest to specialists in the field of higher education.
Keywords: promotion, management, self-management, extracurricular educational activities.