УДК 370.153
Петунин Олег Викторович
Petunin Oleg
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
INDIVIDUAL ACTIVITY APPROACH TO ACTIVATION OF UPPERCLASSMEN COGNITIVE INDEPENDENCE IN EDUCATIONAL PROCESS
Рассматривается проблема активизации по- The article is about the problem of activation of up-знавательной самостоятельности старших perclassmen cognitive independence in educational школьников в обучении и возможности личностно- process and possibility of individual activity approach to деятельностного подхода к осуществлению дан- the execution of this process ного процесса
Ключевые слова: активизация; познавательная само- Key words: activization; cognitive independence; upper-стоятельность; старшие школьники; образователь- classmen; educational process; individual activity approach ный процесс; личностно-деятельностный подход
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Особенно значимой эта задача становится в отношении учащихся старших классов, которые вскоре вступят на путь обучения тому или иному виду профессиональной деятельности.
Активизация - это систематическая деятельность преподавателя и обучающегося, в ходе которой происходит стимулирование процессов воображения, восприятия, мышления и творчества обучающегося, связанная с его оптимальным умственным напряжением и направленная на формирование умственных потребностей, общее развитие его личности и
активной жизненной позиции.
Мы понимаем познавательную самостоятельность как «качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем» [8, С. 14].
Под понятием «старший школьник» мы рассматриваем учащегося 8-11 -х классов в возрасте 14...17 лет, у которого наибольшее влияние на развитие его психики оказывает учебно-профессиональная деятельность, в результате чего появляется профессиональное и личностное самоопределение за освоение им профессиональных знаний и умений.
Образовательный процесс мы понимаем как специально организованное, целенаправ-
ленное взаимодействие педагогов и учащихся, выраженное через совокупность учебновоспитательного и самообразовательного процессов, и направленное на решение задач образования, воспитания и развития личности [2, С. 87].
Активизацию познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе мы рассматриваем как систематическое и целенаправленное субъектносогласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности учащихся старших классов в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.
Исходной и основной методологической базой в объяснении активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе и механизмов ее формирования мы рассматриваем личностнодеятельностный подход, согласно которому «...ни одно психическое явление (будь то процесс, состояние или свойство личности), проявляющееся в деятельности (а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы, действия и поступки) не могут быть правильно поняты без учета этой личностной преломленно-сти» [4, С. 187].
Личностный подход в исследовании проблемы активизации познавательной самостоятельности старших школьников связан, в первую очередь, с рассмотрением изучаемого феномена как качества личности, характеризующегося рядом признаков. В связи с этим большое значение имеют такие психические явления, как потребности, интересы, мотивы, воля, эмоции, способности, которые в своей совокупности образуют сущностные силы самостоятельности личности.
В то же время конкретной методологией для объяснения рассматриваемого феномена в педагогическом аспекте выступает деятель-
ностный подход, позволяющий, во-первых, рассматривать познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, в связи с чем уместно говорить о самостоятельной познавательной деятельности; во-вторых, рассматривать познавательную самостоятельность с точки зрения механизмов ее формирования. Таким образом, исходной методологической базой в объяснении механизмов активизации познавательной самостоятельности является, по нашему мнению, личностнодеятельностный подход, а ключевыми понятиями выступают личность и деятельность. К интересующим нас принципам данного подхода ученые относят интериоризацию - экстреи-оризацию, а также детерминизм как преломление внешнего через внутреннее.
Теоретические аспекты проблемы личности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов: развитие личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); развитие личности в период обучения и воспитания в общеобразовательной школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.); ценностные основания личностно-ориентированного воспитания в общеобразовательной школе (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова и др.); целостная концепция организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся (В.А. Беликов).
С педагогической точки зрения основные идеи личностного (личностно-ориентированного) подхода в образовании могут быть сведены к следующим положениям:
1) обеспечение развития личности через организацию ее деятельности;
2) единство взаимосвязи и взаимоперехо-да личностной и предметной сторон деятельности;
3) учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;
4) формирование представления о деятельности как личностно значимой.
«Сущность личностного подхода заклю-
чается в ориентации процесса образования на личность как цель, субъект, главный критерий его эффективности» [1, С. 29].
В плане рассматриваемой проблемы заслуживает внимания точка зрения А.Н. Леонтьева, по его мнению развитие личности определяется процессом, в котором преломляются внешние и внутренние условия, влияющие на ее формирование. Преломляясь, они выступают уже не в качестве внешних факторов, внешних сил, движущих процесс развития личности, а в качестве внутреннего, заключенного в самом процессе развития личности соотношения.
Развитие личности, формирование тех или иных ее качеств, в том числе и познавательной самостоятельности, как мы уже отмечали, возможно только в деятельности. Поэтому особое значение в психолого-педагогичес-ких исследованиях имеет деятельностный подход.
Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен. Ее основными характеристиками, по мнению Т.И. Шамовой, являются предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира; социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию; сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую [9, С. 104].
В научной литературе различают две формы деятельности, которые переходят друг в друга: внешнюю предметную (коллективную) деятельность людей (исходную и основную форму деятельности); внутреннюю (индивидуальную) деятельность. Исходя из этого, среди имеющихся определений деятельности разли-
чают онтогенетический и филогенетический подходы. Первый подход выявляет исторические и социальные аспекты деятельности, которая выражает активность человека, направленную на объекты или на других субъектов. Второй подход представляет деятельность как высший (после реакции и поведения) уровень реагирования, возникающий в процессе развития психики, свойственной только человеку. В зависимости от подхода варьируется структура деятельности. В первом случае она представляет баланс интериоризации и экстериориза-ции, во втором - как система компонентов, которые в обобщенном виде представлены как цель, средства достижения цели, результат.
Для осмысления сущности познавательной самостоятельности и механизмов ее формирования существенны оба подхода. Инте-риоризация, как переход внешних действий во внутренние, происходит посредством создания позитивного отношения к самостоятельному познанию, осмысление методов самостоятельной познавательной деятельности, создание внутреннего плана деятельности. Эксте-риоризация как переход внутренних действий во внешние включает воплощение замыслов с помощью освоенных способов самостоятельной деятельности.
Основные положения теории интериори-зации - экстериоризации позволяют осмыслить познавательную самостоятельность с точки зрения сущностных сил личности. На основе интериоризации внешней познавательной деятельности происходит преобразование внутренних структур психики. Исходя из утверждения С.Л. Рубинштейна, что человек и его психика, а следовательно, и качества личности формируются и проявляются в практической деятельности, и что деятельность есть динамическая система взаимодействия субъекта с миром, следует, что преобразованные внутренние структуры человеческой психики должны быть реализованы, т.е. воплощены во внешние его психические проявления - в самостоятельной познавательной деятельности.
Поэтому познавательная самостоятель-
ность как качество личности есть экстериори-зация внутренних структур психики (умений, мотивов, ценностей, воли и т.д.) в самостоятельной познавательной деятельности. Если же учесть, что личность в психологии характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта самостоятельно выходить за собственные пределы, а также устойчивой доминирующей системой мотивов и динамическими смысловыми системами (Л.С. Выготский), то в существующее понимание экстериоризации в некоторых случаях необходимо вносить поправку -сознательная экстериоризация.
Суть познавательной самостоятельности можно объяснить и с помощью принципа детерминизма, разработанного С.Л. Рубинштейном, который писал: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самостоятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Потому тем, что он есть, его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [7, С. 438].
Ученый отмечал, что внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий. Причем он подчеркивал, что внутреннее под влиянием внешнего изменяется, приобретает новые свойства.
Таким образом, с позиций личностнодеятельностного подхода основополагающим является положение о взаимосвязи деятельности и развития личности. При этом для каждого периода развития личности характерна своя ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что «ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития» [5, С. 66].
Для старшеклассников психологопедагогическая наука определяет ведущей деятельностью - «познавательную деятель-
ность», «учебно-познавательную деятель-
ность», «учебную деятельность».
Понятие «учебная деятельность» по отношению к понятию «учение» рассматривается педагогами как более широкое по содержанию, поскольку включает одновременно и деятельность обучаемого, и деятельность обучающего. Ю.К. Бабанский, анализируя содержание понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», отмечает, что они имеют определенную общность, но, вместе с тем, и специфическое отличие.
В философском энциклопедическом словаре познание рассматривается как «высшая форма отражения объективной реальности» [11, С. 389]. В новейшем философском словаре познание определяется как «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверного знания о мире» [6, С. 527]. Современное понимание сущности данной категории наиболее полно представлено В.В. Ильиным в следующих научных положениях: познание - это творческое воспроизведение субъектом объекта; познание детерминировано предметно-вещим типом человеческой деятельности; познание - это творчески-производительная деятельность, результатом которой выступает многообразие знаний; познание сообразуется с начальным запасом мыслей и вследствие этого попросту не имеет начала; оно не начинается с ничего, т.е. ощущения, есть лишь возможность продолжать его, отправляясь от исходных знаний; познание обусловлено языком, имплицирующим семантические картины мира; познание целенаправленно, избирательно: оно оперирует некоторым срезом предмета, представленным в ценностно-окрашенном пространстве смыслов, координатами которого выступают для каждого конкретного случая специально устанавливаемые субъективно значимые значения параметров объективной реальности [3, С. 40].
Гносеология дает однозначный ответ на вопрос о цели познания: познание направлено на постижение истины; цель и итог познания -
истинное знание.
По мнению Г.И. Щукиной, функциональное назначение учебно-познавательной деятельности состоит в том, что она:
1) вооружает знаниями, умениями и навыками;
2) содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;
3) развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
4) выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
5) приобщает к поисковой и творческой деятельности [10, С. 42].
Рассматривая содержательные характеристики познавательной и учебно-познавательной деятельности, Ю.К. Бабанский отмечает, что в самом общем виде познавательная деятельность включает в себя учебнопознавательную деятельность школьника, но в то же время для обучающегося познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Поэтому в педагогическом аспекте познавательную деятельность и учебно-познавательную деятель-
1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный подход {Текст] / В.А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология {Текст] /Л.С. Выготский; - Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Ильин, В.В. Философия: учебник для вузов. Ч. 2. /В.В. Ильин - М.: Академический проект, 2002.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность {Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: АСТ-пресс, 2005.
5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии:
учебное пособие для вузов {Текст] /
А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2007.
6. Новейший философский словарь: 3-е изд.,
ность обучающихся можно рассматривать как синонимы.
Таким образом, анализ проблемы активизации познавательной самостоятельности личности через личностно-деятельностный подход позволяет выделить два фактора, определяющие данный процесс:
1) оформление познавательной самостоятельности как качества личности происходит в контексте социальных условий. Жесткая детерминация процесса становления данного качества личности факторами общественного развития сказывается, прежде всего, на характере содержания самостоятельности, выраженном в ценностных ориентациях и на четкой очерченности сферы возможностей удовлетворения потребности в информации в сложившихся системах социальных отношений;
2) становление познавательной самостоятельности как качества личности в индивидуализированном аспекте обусловлено системой отношений, складывающихся вокруг личности в процессе ее формирования - ситуацией развития, а также способностями, влияющими на ценность осуществления программы деятельности, своего рода «потенциалом активности личности». Литература
исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии {Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: Книга, 2006.
8. Петунин, О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография {Текст] / О.В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
9. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников {Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Просвещение,1975.
10. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя {Текст] / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986.
11. Человек: Философско-энциклопедический словарь {Текст]. - М.: Владос-пресс, 2000.
Коротко об авторе__________________________________
Петунин О.В., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ГОУ «КРИРПО»), лауреат Премии Президента РФ petunnin@yandex.ru
Научные интересы: личностно-деятельностный подход
___________________________________Briefly about author
Petunin O, Ph. D. (Pedagogics), Assistant Professor, Head of Natural-Science and Mathematical Disciplines Department, Kuzbas Regional Educational Workers' Training and Retraining Institute, the Russian Federation President prizewinner
Scientific interests: individual activity approach