ЛИЧНОСТЬ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ И ПЕРСОНАЛИЗМЕ
Николай Николаевич Кожевников,
доктор философских наук, профессор Якутского государственного университет а им. МК. Аммосова.
Развитие представлений о личности
Проблемы, связанные с понятием «личность», были в центре внимания философов, писателей, начиная с эпохи античности (стоики, римская юриспруденция). Личность, согласно ставшему классическим определению Боэция, данному им в начале VI в., есть «индивидуальная субстанция рациональной природы». Вследствие этого очень долго, вплоть до XIII в. ? «золотого века схоластики», понятие «личность» оставалось эквивалентным понятию «человек». Личность моральна, живет и действует, являясь чем-то раз и навсегда данным, к ней не применимы термины «становление», «формирование».
Процесс осмысления личности продолжался в позднем средневековье и в эпоху Возрождения (учеными, художниками). Однако в полном объеме эта проблема была поставлена в Новое время (Декарт, Бэкон). Декарт выделил в личности основание - «самосознание духовной субстанции», вся сущность которой заключается в том, чтобы мыслить. Таким образом, личность для него -всего лишь замкнутое на себя сознание. Лейбниц считал самым существенным в личности совесть, Локк -самосознание, обеспечивающее тождество «Я», Беркли сводил это понятие к духу. Кант считал, что «личность от личает ся от других вещей тем, чт о она есть не средство, а "цель сама по себе", и т ребование относиться к человеку в соответствии с этим являет ся высшим этическим принципом Канта» [1, стр. 401]. С Фихте начинается рассмотрение личности во взаимоотношениях индивида и «другого», так что во многих направлениях современной философии под личностью понимается конструкция из трех элементов: индивид, «другой» и устойчивая система взаимоотношений между
Н. Н. Кожевников
ними. Под «другим» могут подразумеваться Бог, Гуру, Друг, Супруг, ключевой этап в развитии индивида. Понятие «другой» наиболее полно осмыслено в экзистенциализме, где это не просто другие люди, индивид или человечество. «Другой» проявляется в одиночестве, когда человек совершенно не думает о чужих мнениях и оце нках. «При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признает ся ее сущностью» [2, стр. 401]. «Соотношение понятий "индивид" (продукт ант ро-погенеза), "личность"(индивид,усво-ивший общественно-исторический опыт) и "индивидуальность" (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: "Индивидом рождают ся. Личностью ст ано-вят ся. Индивидуальность от ст аи-вают"» [Там же, стр. 403].
В ХХ столетии проблемы, связанные с формированием личности, столкнулись с новыми сложностями: симулякрами1, этической инверсией, резким возрастанием вызовов человечеству и их глубиной. Появились философские направления (марксизм, фрейдизм), ориентированные на одну из функций человека, что способствовало разрушению духовной свободы и уникальности индивида. С другой стороны, в последнее столетие нарастали проблемы, связанные с самой сущностью человека, неизбежно возникающие в процессе формирования личности. Эти проблемы называют экзистенциальными, и несколько направлений современной философии ? экзистенциализм, персонал изм, отдельные разделы философии жизни и прагматизма ? занимались их разработкой.
Рассмотренные ниже направления философии экзистенциально-личностной ориентации являются важными элементами «духовной революции», ключевыми подходами ее формирования.
1 Симулякр - образ, лишенный сходства с предметом, но создающий эффект подобия. В античной философии это обусловливалось душевным состоянием, фантазмами, химерами, призраками, галлюцинациями, толкованием снов, страхами, бредом.
Экзистенциализм
Экзистенциализм, возникший в 20-е гг. ХХ столетия (при своем появлении он назывался «философия существования»), сосредоточился на смысложизненных вопросах отдельной личности и индивида в целом, таких как ответственность, выбор, отношение к своему призванию, к смерти и т.п. Как течение в философии экзистенциализм просуществовал до середины 19б0-х годов. Распространена точка зрения, что «термин "экзистенциализм" не обозначает никакой философской системы в от дельности» [6, стр. 148].
Индивид рассматривается экзистенциализмом в критической кризисной ситуации, заброшенным в иррациональный поток жизни, на который он не способен оказать никакого воздействия. Все вопросы исследуются этим философским направлением в контексте духовной выдержки и противостояния индивида внешним обстоятельствам. Причем большинство представителей этого направления не показывают и не предлагают человеку потусторонней перспективы «загробной жизни» или каких-либо «перерождений».
Исследуя «открытого» индивида, экзистенциализм рассматривает его собственное бытие (экзистенцию2) и основные свойства: конечность, смертность, незамкнутость, открытость для трансценденции. В немецком экзистенциализме используется термин «Dasein»3 (здесь ? бытие), обозначающий существование человека именно в этом остановленном моменте времени; «наличное сознание», анализируемое в качестве бытия. Dasein является предметом исследования философии существования, где бытие обнаруживается только прямым доступом к нему посредством переживаний страха, ужаса, скуки, отвращения, надежды, отчаяния, решимости. Такое переживание «пограничных ситуаций» ? безвыходных предельных жизненных обстоятельств ? и есть ядро экзистенциального метода. Причем переживанию и соответствующему ему мгновенно запечатленному состоянию сознания не дают превратиться в рассуждение, а тем более в теоретизирование. Индивидуальная субъективность сознания дает, по мнению экзистенциалистов, самое надежное представление об истине, хотя это сознание ? чувствующее, страдающее, озабоченное, не активное в духовном и гносеологическом смысле. Вырваться из трагического мира индивид может прежде всего благодаря творчеству.
Таким образом, экзистенциализм пытается возродить онтологию, чтобы понимать бытие не как эмпирическую реальность или рациональную конструкцию научного мышления, не в виде «умопостигаемых сущностей классического рационализма», но как экзистенцию, данную непосредственно в виде собственного существования. Особое значение имеют атрибуты экзистенции: временность (конечность) и трансцендиро-вание (выход за свои пределы).
Экзистенциализм выделяет подлинную, то есть экзистенциальную временность (она же ? историчность), противопоставляя ее физическому времени, кото-
рое производно от историчности. В феномене времени подчеркивается определяющее значение будущего,
4
рассмотренное в связи с такими экзистенциалами , как «решимость», «проект», «надежда», утверждается его связь с человеческой деятельностью, прежде всего с «исканием», «напряжением», «ожиданием». Временность и «ситуационность» экзистенции (принадлежность к определенному народу, наличие биологических, психологических и других качеств) - модусы (случайные, несущественные свойства предметов) ее конечности.
Трансцендирование обычно связывается с проблемой человеческой свободы. Согласно Ясперсу, «индивид т рансцендирует от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости... Следовать своей цели, даже если она оказывает ся неосуществимой, ? т аково условие подлинного бытия» [9, стр. 67].
Для философов-экзистециалистов человек превосходит свою функцию благодаря открытости (Марсель) либо обретая полную свободу (Сартр). Личность здесь есть самоцель, а средством, обеспечивающим возможность существования индивидов, является состоящий из них коллектив. Защиту каждой личности, создание условий для ее развития обеспечивает общество. Тем самым в человеке выделяется как бы несколько слоев: природный, социальный и экзистенциальный. Последний не может быть исследован научными методами, но может быть раскрыт философией. Человек в экзистенциализме приносит жизнь в жертву своему предназначению, так что личность можно определить и как «готовность к самопожертвованию». В отличие от житейского страха (потеря жизни или жизненных благ), онтологический страх - есть боязнь не найти предназначения, которое было бы важнее жизни и всех ее благ. Экзистенцию можно рассматривать как судьбу или призвание, которым следует подчиняться и переносить как нечто абсолютное, поскольку они есть абсолютное бытие. Следовать же им следует даже тогда, когда цель неосуществима. Г. Марсель и М. Мерло-Понти стоят у истоков «философии собственного тела» [8, стр. 15], что открывает новые подходы для исследования «индивида» и «личности».
Поскольку экзистенциалисты предпочитают чувственно-интуитивное восприятие мира другим способам его постижения, то важнейшими сферами приложения методов этого направления становятся история, литература. В истории индивид просто пребывает, а его поступки начинают определяться тем воздействием, которое способно оказать на них будущее, то есть в переживаниях своих поступков он устремляется в вечность. Экзистенциальная философия лучше всего подходит для людей, целенаправленно осмысливающих свою судьбу ? философов, писателей, художников, артистов ? и активно опирающихся в своей жизни на творчество (религиозное, художественное, философское).
Экзистенциализм традиционно разбивается на теистический (религиозный) и атеистический. В первом смерть, или «бытие-к-концу», составляет конститутив-
2 Экзистенция (от лат. existo - существую) - существование, один из аспектов бытия.
3 Dasein (с нем., здесь ? бытие). Этот термин переводят и как наличное сознание, анализируемое в качестве бытия.
4 Экзистенциал - термин, введенный вместо «категории» М. Хайдеггером и означающий модус человеческого существования в его слиянности с «жизненным миром».
ный момент существования. У истоков теистического экзистенциализма стоит С. Кьеркегор. Серьезный вклад в его развитие внес Н. Бердяев, рассматривавший проблему конечности существования в аспекте христианского эсхатологизма5.
Карл Ясперс (1883 ? 1969) ? немецкий философ-экзист енциалист.
Кьеркегор развивал экзистенциалистскую диалектику. Выделяя три стадии развития личности, соответствующие трем типам экзистенции (эстетической, этической, религиозной), он рассматривал особенности перехода от одной из них к другой. В этот процесс вовлечено мышление, но окончательный момент связан с выбором, определяемым человеком в целом. Кьеркегор считал, что «истинное этическое воззрение на жизнь требует от человека не внешнего, а внутреннего долга, долга к самому себе, своей душе, которую он должен не погубить, но обрести» [10, стр. 301].
Ж. Сартр, А. Камю развивали атеистический экзистенциализм, связывали экзистенцию с бытием и Ничто. Экзистирование означает выбор своего подлинного «Я», причем Сартр и Камю многократно доказывали, что бессмысленность, абсурдность бытия вовсе не означает бессмысленность человеческого существования. Этот тезис можно сравнить с аналогичным утверждением, что отсутствие Бога не означает отсутствие морали. Камю считал, что не мы выбираем наши проблемы, но они выбирают нас, так что человеку не остается ничего другого, как быть избранным. Экзистенциализм получил огромную поддержку в литературной среде. Помимо творчества представителей этого направления Ж.-П. Сартра, А. Камю, Симоны де Бовуар, экзистенциальными мотивами проникнуты многие произведения А. Сент-Экзюпери, Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка, Т. Ман-
на, Г Гессе, М. Унамуно. Рассмотрим основных представителей экзистенциализма.
Ясперс Карл (1883 ? 1969) считал, что пограничные ситуации, то есть безвыходные предельные жизненные обстоятельства, являются «шифром», символом человеческого положения в мире. В экзистенциалистской концепции личности, разработанной Ясперсом и Хайдег-гером, главным является онтологический страх. Индивид стоит перед выбором возможностей: быть собой (подлинная экзистенция) или не быть собой (неподлинная экзистенция).
Хайдеггер Мартин (1889 ? 1976) не относил себя к экзистенциалистам, однако его творчество в ранний период (до 1930 г.) было тесно связано с этим направлением. Выделим две основные экзистенциалистские хай-деггеровские идеи: жизнь лицом к смерти и обратный отсчет времени. Первая из них - обращенность к Ничто ? обеспечивает подлинное существование. Вторая ? с отсчетом времени от момента смерти (а не от рождения как обычно) ? оказала серьезное воздействие на формирование современных литературных и художественных концепций. Если человек отказывается от себя как от личности, то он превращается в безличный анонимный мир, где никто не несет ни за что ответственности. Этот мир Хайдеггер назвал «Man» (безличное немецкое местоимение). В нем нет субъектов действия, и все друг другу «другие», в том числе и индивид по отношению к самому себе.
Сартр Жан-Поль (1905 ? 1980) сформулировал фундаментальный тезис ? для человека существование предшествует сущности, ? который принципиально отличает экзистенциализм от всех других философских направлений, где сущность предшествует существованию. Следовательно, человек свободен в том смысле, что для него не существует никаких норм и предписаний. Человек сам должен принять решение и определить, какого типа личностью он собирается стать. Он есть прежде всего проект и будет тем, кем он запроектирует быть. То есть свобода в этом понимании означает намеренность действия. Человек, по Сартру, «заброшен» в этот абсурдный мир и «обречен» на свободу, благодаря которой проявление сущности человека вообще возможно. Истинное философское состояние - это тоска, перманентное разочарование, которые нужно сохранять, оберегая их от замещения другими, на самом деле фальшивыми эмоциями. Истинной моралью, по Сартру, является готовность взять на себя ответственность за все, нести бремя бытия. Начиная с середины 60-х гг. Сартр не причислял себя к экзистенциализму. Свой главный философский труд «Бытие и ничто» Сартр дополнил подзаголовком «Опыт феноменологической онтологии».
Персонализм
Персонализм ? учение о личности и взаимодействии личностей. Это философское направление, в котором личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом нашей цивилизации. Предтечей этого направления часто называют неокантианца Ш. Ренувье (1818 ? 1903), который отстаивал религиозно-этический теизм,
5 Эсхатологизм ? религиозное учение о конечной судьбе человеческой личности и всего сущего в «вечности», т.е. за пределами биографии, истории, вообще «этого» мира.
Жан-Поль Сартр (1905 ? 1980) ? французский философ, писат ель, лит ературный критик.
называемый им «светской религией». В России идеи персонализма развивали Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, а также эпизодически ? Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков.
В современной западной философии персонализм как учение разрабатывается в основном американскими и французскими мыслителями. «Американский персонализм возник в конце XIX в. Его основатель Б.П. Боун (1847 ? 1910), главные предст авители - Дж. Хауисон, Р. Флюэллинг, Э. Брайт мен, У. Хоккинг. Понятие личности т ракт ует ся ими как процесс развития личностного начала, кот орое достигает ся путем единения с Богом. В цент ре американского персонализма -религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяет ся вопросам свободы и нравственного вос-пит ания. Моральное самосовершенствование граждан должно привест и к общест венной гармонии» [3, стр. 223].
«Персонализм основывается на учении о священности и неприкосновенности личности, рассмат рива-емых как проявление космической энергии, кот орая создает мир и вдохновляет все гениальное в человеке» [11, стр. 157]. «Чтобы быть личностью, необходимо обладать способностью творить из ничего, не теряя своей собственной идентичности» [12, стр. 249]. Личность создает вокруг себя поле активной деятельности, исключительное и неповторимое, ориентированное на духовное совершенство. Бог в персонализме является высшим уровнем личности, системой идеалов, к которым она стремится. Человек черпает свою творческую энергию от Бога, а сущность Бога может раскрыться только через человеческое бытие. Яркий представитель американского персонализма У. Хоккинг отмечал: «Привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как
специфическая болезнь современного общества» [13, стр. 275].
Персонализм во Франции сформировался в начале 30-х гг. XX в. Его основоположник ? Э. Мунье, основные представители - Д. де Ружмон, П.-Л. Ландсберг, М. Не-донсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье ? выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе цивилизации. Выделим основных представителей экзистенциализма.
Мунье Эмманюэль (1905 ? 1950) - главный теоретик французского персонализма ? считал, что «материя одерживает победу над духом: одна его часть порабощена, другая отступает и, пребывая вдали от земных проблем, ведет несвойственную ей жизнь ссыльного... Только дух являет ся причиной всякого порядка, если он инициативен, и всякого беспорядка, если отказывает -ся от инициативы» [4, стр. 27].
«Подлинным злом века являет ся то, что всем нам обычно недост ает личностного начала. Но личность постоянно преследуют две болезни: индивидуализм и тирания коллектива. Ныне они достигли своего пика в своем злодеянии, а их последствия дополняют друг друга, ибо они представляют собой два лика одного и т ого же зла» [Там же, стр. 60]. Исходя из вышеизложенного, Мунье утверждал: «Мы называем персоналист ским всякое учение, всякую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности над материальной необходимостью и коллективными механизмами, кот орые служат опорой в ее развитии... проби-
ЖАН ПОЛЬ САРТР
БЫТИЕ И НИЧТО
Обложка книги Ж.-П. Сартра «Бытие и ничт о».
Эмманюэль Мунье (1905 ? 1950) ? основат ель и ведущий т еоретик французского персонализма.
вают себе дорогу по ту сторону фашизма, коммунизма и разлагающегося буржуазного мира» [Там же, стр. 269].
Флюеллинг Р.Т. (1871 ? 1960) ? ученик Б.П. Боуэна, считал, что «признание материи как первичного начала являет ся удивительно простым и заманчивым объяснением мира, но в то же время самым опасным и ложным» [14, стр. 52], поскольку она является пустой абстракцией, ничего не говорящей о содержании. Это может быть исправлено, если одновременно с материей рассматривать дух. И даже революция воспринимается персоналистами как восстание духа: «Для совершения революции в материальном мире необходим, прежде всего, огонь революционного сознания» [15, стр. 30].
Брайтмен Э.Ш. (1881 ? 1953), также ученик Б.П. Боуэна, исходил из определения: «Персонализм - эт о вера в то, что вся Вселенная есть общество сознательных существ, что энергия, описываемая физиками, есть божья воля в действии и что не существует бессознательного, безличного бытия. Все, чт о есть, есть сознательный дух или некоторая фаза либо аспект сознательного духа» [16, стр. 114].
«Личность в персоналист ской т ракт овке выст у-пает как единство трех основных характеристик: экс-териоризации, интериоризации и т рансценденции. Экстериоризация - это осуществление личности вовне; интериоризация - внут ренняя сосредот оченность личности, ее духовный мир; и экстериоризация, и инте-риоризация находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением т рансцендирования, нацеленным на
высшие, божественные ценности - истину, красоту, благо» [3, стр. 223]. Эту мысль часто выражают проще, выделяя в персонализме три измерения личности: нравственную склонность, воплощение и общение. Личность ориентирована на общество как на сообщество личностей, то есть морально ответственных людей, каждый из которых выходит за пределы присущих ему социальных отношений. Часть персоналистов негативно относится к понятию индивида, считая его разложением личности в материальном, разновидностью практического материализма.
«Личность - это целостный объем человека, согласованность его длины, ширины и глубины, напряжение, существующее между тремя духовными измерениями: тем, чт о поднимет ся снизу и воплощает ся в теле; тем, чт о направляет ся вверх и поднимает ся на уровень универсальности; тем, что идет вширь и приводит к сопричастности... Таким образом, т ремя главными видами действия при формировании личности являются: размышление (поиски призвания); вовлечение (признание своей воплощенности); самораскрытие (гот овность к самопожертвованию и жизни в другом). Как только личность теряет одно из этих движений, она приходит в упадок» [4, стр. 59 ? 60].
«Для персоналистов духовный мир личност и интенционален6 по своей ст рукт уре, но специфической черт ой эт ой интенциональности являет ся ее открыт ость не в ст орону реального мира, а в ст орону т рансцендент ального» [5, стр. 35]. Персоналисты считают, что исследование субъективности должно начи-
л и . -I л
1 а
1 ■ В
эммдндаль мунье
МАНИФЕСТ
ПЕРСОНАЛИЗМА
Обложка книги Э. Мунье «Манифест персонализма».
наться не с простейших элементов человеческой психики, а «... с" высших принципов'', с т рансценденции, являющейся основой конст итуирования личност ного бытия. Трансценденция т ракт ует ся персоналист ами как особая сфера человеческого сознания, которая в отличие от разума, детерминированного наличной действительностью, не имеет никаких оснований в прошлом и целиком принадлежит будущему» [Там же, стр. 37]. «Шкала оценок не дана человеку ("человек не предопределен''), он сам создает ее, исходя из собственного опыт а личностного бытия. Его дух в силу своей телеологической структуры создает модель должного бытия, являющуюся горизонтом человеческой жизнедеят ельност и. Именно эт от порыв человеческого духа и называют персоналисты "божественной трансценденцией''. Она божественна, поскольку находится за пределами конкретного человеческого существования и не несет в себе черт реального поведения. Эт о зов некоего высшего бытия, призыв к наиболее полной самореализации человека. Но божественная т рансценденция и человечна в то же время, поскольку она ? творение человеческого духа, модель человеческого бытия. Она т рансцендентна, поскольку выст упает на грани небытия, т ого, чт о не существует, а требует существования и отвечает "наивысшим'' человеческим ст ремлениям, выступает перед ним как образ т ого, "кем он мог бы быть''» [Там же, стр. 42].
Лит ерат ура
1. Бандуровский К.В. Личность. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. II - М: Мысль, 2001. -С. 400 ?401.
2. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. II - М: Мысль, 2001. - С. 4017404.
3. Вдовина И.С. Персонализм. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. III - М: Мысль, 2001. - С. 2227224.
4. Мунье Э. Манифест персонализма / Пер с фр. -М.: Республика, 1999. - 559 с.
5. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. - М.: Искусство, 1981. -192 с.
6. Коплст он Ф. Ист ория философии. ХХ век / Пер. с англ. - М.: Цент рполиграф, 2002-269 с.
7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии / Пер. с фр. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. 7 216 с.
8. Гайденко П.П. Экзистенциализм. Новая философская энциклопедия в 4 тт. Т. IV - М: Мысль, 2001. -С. 4207421.
9. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. - Berlin, 1932.
10. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / Пер. с дат . -СПб, 1894. - С. 3307331.
11. American Philosophy. Ed. by R.B. Winn. - N.Y., 1965.
12. Contemporary American Philosophy / Ed. by J.E. Smith. -N.Y., 1972.
13. Hocking W.E. Man and the State. - N.Y., 1953.
14. Flewelling R.T. Creative Personaiity. - N.Y. -1931.
15. Flewelling R.T. Man and History - N.Y., 1952.
16. Brightman E.Sh. Nature and Values. - N.Y, 1945.