Научная статья на тему 'Художественный мир Г. Н. Айги и философия экзистенциализма в контексте французской литературы второй половины XX века'

Художественный мир Г. Н. Айги и философия экзистенциализма в контексте французской литературы второй половины XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1348
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / БУНТ / АБСУРД / КОД СМЕРТИ / ИСКУССТВО МОЛЧАНИЯ / EXISTENTIALISM / PHILOSOPHY OF THE EXISTENCE / EXISTENCE / REBELLION / NONSENSE / CODE OF THE DEATH / ART OF THE SILENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анисимова Екатерина Геннадьевна

Рассмотрены основные мотивы философии экзистенциализма на примере французских поэтов и писателей-экзистенциалистов. По мнению французских поэтов и писателей-экзистенциалистов, человек временное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, неизбежной в творчестве французских поэтов и писателей-экзистенциалистов перекликается с мортальной тематикой поэзии чувашского поэта Геннадия Айги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART WORLD OF G.N. AYGI AND THE PHILOSOPHY OF EXISTENTIALISM IN FRENCH LITERATURE OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY

This article discusses the main motives of the philosophy of the existentialism in the case of the French poets and writers of the existentialism. According to the French poets and writers of the existentialism, the person is a temporary substance intended to the death. The notion of death as self-evident, inevitable in the works of French poets and writers-existentialists echoes the theme of the death in the poetry of Chuvash poet Gennadiy Aygi.

Текст научной работы на тему «Художественный мир Г. Н. Айги и философия экзистенциализма в контексте французской литературы второй половины XX века»

УДК 821.511.111.0

Е.Г. АНИСИМОВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Г.Н. АЙГИ И ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: экзистенциализм, философия существования, экзистенция, бунт, абсурд, код смерти, искусство молчания.

Рассмотрены основные мотивы философии экзистенциализма на примере французских поэтов и писателей-экзистенциалистов. По мнению французских поэтов и пи-сателей-экзистенциалистов, человек - временное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, неизбежной в творчестве французских поэтов и писателей-экзистенциалистов перекликается с мортальной тематикой поэзии чувашского поэта Геннадия Айги.

Ye.G. ANISIMOVA

THE ART WORLD OF G.N. AYGI AND THE PHILOSOPHY OF EXISTENTIALISM IN FRENCH LITERATURE OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY

Key words: existentialism, philosophy of the existence, existence, rebellion, nonsense, code of the death, art of the silence.

This article discusses the main motives of the philosophy of the existentialism in the case of the French poets and writers of the existentialism. According to the French poets and writers of the existentialism, the person is a temporary substance intended to the death. The notion of death as self-evident, inevitable in the works of French poets and writers-existentialists echoes the theme of the death in the poetry of Chuvash poet Gennadiy Aygi.

Одним из крупнейших и влиятельных течений ХХ в. стал экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философия существования.

Идею «экзистенционального мышления» выдвинул С. Кьеркегор. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциональное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности. Первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа, поставившего в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Объективное мышление, согласно С. Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциональный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя!». Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирноисторическую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому к себе, воплотился в форме философской мысли.

С. Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет». Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка», а отсюда - переход к мифу. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения, полагал С. Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. При этом он не принял межчелове-ческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества.

Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как на переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество - ведущие темы экзистенциализма, что видим в творчестве чувашского поэта Г.Н. Айги, а также в творчестве французских поэтов Ива Боннефуа, Валери Ларбо, Мишеля Деги. В центре внимания названных поэтов лежит проблема сущности человеческой жизни; по их мнению, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании:

когда Тоска-средь-трупов-быть-Тоска

когда Провинцию-живых-Пора-покинуть [2, с. 198]

(Г.Н. Айги)

Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных» ситуациях - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведет полностью свободное, самостоятельное существование.

Поэты отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, как это видим и в художественном мире Г.Н. Айги, в частности в сборниках «Здесь» и «Теперь всегда снега».

По мнению поэтов, экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ в., обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчле-ненная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно - переживание человеком своего «бытия-в-мире». Бытие не позволяет спокойно созерцать себя - его можно лишь подглядеть украдкой в быстротечных благоприятных обстоятельствах. Рассмотрим стихотворение французского поэта Валери Ларбо «Невыразимое»:

Когда я буду мертв, когда меня причислят

к нашим дорогим усопшим (Сомнительно, чтоб вспомнил обо мне хоть кто-нибудь из тех,

С кем я не раз бок о бок шагал по улицам),

Останется ль тогда в моих стихах хоть что-то От стольких образов, от стольких взглядов, стольких лиц, Мгновенно промелькнувших предо мною в толпе бурлящей? [7, с. 104]

В данном стихотворении лирический герой испытывает экзистенциальное переживание к таинственной структуре бытия. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами. Устремление человека через экзистенциальные переживания к этой таинственной структуре бытия и позволяет ему стать самим собой, вырваться из подавляющего и отупляющего мира повседневности.

Проблема переживания человеком своего «бытия-в-мире» встречается у Г.Н. Айги в стихотворении «Любимое в августе»: светом

страдающе-в-облике-собранным из первосвета явившись вздрагивая ждать

и создана там где обилие лета-идеи склонно наверное к дару где покорилось уменьшенной частью тихим увидеть себя:

«быть»

как в сознании было бы птиц:

« — » [2, с. 43].

С точки зрения поэтов, экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии. Философия смерти заключена между двумя пределами: отчаянием и забвением. Истерическое мировосприятие есть страх, оглядка на смерть, бытие-для-смерти, жизнь как постоянная ее угроза. Эйфорическое мировосприятие: смерти не существует, жизнь как забвение смерти [3, с. 514]. Между этими крайностями пролегает вся бесконечность истины, что и видим в стихотворении Мишеля Деги «Tabula rasa»:

О текст лишенный тел равно и звуков ибо Для криков был написан: нет не записать Вам эту трель послушайте вам это не услышать Как слово отзвуком томимо Он очнулся Как текст он все утратил тот кто Прошел сквозь смерть [7, с. 351].

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волновали людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?»

В начале 40-х годов хХ столетия центр экзистенциалистского движения перемещается во Францию. Именно в этот период создают свои наиболее значительные произведения Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бовуар, А. Сент-Экзюпери.

Французская «философия существования» в центр внимания помещает человека. Существование понимается как «конкретное», т.е. единичное, индивидуальное, неповторимое, и противопоставляется всему общему, закономерному, рациональному.

Оригинальный представитель экзистенциализма в ХХ в. во Франции -Жан Поль Сартр (1905-1980), философ, писатель, искусствовед, общественный деятель. Известен своими романами, пьесами, очерками, памфлетами. Автор ряда философских работ: «Бытие и Ничто», «Воображение», «Экзистенциализм - это гуманизм» и т.д.

В своем труде «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр утверждает, что «экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило... Это не значит, что мы верим в существование бога, - просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм - это оптимизм, учение о действии» [6, с. 344].

В творчестве же чувашского поэта Г.Н. Айги мы, напротив, наблюдаем присутствие Бога в простых и насущных вещах (явлениях), таких как лес, поле, дерево, свет, снег. В своих стихотворениях он пытается обнаружить духовную си-

лу, энергию, присутствие Бога, ставит перед собой вопрос о Боге, об истинном бытии.

Рассмотрим отрывок из стихотворения Г.Н. Айги «Теперь всегда снега», в котором дается подлинно поэтический, музыкальный ответ на самый важный вопрос, неизбежно встающий перед каждым человеком - вопрос о существовании высшего смысла, вопрос о Боге, о вере и неверии. Начало стихотворения таково: как снег Господь что есть и есть что есть снега когда душа что есть

снега душа и свет а все вот лишь о том что те как смерть что есть что как они и есть [2, с. 175]

По мнению художника слова, Бог - высшая сила, существующая как нечто, не зависящее от наших представлений и суждений. Стихотворение ведет не к абстрактному выводу, а к выходу в бесконечность неисчерпаемого бытия. Единый же смысл стихотворения - в энергичном молитвенном утверждении того, что высший смысл - есть.

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы, что видим и в художественном мире поэта. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз навсегда данное. По мнению Сартра, человек осужден быть свободным. Свобода предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу как свободу духа, как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение -смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

В своем творчестве чувашский поэт Г.Н. Айги уделял особое внимание теме свободы, в стихотворении «Немного» читаем: счастье - «Немного» блаженство - «Немного»: о шепот: как ветер - от солнца: хлеба - немного... и света дневного... -и - малого шума людского как пищи - для Смерти готовой... -чтоб мирно ее мы встречали как будто мы все и всегда у любого порога -в страдании братском... -о наша свобода!.. - свеченье душевное: простое:

«Немного» [2, с. 135]

Однако часто у него понятие «свобода» сопряжено с понятием «смерть». Стихотворение наполнено трагизмом, осознанием того, что человек никогда не обретет свободу в полной мере. Только смерть может принести столь желанную свободу:

ту боль что будто цвета духа

читает в нас свобода-Смерть

убийцы-люди = полу-смерть

вторгаясь призраками в Чтенье

есть тленом на-двое - возможно: преходящим!

(свобода Смерти не чиста) [2, с. 115]

У Сартра же с понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его ин-

дивидуальность стандартизована, подчинена различным социальным институтам, которые «стоят» над человеком, а не происходят от него, а следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту», что ярко представлено в романе Ж.П. Сартра «Тошнота». В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

В своем основном философском труде «Бытие и ничто» (1943) Сартр предлагает интенциональный анализ бытия-в-себе, бытия-для-себя и бытии-для-другого как трех формах проявления бытия в человеческой реальности. Самосознание - бытие-для-себя - может существовать, лишь отрицая инертное, пассивное бытие-в-себе. «Ничто», как червь в яблоке, разъедает бытие-для-себя изнутри, обусловливая фундаментальный человеческий выбор, подобный античному року: человек «осужден на свободу», обречен ускользать от себя самого, что рождает чувство тоски, отчаяния, озабоченность, нечистую совесть - основные темы как философского, так и художественно-эстетического мира Сартра.

Видным представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960) - философ, писатель, драматург и актер, участник движения Сопротивления фашизму. Автор философских работ «Миф о Сизифе» (1947), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950-1958).

Как философ и деятель культуры он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии существования.

Уже осенью 1940 г. в Лионе, когда началась работа над первым крупным философским трудом, Камю изложил свое понимание человеческого бытия таким образом: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Все остальное автору книги представлялось второстепенным: какие измерения имеет мир, каким категориями руководствуется разум. Названную им проблему он рассматривал в рамках рассуждений о смысле жизни в условиях господствующего в мире абсурда и ежедневной омерзительной скуки, безотрадного существования.

В своем творчестве Камю все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг идей самоубийства, абсурда и обусловленного этим поведения абсурдного человека с адекватной свободой (4,1219). В книге «Бунтующий человек» в центре философского анализа - бунт личности. Выводя из своего философского кредо - человеческого абсурда - три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает, говорит, наконец «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавшегося «господским распоряжениям».

Тема человеческой солидарности, совместной борьбы против зла - магистральная для повести «Чума» (1947). В философском плане повесть имеет экзистенциальное звучание. Чума - это абсурд, отчуждающий человека от других, от внешнего мира, разум от предмета познания; Чума - это экзистенция, обычное человеческое состояние; наконец, Чума - это непобедимая смерть.

Рождаясь с ощущением великолепия природного «царства», человек обречен на изгнание из него из-за пробуждающегося вместе с разумом чувства абсурда, превращающего его в «человека-вещь», стремящегося к смерти как воссоединению с природой. Истинная мера человека - молчание и мертвые камни; единственное, что роднит человека и мир - нечто вроде привкуса смерти.

Проблема смерти интерпретируется также и в творчестве народного поэта из Чувашии, командора ордена искусств и литературы Франции Г.Н. Айги (19342006) Для него актуальна мортальная тематика: состояние между сном и явью. Мотив умирания видим в стихотворении «Розы с конца»: «...и уступите вы место/ дальнейшему,/ уже незримому, и ради торжества которого/ заранее/ распад задуман/ и вашей белизны самой». Он моделирует пограничный хронотоп: кладбище, поле, лес, зимнее, ночное время. Родожанровая специфика отражает интенцию к смерти: «И: через год (После гибели друга)» (1977); «Спокойно: огни подсолнухов (Памяти Валерия Ламаха)» (1981); цикл «Десять стихотворений (К воспоминаниям о Борисе Пастернаке», 1957-1965), в который входят стихотворения «Предчувствие реквиема»; «Стихи друга - теперь - без него», сборник «Отмеченная зима» (1982), определённый Айги как «завещание» и др.

На метатекстуальном уровне возникает рефлексия о поэтическом языке как особом коде смерти («поэзия - это и есть та связь, тот язык, на котором мы имеем дело со смертью и с Богом.» (5,68)). Дж. Янечек, американский филолог и композитор, называет поэзию Айги «искусством молчания», «парадоксально молчащей поэзией» (8,41). Понятия поэзии и смерти тесно переплетаются в эстетике Айги: «...поэзия. тесно связана с проблемой смерти. Она концентрирует, показывает, что такое слово перед жизнью, перед смертью, перед тем, что мы называем Богом, перед необъяснимой творящей силой в мире» (5,68). Поэзия, по Айги, вне времени, она есть всегда, как «снег», она порождает собственный пространственно-временной континуум. Поэзия, как и смерть, становится пространством экзистенциального свободного выбора между растворением в «повседневности» и творчеством:

Я глазами ем смерть и грустью ем смерть и грусть как губы и то что ем жую как ветки = смерть и смерть = травы [1, с. 15]

(«Как бы это точнее»)

Смерть, по Айги, оказывается не деструктивным, а конструктивным началом, раскрывающим потенциал знака, деконтекстуализируя его, разграничивая означающее и означаемое.

Жанр стихотворения «К предчувствию Реквиема» (1958) отражает траурную семантику текста. Ситуация физического, морального насилия («вас били в то время») переводится на текстуальный уровень («но - только себя отдирая от вас / а не нападая»). Смерть для поэта («тьма») оказывается категорией различных семантических пластов: «безъязыко-мертвящий» хаос как тотальная пустота и смерть как разрушение пространства ради дальнейшего творчества («заняты были не смертью самой: / ещё не матерьялом самим! / а только строительством / сферы для смерти / её подготовкой»).

Мортальный дискурс в творчестве Айги выражает синтез восточного восприятия реальности в пограничном состоянии жизни-смерти, сна-яви, бытия-«небытия». Смерть для Айги - это и итог поэтического откровения, прорыв к «миру-чистоте», и процесс постоянной деконтекстуализации, поиск лирического «я» как «несостоявшегося святого».

Таким образом, центральным понятием экзистенциализма является человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире. Согласно философии экзистенциализма, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме особое место. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний, что и видно в творчестве французских поэтов Ива Боннефуа, Валери Ларбо, Мишеля Деги, а также и в творчестве чувашского поэта Г.Н. Айги. Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

Литература

1. Азарова Н. Геннадий Айги / Н. Азарова // Арион. 2007. № 3. С. 15.

2. Айги Г.Н. Теперь всегда снега: стихи разных лет. 1955-1989 / Г.Н. Айги. М.: Сов. писатель, 1992. 320 с.

3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бы-ченкова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 607 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Ин-телвак», 2001. 1600 с.

5. Сергеев С. Айги Г. Поэзия, как снег, существует всегда... / С. Сергеев // НЛО. 2003. № 62. С. 68.

6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1950. С. 319-344.

7. Французская поэзия XX века / отв. ред. А. Корина. М.: Эксмо, 2005. 480 с.

8. Янечек Дж. Геннадий Айги / Дж. Янечек// Лит. обозрение. 1998. № 5-6. С. 41.

АНИСИМОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА - методист кафедры иностранных языков, Чувашский республиканский институт образования, Россия, Чебоксары (kat1096@yandex.ru).

ANISIMOVA YEKATERINA GENNADYEVNA - teacher trainer, Chuvash Republican Institute of Education, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.