С.Л. Франк
ЛИЧНОСТЬ И МИР (ОСНОВН<АЯ> ПРОБЛ<ЕМА>
МИРОСОЗЕРЦАНИЯ^)1
<Лекция 1>
Для кратк<ого> курса выбрал тему, относящуюся не к отд<ельному> вопросу фил<ософии>, а к центральн<ому> существу человеч<еского> миросозерцания. - Как бы ни формулировать этот основн<ой> вопрос - о смысле жизни, или о понимании существа бытия, или этически - о конечн<ой> цели нашей жизни - сводится к одному: что такое челов<еческая> личность - что за реальность я - и как мне утвердить и осуществить себя среди другой реальности - «мира»? Вопрос не теоретический [Бергсон о филос<офии>.]2 Он не возникал бы, если бы мы не стояли перед трагическ<им> раздвоением -личность в чуждой ей среде мира. Трагизм.
Возможность не замечать трагизма: 1) Реалистич<еская> установка (на внешн<юю> реальность!); незамечание внутренн<его> мира как такового. Позитивизм3. [Целый ряд теорий натурализма имеет целью доказать, что личность - только часть мира4. Дарвинизм (его смысл). Фрейд о смысле
1 Под этим авторским названием публикуются две рукописи 1939 г. - конспекты трех лекций специального курса для слушателей Религиозно-философской академии в Париже. Вначале представлен текст первого чернового автографа, который состоит из двух листов, исписанных чернилами с двух сторон по старой орфографии (4 страницы), с несколькими вставками на полях (взяты в квадратные скобки и отмечены в сносках). Это конспект <Лекции I> и Лекции II <a>. Подчеркнутые слова выделены курсивом, недописанные - в угловых скобках. Место хранения: BAR. S.L. Frank. Box 12.
2 Дописано чернилами на полях.
3 Позитивизм - направление в философии и науке, согласно которому философия должна основываться на обобщении «позитивного», то есть эмпирического, фактического, знания частных наук. Позитивисты отрицали традиционную теоретическую философию. Основателем позитивизма был Огюст Конт (1798-1857).
4 Целый ряд теорий натурализма... - Натурализм (от лат. natura - природа) - философское
направление, рассматривающее природу как универсальный принцип объяснения всего сущего (Эпикур, Дж. Бруно, биологическое мировоззрение XIX в.). Многие натуралисты в
понятие «природы» включают и «дух», отрицая его трансцендентность.
© Франк С.Л.
психоаналит<ической> установки - сломить гордыню человека5.]6 2) Идеа-листич<еская> установка - все ощущение, сон; более редкая, патологи-ческ<ая>. [Субъект<ивный идеализм> (Фихте)7.]8 Обе не выдерживают испытания. В трагич<еских> коллизиях непосредственно осознаются: 1) вну-тренн<яя> реальность личности, 2) объектив<ная> - реальность мира. (Гете о камнях в окна9.)
Выяснить понятия. Что такое «личность» и «мир»? Прежде всего, первое - личность.
Начинаю издалека. [Ближайшее определение:]10 Личность - носитель ду-шевн<ой> жизни. Что понимать под последней?
Душевная жизнь - внешн<яя> установка, в рамках предметн<ого> мира: маленькая и зависимая реальность в составе механизма последнего - вроде вспышек бензина в автомобильн<ой> машине. Полная зависимость от фи-зич<еского> мира (капля циан<истого> калия, удар по голове - хрупкость); деталь в составе последнего. Это и есть реалистич<еская> установка; вся т<ак> н<азываемая> научная психология - такова (до посл<еднего> време-ни)11. Носителем душевн<ой> жизни в эт<ом> смысле мож<ет> быть и животное; во всяк<ом> случае, не есть личность.
Фрейд о смысле психоаналитической установки... - Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог, создатель психоаналитической школы. Философское значение своего учения о бессознательном в душевной жизни человека сравнивал с открытиями Коперника и Дарвина. «Во всех трех учениях содержатся, по мнению Фрейда, открытия, посягающие на гордыню человеческого самосознания <...>. Фрейд отнимает у человека веру в его достоинство, как сознательного, разумного существа, показывая огромное, определяющее его жизнь значение бессознательных по своему характеру и инфантильных младенческих по своему содержанию душевных движений» (Франк С. Психоанализ как миросозерцание // Франк С. Непрочитанное.: статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 295). Психоаналитическая установка, по Фрейду, заключается в отношении к пациенту, которым руководствуется психоаналитик, врачебному и воспитательному: «Поскольку удается путем расспросов больного, исследования его снов и непроизвольных ассоциаций вскрыть бессознательные элементы его душевной жизни и заставить больного самому их осознать, осветить лучом трезвого "дневного" сознания, болезненная сила этих элементов прекращается и достигается выздоровление» (там же. С. 294). Дописано чернилами на полях.
Субъективный идеализм (Фихте). - Фихте был первым, кто попытался представить духовные явления как результат саморазвития Я. Субъективно-идеалистический принцип философии Фихте привел прежде всего к принижению значения объективного бытия, которое полностью определялось Я. Дописано чернилами на полях.
9 Гете о камнях в окна. - Этот пример Франк приводил, когда говорил об ироническом отношении Гете к субъективному идеализму Фихте: «Фихте пришлось "самым неприятным способом убедиться в существовании не Я", - именно, когда недовольные им студенты бросали камни в окна его дома. Несимпатичный ему субъективный идеализм Фихте Гете, как известно, изобразил сатирически в лице заносчивого "бакалавра" во второй части "Фауста"» (Франк С. Живое знание. Берлин, 1923. С. 33-34).
10 Дописано чернилами на полях.
11 ..вся так называемая научная психология... - Об этом подробно Франк писал в книге «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (1917): «Нынешняя психология сама себя признает естествознанием <...> есть вообще не психология, а физиология. Она есть не учение о душе, как сфере некой внутренней реальности, которая - как бы ее ни понимать - непосредственно, в самом опытном своем содержании, отделяется от чувственно-предметного мира природы и противостоит ему, а именно учение о природе, о внешних, чувственно-предметных условиях и закономерностях сосуществования и смены душевных явлений. Прекрасное обозначение «психология» - учение о душе - было просто незаконно похищено и использовано, как титул для совсем иной научной области.» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 422-423).
8
Но возможно и другое. Установка художника-беллетриста. Описание изнутри непосредств<енного> переживания. - Исключит<ельные> состояния: дремота («Тени сизые смесились»12), исступление. Волны душ<евной> жизни все заливают. Общая мысль. Лотце: из всех заблуждений челов<еческой> мысли - самое непонятное есть отрицание реальности духа, через к<ото>ро-го дано все13.
Необходимость преодолеть мысль или чувство, что душевн<ая> жизнь -не «настоящая», а лишь «субъективная» реальность. Недоразумение: что значит «субъективное»? Звон в ушах - звонок; сон - реальность. Все фактическое реально. [Признаки: 1) бесконечность, 2) иное отношение к времени (Бергсон)14, 3) иное отношение к рационально-логич<ескому> - законы логики неприменимы. Мир иного измерения - вселенная.]15
[Тем не менее, и в эт<ом> смысле личность - не носит<ель> душевной жизни, не определима через начало душевности. Душевная жизнь в своем непосредств<енном> потоке скорее безлична, бесформенна. Формирующее начало направлено на преодоление части душевности.]16 Доля истины в понятии субъективности, плохо выраженная. Психич<еское> - реальность, но не настоящая, не устойчивая, не довлеющая себе - потенциальная, а не актуальная - стремление к чему-то иному. Замкнутость в стихии душевности = безумие. Душевность - только медиум для иной реальности. Какой? Внешнего объективн<ого> мира? Душевность и субъект познания - ошибочность их отождествл<ения> (со времен Декарта17). Объективность иного порядка - не
12 «Тени сизые смесились...» - Первая строка из стихотворения Ф.И. Тютчева «Сумерки» (1835).
13 Лотце: из всех заблуждений человеческой мысли... - Лотце Рудольф Герман (18171881) - немецкий философ, врач, естествоиспытатель, развивал идеи объективного идеализма. Приведенные слова Лотце - вольный пересказ эпиграфа к Вступлению из книги С.Л. Франка «Душа человека» (1917). См.: «Из всех заблуждений человеческого ума самым странным мне всегда казалось то, что он мог дойти до мысли сомневаться в своем собственном существе или рассматривать его только как приобретенный продукт внешней природы, ведомой нам лишь из вторых рук, - через посредство того самого духа, который мы отрицаем. Лотце» (Франк С.Л. Предмет знания. С. 421). Эпиграф взят из первого тома «Микрокосма» Лотце ("Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit". 3 Bde., 1856-1864), скорее всего, в переводе самого Франка.
14 ... иное отношение к времени (Бергсон). - Анри Бергсон считал, что чистая длительность, отличная от естественнонаучного понимания времени, познается только благодаря интуиции: «Реальная длительность есть то, что всегда называли время, но время, воспринимаемое как неделимое. Что время предполагает последовательность, я этого не оспариваю. Но чтобы последовательность представлялась нашему сознанию, прежде всего как различение между рядоположенными (juxtaposés) "прежде" и "потом", с этим я не могу согласиться <.. > в пространстве, и только в пространстве, существует отчетливое различение частей, внешних друг другу» (Бергсон А. Восприятие изменчивости. СПб., 1913. С. 31-32).
15 Дописано чернилами на полях.
16 Дописано чернилами на полях.
17 Душевность и субъект познания <...> со времени Декарта. См.: «Душевная жизнь в качестве жизни <...> есть нечто отнюдь не тождественное сознанию, и сознание совсем не есть ее существенный отличительный признак. Скорее мы имеем в лице того и другого два разных начала, как бы материю и форму внутреннего существа человека, которые хотя в конкретном бытии человека всегда связаны или соприкасаются, но для анализа являются разными и разнородными началами. Лишь эта материя внутреннего бытия человека есть то, что может быть названо в строгом смысле психическим в нем; она есть как бы особое начало "душевности", в отличие от присоединяющегося к нему иного начала Логоса или духа.» (Франк С.Л. Предмет знания. С. 496); «Обычное отождествление душевной жизни с сознанием ведет к тому, что под "душой" разумеется сразу же субъект сознания или знания. <.. > В согласии с нашим общим пониманием душевной жизни мы ставим вопрос о "душе" не как о субъекте сознания, а как о субъекте именно душевной жизни» (там же. C. 533-534).
фактически-принудительного, а внутренне-самоочевидного. В последн<ем> счете самоочевидное = самоценное. Истинно реально то, что имеет смысл в самом себе, о чем не надо спрашивать: почему и для чего.
Мы ощущаем корень душевн<ой> реальности в том, что уже не есть душевное, а что-то более глубокое. Самоценное, довлеющее себе. - Чувство незаменимой и абсолютн<ой> ценности моей внутр<енней> жизни; я никогда не могу смотреть на нее, как на только фактическ<ую> реальность, в к<ото>рой ничто не имеет цели в себе. Абсолютное. Это мы называем -духовное. Личность - носит<ель> душ<евной> жизни, имеющий духовный корень. - Неопределенность перехода от духовного к душевн<ому> и наоборот. Осозн<ание> душевн<ого>, как реальности, уже есть осознание ее духовности.
Священное, божеств<енное>, вечное начало (дух - не тварн<ое>!), образ Божий - и мир и судьба личности в мире. Расширение понятия мира. «Страсти» = мир. Безличное и индиффер<ентность> к добру и злу. [Напр<имер>, социальн<ая> стихия - войны, революция = тоже мир! Трагедия личности.]18
Лекция II19 <a>
Дальнейш<ее> уясн<ение> понятия личности. - Не мир делится на личное и безличн<ое> - в составе мира или объект<ивного>, познаваемого бытия «личность» не встречается (личн<ость> - иное, чем «одушевл<енное>», «живое» etc.). Откуда знаем? «Личность» как точка абсолюта, самоценного, самоочевидного (не фактич<еского>) не дана познанию, а «открывается». [Не «оно» или «он» - 3-е лицо, а «я» (или «ты»).]20 Понятие откровения (в широк<ом> смысле) - 2 признака: 1) активное выступление и внедрение, 2) реальность, а не содержание. - Следов<ательно> (3-й призн<ак>) - аб-солютн<ый>, религиозн<ый> смысл (оттого «откровение» - религ<иоз-ное> пон<ятие>). Август<ин>: viderim me - viderim Te21. Образ Божий. Ан-тичн<ость> не знает. В Ветх<ом> Зав<ете> = («Я есмь, к<отор>ый есмь»22.) Нов<ый> Зав<ет>. Августин.
Положение в мире. Мир бесконечно превосходит силами. Личность «брошена в мир». Точка зрения неверия (не индиффер<енти>зма или скепсиса, ср. Ренан23): этот разлад - последний факт24. Личность одинока и бесприютна. Тщетность искания смысла, Бога. Своеобр<азная> религ<иозная> установка. Ср. гностич<еские> построения далекого
18
19
20 21
22 23
Дописано чернилами на полях.
В начале листа на полях чернилами написано: Личность и мир II.
Дописано чернилами на полях.
Августин: viderim те — viderim Те. — Имеются в виду слова Блаженного Августина «Увижу
себя - увижу Тебя», которые восходят ко второй главе книги пятой «Исповеди» Августина: «Я не находил себя, а потому не мог найти Тебя» (Августин. Исповедь // Августин. Творения в 4 т. Т. 1: Об истинной религии. СПб.; Киев, 2000. С. 528).
«Я есмь, который есмь». — Слова из Библии, выражающие самобытность Бога (Быт. 15:1). Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) - французский писатель, историк, филолог-востоковед, сторонник критического исследования книг религий Ближнего Востока, Библии. Ж.Э. Ренан в первую очередь прославился своей работой в области изучения христианства - главный труд «История происхождения христианства». В этом сочинении Ренан «очищает» Новый Завет от его сверхъестественной, чудесной составляющей и представляет Иисуса Христа в качестве одаренного и талантливого проповедника.
.этот разлад — последний факт. — Речь идет об экзистенциализме как новейшем философском течении.
Бога и злого творца25. Очень распространено и сейчас (Милль, Джемс -Бердяев!)26. Связано с пробл<емой> теодицеи и ее рациональн<ой> неразрешимостью.
Неизбежность искания выхода. Выход - переделать мир. Восстание человека (со времени Ренессанса).
1) Победа над внешн<ими> силами. Техника.
а) до некоторой степ<ени> удастся. Бактериология - Пастер27 - благодеяние, имеющ<ее> рел<игиозное> знач<ение>, в) но наталкив<ается> на злую волю человека. Машина в судьбе человека (Милль)28. Рабство, ухудшение положения. Овеществление. Первонач<альный> смысл марксизма -гуманизация мира.
Отсюда: 2) Переделать самого человека - уничтожить мир в нем. Предполагается^ что безличное - случайно в чел<овеке>. «Добр по природе»29. Социализм и его заблуждение. Судьба революции. «Мир» - не одно только зло. Имеет некий имман<ентный> смысл, но не челове<ческий> (ан-тичн<ый> космос). Мир с его суровостью - преграда хаосу, чистому злу. «Порядок» (Гете!)30.
25 Ср. гностич<еские> построения далекого Бога и злого творца. Согласно учению гностиков, мир пребывает во зле и это зло не сотворено Богом, но и спастись миру не удастся (спасутся только пневматики - изначальный духовный элемент среди людей). Высший Бог, по их представлениям, обитает далеко, в занебесной области, направляя к людям своих посланцев, чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга.
26 Ср. высказывание в работе Франка «Свет во тьме»: «С тех пор, как Джон Стюарт Милль в середине XIX в. высказал свое исповедание веры, сказав, что он верит во всеблагость Бо-жию, но не верит в Его всемогущество, эта вера гностического типа - сознательно, а чаще бессознательно - стала достоянием многих лучших независимых умов нашего времени» (Франк С.Л. Свет во тьме. М., 1998. С. 55).
Джемс (Джеймс) Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма, член Теософского общества. См.: Франк С. Виллиам Джемс // Русская мысль. 1910. Кн. 10. Отд. 2. С. 218-221.
27 Пастер Луи (1822-1895) - французский микробиолог и химик, основоположник микробиологии и иммунологии.
28 Дж.С. Милль в эссе «О свободе» предвидел засилье машин, промышленный прогресс, гибельный для свободы человека: «Если бы было возможно строить дома, выращивать хлеб, сражаться, вершить суд, даже возводить храмы и творить молитвы, поручив все это машинам, - то мы потеряли бы многое. Человеческая натура - не машина, построенная по модели, чтобы совершать в точности предписанную работу, а дерево, которое должно развиваться и расти всесторонне, соответственно стремлению внутренних сил, делающих его живым существом» (МилльДж. О свободе // Наука и жизнь. 1993. № 12. С. 25).
29 «Добр по природе». - Эти слова восходят к противоположным определениям человека из «Лекций по философии религии» Гегеля: человек «по природе добр, находится в гармонии, в мире с самим собой, и - человек по природе зол» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 255).
30 Скорее всего, имеется в виду афоризм И.В. Гете: «Порядок учит время сберегать». Гете унаследовал от родного отца его необыкновенную аккуратность и тщательность (см. рассказ об отце в «Поэзии и правде»), стремился к подробным мотивировкам в сюжетах своих произведений и систематизации того, что наблюдал в природе. В «Избирательном сродстве» он показал образ капитана, у которого любовь к порядку рискует перейти в унылый педантизм. «Порядок» в творчестве Гете осознается как философское понятие: поддержание порядка, целесообразность деятельности ограждают человека от хаотичности мира. В своей статье о Гете С.Л. Франк, анализируя творчество немецкого мыслителя, писал: «Своеобразие духовной установки Гете заключается, однако, в том, что это сознание бесконечных притязаний человеческого духа <.. .> в эпоху зрелости сочетается в нем с религиозной идеей божественного порядка и божественной иерархии вселенского бытия. Субъективизм, культ духовных прав личности, сочетается в духовной жизни
Вернемся к центр<альной> пробл<еме>. Правда неверия. Лживая, апологетика. «Все хорошо весьма»?31 Нет!!! Слабость. Позиция средневек<ово-го> христ<ианства> (античность - горькое смирение перед бесчеловечностью мира). Восстание Иова32.
Христос победил? (Выходит за пределы темы, но предвар<ительная> ориентировка.): Ев<ангелие> Иоан<на>. - Радостн<ая> весть связ<ана> с скорбн<ым> созн<анием> судьбы челов<ека> в мире. «Не любите мира»33. Молиться не за «мир». Главное - Голгофа. Путь через страдание. [«В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь - Я победил мир»34. Логич<ески> - противоречие. Не филос<офское>, указывается на два плана бытия.]35 - «Вера двиг<ает> горами»36 - да, сверхъестест<венными> сил<ами>, но не челове-ческ<ими>. [Пробл<ема> «преображения мира». Смешение возможн<ых> реформ с преображ<ением> - внешн<яя> защита от зла с внутр<енним> очищением от зла. Проблематика «христ<ианского> социализма»37. Лживые и вредн<ые> безответ<ственные> слова о преображ<ении>. Ложь утопизма. Паскаль: челов<ек>, зверь, ангел38.]39 - Личность перед бездной. Смерть! (Побежд<ена> Христом, но эмпирич<ески> остается - значит в друг<ом> смысле.) Трагическ<ое> сознание.
Но - откуда сама личность?
Вернемся к гностикам - далекий, бессильный Бог. Беженство предполагает далекую родину.
Лекц<ия> II40 <b>41
Дальнейш<ее> уясн<ение> понят<ия> личности. - Не «мир» делится на личн<ое> и безличн<ое>, - в составе «мира» или «объект<ивного> бытия» личность не встречается и не может встретиться (личность - иное, чем «одушевл<енное>», «живое» etc.). Реальность не фактич<еского> порядка.
Гете с религиозным объективизмом, с верой в сверхиндивидуальную, абсолютную ценность соборно-вселенского начала» (Франк С.Л. Гёте и проблема духовной культуры // Путь. 1932. № 35. С. 85).
31 «Все хорошо весьма». - «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
32 Восстание Иова. - Иов - библейский персонаж, герой книги Иова, образец праведности и терпения, верности Богу. Имеется в виду восстание Иова против бессмысленности собственных страданий, на «слепоту свою перед Богом». См.: Иоанн (Шаховской). Тайна Иова. Париж, 1933.
33 «Не любите мира». - «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2:15).
34 «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь - Я победил мир». - «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
35 Дописано чернилами на полях.
36 «Вера двиг<ает> горами». - Это выражение восходит к словам Иисуса Христа ученикам: «.если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).
37 Проблематика «христианского социализма». - См. статью Франка «Проблема "христианского социализма"» (1939) в: Франк С.Л. Непрочитанное. С. 272-290.
38 Имеется в виду следующий афоризм Б. Паскаля: «Человек - не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное».
39 Дописано чернилами на полях.
40 Дописано чернилами на полях: Личность и мир. Лекц<ия> II.
41 Вторая рукопись - конспект Лекц<ии> II <b> и Л<екции> III курса «Личность и мир» 1939 г. Черновой автограф: 4 страницы рукописного текста по старой орфографии. Авторские вставки взяты в квадратные скобки; недописанные слова - в угловых скобках, подчеркнутые - выделены курсивом. Лекц<ия> II <b> является дополненным вариантом Лекции II <a>. Место хранения: BAR. S. L. Frank. Box 11.
Откуда знаем? «Личность», как точка абсолютн<ого>, самоочевидн<ого>, самоценн<ого> бытия (не фактич<еско>го!) - не «дана познанию», а сама открывается. - Не «оно», а «я» (или «ты»!). (Юм - невозм<ожно> констатировать «я» - искать очки, сквозь к<ото>рые смотришь!)42 Понятие «откровения» в широк<ом> смысле. Признаки: 1) не пассив<ный> предм<ет> знания, а само активно открывается, внедряется, выражает себя. Внутр<ен-нее> станов<ится> внешн<им>43, скрытое - явным. Единств<енное> в своем роде явл<ение> 2) реальность, а не «содержание». К этому присоединяются: абсолютность, укорененн<ость> в посл<едних> глубинах, самоценность (оттого «откров<ение>» - рел<игиозное> понятие). Августин: viderim те - Те44. Авг<устин> первый уяснил пон<ятие> личности - оно ветхозав<етно>-христ<ианского> происхожд<ения> «Я есмь, к<ото>рый есмь»45 - и единств<енность> личности перед Богом. «Образ Божий». Античности это неизвестно.
Положение в мире. Личность «брошена в мир», ей враждебн<ый> или чуждый и ее превосходящий силой. Точка зрения неверия (не - индифферентизма или скептицизма, ср. Ренан!)46: этот разлад - последний, неустранимый, необъясним<ый> факт. Личность одинока и бесприютна. Тщетность искания смысла, Бога. - В этой установке есть правда: трагизм лич<ности> в мире есть очевидной факт. [Мир мож<ет> иметь свой религ<иозный> смысл. -Но он не удовлет<воряет> личность. Пушкин - «глубок<ий> вечн<ый> шум валов - хвалебный гимн творцу миров»47, - но «равнодушная природа».]48 Религ<иозный> смысл неверия: хотел бы найти Бога в мире, но его нет - «нет в творении Творца, смысла нет в мольбе»49. - (Увидим далее: выход есть, отчаянье преодолимо, но факт, как таковой, очевиден.) Своеобр<азная> ре-
42 Вероятно, в данном случае Франк имеет в виду мысль Д. Юма, согласно которой «я» не может быть сведено ни к идеям, ни к восприятиям, потому как они не могут предоставить «я» основание для самотождественности. Таким образом, «я» невозможно найти ни в сфере мышления, ни в сфере познания, и его также невозможно вывести из фактических суждений. См. «Главу о тождестве личности»: «Что касается меня, то, когда я самым интимным образом вникаю в нечто именуемое мной своим я, я всегда наталкиваюсь на то или иное единичное восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или наслаждения. Я никак не могу уловить свое я как нечто существующее помимо восприятий и никак не могу подметить ничего, кроме какого-либо восприятия» (Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 298). Этот отрывок Франк воспроизводит в своей ранней работе «О критическом идеализме». Там же он пишет: «Если "я" не может быть отыскано, то ищет его все же "я"; это похоже на комическое недоразумение, приключающееся с рассеянными людьми, которые, надев очки и глядя через них, ищут повсюду эти самые очки и, конечно, нигде не находят» (Франк С.Л. О критическом идеализме // Назарова О. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М., 2003. С. 174). Схожую, но несколько видоизмененную цитату из Юма, со ссылкой на англоязычное издание его работы, Франк дает также в своем итоговом труде «Реальность и человек» и там же упоминает о том, что «иногда рассеянный человек ищет в комнате очки, сквозь которые он смотрит; он их не видит, потому что видит сквозь них» (Франк С.Л. Реальность и человек. М., 2007. С. 28).
43 Далее зачеркнуто слово.
44 Августин: viderim те - Те. - См. примеч. 21.
45 «Я есмь, к<оторый есмь». - См. примеч. 22.
46 См. примеч. 23.
47 «глубок<ий> вечн<ый> шум валов - хвалебный гимн творцу миров». - Неточная цитата из «Евгения Онегина» (гл. VIII, строфа IV) А.С. Пушкина.
48 «равнодушная природа». - Дописано на полях чернилами. Слова из стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» А.С. Пушкина.
49 «нет в творении Творца, смысла нет в мольбе». - Немного видоизмененная строчка из стихотворения Ф.И. Тютчева «И чувства нет в твоих очах.».
лигиозн<ая> установка: ср. гностич<еские> построения - популярн<ые> в современ<ности> (Милль, Джемс, Бердяев)50. Бог - не всемогущ<ий>, а далекий, бессильн<ый>51.
Обычно не хватает мужества до конца проводить т<очку> зр<ения> неверия (но ср. Герцен!)52. Ищут выхода.
1) Практич<еский> выход - власть челов<ека> над миром. Техника. [С эпохи Ренессанса - Леонардо, Бэкон, Галилей - человек - богоподобн<ое> существо - должен быть не рабом, а царем природы.]53 Нельзя отрицать значение (бактериология, Пастер!)54. - Друг<ие> области: преодол<ение> пространства (аэропл<ан>), труда (машина!), удлинен<ие> жизни. Однако а) действие ограничено. Смерть! Ср. учение Федорова55; в) нов<ая> трудность: внешний мир одолим, но внутренний! Страсти. Машины привели к закабалению (Милль!)56, аэропл<ан> - к невообраз<имым> ужасам войны. Техника не решает проблем.
2) Вера в возмож<ность> переделать самого челов<ека> - уни-чтож<ить> в нем слабое и злое. «Добр по природе». [Противоречие неверия: «натурализм»57 и вера в человека (Герцен! Вл. Соловьев - обезьяна, спасающ<ая> мир!58).]59 Социализм и его заблуждение. Судьба революции. - Мир - не только бессмысл<енен>, имеет свой смысл, но не человече-
50 См. примеч. 26.
51 См. примеч. 25.
52 См. высказывание А.И. Герцена о христианской религии в связи с философией Г.В.Ф. Гегеля: «Философия Гегеля - алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя» (Герцен А.И. Былое и думы // Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. Т. 9. М., 1956. С. 24).
53 Дописано на полях карандашом.
54 См. примеч. 27.
55 Ср. учение Федорова. - Имеется в виду учение русского мыслителя Николая Федоровича Федорова (1829-1903) о воскрешении отцов, которое может быть достигнуто посредством научного и технического прогресса (см.: Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Федоров Н.Ф. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1995).
56 См. примеч. 28.
57 См. примеч. 4.
58 Дописано на полях чернилами.
59 Имеется в виду шуточное высказывание В.С. Соловьева: «Подобным образом, когда приверженец нового катехизиса выступал с такого рода заявлением: "нет ничего кроме материи и силы; борьба за существование произвела сначала птеродактилей, а потом плешивую обезьяну, из которой выродились и люди: итак, всякий да полагает душу свою за други своя", то насчет строгой правильности также могли возникать справедливые сомнения» (Соловьев В.С. Письмо к редактору «Вопросов философии и психологии» Н.Я. Гроту // Соловьев В.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. СПб., 1914. С. 271). См. также: «А в конце XIX в. русский же мыслитель Владимир Соловьев резюмировал мировоззрение натуралистического гуманизма - миросозерцание, по которому человек, будучи продуктом слепых животных сил природы, вместе с тем призван осуществить на земле царство добра, разума и справедливости - в убийственно иронической формуле: "Человек есть обезьяна и потому должен полагать душу свою за ближнего"» (Франк С.Л. Свет во тьме. С. 43); «"Человек есть обезьяна, и п о т о м у должен жертвовать собой ради общего блага". Человек есть обезьяна, бессмысленное животное, руководимое одними страстями и животными инстинктами, и потому его "разум" утвердит общественный порядок, в котором будет царить справедливость, в котором все будут сыты и довольны, никто не будет обижать другого, и все будут помогать друг другу. Человек есть обезьяна, и п о т о м у все люди братья, и да здравствует третий интернационал, всемирное объединение обезьян!» (Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953. С. 20); «Владимир Соловьев свел безмыслие и противоречивость этого оптимистического безрелигиозного гуманизма в краткую, убийственно-сатирическую формулу: "Человек есть обезьяна и потому призван осуществить царство добра на земле"» (Франк С.Л. Реальность и человек. С. 218).
ский. Космич<еские> корни неодолимы. Мир имеет свой смысл - преграда хаосу; «порядок» (Гете!)60. Противодействие аду на земле. Зло = разрушение, если существуем, то добром.
Вернемся к центр<альной> проблеме. Правда неверия. Лживая апологетика! Все «хорошо весьма»61? Нет! Слабость позиции средневек<ового> христианства62 и его рецепция античности. (Античн<ость> сама - трагич<ес-кое> смирение перед божеств<енным>, бесчеловеч<ным> миром.) Восстание Иова63 и решение - непостижимость!
В высш<ей> правде христианства сохранена правда трагизма. Благая весть об освобожд<ении> связана с созн<анием> трагизма. Голгофа, крестн<ый> путь. «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь - Я победил мир»64. Противоречие? Антиномисти<ческая> полнота. - Безгранич<ность> сверхприродн<ых> сил (вера движет горами65), но не человека. Личность перед смертью. Как Христос «победил смерть»? Нужна правдивость!
Проблема «преображ<ения> мира». Смешение возможн<ых> реформ с преображ<ением> - внеш<няя> защита от зла с очищен<ием> от зла. Про-блемат<ика> «христианск<ого> социализма»66. Лжив<ые> и безотв<етствен-ные> слова [о преображении мира. Двоякое возможно: 1) организация сил добра для противод<ействия> злу, 2) внесение в мир благодатн<ых> сил -последнее. Победоносность любви - в ее независимости от внешн<его> успеха. Ложь утопизма67.
Но - откуда сама личность? Вернемся к гностикам. Беженство предполагает далекую, но реальную родину.]68
Л<екция> III69
Резюме. Неверие = скорбное сознание одиночества личн<ости> в мире, ее необеспеченности. Это сознание само по себе верно и не отменяется христи-анств<ом>, к<ото>рое только в другом плане приносит спасение. Важность отчетлив<ого> различ<ия> двух планов. Противоположное = ложь оптимизма - утопизма70. Попытка «переделать мир». [Не квиетизм, а созн<ание>, что
60 См. примеч. 30.
61 См. примеч. 31.
62 Это вставка, сделанная карандашом.
63 См. примеч. 32.
64 См. примеч. 34.
65 вера движет горами. - См. примеч. 36.
66 См. примеч. 37.
67 Ср. высказывание Франка об утопизме в его работе «Свет во тьме», где утопизм, по мысли философа, стал результатом поражения нравственной воли «пороком безответственной мечтательности» (Франк С.Л. Свет во тьме. С. 248). См. также примеч. 74.
68 Дописано чернилами и карандашом на полях как продолжение основного текста на странице.
69 Дописано чернилами на полях: Лич<ность> и мир. Л<екция> III.
70 Слово «оптимизма» вписано карандашом, зачеркнута вставка: «(напр. "христианский социализм!")». Противоположное = ложь оптимизма - утопизма. - По мысли Франка, социальное зло, с точки зрения христианина, коренится не только и не столько в устройстве общества, сколько в греховной природе человека, и поэтому смешение «земного» и «небесного» с неизбежностью приводит к социальному утопизму. «Христианин не может разделять мысль Руссо, что зло человеческой жизни определено неправильными общественными отношениями. Поэтому христианин никогда не может быть социальным утопистом. Он никогда не будет разделять веры, что какие-либо социальные реформы или перевороты смогут устранить все несправедливости, все зло, все бедствия человеческой жизни» (Франк С.Л. Проблема «христианского социализма». С. 71). См. также работу
основ<ной> дуализм - личнн<ость> и мир - сказывается и в деятельн<ости> личност<и> в мире - организация!]71 Смешение человеч<еской> организации защиты от зла с внутр<енним> преодолением зла, реформы с «преображением». До чаемого преображения (чудесного!) мира правда никогда не воцарится на земле. («Новое небо и нов<ая> земля»72, «лев рядом с яг-ненк<ом>»73, «мечи перекуют на плуги»74 - все только в плане сверхъестественном!) Апокалипт<ическая> правда - можно верить, но гибельно делать ее практич<еской>установкой! Паскаль: человек, ангел, зверь75.
Теперь дальше. Центр<альный> вопрос: откуда сама личность, чуждая миру? Беженство предполагает родину. Попытки неверия обойти этот вопрос: эволюционизм. Общая несостоятельность: «понемножку!» (мал<енький> ребенок!), точнее: ложь дарвинизма (накопл<ение> случайн<ых> признаков) -прим<ер> глаза! - Творческ<ая> эволюция76 - это значит: из низин бытия поднимается то, что искони было в них заложено и предназнач<ено> к бытию. - Сродство человека с миром (поскольку они есть!) должно толковаться через объясн<ение> низшего из высшего, а не наоборот (не челов<ек> - обезьяна, а обезьяна - отстал<ый> человек!). Эволюционизм и платонизм: воз-никнов<ение> снизу и сверху. Сочетание космического демократизма (вся тварь стенает!77) с онтолог<ическим> аристократизмом (иерархизмом!). -Царский сын, наследник престола, в беженстве78. Не гнушаться солидарностью в нужде, но не забывать о происхождении и истин<ной> природе. Солидарность с мировым бытием на высшем, а не низшем уровне. Аристократизм христианства, недоразумение Ницше (восстание рабов - пиетист<ское> протестантство79).
мыслителя «Свет во тьме», где Франк формулирует свое понимание христианского реализма в его отличии от утопизма и постулирует необходимость различение двух планов бытия (Франк С.Л. Свет во тьме. С. 172-207).
71 Дописано на полях карандашом.
72 «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).
73 «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).
74 «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
75 См. примеч. 38.
76 Аллюзия на работу А. Бергсона «Творческая эволюция».
77 вся тварь стенает! - «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22).
78 Скорее всего, имеется в виду человек как таковой, который, согласно библейскому учению, есть «сын Царя», т. е. Бога, и наследник престола Господня, т. е. Царствия Божьего. Ср.: Пс. 8:5, Пс. 143:3, Иов. 7:17 - эти фрагменты прямо выписаны в Библии, принадлежавшей Франку. Судьба человека - быть изгнанником на этой земле, не столько физически, сколько в духовном плане, т. е. ожидать Царствия Божия (ср. 1Пар. 29:15, Евр. 11:13-15).
79 Имеется в виду концепция немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900), согласно которой христианство исповедует слабое большинство, навязывающее сильному меньшинству, которого оно боится, свою волю (точнее безволие) посредством христианской морали. В этой же связи возникает идея Ницше о побежденном, слабом, порабощенном народе, который демонизирует божество сильного народа, народа-победителя. «Руководствуясь одним и тем же инстинктом, порабощенные низводят своего Бога до "доброго в самом себе" и вместе с тем лишают Бога своих поработителей его добрых качеств; они мстят своим господам тем, что их Бога обращают в черта. Добрый Бог, равно как и черт, то и другое суть исчадия decadence» (Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Соч. М., 2005. С. 891). См. также работу Франка «Свет во тьме»: «Вся мораль христианства вытекает из этого нового аристократического самосознания человека; она не есть, как думал Ницше (введенный в заблуждение историческим искажением христианской веры), "мораль рабов",
Вернемся к основополож<ной> теме. Основное жизнечувствие. Личность перед бытием - на пороге бездны, к<ото>рая может нас поглотить. Шаткость бытия. Это значит: окружающ<ее> бытие инородно бытию личности, мож<ет> его только поглотить, или лич<ность> в него проваливается. Нельзя отрицать естественность, правды этой позиции. [Сознание изначальности (нетварности!) личности!]80 Но - возможно одно уяснение, волшебством ме-няющ<ее> все положение. Онтологич<еская>, бытийств<енная> основа самой личности! Некуда «провалиться». Бытие родственно. В этом - сущность веры. [Второе рождение, рождение «света».]81 «Антропоморфизм»: его ложь, но и его правда! Ложный «космоморфизм» или «прагмоморфизм» обычной науки!82. В принцип<иальном> родстве человеч<еской> лич<ности> с бытием - подлинная идея Бога. В этом - благая весть.
Но, м<ожет> б<ыть>, родина (как у гност<иков>) далекая, бессильная? Очевидность фактическая и очевидность внутрен<няя>, основ<анная> на самоценности. Высш<ая>, абсол<ютная> ценность = абсол<ютное> основание, первоисточник. [Не отвлеч<енная> - оправдыв<аемая> практически. Мир стоит делом, стоит разумом, добром космич<еским> и социальным. Слабость зла - основ<ано> на лжи.]83 (Умален в мире - «свет во тьме».)
Пробл<ема> смерти. Жизнь - стояние перед бездной. - Напротив, бессмертие - преодоление смерти - в соз<нании> онтол<огического> ос-нов<ания>. - Философ<ия> не мож<ет> дать Бедекера84 загробн<ого> мира - все Бедек<еры> ложны, не доверять теософск<им> и оккультн<ым> теор<иям>! Одно достоверно - вечность - сейчас, как и в будущем.
Свет во тьме!
Публикация и комментарии А.А. Гапоненкова, А.С. Цыганкова и Т. Оболевич
"восстание рабов в морали"; она вся целиком опирается, напротив, с одной стороны, на аристократический принцип noblesse oblige, и, с другой стороны, на напряженное чувство святыни человека как существа, имеющего богочеловеческую основу» (Франк С.Л. Свет во тьме. C. 86).
80 Дописано на полях карандашом.
81 Дописано чернилами на полях.
82 Ср. высказывание Франка из работы «Непостижимое»: «"Просвещенное" научное сознание с презрительной иронией говорит об "антропоморфизме" так наз. "верующего" сознания. Но не имеем ли мы права обернуть эту иронию против него самого и говорить об его собственной плененности наивной мифологией прагмоморфизма или космоморфизма?» (Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. М., 2000. С. 622). Ср. также фрагмент из книги «С нами Бог»: «натуралистическое "научное" воззрение, это отрицающее, не в силах объяснить реальность человеческой личности и повинно само в противоестественном и противоречивом космоморфизме или физиоморфизме» (Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 302).
83 Дописано на полях карандашом.
84 Бедекер - путеводитель, справочное издание для путешественников, названное так в честь немецкого издателя Карла Бедекера (1801-1859), который основал свое издательство в 1827 г.