Научная статья на тему '"Личность и мир": последний лекционный курс С. Л. Франка'

"Личность и мир": последний лекционный курс С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философский журнал
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФРАНК / ЭМИГРАЦИЯ / РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «ЛИЧНОСТЬ И МИР»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гапоненков Алексей Алексеевич, Цыганков Александр Сергеевич, Оболевич Тереза

В настоящей публикации вниманию читателя предлагается последний лекционный курс Семена Людвиговича Франка, прочитанный перед слушателями Религиозно-философской академии в Париже в мае 1939 г. «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)». Текст автором разбит на три лекции, конспекты которых ныне хранятся в личном фонде С.Л. Франка в Бахметевском архиве (Колумбийский университет, США). Вo вступлении и комментариях публикаторы дают описание рукописного источника, устанавливая его датировку и место в творчестве философа. Так, одной из главных задач этого лекционного курса Франк видел в осознании «неотмирности» человеческой личности, которая, пребывая в мире, не есть его непосредственное продолжение, лишенное свободы. Призвание и цель личности, согласно мыслителю, заключаются в ожидании Царствия Небесного. Конспекты лекций гармонично встроены в философскую систему Франка и являются наглядным примером реализации его метода антиномистического монодуализма в понимании личности и бытия в целом. По своему внутреннему содержанию лекционный курс «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» особенно близок к таким опубликованным работам философа, как «Свет во тьме», «Проблема “христианского социализма”» и «Ересь утопизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This publication brings to light Semyon Ludwigovich Frank’s final lecture course which he delivered before the students of the Religious and Philosophical Academy in Paris in May 1939 under the title Personality and the World (the main problem of worldview). The original text is divided into three lectures. The lecture notes are now kept in the personal fund of S.L. Frank at the Bakhmeteff Archive (Columbia University, USA). In the introduction and notes they have provided, the publishers give a description of the manuscript, thereby establishing its date and the place in holds within the general canon of Frank’s works. One of the main goals Frank contemplated in this lecture course was achieving the awareness of what he called the ‘unworldliness’ of a human individual who, while existing within the world, is no immediate extension of it, which would entail the denial of personal freedom. The true vocation of a human being is to attend the coming of the Kingdom of Heaven. The ideas developed in the surviving lecture notes are consonant with Frank’s philosophical views as we know them and offer a clear example of his method of ‘antinomic monodualism’ as applied to the understanding of personality and of being as such. Among the published writings of Frank these lectures show the greatest affinity with such works as A Light in Darkness, The Problem of ‘Christian Socialism’ and The Heresy of Utopianism.

Текст научной работы на тему «"Личность и мир": последний лекционный курс С. Л. Франка»

Философский журнал

The Philosophy Journal 2018, Vol. 11, No. 4, pp. 153-159 DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-4-153-159

2018. Т. 11. № 4. С. 153-159 УДК 130.122

А.А. Гапоненков, А.С. Цыганков, Т. Оболевич

«ЛИЧНОСТЬ И МИР»: ПОСЛЕДНИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС С.Л. ФРАНКА

Гапоненков Алексей Алексеевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Российская Федерация, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83; e-mail: gaponenkovaa@ info.sgu.ru.

Цыганков Александр Сергеевич - кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: m1dian@yandex.ru

Оболевич Тереза - Dr. hab., профессор, заведующая кафедрой русской и византийской философии. Папский университет Иоанна Павла II. Польша, 31-002, г. Краков, ул. Канонича, д. 9; е-mail: tereza.obolevich@upjp2.edu.pl

В настоящей публикации вниманию читателя предлагается последний лекционный курс Семена Людвиговича Франка, прочитанный перед слушателями Религиозно-философской академии в Париже в мае 1939 г. - «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)». Текст автором разбит на три лекции, конспекты которых ныне хранятся в личном фонде С.Л. Франка в Бахметевском архиве (Колумбийский университет, США). Во вступлении и комментариях публикаторы дают описание рукописного источника, устанавливая его датировку и место в творчестве философа. Так, одной из главных задач этого лекционного курса Франк видел в осознании «неотмирности» человеческой личности, которая, пребывая в мире, не есть его непосредственное продолжение, лишенное свободы. Призвание и цель личности, согласно мыслителю, заключаются в ожидании Царствия Небесного. Конспекты лекций гармонично встроены в философскую систему Франка и являются наглядным примером реализации его метода антиномистического монодуализма в понимании личности и бытия в целом. По своему внутреннему содержанию лекционный курс «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» особенно близок к таким опубликованным работам философа, как «Свет во тьме», «Проблема "христианского социализма"» и «Ересь утопизма».

Ключевые слова: личность, русская религиозная философия, Франк, эмиграция, рукописное наследие, лекционный курс «Личность и мир»

В мае 1939 г. Семеном Людвиговичем Франком был прочитан последний аудиторный лекционный курс - перед слушателями Религиозно-философской академии в Париже. Назывался этот краткий цикл лекций «Личность и

© Гапоненков А.А. © Цыганков А.С. © Оболевич Т.

мир (основная проблема миросозерцания)». Позднее, в 1946-1949 гг., Франк выступал с беседами на радио Би-би-си о русской мысли и культуре, взаимоотношениях России и Германии, Вл.С. Соловьеве1, но это была лишь встреча с радиослушателями.

Перед началом Второй мировой войны Франк, не так давно перебравшийся из Германии во Францию, жил с женой неподалеку от Парижа Фон-тене-о-Роз (Fontenay-aux-Roses) в маленькой квартирке, арендуемой на стипендию от Христианского совета по делам беженцев Всемирного совета церквей. Этот период его жизни был наполнен интеллектуальным общением с семьями Льва Зака и Алексея Струве, Н.А. Бердяевым, Г.П. Федотовым, матерью Марией, И.И. Фондаминским, Л. Лавелем, Р. Ле Сенном, Г. Марселем.

В открытке, адресованной старшему сыну Виктору, от 23 мая 1939 г. С.Л. Франк сообщал: «Я начал курс (из 4-х лекц<ий>) в Рел<игиозно>-фил<ософской> акад<емии> "Личность и мир". Сегодня читал вторую лекцию <...> однако большого удовлетворения от них я не получаю - то ли аудитория уж очень убогая (по кр<айней> мере, по внешнему виду), то ли я из возраста лекционного уже вышел»2. Также в одном из писем к В.Б. Ельяше-вичу от 13 мая 1939 г. Франк упоминает о том, что его «первая лекция будет в ближайший вторник 16-го, в 8. ч. на rue <de> Lourmel. До этого в Париже я уже не буду»3. О завершении курса Франк информирует сына в письме от 26 мая 1939 г.: «Я во вторник кончаю свой курс и больше в Париж вообще не буду ездить»4. Несмотря на то, что изначально философом планировался цикл из четырех лекций, в итоге в Религиозно-философской академии Франку удалось прочитать лишь три: 16 мая - «Понятие личности. Личность и духовная жизнь», 23 мая - «Положение личности в мире и правда о неверии» и 30 мая - «Онтологические основы личности и смысл веры»5. Организатором чтения лекций Франком выступил Н.А. Бердяев, который возглавлял Религиозно-философскую академию с момента ее основания в 1922 г.6.

Переговоры о планируемом курсе велись задолго до его начала. 7 сентября 1938 г. Бердяев предложил Франку: «Мы печатаем в октябре программу лекций Религиозно-философской академии на эту зиму. Я бы очень хотел, чтобы Вы прочли небольшой цикл, 3 или 4 лекции (больше нельзя, так как я должен прочесть 20 лекций, а параллельно лекции читать нельзя). Вы свободны выбрать какую угодно тему, если она подходит к характеру Религиозно-философской академии. Лекции будут оплачены». В письме от 6 октября из Кламара Бердяев настойчиво напоминает: «Я не получил обещанной

Оболевич Т., Цыганков А.С. Франк о русском марксизме. Приложение: С.Л. Франк. Живая Европа: Происхождение и сущность русского марксизма // Вопр. философии. 2017. № 6. С. 92-104; Гапоненков А.А. Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции

С.Л. Франка. Франк С.Л. <Три беседы о Владимире Соловьеве> // Вопр. философии. 2017. № 6. С. 105-121.

Открытка С.Л. Франка к В.С. Франку от 23 мая 1939 r. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4. Переписка С.Л. Франка с В.Б. Ельяшевичем и Ф.О. Ельяшевич (1922-1950) // Ежегодник по истории русской мысли за 2015 г. М., 2016. С. 109.

Письмо С.Л. Франка к В.С. Франку от 26 мая 1939 г BAR. S.L. Frank Papers. Box 4. Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция: в 4 т. Т. 3: 1935-1940. Париж; М., 1996. С. 570, 573, 575.

В письме от 18 декабря 1924 г. Бердяев, характеризуя лекционную деятельность академии в Париже, писал Франку: «В Париже все-таки атмосфера лучше. Рел<игиозно>-

фил<ософская> академия функционирует недурно. Мой курс слушает 45-50 человек и очень регулярно посещает. Вышеславцева слушает человек 35-40. Политикой молодежь интересуется гораздо меньше, чем в Берлине» (Из переписки С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923-1926) // Вопр. философии. 2014. № 2. С. 135).

Вами программы лекций, а она мне нужна в ближайшие дни для объявления в газетах. Очень прошу Вас поторопиться прислать мне название лекций». Ответное послание Франка неизвестно. Однако весной 1939 г. он писал сыну Виктору: «Я решил даже читать лекции в Рел<игиозно>-фил<ософской> академии Бердяева; мама бы решительно отклонила это и этим очень огорчила Бердяева, но теперь я настолько оправился, что думаю, что без вреда могу читать; за 4 лекции - 1 раз в неделю - заработаю 300 фр<анков>, чем я очень горд, п<отому> ч<то> уже давно ничего не зарабатывал»7. После состоявшихся лекций 13 июня Франк спросил Бердяева: «Не можете ли распорядиться, чтобы я получил гонорар?» Ответ пришел в письме от 15 июня: «Гонорар за лекции Вы можете получить в любой момент в YMCA, 29, rue St. Didier (16). Гонорар считается по 75 фр<анков> за лекцию»8.

Предлагаемые вниманию читателей конспекты лекционного курса «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» хранятся в фонде Франка Бахметевского архива (Колумбийский университет, США).

Конспекты <Лекция I> и Лекция II <a> (4 страницы) находятся в 12 коробке в картонной папке с машинописной надписью: [Frank, Semen Liudvigovich] Lichnost' i mir n.p., n.d.

a.ms., 4 p. (lecture).

Конспекты Лекц<ия> II <b> и Л<екция> III (4 страницы) располагаются в 11 коробке вместе с рукописями «Доказательство бытия Бога» и «Онтологическое доказательство бытия Бога»9, в картонной папке с машинописной надписью:

Frank, Semen Liudvigovich Dokazatel'stvo bytiia Boga [Belgrade?], n.d. а. ms. 9 p. (lecture).

Причина, из-за которой конспекты курса лекций «Личность и мир» были размещены по разным архивным папкам, неизвестна. По всей вероятности, подобное разделение изначально единых материалов было вызвано случайными обстоятельствами при описании личного фонда философа. Хранящиеся в 11 коробке конспекты лекций, посвященные доказательству бытия Бога, были прочитаны Франком весной 1930 г. в ходе его лекционного курса по социальной философии в Русском научном институте в Белграде, куда он был приглашен своим старым другом П.Б. Струве10, и, таким образом, ни хронологически, ни тематически не пересекаются с материалами, относящимися к циклу «Личность и мир».

Одна из примечательных особенностей публикуемого материала заключается в том, что в нем представлены два варианта конспекта второй лекции - Лекция II <a> (12 коробка) и Лекц<ия> II <b> (11 коробка). Это позволяет глубже заглянуть в «мыслительную лабораторию» философа, более детально видеть процесс создания лекционного курса, выработку и оформление идей, в нем представленных. С определенной долей уверенности можно

Письмо С.Л. Франка к В.С. Франку 1939 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1; N.A. Berdiaev Papers. Box 1.

Данные архивные материалы были опубликованы в: Франк С.Л. Доказательство бытия Бога; Онтолог[ическое] доказательство] бытия Бога // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. № 1. С. 89-98.

Подробнее см.: Оболевич Т., Цыганков А.С. Философия религии С.Л. Франка в свете новых

архивных материалов // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. № 1. С. 99-115.

утверждать, что конспект Лекц<ия> II <b> является результатом развития и «оттачивания» тех мыслей и идей, которые Франк изначально зафиксировал в конспекте Лекция II <a>.

Так, во-первых, некоторые фрагменты, которые в Лекции II <a> были дописаны на полях, в Лекц<ии> II <b> введены в основной текст. К примеру, вставка «Не "оно" или "он" - 3-е лицо, а "я" (или "ты")» включена в Лекц<ию> II <b> в виде «Не "оно", а "я" (или "ты"!)»; высказывание «Смешение возможн<ых> реформ с преображ<ением> - внешн<яя> защита от зла с внутр<енним> очищением от зла», дописанное на полях в Лекции II <a>, в Лекц<ии> II <b> повторяется в основном тексте лишь с небольшим изменением: «Смешение возможн<ых> реформ с преображ<ением> - внешн<яя> защита от зла с очищен<ием> от зла» и пр. Во-вторых, при сохранении общей структуры конспектов Лекции II <a> и Лекц<ии> II <b> вплоть до буквального повторения ряда высказываний, финал второго текста существенно дополнен. В-третьих, многие фрагменты в конспекте Лекции II <a>, дублирующиеся в Лекц<ии> II <b>, получают авторские подчеркивания, которые обозначают смысловые ударения в тексте лекции.

Ключевую цель цикла лекций «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» Франк видел в осознании «неотмирности» человеческой личности, которая, пребывая в мире, не есть его непосредственное продолжение, лишенное свободы. Отсюда постоянное обращение философа к тексту Священного Писания, в котором образным, символическим языком выражается мысль о том, что человек - это изгнанник, «беженец», в существе своем являющийся созданием, не принадлежащим этому миру; он есть «наследник престола» Бога, призванный к ожиданию Царствия Небесного. По Франку, личность человека укоренена не в мире, а в бытии. «В прин-цип<иальном> родстве человеч<еской> лич<ности> с бытием» заключается, согласно философу, «подлинная идея Бога»11. Непонимание подобного призвания человеческой личности, с одной стороны, приводит к преклонению перед техникой и научным знанием, которые, однако, не могут выполнить своего главного предназначения - преодоления мира. С другой стороны, неправильное истолкование сути человека, его личности ведет к попыткам преодолеть «человеческое в человеке», иными словами, изжить и искоренить в нем всякое зло, что является одной из главных задач любой «ереси утопизма» и приводит лишь к еще большему усилению и увеличению злого начала в мире.

Сами конспекты лекций встроены в философскую систему Франка и в специфику его метода антиномистического монодуализма в понимании человеческой личности и бытия в целом. При этом наибольшую смысловую, хронологическую, а иногда и понятийно-словесную близость черновики лекционного курса обнаруживают с такими работами мыслителя, как статья «Проблема "христианского социализма"» (Путь. 1939. № 60) и книга «Свет во тьме» (Париж, 1949), которую Франк начал обдумывать еще в 1939 г. и, по его собственным словам, в изначальном варианте написал «в первый год войны»12. Близки

11 Франк С.Л. Л<екция> III. BAR. S.L. Frank Papers. Box 11.

12 Франк С.Л. Свет во тьме. М., 1998. С. 17.

Английский исследователь Ф. Буббайер указывает на то, что «Франк написал черновой вариант книги в 1939-1940 гг., но после 1945 г, когда ужасы Второй мировой войны уже были позади, решил переработать его» (Буббайер Ф. Русская версия христианского реализма: духовная мудрость и политика в мысли С.Л. Франка. Ч. I // Вопр. философии. 2016. № 4. С. 92).

предлагаемые архивные материалы также к статье Франка «Ересь утопизма» (Новый журнал. 1946. № 14), являющейся, «по сути дела, парафразой одной из частей» его книги «Свет во тьме»13.

Таким образом, публикуемые конспекты лекций имеют не только историко-философскую ценность, но также позволяют более подробно проанализировать этапы творческой биографии Франка, его лекционной деятельности, развития религиозной мысли.

До настоящего времени конспекты лекционного курса «Личность и мир (основная проблема миросозерцания)» не были введены в научный оборот и публикуются впервые по автографам. Архивный источник - рукописный текст на 8 страницах (4 страницы - 12 коробка; 4 страницы - 11 коробка). Конспекты содержат дополнения, сделанные чернилами или карандашом (указаны в квадратных скобках и сносках), и подчеркивания чернилами (отмечены внутри текста курсивом).

Принятые сокращения

BAR - Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York.

Список литературы

Буббайер Ф. Русская версия христианского реализма: духовная мудрость и политика в мысли С.Л. Франка. Ч. I // Вопр. философии. 2016. № 4. С. 90-102.

Гапоненков А.А. Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка. Франк С.Л. <Три беседы о Владимире Соловьеве> // Вопр. философии. 2017. № 6. С. 105-121.

Из переписки С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923-1926) / Сост., публ. и коммент. А.А. Гапоненкова // Вопр. философии. 2014. № 2. С. 131-154.

Кантор В.К. Принцип «христианского реализма», или Против утопического своеволия («Свет во тьме» - духовное завещание С.Л. Франка) // Семен Людвигович Франк / Под ред. В.Н. Поруса. М.: РОССПЭН, 2012. С. 287-314.

Оболевич Т., Цыганков А.С. Философия религии С.Л. Франка в свете новых архивных материалов // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. № 1. С. 99-115.

Оболевич Т., Цыганков А.С. Франк о русском марксизме. Приложение: С.Л. Франк. Живая Европа: Происхождение и сущность русского марксизма // Вопр. философии. 2017. № 6. С. 92-104.

Открытка С.Л. Франка к В.С. Франку от 23 мая 1939 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4.

Письмо С.Л. Франка к В.С. Франку от 26 мая 1939 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4.

Письмо Н.А. Бердяева к С.Л. Франку от 7 сентября 1938 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1.

Письмо Н.А. Бердяева к С.Л. Франку от 6 октября 1938 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1.

Письмо Н.А. Бердяева к С.Л. Франку от 15 июня 1939 г. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1.

Письмо С.Л. Франка к Н.А. Бердяеву от 13 июня 1939 г. BAR. N.A. Berdiaev Papers. Box 1.

Переписка С.Л. Франка с В.Б. Ельяшевичем и Ф.О. Ельяшевич (1922-1950) / Публ. и коммент. Г. Аляева и Т. Резвых // Ежегодник по истории русской мысли за 2015 г. / Под ред. М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2016. С. 40-240.

13 Кантор В.К. Принцип «христианского реализма», или Против утопического своеволия («Свет во тьме» - духовное завещание С.Л. Франка) // Семен Людвигович Франк. М., 2012. С. 289.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 19201940. Франция: в 4 т. Т. 3: 1935-1940 / Под общ. ред. Л.А. Мнухина. Париж; М.: YMCA-Press; ЭКСМО, 1996. 619 с.

Франк С.Л. Лекция III. BAR. S.L. Frank Papers. Box 11.

Франк С.Л. Доказательство бытия Бога; Онтолог[ическое] доказательство] бытия Бога / Публ. подгот. Т. Оболевич и А.С. Цыганковым // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2017. № 1. С. 89-98.

Франк С.Л. Свет во тьме. М.: Факториал, 1998. 256 с.

Personality and the World: Semyon Frank's final lecture course

Alexey A. Gaponenkov

Saratov State University. 83 Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russian Federation; e-mail: gaponenkovaa@info.sgu.ru

Alexander S. Tsygankov

Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. 12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation; e-mail: m1dian@yandex.ru

Teresa Obolevitch

The Pontifical University of John Paul II. 9 Kanonicza Str., Krakow, 31-002, Poland; e-mail: tereza. obolevich@upjp2.edu.pl

This publication brings to light Semyon Ludwigovich Frank's final lecture course which he delivered before the students of the Religious and Philosophical Academy in Paris in May 1939 under the title Personality and the World (the main problem of worldview). The original text is divided into three lectures. The lecture notes are now kept in the personal fund of S.L. Frank at the Bakhmeteff Archive (Columbia University, USA). In the introduction and notes they have provided, the publishers give a description of the manuscript, thereby establishing its date and the place in holds within the general canon of Frank's works. One of the main goals Frank contemplated in this lecture course was achieving the awareness of what he called the 'unworldliness' of a human individual who, while existing within the world, is no immediate extension of it, which would entail the denial of personal freedom. The true vocation of a human being is to attend the coming of the Kingdom of Heaven. The ideas developed in the surviving lecture notes are consonant with Frank's philosophical views as we know them and offer a clear example of his method of 'antinomic monodualism' as applied to the understanding of personality and of being as such. Among the published writings of Frank these lectures show the greatest affinity with such works as A Light in Darkness, The Problem of 'Christian Socialism' and The Heresy of Utopianism.

Keywords: personality problem In Russian religious philosophy, Frank's work in emigration, manuscript collection, lecture course on Personality and the World

Abbreviations

BAR - Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York.

Referenses

Alyaev, G. & Rezvykh, T. "Perepiska S. L. Franka s V. B. El'yashevichem i F. O. El'yashevich (1922-1950)" [The correspondence between S.L. Frank and VB. El'iashevich and F.O. El'yashevich (1922-1950)], Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2015 g. [Studies on the history of Russian thought: Yearbook for 2015], ed. by M.A. Kolerov. Moscow: Modest Kolerov Publ., 2016, pp. 40-240. (In Russian)

Bubbajer, F. "Russkaja versija hristianskogo realizma: duhovnaja mudrost' i politika v mysli S.L. Franka. Chast' I" [Russian Version of Christian Realism: Spiritual Wisdom and Politics in the Thought of S.L. Frank. Part I], Voprosy filosofii, 2016, No. 4, pp. 90-102. (In Russian)

Gaponenkov, A. A. "Religioznaya filosofiya V. S. Solov'eva v retseptsii S.L. Franka. Frank S.L. <Tri besedy o Vladimire Solov'eve>" [V. S. Solovyov's Religious Philosophy in the Reception of S.L. Frank. Frank Semen, <Talks about Vladimir Solovyov>], Voprosy filosofii, 2017, No. 6, pp. 105-121. (In Russian)

Gaponenkov, A. A. (ed.) "Iz perepiski S.L. Franka i N.A. Berdjaeva (1923-1926)" [From the correspondence of S.L. Frank and N.A. Berdyaev], Voprosy filosofii, 2014, No. 2, pp. 131-154. (In Russian)

Kantor, V K. "Princip 'hristianskogo realizma', ili Protiv utopicheskogo svoevolija ('Svet vo t'me'» - duhovnoe zaveshhanie S.L. Franka)" [The principle of 'Christian realism', or against the utopian self-will ('The Light Shines in the darkness' - the spiritual testament of S.L. Frank)], Semen Ljudvigovich Frank, ed. by VN. Porus. Moscow: ROSSPJEN Publ., 2012, pp. 287-314. (In Russian)

Mnuhin, L. A. (ed.) Russkoe zarubezh'e. Hronika nauchnoj, kul 'turnoj i obshhestvennoj zhizni, 1920-1940, Francija [Russian abroad. Chronicle of scientific, cultural and social life, 1920-1940, France], Vol. 3: 1935-1940. Paris; Moscow: YMCA-Press; EKSMO Publ., 1996. 619 pp. (In Russian)

Obolevich, T. & Tsygankov, A. S. "Filosofiya religii S.L. Franka v svete novykh arkhivnykh materialov" [The philosophy of religion of S.L. Frank in the light of new materials], Filosofskii zhurnal /Philosophy Journal, 2017, No. 1, pp. 99-115. (In Russian) Obolevich, T. & Tsygankov, A. S. "Frank o russkom marksizme. Prilozhenie: S.L. Frank. Zhivaja Evropa: Proishozhdenie i sushhnost' russkogo marksizma" [Frank about Russian Marxism. Appendix: S.L. Frank. Living Europe: The Origin and Essence of Russian Marxism], Voprosy filosofii, 2017, No. 6, pp. 92-104. (In Russian)

Postcard of S.L. Frank to V.S. Frank from May 23, 1939. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4. (In Russian)

Letter from S.L. Frank to VS. Frank from May 26, 1939. BAR. S.L. Frank Papers. Box 4. (In Russian)

Letter of N.A. Berdyaev to S.L. Frank from September 7, 1938. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1. (In Russian)

Letter of N.A. Berdyaev to S.L. Frank from October 6, 1938. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1. (In Russian)

Letter of N.A. Berdyaev to S.L. Frank of June 15, 1939. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1. (In Russian)

Letter from S.L. Frank to N.A. Berdyayev from June 13, 1939. BAR. S.L. Frank Papers. Box 1. (In Russian)

Frank, S. L. Lecture III. BAR. S.L. Frank Papers. Box 11. (In Russian) Frank, S. L. "Dokazatel'stvo bytiya Boga; Ontolog[icheskoe] dokaz[atel'stvo] bytiya Boga" [Proof of the existence of God; Ontological proof of the existence of God], ed. by T. Obolevich and A.S. Tsygankov, Filosofskii zhurnal /Philosophy Journal, 2017, Vol. 1, pp. 89-98. (In Russian)

Frank, S. L. Svet vo t'me [The Light Shines in the darkness]. Moscow: Faktorial Publ., 1998. 256 pp. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.